вторник, 24 июля 2012 г.

Forecast International считает, что гусеничная бронетехника остается на рынке «конкурентоспособной и динамичной»

 Вопреки желаниям российского Министерства обороны о переводе большей части бронетехники на колеса, международное аналитическое агентство Forecast International считает, что гусеничная бронетехника остается на рынке «конкурентоспособной и динамичной».
 В своем ежегодном анализе «Рынок легких гусеничных машин группа Forecast International Weapons сообщает, что по их оценкам до 2021 года рынок произведет почти 9300 единиц техники на сумму более $ 19,7 млрд.
  По данным исследования международный рынок легких гусеничных машин остается весьма конкурентоспособной и динамичной средой.
  Дин Локвуд (Dean Lockwood), аналитик Forecast International по системам вооружения, отмечает, что с точки зрения абсолютного объема, китайский бронетранспортер (БТР) Type 90 и боевая машина мотопехоты (БММП) Type 90 представляют собой машины, объем серийного производства которых в прогнозируемый период будет самым большим. НОАК стандартизирует свои машины Type 90 как БТР и БММП, и Forecast International ожидает, что суммарное производство этих машин будет составлять около 41 процента всех новых легких бронированных гусеничных машин во всем мире, и их выпуск к 2021 году займет около 9 процентов рынка.
  При этом на новое производство машин высокого класса, таких как немецкая БМП Puma будет приходиться лишь 10,9 процента всего рынка за прогнозируемый период. Локвуд говорит: «По нашим оценкам эта программа займет 59,5 процентов от общего объема легких гусеничных машин на рынке к 2021 году». Он добавляет: «Для большинства стран расходы, связанные с модернизацией и усовершенствованием легких гусеничных машин высокого класса не идут ни в какое сравнение с перспективами новых закупок».
  Продолжающиеся инвестиции армии США в поддержание и модернизацию существующего парка БМП Bradley, которую планируется провести к 2017 финансовому году, в настоящее время составляют лишь 5 процентов от стоимости всего нового производства легких гусеничных машин, которое планируется развернуть по всему миру к 2021 году. "Пока из анализа этого рынка ясно, что продление срока службы существующего парка боевой машины пехоты Bradley в армии США по-прежнему занимает шестое место среди самых дорогих программ, касающихся легких гусеничных машин на международном рынке", сказал Локвуд.
Хотя почти вся находящаяся сегодня на вооружении легкая гусеничная техника выпущена во время холодной войны, Локвуд говорит, что она далека от состояния, когда ей место будет только на свалке. Эта техника хорошо зарекомендовала себя на современном асимметричном поле боя.

Военные эксперты в шоке: китайцы удивили мир еще одной неожиданной боевой машиной

  Китай демонстрирует свой особый, национальный подход к созданию бронетехники. Если большинство ведущих стран стремятся к унификации и уменьшению парка боевых машин, то в Поднебесной пошли свои путем. Там одновременно производятся два основных боевых танка. Стремительно увеличивается количество типов легких танков. Так морская пехота получила плавающий ZBD-2000 (она же боевая машина огневой поддержки морской пехоты) со 105 мм пушкой. Благодаря наличию мощных водометов у нее значительно улучшены характеристики передвижения по водной поверхности.
Плавающий ZBD-2000 (Отвага2004)
  Рассказывают, что венесуэльские военные были так впечатлены этим танком, что решили закупить его для своих морпехов.
  Совсем недавно мы уже рассказывали о новом легком танке, который был создан специально для горных частей. Об этой машине известно мало, и у нее совершено отличная от ZBD-2000 ходовая часть с изменяемой гидропневматической подвеской.
"Горный" танк
  И вот совершенно недавно под пристальные взгляды трейнспоттеров попала совершенно новая боевая машина, которая была создана на базе китайской боевой машины десанта ZLC-2000. По разговорам, многие российские эксперты, с кем довелось общаться автору, шокированы увиденным. Некоторые уверены, что данное фото - очередная китайская мистификация. Другие, наоборот, считают, что наряду с машиной управления и самоходным противотанковым ракетным комплексом китайские ВДВ должны получить и машину огневой поддержки десантников.
  Скорей всего, этот легкий танк получит 105-мм низкоимпульсную нарезную 105-мм пушку, приспособленную для запуска противотанковых управляемых ракет, клонированных с российских изделий. Автоматизированная система управления огнем, скорей всего, будет заимствована с того же танка морской пехоты. Разумеется, имея ограничения по массе, данная машина получит небольшой боекомплект (порядка двух десятков) снарядов и ракет.
Легкий танк для ВДВ (militaryparitet.com)
  Если данная машина успешно выдержит испытания, то наверняка мы еще не раз увидим ее не только на железнодорожных платформах, но и в официальных китайских СМИ. Благо внешний вид своей военной техники местные военные, как правило, особо не секретят.

понедельник, 23 июля 2012 г.

Украинские независимые эксперты признают проблемы с производством танков БМ "Оплот"

Украинские независимые эксперты признают проблемы с производством танков БМ "Оплот" на харьковском заводе транспортного машиностроения имени В.А.Малышева.
  26 июня 2012 года в Харькове проводился третий по Украине международный круглый стол "Воспитание добродетели и борьба с коррупцией в оборонных структурах: опыт Украины". Его организаторами выступили "Центр исследования армии, конверсии и разоружения" и , что весьма показательно, Офис связи НАТО в Украине. Информация об этом мероприятии была опубликована в "Живом журнале" Андрея Тарасенко, который на своем сайте выложил тексты докладов некоторых участников этого круглого стола. Особое внимание заслуживает речь Владимира Чернышова - доцента Института танковых войск при НТУ ХПИ , в который, в частности, он заявил буквально следующее: "Сегодня нам говорят о контракте на 49 «Оплотов» для Таиланда как о громадном достижении. Согласитесь, для советского «Завода имени Малышева» - это смешно, а для украинского – проблемы…" Стоит отметить, что ранее, руководство "Укрспецэкспорта", непосредственно ХЗТМ им.Малышева, а вместе с ними и большинство украинских, так называемых "независимых" экспертов отказывались признавать проблемы с производством танков БМ "Оплот" по экспортному контракту для вооруженных сил Таиланда, который уже неоднократно находился под угрозой срыва. Руководство "Укрспецэкспорта" , не смотря на наличие подписанного контракта, не может внятно сказать каковы  реальные сроки его исполнения. Так, 22 декабря прошлого года, присутствовавший на церемонии передачи 10 модернизированных танков Т-64 в ВС Украины, заместитель генерального директора ГП "Укрспецэкспорт" Владимир Куратченко заявил, что контракт на танки "Оплот" для Таиланда будет выполняться "в двенадцатом, тринадцатом, а скорее всего еще и в четырнадцатом году..." Сообщение Владимира Чернышова в очередной раз дает повод для прогноза возможного срыва сроков поставки. В прочем, для ВПК Украины, производственный брак и не выполнение сроков контрактных обязательств уже вполне нормальная практика. Стоит вспомнить историю сдачи иракскому заказчику БТРов, изготовленных на том же ХЗТМ. Еще ни одна партия не была при этом принята иракской стороной без замечаний и в установленные сроки. Более того, по информации, оглашенной не так давно в своем интервью каналу "Эксперт-ТВ" генеральным директором российской компании "ВПК" Дмитрием Галкиным, Украина, задержала поставки партии БТРов в Ирак на целый год.

Продается танк "Отважный"

  Просматривая почту, в рассылках натолкнулся на занятное объявление. В он-лайн магазине военного антиквариата WW2 выставлен на продажу танк Т-34/76 образца 1941года.

   Макет танка, выпуска до 1942 года , оснащенный,  так называемой, узкой сварной башней с 76-мм орудием - внешне полностью соответствует танкам применявшемся  РККА в первой половине Великой Отечественной войны и создан с использованием оригинальных узлов и агрегатов  военного периода, таких как: левая и правая части башни, вверх башни с одним люком, качающейся  части 76-мм пушки Ф-34, лобовые детали и кормовая часть корпуса, фрагменты ходовой части (гусеничные ленты, опорные катки с балансирами и шахтами балансиров, направляющие и ведущие колёса, отбойники, механизмы натяжения гусениц), крыша моторно-трансмиссионного отделения с люками, фрагменты нижних и верхних бортов.
Недостающие фрагменты (боковые листы, днище, крыша), а так же силовой каркас корпуса над гусеничной полкой изготовлены в наще время в полном соответствии с настоящими заводскими чертежами.
       Таким образом, полноразмерный макет танка Т-34-76 на 80% состоит из оригинальных фрагментов. Его общий вес составляет от 18-20 т. при боевой массе 27 т .
    Основой для создания данного макета послужили детали танка “Отважный”, который был подбит в марте 1942 года вовремя Ржевско - Вяземской наступательной операции.
   Данный макет может быть установлен на постаменте в виде памятника.
   В комплекте прилагаются реставрационные документы.
   Отрадно, что российский рынок , в части предметов коллекционирования боевой техники, постепенно приходит в цивилизованное русло.
 P.S. Для желающих сделать это полезное приобретение, остается сообщить стоимость. Она не так уж и велика по современным меркам - 5 504 000 рублей. Спрашивать тут.

пятница, 20 июля 2012 г.

Знаменитому советскому конструктору танков Леониду Николаевичу Карцеву исполняется 90 лет

21 июля исполняется 90 лет Леониду Николаевичу Карцеву — легендарному советскому конструктору танков. Под его непосредственным руководством отечественное танкостроение в послевоенные годы обеспечивало нашей стране в условиях «холодной» войны международный военный паритет.

При разработке танков он чутко реагировал на веление времени и военных угроз со стороны вероятных противников, последовательно внедряя передовые конструктивные решения. К ним относятся противоатомная защита танков, стабилизация вооружения, ночные приборы наблюдения и прицеливания, оборудование для преодоления водных преград по дну и ряд других прогрессивных технологий и конструкций, которые значительно опережали технические решения зарубежного танкостроения.

Им был положен научно-технический задел в создании одного из самых массовых за всю историю танкостроения танка Т-72, признанного лучшим танком мира второй половины XX века.
Справочно

Леонид Николаевич Карцев родился в селе Скомово Гаврилово-Посадского района Ивановской области в крестьянской семье.

По окончании средней школы в 1939 г. он поступил в Ивановский энергетический институт. После окончания второго курса института Леонид Николаевич был призван в армию и в августе 1941 г. стал курсантом танкового училища в г. Саратове. В 1942-м году он с отличием оканчивает Саратовское танковое училище, затем работает в военной приемке на Горьковском автозаводе. Вскоре Карцев был направлен на фронт, где воевал в составе 45-й гвардейской танковой бригады 1-й танковой армии под командованием М. Катукова, которая принимала участие в Проскурово-Черновицкой, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях

Войну Леонид Карцев прошел в должности помощника командира танковой роты по технической части, а окончание войны Л.Н. Карцев встретил под Берлином в качестве командира роты технического обеспечения, где проявил себя как перспективный инженер.

Боевые заслуги Карцева были отмечены орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина» и другими.

В военные годы Леонид Николаевич досконально изучил устройство отечественных танков и танков наших союзников, ознакомился с конструкцией боевых машин Германии. В это же время он приобрел бесценный опыт по эксплуатации, ремонту и восстановлению танков в условиях войны, что в дальнейшем позволило ему успешно решать сложные задачи по созданию образцов бронетанковой техники, обладающих высокой надежностью и ремонтопригодностью.

В августе 1945 г. он поступает на инженерный факультет Военной академии бронетанковых и механизированных войск, где под руководством высококвалифицированных специалистов изучает дисциплины по теории, конструкции и расчету танков и их механизмов. В1949 году, окончив академию с золотой медалью, Леонид Николаевич в составе группы из пятнадцати выпускников получает назначение в конструкторское бюро (КБ) Уральского танкового завода в Нижнем Тагиле (завод № 183). Он попадает в группу трансмиссии, руководителем которой тогда был один из основных разработчиков трансмиссии танка Т-34, лауреат Сталинской премии Абрам Иосифович Шпайхлер, а главным конструктором завода — один из создателей легендарного танка Т-34 Герой Социалистического труда А.А. Морозов.

В марте 1953 года Карцев назначается главным конструктором Уральского танкового завода. Леониду Николаевичу в это время был всего 30 лет. Он становится самым молодым среди танковых главных конструкторов.

Под его руководством был создан ряд образцов отечественной бронетанковой техники, а именно танки Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, ракетный истребитель танков ИТ-1, а также получен научно-технический задел по созданию танка Т-72, получившего признание не только в нашей стране, но и за ее пределами. Все перечисленные работы, как правило, начинались Карцевым в инициативном порядке.

Отметим, что первая серия танков Т-54 была выпущена еще в 1946 году и направлена в части 5-й гвардейской танковой армии. Однако вскоре из войск начали поступать рекламации на машину. Учитывая это, Иосиф Сталин дал указание остановить производство танка с сохранением выплаты заработной платы рабочим и инженерам, и в двухлетний срок провести работы по улучшению конструкции и повышению технологичности производства танка. Благодаря этому производство танков Т-54 не только возобновилось, а стало нарастать с каждым месяцем, и Советская Армия получила на вооружение танк, верой и правдой прослуживший целых 40 лет!

Танк Т-54 образца 1951 года получил распространение за пределами СССР и производился по лицензии в Польше, Чехословакии и Китае.

Создавая танк Т-55, Карцев впервые в мире подошел к созданию танка как к комплексной многофункциональной боевой машине. Ему удалось найти «золотое сечение» в связке: двигатель, силовая передача, ходовая часть. Это обстоятельство сыграло важнейшую роль в развитии советских танковых войск на десятилетия вперед. Поэтому, несмотря на солидный возраст, и в настоящее время танки Т-55 состоят на вооружении Вооруженных Сил России Украины, а также Израиля, КНДР, Индии и еще многих стран Восточной Европы, Азии и Африки.

Леонид Николаевич всегда старался быть на самых передовых рубежах науки и техники. Это он выступил инициатором создания 115-мм гладкоствольной танковой пушки и установки ее в танк Т-62.

Следует отметить, что в 1962 году на одном из опытных танков вместо дизеля в КБ Уралвагонзавода был применен газотурбинный двигатель. Это был первый в мире танк с такой моторно-трансмиссионной установкой, позволивший практически оценить некоторые свойства этого типа двигателей при их установке в танк. Опытный образец танка получил обозначение «Объект 167Т», ставший прообразом хорошо известного сегодня танка Т-80.

Глубокое понимание основных тенденций развития и творческий подход к разработке позволили. Карцеву за короткий срок создать семейство танков с высокими боевыми и техническими характеристиками, находящимися на уровне того времени, и подготовить предпосылки для создания танков нового поколения.

Если оценивать по критерию «эффективность-стоимость», то танк Т-72 сравнить не с чем. В настоящее время советской танк Т-72 остается лидером по числу вариантов модернизации и является «знаковым» для танкостроения последней четверти XX столетия.

Имя Леонида Николаевича Карцева вписано в когорту замечательных советских танковых конструкторов. Его имя известно во всем мире, а дела его являются гордостью страны.

Китайский совершенно секретный "горный танк" вновь попал под объективы трейнспоттеров

 Первым в Рунете фото данной машины разместил у себя отслеживающий китайскую военную тематику Navigator.
 
 Тогда же на сайте "Вестника Мордовии" были высказаны предположения, что, по всей видимости, речь идет о легком танке или специально созданной для действий в горных условиях боевой машине.
 На фотографии можно было разглядеть корпуса танков. Шестиопорное шасси с тремя поддерживающими роликами оборудовано изменяемой гидропневматической подвеской. Видно, что танк почти "лежит днищем" на железнодорожной платформе. Такая регулируемая подвеска очень пригодится в горных условиях, это существенно повысит мобильность и даже выживаемость танка в боях.
 Кстати, японские и корейские танки, т.е. "родом" из стран с преимущественно горными районами, давно оборудуются такими управляемыми подвесками. И при создании своей боевой машины китайцы, разумеется, учли чужой опыт.
 Сделаем еще одно предположение: инженеры и конструкторы Поднебесной использовали возможность скопировать элементы ходовой части проданных им Россией боевых машин комплекса "Тор - М1".
 В последнее время опять же в Сети были публикации, что российские инженеры помогали китайцам разрабатывать гидропневматическую подвеску. Правда, не ясно, использовалась ли эта разработка на данной машине.
 Для удобства транспортировки у танка сняты бортовые экраны, и поэтому не видно, какая дополнительная защита на них размещена.
 И вот более чем за полгода декабрьская информация стала забываться. Однако китайцы, по всей видимости, ведут активную доработку данной боевой машины.
 
 На новых фото, появившихся в Сети, вновь заметно, что у танка хорошо укрыта башня.  Судя по всему, на машине стоит командирский панорамный прицел. Не исключено, что в разработке системы управления огнем использовался опыт создания СУО для новейшего танка Тип 99А2. Можно предположить, что орудие калибра 125-мм. Хотя на приведенном ниже рисунке изображена 105-мм пушка.
 
 Разработка нового танка свидетельствует о том, что Китай продолжает активно работать над техникой для сухопутных войск. При этом он не стремится к полной унификации бронетанкового парка. Поэтому для морской пехоты создан свой легкий танк с упором на улучшенные характеристики передвижения по морю, а для частей, находящихся в горной местности, создается совершенно другая боевая машина.
Читать полностью

Модернизация СУО российских танков

В предлагаемой ниже статье специалисты ВНИИТрансмаш - ведущего института промышленности в области разработок бронетанковой техники, ведут речь о концепции модернизации СУО российских танков, реализованной в дальнейшем при выполнении ОКР "Бурлак" и "Прорыв-2", а так же, отчасти, и в ОКР "Армата".
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСОВ УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТАНКОВ
И.А. Крюков, В.Н. Лукьянов, Н.А. Лукьянов, В.Я. Соколов
(ВНИИтрансмаш)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды девятой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2006г., C.218-221

  В настоящее время основу танкового парка РФ составляют образцы, закупленные еще во время существования СССР. Если при разработке они по своему потенциалу не уступали ни одному из аналогов передовых танкопроизводящих стран, то сейчас образовалось их су­щественное отставание.
Проведенная в последние годы модернизация отечественных танков позволила дос­тичь относительного паритета с зарубежными машинами, однако ряд недостатков все равно остаются. Одним из них является разунифицированность боевых отделений танков типа Т-72, Т-90 и Т-80. Понимая это, Минобороны РФ рассматривает в качестве приоритетного направления дальнейшей модернизации танкового парка России создание унифицирован­ного для всех типов танков боевого отделения (УБО) с оснащением его современными ком­плексами управления огнем, защиты и управлением взаимодействия в составе АСУ танко­вого батальона. Это, по расчетам специалистов, позволит выйти нашим танкам на техни­ческий уровень, соответствующий глубокой модернизации зарубежных образцов, например, танка США MlA2SEP При разработке УБО наиболее принципиальным вопросом, по нашему мнению, яв­ляется выбор комплекса управления огнем (КУО).
  В составе современных российских танков находятся три основных комплекса - 1А40, 1А38,1А45 и их различные модификации.
  Комплекс 1А45, считавшийся до настоящего времени самым современным, разработан в начале 80-х годов, т.е. более 20 лет назад, и представляется значительно устаревшим. Выполненная силами предприятий бронетанковой отрасли модернизация комплекса 1А45 для танков Т-80У и Т-90 (индекс 1А45-1) за счет усовершенствования его составных частей - прицелов наводчика и командира, баллистического вычислителя, стабилизатора вооруже­ния, и ввода в его состав устройства учета изгиба ствола и датчиков, позволяющих в автома­тическом режиме учитывать износ канала ствола, продольную и поперечную составляющие скорости ветра, давление и температуру воздуха, повысила точностные и эксплуатацион­ные характеристики КУО и увеличила дальность действительной стрельбы из танков с ходу.
Однако и комплекс 1А45-1, принятый на вооружение в 2005г., уступает современным зарубежным КУО. Основными причинами отставания являются:
- исчерпанный запас по модернизации базового КУО 1А45, что связано с устаревши­ми принципами его построения;
- отсутствие в составе комплекса тепловизионных прицелов наводчика и командира, что исключает возможность всесуточного применения вооружения с высокой эффективнос­тью;
-  недостаточный уровень характеристик точности стрельбы с места и с ходу; особен­но при стрельбе в ночных условиях.
  В настоящее время возобновлены работы по созданию КУО на базе танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), разработка которого была приостановлена в 1996 году по экономическим мотивам. При бесспорно прогрессивных технических решениях, вне­дряемых в КУО с ТИУС, такой комплекс также не лишен недостатков, в частности устарев­шая элементная база и полная зависимость боевого функционирования КУО в целом и его составных частей от безотказности работы ТИУС.
  Модернизация КУО танка Т-72 идет по пути использования в качестве основного прицела наводчика многоканального прибора, объединяющего оптический, тепловизион ный и дальномерный каналы, а также канал управления ракетой. В комплексе используются видеосмотровые устройства командира и наводчика, автомат сопровождения цели, обеспе­чивается возможность полномасштабного ведения огня командиром. При этом в танке со­храняется прицел комплекса 1А40-1 в качестве дублера. К недостаткам такого КУО можно отнести значительный размер выходного окна комбинированного прицела, снижающего живучесть танка, а также вызывает сомнение сохранение работоспособности и стойкости прицела при снарядном обстреле танка.
   Анализ созданных КУО, ведущихся разработок и научно-технического задела пред­ приятий оборонного комплекса, работающих в этой области, позволяет выработать прин­ципы построения перспективного комплекса управления огнем для УБО.
   Комплекс должен разрабатываться как компьютеризированная система, интегрирующая все ее функциональные части в целях автоматизации и оптимизации процессов управ­ления ими. Он должен быть выполнен, с одной стороны, с учетом самых передовых дости­жений науки и техники, в частности по элементной базе, но в то же время отвечать жестким требованиям отечественных стандартов по живучести и стойкости к внешним воздействи­ям, в том числе к снарядному обстрелу. Немаловажным фактором снижения уязвимости танков является минимизация габаритов выходных окон прицелов.
  Основой комплекса должна быть информационно-управляющая система, обеспечивающая работоспособность, взаимодействие и диагностику всех составных частей КУО. Для взаимодействия с КУО ТИУС должна сопрягаться с системами защиты танка - активной, противоминной, оптико-электронного подавления. ТИУС должна сопрягаться также с ап­паратурой системы автоматизированного управления тактическим звеном взвод - рота - батальон - дивизия. Для повышения надежности танка в бою ТИУС должен иметь частично децентрализованную структуру.
  Составные части КУО - системы, приборы и устройства, интегрированные в комплексе с помощью информационно-управляющей системы, строятся по принципу разумной автономности и самодостаточности в части обеспечения своей полной или частичной ра­ботоспособности независимо от работоспособности других частей.
   В прицелах, стабилизаторе вооружения, датчиковой аппаратуре используются новые физические принципы с широким применением микропроцессорных систем, однокристаль­ных микроЭВМ, микромеханических устройств.
Архитектура комплекса должна быть открытой и обеспечивать проведение его поэтапной модернизации.
  Для обеспечения широких поисковых возможностей и эффективной стрельбы прицелы как наводчика, так и командира танка должны иметь двухстепенную независимую стаби­лизацию полей зрения, оптический, телевизионный и тепловизионный каналы, лазерные дальномеры.
  Для повышения качества изображения, получаемого через комбинированные прице­лы командира и наводчика необходимо предусмотреть формирование на их видеосмотровых устройствах синтезированного телетепловизионного изображения.
  Для улучшения условий работы наводчика и уменьшения ошибки прицеливания, осо­бенно при стрельбе по целям, движущимся с большими скоростями, требуется включение в состав КУО автомата сопровождения целей, обеспечивающий захват изображения цели и ее автоматическое сопровождение.
При компоновке прицельного комплекса командира должен обеспечиваться достаточный сектор обстрела из закрытой зенитной пулеметной установки.
Основываясь на изложенных выше принципах построения, авторам представляется следующий состав перспективного КУО для УБО:
-          танковая информационно-управляющая система частично децентрализованной структуры с современным программным обеспечением;
-    основной прицел наводчика - многоканальный с двухстепенной независимой ста­билизацией поля зрения с оптическим и телевизионным каналами, информационным кана­лом управления ракетой, лазерным дальномером, построенный на новых физических прин­ципах, таких как индикаторный принцип стабилизации, вибрационные, твердотельные или лазерные гироскопы, цифровые датчики углового положения пушки, встроенная система автоматического измерения изгиба ствола;
- дополнительный прицел наводчика - тепловизионный с автономной двухстепенной независимой стабилизацией поля зрения;
- многоканальный панорамический прицел командира с двухстепенной независимой стабилизацией поля зрения с оптическим, телевизионным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером; в целях уменьшения габаритов тепловизионный канал может быть вынесен в отдельную головку;
-    прицел закрытой зенитной пулеметной установки для стрельбы по воздушным це­лям;
-    датчики автоматического учета топометеобаллистических условий стрельбы;
-    автомат сопровождения цели;
-   цветные видео смотровые устройства наводчика и командира, позволяющие воспроизводить как изображение полей зрения прицела, так и данных, получаемых по каналам АСУ танкового батальона;
-  двухплоскостной стабилизатор вооружения с электрическими приводами горизон­тального и вертикального наведения, с повышенной скоростью отработки в горизонтальной и вертикальной плоскостях наведения;
-     аппаратура комплекса управляемого вооружения;
-      система дистанционною подрыва осколочно-фугасных и шрапнельных снарядов.
  Приведенные принцип построения и состав комплекса управления огнем унифицированного боевого отделения в сочетании с усовершенствованием других систем и узлов танка по нашему мнению позволит достичь победы в дуэльном бою с лучшими зарубежны­ми танками.
  Авторы приглашают заинтересованных специалистов к выработке конкретных технических решений при создании перспективного комплекса управления огнем танка.
Структурная схема СУО "Калина" - один из ранних вариантов СУО разрабатывавшегося в рамках ОКР "Прорыв-2"