М. В. ВЕРХОВЕЦКИИ, В. В. ПОЛИКАРПОВ
Журнал "Вестник бронетанковой техники" №1/1980г.
Составляющий 25-30 лет цикл производства и
эксплуатации современного танка связан с физическим и моральным его старением.
Если физическое восстановление машин производится по специальной программе их
технического обслуживания, то некоторая компенсация морального старения
осуществляется частичной заменой старых систем, узлов и агрегатов новыми, с
улучшенными техническими характеристиками. В отечественном танкостроении
модернизации уделялось большое внимание. В период Великой Отечественной войны
советские танки своевременно модернизировались на основе опыта их боевого
применения. Так, на Т-34 вместо 76-мм пушки была установлена 85-мм пушка
образца 1944 г., повысившая огневую мощь этого танка.
Основные задачи модернизации и выбор её
технических направлений полезно рассмотреть на основе опыта модернизации
послевоенных танков Т-54, Т-55 и Т-62. В конце Великой Отечественной войны был
создан новый основной танк, который в 1946 г. был принят на вооружение
Советской Армии под названием Т-54. В его конструкции с учётом богатейшего
военного опыта был воплощён основной принцип отечественного танкостроения -
органическое сочетание могущества вооружения с мощным бронированием и высокой
подвижностью. По своим тактико-техническим характеристикам этот танк намного
превосходил зарубежные танки конца 40-х - начала 50-х гг.
Однако требование борьбы с танками и
противотанковыми средствами противника при возросших темпах боевых действий
вызвало необходимость в прицельном огне при движении танка, что могло быть
достигнуто стабилизацией пушки. Ядерное оружие потребовало защиты танков от
различных видов его поражающего воздействия. Насыщение пехоты ПТУРСами также
потребовало совершенствования броневой защиты танков. Поэтому за время
серийного производства с 1947 по 1955 гг. Т-54 претерпел три крупные
модернизации. Первый выпуск танков был осуществлён в 1947-1949 гг. Танки
второго выпуска (1949-1951 гг.)
отличались от
первого конфигурацией башни, установкой курсового 7,62-мм пулемёта СГМ и
зенитного 12,7-мм пулемёта ДШК-М. На этих танках впервые было установлено
оборудование для преодоления водных преград по дну. Танки третьего выпуска
(1952-1955 гг.) отличались башней с улучшенным
уплотнением погона для движения под водой и 1,5-кВт генератором.
Следующей крупной модернизацией танка Т-54
было принятие в серийное производство (1954 г.) танка Т-54А. Среди его конструктивных
особенностей необходимо отметить следующие:
— установка стабилизатора пушки в
вертикальной плоскости, позволившая увеличить эффективность ведения огня с
ходу;
— внедрение электрического привода для
поворота башни, который совместно со стабилизатором существенно улучшил
точность горизонтального наведения башни и облегчил условия работы наводчика;
— применение эжектора отсоса пороховых га-
зов из пушки Д-10ТС,
улучшившее условия работы экипажа;
— оснащение новой радиостанцией Р-113 и
танковым переговорным устройством Р-120;
— установка генератора Г-74 мощностью 3
кВт;
— внедрение ночного прибора наблюдения
водителя ТВН-1.
Следующим этапом развития Т-54 явился танк
Т-54Б, который был принят на вооружение в 1956 г. и производился серийно в
1957-1959 гг. Улучшения машины касались в основном повышения эффективности
стрельбы с ходу и ведения боевых действий ночью, при этом были внедрены:
— двухплоскостной стабилизатор,
значительно повысивший эффективность огня с ходу по сравнению с танком Т-54;
— погон башни повышенной
работоспособности;
— вращающийся пол в боевом отделении со
сдающим звеном для безопасности членов экипажа;
— 5-кВт генератор для питания
стабилизатора;
— ночной прицел наводчика (ТПН-1), ночные
приборы наблюдения командира (ТКН-1) и водителя (ТВН-2).
Размещение новых узлов и приборов в танке
было выполнено с минимальными изменениями рабочих постов экипажа. Максимальная
преемственность и взаимозаменяемость узлов позволили в дальнейшем
модернизировать все ранее выпущенные танки по мере их поступления в капитальный
ремонт.
Развитие оружия массового поражения привело
к существенному изменению взглядов на тактическое использование танков. Особую
важность приобрело требование защиты от поражающих факторов атомного взрыва.
Решению этих вопросов и было уделено внимание при следующей крупной
модернизации танка Т-54, в результате которой -появился танк Т-55. Танк Т-55
был принят на вооружение в 1958 г. и изготавливался до 1962 г.
Т-55 отличался системой противоатомной
защиты от затекания в танк ударной волны и защищающей экипаж от радиоактивной
пыли автоматической системой .противопожарного оборудования, а также
термической дымовой аппаратурой многократного действия для маскировки танков на
поле боя. Новая укладка боеприпасов танка Т-55 увеличила боекомплект на 9
выстрелов. Боеукладка позволила также на 20% повысить объем забронированного
топлива, а следовательно, и запас хода танка. Было существенно улучшено шасси
танка. Увеличение мощности двигателя (на 60 л. е.), динамического хода катков
(со 120 до 142 мм) за счёт установки торсионов с повышенными рабочими
напряжениями улучшили подвижность машины по дорогам и местности. Инерционная
очистка масла повысила долговечность и облегчила обслуживание двигателя В-55.
Его конструкция ускорила разогрев и подготовку к движению машины зимой.
Танк Т-55 был оборудован воздушной
системой, состоящей из компрессора с рабочим давлением 150 кгс/см2, автомата
регулировки давления в системе, воздушных баллонов и трубопроводов. Система
обеспечивала воздушный запуск двигателя, пневмоочистку смотровых приборов
водителя и питание гидропневматического привода главного фрикциона.
Усовершенствование танка было выполнено почти без изменения его полной массы и объёма.
Все возрастающие требования по повышению
уровня защиты танков от оружия массового поражения и новые достижения в этой
области обусловили модернизацию танка Т-55. Следующий танк Т-55А, принятый па
вооружение в 1961 г., отличался от танка Т-55 в основном противорадиационным
подбоем и гусеницами с резинометаллическими шарнирами. Кроме того, в последние
годы выпуска (с 1975 г.) был установлен лазерный дальномер КДТ-1, который
обеспечивал:
— измерение дальности до 4 000 ±10 м;
— повышение дальности действительной
стрельбы бронебойным подкалиберным снарядом на 10 и кумулятивным — на 15%;
— ускорение подготовки первого выстрела на
10%.
Основные этапы и конструктивные направления
модернизации танков Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55 и Т-55А были осуществлены в ходе
серийного выпуска Т-54 и в подавляющем большинстве реализованы при капитальном
ремонте старых машин на военных ремонтных заводах. Так, с появлением
двухплоскостных стабилизаторов, новых средств связи, оборудования подводного
вождения и других систем был модернизирован весь парк танков Т-54 (кроме
первого выпуска) и Т-54А до уровня Т-54Б. Затем были приняты меры для
расширения модернизации при капитальном ремонте. После этого на всех марках
Т-54 стали устанавливать: боеукладку на 9 выстрелов, двигатель В-55 мощностью
580 л. е., двухплоскостной стабилизатор «Циклон», новые средства радиосвязи,
ночные приборы прицеливания и наблюдения, модернизированную систему подводного
вождения, воздушную систему, гусеницу с РМШ.
Такая модернизация в течение длительного
периода позволила поддерживать танки на достаточном уровне боевой
эффективности, обеспечивая им превосходство над зарубежными танками М-46, М-47,
М-48 (США), «Центурион» (Великобритания) и др.
Конец 50-х и начало 60-х гг. были отмечены
качественным скачком в развитии артиллерийских систем: в СССР в этот период
были разработаны новые танковые гладкоствольные пушки калибра 115 и 125 мм, за
рубежом — 105-мм нарезная пушка. Это привело к появлению танка Т-62 с мощной 115-мм
гладкоствольной пушкой У-5ТС. Он был принят на вооружение Советской Армии в
1961 г. и серийно производился в 1962—1974 гг. Установка пушки У-5ТС и более
точного двухплоскостного стабилизатора обеспечила значительное повышение
огневой мощи танка за счет увеличения дальности действительной стрельбы,
дальности прямого выстрела и могущества боеприпасов.
Необходимость
размещения новой пушки и боеприпасов к ней привела к удлинению корпуса Т-62 по
сравнению с Т-55 на 386 мм. К другим изменениям корпуса Т-62 относятся:
— увеличение бортовых защитных планок для
размещения погона с диаметром «в свету» 2245 мм (у танка Т-55 - 1816 мм);
— наклон подбашенного листа вперед на 30',
а крыши МТО назад на 3°15' от горизонтальной плоскости;
— наклон кормового листа под углом 2° к
вертикали.
На танке
установлена новая цельнолитая башня, обеспечивающая при больших внутренних объёмах
и равной массе большую бронестойкость, чем башня танка Т-55.
Краткие технические характеристики
послевоенных танков
Параметры
|
Краткие технические характеристики танков
|
|||||||
Т-54
|
Т-54А
|
Т-54Б
|
Т-55
|
Т-55А
|
Т-62
|
|||
выпуск
|
||||||||
I
|
II
|
III
|
||||||
Серийное производство, годы
|
1947-1949
|
1949-1951
|
1952— 1955
|
1955—1957
|
1957—1959
|
1958—1962
|
1963- 1977
|
1962-1974
|
Масса, т
|
36+1%
|
36+1%
|
36+1%
|
36+1%
|
36+1,5%
|
36+1,5%
|
36+1,5% без ДШК*
|
36+1,5% без ДШК*
|
Экипаж, чел.
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Пушка:
|
||||||||
марка
|
Д-10Т
|
Д-10Т
|
Д-10Т
|
Д-10ТГ
|
Д10-Т2С
|
Д10-Т2С
|
Д10-Т2С
|
У-5ТС
|
Калибр,мм
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
115
|
привод наведения
|
ЭПБ-4 (ручной)
|
Пушка стабил. в одной плоскости
|
Пушка стабилизирована в двух плоскостях
|
|||||
Пулеметы, шт.
|
||||||||
калибра 7,62 мм:
|
||||||||
курсовой
|
-
|
1 (СГМ)
|
1(ГСМ)
|
1(ГСМ)
|
1(СГМТ)
|
1(СГМТ)
|
-
|
-
|
спаренный
|
1 (СГМ)
|
1 (СГМ)
|
1 (СГМ)
|
1 (СГМ)
|
1(СГМТ)
|
1(СГМТ)
|
1 (ПКТ)
|
1(СГМТ)
|
калибра 12,7 мм
|
||||||||
(зенитный ДШК-М)
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
1
|
1
|
Боекомплект:
|
||||||||
к пушке, выстр.
|
34
|
34
|
34
|
34
|
34
|
43
|
43
|
40
|
к пулеметам, патронов:
|
||||||||
калибра 7,62 мм
|
3500
|
3500
|
3500
|
3500
|
3500
|
3500
|
2750
|
2500
|
» 12,7 мм
|
-
|
200
|
200
|
200
|
200
|
-
|
300
|
300
|
Прицелы
|
||||||||
дневной
|
ТШ2-22
|
ТШ2-22
|
ТШ2-22
|
ТШ2А-22
|
ТШ2А-22
|
ТШ2А-22
|
ТШС-32ПВ
|
ТШ2Б-41
|
ночной
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ТПН-1
|
ТПН-1-22-1
|
ТПН-1-22-11
|
ТПН-1-41-11
|
Двигатель:
|
||||||||
марка
|
В-54
|
В-54
|
В-54
|
В-54
|
В-54Б
|
В-55
|
В-55
|
В-55
|
мощность, л. с.
|
520
|
520
|
520
|
520
|
520
|
580
|
580
|
580
|
Бортовой редуктор
|
Однополюсный цилиндрический
|
Планетарный
|
||||||
Удельная мощность, л. с./т
|
14,4
|
14,4
|
14,4
|
14,4
|
14,4
|
16,0
|
15,9
|
15,9
|
Клиренс, мм
|
425
|
425
|
425
|
425
|
425
|
425
|
425
|
430
|
Противорадиационная защита, кратность ослабления:
|
||||||||
проникающей радиации
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
2,8
|
2,8
|
2,8
|
9,0
|
2,8
|
радиации зараженной местности
|
14
|
14
|
14
|
14
|
14
|
14
|
14
|
14
|
Генератор:
|
||||||||
марка
|
Г-731
|
Г-731
|
Г-731
|
Г-74
|
Г-5
|
Г-5
|
Г-5
|
Г-6,5
|
мощность, кВт
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
3,0
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
6,5
|
Гарантийная наработка, км
|
1 000
|
1 000
|
1 000
|
1 000
|
1 000
|
2 000
|
2 000
|
2 000
|
*При установке зенитного пулемёта и
гусениц с РМШ масса танков Т-55А и Т-62 составляет 38т
Впервые в танкостроении был установлен механизм автоматического удаления стреляных гильз при любых углах возвышения пушки. Были усовершенствованы узлы и агрегаты, заимствованные с танка Т-55: прибор наблюдения командира ТКН-2, форсуночный предпусковой подогреватель, генератор Г-6,5 с принудительным воздушным охлаждением. В трансмиссии были усилены приводы вентилятора и компрессора, а также шестерни III передачи. Динамический ход опорных катков танка был увеличен до 162 мм. Уровень унификации танка Т-62 составил 65% от номенклатуры деталей и узлов, заимствованных с танка Т-55. Все узлы и агрегаты трансмиссии и ходовой части сохранили «полную взаимозаменяемость, полностью были унифицированы агрегаты моторной установки, воздушного пуска, смотровые приборы и средства связи (таблица). Все это существенно облегчило освоение этого танка в производстве и эксплуатации.
Вывод:
Опыт совершенствования танков Т-54,
Т-55 и Т-62 показал возможность повышения боевой эффективности танков в ходе их
серийного производства.
Поступила в редакцию 15.08.79.