«С военными сотрудничали чуть ли не подпольно до тех пор, пока в Минобороны не сменилась власть»
Сенсацией будущего парада 70-летия Победы в Москве
уже сегодня стал новый российский танк Т-14 «Армата». Бурное обсуждение
новинки началось еще до ее официальной презентации, когда танк впервые
показался на публике в прикрытой чехлом броне. А его появление на
первой парадной репетиции в столице без маскировочного облачения вызвало
шквал публикаций в мировых СМИ. Все они практически единодушно назвали
«Армату» самым мощным и технологичным танком в мире.
Германская «Stern» отмечает, что Т-14 «Армата» — первая серьёзная
инновация, которая появилась в российских вооружениях со времён распада
СССР, благодаря которой российская армия шагнула далеко вперёд армий
других государств.
Примерно в таких же красках описывают
появление «Арматы» на московских улицах и американские СМИ: «Т-14
«Армата» является совершенно новым основным боевым танком, это
невероятная редкость для современного мира. В западных вариациях танков
есть значительные улучшения за последние десятки лет, однако их
конструкция по-прежнему остаётся неизменной. Российский Т-14 «Армата»
это совершенно новый подход и инновации, это прорыв. Такого танка нет ни
у кого».
Подобные оценки, конечно, приятны, однако не следует
забывать, что еще недавно появление этого танка было под большим
вопросом. Если бы не принципиальная позиция уральских танкостроителей и
нынешнего руководства Минобороны, этой машины нb мы, ни наша армия не
увидели бы никогда. И вот почему...
Сегодня в облике «Арматы»
многие специалисты рассмотрели черты более ранних разработок бронемашин,
известных как Т-95 «Черный Орел» и «объект 195», что вполне
закономерно. Еще с середины 1970-х годов во всем мире конструкторы
пытались подступиться к созданию принципиально нового танка, в СССР —
тоже. У нас эта тема имела название «Молот». Над машиной работа сразу в
трех КБ - Ленинградском, Нижнетагильском и Харьковском. По мнению
специалистов, самый неудачный образец был создан в Харькове, неплохая
машина получилась в Ленинграде, но дальше всех продвинулись в Нижнем
Тагиле, где сумели довести до конца проект, который был утвержден
военными.
Но с приходом в Минобороны Анатолия Сердюкова, ситуация
круто поменялась. 7 апреля 2010 года замминистра обороны, начальник
вооружения Владимир Поповкин официально заявил о прекращении
финансирования работ по «объекту 195», так как он, якобы, морально
устарел. Уральские такнкостроители были возмущены таким решением:
министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров
заявил тогда, что «Уралвагонзавод» не прекратит разработку «объекта
195», и будет проводить ее даже без денег Минобороны.
Так и
произошло: разработчики учли все претензии военных к «объекту 195», и на
его базе приступили к созданию «Арматы». С военными сотрудничали чуть
ли не подпольно до тех пор, пока в Минобороны не сменилась власть и новое руководство ведомства поддержало проект «Армата».
В
результате на «Уралвагонзаводе» сделали то, что не смогли ни в США, ни в
Германии, ни в Китае — создали первый серийный танк нового третьего
поколения. (Некоторые, правда, жаждут записать его в пятое — по аналогии
с самолетом 5-го поколения. Но это не так: на вооружении во всем мире
сегодня стоят танки лишь 2-го послевоенного поколения различных
модификаций — Авт.)
Особо следует отметить, что никаких импортных
блоков в новом танке нет. «Армата» - целиком российская машина. По тем
данным, что скупо просачиваются в прессу от специалистов, характеристики
ее действительно уникальны.
Экипаж танка, состоящий из трех
человек, размещен в бронекапсуле в передней части корпуса, которая имеет
многослойную бронезащиту, выдерживающую прямое попадание практически
всех снарядов. Кроме того, передняя полусфера прикрыта активной защитой,
способной сбить на подлете любой тип противотанкового боеприпаса, в том
числе подкалиберные снаряды, что ранее считалось невозможным в
принципе. Фактически танк имеет индивидуальную противоракетную и
противоснарядную оборону, защищающую машину от ударов, в том числе с
воздуха. И даже самый современный вертолет «Апач» не имеет стопроцентных
шансов уничтожить Т-14 ракетами.
У «Арматы» есть радар
самолетного типа, который нигде в мире еще не применяется. Благодаря ему
танк способен захватывать до 40 динамических и 25 аэродинамических
целей. Корпус машины напичкан видеокамерами, что позволяют экипажу
видеть обстановку вокруг на 360 градусов, а если потребуется, любой
отдаленный объект приблизить, рассмотрев в деталях с использованием
тепловизионного и инфракрасного видения в любых погодных условиях днем и
ночью.
Ранее все российские танки имели большой недостаток в
виде уязвимого боекомплекта, который увеличивал вероятность гибели
экипажа при взрыве. Теперь Т-14 имеет автомат заряжания нового типа с
отделенной от экипажа боевой укладкой, а центральный отсек, где
находится боекомплект, надежно защищен. Потому, как отмечают западные
СМИ, уровень безопасности при эксплуатации танка превосходит все
существующие в мире модели.
Вокруг большинства характеристик
«Арматы» пока сохраняется интрига — информация о них засекречена, так
как машина еще не прошла войсковых испытаний. Потому на параде в честь
70-летия Победы ряд элементов танка, возможно, будет закрыт
фальшпанелями, что вполне оправданно.Наверняка известно лишь то, что на Параде 9 мая новая машина будет представлена в количестве 10 единиц: в качестве боевого танка Т-14, а так же БМП, созданных на базе единой тяжелой гусеничной бронеплатформы «Армата».
Gur Khan: не совсем так это было, но по сути, то что гласит заголовок - это верно. Дело в том, что действительно при Сердюкове тему "С-88" и объект 195 закрыли, но открыли "Армату". Открыть то ее открыли, но потом все тянули и волынили, а пока Сердюкова и Макарова не скинули, эта тема оставалась без финансирования. Вот что я писал про это в 2011 году: "Больше двух лет длились баталии вокруг необходимости создания новой
тяжелой платформы для перспективной российской бронетанковой техники.
Развертывание опытно-конструкторских работ в этом направлении началось
еще весной прошлого года, после победы концепции УКБТМ в конкурсе
техпроектов. Однако только сейчас Генштаб соизволил утвердить программу" Это сообщение от 23 августа 2011г. С финансированием дело обстояло еще хуже...