ГАРАНТИЙНЫЕ ИСПЫТАНИЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
(в порядке обсуждения)
Канд. техн. наук С. В. ДОРОГИН, Г. М. ЖАРАБИН, канд.
техн. наук В. А. СОРОКИН
журнал "Вестник бронетанковой техники" №3 / 1979г
Обсуждение работы [1] дает право высказать
некоторые соображения о гарантийных испытаниях на основе более чем 35-летнего
опыта их проведения. Они были начаты по инициативе ГКО в 1943 г. для проверки
качества и надежности образцов бронетанковой техники. Общее представление об
объеме, условиях и основных результатах их проведения показывает:
1) Число машин, испытанных за 1943-1976 гг.,
насчитывает 642*, а номенклатура их - 70.
*За 1943—1944 гг. учтены данные только по танкам Т-34
всех модификаций и самоходным установкам на их базе. По остальным испытанным
маркам образцов БТТ (тяжелые танки и самоходные установки на их базе, легкие
танки и самоходные установки, бронеавтомобили) точные данные за 1943— 1944 гг.
отсутствуют. Поэтому общее количество испытанных машин может превосходить
указанное число примерно на 30—35 единиц.
2) В период 1946-1976 гг. ежегодно испытывалось
8-29 образцов от одного до 12 типов. При незначительном колебании
среднегодового числа испытанных машин (15-19) среднегодовая номенклатура по пятилеткам
имеет тенденцию к заметному возрастанию (от 3 до 8-9) (табл. 1).
3) Гарантийные испытания проводились в различных
климатических зонах. Наибольшее число машин - 417 (64,9%) было испытано во II
(умеренной) зоне, 127 (19,8%) машин было испытано в I (холодной) зоне, 68
(10,6%) в IV (жаркой) зоне и 30 (4,7%) в горных условиях (классификация зон по
ГОСТ 16350-70).
4) Из 642 испытанных машин выдержали гарантийные
испытания 199 (30,9%). Доля выдержавших гарантийные испытания машин (табл.2)
по их типам изменялось в весьма широких пределах (5-55%).
5) Представляют интерес данные о числе машин,
выдержавших гарантийные испытания, в зависимости от климатических зон и
условий проведения испытаний. Так, например, при испытаниях: в
научно-исследовательских учреждениях (НИУ) МО их выдержали 27,3% машин, в
войсках - 33,4%, на заводах - 36,9%. При этом следует иметь в виду, что
испытаниям в НИУ МО были подвергнуты 50% всех машин и они проводились в течение
всего года, а в войсках - только в летнее и в зимнее время; на заводах было
испытано всего 17,3%. Во II
климатической зоне в разное время года испытания выдержали 28,5% машин, в IV зоне - 30,8%, в I зоне (зимой) -37,0%, в горных
условиях (летом) - 40,0% машин.
Таблица
1
Среднегодовые
значения числа и номенклатуры испытанных машин
Годы
|
Среднегодовое число испытанных образцов
|
Среднегодовое число испытанных
типов
|
1946 - 1950
|
17
|
3
|
1951 - 1955
|
15
|
4
|
1956 - 1960
|
15
|
7
|
1961 - 1965
|
19
|
8
|
1966 - 1970
|
18
|
9
|
1971 -
1975
|
19
|
8
|
Из приведенных данных следует, что по мере
совершенствования машин с увеличением их гарантийной наработки число
выдержавших испытания машин возрастает. Так, если относительное число танков
Т-34, выдержавших испытания, принять за единицу, то для танков Т-54 этот
показатель равен 1,39, для танков Т-62 -1,71; для танков Т-64А -1,04; для
танков Т-72 -1,30.
Для рассматриваемого периода характерно
заметное увеличение гарантийной наработки (в 5 - 6 раз) при незначительном
увеличении (в 1,3 - 1,5 раза) наработки до капитального ремонта. Это ,
обстоятельство отражает специфику военных машин, имеющих высокую потенциальную
вероятность боевых повреждений в течение одной-двух фронтовых (армейских)
операций. Увеличение наработки до капитального ремонта более 11 - 12 тыс. км для
них не оправдано экономически, а увеличение гарантийной наработки является
необходимостью.
Следует отметить, что гарантийные испытания
по своему существу являются ускоренными испытаниями, так как обеспечивают
проверку качества техники в объеме гарантийной наработки в среднем в 6 - 10 раз
быстрее, чем в условиях нормальной войсковой эксплуатации машин учебно-боевой
группы. Их проведение в различных климатических зонах по единым методикам дает
возможность оценить характеристики машин в наиболее распространенных условиях
войсковой эксплуатации.
Существуют гарантии по наработке и времени
эксплуатации или хранения бронетанковой техники [2]. При этом под гарантией
понимается срок эксплуатации, в течение которого изготовитель гарантирует
доброкачественность изделия согласно утвержденным ТТХ, ГОСТ и ТУ. В этом смысле
гарантия является показателем качества и ответственности изготовителя за
выполнение своих обязательств перед заказчиком [3].
Таблица
2
Число
испытанных и выдержавших гарантийные испытания машин
Марки машин
|
Число
испытанных машин
|
Процент машин,
выдержавших испытания
|
ИС-2, ИС-85, ИС-122, ИСУ-122, ИСУ-152
|
19
|
5,3
|
ИС-3
|
9
|
0
|
ИС-4
|
6
|
0
|
Т-10, Т-10А, Т-10М
|
20
|
5,0
|
Т-34, Т-34-85, СУ-85, СУ-100
|
94
|
39,4
|
Т-44
|
22
|
9,1
|
Т-54, ЗСУ-57-2
|
97
|
53,6
|
Т-55
|
55
|
16,4
|
БТС-2
|
2
|
50,0
|
Т-62
|
53
|
66,0
|
ИТ-1
|
3
|
33,3
|
Т-64
|
3
|
33,3
|
Т-64А
|
9
|
44,4
|
Т-72
|
6
|
50,0
|
СУ-76
|
17
|
29,4
|
АСУ-76, АСУ-57
|
8
|
12,5
|
ПТ-76Б,
БТР-50П
|
47
|
38,3
|
СУ-85
|
4
|
0
|
БМД-1, БТР-Д
|
10
|
10,0
|
БМП-1, БМП-1К, БРМ-1К
|
69
|
10,1
|
ЗСУ-23-4
|
14
|
0
|
Шасси «123»
|
10
|
20,0
|
БТР-40
|
4
|
25,0
|
БТР-152
|
11
|
54,5
|
БРДМ-1, Б РДМ-2
|
24
|
20,8
|
БТР-60ПБ
|
26
|
23,1
|
К сожалению, с понятием «гарантия» часто
связывают не обязанность изготовителя выпускать доброкачественную продукцию, а
обязательства безвозмездного устранения недостатков (в том числе за счет
проведения ремонтов своими силами и поставки сборочных единиц в войска, сверх
установленных норм комплектации или снабжения). Таким образом, гарантия
качества подменяется гарантией ремонта. Вполне очевидно, что и это понятие и
соответствующие критерии оценки должны быть едиными как для заказчика, так и
для изготовителя.
Объем гарантийных испытаний последних
образцов бронетанковой техники достигает 46 - 57% ресурса [1]. Такой объем
проверки позволяет выяснить эксплуатационные свойства и надежность машины в
пределах, значительно превосходящих период начальной приработки и находящихся
примерно в середине зоны нормальной эксплуатации.
При разработке типовой программы гарантийных
испытаний важное значение приобретает вопрос о числе испытуемых машин n
[4]. В работе [1] рассмотрен один из вариантов расчета n,
можно предложить второй. Пусть:
Sг — гарантийная
наработка на отказ;
Sн — средняя наработка
на отказ (Sн > Sг);
n — число одновременно испытываемых
машин на надежность;
r — число неустранимых отказов за Sн
или Sг;
α = β = 0,1 — риск
заказчика и изготовителя;
A
= (1- β) / α — отношение вероятности браковки машин, удовлетворяющих и не
удовлетворяющих ТУ. По предыдущему условию А = 9;
В = β /(1 - α)
—отношение вероятностей приемки машин, удовлетворяющих и не удовлетворяющих ТУ
(по условию В = 0,111);
Pг(r)
= (Sн
n/Sг)r e(-Sнn/Sг): r!,
Pн(r)
= (Sн
n/Sн)r e(-Sнn/Sн): r!—
вероятности возникновения заданного числа отказов (при экспоненциальном законе
распределения и средней наработке на отказ соответственно Sг и Sн) за суммарную наработку Sн n;
P(r)
= Pг(r)
/ Pн(r)
= (Sн/
Sг)
r
e-(1/Sг – 1/Sн) Sн n
— отношение
вероятностей, которое необходимо сравнивать с А или В.
Задаваясь различными
отношениями Sн/
Sг,
при указанной выше величине риска, можно определить необходимое число машин n,
удовлетворяющее условию P(r)
≤ B в
предположении, что r = 0. Так, например:
а) При Sн/ Sг = 2 P(r)
=0,111 =2°·2,72-1·n , откуда n
= 2,2. Следовательно, число машин должно быть равно 3.
б) При Sн/ Sг = 1,5 P(r)
=0,111 = 1,5·2,72-0,50·n, откуда n
= 4,4. Следовательно, число машин должно быть равно 5.
в) При Sн/ Sг= 1,25 P(r)
=0,111 = 1,25°·2,72-0,25·n, откуда n
= 8,8. Следовательно, число машин должно быть равно 9.
Чем меньше будет разница между наработками Sн и Sг, тем больше необходимо иметь
машин для обеспечения условия В≤0,111.
Многолетняя практика показала эффективность
гарантийных испытаний с целью контроля качества серийной БТТ, поэтому они могут
и должны являться обязательным элементом общей системы испытаний бронетанковой
техники. Для дальнейшего совершенствования системы гарантийных испытаний
целесообразна разработка положения о гарантийных испытаниях и их типовой
программы. Для разработки типовой программы гарантийных испытаний можно
рекомендовать следующие исходные положения:
1) Целью
испытаний является:
а) оценка качества
изготовления, работоспособности и соответствия образца утвержденным ТУ по
проверяемым параметрам в пределах гарантийной наработки образца в целом;
б) определение причин
выявленных недостатков и разработка предложений по их устранению.
2) Гарантийным
испытаниям должны подвергаться серийные образцы из числа принятых военным
представительством для поставки в войска, по выбору приемщика. Установка опытных
сборочных единиц на машинах, подвергающихся гарантийным испытаниям, не
допускается, так как этим будет нарушаться случайность выборки, необходимая для
оценки качества серийной продукции.
3) Гарантийным
испытаниям - в зависимости от годового объема выпуска продукции предприятием -
должны подвергаться 1-2 образца в год.
4) Гарантийные
испытания могут проводиться в войсках или на заводах промышленности. Один раз в
год в одном из военных округов (поочередно в каждой климатической зоне) должны
проводиться одновременные испытания всех или большинства типов серийных машин.
Материально-техническое обеспечение и обеспечение личным составом экипажей и
контролеров в этом случае возлагаются на войсковые части. Испытания на заводах
промышленности проводит комиссия из состава военных представительств. В этих
случаях ответственность за материально-техническое обеспечение испытаний и за
обеспечение экипажами возлагается на завод-изготовитель, а за организацию
испытаний — на военное представительство.
5) Независимо
от места проведения испытаний завод обеспечивает восстановление образцов,
вышедших из строя во время испытаний, а также разборку и дефектацию по
окончании испытаний.
Выводы:
1. Гарантийные
испытания бронетанковой техники, проводимые заказчиком с 1943 г., являются
действенным и оперативным средством контроля качества серийно выпускаемой
продукции в объеме гарантийной наработки образца.
2. Для
дальнейшего повышения эффективности гарантийных испытаний целесообразна разработка
положения о гарантийных испытаниях и их типовой программы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Платонова Л. Г.,
Развалов А. С. О гарантийных обязательствах и гарантийных испытаниях
бронетанковой техники.— Вестник бронетанковой техники, 1977, № 2.
2.Халфин С. А. О
гарантийных обязательствах на бронетанковую технику и комплектующие изделия. —
Вестник бронетанковой техники, 1970, № 3.
3.Дорогин С. В.,
Молотков В. И. О гарантийном сроке службы танка. — Вестник бронетанковой
техники, 1964, № 4.
4.ГОСТ 16504—70.
Качество продукции. Контроль и испытания. — М.: Изд-во стандартов, 1972.
Поступила в редакцию
15.11.78.
Алексей, предоставляйте пожалуйста сканы хотя бы с части публикуемого Вами материала, чтобы можно было подтвердить другим, что это писали люди объективно оценивавшие Т-72 и Т-64, а не "редакторская" правка Гур-хана в его блоге.
ОтветитьУдалитьА откуда такие сомнения? Я вроде в компиляции и фальсификации источников замечен небыл. Или у Тарасенко и его команды имеется подшивка "Вестника..." только за 1991год? ;))) В общем вот - пожалуйста - сличайте - на моей совести только выделение цветом - все остальное работа "Файнридера"
Удалитьhttp://itmages.ru/image/view/504188/dbef8d5a
http://itmages.ru/image/view/504190/a6562702
http://itmages.ru/image/view/504191/5d74eccc
http://itmages.ru/image/view/504192/8c3fd135
Спасибо за сканы. У меня нет подозрений на Ваш счет, но сами понимаете, в силу некоторых неприглядных фактов Т-64 некоторые адепты харьковского танкостроения упираются до последнего, пока не ткнешь им в нос документ, ссылку на Ваш блог они уже не признают принципиально)) вражья пропаганда-с)
Удалить