четверг, 18 августа 2011 г.

Минно-тральные страдания…. Часть I I.

Продолжаем... Начало см. тут

Атамановка в ту пору специализировалась на ремонтах Т-72, но делала это так преотвратно, что поминалась зампотехами всех рангов исключительно отборным матом. В прочем, ситуация и по сию пору там мало изменилась. И вот  свалился на них такой подарочек с Украины…
Собственно БМР-3 в виде «подарка» был не одинок, до кучи наши хваткие товарищи увели у украинцев еще и БТС-5. С БТС-5 – это конечно отдельная история, «атамановцы» получить то его получили, но делать так и не стали – при сокращающейся армии России хватало производства оригинальных БРЭМов на УВЗ, эрзац был не нужен. А вот БМР – это был продукт достаточно оригинальный. Необходимо было срочно освоить его в производстве и отправить образец на государственные испытания.  При разборе полученной КД выяснилось, что при всех стараниях  она была-таки некомплектна. Недостающие чертежи стали снимать прямо по месту с полученного образца – особо не мудрствовали – рисовали прямо один к одному.  Вспоминает  работник 103-го БТРЗ Косенков  Александр Николаевич: «Документация была получена не в полном объеме или была недоработана, поэтому очень много узлов и агрегатов монтировалось по месту. В частности я занимался монтажом тяг и трубопроводов, по месту из проволоки делал шаблон, затем изготовляли деталь, подгоняли на месте, а затем делали чертеж детали.  Внутри корпуса было сделано второе днище, к которому крепились агрегаты, планировалось даже заполнить пространство между днищами жидкостью, но до этого дело не дошло…».  Проявили инициативу – не без этого – закрытую пулеметную установку от Т-64, которая была на «украинском» образце  к чертям выкинули, и поставили более простую и привычную ЗУ от «семдесятдвойки». В 1993 году, таким образом, были изготовлены две машины, которые были отправлены для испытаний на Кубинку.
 БМР-3 производства 103-го БТРЗ на гос.испытаниях. Фото из отчета по ГИ.
На Кубинке машины были превращены в металлом, по ним стреляли и подрывали на минах. И сделали вывод... - машина непригодна к боевому использованию! Важнейшую вещь – ПМЗ* - посчитали слабой и недостаточной. Однако, еще до завершения испытаний, БМР-3 была включена в ГОЗ на 1994 год. Механизм производства был уже запущен и фактически негодная машина, путь и в единичных экземплярах, но  стала производиться. Всего было изготовлено 15 машин,  из них одна в Украине, остальные в Атамановке.  Двух одинаковых БМРов не было – все промеж собой отличались. Первые три БМР-3 были оснащены ЗПУ по типу Т-64, остальные комплектовались ЗПУ с танка Т-72. На части машин для защиты пневмосистемы устанавливались щитки и бронекожуха. Ящики ЗИП на бортах грузовой платформы появились с середины серии. Днище машины усилили броневым листом ( по моторную перегородку), после чего клиренс стал составлять что-то около 300 – 350 мм. На некоторых машинах  вместо люков саперов цилиндрической формы были установлены десантные люки от БМП.  Заправочная горловина на левом борту – стандартное оборудование от Т-72 – ее лючок  врезался по живому и от того его местоположение «плавает». На одном из экземпляров поставили  этот лючек так, что, пришлось подрезать балки грузовой платформы. Готовые машины отправлялись в Таджикистан и Чечню, одна машина БМР-3 использовалась в Абхазии, две машины в Югославии. Мой друг, Виталий Моисеев, будучи в марте 1999 года в командировке в Абхазии, наблюдал работу БМР-3 с вертолета российских миротворцев: « Наша вертушка с комиссией из числа генштабистов, проверявших блок-посты, шла над чайными плантациями, как  вдруг в иллюминатор я заметил странного вида, но явно боевую машину, ползущую по полю и оставляющую перепаханную полосу. Природа весеннего Кавказа, горы, эти плантации, и этот железный монстр – зрелище полный сюр! В памяти всплыл образ Дюны с ее комбайнами, собирающими пряный спайс…  Дернулись было за фото- и видеокамерами, но было поздно – «Ми-восьмой»  летел довольно  резво и пока мы расчехлялись «спайс-машина» уже скрылась из вида. Прилетев на «точку» естественно стали задавать вопросы   на тему: «А что ЭТО было?» - так я узнал о существовании «зверя» по имени БМР-3.  В дальнейшем довелось наблюдать работу тральщика, но уже на базе «пятьдесятпятки» - БМР-2-го. БМР-3 больше мне  не встречался…». (см."По дорогам Абхазии" на сайте "ОТВАГА")
 БМР-3 за работой в Абхазии. Фото Ю.Белоусова.
 БМР-2 в Абхазии. Фото В.Моисеева.
Реальная боевая работа, не смотря на отдельные недостатки конструкции БМР-3, доказала необходимость наличия в войсках такой машины. За дело взялись по серьезному: в начале 1996 года Инженерные войска выдали задание на модернизацию БМР-3 (а фактически на проектирование новой подобной машины) специализированной организации – «Уральскому конструкторскому бюро транспортного машиностроения» из Нижнего Тагила.
Инженерный катковый минный тральщик на базе БМР-3. Вид с боку. Схема из патента РФ держатель ФНПЦ "Станкомаш" RU2221982C1

 Бронированная машина разминирования БМР-3 с тралом КМТ-7 в рабочем положении. Вид с боку, разрез. Схема из патента РФ держатель ФНПЦ "Станкомаш" RU2167381C1


Бронированная машина разминирования БМР-3 с тралом КМТ-7 в транспортном положении. Вид с боку, разрез. Схема из патента РФ держатель ФНПЦ "Станкомаш" RU2167381C1

 Бронированная машина разминирования БМР-3 . Вид с верху. Схема из патента РФ держатель ФНПЦ "Станкомаш" RU2167381C1


Продолжение тут
 *ПМЗ - противоминная защита

Комментариев нет:

Отправить комментарий