В конце 1950-х – начале 1960-х гг. в
СССР было прекращено проектирование новых артиллерийских бронированных
кораблей. Однако в 1965 году ВМФ совместно с Минсудпромом утвердил
задание на проектирование речного артиллерийского катера (АКА) проекта
1204 (шифр "Шмель"). При этом все находящиеся в строю БКА с 1965 г.
также были переклассифицированы в АКА, фактически став родоначальниками
"нового" подкласса боевых катеров.
Причина такого неожиданного
поворота вполне очевидна: к середине 1960-х годов оставшиеся корабли
проектов 1124, 1125 и 191-М технически и морально устарели, а к началу
1970-х гг. и ВМФ и морские части погранвойск могли вообще остаться без
так необходимых бронекатеров. Не последнюю роль здесь сыграло и быстрое
ухудшение отношений с Китаем – на Амуре было необходимо иметь
собственные речные силы.
Согласно требованиям
тактико-технического задания (ТТЗ), речной АКА проекта 1204
предназначался для решения задач несения дозорной службы на реках и
озерах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия
сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, перевозки л/с с
вооружением при переправах и действиях в бассейнах рек, а также для
действий в прибрежных районах морей. Из этого следовал простой вывод:
новый артиллерийский катер предназначался для выполнения тех же задач,
что и бронекатера проектов 1124, 1125 и 191-М. Кроме того, для проекта
1204 оговаривалась возможность его использования в прибрежных
мелководных районах морей. Для этого (в отличие от "прототипа" пр.192)
катер сделали гладкопалубным.
Водоизмещение составило 71 тонну,
мощность двухвальной дизельной ГЭУ составляла 2400 л.с., скорость 23-24
узла. Бронирование АКА было значительно слабее, чем у его
предшественника, что было обусловлено ограниченным водоизмещением. А еще
были повышены требования к мореходности и обитаемости, так как условия
службы на бронекатерах предыдущих проектов были очень тяжелыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий