вторник, 7 января 2020 г.

Армата – проблемы 2020


   В последние декабрьские дни 2019 года заместитель министра обороны РФ А. Криворучко, подводя итоги выполнения государственного оборонного заказа на вопрос корреспондента о том, как движутся работы по «Армате» оптимистично заявил: «Не буду скрывать, что работы по доводке новейших образцов бронетанковой техники и вооружения несколько затянулись, но в уходящем году успешно завершены предварительные и государственные испытания целой линейки новой техники». А далее: «…завершены предварительные испытания танка Т-14 и боевой машины пехоты Т-15 на базе унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформы с задним и передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В ближайшие месяц-два мы ожидаем получить первую партию из 5 машин, которые также подключим к госиспытаниям для их скорейшего завершения».
Напомним, что согласно заключенному еще в конце 2015 г. контракту на опытно-войсковую партию машин на перспективной тяжелой гусеничной платформе «Армата», за три года в ВС РФ должно было поступить 132 танка «Армата». Затем, в 2018 г. (на форуме «Армия-2018») этот контракт был скорректирован и пролонгирован, в результате поставки должны были начаться с конца 2018 г., однако речь шла уже не о 132 танках «Армата», а о 132 единицах техники, на платформе «Армата» включая кроме танков Т-14, также БМП Т-15 и БРЭМ (бронированная ремонтно‑эксплуатационная машина) Т-16. Согласно заявлению Ю. Борисова (на тот момент заместителя министра обороны РФ), данный контракт предусматривал поставку для опытно-войсковой эксплуатации двух батальонных комплектов Т-14 и одного батальонного комплекта тяжелых БМП Т-15. Уже в 2020 г. их опытно-войсковой эксплуатацией должны были заняться во 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии ЗВО. 


Опытный образец танка Т-14 «Армата» (Объект 148) на испытаниях


Боевые машины на базе унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформы «Армата» - танк Т-14, БРЭМ Т-16 Однако после визита министра обороны С.Шойгу на «Уралвагонзавод» (УВЗ), который состоялся 12 августа 2018 года стало известно о существенном отставании от графика выпуска и корректировке количества строящихся машин. Так вместо 132 машин на платформе «Армата», которые до конца 2019 г. должен был поставить УВЗ, речь уже шла всего о 16 машинах «опытно-войсковой партии»: Т‑14, Т‑15 и Т‑16. На тот момент указывалось, что государственные испытания машин на платформе «Армата» еще не завершены и продолжатся до конца 2019 года. Только после этого будет принято решение о серийных закупках. 

Боевые машины на базе унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформы «Армата» - танк Т-14, БРЭМ Т-16




Опытный образец тяжелой боевой машины пехоты Т-15 (Объект 149) на платформе «Армата» с боевым модулем «Кинжал», Международный военно-технический форум «Армия-2019».


Как видно из приведенных выше слов заместителя министра обороны РФ А. Криворучко, завершение государственных испытаний «Арматы» к концу 2019 года так и не состоялось, а его заявление о завершении предварительных испытаний танка Т-14 и боевой машины пехоты Т-15 весьма туманно. Не совсем понятно с каким результатом завершились предварительные испытания – насколько они были успешны, были ли выявлены несоответствия требованиям ТЗ и когда могут быть устранены недостатки, которые неизбежно проявляются в процессе создании нового образца. Также похоже, что УВЗ не справился и со скорректированным производственным планом на 2019 год, и вместо 16 машин «опытно-войсковой партии», замминистра ожидает только первую партию из 5 машин в «ближайшие месяц-два» (т.е. в 2020 году). Вероятно, проблемы с «Арматой» являются к какой-то мере отражением общих проблем УВЗ. В марте 2017 года, вступая в должность, новый генеральный директор «Уралвагонзавода» А. Потапов, заявил: «Мы создали, образно говоря, фундамент, на котором будем строить новый дом. Подготовка к этому завершена, на что настроена вся наша кооперация. Трудовые коллективы готовы к выпуску современных перспективных боевых машин». Однако, в ноябре 2018 года руководство «Уралтрансмаша», входящего в корпорацию «Уралвагонзавод», обвинили в присвоении средств, выделенных на техническое перевооружение предприятия. Контролирующие органы и силовые структуры считают, что гендиректор «Уралвагонзавода» А. Потапов не обеспечил строительство новых цехов и создание промышленных мощностей, необходимых для выпуска танка «Армата». При этом бюджетное финансирование в десятки миллиардов рублей, выделенных на реализацию проекта, осваивалось с грубейшими нарушениями закона.


Схема танка Т-14 «Армата».





Кабина экипажа Т-14. Для лучшей защиты экипаж размещен в изолированной бронированной капсуле. Информация об окружающей обстановке поступает к экипажу через электронно-оптические системы 

Вызывает обеспокоенность и тот факт, что по информации, проскакивающей в открытых источниках, у военных возникают вопросы и к целому ряду систем перспективного танка. В том числе например, к надежности наблюдения экипажа за боевой обстановкой (информация об окружающей обстановке поступает к экипажу, для лучшей защиты размещенному в бронированной капсуле, через электронно-оптические системы, которые, как считают военные, «в бою могут подвести»), остро стоит вопрос об окончании разработки и запуске в производство новой номенклатуры боеприпасов для 125-мм танкового орудия 2А82, в первую очередь оперенных бронебойно-подкалиберных и управляемых (с подрывом на траектории полета) снарядов. А в последнее время выражаются сомнения и в правильности выбора силовой установки. 



Новейшая разработка «НИМИ им. В.В.Бахирева» - экспериментальный образец 125-мм выстрела с бронебойным подкалиберным снарядом повышенного могущества к танковой пушке (Манго-М). Изделие предназначено для стрельбы по современным и модернизированным танкам, оснащенным сложной комбинированной или разнесенной броней, в том числе с усиленной динамической защитой, бронепробиваемость увеличена более чем на 20% (справа на фото). 

Напомним, что в качестве силовой установки на унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформе «Армата» был принят четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А / 12Н360 / 2В-12-3А, мощностью 1500 л.с., разработки челябинского ГСКБ «Трансдизель». Двигатель разрабатывался два десятилетия и изначально проектировался как абсолютно новая силовая установка для новых танков, подобных нынешней «Армате». В 2011 году двигатель прошел полный цикл государственных испытаний и серийно производится на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Тем не менее в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2019» военные специалисты отметили, что проведённый ими «анализ характеристик и конструктивного облика двигателей ЧТЗ показывает, что 2В-12-3А уступает зарубежным аналогам по топливной экономичности, ресурсу, расходу масла, удельной теплоотдаче и другим важным показателям». Поэтому для развития платформы «Армата» министерство обороны хочет получить двигатель, обеспечивающий лучшие характеристики чем 2В-12-3А, и в качестве базового рассматривает дизель 12ТВ373Ч («Чайка»). Однако, и с ним не все гладко. Несмотря на то, что разработку 12ТВ373Ч должны были закончить в четвертом квартале 2017 года, этого до сих пор не произошло.



Челябинский Х-образный, 12-цилиндровый дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А / 12Н360 / 2В-12-3А, мощностью 1500 л.с., устанавливающийся сегодня на машины унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформы «Армата». 

Учитывая вышеизложенное, «Армату» ждет долгая дорога в серию, и ей можно только пожелать не состариться на этом пути. По оптимистическому мнению некоторых экспертов, в случае успешного проведения Государственных испытаний, серийные поставки машин на платформе «Армата» могут начаться не ранее 2023-2025 годов.


Gur Khan: "Предварительные испытания" - это по-старому "заводские". До "государственных"  "Армата" еще не добралась. По графику государственные испытания должны окончится в августе 2020-го. Будем надеяться и верить в лучшее. Хотя уже и не верится. В заявлениях крупнейших военных, государственных и промышленных чиновников, а также СМИ - одно вранье. Вот примерчик: "В этом году вместо «Армат» российские танкисты получат 60 новых Т-90М" - год прошел, Зин, а где танки? Меж тем МВК по 188М наковыряла массу замечаний (хотя и мелких), так что машина не смогла получить литеру "О1" до конца 2019 года. Наше танкостроение неуклонно катится вниз под бравурные фанфары. Очень надеюсь, что компетентные органы займутся этим вопросом, сделают соответствующие выводы и дадут правовую оценку творящемуся беспределу в оборонном машиностроении Российской Федерации. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.