понедельник, 6 января 2020 г.

Армата – проблемы 2020


   В последние декабрьские дни 2019 года заместитель министра обороны РФ А. Криворучко, подводя итоги выполнения государственного оборонного заказа на вопрос корреспондента о том, как движутся работы по «Армате» оптимистично заявил: «Не буду скрывать, что работы по доводке новейших образцов бронетанковой техники и вооружения несколько затянулись, но в уходящем году успешно завершены предварительные и государственные испытания целой линейки новой техники». А далее: «…завершены предварительные испытания танка Т-14 и боевой машины пехоты Т-15 на базе унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформы с задним и передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В ближайшие месяц-два мы ожидаем получить первую партию из 5 машин, которые также подключим к госиспытаниям для их скорейшего завершения».
Напомним, что согласно заключенному еще в конце 2015 г. контракту на опытно-войсковую партию машин на перспективной тяжелой гусеничной платформе «Армата», за три года в ВС РФ должно было поступить 132 танка «Армата». Затем, в 2018 г. (на форуме «Армия-2018») этот контракт был скорректирован и пролонгирован, в результате поставки должны были начаться с конца 2018 г., однако речь шла уже не о 132 танках «Армата», а о 132 единицах техники, на платформе «Армата» включая кроме танков Т-14, также БМП Т-15 и БРЭМ (бронированная ремонтно‑эксплуатационная машина) Т-16. Согласно заявлению Ю. Борисова (на тот момент заместителя министра обороны РФ), данный контракт предусматривал поставку для опытно-войсковой эксплуатации двух батальонных комплектов Т-14 и одного батальонного комплекта тяжелых БМП Т-15. Уже в 2020 г. их опытно-войсковой эксплуатацией должны были заняться во 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии ЗВО. 


Опытный образец танка Т-14 «Армата» (Объект 148) на испытаниях


Боевые машины на базе унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформы «Армата» - танк Т-14, БРЭМ Т-16 Однако после визита министра обороны С.Шойгу на «Уралвагонзавод» (УВЗ), который состоялся 12 августа 2018 года стало известно о существенном отставании от графика выпуска и корректировке количества строящихся машин. Так вместо 132 машин на платформе «Армата», которые до конца 2019 г. должен был поставить УВЗ, речь уже шла всего о 16 машинах «опытно-войсковой партии»: Т‑14, Т‑15 и Т‑16. На тот момент указывалось, что государственные испытания машин на платформе «Армата» еще не завершены и продолжатся до конца 2019 года. Только после этого будет принято решение о серийных закупках. 

Боевые машины на базе унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформы «Армата» - танк Т-14, БРЭМ Т-16




Опытный образец тяжелой боевой машины пехоты Т-15 (Объект 149) на платформе «Армата» с боевым модулем «Кинжал», Международный военно-технический форум «Армия-2019».


Как видно из приведенных выше слов заместителя министра обороны РФ А. Криворучко, завершение государственных испытаний «Арматы» к концу 2019 года так и не состоялось, а его заявление о завершении предварительных испытаний танка Т-14 и боевой машины пехоты Т-15 весьма туманно. Не совсем понятно с каким результатом завершились предварительные испытания – насколько они были успешны, были ли выявлены несоответствия требованиям ТЗ и когда могут быть устранены недостатки, которые неизбежно проявляются в процессе создании нового образца. Также похоже, что УВЗ не справился и со скорректированным производственным планом на 2019 год, и вместо 16 машин «опытно-войсковой партии», замминистра ожидает только первую партию из 5 машин в «ближайшие месяц-два» (т.е. в 2020 году). Вероятно, проблемы с «Арматой» являются к какой-то мере отражением общих проблем УВЗ. В марте 2017 года, вступая в должность, новый генеральный директор «Уралвагонзавода» А. Потапов, заявил: «Мы создали, образно говоря, фундамент, на котором будем строить новый дом. Подготовка к этому завершена, на что настроена вся наша кооперация. Трудовые коллективы готовы к выпуску современных перспективных боевых машин». Однако, в ноябре 2018 года руководство «Уралтрансмаша», входящего в корпорацию «Уралвагонзавод», обвинили в присвоении средств, выделенных на техническое перевооружение предприятия. Контролирующие органы и силовые структуры считают, что гендиректор «Уралвагонзавода» А. Потапов не обеспечил строительство новых цехов и создание промышленных мощностей, необходимых для выпуска танка «Армата». При этом бюджетное финансирование в десятки миллиардов рублей, выделенных на реализацию проекта, осваивалось с грубейшими нарушениями закона.


Схема танка Т-14 «Армата».





Кабина экипажа Т-14. Для лучшей защиты экипаж размещен в изолированной бронированной капсуле. Информация об окружающей обстановке поступает к экипажу через электронно-оптические системы 

Вызывает обеспокоенность и тот факт, что по информации, проскакивающей в открытых источниках, у военных возникают вопросы и к целому ряду систем перспективного танка. В том числе например, к надежности наблюдения экипажа за боевой обстановкой (информация об окружающей обстановке поступает к экипажу, для лучшей защиты размещенному в бронированной капсуле, через электронно-оптические системы, которые, как считают военные, «в бою могут подвести»), остро стоит вопрос об окончании разработки и запуске в производство новой номенклатуры боеприпасов для 125-мм танкового орудия 2А82, в первую очередь оперенных бронебойно-подкалиберных и управляемых (с подрывом на траектории полета) снарядов. А в последнее время выражаются сомнения и в правильности выбора силовой установки. 



Новейшая разработка «НИМИ им. В.В.Бахирева» - экспериментальный образец 125-мм выстрела с бронебойным подкалиберным снарядом повышенного могущества к танковой пушке (Манго-М). Изделие предназначено для стрельбы по современным и модернизированным танкам, оснащенным сложной комбинированной или разнесенной броней, в том числе с усиленной динамической защитой, бронепробиваемость увеличена более чем на 20% (справа на фото). 

Напомним, что в качестве силовой установки на унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформе «Армата» был принят четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А / 12Н360 / 2В-12-3А, мощностью 1500 л.с., разработки челябинского ГСКБ «Трансдизель». Двигатель разрабатывался два десятилетия и изначально проектировался как абсолютно новая силовая установка для новых танков, подобных нынешней «Армате». В 2011 году двигатель прошел полный цикл государственных испытаний и серийно производится на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Тем не менее в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2019» военные специалисты отметили, что проведённый ими «анализ характеристик и конструктивного облика двигателей ЧТЗ показывает, что 2В-12-3А уступает зарубежным аналогам по топливной экономичности, ресурсу, расходу масла, удельной теплоотдаче и другим важным показателям». Поэтому для развития платформы «Армата» министерство обороны хочет получить двигатель, обеспечивающий лучшие характеристики чем 2В-12-3А, и в качестве базового рассматривает дизель 12ТВ373Ч («Чайка»). Однако, и с ним не все гладко. Несмотря на то, что разработку 12ТВ373Ч должны были закончить в четвертом квартале 2017 года, этого до сих пор не произошло.



Челябинский Х-образный, 12-цилиндровый дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А / 12Н360 / 2В-12-3А, мощностью 1500 л.с., устанавливающийся сегодня на машины унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформы «Армата». 

Учитывая вышеизложенное, «Армату» ждет долгая дорога в серию, и ей можно только пожелать не состариться на этом пути. По оптимистическому мнению некоторых экспертов, в случае успешного проведения Государственных испытаний, серийные поставки машин на платформе «Армата» могут начаться не ранее 2023-2025 годов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий