ИНТЕРВЬЮ С НАЧАЛЬНИКОМ ГАБТУ 06.09.2011
2010-2011
годы стали чрезвычайно насыщенными событиями, связанными с
танкостроением и танковыми войсками. Во-первых, прошла череда юбилеев,
стартовавшая 31 августа 2010 г., когда исполнилось 90 лет отечественному
танкостроению. Затем танкостроители и танкисты отмечали 95 лет с
момента первого появления танков на поле боя, 75-летие ведущего
танкового предприятия страны «Уралвагонзавода» и 70-летие начала выпуска
им танков, 65-летие со дня учреждения профессионального праздника – Дня
танкистов.
Во-вторых, в эти же годы масштабно развернулась глубокая
реформа Вооруженных Сил РФ в целом, видов ВС и родов войск. Формирование
нового облика Вооруженных Сил неизбежно затронуло бронетанковое
вооружение и технику (БТВТ), военную автомобильную технику (ВАТ). К этим
системам вооружения Министерством обороны РФ были выработаны
требования, означавшие радикальную смену парадигмы развития БТВТ.
Очевидно, что промышленность должна перестроиться, чтобы предложить
армии технику, отвечающую сегодняшним и перспективным потребностям
государственного заказчика продукции военного назначения. Весьма важно,
чтобы руководители и специалисты ОПК хорошо понимали, что именно ожидают
получить от них Вооруженные Силы, каковы взгляды венного руководства на
развитие систем вооружения. С целью разъяснения позиции МО РФ в области
развития БТВТ с военным экспертом, полковником запаса Виктором
Мураховским согласился побеседовать начальник Главного
автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-майор
Александр Шевченко.
Уважаемый Александр Александрович, напомните,
пожалуйста, нашим читателям, какова сфера деятельности ГАБТУ МО РФ, за
какие вопросы оно отвечает?
В сфере деятельности Главного автобронетанкового управления находятся пять основных направлений:
• строительство системы танко-технического обеспечения и авто-технического обеспечения;
• организация танко-технического беспечения и авто-технического обеспечения в Вооруженных Силах;
• обеспечение войск (сил) бронетанковым вооружением и техникой, военной автомобильной техникой по своей номенклатуре;
• планирование развития бронетанкового вооружения и техники, военной автомобильной техники;
• обеспечение военно-технического сотрудничества с иностранными государствами согласно своим направлениям деятельности.
По
указанным направлениям ГАБТУ является межвидовым органом управления для
всех видов ВС и родов войск: Сухопутных войск, Военно-воздушных сил,
Военно-морского флота, Ракетных войск стратегического назначения,
Космических войск, Воздушно-десантных войск. Отмечу, что ранее такой
подход соблюдался не всегда, что вызывало определенные проблемы в
формировании единой системы БТВТ и ВАТ Вооруженных Сил.
В наследство от Советской Армии новой Российской Армии
досталась огромная номенклатура БТВТ, причем по несколько типов техники
одного класса. Какими мерами выправляется такое положение?
Действительно, наши Вооруженные Силы к началу реформирования
имели разношерстный «зоопарк» бронетанкового вооружения и техники –
порядка 20 марок образцов в 55 различных модификациях. Около 65 % парка
имеют срок эксплуатации 20 лет и более. При этом его основу составляют
образцы, идеология которых закладывалась исходя из взглядов на тактику и
оперативное искусство прошлого столетия.
Министром обороны
утверждена концепция развития БТВТ. В ней определено, что с целью
скорейшего приведения номенклатуры БТВТ к разумной достаточности
необходимо провести так называемую «принудительную унификацию», которая
обеспечивается комплексом мер организационного и технического характера.
В
организационном плане, после оценки места и роли БТВТ в новом облике
ВС, решено оставить в составе Вооруженных Сил научно обоснованную по
количеству и типажу номенклатуру танков и другой бронетехники. Остальные
образцы БТВТ выводятся из состава ВС и перестают числиться за
Министерством обороны. Они могут использоваться в интересах
военно-технического сотрудничества, направляться на утилизацию. Это
решение будет реализовано уже в текущем году.
Что касается танков, то
в составе ВС остаются только танки семейств Т-72/Т-90 и Т-80, примерно в
равных долях. Тем самым достигается унификация по их
материально-техническому обеспечению и ремонту, сокращение расходов по
эксплуатации и обучению танкистов.
В техническом плане проведена
тщательная «инвентаризация» боевых и эксплуатационных свойств имеющихся
на вооружении БТВТ. За сравнительно короткое время проведена целая серия
испытаний образцов БТВТ различного класса и в настоящее время ГАБТУ
имеет полную и объективную картину по всей номенклатуре БТВТ. Полученные
данные позволили разработать, с привлечением научно-исследовательских
организаций Министерства обороны и промышленности, программу повышения
военно-технического уровня имеющейся техники и поддержания ресурса.
Танки
семейства Т-72/Т-90 будут проходить капитальный ремонт с модернизацией и
еще надолго останутся в боевом составе Вооруженных Сил. При этом объем
необходимых модернизационных мероприятий мы будем определять по критерию
«стоимость – эффективность». Ни для кого не секрет, что танки Т-80
дороже в эксплуатации, чем танки семейства Т-72/Т-90. Поэтому танки
семейства Т-80 будут проходить ремонт с целью поддержания ресурса, а по
мере его израсходования – постепенно выводится из состава ВС.
Каковы современные взгляды на перспективную систему БТВТ и ВАТ? Что означает понятие «единой унифицированной платформы»?
Под руководством министра обороны, начальника Генерального
штаба, заместителей министра обороны, коллективом Главного
автобронетанкового управления совместно с научными организациями и
промышленностью проведена огромная работа по оценке боевых и
эксплуатационных свойств БТВТ и ВАТ как отечественного, так и
зарубежного производства. Мы посетили немало подразделений ВС и
профильных предприятий основных танкопроизводящих стран, включая страны
НАТО. Внимательнейшим образом оценен опыт боевого применения в
современных конфликтах, определены перспективы развития как по боевой,
так и по технической составляющей.
Для обеспечения требуемого
паритета, в условиях изменившейся в XXI веке идеологии ведения военных
действий, назрела необходимость создания максимально унифицированных
между собой боевых машин, позволяющих обеспечить качественное
превосходство над конкурентами.
Сегодня мы имеем четкое представление
о роли и месте бронетанковой техники на поле боя, о решаемых ей задачах
в текущий момент и в перспективе. На прочной научной и практической
основе сформулирована концепция построения единой системы БТВТ и ВАТ
Вооруженных Сил, с определением требований по номенклатуре семейств и
типов техники, их боевым и эксплуатационным параметрам.
При этом необходимо решить следующие задачи:
1.
Обеспечить оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации более
современными образцами бронетанкового вооружения и техники за счет
поставки серийно выпускаемых и модернизированных образцов при
безусловном учете экономической целесообразности вносимых изменений.
2.
Провести принудительную унификацию существующего парка, позволяющую
значительно уменьшить затраты на содержание вооружения и военной техники
и перераспределить средства на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские работы и серийное производство.
3. Обеспечить
оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации бронетанковым вооружением
и техникой, позволяющей получить паритет с конкурентами, а также
создать научно-технический задел для достижения превосходства.
4.
Создать систему технического обслуживания и ремонта, позволяющую в
условиях нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить
гарантированное поддержание техники в боеготовом состоянии.
Система
БТВТ и ВАТ опирается на единые унифицированные платформы в каждом классе
машин, различаемых по категориям соответственно массе: тяжелая, средняя
и легкая. Единая унифицированная платформа предполагает максимальную
унификацию по шасси, модулям, агрегатам, узлам, интерфейсам внутри
семейства машин одной категории. Но этого мало – мы выдвигаем требования
унификации и между семействами различной категории. Такая унификация
логично приводит к необходимости создания единых платформ, «борта с
открытой архитектурой».
Вкратце требования к новому поколению БТВТ и
ВАТ можно охарактеризовать тремя «И»: интероперабельность, интеграция,
интеллектуализация.
Интероперабельность – это обеспечение
функционирования техники в интересах выполнения задач разных видов ВС и
родов войск, интеграция в их системы вооружения, управления войсками и
оружием без каких-либо ограничений доступа и реализации.
Интероперабельность является «системой систем» – набором взаимозависимых
общих и частных систем, которые могут быть интегрированы для достижения
нового уровня эффективности.
Интеграция – это объединение в рамках
семейства различных конструкторских и технологических решений,
выполненных в рамках единых требований к платформе, отдельным боевым и
обеспечивающим модулям, агрегатам и узлам. Общая платформа с
интегрированными решениями обеспечивает мультимодальное применение и
гибкую конфигурацию в соответствии с текущими задачами.
Интеллектуализация
– это автоматизация и компьютеризация боевых, обеспечивающих и
эксплуатационных функций с задачей максимально возможного исключения
человека из алгоритмов боевой деятельности и повседневной эксплуатации.
Интеллектуализация становится критически важным условием для
многофункциональных интегрированных боевых систем в средне- и
долгосрочной перспективе и обещает в будущем создание роботизированных
боевых систем.
Впервые в истории отечественного танкостроения мы
одновременно развернули опытно-конструкторские работы (ОКР) по четырем
ключевым направлениям БТВТ с учетом изложенных требований. К 2015-2016
гг. мы должны получить от разработчиков технику нового поколения
обширной номенклатуры, покрывающей потребности ВС и отвечающей самым
высоким критериям по боевым и эксплуатационным характеристикам. Такой
подход, без преувеличения, можно назвать революционным.
Александр Александрович, вы упомянули термин «борт с открытой архитектурой». Нельзя ли разъяснить, что это подразумевает?
Этот термин означает наличие платформы с интерфейсами,
унифицированными по ключевым параметрам – электрическим, программным,
механическим, массо-габаритным и так далее. В рамках этих параметров
возможно создание функциональных модулей и агрегатов различного
назначения, которые должны монтироваться на любые машины как внутри
семейства, так и, в определенных случаях, на машины других семейств. Не
секрет, что раньше мы отставали в области оснащения БТВТ электроникой,
компьютерной техникой. Концепция борта с открытой архитектурой
предполагает информационную интеграцию функциональных модулей и
агрегатов на основе единой мультиплексной шины в бортовую
информационно-управляющую систему.
Для лучшего понимания широким
кругом читателей принципа «борта с открытой архитектурой» приведу
аналогию с персональным компьютером. Корпус и системная плата образуют
платформу, на базе которой можно собрать компьютер в очень широком
диапазоне производительности, как общего назначения, так и для решения
целевых задач, например в области компьютерной графики или
математического моделирования. При этом интерфейсы платформы
стандартизированы и любое устройство расширения, будь то модуль
оперативной памяти или видеокарта, от любого производителя со всего
мира, без всяких проблем интегрируется в платформу за пять минут.
Напомню, что в мире всего несколько производителей чипсетов для
системных плат и тысячи предприятий, выпускающих комплектующие для
компьютеров. Тем не менее, компьютер, собранный из десятков
комплектующих со всего мира, прекрасно работает.
Мы хотим добиться
близкого уровня совместимости в области БТВТ и ВАТ. С этой целью ГАБТУ
разрабатывает технические требования по борту с открытой архитектурой и к
исходу текущего года доведет их в полном объеме до предприятий. Это
очень важная и ответственная работа, задающая технические условия в
сфере БТВТ и ВАТ на много лет вперед. Ее значение трудно переоценить.
Большой интерес у общественности вызывает перспективное
семейство бронетехники тяжелой категории, разрабатываемое в рамках ОКР
«Армата». Какие машины предполагается создать в рамках этой платформы? В
какой мере в них могут использоваться наработки по ОКР
«Совершенстование-88», объекту 195?
По техническому заданию опытно-конструкторской работы с шифром
«Армата» предусматривается создание к 2015 году унифицированной
платформы тяжелой категории по массе, с несущей способностью шасси до 30
тонн. В рамках семейства разрабатываются основной танк, боевая машина
пехоты, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и другие образцы.
Платформа
«Армата» вбирает в себя как новейшие конструкторско-технологические
решения, так и зарекомендовавшие себя ранее разработки, выполненные при
создании объекта 195 и в рамках других ОКР. В частности, имеет смысл
использовать в перспективном танке наработки ОКР «Совершенствование-88»
по компоновке, баллистической защите, силовой установке и другие. По ОКР
«Прорыв-2» получены хорошие результаты, близкие к требованиям ГАБТУ, по
системе управления огнем, их также можно использовать в «Армате» после
соответствующей доработки. Образно говоря, мы стоим на плечах своих
предшественников, их достижения обязательно будут задействованы с
пользой при создании перспективных образцов.
Какие машины предусматривается разработать в средней категории?
В средней категории по массе ведутся ОКР «Курганец-25» и
«Бумеранг» с целью создания к 2016 году единых унифицированных платформ
на гусеничном и колесном шасси соответственно. В частности, в интересах
Сухопутных войск на гусеничной платформе разрабатываются боевая машина
пехоты, бронетранспортер повышенной вместимости, бронированная
ремонтно-эвакуационная машина. Естественно, что оба семейства в полной
мере должны отвечать требованиям интероперабельности, интеграции,
интеллектуализации.
Каковы перспективы появления в системе БТВТ шасси с электродвижением?
Теоретически шасси с электродвижением обещает немало
преимуществ. Однако пока не удается преодолеть технологический порог,
который позволит воплотить теоретические достоинства в практические
решения. Некоторые ключевые элементы такого шасси, прежде всего
электродвигатели, пуско-регулирующая силовая аппаратура, пока не
отвечают современным и перспективным требованиям.
Какие планы имеются у Министерства обороны РФ в части модернизации и ремонта существующего парка БТВТ?
Как я уже говорил, до постановки на вооружение БТВТ нового
поколения мы будем поддерживать ресурс и модернизировать танки семейства
Т-72/Т-90. До 2015 года планируется создать инфраструктуру системы
технического обслуживания и ремонта нового облика, позволяющей за счет
технического надзора и сервисного сопровождения со стороны
предприятий-разработчиков обеспечить гарантированное поддержание боевых и
эксплуатационных свойств бронетанкового вооружения и техники
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Что касается модернизации, то
ее стоимость должна строго соответствовать приросту боевой
эффективности. В противном случае ГАБТУ в такой модернизации не
заинтересовано. В этом направлении мы работаем в тесном контакте с
промышленностью, согласуем технические задания на ОКР, которые
промышленность ведет за счет собственных средств. В частности, ГАБТУ
положительно оценивает представленный на недавней выставке в Нижнем
Тагиле вариант модернизации танка Т-90. Особенно по направлению
повышения огневой мощи, оснащению новой СУО, где реализован принцип
«охотник – стрелок».
© Виктор Мураховский
|
Главный редактор журнала "Арсенал" В.И.Мураховский беседует перед презентацией БМПТ с Генеральным директором - Главным конструктором УКБТМ В.Б. Домниным. Нижний Тагил. 08.09.2011г. |