четверг, 12 июля 2012 г.

Бронеавтомобиль "Волк-Конвой": сделать за 10 дней!

В закрытой части салона "Технологии в машиностроении", прошедшего недавно в подмосковном Жуковском, весьма ограниченному кругу лиц была представлена новая разработка компании "ВПК" - бронеавтомобиль "Волк-Конвой" или, иначе, "Волк-К".
Один из вариантов бронеавтомобиля ВПК-3927 «Волк» на "ТВМ-2012"
 Этот броневик предназначается для перевозки  особоохраняемых лиц из числа высшего руководства государства. Идея создания машины подобного класса, была озвучена вице-премьером Дмитрием Рогозиным на выставке сухопутных вооружений EUROSATORY-2012 в контексте общего недовольства "сдачей позиций" в разработке и производстве броневиков зарубежным компаниям и разного рода совместным предприятиям  - намек на деятельность концерна "Оборонсервис" и противостояние группировок промышленности и Минобороны. В ходе беседы Рогозина с представителями "Компании "ВПК" был оглашен совсем недавний случай счастливого спасения не названных VIP-персон находящихся в броневике "Тигр" и угодивших под огонь из засады, которая была устроена бандой чеченских террористов. В последствии, эта история стала так же известна общественности со слов руководителя "Компании "ВПК" Дмитрия Галкина, сказанных в интервью программе "Генеральный план" ("Эксперт-ТВ") и затем из блога Дениса Мокрушина, продемонстрировавшего фотографии броневика после  его расстрела  бандитами. 
Командно-штабной бронеавтомобиль "Тигр", попавший в засаду террористов.
Вот на этом фоне, господином Рогозиным и было высказано весьма туманное пожелание, о желательности создания на базе "Тигра" спецмашины для поездок и сопровождения в опасных регионах политического руководства, а так же руководства военных и силовых структур. Так сказать, для замены бронированных "геленденвагенов" и "сабурбанов". Чуть позже, идея Рогозина была оформлена в виде устного поручения. При этом, руководство "Компании "ВПК" пошло на беспрецедентный маркетинговый шаг - было решено провести работы выполнить поручение вице-премьера за срок в менее 10 дней! Прямо как когда-то в войну... Так делали танки и самоходки по поручению Сталина. По первоначальным планам, машина должна была быть выполнена на шасси все того же "Тигра", однако расчеты показали, что обеспечить требуемый уровень защиты, разместить все оборудование и обеспечить комфортные места для пассажиров в "Тигре" не удастся. По этому, за основу была взята более тяжелая платформа от "ВПК" - шасси автомобиля с повышенным уровнем баллистической и противоминной защиты "Волк". Тому же способствовало и то обстоятельство, что "Волк" изначально задумывался не как БТР ( а "Тигр" это все же БТР, хоть и маленький), а как полноценный автомобиль класса MRAP. Оборудование "Волка-К" впечатляет: тут и новейшие системы защищенной связи, системы постановки помех радиовзрывателям, атиснайпер по звуку, антиснайпер по оптике и еще многое другое. Все это соседствует с уровнем комфорта представительского лимузина. Выставка в Париже вела свою работу с 11 по 15 июня. Выставка в Жуковском открывалась 27 июня. За это короткое время был выполнен гигантский объем работы. Не все удалось выполнить в штатном варианте - часть оборудования было просто смакетировано. Однако и то что было проделано - впечатляло. Гендиректор "Компании "ВПК" Дмитрий Галкин был доволен - машина произвела должный эффект на заказчика, представители   ФСО, ФСБ, ВВ МВД, ФГУП Охрана, ГУВО, режимные территории (в смысле бывшее 8 ГУ МВД) покорно притопывали, спешили посмотреть, пощупать новую чудо-машину. Однако первым лицам ведомств "Волк-К" еще не "светили" - да их и не было просто  на "танковом МАКСе". Насколько такой "директивный метод" раздачи проектов полезен Отечеству сказать сложно, однако вот что можно сказать наверняка, так это то, что наша российская "оборонка" может работать не только хорошо, но и, если потребуется, то и очень быстро.
По сообщению нашего собственного корреспондента на "ТВМ-2012" Сергея Т.

Израиль создаcт танк с лазерной пушкой

 Руководство ЦАХАЛа планирует к 2020 году разработать для израильских военнослужащих новый основной боевой танк, который придет на замену танкам Merkava. Как сообщает The Jerusalem Post со ссылкой на бригадного генерала Йигаля Словика, новый танк может получить электромагнитную или лазерную пушку.
По словам Словика, современное лазерное и электромагнитное оружие обладает слишком большими размерами для танков. В будущем габариты таких пушек могут существенно уменьшиться.
Помимо электромагнитной или лазерной пушки новый танк может получить гибридную силовую установку. Благодаря мощным аккумуляторным батареям запас хода перспективного танка будет существенно выше, чем у существующих образцов.
По информации издания, броня на новых танках, по всей вероятности, будет сравнительно легкой. Основную защитную функцию планируется возложить на системы активной танковой защиты, которые Израиль с недавних пор принял на вооружение. В 2011 году система активной защиты Trophy успешно отразила гранатометный снаряд, выпущенный по танку Merkava в районе Сектора Газа.
В настоящее время наиболее современным танком на вооружении ЦАХАЛа является Merkava Mk4, принятый на вооружение в 2003 году. В общей сложности на вооружении Израиля стоят свыше 1500 танков Merkava различных поколений.
Разработкой электромагнитного оружия также занимаются в США. В феврале 2012 года американские военные приступили к испытаниям промышленного прототипа рельсотрона разработки BAE Systems. Такими пушками, в частности, планируется оснащать эсминцы типа "Зумвалт" ВМС США.
Источник

Комплексные аппаратные связи КАС-ТМ

Видеопрезентация систем комплексных аппаратных связей от омского радиозавода им. А.С.Попова.
Были представлены на выставке "Технологии в машиностроении-2012" в Жуковском.

Т-64, Т-72 или Т-80? Что лучше?

Григорий Малышев
Специально для сайта «Отвага»

От редакции сайта "ОТВАГА": материал дается в порядке дисскусии. Мы с удовольствием разместим взвешенные работы, опровергающие или подтверждающие точку зрения автора данной публикации.
 
На военных форумах и тематических статьях в последнее время стало очень модным осуждать Советскую армию и в частности одновременное нахождение в серийном производстве сразу трех основных боевых танков, обладающих почти одинаковыми боевыми и техническими свойствами, но имеющих при этом различную конструкцию и разную номенклатуру З/Ч, что затрудняло их освоение, обслуживание и ремонт. Результатом развития всей этой троицы как известно стали основные боевые танки семейства Т-90 «Владимир» основной платформой для создания которых стала база танка Т-72БМ, производство и модернизация которого ведется и по сей день. Однако сама мысль о том, какой танк из этих «трех богатырей» является самым лучшим, интригует. В интернет сообществе сегодня отношение к этим трем танкам примерно следующее: основная часть это фанаты газотурбинного танка Т-80, особенно самой «крутой» его модификации Т-80УМ1. Имеет свою небольшую долю поклонников и Харьковский Т-64. К Нижне-Тагильскому Т-72 отношение обычно сдержанно-презрительное как к грубой и примитивной железной «танчюге» второй линии. Этому отношению очень поспособствовало и неудачное применение Иракских Т-72М против сил коалиции во время операции «Буря в пустыни» в 1991-м году. Что ж, попробуем разобраться, для чего возьмем и подробно сравним конструкцию, сильные и слабые стороны трех близких по временному периоду и достаточно распространенных модификаций этих танков: Т-64БВ, Т-72Б и Т-80БВ. 
Танк Т-64БВ


Огневая мощь:

Основное вооружение всех трех танков представлено в лице модификаций 125мм гладкоствольной пушки – пусковой установки семейства Д-81. 2А46М-1 у Т-64БВ, 2А46М у Т-72Б и 2А46-2 у Т-80БВ. Все три пушки обладают почти одинаковыми БТХ и считаются одними из самых мощных танковых пушек в мире. Так что отдать пальму первенства пушке какого то конкретного танка нельзя.

Основные типы снарядов этих орудий: БОПСы или бронебойные оперенные подкалиберные снаряды. Самые мощные из них: ЗБМ-44 «Манго» с сердечником из вольфрама и ЗБМ-33 с сердечником из обедненного урана способны с дистанции 2000 м пробить вертикально стоящую броневую плиту толщиной соответственно 500 мм и 560 мм. Кумулятивные снаряды ЗБК-18М пробивают 550-мм бронеплиту. Еще есть осколочно-фугасные снаряды типа ЗОФ-19, разрушительное действие которых хорошо известно тем, кто видел кадры обстрела Белого дома.

Если орудия у этих танков почти одинаковые, то система управления огнем и комплекс управляемого вооружения (КУВ) отличаются весьма существенно. Самый точный танк по артиллерии – Т-80БВ. Мягкая подвеска, обеспечивающая плавных ход и наличие автоматизированной СУО 1А33 «Объ» позволяет этому танку вести эффективный огонь с хода по движущийся цели с самых сложных условиях. Наводчику необходимо лишь измерить расстояние до цели и удерживать на ней перекрестие прицела. Цифровой баллистический вычислитель с помощью датчиков входной информации рассчитывает поправки и через стабилизатор 2Э26М удерживает пушку в нужном положении для производства прицельного выстрела. Т-64БВ имеет такую же СУО 1А33 «Объ» как и танк Т-80БВ, такой же стабилизатор 2Э26М, но точность его стрельбы из за более жесткой и примитивной ходовой заметно хуже чем у восьмидесятки. Т-72Б вообще не имеет автоматизированной СУО. Его прицельный комплекс 1А40-1 имеет только баллистический поправочник, а потому по точности стрельбы по движущимся целям и на большие расстояния он уступает и Т-64БВ, и Т-80БВ. Однако у Т-72Б есть и преимущество: намного более совершенный двухплосткостной стабилизатор вооружения 2Э42-1 «Жасмин», показатель точности слежения за целью которого значительно превосходит возможности стабилизаторов 2Э26М танков Т-64БВ и Т-80БВ. Потому Т-72Б может прицельно стрелять на большей скорости, чем его оппоненты. Этому же способствует и мягкая, современная ходовая часть.

Теперь перейдем к комплексу управляемого вооружения. Т-64БВ и Т-80БВ оснащены управляемыми ракетами КУВ 9К112 «Кобра». Этот комплекс позволяет производить прицельный пуск ракет с хода на дальность до 4000м. Максимально возможен пуск и на 5000м. Ракета пробивает 700мм бронеплиту. Минус комплекса в не очень точной радиолокационной системы наведения в следствии большого рассеивания радиолуча. Т-72Б имеет более совершенный ракетный комплекс 9К120 «Свирь» Комплекс так же позволяет производить прицельный пуск ракет на дистанции 100-4000м и 5000м максимально, но при этом имеет высокоточную лазерную полуавтоматическую систему наведения. Ракета пробивает до 750мм брони. Минус в невозможности прицельного пуска ракет с хода, но в целом ракетный комплекс Т-72Б более совершенный, чем у его оппонентов и позволяет покрошить врага еще до его подхода на дальность действительного артиллерийского огня.
Еще одна важная составляющая огневой мощи танка – его техническое зрение. Существует распространенное мнение о том, что одна из основных причин неудач Иракских Т-72М в боях с коалиционными «Абрамсами» и «Челенджерами» это отсутствие автоматизированной СУО. Дескать, были бы там Т-64БВ или Т-80БВ, то они бы все эти «Абрамсы» там пожгли. Весьма наивное суждение. Иракским Т-72М в условиях открытого пространства пустыни и полного господства в воздухе авиации противника с том числе и «НАП» — непосредственной авиационной поддержки, ловить там было просто нечего. Большинство из них было уничтожено авиацией или просто брошено экипажами и потом добито войсками коалиции. Тем Т-72М, которым удалось выжить и вступить в дуэль с «Абрамсами» одержать победу в первую очередь мешало очень плохое ночное зрение и устаревшие снаряды. С сожалением стоит признать, что комплект инфракрасных приборов ночного виденья танка Т-72Б довольно таки плох. ТКН-3 и 1К13-49 обеспечивают предельную дальность обнаружения/опознавания цели типа «танк» ночью не более 600-1300м в пассивном или активном режимах. Это раза в 2-3 меньше, чем имели современные ему западные танки, оснащенные тепловизорами. Спешу разочаровать любителей Т-80БВ и Т-64БВ. Их приборы командира: ТКН-3В и наводчика: ТПН149-23 видят примерно так же как и приборы Т-72Б – 600-1300м. Исключение небольшое количество последних Т-80БВ. Так что надо полагать, что окажись Т-80БВ в той специфичной ситуации, в которой оказались Иракские Т-72М в 1991 году – результаты ночных боев были бы не сильно лучше. Вообще все три танка по возможностям ночного зрения примерно соответствуют старым танкам 50-х: Т-55/62, которые задавали жару Израильским «Центурионам» и М48 в ночных боях в войне 1967 года и Т-10М. Видимо почивание на лаврах привело к тому, что такому важному параметру на протяжении многих лет не уделяли должного внимания.
Танк Т-72БА
 Еще один важный аспект – система заряжания и боекомплект. Все три танка имеют автоматы заряжания. Наиболее совершенный АЗ танка Т-72Б. Он вмещает 22 выстрелов, имеет компактные размеры и более высокую живучесть. Скорострельность 6-8 выст/мин. Его минус в том, что заряжание происходит в два приема т.е. пробойник ходит два раза: сперва снаряд, потом заряд, но это не более чем эксплуатационная характеристика не оказывающая на боевые свойства танка никакого влияния. Т-64БВ и Т-80БВ оснащенные менее совершенными МЗ корабельного типа с вертикально стоящими зарядами, плохо приспособленными к компоновке в обитаемом боевом отделении танка. Вместимость 28 выстрела. Скорострельность та же: 6-8 выст/мин. Плюс в том, что заряжание происходит в один прием – снаряд и заряд одновременно подаются в зарядную камору. Общий боекомплект 45 выстрелов у Т-72Б, 38 у Т-80БВ и 36 у Т-64БВ. Тут очевидный лидер Т-72Б.
Последний абзац в данном разделе – вспомогательное вооружение. Оно у всех трех танков состоит из спаренного с пушкой 7,62мм пулемета ПКТ и зенитной установки с 12,7мм крупнокалиберным пулеметом НСВТ. Эта установка смонтирована на наблюдательном комплексе командира. По спаренному с пушкой пулемету все три танка абсолютно равны. В тоже время зенитная установка ПЗУ-5 танка Т-64БВ с 12,7мм пулеметом НСВТ намного совершеннее, чем зенитная установка «Утес» танков Т-72Б и Т-80БВ. ПЗУ-5 имеет дистанционное управление с рабочего места командира танка и не требует его высовывания из люка для стрельбы. Установка «Утес» танков Т-72Б и Т-80БВ открытого типа с ручным приводом.

Т-64БВ
Т-72Б
Т-80БВ
+ Автоматизированная СУО
+ Мощное орудие.
+ Совершенная зенитная   установка.
+ Возможность пуска управляемых ракет с хода.

- Плохое ночное зрение.
- Неэффективный стабилизатор 2Э26М.
- Малая вместимость МЗ.
- Не вполне эффективный КУВ.
- Малый боекомплект.

+ Мощное орудие.
+ Эффективный стабилизатор 2Э42-1 «Жасмин».
+ Высокоточный и пробивной КУВ.
+ Удачный АЗ

- Плохое ночное зрение.
- Примитивная СУО.
- Малая вместимость АЗ
- Примитивная зенитная установка.
- Нет возможности пуска управляемых ракет с хода.

+ Автоматизированная СУО
+ Мощное орудие.
+ Возможность пуска управляемых ракет с хода.

- Плохое ночное зрение.
- Неэффективный стабилизатор 2Э26М.
- Малая вместимость МЗ.
- Не вполне эффективный КУВ.
- Примитивная зенитная установка.


Защищенность:
Разделим ее на несколько абзацев: Защита лба, защита борта, защита кормы, защита верхней полусферы, живучесть при пробитии брони, тепловая сигнатура танка и уровень шума производимый танком при работе.
Защита лобовой проекции лучше всего у танка Т-72Б. Она обеспечивается многослойной броней корпуса и башни, элементами полуактивного бронирования и комплексом навесной динамической защиты «Контакт-1». Что и говорить, а по защищенности Т-72Б в момент своего появления был одним из самых мощных танков в мире, да и сегодня его бронирование все еще вполне на уровне. Его минус в расположении элементов ДЗ на лобовой части башни: просто на самой броне, прилегая к ней. Несколько хуже в этом плане Т-80БВ, который тоже имеет многослойное бронирование, но не имеет полуактивного бронирования. В тоже время элементы комплекса ДЗ на башне танка Т-80БВ расположены намного лучше: клином. И последним в списке идет Т-64БВ. Имеет многослойное бронирование и ДЗ, расположенную по типу танка Т-80БВ, т.е. клином, но уступает Т-80БВ и Т-72Б по толщине брони. Полуактивной защитой так же не располагает.
Защита борта башни всех трех танков обеспечивается за счет неимоверной толщины ее брони и комплекса динамической защиты «Контакт-1». Тут в лидерах Т-72Б и Т-80БВ. Защита же борта корпуса наиболее мощная у Т-72Б. Она обеспечивается собственно броней борта, бортовыми противокумулятивными резинотканевыми экранами, элементами ДЗ «Контакт-1» размещенными на этих экранах и закрывающими почти весь борт до самой кормы (за исключением небольшого сектора в районе МТО) и опорными катками оптимального диаметра, которые экранируют нижнюю часть борта напротив боеукладки в АЗ не закрытую экраном. Все это позволяет танку Т-72Б вполне уверенно чувствовать себя в бою в городе при высокой насыщенности его средствами борьбы с танками: РПГ и ПТРК. При наличии исправных экранов и исправных элементов ДЗ этот танк почти неуязвим от огня большинства таких средств в лобовую и бортовую часть корпуса и башни. Минус в том, что элементы ДЗ Т-72Б крепятся непосредственно на бортовой экран, что приводит к некоторому его загибанию вовнутрь, но это опять же не оказывает никакого влияния на боевые свойства танка. Однако выглядит такая конструкция как минимум не эстетично. Вторым идет Т-64БВ. У него тоже есть противокумулятивные экраны, на которых закреплены специальные силовые экраны, на которых в свою очередь уже закреплены элементы ДЗ «Контакт-1». Плюс такого технического решения в том, что борт Т-64БВ в отличие от Т-72Б выглядит ровным и опрятным — «бронированным». Минус у этого танка в том, что его очень небольшие по диаметру тарелочки опорных катков плохо экранируют борт ниже экрана напротив боеукладки МЗ. Сам же борт толщиной 70-80мм (на уровне тяжелых танков 2-й мировой войны) не способен противостоять удару ПТУР или реактивной гранате современного РПГ. Хуже всего с защитой борта у танка Т-80БВ. Его бортовые экраны вообще не имеют элементов ДЗ! Только на надгусеничных полках. Броня самого борта такая же как у Т-72Б и Т-64БВ. Опорные катки меньшего диаметра, чем у Т-72Б и оставляют приличные открытые зоны ниже противокумулятивного экрана.
Защита кормы башни очень плохая у всех трех танков и является их самым уязвимым местом. Защита кормы корпуса хуже всего у Т-80БВ которая из за его газотурбинного двигателя имеет большие каналы воздуховодов. Через них в двигатель теоретически может залететь осколок или пуля. Бронирование кормы Т-72Б и Т-64БВ сплошное, оно лучше, но все равно оставляет желать много лучшего.
 Сверху все три танка защищенные хорошо где то до половины их длины. Дальше все становится очень плохо. Плюс плохая защита у люков мехвода.
По живучести в лидерах уже в который раз Т-72Б. Его АЗ карусельного типа очень компактный, расположен у днища, где он спереди защищен мощнейшей лобовой броней, с боков броней борта, экранами с ДЗ и опорными катками, сзади МТО и двигателем. МЗ танков Т-64БВ и Т-80БВ с вертикально стоящими зарядами имеют намного большую площадь проекции и куда более уязвимы. Пробитие борта корпуса напротив МЗ сразу приведет к удару по боекомплекту со всеми вытекающими последствиями. Сделать это легче чем с Т-72Б: у Т-80БВ нет элементов ДЗ на бортовом экране, у Т-64БВ они есть, но ниже экрана худосочные тарелочки почти не закрывают борт. В тоже время необходимо отметить, что в случае детонации боекомплекта экипаж всех трех танков гибнет мгновенно. Не является исключением и Т-72Б. Эта ахиллесова пята отечественных танков к сожалению не преодолена и по сей день.
По тепловой сигнатуре «проблемы» у Т-72Б – его выхлоп идет на левый борт, а не назад.
По уровню шума в лидерах с большим отрывом Т-80БВ. Спереди шума его двигателя почти не слышно. «Шепчущий смертью» в этом плане выгодно отличается от своих дизельных собратьев Т-72Б и Т-64БВ.
В целом по общему уровню защищенности и живучести лучший танк — Т-72Б. Второе и третье место делят Т-80БВ и Т-64БВ. Расположение боеукладки в боевом отделении вместе с людьми, без какой либо ее защиты на сегодняшний день считается анахронизмом.
   
Т-64БВ
Т-72Б
Т-80БВ
+ Мощное лобовое бронирование.
+ Хорошее размещение элементов ДЗ на башне.
+ Полное прикрытие лба и борта корпуса и башни элементами ДЗ.

- Уязвимый МЗ.
- Отсутствие полуактивной брони.
- Слабая защита кормы башни и корпуса.
- Плохая защита борта корпуса нижепротивокумулятивного экрана.
+ Мощное лобовое бронирование.
+ Полуактивная броня лобовой части.
+ Полное прикрытие лба и борта корпуса и башни элементами ДЗ.
+ Хорошо продуманная защита борта корпуса и башни.

- Слабая защита кормы корпуса и башни.
- Выхлоп на левый борт.
- Не очень удачное размещение элементов ДЗна лобовой части башни.
+ Мощное лобовое бронирование.
+ Низкий уровень шума.
+ Хорошее размещение элементов ДЗ на башне.

- Уязвимый МЗ.
- Отсутствие полуактивной брони.
- Слабая защита кормы башни и корпуса.
- Отсутствие ДЗ на бортовых экранах корпуса и как следствие слабая его защита.
- Большие каналы воздуховодов в кормовой части корпуса.
  
Подвижность, эксплуатабельность, комфорт:
Самый просторный и комфортабельный: Т-72Б. Плоский АЗ этого танка обеспечивает вполне приемлемое пространство внутри. При желании в башне даже можно лечь спать, предварительно сняв ограждение пушки. Есть проход в отделение управления. Однако органы управления Т-72Б в башне размещены менее удобно чем в Т-80БВ или Т-64БВ. У всех трех танков одна болезнь – при положении пушки прямо и нулевом угле ее возвышения механик-водитель не может через свой люк покинуть танк. Если в мирных условиях еще можно постоянно держать башню чуть повернутой, то в бою это не всегда возможно. При невозможности выхода через свой люк, механик-водитель Т-72Б может спокойно вылезти через один из двух башенных люков. В танках Т-80БВ и Т-64БВ неудачный МЗ полностью перекрывает проход из отделения управления в боевое отделение. Что бы образовать проход необходимо вынуть кассеты из МЗ. Сделать это со своего места механик-водитель не может. Такая конструкция и компоновка БО танков Т-64БВ и Т-80БВ стоили жизни не одному механику-водителю. В боевом отделении Т-80БВ и Т-64БВ так же намного теснее, чем в Т-72Б. Справедливости ради стоит отметить, что по внутреннему пространству даже Т-72Б сильно уступает западным танкам с их брутальными башнями.
По максимальной скорости лидер Т-80БВ. Мощный газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100л.с. обеспечивает этому танку скорость в 70-80км/ч по шоссе. Возможности Т-72Б с двигателем В-84-1 в 840л.с. и Т-64БВ с двигателем 5-ТДФ в 700л.с. тут куда скромнее: 60км/ч и 60,5км/ч соответственно. В тоже время по динамике разгона с места самый лучший Т-72Б. «Паровозного» крутящего момента почти 40-литрового V12 хватает, что бы уже с низких оборотов рвануть 44,5-тонную махину с места с неплохим ускорением и поддерживать приличную среднюю скорость на пересеченной местности. Т-80БВ имеет лучшую управляемость и тоже может быстро ехать по «пересеченке», но по динамике с низких скоростей уступает Т-72Б из за того, что его турбина не имеет жесткой связи с выходным валом. С одной стороны это преимущество – танк не заглохнет, даже если упрется в стену. С другой стороны динамика разгона несколько «резиновая». В аутсайдерах Т-64БВ. Турбопоршневой двигатель пусть и в 700л.с. очень малого объема явно страдает дефицитом крутящего момента, особенно на малых оборотах и плохо приспособлен к тому, что бы тягать 42,4-тонный танк. Даже установка 1000-сильного двигателя 6-ТД на Т-64БМ не дало ему преимущества в динамике и средней скорости перед Т-72Б. Управление у всех трех танков устарелое – БКП давно вышли из моды. В тоже время модифицирование их с применением «робота» для переключения передач вполне может дать множество преимуществ перед обычным, съедающим мощность, сложным и дорогим «автоматом-гидротрансформатором» западных танков.
Двигатели. Пальму первенства делят ГТД-1000ТФ Т-80БВ и В-84-1 Т-72Б. За первым высокая мощность, плавность, низкий уровень шума и отличные пусковые характеристики. За вторым надежность и отличная тяга. Из недостатков: дороговизна и боязнь пыли газотурбинного двигателя Т-80БВ и сложность в монтаже/демонтаже дизеля Т-72Б. Хуже всех – турбопоршневой 5-ТДФ танка Т-64БВ. Имеет хорошую габаритную мощность, но крайне капризный, нетяговитый, любящий «жрать» масло, ненадежный и склонный к перегреву двигатель. Его еще один плюс – относительно быстрая замена.
Ходовые. Лучшая у Т-80БВ и Т-72Б. Отдать первое место кому то конкретно затруднительно. У Т-80БВ чуть по плавней ход, у Т-72Б лучшая защита борта за счет больших катков и лучше держит подрывы на минах. Обе отлично держат гусеницу. В обслуживании не напрягают. На этом фоне ходовая Т-64БВ – жесть. Чем то напоминает ходовую танка КВ-1 «Призрак», но в отличии от последнего сделана гораздо хуже. Очень тонкие тарелочки опорных катков, которых даже не удосужились одеть в резину плохо распределяют давление на гусеницу. Маневрирование на тяжелых грунтах, а так же наезд краем гусеницы на высокое препятствие легко приводит к сбрасыванию гусеницы. При этом выворачивает надгусеничные полки со всем их содержимым и, если гусеница слетела вовнутрь, то может повредить элементы ходовой части. Буксировать танк со слетевшей гусеницой проблематично. Опорные катки вязнут в земле. По жесткости ходовая примерно на уровне Т-72Б, но скрипит и лязгает при движении куда сильнее последнего.
   
Т-64БВ
Т-72Б
Т-80БВ
+ Хорошая габаритная мощность двигателя.
+ Быстрота замены двигателя.

- Низкая динамика разгона.
- Невысокая средняя скорость движения.
- Неудачная ходовая часть.
- Капризный и ненадежный двигатель.
- Теснота внутри.
- МЗ отделяет боевое отделение от отделения управления.
- Склонность к перегреву.
- Трансмиссия устаревшая.
+ Хороший, мощный и тяговитый двигатель.
+ Отличная ходовая часть.
+ Относительно просторно внутри.
+ Приличная динамика разгона.
+ Общая надежность танка.

- Трудоемкость замены двигателя.
- Трансмиссия устаревшая.

+ Мощный и тихий двигатель.
+ Отличная ходовая часть.
+ Высокая скорость.
+ Отличная управляемость.

- Очень дорогой двигатель.
- Боязнь пыли и песка.
- Трансмиссия устаревшая.
- Теснота внутри.
- МЗ отделяет боевое отделение от отделения управления.
  
Баллы выставляются по 10-ти бальной шкале. При этом высший 10-й бал присваивается в том случае, если какой-либо параметр соответствует наивысшему показателю в мировом танкостроении (например броня лба Т-90М «Тагил» соответствует баллу «10», а броня лба Т-26 баллу «0»). Сразу оговорюсь, что танков даже самого последнего поколения, способных набрать более 200 балов еще не существует.
  

Т-64БВ
Т-72Б
Т-80БВ
Пушка
8
8
8
Эффективность СУО
7
4
7
Эффективность КУВ
7
8
7
Дневное техническое зрение
8
8
8
Ночное техническое зрение
3
3
3
Командная управляемость
3
3
3
Защита лба башни
7
8
7
Защита борта башни
8
8
8
Защита кормы башни
2
2
2
Защита лба корпуса
7
8
7
Защита борта корпуса
7
8
6
Защита кормы корпуса
3
3
2
Максимальная скорость
8
8
10
Разгонная динамика
7
9
9
Средняя скорость на местности
7
8
10
Плавность хода
7
8
9
Проходимость
8
10
10
Условия работа экипажа
5
6
5
Живучесть танка при пробитии брони
4
6
4
Выживаемость экипажа при воспламенении БК
3
3
3
Экплуатационная надежность
5
8
7
Итого:
124
137
135
Из 220 возможных
   
В итоге с небольшим отрывом от Т-80БВ лидирует Т-72Б. Он же является самым дешевым танком из троицы. Видимо не зря именно его базу выбрали для развития.


Сайт "ОТВАГА"

Модернизированное боевое отделение БМП-2 разработки ОАО «КБП»


И.В.Степаничев, Н.И.Хохлов
Журнал «Обозрение армии и флота» №1 / 2012 г.

 В настоящее время уровень развития бронетанковой техники во многом определяет боевой потенциал Сухопутных войск страны. Боевые машины пехоты являются наиболее массовым видом техники Сухопутных войск. Постоянное обновление парка боевых машин осуществляется путем разработки новой и модернизации существующей бронетанковой техники. 
Жизненный цикл бронемашин достаточно продолжительный и составляет 30-40 лет. Во многих странах мира проходит модернизация основного парка боевых машин. В США производилось переоснащение боевых машин пехоты «Bradley» М2А2 до уровня М2А3.
Российская боевая машина пехоты БМП-2 – основная боевая машина сухопутных войск многих стран мира – была принята на вооружение в 1980 году и превосходила большинство зарубежных аналогов по своим боевым характеристикам. В настоящее время БМП-2 по бронезащищенности и ходовым качествам в основном соответствует современным требованиям.
Анализ состояния и тенденций развития вооружения и систем управления огнем показывает, что наблюдается отставание комплекса вооружения БМП-2 от современного уровня, причем по нескольким направлениям:
• Неавтоматизированная система управления огнем (СУО) БМП-2 (отсутствие бортового вычислителя, современных прицелов, автомата сопровождения) не позволяет вести точную стрельбу и ограничивает эффективную дальность стрельбы из 30-мм пушки 1100-1400 м. Большие ошибки при стрельбе с ходу обусловлены недостаточной точностью стабилизации линии визирования, реализуемой жестко связанным с оружием прицелом БПК-2-42.
• Стрельба управляемым вооружением с ходу и на плаву невозможна из-за проводной линии связи ПТУР «Конкурс».
• ПТУР «Конкурс» имеет низкую скорострельность из-за необходимости перезаряжания пусковой установки. В процессе перезаряжания происходят большие потери времени и имеется опасность поражения заряжающего осколками или огнем стрелково-пушечного вооружения.
• Стрельба ночью может производиться только автоматической пушкой и пулеметом ПКТ на дальности не более 800 м.
• Стрельба 30-мм снарядами автоматической пушки с настильной траекторией не позволяет поражать залегшую и укрытую в окопах и траншеях живую силу.
• Стрельба по средствам воздушного нападения, осуществляемая с помощью ракурсного прицела 1П3-3, по существу ограничивается созданием психологического эффекта: вероятность поражения типовой воздушной цели не превышает сотых долей.
Огневая мощь боевой машины определяется комплексом вооружения, и наиболее высокий прирост боевой эффективности достигается именно при его совершенствовании. БМП-2 имеет большой потенциал развития комплекса вооружения. Задача повышения огневой мощи существующих БМП, обеспечивающей их превосходство над всеми существующими образцами, решена в ОАО «Конструкторское бюро приборостроения».
Причем переоснащение осуществляется на базе серийной башни БМП-2 с автоматической пушкой 2А42 (при сохранении корпуса и внутренней компоновки башни) в короткие сроки. В конструктивном плане это заключается в следующем:
• размещение по бортам башни двух бронированных пусковых установок ПТУР «Корнет-Э», каждая на две готовых к пуску ракеты, с автономными электромеханическими приводами наведения по вертикали;
• установка 30-мм гранатомета с автономным приводом от пушки и магазином питания до 300 гранат;
• установка на месте прицела БПК-2 комбинированного прицела наводчика с независимой системой стабилизации линии визирования, включающего визирный оптический, тепловизионный и лазерный дальномерный каналы, а также канал наведения управляемой ракеты;
• установка цифрового бортового вычислителя с системой датчиков;
• установка телетепловизионного автомата сопровождения;
• установка панорамического прицела командира с независимой системой стабилизации линии визирования, включающего телевизионный и лазерный дальномерный каналы.
Масса дополнительно устанавливаемого оружия и оборудования не превышает 500 кг, из них около 260 кг приходится на дополнительные боеприпасы: ПТУР и 30-мм гранаты.
Следует особо отметить реализованный принцип модульности построения предлагаемого боевого отделения. В условиях жестких ограничений на выделяемые на модернизацию средства заказчик может по собственному усмотрению выбирать вариант комплектации: частичная или полная комплектация. Дополнительно устанавливаемые прицельное оборудование и вооружение (панорамический прицел командира, вторая пусковая установка ПТРК, гранатомет) располагаются на специально предусмотренных посадочных местах на бронеколпаке и соединяются с СУО кабелем, подведенным к соответствующим разъемам в броне колпака.
Модернизированное БМП-2 с новым боевым отделением Б05Я01 имеет ряд преимуществ по сравнению штатной БМП-2:
• За счет введения всесуточной СУО обеспечивается точная стрельба всеми типами боеприпасов, в том числе вновь разработанными, управляемым и неуправляемым вооружением, по подвижным и неподвижным целям, поражение всей номенклатуры целей с места, с ходу и на плаву, днем и ночью, в том числе автоматической пушкой на дальностях до 4000 м, ПТУР «Корнет-Э» – до 5500 м и автоматическим гранатометом – до 2100 м.
• Повышение бронепробиваемости ПТУР «Корнет-Э» до 1000-1200 мм позволяет обеспечивать надежное поражение современных и перспективных танков, оснащенных динамической защитой («Леклерк», «Абрамс», «Леопард»). Кроме того, осколочно-фугасная боевая часть ракеты разрушает фортификационные сооружения и долговременные огневые точки из бетона. Поражение целей вне зоны эффективного ответного огня противника гарантирует победу модернизированных БМП-2 в бою с танками и БМП.
• Размещение на двух стабилизированных пусковых установках модернизированной БМП-2 четырех готовых к пуску управляемых ракет значительно повышает скорострельность при стрельбе ПТУР. При этом исключается необходимость перезаряжания ПУ ПТУР в ходе боя, что увеличивает выживаемость заряжающего и боевой машины в целом, поскольку она не останавливается для перезаряжания ПТУР, становясь хорошей мишенью на поле боя.
• Использование телетепловизионного автомата сопровождения цели позволяет увеличить точность сопровождения цели по сравнению с «ручным» режимом от трех до шести раз. Человек исключается из контура наведения, результаты стрельбы становятся независимыми от психофизического состояния наводчика, что особенно важно в стрессовых условиях боя. Точное сопровождение цели становится технически гарантированной характеристикой, что позволяет снизить требования к уровню подготовки наводчиков и сократить срок их обучения. Автомат сопровождения целей придает СУО принципиально новое качество, обеспечивая реализацию принципа «выстрелил–забыл» при стрельбе управляемой ракетой. При этом значительно сокращается стоимость ракеты по сравнению с ракетой, оснащенной головкой самонаведения, которая выполняет функцию автомата сопровождения.
• Возможность стрельбы ПТУР «Корнет» с превышением над линией визирования практически исключает обнаружение ракеты противником.
• Лазерная система управления ПТУР с телеориентированием ракеты в луче лазера гарантирует высокую помехозащищенность от всех видов организованных помех, поскольку источник помех не может находиться в тылу БМП и иметь те же кодовые посылки.
• Для преодоления системы активной защиты целей и гарантированного поражения особо важных целей обеспечивается залповая стрельба двумя ПТУР «Корнет-Э» в одном лазерном луче.
• Существенное повышение точности стрельбы автоматической пушки и гранатомета всеми типами боеприпасов обеспечивается за счет учета наиболее важных факторов стрельбы: дальности до цели (измеряемой лазерным дальномером или вводимой вручную), скорости и направления движения боевой машины и цели, скорости ветра, температуры и давления воздуха, температуры заряда, отклонения начальной скорости снаряда от номинального значения, угла места цели, углов крена и тангажа, углов вылета снаряда. При этом осуществляется автоматическая выработка установок на стрельбу за счет введения в контур стрельбы цифрового бортового вычислителя.
• Эффективная дальность стрельбы 30-мм снарядов автоматической пушки увеличивается с 1100-1400 м до 1800-2000 м.
• Существенно повышается эффективность зенитной стрельбы БМП-2: вероятность поражения при стрельбе автоматической пушки по типовым воздушным целям типа «вертолет», «самолет-штурмовик» повышается более чем на порядок и приближается к вероятности поражения специализированных зенитных ракетно-пушечных комплексов ближнего рубежа при значительно меньшем расходе боекомплекта. Таким образом успешно реализуется принцип универсализации БМП путем придания зенитных свойств, причем без дополнительных затрат.
• Эффективно поражается живая сила на дальностях до 2100 м, в том числе за складками местности и в окопах за счет использования оружия с низкой баллистикой (автоматический гранатомет АГ-30М) с новыми гранатами ГПД-30.
• Возможности боевой работы командира машины расширяются за счет установки телевизионного панорамического прицела с техническим зрением, причем впервые на БМП. Командир имеет круговое по горизонту поле обзора, в вертикальном направлении угол обзора увеличен до 60°, максимальная угловая скорость линии визирования возрастает с 5-6 до 20 градусов в секунду. Это позволяет увеличить поток обнаруженных боевой машиной целей в 2,5 раза, повысить точность целеуказания наводчику в 10 раз, полностью дублировать его работу и осуществлять в автоматическом режиме стрельбу по воздушным целям.
Модернизация БМП-2 соответствует требованиям, предъявляемым к перспективным боевым машинам пехоты, на ближайшие 20-30 лет, а модернизированная боевая машина БМП-2 может успешно эксплуатироваться до 2030-2040 годов.
Проведенная модернизация БМП-2 носит системный характер и приводит не просто к улучшению отдельных технических характеристик комплекса вооружения, но позволила создать машину с принципиально новыми боевыми качествами, успешно конкурирующую на рынке вооружения с зарубежными аналогами.
В связи со значительно меньшими массами и габаритами боевых модулей, устанавливаемых на боевые машины типа БМД, БТР, составляющие основу бронетехники ВДВ, СВ и МВД РФ, а также зарубежные боевые машины подобного типа (приведены на фото), предлагается модернизировать их по сокращенному варианту. ОАО «КБП» разработало одноместное боевое отделение на базе и с использованием элементов Б05Я01. Переоснащение можно производить в ходе планового капитального ремонта боевых машин.
Расчеты по оценке эффективности действия модернизированной и штатной БМП-2 в бою как при автономных действиях, так и поддержке танков показали, что при равном уровне вероятности выполнения боевых задач необходимое количество машин может быть сокращено примерно в 3,8 раза.
Модернизированная БМП-2 по боевому могуществу выходит на уровень, превосходящий уровень лучших современных боевых машин пехоты: «Bradley» (США), «Marder» (Германия). Технические решения, заложенные при создании боевого отделения Б05Я01 позволяют БМП-2 превзойти по боевому потенциалу американскую боевую машину пехоты «Bradley» M2A2 в 2,4, а ее последнюю модернизацию М2А3 – в 1,87 раза при значительно меньшей стоимости переоснащения.
Новый комплекс вооружения является составной частью боевого отделения Б05Я01, которое в составе БМП-2 прошло все виды испытаний по программам, согласованным с МО РФ, с положительными результатами. В настоящее время в ОАО «КБП» производится серийный выпуск модернизированного боевого отделения БМП-2.
Основу парка боевых машин легкой категории по массе в Сухопутных войсках некоторых иностранных государств составляют боевые машины пехоты БМП-2, производство которых осуществляется на местных заводах.
В настоящее время боевое отделение Б05Я01 серийно производится с 2008 года и поставляется Инозаказчикам.
Таким образом, преимуществом боевых машин пехоты БМП-2, оснащенных боевым отделением Б05Я01, является высокая огневая мощь и отработанная технология работ при модернизации БМП-2. При этом переоснащение боевой машины может проводиться не только на серийных, но и на ремонтных бронетанковых заводах.

Военная история в музеях Хабаровска

Специальный фоторепортаж  
Кирилла Колесниченко
 для сайта 
Хабаровск неоднократно получал статус самого благоустроенного города России – порядок, ухоженность и чистота центральной части города приятно удивляют всех, кто приехал сюда впервые. Это в полной мере относиться и к культуре – в городе много хороших и действительно интересных музеев, в том числе и военных. При этом основные музеи города компактно сосредоточены в одном районе – рядом с набережной Амура в центральной части города.
 С точки зрения военной истории наиболее интересен музей Восточного военного округа (бывший музей Краснознаменного Дальневосточного военного округа). Музей расположен в отдельном здании и имеет небольшую прилегающую территорию с выставкой вооружения и техники.
Сама экспозиция организованна в хронологическом порядке – от истории освоения Дальнего Востока до современности. Внутри много интересных и уникальных экспонатов – образцы вооружения, униформы, различные диорамы, модели техники, фото и документы. Из наиболее интересных обновлений – экспозиция, посвященная Квантунской армии и вооруженным силам Японии в годы Второй Мировой, а также японским военнопленным на Дальнем Востоке и в Сибири в послевоенные годы.
Цитирую информацию с одного из стендов, посвященному японским танкам: «на танках видны бревна для самовытаскивания и мешки с углем. Уголь требовался для японской жаровни «хибати», с помощью которой в ночное время прогревали корпус под двигателем танка для его оперативного пуска».
 Еще один интересный стенд посвящен вкладу военных в экономическое и социальное освоение региона – оторванность от центра страны и нехватка демографических ресурсов делали армию и флот важнейшим ресурсом для развития экономики и социальной сферы региона: «Большой вклад в развитие народного хозяйства Дальнего востока внес личный состав Особых колхозного и строительного корпусов и железнодорожных войск.
 35 тысяч военнослужащих ОКДВА, уволенных в запас в период с 1932 по 1939, остались жить на Дальнем Востоке. Они приняли активное участие в строительстве промышленных предприятий, создании совхозов и колхозов.
Солдаты и офицеры, строившие Байкало-Амурскую магистраль, эту дорогу не выбирали, а восприняли ее как приказ Отечества. И построили весь восточный БАМ – от станции Тында до города Комсомольска-на-Амуре.
 Военные железнодорожники за 10 лет отсыпали более 220000000 кубометров грунта; построили 1277 мостов, в том числе 50 больших и 526 средних и малых, уложили 1149 километров главного пути и 332 километра – станционных, проложили более 1800 километров кабельных линий связи.
Вот информация со стенда, посвященного дальневосточной военной промышленности в годы войны. Цитирую: «На смену тех, кто ушел на войну, в цеха заводов пришли домохозяйки, служащие и подростки. Работы велись круглосуточно, по часовому графику, день и ночь. Норму выполняли на 200-300 процентов. Заработанные на них деньги перечислялись в фонд обороны. На средства трудящихся и воинов Дальнего Востока были построены эскадрильи и звенья боевых самолетов «Хабаровский комсомол», «Хабаровский пионер», «Комсомольск», «Советское Приморье», «Советский Сахалин», танковые колонны «Амурский рыбак», «Хабаровский комсомол» и многие другие.
 В Хабаровском крае многие предприятия уже в августе-декабре 1941 года поставляли фронту мины, минометы, а также продовольственные товары и многое другое, в чем нуждалась действующая армия. Только в хабаровском крае за годы войны были построены 20новых промышленных предприятий и транспортных сооружений. Был досрочно пущен металлический завод «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре. В целом за 1941-1945 гг. объем валовой продукции только в Хабаровском крае возрос в 1,5 раза, в т.ч. по предприятиям машиностроения в 2.5 раза. Оборонная промышленность Дальнего Востока за период войны выросла в 5 раз.
 Одной жизнью с народом, жизнью трудной, напряженной, полной самоотверженности и неброской героики жил в годы Великой Отечественной войны Дальневосточный фронт – фронт невоюющий. Фронт приграничья, фронт – часовой. Фронт-строитель и пахарь.
Подразделения ДВФ участвовали в строительстве железнодорожных линий Хабаровск–Ургал и Комсомольск–Советская Гавань, в прокладке нефтепровода Оха–Комсомольск. Были введены в действие шоссейные дороги общим протяжением 417 км, построены 492 км гравийных и улучшенных грунтовых дорог. Тысячи солдат, сержантов и офицеров в период весенней страды и на уборке урожая работали в колхозах и совхозах.
 На полях и в мастерских трудились по 1500–2000 воинов. Значительно расширялась и улучшалась хозяйственная деятельность военных совхозов Дальнего Востока. Лишь за три месяца 1943 года на плановое снабжение войск поступило 179 480 центнеров картофеля, сами справлялись с заготовкой сена, ежегодно заготавливали 40-60 тысяч тонн. Трудовой подвиг дальневосточников высоко оценила Родина. За доблестный труд в годы великой Отечественной войны тысячи рабочих, колхозников, инженерно-технических работников были награждены орденами и медалями. Среди них были и воины-дальневосточники».
В наружной экспозиции представлена бронетехника, артиллерия, автомобили. Наиболее интересными экспонатами являются два танка МС-1,в разное время восстановленные и доставленные в музей,– четко видна совершенно разная ходовая часть этих машин и различная имитация вооружения. Кроме того, тут можно увидеть довольно редкий БТ-7, а также в целом стандартный для окружных военных музеев набор танков – ИС-3, Т-34-85, Т-54, Т-62М, Т-80БВ и БМП-1.
 «Пятьдесятчеверка» довольно редкой модификации – образца 1946 года с т.н. «заманами» в передней и задней частях башни. (Кстати, фото этой машины попало в монографию М.Б. Барятинского о Т-54 в журнале «Бронеколлекция»).
Из орудий интересна 203 мм гаубица Б-4 на гусеничном ходу – ее размеры особенно хорошо видны при сравнении со стоящим рядом МС-1, а также 152 мм гаубица-пушка Мл-20 и гаубица Д-20. Полковая РСЗО «Град-1» на базе ЗИЛ-131 также довольно редко встречается в музейных экспозициях.
 Кроме того, тут же экспонируется истребитель МиГ-19 и зенитная ракета комплекса С-75. Самый необычный экспонат – штабной вагон постройки начала века. В годы гражданской войны на Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. он находился в распоряжении Военного министерства и Главнокомандующего Народно-революционной армией Дальневосточной республики. В 30-е годы вагон был в распоряжении командующего Краснознамённой Дальневосточной армией Маршала Советского Союза В.К. Блюхера.
Прямо напротив военного музея находятся краеведческий музей и музей искусства. Нельзя обойти вниманием тот факт, что для первого из них в дополнение к старому зданию был построен новый корпус-событие, очень нечасто встречающееся в современной России, и свидетельствующий об ответственном отношении местных властей к истории и культуре.
Рядом с краеведческим музеем выставлены несколько орудий периода освоения Дальнего Востока Российской империей, а в самом музее помимо разнообразной информации о геологии, флоре, фауне, истории и культуре можно узнать много интересного о военной истории региона, в особенности о периоде революции и Гражданской войны. В музее находится панорама, показывающая бои под Волочаевкой.
 Неподалеку от краеведческого музея расположен памятник генерал– губернатору Муравьеву-Амурскому (это памятник хорошо известен россиянам, поскольку именно он изображен на пятитысячной купюре), чуть ниже находится памятник капитану Якову Дъяченко – одному из тех, кто осваивал эти земли. 31 мая 1858 года солдаты 13-го Сибирского линейного батальона под командованием Дъяченко высадились на берегу Амура, начав строительство военного поста Хабаровка, который стал городом Хабаровском. Памятник был открыт 30мая 2008 года в честь 150-летия со дня образования города. Четырёхметровый монумент изготовил московский скульптор Александр Рукавишников. Поскольку портрет Якова Дьяченко до нас не дошел, автор памятника создал собирательный образ военного-первопроходца XIX века. На месте высадки солдат тоже установлен памятный монумент. Немного дальше – небольшой обелиск в честь солдат и офицеров, погибших в локальных войнах и конфликтах.
У штаба Восточного военного округа по улице Серышева на постаменте установлен еще один МС-1, а чуть дальше – два 45-мм противотанковых орудия.
Напротив здания штаба располагается, как гласит вывеска «Офицерский клуб 9 граммов». Что-ж, можно добавить – хорошо, что его не назвали 9 граммов в сердце!

вторник, 10 июля 2012 г.

Новейшие российские тепловизоры улучшат характеристики Т-90 и БТР-82


 Давно уже не секрет, что в тепловизионной техники Советский Союз, а затем Россия отставали от своих зарубежных конкурентов. Например, создание танка нового поколения "Боксер" тормозилось, в частности,  еще из-за того, что характеристики тепловизоров не оправдывали ожидания создателей систем управления огнем.
 Почему так произошло - тема для отдельной публикации, но если говорить о прицелах бронетехники, то  к началу 90-х годов у нас был создан тепловизионный прицел первого поколения "Агава-2".  По сравнению со старыми ночными прицелами, он был лишен многих недостатков, присущих инфракрасным прицелам. В частности, работа "Агавы" не ухудшалась в плохие погодные условия, прицел не "слеп" от вспышек выстрелов, ему не нужна была внешняя подсветка, которая демаскировала танк.
 Вообще же, наличие на отечественной бронетехнике больших инфракрасных прожекторов стало выглядеть анахронизмом. На новых западных танках они исчезли еще в конце 70-х годов прошлого века.
Планировалось, что новыми прицелами будут оборудованы,  прежде всего, танки Т-80У и Т-80УК. Однако жесточайший экономический кризис  с почти нулевым финансированием оборонки привел к тому, что выпуск нового на то время оборудования не удалось организовать. Промышленность успела выпустить ограниченное количество "Агава-2", которые на командирских версиях Т-80УК успели попасть в войска и даже пошли на экспорт.
Отказ от газотурбинного направления в отечественном танкостроении привел к тому, что тепловизионные прицелы "Агава-2" стали устанавливать на новые тогда основные боевые танки Т-90. Правда, и на уральских  машинах тепловизоры были установлены в мизерных количествах.
 В конце 90-х годов экспортная модификация омского Т-80У принимала участие в греческом тендере.  Российским танкостроителям предоставилась прекрасная возможность сравнить отечественную технику с западной. И, если по многих характеристикам "восьмидесятка" была вровень со своими визави или превосходила их, то по системам управления огнем, в частности, по теплотехнике  было отставание.
 Нельзя было сказать, что отечественные разработчики сидели без дела, но даже новый российский тепловизор "Ноктюрн" не ликвидировал отставание.
 И стоит ли удивляться, что вначале на экспорт в Индию российские Т-90 пошли с импортными прицелами. Новые Т-90А в российскую армию поступали вообще без тепловизоров. Затем они стали также комплектоваться импортной техникой.
 И вот, похоже, зависимости от импорта приходит конец.  Как сообщает корпоративный сайт Открытого акционерного общества  "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (ОАО КМЗ), в рамках Международного Форума "Технологии в машиностроении – 2012" состоялась презентация опытных образцов новых изделий: танкового тепловизионного прицела наводчика "Ирбис-К" и командирского комбинированного прицельно-наблюдательного комплекса "Агат-МДТ".
 Как было заявлено,  "Ирбис-К" создан с использованием отечественного матричного фотоприемного устройства и, по крайней мере, по мнению специалистов, данный тепловизор не хуже импортного, используемого на танке Т-90А. Ожидается, что "Ирбис-К" будет запущен в серийное производство уже в 2013 году.  
  Что касается командирского комбинированного прицельно-наблюдательного комплекса "Агат-МДТ",  то его выпуск начнется уже в  конце текущего года.