К большому-пребольшому сожалению, действительно хороших книг о танках, в такой танковой державе как Россия выходит очень мало. Ну, а литературы, написанной самими танкостроителями, вообще не сыскать. От того ценнее труд Виктора Александровича Ямова, увидевший свет на кануне Новогодних праздников.
Книга "О танках и их создателях. Тагильская школа танкостроения. Вторая половина ХХ столетия", уже анонсировалась в первых числах мая 2014 года. Тогда она была выпущена тиражом в 10 экземпляров и представляла собой, по сути камерное издание, "для своих". Однако, понимая, что данная книга достойна пойти в массы, были приложены усилия по ее доработке (устранению ряда замечаний), дополнению, и выпуску в уже более-менее заметном количестве. На этот раз было напечатано 60 экземпляров, 10 из которых сразу забрал автор.
По сравнению с предыдущим изданием, ее объем вырос с 280 до почти 350 страниц. Появились интересные иллюстрации. Автор оказал большую честь, попросив меня написать что-то вроде предисловия. Что бы было понятно, о чем эта книга, публикую его тут полностью и дополнительно даю содержание.
СОДЕРЖАНИЕ
О чём эта книга. Вместо предисловия
.................................................................. 4
Введение в тему
......................................................................................................
6
СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ О ТАНКАХ И ТАНКОСТРОИТЕЛЯХ
Глава 1. Исполняющий обязанности (А. В. Колесников)
................................... 10
Глава 2. Л. Н. Карцев в интерьере времени
........................................................ 14
Часть 1. Штрихи к портрету Л. Н. Карцева
......................................................... 15
Часть 2. Гвардии Главный конструктор
............................................................... 30
Часть 3. В судьбе нет случайностей
...................................................................... 36
Часть 4. Бабаджанян – крёстный танка Т-72
........................................................ 41
Часть 5. Три пятилетки Леонида Карцева
............................................................ 48
Пятилетка первая. Становление. (1953-1958 гг.)
.................................................. 50
Пятилетка вторая. Турбулентность-1. (1959-1963 гг.)
........................................... 57
Пятилетка третья. Турбулентность-2. (1964-1969 гг.)
........................................... 73
Часть 6. Опыт хронологии работ КБ-520 (1951-1969
гг.) .................................... 90
Глава 3. Хронотоп или в поисках утраченного времени
.................................... 101
Часть 1. Хроники сотворения мифа
...................................................................... 102
Часть 2. Детали и частности ..................................................................................
141
Часть 3. Информация к размышлению
.................................................................. 173
Раздел 1. Mix
............................................................................................................
173
Раздел 2. Illustratio
.................................................................................................... 180
Часть 4. Эпилогии
...................................................................................................
185
Глава 4. Конспирологическая
................................................................................ 191
Глава 5. Перелистывая страницы. (1-2)
................................................................ 198
Глава 6. Фрагменты воспоминаний о В. Н. Венедиктове
................................... 211
Часть 1. Судьба ставшая историей
......................................................................... 212
Часть 2. Зарисовки
..................................................................................................
223
Часть 3. Как это было на самом деле…
................................................................ 231
Глава 7. Одиночное плавание. (В. И. Поткин)
..................................................... 266
Глава 8. P.S. Information
...........................................................................................
278
Часть 1. Юбилей паранойи
................................................................................... 279
Часть 2.. В. Моисеев, В. Мураховский. Не стареют
броней ветераны .............. 281
Глава 9. Послесловие
.............................................................................................
289
Приложения:
1. Ю. В. Тэн. Воспоминания
................................................................................. 297
2. Вспоминает полковник В. А. Сорокин
............................................................ 307
3. Рассказывает полковник В. Долбанов
............................................................ 308
4. Г. Пастернак, П. Кириченко. Парадоксы
отечественного танкостроения ... 309
5. Фотоиллюстрации
............................................................................................
328
Цитируемые и использованные источники
....................................................... 344
Использованные источники
................................................................................. 346
О чём эта книга. Вместо
предисловия
Казалось бы, ответ на вопрос, вынесенный в
заглавие, раскрывается самим названием. Однако, на самом деле, повествование
куда шире. Я бы сказал, что эта книга об эпохе. Эпохе, на фоне которой жили и
трудились замечательные, весьма неординарные люди. Безусловно, вся их
деятельность была направлена в однорусло - в укрепление обороноспособности
Советского Союза - своей большой Родины. Кипели страсти, бурлили амбиции, были
интриги и столкновения взглядов, однако каждый, без сомнения, верил, что его
труд идет на благо Отчизне. Современные россияне, особенно молодое поколение,
воспитанное уже на совсем иных ценностях, возможно, этого не знают и не
понимают. Оттого ценнее и значительнее слово, написанное свидетелем той эпохи.
Автор этой книги, Виктор Александрович Ямов,
знает о том, что пишет, не понаслышке. Еще будучи ребенком, в суровые годы
войны он был дружен с семьей главного конструктора Уральского Танкового Завода
№183 Александра Александровича Морозова. Хотя бы потому, что жил в соседней
квартире и учился в одном классе с его младшим сыном. Поскольку все население
Дзержинского района Нижнего Тагила было так или иначе связано с работой
«Уральского вагоностроительного завода», то выбор места для последующей
самореализации был практически предопределен. 9 сентября 1956 года 16-летним
юношей Виктор Ямов приходит на УВЗ, приступая к обязанностям
техника-исследователя. Спустя три года был переведен в святая святых
Уралвагонзавода - в танковое КБ, которое в ту пору возглавлял 37-летний Леонид
Николаевич Карцев. Поднимаясь все вышеи выше по лестнице профмастерства, в 1975
году Виктор Александрович получает должность ученого секретаря Уральского
Конструкторского Бюро Транспортного Машиностроения и уже на следующий год
становится помощником начальника - помощником главного конструктора УКБТМ. С
тех пор, больше 10 лет Виктор Александрович практически безотрывно находится
подле своего «шефа» - одного из величайших людей той эпохи, Валерия Николаевича
Венедиктова. Будучи вместе с Главным
конструктором практически во всех командировках, участвуя практически во всех
совещаниях, Виктор Александрович был, что называется, в курсе всех дел
бронетанкового Главка Оборонпрома. Его память, его записи сейчас невероятно
ценны для тех, кого действительно интересует правда о том, что происходило
тогда, как принимались ключевые решения.
Парадокс, но такой массовый вид оружия, как
танки, у нас в СССР, а затем в России, был и остается более секретным, нежели
ракеты или ядерные бомбы. Исследователям послевоенного танкостроения еще не
скоро откроются архивы. Сейчас, во втором десятилетии XXI века, фонды Государственного
архива экономики, где сконцентрированы дела танкпрома, рассекречены только по
1965 год. А в Центральном архиве Министерства обороны, вам не выдадут для
изучения дела даже первых послевоенных лет. С чем это связано? Не с тем ли, что
именно танки являлись тем самым грозным оружием, которое было готово к
немедленному применению там, где это потребуется по той или иной причине - в
любом уголке земного шара, чего не скажешь об ракетно-ядерных вооружениях,
являвшихся, по сути, «последним козырем». Вероятно, этим же обуславливалось и
повышенное внимание к танкам власть предержащих. А, как известно, там где
власть, там слава, почести и немалые ресурсы. В борьбе за них, некоторые
забывали истинные цели созидательного процесса. Это, как сейчас выясняется,
привело к серьезным ошибкам в развитии отечественного танкостроения.
До недавнего времени считалось, что
одновременный выпуск трех разных танков с близкими боевыми характеристиками был
чем-то вроде государственного преступления. Но вот прошло несколько лет, и сама
жизнь показала, чья концепция, чья школа, оказалась наиболее оптимальной. В
настоящее время только одно предприятие на постсоветском пространстве, а может
быть, и в целом мире, может серийно, массово, выпускать танки. Это
«Уралвагонзавод». И только одно конструкторское бюро способно разрабатывать и
доводить до серии новые образцы боевых
машин. Это Уральское КБ. Теперь некоторые злопыхатели стали говорить о пагубных
последствиях «отсутствия конкуренции» в танковой отрасли. Очевидно, эти люди следуют
въевшемуся стереотипу о превосходстве «харьковской» танковой школы. Но жизнь,
опять же все расставила на свои места - разорванные в клочья, обгорелые «тушки»
танков типа Т-64 в полях и на дорогах Новороссии, наглядно продемонстрировали
мнимое совершенство морозовского детища. Ну а книга, которую Вы держите в
руках, даст пищу для размышлений в части создания мифов и возвышения ряда лиц,
причастных к генезису советского типа танка.
Конечно, когда тебе серьезно за 70, трудно
удержать в памяти всё и вся. Оттого въедливый читатель может найти в книге
некоторые фактологические «ошибки», типа приписывания первого варианта танка
Т-44 (еще предвоенного) Михаилу Кошкину (на самом деле им от начала и до конца
занимался все же сам А. А. Морозов), однако, уверяю, это никак не может влиять
на общую картину и, разумеется, выводы,
к которым подталкивает нас автор. Некоторые споры у первых читателей вызвал и
литературный стиль - в ряде случаев автор заменяет полные имена-отчества
инициалами. Были предложения раскрыть их, но мы сочли необходимым сохранить
авторский вариант. Не удивляйтесь, но изложенное на бумаге, просто копирует
устную речь - именно так зачастую тогда и говорили. Думается, что член Союза
журналистов (с 1992 по 2009 год Виктор Александрович занимался корпоративной
рекламой и является фактическим создателем рекламной службы «Уралвагонзавода»,
именно он стоял у истоков рекламы тагильских танков), имеет право на свой
собственный стиль и манеру подачи.
Новых знаний и увлекательного чтения!
Алексей Хлопотов
Печать: типография "Репринт"
г.Нижний Тагил, Формат 145х210мм (60х84/16) 348 стр. Твердая ламинированная
обложка. Бумага и печать цифровые.
Приобрести эту книгу можно отправив заказ на
мой адрес: alexeykhlopotov@mail.ru
Её стоимость, в силу малотиражности, высоковата, - 1000 рублей, но истинных
фанатов истории танков, думаю, что это не остановит. Оплата принимается путем
перевода на карточки Сбербанка, Альфа Банка и на Яндекс-кошелек. Реквизиты
будут высланы по запросу. Стоит напомнить, что существуют еще и почтовые
расходы. В среднем по России при отправке ценной бандеролью они составят
примерно 150 рублей.
К настоящему моменту от тиража осталось всего
35-40 экземпляров. Так что торопитесь с заказами!
P.S. На 16 января все книги распроданы! Кто не успел - извините...