среда, 17 августа 2011 г.

Минно-тральные страдания…. Часть I.


16 июля сего 2011 года на одной из станций наших необъятных железных дорог ценителем боевой техники и за одно фотографом по имени Тимур Геннадьевич был пойман в объектив весьма редкий «бронезверек» - новенькая бронированная машина разминирования БМР-3 следующая к месту прохождения службы с завода-изготовителя, коим является 103-й БТРЗ в поселке Атамановка Читинской области. Пикантность ситуации в том, что машина изготовлена в этом году. Почему пикантность? Обратимся в начале к истории… 






   История БМРов началась еще в 80-е годы ХХ века. Тогда неожиданно выяснилось что раскатывать по дорогам Афганистана весьма небезопасно да же на могучих танках, да же оснащенных  минными тралами – «духи» наловчились закладывать фугасы такой мощности, что катковые секции тралов улетали в небеса, а механики- водители получали тяжелые ранения и контузии, ибо взрыв происходил почти под самым днищем машины, а оно в отличие от лобовой брони, весьма и весьма тоненькое… Эти прискорбные факты и стали посылом к идее создания специализированной машины для траления мин, с повышенной стойкостью к близким подрывам.       
Подрыв на фугасе танка Т-62М, оснащенного навесным бульдозерным оборудованием.
  Справедливости ради, нужно отметить, что идея была не нова. К ней подступались еще в 60-е. Тогда были идеи сделать минный тральщик на шасси тяжелого танка Т-10 (но военные не пожалели использовать для этого дифицитные и дорогие шасси Т-10-го, хотя последний уже к тому моменту был прекращен в серийном производстве, а для ИМТ конструктора согласовывали с заводом использование оставшихся от серии «лишних» задельных корпусов), потом на шасси тяжелых самоходов ИСУ-152 (оказалось, что весь запас этих машин, выпущенных в 1944-45гг был в абсолютно неработоспособном состоянии, и производить капремонт с конверсией было просто не рентабельно, ну и еще там мощности генератора банально не хватало для питания оборудования ИМТ).  Так что в 60-е идея потерпела полное фиаско. И вот вспомнили про нее снова  - кровь лилась рекой, мозги разлетались, тянуть дальше  было уже некуда…
     Первыми такими машинами стали БМР-1 на базе тягача, который в свою очередь был создан путем переделки самоходки СУ-122-54. Следующим – БМР-2, на базе танков Т-55. Все бы хорошо, но эти машины не могли работать с тяжелыми многосекционными катковыми тралами. Их основным рабочим инструментом был облегченный трал КМТ-9 «Парнас». 
 БМР-1 без трального оборудования
Подрыв на фугасе БМР-2 с тралом КМТ-9 "Парнас"
Для более серьезного трального оборудования требовалась соответствующая платформа.  Лучше Т-72-го на эту роль ничего и нельзя было придумать!  В рамках темы «Корт-Б» началось создание новой более мощной машины, получившей наименование БМР-3. Ее разработкой в основном занимались две организации – СКБ-200 челябинского завода «Станкомаш», специализирующееся и по ныне на минно-тральном оборудовании для Сухопутных войск и 482-й конструкторско-технологический центр в Киеве – организация подведомственная непосредственно Министерству  обороны и специализирующаяся на разработке машин и технологий их производства путем конверсии устаревающих образцов.  Научно-методическое, так сказать, обеспечение работ выполняли от ГАБТУ – 38НИИ МО СССР (не без известная Кубинка), от «инженерщиков» – 15ЦНИИИ МО СССР. Основным производителем БМР-3 был определен 17-й БТРЗ МО СССР во Львове.  Сейчас некоторые "эксперты-историки" пытаются приписать создание БМР-3 исключительно  38НИИ – это абсолютно не верно – либо откровенно лгут, либо лукавят.  Не станем углубляться в их мотивацию…
   Как бы то ни было, техдокументация была выпущена, и да же был сделан опытный образец, когда Советский Союз приказал долго жить…  Радужного в те годы и так было мало, а вот в отношении БМР-3 совсем «сгустились тучи».  Афганская война закончилась. Основные заинтересованные в машине фигуранты дела остались в России, а вот вся документация и производство – в Украине, которой собственно эта машина совсем не была нужна, но делиться совместно наработанным украинская сторона была не намерена, во всяком случае за просто так. Российские же заказывающие управления повторно оплачивать выполненные работы Украине естественно не желали, а потому была проведена, скажем так, «спецоперация» с детективным и почти криминальным уклоном, в результате чего вся конструкторская документация на БМР-3, а за одно и опытный образец машины, каким-то «чудом» оказались в районе далекой-предалекой российской Читы – на атамановском танко-ремонтном заводе.
Продолжение см.тут


"Буратино" в Казахстане

Интересные кадры и интервью с экипажем новенького ТОС-1 "Буратино" на тренировке перед парадом на День Конституции в Казахстане. Репортаж Khabar.kz
 Еще раз хочу напомнить что это новейшая машина выпуска 2011года на шасси Т-90С с дизелем В-92С2 в 1000 л.с. , улучшенной защитой и прочими наворотами - в Российской Армии ТОСы в куда более простой комплектации! Казахстан закупил для пробы три такие машины и еще три модернизированные машины огневой поддержки БМПТ, от закупки которых Российская Армия  отказалась по абсолютно необъяснимым причинам...

Танки под водой

Заплыв Т-72А из состава 5-й отдельной танковой бригады СибВО.
Репортаж: Тивиком Автор: Дмитрий Гомбоев, Виктор Пестерев
Танкисты в гостях у десантников. Сегодня на полигоне десантно-штурмовой бригады в Сосновом бору состоялись подводные учения танкистов. Своих искусственных водоемов танкисты 5-ой бригады не имеют, поэтому приехали на своей технике в гости к братьям по оружию.
-Обороты, так держать, хорошо идешь!
Первое, что мы узнали от военных это, то, что все современные российские танки, которые состоят на вооружении, могут ходить под водой. Например, этот, Т-72, танк, выпущенный в серийное производство 40 лет назад. Он способен погружаться до 5 метров в глубину и преодолевать расстояние до 1 километра. Для танкистов отслуживших почти год, это их первые подводные учения.
Андрей Семенов, руководитель учений, командир 2 танкового батальона: «Цель данного занятия, привитие твердых навыков в управление машины и передвижение под водой экипажа, также сплачивание экипажа и когда это будет необходимо успешное выполнение боевой задачи».
Перед учебной подводной одиссеей танкистов, дно водоема было тщательно изучено разведкой. На случай внезапных неполадок и необходимости экстренной помощи, на берегу стоит тягач, а в лодках дежурят эвакуационная бригада и медики. Своими впечатлениями с нами поделились те, кто первыми прошел испытание.
Никита Быков, механик-водитель танка: «Ощущения, были какие, адреналина было много, было тяжело, капало вода. Задачу поставленную выполнил. Было интересно».
Тяжелая бронетехника будет бороздить дно водоема здесь еще несколько дней. На днях сюда приедут танкисты из Кяхты. Правда, приедут кяхтинские экипажи, без машины боевой. Свои танки здесь им оставят товарищи, из 5 танковой бригады.
Прим. Gur Khan: Собственно штатное и довольна тривиальное учебное занятие, интересно другое - под воду, как правило, на таких учениях засылают самые надежные машины, а то потопнут солдатики - потом замаешься отписываться - в данном случае под воду идут Т-72А, которым конечно не 40 лет, как в репортаже поется, но что то около 30 - это точно. Видимо прав наш министр обороны когда говорил что новых танков нам не надо: "будем воевать на том что есть в наличии" - надо полагать тридцатилетние Т-72А его устраивают больше чем новенькие Т-90А... Сдается мне что 72-е - это у нас еще на долго!

Как вы яхту назовете…


Меньше месяца осталось до открытия выставки «Russian Expo Arms – 2011», где главной звездой обещает стать модернизированный танк Т-90С.  Машина действительно хорошая – кое в чем даже лучшая, но вот как продавать товар, который не имеет собственного имени? Вы спросите: «Что это автор такое несет?»  - отвечу – создатели машины не удосужились придумать ей собственное имя или хотя бы обозначение! Любой выпускник, даже самых ускоренных курсов по маркетингу и PR-у, скажет  Вам, что товар должен как-то называться, и это название становится, как правило, ключем к его продвижению и продажам. От имени, от бренда зависит если не многое, то все! Ну а в данном случае дошло до смешного…  В апреле 2011 года в интервью телекомпании «Ермак», генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко заявил о планах представить модернизированный танк, и при этом прозвучала аббревиатура «Т-90АМ». Однако, та машина, что будет представлена на выставке,  не может так обозначаться по определению, ибо «А» - это танк исключительно для «внутреннего» потребления Российской Армией, а на выставке демонстрируется образец в исключительно экспортном исполнении.  Тогда логично было бы присвоить ей буковки «СМ», опять же, хоть и не официально, но такое обозначение уже всплывало и даже два раза – первый в 2000 году, второй кажется году в 2005 – 2006-м.  Но как же она идет по документам? В том то и дело что никак! Единственный документ , легализующий появление этого танка на выставке – рекламный паспорт изделия, а в нем машина названа весьма «остроумно» - «Модернизированный танк Т-90С». Сразу видно,  что маркетингом в нашем «бронеколхозе» великие профессионалы занимаются! Надежда появилась в конце этой «бумаги» - на предпоследней странице паспорта, в заголовке, где говориться о возможных вариантах комплектации на выбор заказчика стоит обозначение «Т-90МС» - я уж было обрадовался! Звучит свежо и сильно. Но меня все грыз «червь сомнений» - ну не может у нас быть все так хорошо и правильно – не ошибся-таки – после уточнений и допросов «причастных» выяснилось что «Т- 90МС» - это всего лишь опечатка…  Печально, господа, печально… В прочем, чего можно ожидать от руководителей, не желающих рекламировать свой товар, и твердящих как мантры  фразы типа: «Наша продукция сама за себя говорит» - ахха – уже слышали до чего она там договорила – закупки танков типа Т-90 для российских вооруженных сил с этого года полностью прекращены! На что еще надеямси? На то, что покажем выставочный образец, и пред ним тут же падут в ниц, раскрыв кошельки и растопырив карманы  индусы, алжирцы и прочие шейхи? Тупо, глупо, и уже не смешно!

Ну и для Вас, уважаемый читатель, что бы было понятно о какой машине веду тут речь несколько картинок одного из самых ранних ее вариантов (от 2006г).

Структурная схема СУО "Калина" модернизированного танка Т-90С


 Схема унифицированного боевого модуля с контуром обметания автомата заряжания с пушкой 2А46М-5 и 2А82 (это специально для тех "экспертов", кои считают что танки типа Т-72 и Т-90 не могут использовать т.н. "длинные" БПС (L=740мм и больше)

Рабочее место командира

Рабочее место наводчика

Т-90М по состоянию на июль 2010г. Лично  я его называю так, ибо не хорошо когда "дитя" совсем без имени. Сейчас  облик  Т-90М претерпел очередные и существенные изменения - в лучшую сторону. Следите за моим блогом - к теме Т-90М я еще не однократно буду возвращаться и как минимум гарантирую развернутую статью и фоторепортаж с фотодеталировкой.




вторник, 16 августа 2011 г.

Парадный расчет механизированной колонны пополниться

Источник: Министерство обороны Республики Казахстан
16.08.2011
На территории депо локомотивного завода близ Астаны уже почти месяц с самого утра звучат торжественные марши и мелодии, слышен гул грозной техники и командный голос, под который не только пешие колонны парадных расчетов, но и грозная техника отрабатывают свои действия до автоматизма. Именно здесь военнослужащие казахстанской армии  проводят тренировки к Параду войск, приуроченному 20-летию Независимости Республики Казахстан.  

В День Конституции казахстанцы увидят не только выправку и слаженность защитников Отечества, но и военную мощь казахстанской армии, которая выдвинется вслед за пешими колоннами парадных расчетов – образцы боевой техники, величие родной армии.

В этом году по главной площади столицы пройдет более 250 единиц вооружения и военной техники. В прошлом году парадный расчет механизированной колонны составлял свыше 150 единиц.

Асфальт столичных улиц не пострадает – вся гусеничная техника (танки, БМП, МТЛБ) переобута – железные траки сменили на резиновые «башмаки» или как их называют в простонародье – «башмаки асфальтоходные». В механизированных колоннах казахстанцы увидят современное вооружение войск противовоздушной обороны СВО ВС РК – «Стрела-10», «С-300», «С-200» и «С-125», «С-75»; Кроме того, к параду готовятся такие орудия и комплексы, как «Найза», «Акация», «Мста», «Тюльпан», «Смерч», «Рапира», «Штурм», «Град», «Ураган», гаубица Д-30, но и, конечно же автомобильная техника – «Ланд Роверы», «Хаммеры» и многое другое.

Новшеством механизированной колонны станут новые образцы – БМПТ (боевая машина поддержки танков), тяжелая огнеметная система  и БТР-82, модернизированный огневой мощью.

Расчеты и экипажи вооружения и военной техники отрабатывают все действия четко и слажено. Метр к метру, сантиметр к сантиметру, ведь важно не только показать, но показать красиво. Военнослужащие казахстанской армии показывают не только свою выправку, но и мастерство, и управление боевой техникой. Ежедневные тренировки уже сегодня дают свой результат – руководство оценивает работу только на «хорошо» и «отлично».

Оксана Парпура
Фото Ермека Сарбасова

К параду в честь Дня Конституции в Астане тяжелую технику «переобуют»

 По сообщению КТК
http://www.ktk.kz/ru/news/video/2011/8/16/13661 

К параду в честь Дня Конституции в Астане тяжелую технику «переобуют»

16.08.2011
Канат Омаров
Главная площадь страны не пострадает от разрушительного воздействия гусениц. На все танки и боевые машины наденут так называемые «башмаки асфальтоходные».

Металлические детали, которые превращают дорожное покрытие в крошку, заменили специальными резиновыми прокладками.Всего в этом году на военном параде можно будет увидеть до полутора сотен бронетанковой, ракетной и противовоздушной техники.Боевые экипажи прибыли со всех уголков страны. Будет представлена иновейшая техника - к примеру, три огнеметные установки. Этановейшая система залпового огня, которая бьет на шесть километров и выжигает абсолютно всёв радиусе двух гектаров, названа в честь персонажа детской сказки.
Аманжол Оспанов, зам. главнокомандующего Сухопутных войск ВС РК:
- Нового в этом году -в параде будут участвовать боевые машины поддержки танков, тяжелая огнеметная система «Буратино» и БТР-82.

  Прим. Gur Khan: видео см. по ссылке . А вообще, Казахстан стал первым государством закупившим российские машины огневой поддержки БМПТ и тяжелую огнеметную систему ТОС-1. Причем последняя в отличие от российских машин, получаемых путем конверсии старых Т-72, выполнена на новеньком шасси Т-90С, сошедшем с конвейера "Уралвагонзавода" в этом году. По оценкам и личным наблюдениям экспертов, принимавшим участие в маневрах "Мирная миссия", сухопутные войска Казахстана, являются самыми боеспособными и наиболее динамично развивающимися на постсоветском пространстве.

«Змей Горыныч из Тагила». Танк Т-34-3

Публикация этой статьи на сайте «Отвага» вызвала массу откликов среди любителей истории отечественной бронетехники и особенно моделистов. По этой причине решил несколько доработать этот материал, добавить иллюстраций и разместить его в личном блоге. Одновременно хочу поблагодарить за оказанное содействие Александра Сергеева и Алексея Макарова, предоставивших дополнительные уточняющие материалы. 

Поражения Красной Армии  лета1941 года и  стремительное продвижение  немецких войск     вглубь территории  Советского Cоюза  вынудило правительство СССР начать масштабную эвакуацию промышленности на Урал и в Сибирь. Получив приказ Правительства, 15.09.1941 года к эвакуации  на Урал приступил основной производитель танков Т-34 - Харьковский паровозостроительный завод (завод №183).
     10.10.1941 года на площадку Уральского вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле прибыл первый эшелон эвакуированного из Харькова завода №183. В составе этого первого эшелона в Нижний Тагил прибыл коллектив бывшего танкового КБ ХПЗ.
    С целью организации производства танков в Нижнем Тагиле 9 ноября 1941 года приказом директора завода Ю.Е.Максарева за №117 создается отдел 520 – новое конструкторское бюро по танкостроению. На это, понесшее во время эвакуации большие кадровые потери  (при отсутствии их полноценной замены), и от того весьма малочисленное КБ свалилось сразу  несколько  задач:
  1. Почти на  пустом месте организовать производство такого технически сложного изделия, как танк Т-34.
  2. Требовалось максимально приспособить конструкцию танка Т-34 к требованиям мобилизационного производства – радикально упростить его конструкцию и технологию.
  3. Пользуясь тем, что танковое производство в Нижнем Тагиле  разворачивалось с нуля, недавно назначенный главный конструктор А.А.Морозов надеялся сразу запустить в серию «свой» танк - Т-34М, спешной доработкой которого занималась конструкторская группа И.С.Бер - В.М.Дорошенко под непосредственным руководством  А.А.Морозова. Формально это желание подкреплялось «Предложениями по развертыванию производства на 1942-1945г», разработанными ГАБТУ КА в самом начале войны. Согласно данному документу, завод №183 должен был вести проектирование, изготовление и испытания танка Т-34-Т (он же Т-34М, он же Т-60, он же А-43 в различных вариациях) из расчета начала его серийного выпуска с 01.01.1942 года.
     Несмотря на проблемы с освоением танкового производства, эвакуированных на Урал и в Сибирь предприятий, к 1942 году производственные кооперативные связи между основными заводами были в основном налажены. Учитывая различные производственные возможности и специализацию, были налажены взаимные поставки  станочного оборудования, деталей, узлов, комплектующих, заготовок и проч. Своя кооперация была создана не только у производственников, но и у конструкторских коллективов. Несмотря на специализацию (Ж.Я. Котин – тяжелые танки (и общее руководство всей конструкторской деятельностью наркомата), А.А.Морозов – средние, Н.А.Астров – легкие, Л.И. Горлицкий – САУ и Ф.Ф. Петров - танковое артиллерийское вооружение), танковые КБ совместно работали по одним и тем же техническим заданиям (далее ТЗ), полученным от ГАБТУ КА, ГАУ КА, НКТП и НКВ.
      Первой и крупнейшей работой к которой приступили конструкторские коллективы с эвакуированных предприятий, стали опытные конструкторские работы (ОКР) по теме усиления танкового вооружения.
     В целях  повышения скорострельности и плотности артиллерийского огня  при поддержке танков и пехоты в наступлении, предлагалось установить несколько орудий в танк без значительных конструктивных изменений базового шасси. Еще одним  желанием ГАБТУ КА было по возможности компенсировать образовавшийся в результате колоссальных потерь первых месяцев войны  количественный недостаток в танках. Предполагалось, что одна машина,  вооруженная  разнокалиберной артиллерийской батареей во вращающейся башне, сможет заменить тяжелый  танк  и  несколько легких танков на поле боя. Выбор калибра  артиллерийских систем обосновывался  достаточным   их  количеством в резерве ГАУ КА (Главного артиллерийского управления) и отлаженным производством этих пушек и артиллерийских снарядов к ним на предприятиях  страны.
   Для развертывания работ над «многоорудийным» танком, главным конструктором НКТП Ж.Я. Котиным в ноябре 1941года было инициировано  постановление ГАБТУ КА, на основании которого по указанию наркома В.А.Малышева,  были заданы работы  по теме одновременно отделу №5 УЗТМ г. Свердловск, СКБ-2 ЧКЗ г.Челябинск и отделу №520  завода №183  г.Нижний Тагил.
    Данная работа была крайне важна лично Ж.Я.Котину, ибо это был шанс хоть в какой-то мере «реабилитировать» танк КВ, явно уступающий «тридцатьчетверке» в условиях начавшейся большой войны.  Подключение к этой ОКР других КБ наркомата, создавало видимость конкурса и коллективного движения в одном направлении.
    Надо сказать, что А.А.Морозов изначально понимал всю несостоятельность идеи «многоорудийного» танка,  выдуманную главным конструктором наркомата, чувствовал политическую подоплеку дела, и потому теоретически мог этой разработкой не заниматься, однако практически игнорировать указания наркома и ГАБТУ КА было невозможно. Выход виделся один: спешно, но максимально формально выдать проект заранее обреченный на отклонение. Таковым стал «Проект гусеничного танка Т-34-3». Для ускорения процесса, изменениям подвергались только башня, установка вооружения в ней и укладка боеприпасов. В связи с тем, что основные изменения заключались в установке вооружения, руководителем группы был назначен «вооруженец» А.А. Малоштанов. Проектированием новой башни под установку системы занялся М.А. Набутовский.
     Ознакомившись с «уралмашевской» документацией  из отдела №5  по артиллерийскому блоку У-13, А.А.Малоштанов, в целях форсирования работ, принял ее за основу. Однако, при сохранении установки в изначальном виде, в башне Т-34 просто не оставалось места для размещения рабочих мест экипажа. Заниматься глобальной переделкой корпуса машины с установкой вооружения в рубке по образцу КВ-7 (У-13) во всем КБ не было ни времени, ни сил, ни, главное, желания.  А.А.Малоштанову ничего другого просто не оставалось, как перекомпоновать расположение орудий в блоке. 76-мм пушка Ф-34 в место центральной, по проекту отдела №5, оказалась крайней левой (но все же расположенной почти по центральной оси башни), а справа от нее разместились обе 45-мм пушки 2243-Т (20К).  За основу конструкции литой башни М.А.Набутовский принял свою, ставшую впоследствии знаменитой, шестигранную «гайку». Данный выбор был обусловлен технологическими возможностями предприятия и состояния отрасли в целом. Вариант башни из сварного проката по целому комплексу причин был  невозможен. Литой вариант башни «пирожком», не подходил по возможностям литейного производства на вновь созданном Уральском танковом заводе - формовочные машины УВЗ, как и на большинстве других предприятий задействованных в кооперации по Т-34,  не позволяли производить формовку башни целиком. Этот факт был выявлен уже сразу по прибытию на «Уралвагонзавод» документации по танковому литью Т-34.  Решение проблемы было найдено тагильским металлургом П.П. Маляровым, предложившим формовать башню в земляные формы по частям. Однако данное решение требовало изменения и самой конструкции башни. Вопреки утверждениям некоторых литературных источников о том, что башня  под новую технологию была спроектирована  М.А.Набутовским буквально в считанные дни, архивные документы говорят о том, что конструкторские работы в этом направлении велись как минимум в течение конца октября – начала декабря 1941 года, а первое серийное башенное  литье по новой технологии появилось в декабре 1941 года. Тем не менее, новая башня-«гайка» удалась,  устраивала практически всех производственников, и все дальнейшее проектирование башен для  Т-34 велось на основе ее конструкции.  
  Применительно к трехпушечной «тридцатьчетверке», путем расширения лобовой части «гайки» удалось впихнуть пушечный триплекс, имевший весьма немалый для среднего танка установочный габарит по ширине в 1184мм. Были изменены углы наклона бортов башни: левый -15º от вертикали; правый – всего 5 º; кормовой -20 º; верхняя часть лобового листа -25 º. Башня получила несколько несуразный ассиметричный вид, однако это позволило теоретически разместить в ней экипаж из трех (!) человек: заряжающего, стреляющего и командира башни. Для наблюдения командир получил да же командирскую башенку,  расположившуюся в левой кормовой части крыши башни.  Бронирование башни составляло 52мм, но в передней части в секторе примерно 180 º  допускалось утолщение нижнего кольца башни на величину от 70 до 90мм.  При этом,  тагильским конструкторам удалось впихнуть в машину боекомплект из 90 штук 76-мм выстрелов и 204штуки - 45-мм! Из этого числа 14-76-мм и 44 -45-мм выстрелов были размещены в башне. В корпусе, помимо боекомплекта для пушек, нашлось место и для 16-и пулеметных дисков к курсовому ДТ – воткнуть еще один пулемет в башню уже  не удавалось. Столь плотная компоновка вооружения и боекомплекта привела к тому, что горизонтальный угол обстрела орудий составил всего 50 º - башня просто не могла вращаться более чем на 25 º вправо - влево без риска размазать по  укладкам заряжающего.
    В таком виде проект танка Т-34-3 был готов  к концу декабря 1941года, однако к производству опытных образцов на заводе №183 приступать не собирались, т.к. в металле уже существовал «котинский» КВ-7 (У-13) и право на «сольный дебют» А.А.Морозов с Ю.Е.Максаревым негласно отдали автору идеи.
    Такое искусственное затягивание работ, впрочем, не очень беспокоило представителей заказчика в силу не ясности и туманности изначальной идеи. Так 21 декабря 1941 года старший военпред ГБТУ КА на заводе №183  Д.Ф.Козырев в оперативной сводке докладывал: « В настоящее время КБ завода закончило разработку по заданию наркома Малышева следующие проекты: мощный огнеметный танк с емкостью огнесмеси 900 л, с установкой 45-мм пушки с боекомплектом из 150 выстрелов и 40 пулеметных дисков, огнемет предполагается ставить серийный; установка пушек Ф-34 с двумя 45-мм пушками. Цель первой разработки мне ясна. Назначение второй (Т-34-3) неясно. Эту работу я считаю нужно всемерно форсировать, особенно «мощный огнеметный танк на базе Т-34», но на сегодня нужных темпов нет». Как видно из доклада военпреда, его более заботит затягивание работ по огнеметному танку, разрабатываемому по тому же ТЗ что и КВ-8 в Челябинске.
   Испытания КВ-7 и КВ-8 в первых числах января 1942 года, и вышедшее в их итоге Постановление ГКО №1110 от 06.01.1942г., одновременно поставили крест  на дальнейших работах отдела №520 завода №183 по теме Т-34-3, но, в тоже время, должны были стимулировать и подхлестнуть работы УТЗ в направлении создания огнеметной машины Т-34-2, однако этого также не произошло. Виной тому была крайне тяжелая ситуация, сложившаяся на заводе в конце декабря 1941- январе 1942 года, с выпуском серийной продукции,  ориентация работы КБ со стороны А.А.Морозова на проект Т-34М, а так же приоритетное продолжение работ по усилению конкретно артиллерийского вооружения танка.


Т-34-3 в моделях. Конверсионный набор для изготовления модели танка Т-34-3 разработан и производится по технологии «resin kit» известной челябинской фирмой «Model Point» (Модел Поинт). При разработке модели использовалась подлинная чертежно-конструкторская документация на танк Т-34-3 сохранившаяся в музее ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и в личной коллекции А.Ю.Хлопотова (ныне передана на хранение в музей УВЗ (акт приемки-сдачи №968 от 01.12.2009г.).
Для реконструкции облика машины использовались чертежи:
- 34сб.9 «Трехпушечный танк Т-34-3.Общий вид»;
- 34.30.532 «Корпус башни»;
- 34.31.306 «Защита системы»;
- 34.31.307 «Маска»;
- 34.31.293 «Остов защиты»;
- 34.30.546 «Корпус командирской башни»;
- 34.30.534 «Задний лист крыши»;
- 34.30.533 «Передний лист крыши».





Конверсионный набор (арт.RC320-1)  состоит из 8 деталей отлитых из высококачественной белой полиуретановой смолы и 3-х деталей (стволы) точеных из латуни. Детали отлиты очень аккуратно.  Сборка не представляет каких-либо проблем и доступна даже начинающим моделистам. Инструкция интуитивно понятна, но в ней есть существенные ошибки в части исторической справки. В качестве основы для конверсии можно выбрать любой набор танка Т-34-76, соответствующий облику «тридцатьчетверок» сходивших с конвейеров уральских заводов в начале 1942 года. В случае развертывания серийного выпуска – облик танка был бы именно таким. Однако для изготовления машины в соответствии с точным оригинальным обликом проекта, необходимо опираться на набор Т-34 выпуска 1941 года, с соответствующими доработками, для чего необходимо внимательно изучить чертеж. Из недостатков модели можно отметить один, впрочем, легко устранимый – поперек крыши башни, по линии ее изгиба, должен проходить стык двух броневых листов, который легко имитируется нанесением «расшивочной» линии. Ошибка вызвана отсутствием у разработчиков модели чертежа крыши башни, который храниться в фондах архива УКБТМ, и не доступен для широкого круга исследователей. Кроме того, наличие такого стыка диктуется и логикой конструирования, на что так же не было обращено внимания. Возможно в дальнейшем, Модел Поинт устранит эту ошибку. Как бы то ни было, модель удалась. С ней приятно работать, а  в готовом виде она впечатляет своей монструозностью. Моделью Т-34-3 Модел Поинт открывает целую серию конверсий советской БТТ периода Великой Отечественной войны - малоизвестных, либо не известных вообще, опытных машин и машин оставшихся только в проектах. Это будет наш достойный ответ уже порядком поднадоевшему Wunderwaffe`46 .