суббота, 27 апреля 2013 г.

Танки сверху!

Подготовка к военному Параду Победы в Екатеринбурге (фоторепортаж)

 © Фото Вячеслава Вовнова

 В Екатеринбурге полным ходом идет подготовка к военному Параду Победы 9 мая. К местам репетиции техника передвигается прямо по улицам города. Одну из колонн военной техники удалось заснять с очень интересного ракурса — сверху. На фото представлены: командно штабная машина «Кушетка-Б» на базе БТР-80, бронеавтомобиль СТС «Тигр» (ГаЗ-233014) с автоматическим гранатометом на крыше, бронеавтомобиль «Водник» (ГАЗ-3937), основной боевой танк Т-72БА, тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т, тяжелая огнеметная система ТОС-1А «Солнцепек», 152-мм самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С», 120-мм самоходная артиллерийская установка 2С23 «Нона-СВК», самоходная огневая установка 9А310М1 ЗРК «Бук-М1», зенитная ракетно-артиллерийская установка «Тунгуска-М1», зенитный ракетный комплекс «Оса-АКМ», автомобиль «Гусар» (УАЗ-3132), бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 на базе Т-72 (перевозилась на платформе).

 

Бронетанковая ложь Украины - 2

Или еще один пример украинской инфо-войны против российских танков.

  24 апреля сего года, уважаемый российский информационно-аналитический ресурс "Перископ 2" опубликовал информацию о предполагаемой закупке перуанскими вооруженными силами русских танков Т-90С, единственными конкурентами коих на тендере ныне выступают только бывшие в употреблении голландской армией немецкие танки "Леопард-2А6НL". При этом эксперты портала отмечают, что из гонки за заказ выбыли украинский танк "Оплот" и китайский МВТ-2000 (с украинским МТО). 26 апреля эту новость продублировал успешный и весьма посещаемый российский блог BMPD. Собственно желание Перу купить российские танки  - в узкой экспертной среде - это далеко не новость. Тот факт, что данная информация просочилась наружу и пошла "в народ", говорит лишь о том, что согласование контракта прошло точку не возврата, а так же то, что сторона-покупатель, не видит проблемы в разглашении этой информации. Это нормальная установившаяся практика. При этом, упоминание "Участия в тендере" голландского "Леопарда" - это не более чем желание Нидерландов поскорее избавиться от техники, висящей камнем на тощей шее европейского бюджета. Перу, естественно не против еще раз, в деле, сравнить российскую и немецкую машины, да и в добавок, еще тем самым попытаться давнуть русских по цене. Это тоже нормально и всем понятно. Но вот дальше начинается сюрреализм и фантасмагория...
 Сразу несколько интернет-ресурсов начинают выплевывать информацию о том, что перуанцы заинтересовались... украинским танком Т-64Е! Люди не посвященные и не отягощенные рассудком, а равно и журналисты, падкие, в силу специфики нашего рынка, на всякую "сенсационную чушь" начинают в ЭТО верить и дублировать, засерая всем мозги. Что ЭТО? А ЭТО, господа-товарищи, проявление информационной войны, ведущейся Украиной против России с целями: 
1)Насрать соседу;
2)Продвинуть свою промышленность.
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?
В тот же день, 26 апреля, "стреляет" псевдоновостью под заголовком "Вооруженные силы Перу проявляют интерес к украинскому танку Т-64Е" портал "Украина промышленная". Эта новость естественно является не более чем фейком - подделкой. Почему? Да, прежде всего, потому, что такого танка на Украине нет! Есть некий концептуальный макетный образец, который нужно еще долго и упорно доводить до ума. Хотя решения, примененные конструкторами  харьковского 115-го БТРЗ (для не посвященных - танкоремонтного завода, а отнюдь не флагмана украинского танкопроектирования ХКБМ им.А.А.Морозова) достойны внимания, в том числе и в России, о чем мы неоднократно писали в сообщениях Т-64Е: новая жизнь старого танка; Украинские танки: выдаём желаемое за действительное; Так ли хорош танк БМ «Булат», как пишет Андрей Тарасенко  и Новая БМПТ из Харькова.
При этом "Украина промышленная" ссылается на статью ведущего российского военно-патриотического сайта "ОТВАГА" (определение "ведущий" звучало по отношению к этому сайту совсем недавно в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Танкпром век ХХ: история, историография,источники, музейное воплощение», проходившей 2-5 апреля 2013г.) "Т-64Е — реинкарнация «домашнего» танка", в которой так же идет рассказ об интересных конструкторских решениях по боевому модулю и вспомогательному / дополнительному вооружению, но не более того. И уж, конечно, в ней нет и не слова об интересе к этому танку-макету со стороны Перу. Но почему "Украина промышленная" в качестве "достойной" альтернативы для Т-90С и "Леопарда" выдвинула именно эту машину? Все очень просто! Бронетанковые амбиции в Украине остались, а вот кроме этого концепт-макета предложить им нечего. Т-84 или по-новомодному БМ"Оплот" ( на самом деле немного "доработанный напильником", а точнее сварочником, еще советских времен Т-80УД -прекрасный питерский танк Т-80У испорченный установкой никчемного "чемодана" - местечкового украинского дизеля 6ТД ) Украина хоть и таскает по выставкам, но производить уже не может. Это подтверждается провалами государственного контракта на поставку Вооруженным силам Украины 10 танков БМ "Оплот" от 2009 года, который до сих пор не выполнен под предлогом мнимого недостатка финансирования (на самом деле ВСУ фактически отказалось от этого  танка по целому ряду причин, как то: дорогой, устаревший, ненадежный, но самое главное потому, что стало ясно, что выделенные на закупку деньги будут попросту разворованы руководством ХКБМ и Завода им.Малышева, утратившим возможность по производству такого сложного изделия как современный танк). Так же заводом фактически сорван распиаренный контракт с Таиландом на производство 49 танков БМ "Оплот". Отгрузка первой партии из 5 (пяти) танков должна была произойти сначала в декабре 2012 года, но потом из-за проблем со сборкой и комплектацией была перенесена на "весну" - апрель-май 2013 года. Со ссылкой на тайское издание "Bangkokpost" украинские СМИ приводили слова командующего армией Таиланда генерала Прают Чан-Оча о том, что эти 5 танков, должны быть в мае 2013 года уже поставлены в Таиланд, где будут использоваться для обучения. В прочем на большее они врят ли сгодятся, ибо Завод имени Малышева собирает их перепиливая ранее собранные "Оплоты", от которых отказалась украинская армия и которые много лет ржавели под забором. Новые танки украинские заводы изготовлять технологически не способны! Они попросту утратили такую возможность, но признаваться в этом, видимо стыдно... Тут стоит напомнить, что контракты с тем же Таиландом или Ираком были заключены Украиной при прямом содействии США, как "благодарность" за преданность. Косвенно об этом факте свидетельствует сильное желание обоих государств под различными предлогами избавиться от этих контрактов. Так Ирак неоднократно приостанавливал приемку украинских БТРов в силу их отвратительного качества, а точнее из-за неисправности вооружения (ссылок приводить не стану - достаточно погуглить - инфы на эту тему в Сети много), а Таиланд попытался освободиться от навязанного контракта по "форс-мажорным" обстоятельствам, ссылаясь на необходимость восполнения ущерба после наводнения в октябре 2011 года. Об этом мы так же неоднократно писали, в частности в сообщениях "Таиланд отказывается от украинских танков "Оплот" и "Оплоты" для Таиланда", после чего украинским блоггером Андреем Тарасенко обвинялись в мнимой лжи. В обоих случаях контракты не были разорваны / были возобновлены только после прямого вмешательства США, по просьбе украинской стороны. Но вот апрель заканчивается, о сообщений об отгрузке первой партии "Оплотов" для Таиланда, как не было, так и нет. Вместо этого, украинские интернет-вариоры начали пространно намекать, что, оказывается, контрактом эта отгрузка предусмотрена уже в июне (сообщение участника stegostoma на форуме "Сила России" пост №959). В общем история с "Оплотом" для Таиланда - это наглядная иллюстрация того, что Украина танки более делать не может! Все украинские успехи в танковом экспорте заключаются в перепродаже оставшихся в наследство от СССР танков Т-72. Но и тут начинаются проблемы. Перед поставкой танки положено капиталить, но вот с запчастями большие проблемы! Их попросту в Украине уже нет, от чего украинские танкоремонтные предприятия вынуждены заниматься производством "эрзацов", или попросту контрафакта, или же воровать запчасти в России. Об этом мы так же писали ( "Бронетанковый контрафакт Украины" и далее по гиперссылкам). Таким образом, единственное, что сейчас могут предложить в Украине - так это модернизированные Т-64. Их запасы в Украине огромны в следствии того что спросом они на рынках абсолютно не пользуются. Запчастей на складах так же накоплена масса ибо все украинские ТРЗ по большей части специализировались именно на ремонте Т-64, а ремонтов этим танком требовалось ну очень много. Украинскими КБ разработаны два варианта модернизации. Один весьма посредственный, но реально отработанный - БМ "Булат". О нем можно почитать в сообщении "Так ли хорош танк БМ «Булат», как пишет Андрей Тарасенко ?". 
Более интересной альтернативой "Булату" как раз и является вариант Т-64Е от харьковского БТРЗ. Концептуально это более продвинутая модернизация. Некоторые решения конструкторов БТРЗ могут послужить примером и для ХКБМ и для российских конструкторов. Т-64Е, по сути, сочетает в себе свойства как собственно танка, так и машины огневой поддержки, делая не нужными и излишними машины типа российской БМПТ "Терминатор". Но за неимением средств, Т-64Е является не более чем демонстратором идеи (даже не технологии). В доводку этого танка нужно вложить еще очень много средств, которых нет ни у БТРЗ, ни у ВСУ, ни у "Укрспецэкспорта". Вот и делается попытка пиарить эту машину по каждому удобному случаю, с надеждой заинтересовать какого-нибудь зарубежного заказчика, способного вложить деньги не только в закупку, но и в доводку машины. 
В развитие темы, 27 апреля, уже упоминаемый Андрей Тарасеко в своем блоге в ЖЖ разместил сообщение "Модернизация М60 с автоматической пушкой", где рассказал не столько о модернизации М60, сколько о Т-64Е. 
Хочется отдельно остановиться о том, что из себя представляет он-лайн газета "Украина промышленная". Это "карманное" Интернет-издание все той же группы украинских боевых троллей, вожаком (ну если не вожаком, так знаменем) коих является Тарасенко. Один из активных авторов этого издания является известный персонаж под ником kotobood - неонацист, укрофашист и русофоб. Клоном "Украины промышленной" является сайт ВПК.name, выступивший вдогонку "Украине...", тогда же, 26 апреля, со статьей "Т-84 против Т-90С - противостояние в Азии".
 О направленности и содержимом "новостей" с этого сайта можно судить по заголовкам:
26.04.2013 «Укроборонпром» вернул завод им. Малышева в реальный сектор экономики
11.01.2013 Первую партию харьковских танков "Оплот" поставят в Таиланд весной
24.05.2012 Российские военные "приземляют" летающий танк Т-90
23.05.2012 Печальная судьба Т-90С
27.12.2011 Украинский «Булат» обеспечит решение оборонных задач
29.08.2011 Танки Т-90, Т-84 "Оплот", "Леопард" и "Абрамс": эмоции и реалии
04.05.2011 Почему индусы сбили российский МиГ-35
18.04.2011 Сплошные противоречия
07.04.2011 ОПК Украины VS ОПК России: место битвы - Таиланд
04.04.2011 Танковая промышленность России сделала шаг назад
05.07.2010 Танковые войска РФ деградировали: в НАТО уже отработали технологию их уничтожения
16.12.2009 Завод им. Малышева сейчас может выпускать 100 танков и 200 БТР в год
25.12.2007 Танковый мираж Т-95
Ну и так далее и все в том же духе.  Интересно, что на этом сайте случается появляются сообщения из будущего. Вот и сегодня, к примеру встречаю там следующий заголовок новости:
29.04.2013 "«Рособоронэкспорт» отправит в Перу танк Т-90С для участия на выставке и в сравнительных испытаниях",  но жмешь на ссылку, а этой новости нет... Поглядим, появится ли она 29-го. Похоже что новость бездумно скопипастили, а потом получили нагоняй от начальства за "дискридитацию" украинского ВПК и начали "редактировать". В доказательство этих "чудес" прилагаю скрин экрана - обратите внимание на адресную строку, в которой хорошо читается заголовок исчезнувшей "новости".
Интересно так же, что ВПК.name своим названием явно пытается подделать уважаемый и авторитетный российский портал с очень похожим именем ВПК - военно-промышленный курьер (www.vpk-news.ru). Как говорится: "на войне все средства хороши".
К ЧЕМУ ЭТО ПРИВОДИТ?
А приводит это к тому, что негативный информационный поток подхватывается и разносится по всему миру, вольно или невольно настраивая общественное мнение против российской боевой техники и как следствие недоверию, сложностям при подготовке контрактов,  "лишним" вопросам, затягиванию времени на принятие решений и прочие подобные прелести. Это конечно не смертельно, но не приятно. Вот показательный заголовок и цитата на портале "Свободная пресса": "Украинский танк «Оплот» переехал российский Т-90"
На мировом оружейном рынке Россия потерпела очередное чувствительное поражение. Проигран тендер на поставку 200 современных танков Таиланду. Предложенный нашей страной основной боевой танк российской армии Т-90 уступил украинскому Т-84 «Оплот». 230 млн. долларов теперь достанутся Киеву." Показательный он тем, что это прекрасный пример "информационной волны" поднятой украинскими инфо-вариорами. И звучит мерзко, вызывая отвращение, негативную реакцию. И абсолютная глупость. И что наиболее характерно, ни слова правды! Не раз писал и говорил, что не участвовал Т-90С в тендере в Таиланде (как и в Бангладеш). Просто потому что Таиланд Т-90С и не спрашивал. Тайцы просили показать им модернизацию Т-72М1М, что было исполнено в Нижнем Тагиле, на специальном показе по окончании выставки вооружений 11 июля 2009 года - я был при том мероприятии и являюсь свидетелем. Не более того! Что же касается Бангладеш, то на запрос об участии в тендере Т-90С, им было отказано по целому ряду причин - торговля оружием, тем более таким тяжелым, как танки, имеет массу тонкостей и нюансов. Тем самым была открыта дорога украинцам с "Оплотом" и китайцам с МВТ-2000, где украинцы позорно продули. Но подано все было что русский Т-90С - полное гавно, и его "Оплот" пеереехал"... Мне вот интересно, почему сейчас ни ку кого нет заголовка типа " Российский Т-90 переехал украинский "Оплот" и немецкий "Леопард" в Перу"? Рано?? Ну может еще и рано так говорить, не свершилось. Но вот как свершиться поглядим кто и что будет писать. 
МОРАЛЬ.
"Мораль сей басни..." такова, что в отличие от других танко-производящих государств, включая такие, которые производят танки только на словах, в России практически не уделяется внимания полноценной PR-поддержке отечественного бронетанкового продукта. Не ведется опережающий маркетинг новых разработок. Не ведется противодействие информационным атакам со стороны конкурентов и прочих недоброжелателей. Российские корпорации выкидывают на ветер огромное количество средств на не эффективные рекламные проекты. Да и внутри корпораций рекламные бюджеты зачастую попросту "пилятся", разворовываются. Рекламные деньги выводятся руководителями рекламных служб и направлений через "свои" фирмы, предоставляющие рекламные услуги, "карманные" СМИ и т.д. и т.п. Еслиб не имел на руках фактов не писал об этом...

пятница, 26 апреля 2013 г.

Перу, наконец, закупит российский танк Т-90С?

 Блог bmpd
Дружественный ресурс "Перископ 2" ( periscope2.ru ) сообщает, что в ходе демонстрации вооружений для командования сухопутных войск Перу, запланированного в рамках 4-й международной выставки SITDEF, которая будет проходить в перуанской столице Лиме с 15 по 19 мая 2013 года, ожидается жесткое соперничество основных танков: российского Т-90С, и Leopard 2A6, предлагаемого из наличия вооруженных сил Нидерландов. А украинские и китайские танки уже не участвуют в борьбе.

T-55-Peru-640x300

Танки Т-55 советского производства составляют основу танкового парка сухопутных войск Перу (с) www.sindramas.com


«Рособоронэкспорт» запросил разрешение на ввоз Т-90С на территорию страны с тем, чтобы продемонстрировать его в деле; Нидерланды, как ожидается, также намерены продемонстрировать Leopard 2A6 из наличия ВС. Цена последнего в текущем состоянии составляет 2,5 млн долл. и 2,9 млн долл. с учетом сопутствующих услуг, при этом у Нидерландов имеется 80 машин этого типа, из них 54 предложены Перу.
Что касается Украины и ее Т-84 «Оплот», то участие этого ОБТ не рассматривается.
Перу уже не первый год пытается воплотить в жизнь так называемый «План Угарте» по реформированию вооруженных сил страны. Согласно этому плану, 100% из 249 перуанских Т-55, поставленных СССР в начале 1970-х гг., безнадежно устарели и лишь 28% танков боеспособны. Перуанские военные запросили у правительства новые танки, которые превосходили бы чилийские Leopard 2A4; гражданские власти приняли решение закупить китайские MBT2000, однако Украина запретила Китаю реэкспорт харьковских двигателей в составе этих танков, и «План…» провалился.
Поставка китайцев с самого начала пошла вкривь и вкось — так, например, долгое время не было ясности с украинским двигателем, которым предполагалось укомплектовать MBT-2000 (в Перу опасались вероломства харьковского КБМ им. Морозова). Чуть погодя Пакистан подтвердил, что альтернативы украинским двигателям нет — свои китайские оставляют желать много лучшего.
Китайцы объясняли возникшие в Перу проблемы кознями России — мол, русские помогают дружественному министру обороны Украины Ежелю убрать из «Укрспецэкспорта» людей Кузьмука и обещают долю на латиноамериканском рынке вооружений, способствуя тем самым запрету на реэкспорт двигателей для MBT-2000.
Профильная комиссия Сухопутных войск, изначально возражавшая против китайских танков, пришла к выводам, что Перу более всего подошли бы новые Т-90С, Т-84 «Оплот» или Leopard 2A6. При этом местная пресса со ссылкой на источники в армии утверждает, что фаворитом является российский танк — в нем воплощены современные технологии, а цена ниже, чем у конкурентов.
Хотя комиссия недвусмысленно заявила, что войска требуют новых танков, на смотр допущены голландцы, а главком Рикардо Монкада Новоа запросил разрешение минобороны на участие в испытаниях испанских Leopard 2A4 из числа тех, что стали не по карману Мадриду.
Размер бюджета, выделенного на обновление танкового парка сухопутных войск Перу, пока неизвестен, однако, как полагает местная пресса, решение правительства рассмотреть поближе зарубежные танки является признаком наличия реальной политической воли заменить, наконец, старые Т-55 на что-то сопоставимое с чилийскими Leopard 2A4CH. Возможно, дополнительного энтузиазма перуанцам добавляет свежая информация о том, что чилийцы в апреле 2013 г. обратились к Германии с запросом о закупке 100 Leopard 2A5 из числа излишков Бундесвера и поставке комплектов для модернизации всех 200 чилийских Leopard 2A4CH до уровня А5.
Сообщается, что российское предложение в этот раз является гораздо более выгодным, чем в 2009 г. Так, цена Т-90С снижена, а в рамках проекта оффсетного соглашения предусмотрена передача ряда технологий, что призвано удешевить обслуживание российских танков.
Как ранее сообщал П.2, президент Ольянта Умала и его брат склонны симпатизировать России — так, Алексис Умала вскоре после победы брата на выборах президента Перу тайком навестил Россию и даже якобы вел от имени брата какие-то переговоры о поставках вооружений. Вместе с тем, перуанский рынок вооружений характеризуется исключительной непредсказуемостью, что со всей очевидностью показал скандал вокруг закупок конкурирующих ПТРК российского и израильского производства.

Подготовил Руслан Алиев

Пора бы снова вспомнить о лесопожарных танках...

  Солнышко светит, птички чирикают, а значит весна берет свое. Ну а как только чуть подсохнет, а это случается по обычаям как раз на майские праздники, то жди лесных пожаров. По прогнозам у нас в этом году лето снова сухое и жаркое. Готовы ли мы к борьбе с огнем в наших лесах? Научили нас чему-нибудь трагедии предшествующих лет???  Об этом решили узнать в богатой лесами Мордовии и провели пожарные ученья...
 

 
Но как видим, специализированной техники, оптимально приспособленной к локализации и тушению лесных пожаров, в регионе как не было, так и нет. Лес валит цивильный бульдозер, но не простой, А "золотой", ибо он импортный. Что своих тракторов нет? Есть! Вон недавно ЧТЗ рапортовал  о том, что поставил энергетикам Поволжья новый лесной агрегат на базе своего отечественного трактора.
Но почему такую технику закупают энергегики и нефтянники, но не закупают "лесовики" и МЧС? А где обещанные пожарные танки??? Рубцовская ЛПМ-521 катается по выставкам, но почему-то не закупается. Еще два КБ сейчас на конкурсной основе делают по тяжелой пожарной машине на танковой базе (Нижнетагильское и Омское), но никак ими не разрядятся. Может это на самом деле так кому-то и нужно? Может кто-то заинтересован в МЧС в закупках дорогой иностранной техники, в создании "управляемого хаоса", а проще - бардака? Ведь как удобно отмывать деньги из различных там чрезвычайных фондов, героически борясь со стихией, и ликвидируя ее последствия! Боюсь, что "болезнь" откатов из Министерства обороны перекинулась и на МЧС. И о чем думают губернаторы наших "лесных" регионов? Где реальные дела "Единой России"??? Опять летом будем показушно формировать "спасательные" отряды добровольцев и бегать по лесам с ведрами и "велосипедными насосами"????

Российская армия получит двуствольный гранатомет «Крюк»

Благодаря двойному заряду РПГ-30 способен уничтожить любой современный танк

Российская армия получит двуствольный гранатомет «Крюк»
Фото: wikipedia.org
Минобороны определилось со сроками поставок в войска новейших ручных двуствольных гранатометов РПГ-30 «Крюк» разработки НПО «Базальт». Они начнутся в ноябре нынешнего года. «Известия» выяснили, что пока военные заказали 1 тыс. гранатометов стоимостью 83 тыс. рублей за штуку.
— Контракт на поставку РПГ-30 на сумму 83 млн рублей был заключен в конце прошлого года. При этом госиспытания гранатометы успешно прошли еще в 2009 году, — сообщил изданию представитель Минобороны.
«Базальт» начал разрабатывать новый гранатомет в 2007 году. Он задумывался как ответ на современные серийные комплексы активной защиты танков типа израильских систем Trophy и Iron Fist, а также российской «Арены». Такая техника способна сбивать гранаты и ракеты на подлете к танку.
— «Крюк» стреляет двумя реактивными гранатами сразу. Первой идет имитатор, вызывающий срабатывание активной защиты танка, следом — основная граната калибра 105-мм, как у предыдущего варианта РПГ-29 «Вампир», — пояснил «Известиям» офицер Минобороны.
Имитатор выстреливается из дополнительного ствола, расположенного над основным. РПГ-30 превосходит РПГ-29 в компактности — длина чуть более 1 м против почти 2 м. Отметим, что и «Вампир» хорошо зарекомендовал себя на войне в Сирии, где неоднократно демонстрировал потрясающую пробивную мощь.
— Нынешние штатные гранатометы РПГ-22 и РПГ-26 обходятся примерно в 30 тыс. рублей за штуку. Цена «Крюка» выше в два с лишним раза потому, что имитатор достаточно дорогое удовольствие, — сказал «Известиям» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов.
В войсках говорят, что переход на РПГ-30 не должен быть сложным для личного состава.
— Конечно, в новом гранатомете требуется особый хват, так как там два ствола. Вначале кажется, что держать его неудобно, но после пары занятий привыкаешь. Особенность только в том, что имитатор там довольно хрупкий и «Крюк» надо использовать осторожно, — рассказал офицер службы ракетно-артиллерийского вооружения Южного военного округа.
По мнению редактора сайта «Отвага-2004» Виталия Моисеева, закупки пока еще секретного гранатомета — это продолжение противостояния техники защиты и нападения.
— Российская армия должна быть готова к борьбе с любым противником, имеющим устаревшее или высокотехнологичное вооружение. Возможно, в ближайшее время многократно вырастет количество стран, оснастивших свои танки комплексами активной защиты. А у нас уже будет «Крюк», — заявил Моисеев «Известиям».
Первая тысяча РПГ-30 поступит на окружные склады Южного и Центрального военных округов, откуда их передадут в бригады.
Источник

четверг, 25 апреля 2013 г.

К ветеранам Вооруженных сил и боевых действий!

Уважаемые ветераны боевых действий!

 Работая в войсках, корреспонденты газеты Министерства обороны РФ «Красная звезда» часто проводят читательские конференции, в ходе которых солдаты, сержанты и младшие офицеры ставят вопрос о публикации статей и корреспонденций, в которых бы освещался боевой опыт недавних военных кампаний.

 Вот, например, что написал один из военнослужащих:

«В газете, на мой взгляд, надо больше освещать события на Северном Кавказе. Интересно было бы прочитать о героях и подвигах, которые они совершили в ходе двух чеченских компаний, о тактике ведения тех же городских боёв. Сейчас в «Красной звезде» публикуются дневники афганской войны, и это очень интересно, потому что о конкретных боях, о фронтовом быте рассказывается от первого лица».
Поэтому редакция намерена впредь чаще давать слово тем, кто воевал, чтобы они могли рассказать о своем опыте, дать советы по применению оружия, высказать свое мнение.
Редакция газеты обратилась с предложением о сотрудничестве к администраторам сайта «Отвага» (http://otvaga2004.ru/). Мы собираемся сделать беседу с авторами этого сайта и договариваемся о совместном проекте. Редакция газеты «Красная звезда» будет со ссылкой на сайт www.otvaga2004.ru публиковать материалы, которые вы, уважаемые ветераны боевых действий, будете присылать для обсуждения на данном сайте. Нас интересуют ваши рассказы об участии в боевых действиях, ваше мнение, ваш опыт. Нам очень понравился, например, материал Алексея Соколова «Война в Чечне глазами командира танкового взвода», опубликованный на сайте. С согласия администраторов сайта «Отвага» материалы вы можете пересылать одновременно и для газеты «Красная звезда» — ссылку на сайт мы будем всегда давать. В редакции газеты «Красная звезда» эту тему – боевого опыта — будет вести специальный корреспондент газеты полковник ВДВ запаса, ветеран боевых действий в Афганистане Александр Александрович Колотило. Его электронный адрес: aleksandrkolotilo@yandex.ru
Желательно также, чтобы авторы присылали свои фотографии, которые будут также опубликованы в газете.

Умер конструктор Аркадий Шипунов

Умер известный тульский конструктор Аркадий Шипунов
Ему было 85 лет.

25 апреля, в возрасте 85 лет скончался выдающийся советский конструктор, разработчик автоматического стрелкового вооружения Аркадий Георгиевич Шипунов.
Биография
  • Родился 7 ноября 1927 года в городе Ливны Орловской области.
  • В 1950 году с отличием окончил машиностроительный факультет Тульского механического института по специальности «Стрелковые и артиллерийские системы и установки».
  • Трудовую деятельность начал в 1950 году в НИИ-61 (позднее – ЦНИИточмаш) в городе Климовске Московской области, где прошел путь от инженера до заместителя главного инженера.
  • В 1955 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук.
  • В 1962 году стал руководителем и генеральным конструктором ЦКБ-14, в дальнейшем преобразованное в государственное унитарное предприятие «Конструкторское бюро приборостроения» в городе Тула.
  • Награды и звания
Государственные награды Российской Федерации и СССР:
  •     Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР («закрытый») от 1979, орден Ленина и медаль «Серп и Молот»)
  •     Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 октября 2002)
  •     Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 ноября 1997) — за заслуги перед государством, большой личный вклад в создание специальной техники и укрепление обороноспособности страны[2]
  •     Орден Ленина (1984)
  •     Орден Октябрьской Революции (1971)
  •     Орден Трудового Красного Знамени (1989)
  •     Орден Знак Почёта (1966)
  •     Медаль За боевые заслуги (1966)
  •     Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  •     Медаль Жукова (1996)
Премии:
  •     Лауреат Государственных премий СССР (1968, 1975, 1981)
  •     Лауреат Ленинской премии (1982)
  •     Лауреат Государственных премий РФ (1998, 1999)
  •     Лауреат премии им. С. И. Мосина (1966, 1975, 1981, 1986, 2002)
  •     Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2005)
  •     Лауреат премии «Человек года» (2000, 2005)
Звания:
    Почётный гражданин Тулы (14 ноября 1997) и Тульской области
    Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2000).

К 70-летию Уральского добровольческого танкового корпуса

К 70-летию Уральского добровольческого танкового корпуса
Без семьи
Но Коля Самойлов, который в 1943-м  вместе с другими тагильскими подростками оказался воспитанником 19-го танкового полка 2-й танковой бригады 10-го УДТК, тогда и предположить не мог, какой славной  станет история корпуса, выполнявшего боевые задачи и приближавшего Победу. Еще за несколько лет до окончательного разгрома врага в корпусе занимались патриотическим воспитанием юных советских граждан, которым предстояло жить в послевоенной стране.
- В семье Александра Федоровича Орлова я был младшим сыном, - рассказывает Николай Александрович Самойлов. -  В голодные  30-е годы воспитывать второго ребенка, особенно в деревне, было сложно. Ну и меня, еще крошкой, отдали  бездетным материной сестре и ее мужу – Александру Михайловичу Самойлову. Я считал их папой и мамой, а настоящих родителей - тетей Зиной и дядей Сашей. Но после ссоры между сестрами (я учился уже в первом классе) Самойловы объявили: «Мы тебе не родители»  и  отправили меня в Черноисточинск.
Родной брат принял «пополнение» с недовольством: «Вот еще, нахлебник прибыл». Из-за неурожая в 1943-м, чтобы заработать на еду, я  поехал промывать золото. Нас, двоих пацанов, взяли в бригаду старателей на полпая. Надо было скатать 400 тачек, один доставлял их, другой выкидывал то, что промыто. Работали до октября, пока не стало подмерзать. Учиться дальше возможности пока не было – к тому времени за плечами было всего пять классов.
Дед и бабушка по материнской линии Мартын Сергеевич и Лукерья Артемьевна Мусатовы жили в Тагиле. Мать собрала меня, дала мешок картошки и велела добираться к ним по узкоколейке. Но билеты на паровоз  продавали только прошедшим санобработку. Так что путь до Тагила я прошагал пешком.  
У Мусатовых квартировал в то время начальник штаба 19 танкового полка. Как-то  вечером мы разговорились. «Пришло распоряжение собирать ребятишек, у которых нет родителей,  или беспризорных. Может, пойдешь к нам сыном полка?» - «Кормить-одевать будете?» - «Будем!» - «А учить?» - «И учить тоже». Конечно, я согласился. С запиской для командира полка прибыл на проходной пункт. На Вые, где сейчас находится рынок, располагались и штаб полка, и первый батальон. Второй – на Липовом тракте, а третий – за плотиной.
Из воспитанников я оказался самым первым. В столовой меня накормили, дали с собой хлеба. Но на ночлег пока ходил к бабушке, а утром возвращался в полк. Постепенно  набралось 16 мальчишек. Обмундирование для нас – гимнастерки, брюки, шинели, сапоги – перешивали из вещей для взрослых. Нам выдавали и летнюю, и зимнюю  форму, спальные принадлежности, водили в баню. Меня направили в школу, опять в пятый класс. Но дружил я с ребятами постарше.
После официального зачисления в полк в 1944-м (это событие праздновали всем полком)  жизнь в погонах продолжалась до сентября 1946 года. Погоны у нас были, как у рядовых танкистов. Когда вышла повесть Валентина Катаева «Сын полка» воспитанников стали называть и сынами. С запада на Урал приехало много ребят – и эвакуированных, и сирот, и даже раненых. Заботы о них брала на себя воинская часть, а средства выделяло правительство. Мы тогда об этом не задумывались, а сейчас я понимаю: так нас спасали от голода и холода, давали образование.
Под «Прощание славянки»
Наш взвод был музыкальным, в духовом оркестре я играл на кларнете. В репертуаре у нас были популярные произведения: марши «Прощание славянки», «Егерский», краковяк, разные вальсы. Выглядело все солидно: мальчишки в форме, капельмейстер Александр Апполонов, которого мы звали «дядя Саша». Играли не только для военнослужащих, но и для гражданских, выступали в клубе Горького, на танцплощадках.
Самые ответственные  концерты были в армейском клубе перед солдатами. Три месяца они учились  на танкистов, осваивали  новую технику. Потом меняли грязное, засаленное обмундирование на чистую форму и отправлялись в запасной полк, который стоял на Вагонке. Оттуда, после получения танков с завода, их провожали на фронт. Торжественно, с теплыми напутствиями, под музыку. У нас горели глаза, мы с восхищением смотрели на бойцов.
Да и военные понимали, какая ответственность на них лежит. Так мы проводили танкистов не одного набора. Механик-водитель, артиллерист-наводчик, стрелок-радист и командир танка – это был экипаж боевой машины Т-34.
Мы, мальчишки, ездили на танкодром – на Зай-гору. Видели учения, стрельбы, нам даже разрешали покататься на танке.
Но куда конкретно шла отправка машин, был большой секрет, по крайней мере, мы этого не знали. Все танкисты были молоденькими. Старших-то к тому времени сколько повыбило, сколько попало в плен…
В сентябре 1946 года меня нашел приемный отец Александр Самойлов. Он  жил, как оказалось, совсем рядом - в 40-квартирном доме и увидел меня из окна. При встрече пригласил в гости. Я стал часто бывать в этой семье. А когда Самойловы предложили  переехать к ним, обрадовался, объяснил все командиру, и меня отпустили. Так что учебу  я продолжал уже в гражданской школе.
Удостоверение ветерана Великой Отечественной войны мне выдали  в феврале 2004 года (на основании статьи 17 ФЗ «О ветеранах» -  как служившему в действующей армии, но не ходившему в атаку). Когда отмечалось 65-летие УДТК, меня удостоили Знака в честь этой даты. Таких, как я, из нашей области приехало в Екатеринбург человек пять.
За те несколько лет, что Коля Самойлов носил погоны в полку, он привык к дисциплине, порядку, научился носить форму, быть подтянутым, опрятным, стал крепким, приобрел навыки армейской жизни, настоящую военную выправку. Все это позднее пригодилось и  на срочной службе. Его ставили в пример другим.  «Где учился?» - поинтересовался командир. «Был сыном полка». – «Будешь моим помощником». И это во многом предопределило жизнь Николая, когда он попал на курсы подготовки офицеров запаса в Еланские лагеря. Уволился со службы лейтенантом. Работал школе №23 - преподавал  военное дело и физкультуру. А вечерами сам превращался в ученика – заканчивал 10-й класс в школе рабочей молодежи. После педагогического института три года проработал в школе №64.
В Коммунистическую партию Николай Александрович вступил в 50-е годы прошлого века, имеет награды от ЦК КПСС. Как коммуниста его начали продвигать по партийной линии. В Ленинском районе курировал образовательные учреждения. Когда Самойлов совместно с первым секретарем обкома КПСС Г.В.Колбиным, первым секретарем Тагилстроевского райкома КПСС М.П.Шапошниковым, коллегами из Ленинского райкома партии, руководителями треста «Тагилстрой» и домостроительного комбината взялись за  строительство новой школы - №12, на него потребовалось всего шесть месяцев. Организовали  работу так, что плановые сроки  были перекрыты.  
- Новостройка готова к сдаче, а ни оборудования, ни мебели нет, - выполнение этого партийного задания запомнилось Николаю Александровичу на всю жизнь. -  Поехал в область и пошел по кабинетам: «Требуется вот это, это и это». – «Так ведь школа должна сдаваться только на будущий год!» - «Но мы пустим ее в сентябре. Как же быть?» Все разводят руками.
Тут я вспомнил про Колбина и добился приема у него. Геннадий Васильевич  пригласил меня на заседание обкома: «Как раз строителей  буду заслушивать, вот тогда и решим ваши вопросы». Он поднимал всех руководителей по очереди: «Сколько денег не освоено? Почему?  Записывайте номер счета, деньги переведете на него». И на другой день без волокиты все уже было в  порядке.
Последующая биография полковника МВД России Николая Александровича Самойлова была связана  с управлением внутренних дел нашего города, откуда он «в 58 лет ушел на покой». Но вскоре его  вызвали в область, где создавалась служба собственной безопасности – дело, которому Самойлов отдал еще десять лет. Он долгое время работал в совете ветеранов Свердловской области.  Жизнью, как говорит, вполне доволен: «Меня уважают, не забывают, часто приглашают на встречи с учащимися».
У него сохранилась  фотография, с которой исподлобья смотрит «сын полка» в гимнастерке. Из  «наград» - только блестящие пуговицы. Сегодня на сером парадном кителе Самойлова   среди медалей и орденов особое место занимает  «Знак почета 1 степени «За особые заслуги»,  врученный  Николаю Александровичу советом ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Свердловской области. Этот человек многое успел, многим помог. Сам ковал свой характер и выстраивал свою судьбу. Но один из главных кирпичиков в ней был заложен в  сороковые  (прошлого века) - командирами и бойцами Уральского добровольческого танкового корпуса.
Нина СЕДОВА. 

Уралвагонзавод определяет перспективы

На головном предприятии ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» подвели итоги работы за первый квартал 2013 года и определили ближайшие перспективы работы предприятия.

В  2013 году на вагоносборочном производстве наблюдается небольшое снижение объемов по полувагонам, которое происходит из-за колебания спроса на рынке подвижного состава. Полная загрузка мощностей вагоносборки  осуществляется за счет изготовления других железнодорожных изделий, в том числе, цистерн, спрос на которые  уверенно растет. План производства цистерн в 2013 году уже обеспечен контрактами и составляет 6 615 единиц, что выше уровня 2012-го на 9%. Предусматривается расширение их модельного ряда. Среди новых разработок – цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов. По прогнозам они имеют хорошие рыночные перспективы. Инициирован проект по разработке и постановке на производство криогенных цистерн для перевозки и хранения сжиженных кислорода, аргона и азота. Расширяется производство специализированного подвижного состава, например, лесовозов и думпкаров.
Кроме того, делается ставка на производство запасных частей. Спрос на них также увеличивается. Соответственно в разы будет увеличено и их  производство. В феврале текущего года объемы реализации запчастей составили 127 млн рублей. В марте по предварительной оценке будут минимум 140 млн, в апреле - 250 млн рублей.
На фоне снижения спроса на вагонную продукцию идет увеличение нагрузки на механосборку. Наличие долгосрочных государственных контрактов, а также решение Минобороны России об увеличении с 2013 года заказа на капитальный ремонт с модернизацией спецтехники позволяют с уверенностью планировать загрузку и ритмичную работу механосборщиков.

среда, 24 апреля 2013 г.

Новое видео с танками в Нижнем Тагиле: боевая техника теперь ездит медленно и организованно

Уральские автомобилисты вновь сняли военные машины. Правда, теперь в кадре минимум «экшна» 
 
По всей, видимости, руководство «Уралвагонзавода» все-таки сделало выводы из недавних скандалов с участием их продукции. Напомним, в феврале Нижний Тагил отметился роликом, в котором перед носом ничего не подозревающего водителя легковушки на дорогу с огромной скоростью выскочил танк.
- Смотри, Алена, танк! - только и успел тогда сказать своей спутнице шофер.
Гаишники в тот раз встали на сторону военной техники. Мол, «гражданская» машина проехала на красный свет светофора, установленного специально на месте, где танки едут с Уралвагонзавода на полигон для испытаний. Ну, а танк соответственно двигался на законный зеленый.
В России эту видеозапись посмотрели тысячи человек. Даже в Америке ролик с тагильским танком показали в юмористическом телешоу. Казалось бы, после такой шумихи танкисты «УралВагонЗавода» должны были начать вести себя тише воды, нижнее травы. То есть ездить с самой минимальной скоростью и исключительно на зеленый свет. Но в апреле во всемирную паутину попала еще более скандальная видеозапись. На ней многотонная стальная махина выскакивает на проезжую часть на красный свет, подрезает легковушку и, как ни в чем не бывало, мчится дальше по своим делам.
После того, как этот ролик оказалось в интернете, на «боевого шумахера» тут же ополчилась и полиция, и руководство «УралВагонЗавода», которому и принадлежит техника. Тагильского лихача даже разжаловали на месяц из танкистов в грузчики и лишили премии. Но на этот дирекция УВЗ решила не останавливаться. Судя по кадрам, которые снял очередной автомобилист, теперь танки ездят на полигон исключительно стройной колонной, да еще и с машиной сопровождения. Автомобилисты теперь могут спать, а главное – ездить, спокойно.
Источник

"При мне танк родился, я его испытывал"

"При мне танк родился, я его испытывал"
С балкона Германа Анатольевича Моргунова отрывается вид на площадь Танкостроителей. Вот уже девять лет, как в ее центре на постаменте возвышается Т-72.
- Это моя судьба, - размышляет Герман Анатольевич, усаживаясь за широкий письменный стол. - При мне танк родился, я его испытывал.
Моргунов 53 года проработал в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения УВЗ. В 1970-м испытывал танк Т-72. «Изделие», как говорили из-за строжайшей секретности, подвергалось дикой жаре и глубокому минусу. Лихорадочные скачки температур испытывали на себе и люди, которые, увы, не обладали железным панцирем.

«Харьковцы» и «тагильцы»
…Еще до появления легендарной машины, в Харькове был разработан танк Т-64. Замечательный по всем параметрам. Объем моторно-трансмиссионного отделения у него был в два раза меньше, чем у громоздкого американского аналога.
- А чем больше танк, тем легче в него попасть, - рассуждает Герман Анатольевич. - Следовательно, чтобы его сохранить, нужно больше брони. Это вес. Чем больше брони, тем более мощный двигатель необходим. Представляете, сколько топлива нужно возить на себе?
Совет Министров и ЦК КПСС постановили: на УВЗ запускать производство Т-64. Но на Вагонке начали разработку собственного, уральского танка.
- Чем взял Т-34? Парни, которые в своей жизни ничего кроме телеги не видели, ремонтировали его запросто. Мы должны были сделать уральский танк максимально простым, надежным и в то же время отвечающим требованиям времени. Нам это удалось, - вспоминает ветеран.
В 1970-м по инициативе главного конструктора Валерия Венедиктова на УВЗ было создано бюро эксплуатации. И в том же году Моргунова отправили на первые конструкторско-доводочные испытания: зимой - в Даурию, а летом - в пустыню Каракумы.

Каракумы: на термометре плюс 50
Бригаду тагильских конструкторов разместили на полигоне в Каракумах, в нескольких десятках километрах от Теджена.
- За несколько дней рубашки побелели от соли – столько воды уходило из организма! – начинает свой рассказ Герман Анатольевич. - Началось обезвоживание. Все худели, чернели, высыхали. Хотелось пить, пить, пить… Но горло пересыхало сразу же, как заканчивалась струя. Живот полон, булькает. Мы заваривали верблюжью колючку. Выпьешь литра три горячего напитка - и на два часа забываешь о жажде.
Местных жителей, туркменов, можно было узнать по стеганым халатам, шароварам, бараньим шапкам и сапогам. Мы, собираясь в пробег, надевали зимние шлемофоны с мехом внутри, чтобы влага хоть как-то увлажняла кожу. И обязательно – перчатки. Танк нагревался до 80 градусов.
Еду готовили сами. С одной стороны стояла бортовая машина, с другой - соорудили стену из ящиков запчастей, сверху натянули брезент. Вот и вся столовая.
Однажды из Ашхабада к нам приехал связной. Удивился: «Почему это у вас брезент не зеленый, а черный?». Я говорю: «Это не брезент черный, это мухи…Толя, поешь». Он как глянул на меня: «Не буду». Ему дали консервную банку. Он с головой накрылся полиэтиленовой пленкой и там ел.
В столовой завели жесткий, неукоснительный порядок: сварили еду, два часа прошло, выливаем. Не дай бог, отравление.
В Туркмении очень грязно. В лагере, особенно в первое время, маялись дизентерией. Заехал майор-медик: «Вы люди взрослые, грамм по 50 спирту, и все будет нормально». Я попал в тот же полк через 17 лет. Всюду, куда ни ступишь, была насыпана хлорка, а офицеры болели гепатитом почти поголовно.
…Пустыня – ровное, как стол, место. Но фауна там поразительно богатая! Дикобразы, шакалы, летучие мыши, ежики ушастые... Каждый из нас держал свой «зоопарк». В баночках сидели фаланги и богомолы. А сколько черепах натащили в казарму!

Даурия: ниже минус 40
- Ужасно холодно, - продолжает Герман Анатольевич. – Голая, бесснежная земля трескалась от мороза. Реки промерзали до дна. На окнах - лед в два сантиметра. Спали в одежде. Как-то принесли веточку багульника в казарму. Поставили в воду. Через полторы недели на ней распустился розовый цветок. Хоть какая-то отдушина.
Днем и ночью проводились пробеговые испытания. От ударов опорных катков о промороженный грунт гнулись балансиры. Помню, как в пробеге водитель весело сообщает: «Впереди нас чей-то каток прыгает!» Невесело комментирую: «Так это наш каток».
У нас с собой имелась канистра с жидкостью для борьбы с переохлаждением. Сделав такое открытие, командир полка, в котором «квартировала» наша бригада, живо заинтересовался нашей работой. Подарил бочонок превосходной селедки, хотя сам никогда не закусывал. Багровея, он информировал: «В сорок один с половиной буду генералом».
Спирт обменивали на бензин для техники.

На берегах Онона не видно больше халцедона…
Во всех командировках, как только выдавался свободный денек, Моргунов устраивал «охоту» за камнями. Так у Германа Анатольевича образовалась большая коллекция минералов: лазуриты, сердолики, ониксы, яшма... Есть даже обломок метеорита, найденный в кратере Жаманшин в Казахстане, халцедон из Забайкалья и его разновидность красного цвета – сердолик.
- Эпоха неолита, пятый век до нашей эры, - поясняет Герман Анатольевич, вкладывая ромбовидный сердолик в мою ладонь. – Из этого камня древние люди пытались сделать наконечник для стрелы, скалывали отщепы, но потом заготовку забраковали.
- Где нашли такое богатство, ведь не на дороге же валялось? – мой вопрос у ветерана вызывает улыбку.
- Халцедон как раз на дороге валялся! Зимой в Забайкалье резко понижается уровень воды в реках. А снега нет. Вот и выходят камешки наружу. Вместе с товарищем из московского института двигателей ходили на реку Онон. Я - в воскресенье утром, он – вечером. Однажды спрашиваю: «Ну как успехи, Слава?» А он мне: «Сегодня на берегах Онона не видно больше халцедона. Весь халцедон с реки Онон уж Моргуновым унесен».
У Германа Анатольевича хранятся советские календарики. В них отмечены даты командировок. Впервые заводчанин командировался в 1959-м в Белоруссию. Три месяца бригада, которой руководил Моргунов, вела работы по замене носовых топливных баков.
- Когда я прикинул, сколько лет непрерывно ездил в командировки, оказалось - сорок. Бывало, за год проводил больше времени в казармах, нежели дома, в Тагиле. Три новых года встретил в Забайкалье.
Конструктор объехал всю Россию, был в Туркмении, Грузии, Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Украине…

Кстати. Россия – единственная в мире держава, которая выпускала сразу три однотипных танка: Т-72, Т-64 и Т-80. Чтобы выявить совершенную машину, с 1979-го по1986 год были развернуты массовые сравнительные испытания во всех климатических зонах.
Боевые машины всюду ждали «сюрпризы». Кварцевый песок в Белоруссии «резал» ходовую часть - зубчатку ведущего колеса, траки. В пустыне эти и другие обрезиненные детали плавились. На Украине танки вязли в черноземе. Шли с трудом по стерне: соломинки и полова забивались в двигатель.
Тагильские конструкторы, бывшие на испытаниях, выискивали причины поломок, чуть ли ежедневно отчитываясь перед Валерием Венедиктовым. Главный конструктор расспрашивал с пристрастием: почему наши танки отстают по глубокому снегу? Кк идет забор воздуха в двигатель? Что требуется улучшить?
На УВЗ танк дорабатывался. Беспрестанная генерация идей, поиск нестандартных решений – адский труд.
По воспоминаниям Германа Анатольевича, однажды во время войсковых испытаний в государственную комиссию поступило замечание, что в воскресенье тагильчане пьют:
- Профессор Развалов тогда сказал: «Чего вы хотите? Это тагильцы. Они или работают, или пьют. Третьего не дано». Действительно, мы работали как звери. А ленинградцы? Они хоть и пели романсы, когда выпивали, но работать с такой отдачей, ответственностью – не умели.
По результатам испытаний Т-72 обошел своих конкурентов Т-64 и Т-80. Производство танка было поставлено на конвейер. Всего в период с 1974-го по 1992 годы СССР выпустил порядка 30 000 «семидесятидвоек». В 1998 году на выставке сухопутных вооружений в Ле Бурже под Парижем Т-72 был признан самым лучшим и самым массовым танком в мире второй половины ХХ века. Он стоит на вооружении более чем 30 стран мира.
Анастасия ВАСИЛЬЕВА.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.
газета "Тагильский рабочий"  17.04.2013