Дискуссии на тему, какой танк лучше: Т-64 или Т-72 ну никак
не хотят прекращаться. Вот почитаем мнение строевого офицера-танкиста,
участника интернет-форума «Сила России» с ником «vilenich»:
Я чистейший «шестьдесятчетверочник», закончивший Харьковское
ВТКУ и прослуживший в ротном звене именно на этих танках. Так что знаем мы
инструкции. Я просто объективно излагаю своё мнение, что у Т-72 лучше, то
лучше. Я могу более детально остановиться на Т-64 и Т-72, поскольку
побольше опыт эксплуатации именно этих марок. Вкратце:
Т-64Б: отличался надёжной системой управления огнём и
хорошей ремонтопригодностью, при отсутствии ремонтных подразделений удавалось
самостоятельно и довольно в сжатые сроки заменять и двигатель, и БКП.
Недостатки, это конечно ненадёжный двигатель, который очень боится перегрева и
проблемная ходовая часть, с которой по косогорам и т.п. лучше не ездить.
Т-72: надёжный двигатель, ходовая часть, но слабовата система управления огнём
и огромная головная боль замена двигателя. Починить-то может его и легко, но
заменить, это проблема по сравнению с Т-64. Двигатель Т-72 конечно понадёжнее
5ТДФ, но замена его вызывает большие сложности. Прицел Т-72, с отрабатывающей
угол шкалой после замера дальности, до сих пор вызывает неприятные
воспоминания. А вот если бы Т-72 выпускался с "Обью", то тогда,
наверное, и сравнивать бы не пришлось!
У меня есть личный опыт эксплуатации Т-72 в Закавказком
регионе. Танк показал себя прекрасно при преодолении перевалов (более 2000 м),
на каменистом грунте. Например, при эвакуации танка из котловины,
образовавшейся при добыче туфа, полностью забитая камнями ходовая часть
уверенно держала гусеницу. Чего не скажешь о Т-64, которая, при попадании
камней и выезде на крутой косогор имеет свойство сбрасывать гусеницы и хорошо
ещё если наружу. Аналогичная история возникает и при погрузке (выгрузке) на
ж.д. платформы, при небольших погрешностях, которые спокойно проходят на Т-72,
гусеница Т-64 выворачивается с соответствующими последствиями. В отношении
температурного режима, то я при эксплуатации не заметил большой разницы между
Т-64 выпуска 70-х и 80-х годов, в средней полосе в летнее время перегреваются и
те и другие, хотя бесспорно более новые модели греются меньше. Для снижения
температуры приходилось в летнее время включать обогрев боевого отделения,
чтобы хоть на 5 градусов снизить температуру ОЖ двигателя.