На протяжении ряда последних лет Министерство обороны России "кошмарит" российских же производителей вооружения и военной техники, беспредметно и весьма неконкретно обвиняя их то в недостаточном качестве выпускаемой техники, то в том что предлагаемые МО образцы не соответствуют "современным" требованиям, то являются "слишком" дорогими. На самом деле, все вооружение и техника, предлагаемая российскими производителями для родного МО, создана в строгом соответствии с требованиями и стандартами, которые предъявляет МО к такого рода продукции, по техническим заданиям, выданным МО, которые проверяются и подтверждаются в ходе испытаний. За качеством и ценами следит институт военной приемки, - то есть непосредственные представители МО, сидящие непосредственно на заводах, проверяющие соответствие выпускаемой продукции ТУ, следящие за качеством, имеющие право и возможность проверки уровня расходов и цен, указывающие где и у кого покупать комплектующие. Без подписи военпреда, ни одно, даже мельчайшее изменение не может быть внесено в конструкцию. Их подписи стоят и на финансовых документах - военпреды "принимают" или "не принимают" предъявляемые предприятиями расходы. Так какие могут быть претензии к промышленности после всего этого?
|
"Тигр-6А" с усиленной бронезащитой |
Да, на наш взгляд, институт военной приемки в условиях рыночной экономики является анахронизмом, атавизмом социалистической системы в области производства и закупок вооружения. Именно благодаря сохранению этого института сейчас сдерживаются процессы модернизации техники, имеются перегибы в части номенклатуры и качества комплектации и оснащении образцов техники, завышается стоимость изделий. Пара примеров для понимания проблемы.
|
Площадки "Тигров" и "Ивеко-Рысей" на REA-2011 были рядом |
Пример первый: конструктор в серийном образце БТТ хочет заменить светильник со стародавней лампой накаливания на современный, более экономичный и более дешевый светодиодный. Однако он не может это сделать без разрешения военпреда, а военпред в свою очередь такое разрешение не даст, ибо новый светильник формально не проверялся на соответствие требованиям российского МО, не проходил испытания, не сертифицировался. Но, допустим, конструктору очень хочется заменить светильник, образца 40-50-хх гг прошлого века на современное энергоэффективное изделие - в этом случае через свое руководство он может выйти на изготовителя нового светильника и предложить ему пройти соответствующую сертификацию. Производитель светильника рад появлению нового потребителя. Он готов соответствующим образом сертифицировать свое изделие, но тут возникает законный вопрос: " А кто будет платить за сертификацию?"
|
"Рысь" - он же "Ивеко" LMV |
Дело в том что стоимость сертификации стоит ХХХХХХХ рублей и она разумеется скажется на цене. Изготовитель светильников готов взять эти расходы на себя, при условии что у него ежегодно будет закупаться не менее ХХХХХХХ штук. Соответственно он предлагает заказчику - изготовителю БТТ три варианта. Вариант 1 - ОК, я согласен сертифицироваться и поставлять тебе светильники по неизменной первоначальной цене, но ты должен у меня ежегодно закупать их в количестве ХХХХХХХ штук;
|
"Рысь"- вид сзади |
Вариант 2 - мне пофигу сколько ты будешь у меня закупать, но оплати полную стоимость сертификации; Вариант 3 - я прохожу сертификацию за свой счет, ты закупаешь ровно столько сколько тебе нужно для выполнения производственной программы, но цена будет рыночная и соответственно будет включать расходы на проведение сертификации. Первые два варианта, производитель БТТ отметает автоматически - у него нет средств платить за сертификацию чьей-то продукции, а и это ему по большому счету нафиг не надо. Начинаются расчеты: сколько таких светильников нужно ежегодно и какова будет их цена по варианту №3. В изделии необходимо 3 таких светильника, сколько будет изделий заказывать МО - известно только МО. Возможно как и в предыдущие годы это будет по 100 машин в год, но опять же неизвестно сколько лет будут продолжаться такие закупки - может как по последнему контракту 3 года, может 10 лет, а может их вообще не будет. Что делать? Ну допустим 3шт. х 100изделий х 3 года = 900 светильников. Тогда цена с учетом сертификации будет ХХр (изначальная стоимость) + ХХХХХХХ/900, т.е. где-то ХХ+ХХХY -просто "космос"! Таким образом, здравая мысль оказывается похороненой.
|
"Рысь"-"Ивеко" LMV MEDEVAC |
Пример два - покороче и попроще. Есть завод А, который выпускает трактора и БТТ. И там и там в конструкции применяются резиновый шланг для гидравлики с абсолютно идентичными параметрами. Есть три завода В, С, D - выпускающие эти шланги в огромных количествах, конкурирующие между собой, а оттого вынужденные поднимать качество и опускать цены, но эти заводы работают исключительно в гражданском секторе и не имеют военных представительств (что тоже один из факторов снижающих расходы), и есть завод Е, который также выпускает такие же шланги, но там сидит военпред, поскольку заказов на "военные" шланги минимум - их цена в 5-10 раз выше чем цена
|
Кузов "Рыси"-"санитарки" - MEDEVACа |
на аналогичные, причем более качественные, но "гражданские" шланги на заводах В, С и D. Завод А закупает шланги для своих тракторов на заводах В, С и D по конкурсу, имеет таким образом качественную и дешевую комплектуху, а вот для своих изделий БТТ, он вынужден закупать там, где укажет военпред. А военпред может указать только на завод Е, ибо только там, шланги проходят военную приемку - и пофигу что там в 10 раз дороже! Причем пофигу военпреду завода А, а вот снабженцу этого завода далеко не пофигу - для него это конкретная головная боль, ибо получив счет с завода Е, он должен его завизировать в службе экономической безопастности, где СБэшнику еще нужно доказать что
|
А это чистый, еще не "обрусаченный" IVECO M40E15 WM |
закупая теже шланги, но по в 10 раз завышенной цене на заводе Е, ты не являешься вором. Какая бы разница в условиях рынка? Производитель должен выпускать конкурентную продукцию и отвечать за качество - не выходил образец БТТ положенный ресурс - штрафники к производителю. Наше МО сейчас пытается действовать именно такими методами, но при этом не отказывается и от военной приемки. Да, ее сейчас нещадно сокращают, но радикально отказаться от этого сдерживающего фактора развития оборонного производства в условиях рынка, почему-то не спешат.
|
IVECO M40E15 WM Personnel carrier |
Коронная "фишка" российского МО в последнее время - требовать от образцов БТВТ тех качеств, которых изначально это самое МО не заказывало - изделие полностью на все 100% соответствует требованиям ТЗ, выданного МО, но МО при этом воротит нос - нам де этого не нужно! Никакой логике это вообще не поддается!
Таким образом российское МО стращает ОПК рынком, а само, выкручивает руки далеко не рыночными методами. "Дайте нам себестоимость, мы ее проверим, разрешим вам прибавить 10-15, а может, иногда (так и хочется добавить " если будете себя хорошо вести"-прим мое) и все 20% рентабельности - вот это и будет справедливая цена" - так говорят сейчас менеджеры нашего российского МО, забывая, что формула расчета цены "себестоимость+рентабельность" - это норма именно советской, а не рыночной экономики! Действия нашего МО при закупке вооружений, уж очень напоминают методы работы "братков" из "лихих 90-х", что собственно не удивительно, зная кто стоит во главе этого ведомства.
|
IVECO M40E15 WM - и чем ЭТО лучше УАЗика? |
Случай противостояния бронеавтомобилей "Тигр" и "Ивеко" - вот конкретный пример "слоновьего"поведения на рынке нашего МО.
Технические возможности обоих машин мне лично довелось понаблюдать на выставке "REA-2011". Я рад бы поверить утверждениям руководства российского МО по поводу мнимых недостатков "Тигра" и таких же мнимых достоинств "Ивеко", если б не видел все своими глазами! В тренировочных заездах "Ивеко" банально застрял на полосе имитирующей реальное бездорожье с каменистыми валунами. Таких мест много, и особенно много там, где велика опасность возникновения боевых действий - горные районы Кавказа и Средней Азии.
|
В кабине "Ивеко"-"Рыси" ужасно тесно |
"Тигр-М" с отечественным двигателем прошел всю трассу без замечаний. После этого уже в официальной программе выставочного показа "Ивеко" объезжал большинство препятствий, которые перед этим с легкостью преодолевал "Тигр". Точные подсчеты я не вел, но "на глаз", он объехал 2/3 таких препятствий. Причем машину вел "фирменный" итальянский экипаж - каким-то образом выставлять свою машину в нехорошем свете им резона не было. Уважаемый читатель, если Вы небыли в этот момент на "RUSSIAN EXPO ARMS", то Вы много потеряли - народ на трибунах, тысячи людей, просто буквально гоготали от смеха, видя как "Ивеко" лихо, в хорошем темпе, с замечательной динамикой обруливал препятствия! Те кто был и все это так же как и я видел - не дадут мне
|
Именно тут застрял "Ивеко"-"Рысь" на тренировочном заезде. Больше он сюда не совался, а "Тигр" идет спокойно |
|
Вот так это препятствие проходит "Тигр"... |
|
... а вот так "Ивеко"-"Рысь" |
соврать и подтвердят мои слова. Что касается "Тигра"... ну у него тоже надо сказать на трассе не все было гладко. Один раз, очень медленно забираясь на какое-то препятствие (сейчас уже точно не скажу какое именно, но ввиде горки (а их на трассе несколько)) он почти у вершины встал... не заглох, а просто встал, было видно что ему чего-то не хватает - может крутящего момента, может инерции, может еще чего.... Экипаж "Тигра" не растерялся: выжал сцепление, отпустил тормоз - машина скатилась назад. Тут они так дали по газам, что казалось броневик не заметил в этот раз преграды - он просто перелетел, перепрыгнул через неё. Второй раз, перескакивая через препятствие "а ля" фундаментный блок, наш "Тигруша" больно приложился о бетон трассы передним свесом: удар - бум! - скрежет металла - пыль в виде бетонной крошки, на трибунах возглас: "Уууууу!", а на лицах гримаса, будто всем сразу по зубу без наркоза вырвали. Но ничего... специально потом подошел к машине - поглядел снизу - ни вмятин, ни замятин - только краска содрана! А вот что касается того что "снизу" у "Ивеко" явно никого не впечатлило - там все какое-то хлипкое, торчит то там, то сям - поклонники хороших полноприводных машин, коих на выставке было не мало, смотря на все это хозяйство удрученно покачивали головами и почесывали затылками - никто не мог понять, за что так полюбило этот "тарантас" российское МО? Бойцы спецназа, которые по долгу службы блюли правопорядок на выставочном комплексе, не могли удержаться чтоб не "заценить" новинки бронеавтопрома - ибо это именно та техника, которая предназначалась им в пользование. Их реакция:
- на "Ивеко" - откровенно плевались;
- на бронированные "КАМАЗы" - относились к ним как-то ровно и выдержано;
- на бронированные "Уралы" - восхищались;
- на "Тигр-М" и "Тигр-6а" - восторженно причмокивали.
Вообще, сфотографировать "Тигры" в статике, так, что бы в кадре была только машина, было почти невозможно - сколько не просишь людей отойти на 20 секунд и не мешаться в кадре - никто не слушал - все липли к этим машинам, будто они медом намазаны. Замечу - "Ивеки" стояли рядом, и около них такого ажиотажа не наблюдалось.
Чуть не забыл - в "Ивеко" поражала необычайная теснота - фактически там могут поместиться водитель и с ним еще 3 пассажира - все! Причем как там размещаться в полной боевой выкладке, так, чтоб выпрыгнул и все было под рукой, я ума не представляю. В этом отношении "Тигр" куда вместительный и комфортней. Правильно говорит в
своем интервью С.Суворов - для транспортировки одного и того же числа бойцов, необходимо в два раза больше "Ивек" чем "Тигров". А это, по мимо стоимости самих машин, еще и стоимость эксплуатации, того же бензина/соляры тупо в два раза больше надо! Теперь о пресловутых ценах - "Тигр" стоит 3-5млн.руб, "Ивеко" - от 12,5млн.руб до 20млн.руб за машину. Много это или мало? Для сравнения - на конец 2009 года новый БТР-80 стоил 10млн.руб, а БТР-80 с ПТК -20 млн.руб. При одинаковой стоимости, простите, но БТР-80, да еще оснащенный программно-техническим комплексом (по сути БИУС) - это машина намного более высокого уровня. Теперь о классе защиты. В России есть своя бронекерамика, есть специальные броневые титановые сплавы, есть современная стальная броня. "Тигр" с 5 классом защиты давно поставляется в МВД, "Тигр" с классом защиты, идентичным "Ивеко" так же был создан и демонстрировался на все той же REA-2011 - что, разве об этом в российском МО не знают? Собственно класс защиты актуален только для пулевого обстрела. Весьма широко распространенные РПГ могут держать только танки, и тяжелые БМП и БТРы. Минные подрывы - это вообще смешно! Сейчас боевики всех мастей практикуют фугасы такой мощности, что БТРы разрывает пополам, а танк выворачивает на изнанку. Так стоит ли "овчинка выделки"? Вообще что я не могу понять - МО имеет БТР, у которого живучесть выше чем у любого тактического автомобиля, у них еще есть БРДМ, зачем, из каких таких соображений им еще нужен этот броневик? Веяния моды??? "У всех есть - нам тоже надо" - так что-ли? Так, да ни так...
Технические аспекты, совершенство конструкции и даже ее стоимость тут совсем не причем. Необходимо понимать, что принятие на вооружение "Ивеко" это не прихоть МО. Это приказ командира. Но только большой командир может дать приказ "закрыть глаза" на недостатки и не принимать во внимание никакие доводы и аргументы оппонентов. А командир, обладающей такой властью и полномочиями у нас всего один - Верховный главнокомандующий, который по совместительству еще работает Президентом "всея Руси". И вот у него есть "друзья" - друг Николя и друг Сильвео. Они живут и трудятся в Европе, которая пребывает в тяжелом экономическом кризисе. Ну как тут друзьям не помочь? Это же не "по-патцански"! Тем более можно еще и красиво пантануться перед "нищими" европейцами - смотрите, типа какие мы "крутые" - гавно ваше покупаем, щоб вам так хорошо было... Все это называется " Большая Государственная политика". Только вот та же Европа, ну например в лице Великобритании, исповедует несколько иные принципы Большой Государственной политики, а именно: "У Англии нет друзей, а есть интересы". Россия же свои национальные интересы, положила на алтарь весьма сомнительной "дружбы". Советую всем задуматься над этим фактом, особенно в связи с приближающимися выборами.
|
Кто стоит за "Ивеко" |
В прочем политика-политикой, а в МО тоже не "лохи" сидят - не зря Министр вначале бизнес делал и от налогов уходил, потом, научившись уходить, был поставлен налоги собирать. Он и на новом месте весьма быстро провернулся, реформировав МО РФ в бизнес-структуру с весьма эффективным менеджментом. Любо-дорого - стоит только взглянуть на ОАО Концерн "Оборонсервис", существующий под "крышей" МО. Еще совсем недавно в его совет директоров входил сам Министр обороны. Сейчас, повинуясь указаниям своего высокого начальства, он этот орган управления покинул, но суть от того не поменялась - у руля "Оборонсервиса" как были, так и остались проверенные преданные надежные кадры в лице зама нынешнего Министра по его прежней работе. Разумеется все из славного городка Санкт-Петербурга. К чему это я про "Оборонсервис"? Да к тому, что в МО четко отыграли ситуацию с "Ивеко" - его производством в РФ будет заниматься не кто-иной как "Оборонсервис". Ну, конечно, не сам по себе - менеджеров этой организации отвертками крутить не заставишь - там сидят мастера иного профиля. Просто создано совместное предприятие целиком и полностью подконтрольное "Оборонсервису". Но вот то, что касается финансов - тут да, все пойдет, не извольте сомневаться, через эту уважаемую организацию. Куда? Ну разумеется все уйдет из России куда подальше. Как это возможно, спросите Вы, ведь, "Оборонсервис" как бы государственная Корпопация? А так и возможно, что хоть он и государственный, да форма собственности в виде ОАО, дает полное право людям, состоящим в совете директоров, направлять финансовые потоки так, как им заблагорассудится и без всякого контроля. Как Вы думаете, почему вдруг так не популярны стали в "оборонке" разного рода ФГУПы или Казенные Предприятия? Все верно! Из них крайне сложно уводить прибыль. Кроме того, ОАО намного легче приватизировать - продать кому надо. Еще раз, причем тут "Тигр" и "Ивеко"? Да все очень просто! Покупая "Тигр", МО должно перечислять деньги "Военно-промышленной компании", "Группе "ГАЗ" - а это совсем "чужие дяди" и навряд ли они поделятся, а если и поделятся, то это будут крохи с "барского стола". А вот приобретая "Ивеко", МО покупает его как бы само у себя. "Оборонсервис" часть денежек честно отдаст "друзьям" в Европу, а вторую часть переведет на счета нужных людей в оффшорах. Там эти денежки будут до поры копиться, например соединяться с денежками полученными "Оборонсервисом" за ремонт БТТ для Венесуэлы, ну и т.д. и т.п. А потом, в один прекрасный момент на эти денежки "Оборонсервис" будет выкуплен у Государства, как абсолютно "ненужный", "не профильный" МО актив. "Ивеко","Ивеко"... А вы представляете какие суммы проходят через "Оборонсервис" по программе строительства жилья для ВС, по линии закупок продовольствия, ГСМ и т.д. и т.п.? Пишу все это и как то становится страшновато... как то не принято в России ценить, беречь и уважать "свободу слова".