пятница, 24 февраля 2012 г.

ИЗ ОПЫТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ТАНКОВ В ХОДЕ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА


М. В. ВЕРХОВЕЦКИИ, В. В. ПОЛИКАРПОВ
Журнал "Вестник бронетанковой техники" №1/1980г.
     Составляющий 25-30 лет цикл производства и эксплуатации современного танка связан с физическим и моральным его старением. Если физическое восстановление машин производится по специальной программе их технического обслуживания, то некоторая компенсация морального старения осуществляется частичной заменой старых систем, узлов и агрегатов новыми, с улучшенными техническими характеристиками. В отечественном танкостроении модернизации уделялось большое внимание. В период Великой Отечественной войны советские танки своевременно модернизировались на основе опыта их боевого применения. Так, на Т-34 вместо 76-мм пушки была установлена 85-мм пушка образца 1944 г., повысившая огневую мощь этого танка.
     Основные задачи модернизации и выбор её технических направлений полезно рассмотреть на основе опыта модернизации послевоенных танков Т-54, Т-55 и Т-62. В конце Великой Отечественной войны был создан новый основной танк, который в 1946 г. был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-54. В его конструкции с учётом богатейшего военного опыта был воплощён основной принцип отечественного танкостроения - органическое сочетание могущества вооружения с мощным бронированием и высокой подвижностью. По своим тактико-техническим характеристикам этот танк намного превосходил зарубежные танки конца 40-х - начала 50-х гг.
    Однако требование борьбы с танками и противотанковыми средствами противника при возросших темпах боевых действий вызвало необходимость в прицельном огне при движении танка, что могло быть достигнуто стабилизацией пушки. Ядерное оружие потребовало защиты танков от различных видов его поражающего воздействия. Насыщение пехоты ПТУРСами также потребовало совершенствования броневой защиты танков. Поэтому за время серийного производства с 1947 по 1955 гг. Т-54 претерпел три крупные модернизации. Первый выпуск танков был осуществлён в 1947-1949 гг. Танки второго выпуска (1949-1951 гг.)
отличались от первого конфигурацией башни, установкой курсового 7,62-мм пулемёта СГМ и зенитного 12,7-мм пулемёта ДШК-М. На этих танках впервые было установлено оборудование для преодоления водных преград по дну. Танки третьего выпуска (1952-1955 гг.) отличались башней с улучшенным уплотнением погона для движения под водой и 1,5-кВт генератором.
   Следующей крупной модернизацией танка Т-54 было принятие в серийное производство (1954 г.) танка Т-54А. Среди его конструктивных особенностей необходимо отметить следующие:
—        установка стабилизатора пушки в вертикальной плоскости, позволившая увеличить эффективность ведения огня с ходу;
—        внедрение электрического привода для поворота башни, который совместно со стабилизатором существенно улучшил точность горизонтального наведения башни и облегчил условия работы наводчика;
—        применение эжектора отсоса пороховых га-
зов из пушки Д-10ТС, улучшившее условия работы экипажа;
—        оснащение новой радиостанцией Р-113 и танковым переговорным устройством Р-120;
—        установка генератора Г-74 мощностью 3 кВт;
—        внедрение ночного прибора наблюдения водителя ТВН-1.
    Следующим этапом развития Т-54 явился танк Т-54Б, который был принят на вооружение в 1956 г. и производился серийно в 1957-1959 гг. Улучшения машины касались в основном повышения эффективности стрельбы с ходу и ведения боевых действий ночью, при этом были внедрены:
—        двухплоскостной стабилизатор, значительно повысивший эффективность огня с ходу по сравнению с танком Т-54;
—        погон башни повышенной работоспособности;
—        вращающийся пол в боевом отделении со сдающим звеном для безопасности членов экипажа;
—        5-кВт генератор для питания стабилизатора;
—        ночной прицел наводчика (ТПН-1), ночные приборы наблюдения командира (ТКН-1) и водителя (ТВН-2).

   Размещение новых узлов и приборов в танке было выполнено с минимальными изменениями рабочих постов экипажа. Максимальная преемственность и взаимозаменяемость узлов позволили в дальнейшем модернизировать все ранее выпущенные танки по мере их поступления в капитальный ремонт.
   Развитие оружия массового поражения привело к существенному изменению взглядов на тактическое использование танков. Особую важность приобрело требование защиты от поражающих факторов атомного взрыва. Решению этих вопросов и было уделено внимание при следующей крупной модернизации танка Т-54, в результате которой -появился танк Т-55. Танк Т-55 был принят на вооружение в 1958 г. и изготавливался до 1962 г.
    Т-55 отличался системой противоатомной защиты от затекания в танк ударной волны и защищающей экипаж от радиоактивной пыли автоматической системой .противопожарного оборудования, а также термической дымовой аппаратурой многократного действия для маскировки танков на поле боя. Новая укладка боеприпасов танка Т-55 увеличила боекомплект на 9 выстрелов. Боеукладка позволила также на 20% повысить объем забронированного топлива, а следовательно, и запас хода танка. Было существенно улучшено шасси танка. Увеличение мощности двигателя (на 60 л. е.), динамического хода катков (со 120 до 142 мм) за счёт установки торсионов с повышенными рабочими напряжениями улучшили подвижность машины по дорогам и местности. Инерционная очистка масла повысила долговечность и облегчила обслуживание двигателя В-55. Его конструкция ускорила разогрев и подготовку к движению машины зимой.
    Танк Т-55 был оборудован воздушной системой, состоящей из компрессора с рабочим давлением 150 кгс/см2, автомата регулировки давления в системе, воздушных баллонов и трубопроводов. Система обеспечивала воздушный запуск двигателя, пневмоочистку смотровых приборов водителя и питание гидропневматического привода главного фрикциона. Усовершенствование танка было выполнено почти без изменения его полной массы и объёма.
     Все возрастающие требования по повышению уровня защиты танков от оружия массового поражения и новые достижения в этой области обусловили модернизацию танка Т-55. Следующий танк Т-55А, принятый па вооружение в 1961 г., отличался от танка Т-55 в основном противорадиационным подбоем и гусеницами с резинометаллическими шарнирами. Кроме того, в последние годы выпуска (с 1975 г.) был установлен лазерный дальномер КДТ-1, который обеспечивал:
—        измерение дальности до 4 000 ±10 м;
—        повышение дальности действительной стрельбы бронебойным подкалиберным снарядом на 10 и кумулятивным — на 15%;
—        ускорение подготовки первого выстрела на 10%.
   Основные этапы и конструктивные направления модернизации танков Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55 и Т-55А были осуществлены в ходе серийного выпуска Т-54 и в подавляющем большинстве реализованы при капитальном ремонте старых машин на военных ремонтных заводах. Так, с появлением двухплоскостных стабилизаторов, новых средств связи, оборудования подводного вождения и других систем был модернизирован весь парк танков Т-54 (кроме первого выпуска) и Т-54А до уровня Т-54Б. Затем были приняты меры для расширения модернизации при капитальном ремонте. После этого на всех марках Т-54 стали устанавливать: боеукладку на 9 выстрелов, двигатель В-55 мощностью 580 л. е., двухплоскостной стабилизатор «Циклон», новые средства радиосвязи, ночные приборы прицеливания и наблюдения, модернизированную систему подводного вождения, воздушную систему, гусеницу с РМШ.
  Такая модернизация в течение длительного периода позволила поддерживать танки на достаточном уровне боевой эффективности, обеспечивая им превосходство над зарубежными танками М-46, М-47, М-48 (США), «Центурион» (Великобритания) и др.
   Конец 50-х и начало 60-х гг. были отмечены качественным скачком в развитии артиллерийских систем: в СССР в этот период были разработаны новые танковые гладкоствольные пушки калибра 115 и 125 мм, за рубежом — 105-мм нарезная пушка. Это привело к появлению танка Т-62 с мощной 115-мм гладкоствольной пушкой У-5ТС. Он был принят на вооружение Советской Армии в 1961 г. и серийно производился в 1962—1974 гг. Установка пушки У-5ТС и более точного двухплоскостного стабилизатора обеспечила значительное повышение огневой мощи танка за счет увеличения дальности действительной стрельбы, дальности прямого выстрела и могущества боеприпасов.
  Необходимость размещения новой пушки и боеприпасов к ней привела к удлинению корпуса Т-62 по сравнению с Т-55 на 386 мм. К другим изменениям корпуса Т-62 относятся:
—        увеличение бортовых защитных планок для размещения погона с диаметром «в свету» 2245 мм (у танка Т-55 - 1816 мм);
—        наклон подбашенного листа вперед на 30', а крыши МТО назад на 3°15' от горизонтальной плоскости;
—        наклон кормового листа под углом 2° к вертикали.
На танке установлена новая цельнолитая башня, обеспечивающая при больших внутренних объёмах и равной массе большую бронестойкость, чем башня танка Т-55.
            Краткие технические характеристики послевоенных танков         
 
Параметры
Краткие технические характеристики танков
Т-54
Т-54А
Т-54Б
Т-55
Т-55А
Т-62
выпуск
I
II
III
Серийное производство, годы
1947-1949
1949-1951
1952— 1955
1955—1957
1957—1959
1958—1962
1963- 1977
1962-1974
Масса, т
36+1%
36+1%
36+1%
36+1%
36+1,5%
36+1,5%
36+1,5% без ДШК*
36+1,5% без ДШК*
Экипаж, чел.
4
4
4
4
4
4
4
4
Пушка:
марка
Д-10Т
Д-10Т
Д-10Т
Д-10ТГ
Д10-Т2С
Д10-Т2С
Д10-Т2С
У-5ТС
Калибр,мм
100
100
100
100
100
100
100
115
привод наведения 
ЭПБ-4 (ручной)
Пушка стабил. в одной плоскости
Пушка стабилизирована в двух плоскостях
Пулеметы, шт.

калибра 7,62 мм:

курсовой
-
1 (СГМ)
1(ГСМ)
1(ГСМ)
1(СГМТ)
1(СГМТ)
-
-
спаренный
1 (СГМ)
1 (СГМ)
1 (СГМ)
1 (СГМ)
1(СГМТ)
1(СГМТ)
1 (ПКТ)
1(СГМТ)
калибра 12,7 мм

(зенитный ДШК-М)
-
1
1
1
1
-
1
1
Боекомплект:

к пушке, выстр.
34
34
34
34
34
43
43
40
к пулеметам, патронов:

калибра 7,62 мм
3500
3500
3500
3500
3500
3500
2750
2500
» 12,7 мм
-
200
200
200
200
-
300
300
Прицелы

дневной
ТШ2-22
ТШ2-22
ТШ2-22
ТШ2А-22
ТШ2А-22
ТШ2А-22
ТШС-32ПВ
ТШ2Б-41
ночной
-
-
-
-
ТПН-1
ТПН-1-22-1
ТПН-1-22-11
ТПН-1-41-11
Двигатель:

марка
В-54
В-54
В-54
В-54
В-54Б
В-55
В-55
В-55
мощность, л. с.
520
520
520
520
520
580
580
580
Бортовой редуктор
Однополюсный цилиндрический
Планетарный
Удельная мощность, л. с./т
14,4
14,4
14,4
14,4
14,4
16,0
15,9
15,9
Клиренс, мм
425
425
425
425
425
425
425
430
Противорадиационная защита, кратность ослабления:
проникающей радиации
2,5
2,5
2,5
2,8
2,8
2,8
9,0
2,8
радиации зараженной местности
14
14
14
14
14
14
14
14
Генератор:

марка
Г-731
Г-731
Г-731
Г-74
Г-5
Г-5
Г-5
Г-6,5
мощность, кВт
1,5
1,5
1,5
3,0
5,0
5,0
5,0
6,5
Гарантийная наработка,  км
1 000
1 000
1 000
1 000
1 000
2 000
2 000
2 000
*При установке зенитного пулемёта и гусениц с РМШ масса танков Т-55А и Т-62 составляет 38т

 Впервые в танкостроении был установлен механизм автоматического удаления стреляных гильз при любых углах возвышения пушки. Были усовершенствованы узлы и агрегаты, заимствованные с танка Т-55: прибор наблюдения командира ТКН-2, форсуночный предпусковой подогреватель, генератор Г-6,5 с принудительным воздушным охлаждением. В трансмиссии были усилены приводы вентилятора и компрессора, а также шестерни III передачи. Динамический ход опорных катков танка был увеличен до 162 мм. Уровень унификации танка Т-62 составил 65% от номенклатуры деталей и узлов, заимствованных с танка Т-55. Все узлы и агрегаты трансмиссии и ходовой части сохранили «полную взаимозаменяемость, полностью были унифицированы агрегаты моторной установки, воздушного пуска, смотровые  приборы и средства связи (таблица). Все это существенно облегчило освоение этого танка в производстве и эксплуатации.

Вывод:
 Опыт совершенствования танков Т-54, Т-55 и Т-62 показал возможность повышения боевой эффективности танков в ходе их серийного производства.

Поступила в редакцию 15.08.79.

среда, 22 февраля 2012 г.

С Днем защитника Отечества!

Поздравляем всех причастных!

В Германии началась операция по подъему советского танка Т-34 со дна реки

Мы уже писали о находке в ходе ремонтно-строительных дорожных работ в немецком городе Росток останков советского танка Т-34 и его экипажа. Однако, как оказалось это был еще не финал истории
В немецком городе Росток началась операция по подъему советского танка Т-34 со дна реки.  

  Спустя 70 лет родственники погибших танкистов смогут перезахоронить героев на Родине со всеми воинскими почестями.
  Башню танка Т-34 случайно обнаружили в декабре 2011 года во время ремонта дороги. Она неплохо сохранилась, потому что лежала в песке. В башне оказались неразорвавшиеся боеприпасы, обрывки фронтовых газет и, главное, останки экипажа.
   Сотрудникам российского посольства удалось выяснить, что во взорвавшемся танке погибли: командир Василий Кривенцов, радист Пантелей Липеев, заряжающий Андрей Гусев, командир орудия Николай Мартыненко и механик-водитель Василий Клещов. Все они посмертно награждены Орденом Отечественной войны. Останки экипажа, скорее всего, предадут земле на советском военно- мемориальном кладбище в самом центре Ростока. Похороны планируют на 1 мая — 67-ю годовщину их гибели.

ТВ "Звезда"

вторник, 21 февраля 2012 г.

С ЮБИЛЕЕМ!

Блог "Gur Khan attacks!" и военно-патриотический сайт "ОТВАГА" 
поздравляют с 50-летним юбилеем
Генерального директора - Главного конструктора
 ОАО "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" 
Андрея Леонидовича Терликова
Желаем крепкого уральского здоровья, семейного счастия и больших творческих успехов в деле развития российского танкостроения, укрепления национальной обороны!
"Леопард" хорош...
...но русский танк завсегда лучший!

Новый российский танк "Армата" должен быть сосредоточием самых передовых технологий

 "Вестник Мордовии" продолжает цикл бесед с одним из ведущих экспертов в области бронетанковой техники Виктором Мураховским. В этот раз речь пойдет о проблемах, ближайших перспективах развития отечественного танкостроения, о модернизации существующего парка бронетехники.
 
- Виктор Иванович, в настоящее время в войска поступает модернизированный вариант Т-72.  Известно, что на него установлен белорусский прицел "Сосна-У", правда, никаких датчиков навигационной системы ГЛОНАСС пока не видно. Да и двигатель – старый В-84 мощностью 840 л.с. Можно ли в, таком случае, называть этот танк "модернизированным"?
Виктор Иванович Мураховский
- В самом деле, это просто капитальный ремонт с элементами модернизации. Возьмем, к примеру, силовую установку, просто сейчас нет возможности обеспечения тысячесильными двигателями В-92С2 в нужном объеме. Иначе придется закрывать экспорт, а эти двигатели идут в Индию, скоро пойдут снова в Алжир, другие страны.
 Чтобы челябинский завод смог бы удовлетворить все заявки, необходима модернизация. ЧТЗ попал в программу по модернизации ОПК, ее, кстати, должны подписать в феврале. Конечно, деньги придут еще позже. И, по моему мнению, понадобится не менее года, чтобы эту модернизацию завершить, и тогда мощности по производству современных моторов значительно вырастут.
 А пока возможности несколько ограничены. И поэтому, как я упомянул выше, в первую очередь удовлетворяются экспортные контракты.
 
- А сколько танков должны будут модернизировать? С этими цифрами тоже масса разночтений.
 - Давайте пока будем придерживаться данных о 170 машинах на 6 миллиардов рублей в течение трех лет. Да, это капремонт с минимальной модернизацией, самый новый компонент в танке - белорусский прицел. В планах есть вариант с установкой новой башни, типа той, что стоит на модернизированном Т-90С, который в прошлом году был впервые показан в Нижнем Тагиле, а также с частичной модернизацией силовой установки и трансмиссии. Такая модификация, естественно, значительно дороже. Но пока этот вариант не прошел государственные испытания.
 
- Насколько реально появление нового танка "Армата" в 2013 году?
 - Мне бы очень хотелось, чтобы так произошло. Машины-то "в железе" пока нет. Все на уровне подготовки РКД. Раньше было принято так: строят две машины, чтобы они прошли несколько тысяч километров, отстреляли несколько сотен выстрелов, выявляют недостатки, а затем уже на основе этих испытаний делают машину, которую доводят до стадии государственных испытаний.
 Пройти этот путь менее чем за 2 года очень трудно. Задачу, возможно, облегчит то, что на "Армате" будет использовано множество элементов, уже отработанных на танке Объект 195, и по темам "Прорыв", "Прорыв-2".
 Я думаю, что по общей компоновке, что называется "телеге", и по башне проблем быть не должно. Главный вопрос - по кооперации первого уровня, по основным системам танка. По вопросу с двигателем. Я уже говорил, что двигатель для 195-го был уже достаточно отработан, трансмиссия с гидрообъемной передачей тоже была доведена. Нужно было только поставить их в серию, так как все было на уровне десятка - полутора десятков изделий. И на предприятиях кооперации потребуется привлечение значительных средств на организацию этих производств.
 
Что касается системы управления огнем, она на 195-м по первоначальной задумке так и не была реализована. Красногорск не справился, не удалось реализовать радиочастотный канал в нужном качестве, в конце концов, от него вообще отказались. И поэтому в "Армате" по системе управления огнем нужно остановиться на том уровне, который был достигнут на модернизированном Т-90 с добавлением того, что было реализовано в Объекте 195 на хорошем уровне.
Читать полностью

Омское КБТМ готово к реализации программы глубокой модернизации танка Т-72

 ОМСК, 21 февраля. (АРМС-ТАСС). Омское КБТМ готово к реализации масштабной программы глубокой модернизации основного российского боевого танка Т-72. "Мы с нетерпением ждём начала поставки машин из войск. Производственные мощности и кадры к этой большой работе полностью готовы", - сообщил корр.ИТАР-ТАСС генеральный директор Конструкторского бюро транспортного машиностроения (КБТМ) Игорь Лобов.
На прошлой неделе на встрече с главой правительства Владимиром Путиным министр обороны Анатолий Сердюков и генеральный директор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко подтвердили, что корпорация уже имеет контракт на глубокую модернизацию 170 танков, но способна увеличить их общее число на 50 процентов. "Мы развернули вторую площадку в Омске - специально под глубокую модернизацию этой машины", - сообщил Сиенко.
Омское КБТМ, которое входит в состав НПК "Уралвагонзавод", сегодня владеет мощностями обанкротившегося в начале 2000-х годов завода "Омсктрансмаш" - производителя второго после Т-72 по численности в войсках основного боевого танка Т-80 и его различных модификаций, включая последние (Т-80У и Т-80УК). На момент прекращения производства Т-80 в армии находилось более 6,5 тыс таких боевых машин.
По словам Лобова, его предприятие ведёт плановый ремонт и техобслуживание Т-80 и готовится к продолжению этой работы на основании договоренностей с военными округами. "Работа над Т-72 начнётся параллельно, по мере поставки нам ремонтного фонда от Министерства обороны", - подчеркнул гендиректор.
Глубокая модернизации Т-72, пояснил он, предполагает полную разборку - "до винтика" - боевой машины, замену ее важнейших узлов на модернизированные. Предусмотрена установка нового дизельного двигателя ЧТЗ, современных оптических и электронных систем, систем управления огнём, связи, навигации, защиты от поражающих факторов противника. Модернизированный Т-72 по своим техническим и боевым характеристикам будет близок к танку Т-90.
По пути модернизации своих основных боевых сегодня движется не только Россия, но и Франция ("Леклерк"), США ("Абрамс"), ФРГ ("Леопард") и другие страны. При получении сопоставимых характеристик модернизация обходится в 2-2,5 раза дешевле производства нового танка.
15 февраля Сердюков сообщил, что Минобороны обсуждает с Уралвагонзаводом возможность увеличения объемов модернизации танка Т-72 и рассчитывает в 2013 году получить образец новой версии танка. "Мы достаточно детально сегодня обсуждали то, что касается глубокой модернизации танков Т-72. На сегодняшний день мы имеем контракт на 170 машин - это более 6 млрд руб. Он успешно выполняется, и мы договорились, что, вполне возможно, завод может открыть дополнительные мощности для того, чтобы увеличить существующие мощности глубокой модернизации существующего парка танков", - сказал глава Минобороны на состоявшейся в Москве встрече с Владимиром Путиным.