понедельник, 30 июля 2012 г.

Т-90МС и БМПТ в масштабных моделях

"Звездный дуэт" БМПТ "Терминатор" и Т-90МС "Тагил", блеснувший в июне в Париже на выставке EUROSATORY, теперь появился и в виде сборных моделей. Их производство в масштабе 1/72 начала шотландская фирма Cromwell Models. Однако продукция этой фирмы очень редка, причем не только на российском рынке, но даже на западе. До представителя фирмы очень сложно достучаться, но даже если и достучаться, все равно не факт что повезло - на западных форумах есть сообщения, что взяв предоплату производитель не спешит отправлять товар. Вполне возможно что это всего-навсего слухи.
 Т-90МС, хоть и выполнен "по мотивам" на основе исключительно фотографий, но для 72-го масштаба безусловно неплох. А вот БМПТ назвать настоящей сборной моделью трудно. Корпус, ходовая, катки и гусеницы отлиты единым целым. Деталировка довольно неплохая, но снизу где колеса и гусеницы все забито смолой. Коробки нет, модель упакована в пакетик. По почте такая модель вполне себе может дойти ломаной-переломаной.

  К большому сожалению, из-за отсутствия качественного графического материала, действительно достойную, а, главное, доступною модель "Терминатора" или "Тагила" мы еще не скоро увидим.
По материалам сайта  http://www.alphamodel.ru

воскресенье, 29 июля 2012 г.

Внимание- анонс!

Завтра, 30 июня, на "Эксперт-ТВ" в 22.00 по московскому времени смотрим передачу "Генеральный план": интервью журналиста Вячеслава Прунова с главным конструктором "Ижмаша" Владимиром Викторовичем Злобиным на тему перспектив нашего стрелкового оружия. Как обычно, после эфира в Сеть будет выложено видео и аудио запись, а так же текстовая расшифровка.
Ранее в передаче "Генеральный план" принимали участие Председатель Совета директоров ОАО «Курганмашзавод», первый вице-президент концерна «Тракторные заводы», первый заместитель генерального директора концерна «Тракторные заводы» Альберт Баков и генеральный директор  ООО «Военно-промышленная компания» Дмитрий Галкин.

Провинциальные журналисты "засветили" секретную технику

  В Прикамье с рабочим визитом побывал заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин. Он посетил производственные площадки целого ряда предприятий - "Протона-ПМ", "Пермского моторного завода", "Авиадвигателя" и "Мотовилихинских заводов". В числе главных вопросов обсуждались условия размещения государственного заказа.
 Огневые испытания ракетного двигателя произвели на вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина сильное впечатление. Полигон в Новых Лядах - база под будущий Технополис "Новый Звездный" - наукоград высоких технологий. Целый ряд предприятий и институтов объединят ресурсы на этой площадке. В рамках федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на период до 2020 года" предприятие "Протон-ПМ" уже ведет подготовку к серийному изготовлению узлов и агрегатов двигателя РД-191 для перспективного семейства ракет-носителей "Ангара". Приезд Дмитрия Рогозина, курирующего отрасль, позволил поставить на повестку дня вопросы финансирования. До 2014 года из федерального бюджета на предприятие поступят свыше одного миллиарда 350 миллионов рублей.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР "МОТОВИЛИХИНСКИХ ЗАВОДОВ": Создаем принципиально новые образцы артиллерийского вооружения, которые по своим тактико-техническим характеристикам, по эффективности в 2- 2,5 раза превосходят и отечественные, и лучшие зарубежные образцы.
 С руководством "Мотовилихинских заводов" Дмитрий Рогозин обсудил стратегию развития предприятия до 2015 года. Ключевым направлением станет разработка и производство военной техники. Объем ее реализации в рамках Гособоронзаказа и по экспортным контрактам составит ежегодно более 10 миллиардов рублей. Но вот с финансированием текущей деятельности предприятие испытывает трудности. Гендиректор "Мотовилихи" Николай Бухвалов выступил с просьбой о предоставлении госгарантий в размере 500 миллионов рублей на реконструкцию литейного цеха. Кроме того, он предложил создать на базе "Мотовилихинских заводов" Федеральный центр артиллерийских технологий.
Николай БУХВАЛОВ , ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО "МОТОВИЛИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ": На заводе создан собственный технологический центр, в его активе разработка уникальных новых технологий в области артиллерии. По сути это реальная основа федерального центра артиллерийских технологий, о которых сегодня идет речь.
 Идея пермских оборонщиков нашла поддержку у вице-премьера. Именно оборонка всегда была застрельщицей в разработке новых технологий. Дмитрий Рогозин также познакомился с перспективными планами "Авиадвигателя" и "Пермского моторного завода".
 Уже сейчас велика роль Пермского моторного завода в создании двигателя пятого поколения ПД-14. Пермские моторостроители производят большую часть агрегатов и узлов. В дальнейшем планируется, что на ПМЗ будут изготавливать почти весь газогенератор, вести общую сборку и испытания. А также отвечать за ремонт и обслуживание двигателя в эксплуатации.
 Помимо изменения модельного ряда - перехода на выпуск ПД-14 и газотурбинных установок на базе этого двигателя, предприятие планирует значительно увеличить объемы производства. Для этого моторостроителям нужны гарантии стабильного государственного заказа. Предприятия, на которых побывал, Дмитрий Рогозин назвал серьезной опорой для планов, которые выработаны в рамках Государственной программы вооружений. Это значит, что и предприятия, в свою очередь, без господдержки не останутся.
Дмитрий РОГОЗИН , ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Мы намерены сделать так, чтобы главный госзаказчик в лице Минобороны мог не только давать контракты на 5,7 лет вперед, но во многом авансировать работы.
 В Прикамье заместитель председателя российского правительства прибыл по приглашению губернатора Виктора Басаргина. Глава региона подчеркнул, что и в дальнейшем будет использоваться все возможности для поддержки пермской промышленности.
Виктор БАСАРГИН , ГУБЕРНАТОР ПЕРМСКОГО КРАЯ:  Все предприятия показали все, что связано с модернизацией, будущим развитием, ну естественно, высказали предложения по государственной поддержке. В ближайшее время - договорились о том, что будут подготовлены поручения. И где-то в августе еще раз посмотрим, как реализуются все договоренности по ряду проектов. ТВ "Рифей"
Gur Khan:  Между тем, как точно заметил известный независимый военный эксперт Виктор Мураховский: " Незамутненные провинциальные журналисты засветили в своем видео о визите в Пермь председателя ВПК Дмитрия Рогозина немало интересных моделей перспективных образцов бронетанковой и артиллерийской техники. Что же увидели зрители?
120-мм самоходный миномет на платформе "Бумеранг"
57-мм боевой модуль на платформе "Бумеранг"
57-мм боевой модуль на платформе "Курганец-25"
125-мм САУ на платформе "Курганец-25"
152-мм САУ на автомобильной платформе
152-мм САУ на гусеничной платформе
152-мм корабельную артиллерийскую установку
Основной танк на платформе "Армата"
 Сказанное Виктором Ивановичем хочется лишь совсем немного уточнить: в кадре всетаки машины не с 57мм пушкой, а с новейшим 45мм автоматическим орудием с телескопическими боеприпасами. Такой же модуль будет стоять не только на платформах "Курганца" и "Бумеранга", но и на "Армате" в варианте тяжелой БМП.
 

суббота, 28 июля 2012 г.

Активная система подрессоривания танка


По просьбе участников форума "Сила России" предлагаю статью сотрудников ВНИИТрансмаш, о активной системе подрессоривания танка, реализуемой на перспективных российских образцах БТТ. Данный материал является логическим продолжением статьи "ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ ПОДРЕССОРИВАНИЯ ТАНКОВ И БМПТ С ЦЕЛЬЮПОВЫШЕНИЯ ИХ БОЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ", опубликованной нами ранее.

АКТИВНАЯ СИСТЕМА ПОДРЕССОРИВАНИЯ ТАНКА
Б.П. Лаврищев, П.К. Марецкий, Ю.А. Перевозчиков,
С.В.Рождественский, С.В. Федосеев
(ВНИИТрансмаш)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды девятой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2006г., C.151-157
Непрерывное совершенствование систем подрессоривания и ходовой части тан­ка в целом в направлении увеличения динамических ходов подвески при рациональном сочетании жёсткости подвески и усилия сопротивления амортизатора, а также при вы­боре параметров ходовой части в зависимости от формы выступающих частей корпуса и схемы ходовой части позволило достичь такого уровня качества подвески при котором относительное снижение средней скорости но плавности хода не превышает 6% от мак­симально возможной по другим факторам в принятых условиях движения, что практи­чески не ограничивает подвижности танка на маршах и в транспортных режимах по подвеске \1\.
Ситуация качественно меняется при предъявлении к подвеске требований обеспече­ния максимально возможной скорости не только в транспортных, но и в боевых режимах, где от величины динамического воздействия на корпус зависит эффективность использо­вания вооружения и возможность оперативного решения задач экипажем.
Выполненные оценки \2\ показывают, что отличия в частных характеристиках эффективности стрельбы с ходу по сравнению со стрельбой с места составляют:
-по поиску целей типа танк на дальности 2500м:
по командиру и наводчику ≈3,1 раза для оптических приборов наблюдения;
по механику-водителю ≈3,0 раза для оптических приборов наблюдения;
в целом по экипажу (по совокупности типов приборов - оптических, тепловизионных, телевизионных, электронно-оптических) - 2,2 раза
по точности стрельбы (вероятности попадания на предусмотренных TTT дальностях ) - 1,2 раза;
-по времени на поражение (попадание) цели типа танк (с учётом снижения точно­сти стрельбы и увеличения времени подготовки выстрела) - 1,45 раза.
  Указанные отличия в частных характеристиках эффективности вооружения присущи существующим танкам с неуправляемой системой подрессоривания, для которой характерен уровень колебаний при движении по стандартным неровностям высотой 150 мм до 10 градусов.
  Ужесточение функциональных требований к подвеске в боевой ситуации с целью повышения эффективности стрельбы с ходу, возросшая энерговооруженность машин и рост массы стабилизируемого комплекса танкового вооружения при стремлении сохранить низ­кий силуэт машины придаёт актуальность вопросу о полной или частичной стабилизации корпуса танка для улучшения условий работы стабилизаторов вооружения. Это является акту­альным и при разработке тяжёлых БМП и командно-штабных машин с целью снижения дина­мических нагрузок на экипаж до уровня комфортности, а также для шасси комплексов наведе­ния и слежения с целью минимизации колебаний корпуса.
 Экспериментальные исследования, выполненные в ОАО «ВНИИТРАНСМАШ» в пе­риод 1985...1995г.г. с изготовлением ходовых макетов массой 14...45т \3,4\ подтвердили принципиальную возможность уменьшения в 7... 10 раз продольно-угловых колебаний кор­пуса при движении машины но неровностям за счёт активно управляемой подвески.
 Полученные результаты представлены на рис.1, из которого следует, что уровень колебаний корпуса машины при активном управлении подвеской не превышает 2-х градусов при движении по стандартным неровностям высотой 150...180 мм во всем диапазоне рабочих скоростей. Перегрузки на рабочих местах при этом составляют 0,6...0,8g, также исключаются резонансные явления, характерные для серийных изделий. Срединная ошиб­ка стабилизации корпуса при движении машины по трассе, используемой для поверки при­боров танкового вооружения составила 2 градуса.
 Выполненные оценки показывают, что при обеспечении подвеской указанного уров­ня динамического состояния корпуса существенно улучшаются точностные характеристики стабилизаторов вооружения и контуров управления и слежения наводчиков. Так для серийного стабилизатора типа 2Э42 погрешности стабилизации пушки могут быть уменьше­ны в 1,5 раза (с 0,25/0,45 мрад до 0,16/0,30 мрад по BH/ГH соответственно). В этом случае погрешность наведения пушки в момент выстрела, являющаяся одной из основных состав­ляющих суммарной погрешности стрельбы, может быть уменьшена в 1,5...2,0 раза (с 0,35/0,40 мрад до 0,15...0,20 / 0,20...0,25 мрад по BH / ГH соответственно), т.е. доведена до значений, сопоставимых с погрешностями технического рассеивания снарядов и техничес­кой подготовки пушки.    
  Практическое устранение погрешности дополнительного рассеива­ния снарядов по вертикали из-за переносной скорости при вертикальных колебаниях корпу­са танка (0,05 мрад) обеспечит дополнительное повышение точности стрельбы на 200...300м по показателю дальности действительной стрельбы. Это также обеспечит снижение вероят­ности утыкания пушки в грунт в 2...3 раза, уменьшение времени нестабилизированного состояния пушки вследствие ударов об упоры и постановки пушки на гидростопор в 3...4 раза (с 25 до 5...10 %), сокращение перерывов в наблюдении за полем боя и поиска целей и подготовки выстрелов за счёт уменьшения амплитуды и устранения резонансных частот колебаний системы «глаз - прибор», повышение точности стрельбы с ходу. По комплексной оценке выполнение подвеской указанных требований позволит в 1,3 раза повысить эффек­тивность вооружения при стрельбе с ходу.
  В развитие указанного направления в 2001...2002г.г. были проведены расчётные исследования и конструкторские проработки новых технических решений в обеспечение мини­мизации колебаний корпуса применительно к основному танку.
  Выполненными расчётными исследованиями установлено, что уменьшение продоль­но угловых колебаний корпуса до 2-х градусов может быть достигнуто на машине с серийной системой подрессоривания на базе торсионной подвески за счёт активно управляемого гид­роэлемента, в качестве которого может быть использован серийный лопастной гидроамор­тизатор повышенной энергоёмкости. В этом случае в боевом режиме, где скорости движе­ния ограничиваются эффективностью совместного функционирования вооружения и эки­пажа, управляемая система подрессоривания придаёт танку дополнительные свойства, по­зволяющие обеспечить эффективное совместное функционирование всего комплекса воо­ружения и экипажа на более высоких скоростных режимах.

  На рис.2 представлена принципиальная схема активного управления подвеской. Сигналы датчиков колебаний корпуса обрабатываются в информационно-измерительном комплексе, команда от которого поступает на исполнительные элементы системы, формирующих с помощью силовых агрегатов стабилизирующее воздействие на корпус. В управляемый режим переводятся все три гидроамортизатора каждого борта. Для предотвращения пробо­ев подвески на первых и шестых подвесках дополнительно устанавливаются гидроупоры. При этом следует предусмотреть возможность сохранения параметров плавности хода при выходе из строя управления на уровне неуправляемой системы подрессоривания.
  Выполненные оценки показывают, что для танка массой 45...50 т затраты мощности на привод активной подвески составляют 65...70 кВт при массе системы 500...550 кг.
  Конструкция силового гидроагрегата на базе серийного лопастного амортизатора танка Т-72 для стендового варианта управляемой подвески приведена на рис.3, общий вид подвески на стенде - на рис.4.
   В конструкции лопастного амортизатора все подвижные и неподвижные посадоч­ные места герметизированы фторопластовыми и бронзовыми уплотнениями, гидроусили­тель установлен на задней стенке корпуса амортизатора, при этом кулаки перегородки стянуты с задней стенкой корпуса двумя стяжками, что увеличило жёсткость конструкции.
 Проведенные стендовые испытания показали, что эти мероприятия позволили пол­ностью исключить внутренние перетечки в амортизаторе и обеспечить при работе в управ­ляемом режиме требуемое для стабилизации корпуса усилие 5...6 т при быстродействии системы совместно с гидроусилителем типа УЭГС 0,1...0,5 с.
  С целью экспериментальной оценки всего комплекса технических решений, позволяющих максимальным образом увеличить боевую эффективность танка, целесообразно раз­работать, изготовить и установить на машину управляемую систему подрессоривания. Проведение всесторонних испытаний макета на базе танка позволит: -получить экспериментальное подтверждение в реальных условиях эксплуатации возможности повышения в 1,3...1,5 раза эффективности применения вооружения при стрельбе с ходу за счет управляемой подвески и проверить достаточность принятых величин оценки качества управляемых систем подрессоривания \5\;
-провести экспериментальную проверку разработанных технических решений по реализации управляемой системы подрессоривания на базе серийной подвески основного тан­ка, обеспечивающей в управляемом режиме снижение колебаний корпуса до 1,5...2,0 граду­сов при движении по пересеченной местности, а в неуправляемом режиме обеспечиваю­щей качество подрессоривания на уровне серийного изделия;
-выполнить экспериментальную оценку рациональных энергетических и силовых параметров системы и узлов управляемой подвески с целью выработки технических требований к приводу управляемой подвески при компоновке его в едином энергоблоке машины.
   Создание ходового макета с управляемой системой подрессоривания даст возможность реализовать и отработать весь комплекс технических решений по управляемой под­веске, позволяющий максимальным образом увеличить боевую эффективность машины.
   Таким образом, совершенствование системы подрессоривания танка следует проводить в направлении обеспечения функционирования подвески в неуправляемом (стацио­нарном) и управляемом режимах. Первый из них, при совершенной стационарной системе подрессоривания, позволит исключить ограничение скорости по подвеске в транспортном (маршевом) режиме движения, а второй обеспечит требуемый уровень минимизации колебаний корпуса в боевом режиме с целью возможности эффективного применения воору­жения на более высоких скоростях.
Литература
1.Ф.П.Шпак. Оценка формирования показателей подвижности танков по ограничивающим факторам - ВБТ, 1986, №3.
2.Кошелев В.В., Лаврищев Б. П., Потёмкин Э.К., Соколов В.Я. Точность комплексов танкового вооружения по данным войсковых испытаний - ВБТ, 1985, 4.
3.М.В.Богданов, Л.Е.Бродский, П.К.Марецкий, С.В.Рождественский, В.А.Селивановских. Исследование статических характеристик активно управляемой сис­темы танка - Вестник транспортного машиностроения, 1992, №4.
4.Богданов М.В., Брагин Ю.И., Доленко А.Н., Марецкий П.К., Рождественский С.В., Селивановских В.А. Исследование ходового макета танка с активно управляемой системой подрессоривания - Вестник транспортного машиностроения , 1993, №1.
5.Ю.С. Голованов, П.А. Зенькович, С.В. Рождественский, С.В.Федосеев. Крите­рии оценки управляемых систем подрессоривания транспортных средств -ВНИИТРАНСМАШ, 2001.

пятница, 27 июля 2012 г.

Украина выходит в лидеры на мировом рынке бронетехники

 Отечественный оборонно-промышленный комплекс со временем должен стать одним из двигателей развития и расширения высокотехнологичных секторов экономики Украины. Об этом сказал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев, комментируя принятие на вооружение украинской армией нового современного бронетранспортера БТР-4Е отечественного производства, сообщили в пресс-службе СНБО.
 Он выразил уверенность, что в будущем можно ожидать оснащения отечественной армии рядом других современных образцов военной техники и вооружений.
 Очень важно, что новые образцы, которые поступили в Вооруженные Силы Украины в последнее время практически полностью состоят из комплектующих отечественного производства. Он напомнил, что БТР-4 на 100% состоит из отечественных комплектующих и оснащен вооружением украинского производства. "Украина уверенно выходит в лидеры на мировом рынке бронетехники", - отметил Андрей Клюев. Если раньше наша страна славилась своими транспортными и пассажирскими самолетами и авиадвигателями, то в ближайшие годы за пальму первенства в украинском оборонном экспорте будут соревноваться и отечественные производители танков и бронемашин, отметил он.
 Секретарь СНБО Украины подчеркнул, что современные бронетранспортеры украинского производства не просто не уступают, а по ряду параметров превосходят свои зарубежные аналоги. Андрей Клюев отметил, что зарубежные партнеры довольны украинской техникой и тем как она себя показывает в ходе различных международных учений по сравнению с образцами производства других государств. Он напомнил, что руководители Таиланда очень положительно оценивали сотрудничество с Украиной, в том числе - после демонстрации отличных показателей тайскими бронемашинами украинского производства во время широкомасштабных учений вооруженных сил Таиланда и Сингапура. Он отметил, что в настоящее время ведутся консультации о возможности совместной сборки БТР-3 на предприятиях Таиланда, а также передачи украинской технологии для производства в этой стране боеприпасов малого калибра.

Украина поставит танковые двигатели в Пакистан и Китай

 Украина готовится к поставкам танковых двигателей в Китай 

Украина и Китай готовят расширение заключенного в 2011 году контракта (на 20 миллионов долларов) на поставку украинских силовых установок с двигателем 6ТД-2E 9(1200 лошадиных сил) для китайского основного боевого танка MBT-2000.
 "К концу года, думаю, будет новый контракт", - сообщил источник, знакомый с ходом реализации украинско-китайского сотрудничества по проекту MBT-2000.
По его данным, объем нового контракта, может составить не менее 200 силовых установок.
"Поставки силовых установок в КНР в рамках контракта обеспечиваются по графику. Китайская сторона довольна ходом реализации контракта", - отметил источник.
Контакт на поставку в КНР 50 моторно-трансмиссионных установок на базе двигателя 6ТД-2Е объемом порядка 20 миллионов долларов был заключен ГП "Завод имени Малышева" (Харьков) в августе 2011 года и стал продолжением контракта, заключенного украинской и китайской сторонами в 2008 году.
Китайский танк MBT-2000 оснащен композитной и катаной гомогенной броней, а также динамической защитой, способен развивать скорость до 72 км/час. Боевой радиус машины составляет 500 километров. Танк вооружен гладкоствольной пушкой калибра 125 мм, а также пулеметами калибра 12,7 и 7,62 мм .Общая масса MBT-2000 составляет 48 тонн.

Украина поставит в Пакистан танковые двигатели

 Украина и Пакистан расширяют сотрудничество в программе создания пакистанского основного боевого танка (ОБТ) Al-Khalid.
  Как стало известно из источников на ГП "Завод имени Малышева" (Харьков), по итогам прошедших на днях переговоров руководства украинского бронетанкостроительного завода и пакистанской Heavy Industries, достигнута договоренность о поставке пакистанской стороне крупной партии украинских силовых установок с двигателем 6ТД-2 (1200 лошадиных сил) для ОБТ Al-Khalid.
  По данным источника, "речь идет о поставке более чем 100 силовых установок в рамках не менее чем 5-ти летнего контракта". Он не стал конкретизировать другие детали достигнутых договоренностей на данном этапе.
  Как отметил собеседник агентства, в ходе переговоров стороны подтвердили стратегический статус сотрудничества между Украиной и Пакистаном в области бронетанкостроения, стартовавшего успешной реализацией заключенного в 1996 году масштабного контракта на поставку Пакистану украинских танков Т-80УД.
  Пакистан входит в число наиболее крупных партнеров Украины на мировом рынке вооружений.

 По материалам: Интерфакс-Украина

 

Украина торгует лежалым товаром


Страны Африки продолжают покупать вооружение времен СССР
Фото: Reuters
 Вчера в распоряжении "Ъ" оказался отчет Службы государственного экспортного контроля о продаже Украиной отдельных категорий вооружений иностранным государствам. Главными импортерами украинского оружия, как и в 2010 году, остались страны Африки. Однако эксперты отмечают негативную тенденцию: большая часть продаваемых изделий была спроектирована и произведена еще в СССР.
 Служба государственного экспортного контроля Украины обнародовала информацию "Об объемах международной передачи отдельных категорий вооружений, осуществленной Украиной в 2011 году". Из документа следует, что за минувший год Украина экспортировала в основном бронетехнику в страны Африки, Ближнего Востока и Азии. В частности, получателями отремонтированной и модернизированной бронетехники стали Судан (40 танков Т-72М1, 5 танков Т-55, 8 ед. БТР-3, 16 ед. БМП-1 и 10 ед. БРДМ-2), Эфиопия (72 танка Т-72Б1 из 200 заказанных по контракту ТР 2011 года), Таиланд (24 ед. БТР-3Е1), Ирак (4 ед. Б-4К и 20 ед. БТР-4).
 Кроме того, в Судан передано 30 боевых машин реактивной артиллерии БМ-21 "Град", столько же 122-миллиметровых самоходно-артиллерийских систем 2С1 "Гвоздика" и 42 ПТРК. Министерство обороны Туркмении приобрело по 6 ед. 152-миллиметровых гаубиц 2А65 "Мста-Б" и 130-миллиметровых буксируемых орудий М-46, а Йемен — столько же 122-миллиметровых гаубиц Д-30.
 ВВС США (Department of Air Force) через компанию Vose Technical Systems приобрело три единицы БМП-2К и два БТР-80. "Покупка сделана, чтобы исследовать характеристики этой техники,— пояснил "Ъ" директор военных программ Центра им. Разумкова Николай Сунгуровский.— Это разработки советских времен, но модернизированные. Они поставляются в Африку, Азию — тем режимам, против которых США ведут боевые действия. Американская сторона купила их для того, чтобы, встретившись с этими машинами на поле боя, знать, как с ними обходиться".   
  Примечательно, что США и Германия выступили крупнейшими покупателями винтовок и карабинов. Согласно отчету, США приобрели в Украине 143,6 тыс. ед. этого оружия, а Германия — 53,8 тыс. ед. "Такое количество этого оружия США и Германия скупили, наверное, для перепродажи. Цена на винтовки и карабины, как правило, договорная. Нам выгодно их продавать, чтобы не утилизировать",— полагает господин Сунгуровский
Два боевых вертолета Ми-24В впервые в истории Украины проданы Центрально-Африканской Республике, а в соседний Чад отправлены 10 ПЗРК с 50 ракетами к ним. В Азербайджан и Судан было поставлено по одному учебно-боевому самолету МиГ-29УБ. Еще два учебно-боевых самолета Л-39 приобрела Армения. Последний находившийся на территории Украины палубный самолет типа Су-25УТГ официально отправился в Эстонию (в страну НАТО - прим. GKh).
 Следует отметить, что в отчете не были отражены известные факты о поставке в феврале и декабре 2011 года в Пакистан двух самолетов-заправщиков типа Ил-78, двух военно-транспортных Ан-32 в Ирак, а также Ан-74ТК-200 в Туркменистан.
 За отчетный период украинская армия получила только 10 ед. танков Т-64 после модернизации до уровня "БМ" на заводе им. Малышева. 24 июля министр обороны Дмитрий Саламатин подписал приказ о взятии на вооружение нового БТР-4Е. Правда, планов по закупке этой машины для нужд вооруженных сил Украины пока нет.
 По сравнению с 2010 годом структура украинского экспорта вооружений практически не изменилась (см. "Ъ" от 16 июля 2011 года). Тогда в Африку было поставлено 250 ед. танков и бронетехники. Однако в 2010 году крупнейшим потребителем украинского оружия выступила Демократическая Республика Конго (в частности, 100 танков Т-72, 30 танков Т-55, 4 вертолета Ми-24, 12 реактивных систем БМ-21 "Град"). Кроме того, 60 танков Т-72М и 55 танков Т-55 поставлялось в Судан. Среди получателей украинской бронетехники в категории "Боевые бронированные машины" в 2010 году также были Азербайджан (70 ед. БТР-70, без вооружения), Таиланд (14 ед. БТР-3Е1), Судан (2 БТР-3), Чад (3 БМП-1). Небольшая по сравнению с соседними странами Уганда получила из украинских арсеналов около 40 тыс. автоматов, сотни тяжелых пулеметов и станковых гранатометов.
  "2011 год подтвердил для нас серьезные отрицательные тенденции. В объеме нашего экспорта очень мало изделий, которые спроектированы и произведены в независимой Украине,— посетовал "Ъ" член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах (Партия регионов).— Наш экспорт сворачивает к поставкам вооружения и военной техники, произведенной в СССР, и оказанию сервисных услуг, в то время как тенденции рынка свидетельствуют о спросе на высокоточное оружие, ракетное вооружение, корабли, бронетехнику, системы связи, слежения, ПВО". Господин Кинах отметил, что для преодоления этой тенденции уже создан комитет под председательством президента Виктора Януковича, завершается работа над программными документами.
Марат Пригожин, Ольга Куришко 
КоммерсантЪ