Получил от товарища, на днях
посетившего одну из учебных частей, фото
Т-90 обр.1992г. и недавно прибывших ранних Т-90А (выпуск 2004-2005гг). Не
смотря на то, что последним машинам нет и 10 лет, они очень сильно «ушатаны». Бросилось в глаза, что окна прицелов (в
частности командирского «Агата») и смотровые приборы залиты краской. Каким
образом эксплуатировались эти танки – абсолютно непонятно!
|
Прицельно-наблюдательный комплекс видимо совсем не нужен командиру российских Т-90А - объектив "Агата" попросту закрашен. |
|
"Повезло" не только "Агату" - зенитный ПЗУ-7 тоже закрашен |
|
Командир на Т-90А полностью слеп - кроме прицелов, у него закрашены и обычные смотровые приборы. |
|
А так закрашен смотровой прибор у наводчика... |
|
Этому смотровому прибору на Т-90А повезло больше - он не закрашен, но как вы думаете, через него хоть что-то видно? Немудрено, что наши танки "славятся" своей слепотой, а поговорка "Глухо, как в танке" имеет широкое хождение в народе... |
Степень их эксплуатационной
готовности вызывает крайнее сомнение, не говоря уже о готовности к бою. А ведь
данные танки у нас в Генштабе считают современными и регулярно вставляют в
отчеты в коих говорится об ударных темпах обновления парка боевой техники и
супер-мупер-пупер перевооружении. Видимо у кого-то не только прицелы замазаны,
но и глаза (гламурной розовой красочкой) и руки (долларовой зеленью). Товарищ
передал, что опять выслушивал от танкистов, что «трактора» – так в Российской
армии называют тагильские машины - плохи в эксплуатации. Был заснят момент
«полевого» ремонта торсиона.
Танкмены
говорят, что у Т-90 это болезнь. При езде машины с повёрнутой назад пушкой регулярно
ломаются торсионы на последних опорных катках. Вояки объясняют сие явление тем,
что происходит смещение центра тяжести. Неужели об этом не знают на
«Уралвагонзаводе» и в УКБТМ? Почему не предпринимаются меры?
|
Поломка торсиона на 6-х катках Т-90 - массовое и уже привычное явление. На фото - ремонт в полевых условиях. |
|
Собственно сломанный торсион |
Ещё была жалоба на заднюю передачу. Танк ни фига не едет назад!
Недовольство было высказано и в отношении АЗ. Что, якобы, если случается его
отказ,то не понятно в чём причина. А на МЗ Т-80 всё сразу понятно, так
как стоят датчики каждого этапа зарядки. А с Северного Кавказа до меня
доходит информация и о крайне низком ресурсе двигателя на танках Т-90А. Так,
для дизеля В-92С2 заявляется ресурс в 700 часов, однако гарантийная наработка
двигателя установлена в два раза ниже –
350 часов. Но зачастую движки, не дотягивают и до этого срока. Воякам эта
ситуация, в принципе, выгодна. Движок летит раньше времени – его производитель
без вопросов меняет по гарантии и танки эксплуатируются дальше. Потому особо
это и не разглашается. Заводу изготовителю, тоже нет резона кричать о плохом
качестве своих двигателей. Но при этом, по логике вещей, завод должен
лихорадочно искать выход по исправлению ситуации.
|
Двигатель В-92С2 танка Т-90А часто не дотягивает до гарантийного срока. |
Действительно, такой выход был
найден – учитывая политический ресурс Корпорации,
завод вместо того что б улучшать двигатель, просто задрал на него цену. В
итоге, даже при гарантийной замене он не в убытке. С другой стороны,
возвращенные по гарантии на завод движки, они ведь тоже не попадают
автоматически в металлолом, а перебираются, реставрируются и вновь пускаются в
оборот наравне с новыми. В итоге «тишь да гладь, да Божья благодать» - все
довольны, все помалкивают. В накладе только государство. На ведь сейчас не 1937
год?
Так же,
«тракторами», называют недавно полученные новехонькие отмодернизированные
Т-72Б3 и в другой воинской части, находящейся в совершенно ином регионе. Так
что сей эпитет, похоже, объективен, так как присвоен не сговариваясь. В обоих случаях людям есть с чем сравнивать:
в «учебке» наравне с танками Т-72Б и Т-90 присутствуют Т-80БВ и, до недавнего
времени были Т-80УД. Ну а боевая бригада, как раз пересела на «трактора» с
«ласточек» Т-80БВ.
Т-72Б3 критикуются не только
из-за своей отвратительной подвижности – есть у них куда более существенный
недостаток: выполняя самым формальным образом требования заказчика –
российского МО – конструктора тупо заменили старый ночной прицел, который
являлся вспомогательным, на новый тепловизионный «Сосна-У». «Сосна» - прицел
великолепный, но… стоит то он не на месте! Являясь теперь основным по своей
сути (и, кстати, по эксплуатационным документам) он установлен без соблюдения
требований эргономики.
В результате чего, для работы с
ним, наводчик вынужден занимать неудобную позу и изгибать шею. Естественно это
не может продолжаться постоянно – человек, даже желающий исполнять требования
инструкций, уже физически не может это делать
- мышцы шеи болят, нарушается кровообращение в головном мозге со всеми
вытекающими неприятностями в виде головокружения, потери координации. В итоге,
«Сосной» наводчики предпочитают не пользоваться (визирным каналом),
эксплуатируя в качестве основного, ставший теперь вспомогательным, но стоящий
на «правильном» месте «старый» 1А40. Напомню, что каждый Т-72Б3 обходится российским налогоплательшикам в сумму более чем 50 миллионов рублей. Вот бы заставить наших генералов, ответственных за модернизацию, а за одно и конструкторов, ее осуществляющих, купить на свои кровные по "Круизеру" или "Геленденвагену" и ездить постоянно с головой высунутой из форточки.... Может тогда бы поумнели?
|
Основной прицел танка Т-72Б3 "Сосна-У". Если с тепловизионным каналом проблем нет - "картинка" выводится на монитор, то с визирным работать неудобно - приходится изгибать шею. |
|
Вспомогательный прицел 1А40 на танке Т-72Б3 стоит на своем прежнем месте и от того работа с ним не вызывает затруднений, в отличие от находящейся "как бы рядом" "Сосны-У". |
Нет, на самом деле, разве такое пренебрежение требованиями эргономики - это нормально? Конечно, нет, и конструктора об
этом знают, но отгребают от себя в сторону МО – мол, как заказано, так и
сделано. Не неужели не могли приложить мозги? Почему не попытались
противостоять дурацким требованиям МО?
При Карцеве, Венедиктове и Поткине, КБ почему-то могло жестко отстаивать
свои идеи и предложения, а ныне полностью «лежит» под МО. Удовлетворение прихоти заказчика за его
деньги, как вариант, называется «проституция».
P.S.
Сейчас меня «ура-патриоты» опять начнут обвинять в набросе «говна на
вентилятор», «во временном помешательстве». Не пора ли им осознать, что «поза
страуса» ни к чему хорошему в конце концов не приведет. И если продолжать
замалчивать проблему – она сама собой не рассосется. Нужны срочные и очень
жесткие оргвыводы! Золотые слова некогда произнес нарком путей сообщения Лазарь
Моисеевич Каганович: «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность»…