вторник, 16 августа 2011 г.

«Змей Горыныч из Тагила». Танк Т-34-3

Публикация этой статьи на сайте «Отвага» вызвала массу откликов среди любителей истории отечественной бронетехники и особенно моделистов. По этой причине решил несколько доработать этот материал, добавить иллюстраций и разместить его в личном блоге. Одновременно хочу поблагодарить за оказанное содействие Александра Сергеева и Алексея Макарова, предоставивших дополнительные уточняющие материалы. 

Поражения Красной Армии  лета1941 года и  стремительное продвижение  немецких войск     вглубь территории  Советского Cоюза  вынудило правительство СССР начать масштабную эвакуацию промышленности на Урал и в Сибирь. Получив приказ Правительства, 15.09.1941 года к эвакуации  на Урал приступил основной производитель танков Т-34 - Харьковский паровозостроительный завод (завод №183).
     10.10.1941 года на площадку Уральского вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле прибыл первый эшелон эвакуированного из Харькова завода №183. В составе этого первого эшелона в Нижний Тагил прибыл коллектив бывшего танкового КБ ХПЗ.
    С целью организации производства танков в Нижнем Тагиле 9 ноября 1941 года приказом директора завода Ю.Е.Максарева за №117 создается отдел 520 – новое конструкторское бюро по танкостроению. На это, понесшее во время эвакуации большие кадровые потери  (при отсутствии их полноценной замены), и от того весьма малочисленное КБ свалилось сразу  несколько  задач:
  1. Почти на  пустом месте организовать производство такого технически сложного изделия, как танк Т-34.
  2. Требовалось максимально приспособить конструкцию танка Т-34 к требованиям мобилизационного производства – радикально упростить его конструкцию и технологию.
  3. Пользуясь тем, что танковое производство в Нижнем Тагиле  разворачивалось с нуля, недавно назначенный главный конструктор А.А.Морозов надеялся сразу запустить в серию «свой» танк - Т-34М, спешной доработкой которого занималась конструкторская группа И.С.Бер - В.М.Дорошенко под непосредственным руководством  А.А.Морозова. Формально это желание подкреплялось «Предложениями по развертыванию производства на 1942-1945г», разработанными ГАБТУ КА в самом начале войны. Согласно данному документу, завод №183 должен был вести проектирование, изготовление и испытания танка Т-34-Т (он же Т-34М, он же Т-60, он же А-43 в различных вариациях) из расчета начала его серийного выпуска с 01.01.1942 года.
     Несмотря на проблемы с освоением танкового производства, эвакуированных на Урал и в Сибирь предприятий, к 1942 году производственные кооперативные связи между основными заводами были в основном налажены. Учитывая различные производственные возможности и специализацию, были налажены взаимные поставки  станочного оборудования, деталей, узлов, комплектующих, заготовок и проч. Своя кооперация была создана не только у производственников, но и у конструкторских коллективов. Несмотря на специализацию (Ж.Я. Котин – тяжелые танки (и общее руководство всей конструкторской деятельностью наркомата), А.А.Морозов – средние, Н.А.Астров – легкие, Л.И. Горлицкий – САУ и Ф.Ф. Петров - танковое артиллерийское вооружение), танковые КБ совместно работали по одним и тем же техническим заданиям (далее ТЗ), полученным от ГАБТУ КА, ГАУ КА, НКТП и НКВ.
      Первой и крупнейшей работой к которой приступили конструкторские коллективы с эвакуированных предприятий, стали опытные конструкторские работы (ОКР) по теме усиления танкового вооружения.
     В целях  повышения скорострельности и плотности артиллерийского огня  при поддержке танков и пехоты в наступлении, предлагалось установить несколько орудий в танк без значительных конструктивных изменений базового шасси. Еще одним  желанием ГАБТУ КА было по возможности компенсировать образовавшийся в результате колоссальных потерь первых месяцев войны  количественный недостаток в танках. Предполагалось, что одна машина,  вооруженная  разнокалиберной артиллерийской батареей во вращающейся башне, сможет заменить тяжелый  танк  и  несколько легких танков на поле боя. Выбор калибра  артиллерийских систем обосновывался  достаточным   их  количеством в резерве ГАУ КА (Главного артиллерийского управления) и отлаженным производством этих пушек и артиллерийских снарядов к ним на предприятиях  страны.
   Для развертывания работ над «многоорудийным» танком, главным конструктором НКТП Ж.Я. Котиным в ноябре 1941года было инициировано  постановление ГАБТУ КА, на основании которого по указанию наркома В.А.Малышева,  были заданы работы  по теме одновременно отделу №5 УЗТМ г. Свердловск, СКБ-2 ЧКЗ г.Челябинск и отделу №520  завода №183  г.Нижний Тагил.
    Данная работа была крайне важна лично Ж.Я.Котину, ибо это был шанс хоть в какой-то мере «реабилитировать» танк КВ, явно уступающий «тридцатьчетверке» в условиях начавшейся большой войны.  Подключение к этой ОКР других КБ наркомата, создавало видимость конкурса и коллективного движения в одном направлении.
    Надо сказать, что А.А.Морозов изначально понимал всю несостоятельность идеи «многоорудийного» танка,  выдуманную главным конструктором наркомата, чувствовал политическую подоплеку дела, и потому теоретически мог этой разработкой не заниматься, однако практически игнорировать указания наркома и ГАБТУ КА было невозможно. Выход виделся один: спешно, но максимально формально выдать проект заранее обреченный на отклонение. Таковым стал «Проект гусеничного танка Т-34-3». Для ускорения процесса, изменениям подвергались только башня, установка вооружения в ней и укладка боеприпасов. В связи с тем, что основные изменения заключались в установке вооружения, руководителем группы был назначен «вооруженец» А.А. Малоштанов. Проектированием новой башни под установку системы занялся М.А. Набутовский.
     Ознакомившись с «уралмашевской» документацией  из отдела №5  по артиллерийскому блоку У-13, А.А.Малоштанов, в целях форсирования работ, принял ее за основу. Однако, при сохранении установки в изначальном виде, в башне Т-34 просто не оставалось места для размещения рабочих мест экипажа. Заниматься глобальной переделкой корпуса машины с установкой вооружения в рубке по образцу КВ-7 (У-13) во всем КБ не было ни времени, ни сил, ни, главное, желания.  А.А.Малоштанову ничего другого просто не оставалось, как перекомпоновать расположение орудий в блоке. 76-мм пушка Ф-34 в место центральной, по проекту отдела №5, оказалась крайней левой (но все же расположенной почти по центральной оси башни), а справа от нее разместились обе 45-мм пушки 2243-Т (20К).  За основу конструкции литой башни М.А.Набутовский принял свою, ставшую впоследствии знаменитой, шестигранную «гайку». Данный выбор был обусловлен технологическими возможностями предприятия и состояния отрасли в целом. Вариант башни из сварного проката по целому комплексу причин был  невозможен. Литой вариант башни «пирожком», не подходил по возможностям литейного производства на вновь созданном Уральском танковом заводе - формовочные машины УВЗ, как и на большинстве других предприятий задействованных в кооперации по Т-34,  не позволяли производить формовку башни целиком. Этот факт был выявлен уже сразу по прибытию на «Уралвагонзавод» документации по танковому литью Т-34.  Решение проблемы было найдено тагильским металлургом П.П. Маляровым, предложившим формовать башню в земляные формы по частям. Однако данное решение требовало изменения и самой конструкции башни. Вопреки утверждениям некоторых литературных источников о том, что башня  под новую технологию была спроектирована  М.А.Набутовским буквально в считанные дни, архивные документы говорят о том, что конструкторские работы в этом направлении велись как минимум в течение конца октября – начала декабря 1941 года, а первое серийное башенное  литье по новой технологии появилось в декабре 1941 года. Тем не менее, новая башня-«гайка» удалась,  устраивала практически всех производственников, и все дальнейшее проектирование башен для  Т-34 велось на основе ее конструкции.  
  Применительно к трехпушечной «тридцатьчетверке», путем расширения лобовой части «гайки» удалось впихнуть пушечный триплекс, имевший весьма немалый для среднего танка установочный габарит по ширине в 1184мм. Были изменены углы наклона бортов башни: левый -15º от вертикали; правый – всего 5 º; кормовой -20 º; верхняя часть лобового листа -25 º. Башня получила несколько несуразный ассиметричный вид, однако это позволило теоретически разместить в ней экипаж из трех (!) человек: заряжающего, стреляющего и командира башни. Для наблюдения командир получил да же командирскую башенку,  расположившуюся в левой кормовой части крыши башни.  Бронирование башни составляло 52мм, но в передней части в секторе примерно 180 º  допускалось утолщение нижнего кольца башни на величину от 70 до 90мм.  При этом,  тагильским конструкторам удалось впихнуть в машину боекомплект из 90 штук 76-мм выстрелов и 204штуки - 45-мм! Из этого числа 14-76-мм и 44 -45-мм выстрелов были размещены в башне. В корпусе, помимо боекомплекта для пушек, нашлось место и для 16-и пулеметных дисков к курсовому ДТ – воткнуть еще один пулемет в башню уже  не удавалось. Столь плотная компоновка вооружения и боекомплекта привела к тому, что горизонтальный угол обстрела орудий составил всего 50 º - башня просто не могла вращаться более чем на 25 º вправо - влево без риска размазать по  укладкам заряжающего.
    В таком виде проект танка Т-34-3 был готов  к концу декабря 1941года, однако к производству опытных образцов на заводе №183 приступать не собирались, т.к. в металле уже существовал «котинский» КВ-7 (У-13) и право на «сольный дебют» А.А.Морозов с Ю.Е.Максаревым негласно отдали автору идеи.
    Такое искусственное затягивание работ, впрочем, не очень беспокоило представителей заказчика в силу не ясности и туманности изначальной идеи. Так 21 декабря 1941 года старший военпред ГБТУ КА на заводе №183  Д.Ф.Козырев в оперативной сводке докладывал: « В настоящее время КБ завода закончило разработку по заданию наркома Малышева следующие проекты: мощный огнеметный танк с емкостью огнесмеси 900 л, с установкой 45-мм пушки с боекомплектом из 150 выстрелов и 40 пулеметных дисков, огнемет предполагается ставить серийный; установка пушек Ф-34 с двумя 45-мм пушками. Цель первой разработки мне ясна. Назначение второй (Т-34-3) неясно. Эту работу я считаю нужно всемерно форсировать, особенно «мощный огнеметный танк на базе Т-34», но на сегодня нужных темпов нет». Как видно из доклада военпреда, его более заботит затягивание работ по огнеметному танку, разрабатываемому по тому же ТЗ что и КВ-8 в Челябинске.
   Испытания КВ-7 и КВ-8 в первых числах января 1942 года, и вышедшее в их итоге Постановление ГКО №1110 от 06.01.1942г., одновременно поставили крест  на дальнейших работах отдела №520 завода №183 по теме Т-34-3, но, в тоже время, должны были стимулировать и подхлестнуть работы УТЗ в направлении создания огнеметной машины Т-34-2, однако этого также не произошло. Виной тому была крайне тяжелая ситуация, сложившаяся на заводе в конце декабря 1941- январе 1942 года, с выпуском серийной продукции,  ориентация работы КБ со стороны А.А.Морозова на проект Т-34М, а так же приоритетное продолжение работ по усилению конкретно артиллерийского вооружения танка.


Т-34-3 в моделях. Конверсионный набор для изготовления модели танка Т-34-3 разработан и производится по технологии «resin kit» известной челябинской фирмой «Model Point» (Модел Поинт). При разработке модели использовалась подлинная чертежно-конструкторская документация на танк Т-34-3 сохранившаяся в музее ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и в личной коллекции А.Ю.Хлопотова (ныне передана на хранение в музей УВЗ (акт приемки-сдачи №968 от 01.12.2009г.).
Для реконструкции облика машины использовались чертежи:
- 34сб.9 «Трехпушечный танк Т-34-3.Общий вид»;
- 34.30.532 «Корпус башни»;
- 34.31.306 «Защита системы»;
- 34.31.307 «Маска»;
- 34.31.293 «Остов защиты»;
- 34.30.546 «Корпус командирской башни»;
- 34.30.534 «Задний лист крыши»;
- 34.30.533 «Передний лист крыши».





Конверсионный набор (арт.RC320-1)  состоит из 8 деталей отлитых из высококачественной белой полиуретановой смолы и 3-х деталей (стволы) точеных из латуни. Детали отлиты очень аккуратно.  Сборка не представляет каких-либо проблем и доступна даже начинающим моделистам. Инструкция интуитивно понятна, но в ней есть существенные ошибки в части исторической справки. В качестве основы для конверсии можно выбрать любой набор танка Т-34-76, соответствующий облику «тридцатьчетверок» сходивших с конвейеров уральских заводов в начале 1942 года. В случае развертывания серийного выпуска – облик танка был бы именно таким. Однако для изготовления машины в соответствии с точным оригинальным обликом проекта, необходимо опираться на набор Т-34 выпуска 1941 года, с соответствующими доработками, для чего необходимо внимательно изучить чертеж. Из недостатков модели можно отметить один, впрочем, легко устранимый – поперек крыши башни, по линии ее изгиба, должен проходить стык двух броневых листов, который легко имитируется нанесением «расшивочной» линии. Ошибка вызвана отсутствием у разработчиков модели чертежа крыши башни, который храниться в фондах архива УКБТМ, и не доступен для широкого круга исследователей. Кроме того, наличие такого стыка диктуется и логикой конструирования, на что так же не было обращено внимания. Возможно в дальнейшем, Модел Поинт устранит эту ошибку. Как бы то ни было, модель удалась. С ней приятно работать, а  в готовом виде она впечатляет своей монструозностью. Моделью Т-34-3 Модел Поинт открывает целую серию конверсий советской БТТ периода Великой Отечественной войны - малоизвестных, либо не известных вообще, опытных машин и машин оставшихся только в проектах. Это будет наш достойный ответ уже порядком поднадоевшему Wunderwaffe`46 .








Комментариев нет:

Отправить комментарий