среда, 17 августа 2011 г.

Минно-тральные страдания…. Часть I.


16 июля сего 2011 года на одной из станций наших необъятных железных дорог ценителем боевой техники и за одно фотографом по имени Тимур Геннадьевич был пойман в объектив весьма редкий «бронезверек» - новенькая бронированная машина разминирования БМР-3 следующая к месту прохождения службы с завода-изготовителя, коим является 103-й БТРЗ в поселке Атамановка Читинской области. Пикантность ситуации в том, что машина изготовлена в этом году. Почему пикантность? Обратимся в начале к истории… 






   История БМРов началась еще в 80-е годы ХХ века. Тогда неожиданно выяснилось что раскатывать по дорогам Афганистана весьма небезопасно да же на могучих танках, да же оснащенных  минными тралами – «духи» наловчились закладывать фугасы такой мощности, что катковые секции тралов улетали в небеса, а механики- водители получали тяжелые ранения и контузии, ибо взрыв происходил почти под самым днищем машины, а оно в отличие от лобовой брони, весьма и весьма тоненькое… Эти прискорбные факты и стали посылом к идее создания специализированной машины для траления мин, с повышенной стойкостью к близким подрывам.       
Подрыв на фугасе танка Т-62М, оснащенного навесным бульдозерным оборудованием.
  Справедливости ради, нужно отметить, что идея была не нова. К ней подступались еще в 60-е. Тогда были идеи сделать минный тральщик на шасси тяжелого танка Т-10 (но военные не пожалели использовать для этого дифицитные и дорогие шасси Т-10-го, хотя последний уже к тому моменту был прекращен в серийном производстве, а для ИМТ конструктора согласовывали с заводом использование оставшихся от серии «лишних» задельных корпусов), потом на шасси тяжелых самоходов ИСУ-152 (оказалось, что весь запас этих машин, выпущенных в 1944-45гг был в абсолютно неработоспособном состоянии, и производить капремонт с конверсией было просто не рентабельно, ну и еще там мощности генератора банально не хватало для питания оборудования ИМТ).  Так что в 60-е идея потерпела полное фиаско. И вот вспомнили про нее снова  - кровь лилась рекой, мозги разлетались, тянуть дальше  было уже некуда…
     Первыми такими машинами стали БМР-1 на базе тягача, который в свою очередь был создан путем переделки самоходки СУ-122-54. Следующим – БМР-2, на базе танков Т-55. Все бы хорошо, но эти машины не могли работать с тяжелыми многосекционными катковыми тралами. Их основным рабочим инструментом был облегченный трал КМТ-9 «Парнас». 
 БМР-1 без трального оборудования
Подрыв на фугасе БМР-2 с тралом КМТ-9 "Парнас"
Для более серьезного трального оборудования требовалась соответствующая платформа.  Лучше Т-72-го на эту роль ничего и нельзя было придумать!  В рамках темы «Корт-Б» началось создание новой более мощной машины, получившей наименование БМР-3. Ее разработкой в основном занимались две организации – СКБ-200 челябинского завода «Станкомаш», специализирующееся и по ныне на минно-тральном оборудовании для Сухопутных войск и 482-й конструкторско-технологический центр в Киеве – организация подведомственная непосредственно Министерству  обороны и специализирующаяся на разработке машин и технологий их производства путем конверсии устаревающих образцов.  Научно-методическое, так сказать, обеспечение работ выполняли от ГАБТУ – 38НИИ МО СССР (не без известная Кубинка), от «инженерщиков» – 15ЦНИИИ МО СССР. Основным производителем БМР-3 был определен 17-й БТРЗ МО СССР во Львове.  Сейчас некоторые "эксперты-историки" пытаются приписать создание БМР-3 исключительно  38НИИ – это абсолютно не верно – либо откровенно лгут, либо лукавят.  Не станем углубляться в их мотивацию…
   Как бы то ни было, техдокументация была выпущена, и да же был сделан опытный образец, когда Советский Союз приказал долго жить…  Радужного в те годы и так было мало, а вот в отношении БМР-3 совсем «сгустились тучи».  Афганская война закончилась. Основные заинтересованные в машине фигуранты дела остались в России, а вот вся документация и производство – в Украине, которой собственно эта машина совсем не была нужна, но делиться совместно наработанным украинская сторона была не намерена, во всяком случае за просто так. Российские же заказывающие управления повторно оплачивать выполненные работы Украине естественно не желали, а потому была проведена, скажем так, «спецоперация» с детективным и почти криминальным уклоном, в результате чего вся конструкторская документация на БМР-3, а за одно и опытный образец машины, каким-то «чудом» оказались в районе далекой-предалекой российской Читы – на атамановском танко-ремонтном заводе.
Продолжение см.тут


Комментариев нет:

Отправить комментарий