понедельник, 4 февраля 2013 г.

Анализ поставок Украиною бронетехники в 2005-2011гг.

   Разработка и производство тяжелой и легкой бронетехники в Украине проводится по замкнутому циклу. После завершения одного контракта в 1999 г. на поставку 320 танков Т-80УД в Пакистан, украинские танкостроители участвовали в тендерах на закупку и производство новых танков для Турции, Малайзии и Греции. Однако до 2011 г. попытки продать партии новых танков заканчивались почти безрезультатно.
   Впрочем, как указано в отчетах, размещенных на официальном сайте Государственной службы экспортного контроля Украины, наша страна активно экспортировала бронетехнику. Но большинство экспортируемых в этих годах танков было продано с запасов арсеналов, указывается в книге.
    Из 618 танков, проданных Украиной за период 2005-2011 гг., в 2005 г. было поставлено 62 танка (25 в Азербайджан, 21 в Алжир, 16 в Грузию); в 2006 г. - 38 (20 в Демократическую Республику Конго, 17 в Азербайджан и один в США); в 2007 г. – 151 (77 в Кению и 74 в Грузию); в 2008 г. – 34 (33 в Кению и один в Грузию); в 2010 г. – 216 (115 в Судан, 100 в Демократическую Республику Конго и один в США); в 2011 г. – 117 (72 в Эфиопию и 45 в Судан). В 2009 г. поставка танков не проводилась. При этом пик продаж пришелся на 2010 гг. (рис. 1)
Рис. 1


Наиболее активно Украина экспортировала танки Т-72 (в том числе и Т-72М1 и Т-72Б1). В частности, 78,8% всех проданных за 7 лет танков или 487 единиц составили именно танки Т-72. Так, в 2005 г. было продано 62 Т-72, в 2006 г. - 18, в 2007 г. - 151, в 2008 г. - 34, в 2010 г. - 110, в 2011 г. - 112. При этом в 2005, 2007 и 2008 гг. Т-72 был единственным экспортируемым типом танка. Кроме того, Украина продала 130 танков Т-55 (или 21% от всех проданных) и один Т-80БВ (0,2% всех переданных танков). Столь высокий уровень поставки танков Т-72 можно объяснить тем, что данный танк является одним из самых массовых основных боевых танков второго поколения в мире и хорошо зарекомендовавшим себя. Учитывая, что, по данным The Military Balance 2010, в Украине находилось 1032 ед. Т-72, а также возможности украинских танкостроительных и танкоремонтных предприятий по проведению ремонта и модернизации данных машин, поставка Т-72, при условии наличия платежеспособного покупателя, является наиболее вероятным вариантом экспорта танков. В тоже время, учитывая темпы списания странами-соседями Украины Т-72 и продвижения их на внешнем рынке, а также устаревание техники этот сегмент рынка является высоко конкурентным и стремительно сокращающимся.
Показательным является и региональное деление поставок украинских танков. В частности, основным покупателем танков за последние семь лет стали страны Африки. Пяти африканским странам было поставлено 78,2% всех переданных Украиной танков или 483 ед. (Алжиру – 21 в 2005 г., Конго 20 в 2006 г. и 100 в 2010 г., Кении 110 в 2007-2008 гг., Судану 160 в 2010-2011 гг., Эфиопии – 72 в 2011 г.). Вторым регионом с показателем в 133 танка или 21,5% стал рынок СНГ. Покупателями выступали Азербайджан (42 танка в 2005-2006 гг.) и Грузия (91 танк в 2005, 2007 и 2008 гг.). Два танка (0,3%), предположительно для изучения, было закуплено США.
Необходимо отметить, что в 2011 г. было заявлено о подписании двух крупных контрактов на поставку танков. В частности, в июне 2011 г. было объявлено о подписании контракта на поставку 200 модернизированных танков Т-72. По изначальной информации СМИ, контракт был заключен с министерством обороны Эфиопии общей стоимостью $100 млн. При этом данные Государственной службы экспортного контроля Украины подтверждают страну-импортера и косвенно – условия соглашения, опубликованные в СМИ. В частности, по данным газет «Сегодня» от 25 июля 2012 г., контракт предполагает, что часть танков поставляется в немодернизированном варианте Т-72Б1 с прохождением только капитального ремонта, а другая часть - с серьезной модернизацией по типу Т-72УА1. Данный вариант модернизации разработки Киевского ремонтно-механического завода включает замену двигателя В-84 на харьковский дизельный двигатель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. с сохранением вентиляторной системы охлаждения (также модернизируемой). Таким образом, учитывая наличие танков, необходимость проведения их модернизации, можно предположить, что в 2012-2013 гг. будут проведены поставки оставшихся 128 машин.
Вторым крупным контрактом стал заключенный 1 сентября 2011 г. ГК «Укрспецэкспорт» договор с ВС Таиланда на поставку 49 основных боевых танков «Оплот». Общая стоимость контракта, по данным иностранных СМИ, составляет $240 млн (7,2 млрд бат). Танки будут поставляться с 2013 г.
Таким образом, можно говорить, что по известным контрактам в ближайшее время Украиной будет передано еще 177 машин на общую сумму около $300 млн.
Как указывается в книге, Украина, кроме готовой продукции, также поставляла в указанный период комплектующие. Так, ГП «Завод им.Малышева» в 2009 г. поставило в Китай 62 моторно-трансмиссионных отделений (МТО), имело заказы от Пакистана на поставку запчастей для спецтехники более чем на $2,5 млн. А в 2012 г. было заявлено о достижении договоренности между ГП «Завод им. Малышева» и пакистанской Heavy Industries о поставке пакистанской стороне крупной партии украинских силовых установок с двигателем 6ТД-2 (1200 л.с.) для ОБТ Al-Khalid.
Более востребована на внешнем рынке, по сравнению с танками, легкая бронетехника. Однако количество производителей легкой бронетехники в мире возросло. Лишь на европейском рынке, включая Турцию как страну НАТО, представлено более 30 компаний из 19 стран, способных выпускать боевые бронированные машины различной сложности и комплектации. В таких условиях украинские спецэкспортеры и производители должны продвигать на экспорт действительно новую или существенно модернизированную легкую бронетехнику. Однако высокий спрос позволяет реализовать и гораздо менее конкурентные образцы.
За 2005-2011 гг. Украина смогла продать 776 единиц бронетехники, из которых 38 было экспортировано в 2005 г. (22 - в Грузию, 12 - в Уганду, по два - в Азербайджан и Казахстан); 83 – в 2006 г. (50 - в Ирак, 20 - в Конго, 10 - в Нигерию и 3 - в Азербайджан); 188 – в 2007 г. (110 - в Ирак, 30 - в Нигерию, 29 - в Азербайджан, 10 - в Мьянму, 6 - в Грузию и три - в США); 165 – в 2008 г. (88 - в Чад, 40 - в Грузию, 32 - в Азербайджан, 4 - в Ирак и один - в США); 121 – в 2009 г. (43 - в Чад, 29 - в Азербайджан, 26 - в Ирак, 16 - в Мьянму, 5 - в Грузию и два - в США); 90 – в 2010 г. (71 - в Азербайджан, 14 - в Таиланд, 3 - в Чад и два - в Судан) и 91 – в 2011 г. (34 - в Судан, по 24 - в Ирак и Таиланд, 5 - в США и 4 - в Эфиопию) (рис. 2).
Рис. 2

Наиболее активно Украина продавала БМП-1. В частности, в 2005-2011 гг. было экспортировано 285 машин или 36,7% (2 - в 2005 г., 20 - в 2006 г., 110 - в 2007 г., 95 - в 2008 г., 39 - в 2009 г., 3 - в 2010 г. и 16 - в 2011 г.). Вторым наиболее популярным образцом бронетехники, экспортируемым в данный период, был БТР-70 (поставлено 180 ед. или 23,2%). При этом 18 БТР-70 было поставлено в 2007 г., 57 – в 2008 г., 34 – в 2009 г., 71 – в 2010 г. Третье место занимает БРЕМ (в том числе, БРЕМ-1У), которых было продано 61 шт. или 7,9% (31 - в 2006 г., 4 в 2008 г. и 26 - в 2009 г.), четвертое - БТР-3Е с показателем в 60 ед. или 7,7% всех проданных машин(их было продано 2 в 2005 г., 7 в 2007 г., 8 в 2008, 5 в 2009 г., 14 в 2010 г. и 24 в 2011 г.). Далее по «популярности» следуют: БТР-3 (в том числе БТР-3У, -ЗУН, -3УК, -3УР), которых было поставлено 53 ед. или 6,8%; БМП-2 (27 или 3,5%), МТ-ЛБМш (26 или 3,4%), БТР-4 (-4К) (24 или 3,1%), БРДМ (23 или 3%), БТР-80 (18), БТС-5Б (17) и БМП-3 (2) (рис. 3).
Рис. 3
Основным рынком сбыта бронетехники для Украины был рынок Африки. Странам Африки было поставлено 246 ед. техники или 31,7% всех экспортируемых машин (134 Чаду, 40 Нигерии, 36 Судану, 20 Конго, 12 Уганде, 4 Эфиопии). На втором – рынок СНГ, куда было направлено 241 ед. или 31,1% (166 Азербайджану, 73 Грузии, 2 Казахстану); на третьем – рынок Ближнего Востока (214 ед. или 27,6%, все в Ирак), на четвертом – рынок Азии (64 ед. или 8,2%: 38 в Таиланд и 26 в Мьянму). При этом 11 машин было поставлено в США (рис. 4).
Рис. 4
Самым крупным контрактом последних лет можно считать контракт с Ираком объемом более $550 млн. В рамках контракта в течение 3-3,5 лет Украина должна поставить более 400 единиц бронетехники, в частности БТР-4. А в 2011 г. было заявлено о подписании второго крупного контракта с Таиландом на поставку БТР-3Е. При этом в июле 2012 г. газета «Сегодня» заявила, что партия из 48 БТР-3Е1 по контракту на поставку 233 машины за $270 млн уже готова к отправке.
Украинские предприятия заключали договора и на модернизацию БТР. В 2009 г. ГП «Завод им. Малышева» заключил контракт с Египтом на модернизацию и ремонт 200 гусеничных бронетранспортёров ОТ-62 «Топаз» (аналог БТР-50 чешско-польского производства).
ОАО «Азовмаш», подключенный к программе создания отечественных БТР как производитель корпусов, выполнял и самостоятельные поставки автотопливозаправщиков для аэродромов РФ и Казахстана. Также можно отметить работу ОАО «Днепрошина», производящего шины для БТР-3Е1, и АО «Росава», которое активно экспортирует свою продукцию для силовых и оборонных ведомств ряда стран. Первое предприятие – «Днепрошина» - еще в 2008 г. работало с Matador по выпуску грузовых шин для ОПК стран НАТО. АО «Росава» только в 2011 г. выиграло три международных контракта: тендер МВД Румынии на $550 тыс., тендер МО Турции на $650 тыс., тендер Министерства обороны Сирии на €230 тыс.
Интерес также представляют контракты на поставку комплектующих. Так ГХВП "Спецтехноэкспорт" и Индийская организация оборонных исследований и разработок (DRDO) подписали в феврале 2011 г. контракт на поставку индийской стороне пробной партии украинских двухтактных композитных двигателей 3ТД-2 для индийской бронетехники, что в дальнейшем может способствовать участию Украины в крупных проектах по модернизации техники в интересах Индии.
Интересным можно также считать соглашение с Казахстаном о совместном производстве 100 бронетранспортеров (БТР) украинской разработки на сумму около $150 млн. Учитывая тот фак, что Казахстан активно реализует совместные проекты с целым рядом стран, такой подход дает возможность Украине наравне с другими участниками активно бороться за данный рынок.
Что касается отечественной автомобильной техники, то этот сегмент практически полностью покрывает продукция ХК «АвтоКрАЗ». Машины «АвтоКрАЗа» успешно экспортируются в многие страны мира как самостоятельно, так и как платформы для различных экспортируемых Украиной систем (в том числе - РЛС). Компания традиционно успешно выступает на внешнем рынке. В 2009 г. ХК поставила 272 машины. Из них 12 тягачей КрАЗ-644317 Минобороны Египта, 5 Вьетнаму, 15 КрАЗ-6322 полиции Индонезии, 86 машин в Казахстан; 49 в Узбекистан; 61 в Туркменистан. При усредненной стоимости $60-90 тыс., получаем также значимую сумму в районе $16-24,5 млн только за 2009 г. При этом в 2005-2011 гг. география поставок данной компании была очень широкой, начиная от РФ и Польши и заканчивая Нигерией и Экваториальной Гвинеей.
С полным текстом исследования по поставкам Украиной вооружений и военной техники, а также проведением модернизации различных видов ВВТ можно ознакомиться в книге «Синдикат: оружейный бизнес.ua».

воскресенье, 3 февраля 2013 г.

MENG-MODEL: новинки в Нюрнберге

       Когда-то давным давно, я был неплохим моделистом. Собирал модели, участвовал с ними в конкурсах и даже занимал призовые места. Был увлечен, одним словом... Однако как это часто бывает, с течением внешних обстоятельств (семья, работа, и прочие "прелести" жизни) этот интерес постепенно начал угасать. Более того, он  трансформировался в нечто иное. Но вот, в один прекрасный день я получил коробку с пластиком от молодой китайской фирмы "MENG-Model", потом еще одну. И знаете что? Ощущения и чувства... Появилось желание тотчас вновь взяться за инструмент и приняться за сборку. Как бы это поточнее и еще более эмоциональнее выразить... ну наверное, это как у импотента вдруг все встало и заработало. Наверное где-то так. Я начинал еще с "НОВО", с заказов через советский посылторг моделей (скорее игрушек) "Огонька". Я помню тот благоговейный трепет перед первым импортным пластиком. Приходилось работать и с эпоксидной смолой, которую кололо или крючило винтом, с "вакухами", с жутчайшим ЛНД. А потом пошла "Хася", "Тамия" - в общем давно считал что ничем меня не удивишь, но вот "Менгам" это удалось. Казалось бы, очередная китайская фирмочка, коих щас расплодилось великое множество. Но, вот, взять к примеру "Трумпетер" - тут и интересные прототипы, и на литниках вроде все красиво выглядит. Но все не то. Или собираемость не в дугу, а чаще всего - откровенные косяки с копийностью. В погоне за ассортиментом, гонят откровенную туфту.  С каким нетерпением моделисты ждали нормальную "шестьдесятдвойку" и что в итоге? Одно разочарование! А вот подход "Менгов" совсем иной, сразу скажу что нравится мне их подход к делу, их претензии на качество и точность. 
К примеру их "Меркава", точнее теперь уже две, ибо уже показана вторая. В след за ранней 3D, вышла "колесница" варианта 3BAZ, да еще с минным тралом. Я не спец по "Меркавам", но мне очень нравится эстетика израильской бронетехники. Мимо не могу пройти. По мне так это сейчас лучшие модели "колесниц". Да, знаю что в И-нете есть отзывы с придирками. Но, честно сказать, кто бы что не говорил, я доверюсь тут только эксперту. А Михаэль Масс, консультировавший "Менг" по "Меркавам" - это действительно эксперт. Или еще один интересный эпизод, от осени прошлого года - презентация французского танка AMX-30 на выставке IPMS в Британии. "Менги" закатили в ангар реальный танчег, рядом поставили стол, разложили на нем отливки и пару собранных моделей - пожалуйста, сравнивайте! 
    В эти дни, конца января-начала февраля, в германском Нюрнберге идет одна из самых крупнейших выставок игрушек и моделей, в частности. "Менги" присутствуют и здесь. Нет, загнать в павильон CAT D9R им никто в Нюрнберге не дал, но вот повесить здоровенный баннер и громко заявить, что "мы сделали этого монстра" - это у них получилось. Вот уж не ожидал, что кто-то в пластике, да еще так качественно и точно будет делать легендарный "Катерпиллер". 
Уже хачууу! Еще раз получил наслаждение любуясь "потрохами" самоходной гаубицы AUF1. С моделью этой гаубицы произошла любопытная история, кроме всего прочего, ярко иллюстрирующая тщательность работы "Менга". Дело в том, что у меня с "Менгом" есть кое какие рабочие контакты, и мы договорились, что на условиях конфиденциальности они будут информировать меня о скором выходе новинок. И вот, в очередном письме, вижу боксарт на французскую самоходку. Помнится AMX-30 и AUF1 когда-то делал "Эллер", но достать эти модели в России было проблематично, да и качество их давно уже не соответствует требованиям избалованных "моделяк". 
И вот "Менг" показывает коробку. Но очень вскоре приходит письмо с извинениями и другой рисунок. Не понимая в чем прикол, задаю вопрос - чем собственно эти два рисунка отличаются? Оказывается, в первом варианте на борту красовалась аббревиатура причастности прототипа к миротворческим силам IFOR, а в коробке, как мне пояснили, более ранний образец, который в этой операции не участвовал - гусеница у него немного иная, поэтому надпись пришлось "смывать". Всем все ясно? Объяснять ничего дополнительно не надо? :) 
Восторги относительно моделей "Менга", впрочем, разделяю не только я. Авторитетный журнал "ModellFan" вполне заслуженно присвоил парочке моделей "Менга" статус "Модель 2013 года", а просто так такие медальки не раздаются! 
Ну а теперь, о том, ради чего собственно начал писать это сообщение - в Нюрнберге "Менг" заявил о своей первой модели российской бронетехники. Ей стала модель бронеавтомобиля ГАЗ-233014 "Тигр". 
Это СУПЕЕЕР! (Простите за эмоциональность.) По слухам, при разработке "Тигра"  использовалась родная "газовская" чертежная документация, оригинальные 3D-модели. Думаю, каких-нибудь "блох" дотошные моделисты все равно смогут поймать, ведь технологически невозможно просто так взять и тупо уменьшить в 35 раз прототип, но в целом, это будет очередной маленький шедеврик! И это только начало серии моделей российской БТТ - знаю что очень скоро "Менг" нас порадует еще большей "вкуснятиной". Вообще, в планах "Менга" российской и советской бронетехнике отведена серьезная роль. Будем надеяться что все они успешно осуществятся. Пожелаем в том "Менг-моделс" удачи!

Обо всех новинках и просто моделях "Менг-моделс"  вы можете оперативно узнавать на их официальном сайте. Правда, есть один нюанс - антивирус Касперского иногда ругается на фишинговые ссылки с него. На самом деле, там все хорошо - проблем нет никаких - есть небольшие технические недочеты, которые веб-мастера "Менга" устраняют. Так что не пугайтесь.

"Страсти-мордасти..."

В "Укрспецэкспорте" не удивлены вниманием ряда российских блогеров к ходу выполнения Украиной иракского контракта - источник

В госкомпании "Укрспецэкспорт" не удивлены повышенным вниманием отдельных российских блогеров к ходу выполнения Украиной масштабного контракта на поставку в Ирак новой украинской бронетехники, сообщил агентству "Интерфакс-Украина" источник в госкомпании.
"Учитывая, что блогосфера, по мнению многочисленных экспертов, является передовой составляющей современного информационного пространства, следует не удивляться, а приветствовать внимание тех блогеров, в данном случае российских, которые с повышенным вниманием отслеживают такую малоинтересную для широкой интернет-аудитории проблематику, как ход реализации контракта на поставку военной техники зарубежному заказчику", - сказал он.
Касаясь хода выполнения иракского контракта, собеседник агентства сказал: "могу лишь подтвердить озвученную ранее иракской стороной информацию: военно-техническое сотрудничество между Украиной и Ираком развивается, проблемные вопросы в выполнении контракта сторонами сняты".
Как сообщалось, в 2009 году Украина заключила масштабный контракт объемом свыше $550 млн на поставку военной техники, и в частности, 6-ти многоцелевых Ан-32 и 420 ед. БТР-4, в Ирак.
Поставка авиатехники заказчику завершена в 2012 году. Первая партия БТР-4 в составе 26 ед. поставлена в Ирак весной 2011 года, вторая партия – в составе 62 ед. - осенью 2012 года. Поставка третьей партии украинской бронетехники иракскому заказчику ожидается в ближайшее время.
Как сообщил ранее агентству посол Ирака в Украине Шорш Халид Саид, Багдад и Киев готовят к подписанию межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Украиной и Ираком.
"Между странами ожидается подписание соглашения о военно-техническом сотрудничестве, которое даст импульс развитию наших отношений", - отметил посол.
"Что касается контракта по поставкам БТР-4, а именно возникших в процессе его выполнения ряда проблемных вопросов, то их удалось урегулировать в результате многочисленных сложных переговоров и встреч между представителями министерства обороны Ирака и ГК "Укрспецэкспорт", - сообщил он.
В четверг в украинских СМИ со ссылкой на российский блог появилась информация, о том, что якобы в связи с недовольством иракскими военными техническими и эксплуатационными характеристиками украинских БТР-4, Минобороны Ирака рассматривает возможность аннулирования заключенного в 2009 году оружейного контракта с Украиной.

Gur Khan: речь идет  о статье о возможном скором разрыве контракта на БТРы с Ираком в блоге bmpd.  Однако, вышеприведенный материал информагенства "Интерфакс" - никаких официальных опровержений на сайте "Укрспецэкспорта" нет, причем, как видно из текста, прямых опровержений ни сам "Интерфакс", ни его "источник в "Укрспецэкспорте" не делают - все очень обтекаемо и завуалировано. И в то же время "в замке у шефа": 

Ирак намерен отказаться от украинского оружия в пользу российского или южнокорейского

Министерство обороны Ирака рассматривает возможность аннулирования контракта 2009 года на закупку 420 украинских колесных бронетранспортеров БТР-4, сообщают источники, близкие к правительству Ирака и минобороны Украины, отметила 1 февраля курдская газета Rudaw.
По имеющейся информации, иракские военные проявляют недовольство некоторыми техническими и эксплуатационными характеристиками БТР-4, качеством их изготовления, а также хроническими срывами с украинской стороны сроков поставок. Кроме того, видимо, в данном деле имеется и политический аспект.
"Контракты от сентября 2009 года на закупку на Украине 420 БТР-4 (стоимостью $457,5 млн) и шести военно-транспортных самолетов Ан-32Б (стоимостью $95 млн) были фактически навязаны правительству Ирака со стороны США и представляли собой своего рода "отступное" Украине со стороны американцев в качестве компенсации за поддержку Киевом кампании США в Ираке", - говорится в сообщении в блоге BMPD.
Еще в сентябре 2007 года Пентагон опубликовал извещение о предстоящей продаже Ираку 336 украинских бронетранспортеров БТР-3Е1 через механизм американских межправительственных поставок по линии FMS. Однако в итоге Ирак был вынужден заключить контракт на приобретение в Украине более новых БТР-4, став их стартовым заказчиком. По условиям контракта, все 420 машин БТР-4 должны были быть поставлены к марту 2012 года.
Однако производство БТР-4 сталкивается на харьковском ГП "Завод имени В. А. Малышева" с серьезными трудностями, до настоящего времени Ирак получил лишь 88 бронетранспортеров из 420 заказанных (26 были отгружены в апреле 2011 года, 62 - в октябре 2012 года), имеется изобилие рекламаций на них.
Информации о получении очередного аккредитива от Ирака за полученную в октябре 2012 года технику пока не поступало. До конца 2012 года планировалась поставка Ираку третьей партии БТР-4 в составе 94 единиц. Однако этого так и не произошло, машины этой партии до сих пор находятся в стадии изготовления.
Более того, согласно украинским источникам, осенью 2012 года Министерство обороны Ирака, ссылаясь на истечение срока действия контракта 2009 года и меморандумов к нему, инициировало переговоры с Южной Корей и Россией о возможности поставок аналогичной техники.
Неясными остаются перспективы БТР-4 и в Вооруженных силах Украины. Принятое решение о закупке 10 бронетранспортеров в экспортной конфигурации БТР-4Е и о формальном принятии этой машины на вооружение ВСУ носило откровенно политический характер и должно было главным образом способствовать продвижению этой машины за рубеж как якобы эксплуатируемой и в стране-изготовителе. При этом, хотя поставка 10 указанных БТР-4Е в ВСУ должна была быть осуществлена уже в 2012 году, до настоящего времени она не произведена.
Это статья ИА REGNUM, со ссылкой на курдскую газету, правда на сайте Rudaw первоисточник не находится, но как говориться, "дыма без огня не бывает". В любом случае мы наблюдаем нешуточные страсти вокруг украино-иракского контракта, жалкие попытки его спасения украинской стороной. Надеюсь, что это история послужит уроком для тех кто вдруг еще захочет иметь дело с Украиной. Украина крайне ненадежный партнер в сфере ВТС и она практически утратила все возможности по производству бронетанковой техники. Все что ей пока удается - это "перепиливать" технику, бывшую в употреблении, запасы которой, в прочем, так же конечны.

пятница, 1 февраля 2013 г.

В сентябре на выставке в Нижнем Тагиле...

В сентябре на выставке в Нижнем Тагиле ОАО «КБП», входящее в холдинг ОАО «НПО «Высокоточные комплексы», должно представить образцы новых комплексов вооружения бронетанковой техники.
Новые опытно-конструкторские работы по созданию перспективных комплексов вооружения для бронетанковой техники были открыты в 2011 году, что стало продолжением предлагаемой КБП концепции для перевооружения российской армии. В конце 2012 года КБП с соисполнителями завершило этап разработки рабочей конструкторской документации и в настоящее время работы выходят на следующую стадию – изготовление образцов для предварительных испытаний. Данным работам уделяется пристальное внимание со стороны департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению гособоронзаказа и управления военных представительств МО РФ.
23 января в КБП было проведено совещание по вопросу «Текущее состояние и дальнейшее выполнение опытно-конструкторских работ по темам «Бумеранг», «Курганец» и «Армата». На встрече присутствовали представители разных организаций, являющихся смежниками по данному направлению работ, в том числе постоянные соисполнители КБП. Важность совещания подчеркнуло присутствие представителей от Министерства обороны РФ.
Главный конструктор по направлению – начальник отделения 12 Л. М. Швец рассказал о ходе работ: «Президент РФ В. В. Путин, говорил о том, что на выставке в Нижнем Тагиле он хотел бы увидеть эти новые машины. Нам придется интенсивно потрудиться, чтобы изготовить три новых модуля. Сроки готовности работы потребовали от соисполнителей жёстких сроков выполнения поставок комплектующих. В марте-апреле они должны поставить в КБП соответствующую материальную часть. Боевые модули должны быть изготовлены, собраны, настроены и сданы стрельбой в тире в середине лета.
По результатам разработки РКД мы создали единый боевой модуль, который устанавливается на три платформы: колёсную, среднегусеничную и тяжёлую. Наличие единого модуля значительно облегчит его производство, эксплуатацию и обучение экипажа - это общее мнение и заказчика, и головных исполнителей. В этот модуль установлена совершенно новая система управления огнем с обеспечением автоматической боевой работы с различным видом вооружения. Комплекс вооружения по боевому потенциалу превышает все зарубежные БМП, в том числе Пуму и Бредли. И в России, естественно, наша система будет лучшей.
Все смежники, присутствовавшие на совещании, были удовлетворенны оперативной и насыщенной работой. Они благодарили КБП за то, что имеют возможность участвовать в большой и важной работе, подчеркнув, что считают за честь работать с коллективом КБП».

Gur Khan: что касается "Арматы", то поясню, в данном случае речь о ТБМП на данной платформе.

Танк Т-34 возглавит парад в честь 70-летия победы в Сталинградской битве

Легендарный участник Великой Отечественной войны — танк Т-34 — через два дня возглавит торжественный парад в честь семидесятилетия победы в Сталинградской битве.
 Слава героям Сталинграда!
Вернем городу на Волге его героическое имя. 
Заходим на портал Демократор.ру, регистрируемся и голосуем!

Я проголосовал ЗА
СТАЛИНГРАД,
а ТЫ?

"Тракторные заводы" выполнили гособоронзаказ-2012

 Предприятия машиностроительного концерна "Тракторные заводы", выпускающие технику военного назначения, в полном объеме и в оговоренные контрактами сроки выполнили свои обязательства по гособоронзаказу 2012 года.
 Как сообщает департамент стратегических коммуникаций ККУ "Концерн "Тракторные заводы", оборонный заказ осуществлялся по 3 основным направлениям:
 
  • поставка продукции военного назначения,
  • модернизация боевых машин десанта,
  • разработка перспективной боевой техники.
 В 2012 году ОАО "НИИ Стали", головное предприятие России по материалам и конструкциям защиты вооружения и военной техники, выполнило относительно небольшой заказ на производство бронежилетов и титановых шлемов для Федеральной службы безопасности, в качестве соисполнителя участвовало в реализации заказа Министерства обороны РФ по поставке в войска бронежилетов и полимерных шлемов.
 В отличие от прошлых лет в 2012-м для НИИ Стали значительно увеличился объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), исполняемых в рамках ГОЗ. Так, научно-исследовательский институт участвовал в качестве соисполнителя и успешно завершил целый ряд НИОКР по разработке защиты для перспективных образцов вооружения и военной техники, в том числе платформ для тяжелых, средних и легких боевых машин, таких как «Армата», «Курганец», «Бумеранг», «Тайфун», «Платформа» и др. Здесь НИИ Стали выступило как головное предприятие по разработке защиты практически всей линейки сухопутной военной техники, начиная от танков и кончая специальными высокозащищенными автомобилями.
 На 2013 год уже заключен контракт с МО РФ на производство и поставку значительной партии бронежилетов. НИИ Стали в настоящее время формирует систему оптимальной кооперации, планируя привлечь к работам в том числе и ряд предприятий Концерна.
 Волгоградская машиностроительная компания "ВгТЗ" в рамках ГОЗ-а-2012 осуществляла капитальный ремонт с модернизацией боевой машины десанта БМД-1 с приведением к виду БМД-2. Официальный документ между заводом и Министерством обороны РФ был заключен 3 мая 2012 года, поэтому вместо года, предусмотренного на исполнение договорных обязательств, оставалось 6,5 месяцев. Кроме того, серьезные трудности возникли с поставками комплектующих предприятиями-соисполнителями. Тем не менее, ВгТЗ обеспечил своевременное выполнение госконтракта.
 В рамках ГОЗ-2013 ООО "ВМК "ВгТЗ" намерено принять участие в электронных торгах на капитальный ремонт с модернизацией боевой машины десанта БМД-1 с приведением к виду БМД-2 для нужд МО РФ. Планируемые объемы контракта несколько выше, чем в 2012 году.
 Взятые на себя обязательства по выпуску самоходных гусеничных шасси (СГШ) для зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300В4 Липецкий завод гусеничных тягачей выполнил полностью, отгрузив все изделия в утвержденные сроки. Надо отметить, что предприятие в данном случае выступает как соисполнитель трехгодичного госконтракта, и поставляет свою продукцию на специализированные машиностроительные заводы в Екатеринбург и Йошкар-Олу. В 2013 году объемы поставок СГШ, согласно условиям государственного заказа, увеличатся в разы.
 Коллективом ОАО "СКБМ" активно ведется разработка перспективной боевой гусеничной машины и машин обеспечения на ее базе в рамках опытно-конструкторских работ "Курганец-25". Эта работа началась в 2011 году и продолжится в текущем. Опытные образцы изделия планируется изготовить уже весной этого года, после чего начнутся их предварительные испытания.

АСУ для буксируемых орудий


АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БУКСИРУЕМЫХ ОРУДИЙ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЫ С ЗАКРЫТЫХ ОГНЕВЫХ ПОЗИЦИЙ

Л.Н. Вельский, В.И. Наседкин, Л.H. Шалимов, Г.В. Шестаков

ФГУП «НПО автоматики им. академика Н.А. Семихатова», Екатеринбург
ФГУП «Завод № 9», Екатеринбург

 "Материалы научно-технической конференции "Проектирование систем и измерительных комплексов" 9 июля 2004г. НТИ УГТУ-УПИ". Нижний Тагил, 2004г.,С.16-24

 В настоящее время наиболее распространенным видом боевых действий являются локальные вооруженные конфликты, с противостоянием террористических бандформирований и мобильных оперативно-тактических единиц внутренних войск, милиции или Вооруженных сил.
  По результатам анализа накопленного опыта специалистами делаются выводы, что в основу действий войск по разгрому бандформирований должен быть положен принцип дальнего огневого поражения с последующим завершением разгрома действиями сухопутных группировок. При этом доминирующая роль отводится ракетным войскам и артиллерии.
  Состав внешних и внутренних факторов, определяющих эффективность применения артиллерии, представлен на рис. 1. 
Для достижения требуемой эффективности дальнего огневого поражения в этих условиях необходимо оперативно и точно определить координаты цели и обеспечить открытие огня на поражение через 2...3 минуты после получения целеуказания, в том числе по цели, не наблюдаемой с огневой позиции. При этом стрельба должна выполняться с ходу, с неподготовленных, в геодезическом отношении, огневых позиций. Кроме того, в случаях активного противодействия противника может возникнуть необходимость оперативно сменить огневую позицию, т.е. выполнять боевую задачу в режиме «кочующего орудия». Для создания в этих условиях быстродействующего замкнутого контура управления артиллерийским огнем с закрытых огневых позиций (рис. 2) расчет установок для стрельбы должны проводиться непосредственно на огневой позиции. В качестве огневого средства в локальных конфликтах вполне могут применяться буксируемые орудия, как более легкие и дешевые, чем самоходные артиллерийские орудия (САО), и имеющиеся на вооружении в большом количестве. И особенно важно применение в этих условиях буксируемых штурмовых орудий большого калибра, способных поражать одиночные цели 1...2 выстрелами.
   Автоматизированная система управления огнем буксируемого орудия (АСУ-БО) была разработана НПОА в кооперации со смежными предприятиями Уральского региона, действующие макеты этой системы были представлены на выставках В и ВТ в г. Н. Тагил в 1999, 2000 и 2002 годах.
Демонстрация работы элементов системы АСУ-БО на выставке "REA-2000" в г.Нижнем Тагиле
    В 2000 году была продемонстрирована работа замкнутого боевого контура управления огнем буксируемого орудия - гаубицы Д-30А с АСУ БО «ОСА» с марша, по вновь обнаруженной цели, с неподготовленной огневой позиции.
   При этом АСУ БО решала следующие задачи:
 1.Определение по НИСЗ систем «Глонасс» и «Navstar» координат орудия на марше и на огневой позиции (ОП).
2.Расчет установок для стрельбы с определением и учетом местных метеоусловий, баллистических и технических поправок.
3.Наведение орудия на цель по рассчитанным установкам.
4.Ввод корректур в установки для стрельбы по результатам полученных отклонений от цели.

Согласно разработанным Техническим предложениям в состав АСУБО входят (рис. 2) следующие приборы, объединенные пультом управления буксируемого орудия (ПУБО):

1.Система спутниковой навигации
В макете была использована плата приемника, ранее разработанная ОАО «Ижевским радиозаводом» по ТЗ НПОА для БАСУ БРПЛ.

2.Баллистический вычислитель

В АСУ БО может быть применен разрешенный для использования в артиллерии вычислитель серии «Багет». В макетах АСУ БО использовались покупные платы с расширителем портов.

3.Малогабаритная метеостанция
Предлагается создать специальные метеозонды, измеряющие величины радиальной скорости и координат НИСЗ систем «Глонасс» и «Navstar» и транслирующие их на приемники таких сигналов и показаний метеодатчиков в АСУБО. Запуск таких метеозондов может производиться выстрелом штатным орудием снаряда типа агитационного с последующим спуском метеозонда на парашюте.
На демонстрации использовались данные метеостанции «Улыбка» или радиолокационного комплекса «Бриз».

4.Гирокомпас и оптический пеленгатор

Предлагается применить волоконнооптический гироскоп разработки НПОА или курсоуказатель по НИСЗ типа МРК-11 разработки Красноярского НИИ РТ.
В макете использовался механический гирокурсоуказатель ГКУ-2 и связанный с ним оптический пеленгатор.
Для наведения орудия АСУ БО имеет с БО оптическую связь «панорама орудия -пеленгатор АСУ БО». Размещается вся аппаратура АСУ БО в закрытом кузове тягача каждого БО или головного БО во взводе (батарее)1.

1 В настоящее время кооперацией рассматривается вариант размещения гироскопической системы непосредственно на орудии. Однако замена внешнего ориентира (точки наводки) на внутренний (шкалы гиросистемы и связанной с ней шкалы вычислителя) могут привести к существенному искажению ориентации орудия при выполнении стрельбы, так как при ударном воздействии в процессе выстрела будут искажены показания гиросистемы и введены соответствующие им ложные поправки в ориентацию ствола орудия. После решения этой проблемы такой вариант размещения гироскопа может быть применён на БО с введением в его состав автоматических или автоматизированных приводов по азимуту и возвышению


  Для управления операциями по подготовке и выполнению стрельбы на огневой позиции используется аппаратура локальной радиосвязи, связь командира орудия (взвода, батареи) с вышестоящим артиллерийским командиром или командиром тактического звена ВВ, в том числе для получения координат, типа целей и команды на ведение огня, реализуется по кодированной линии связи.
  Такой порядок управления огнем артиллерии при дальнем огневом поражении, основанный на решении задач обеспечения стрельбы непосредственно на огневом средстве, позволит:
—исключить передачу через эфир координат огневой позиции и установок для стрельбы;
—повысить оперативность и точность ведения огня с ходу, на неподготовленных позициях и по внезапным целям, ненаблюдаемым с ОП;
—вести управление огнем приданного орудия (взвода, батареи) непосредственно командиру тактического звена ВВ, при отсутствии на КНП артиллерийского командира.
  Аппаратурой АСУ БО может оборудоваться каждое БО или головное во взводе или батарее. Наличие АСУ БО в тягаче каждого орудия повысит живучесть данной артиллерийской группировки, так как позволяет рассредоточить орудия на марше и на огневой позиции. На марше каждое орудие постоянно контролирует свое положение относительно планового маршрута. На огневой позиции не требуется прямой оптической связи орудий между собой и поэтому возможно рассредоточить орудия с использованием естественных укрытий.
  Кроме того, повышению живучести будет способствовать возможность оперативной смены огневой позиции каждым орудием последовательно, в организованном порядке внутри артиллерийского подразделения, без полного прекращения огня в процессе дальнего огневого поражения и сохранением ранее полученных результатов пристрелки.
  Внедрение АСУ БО не требует какой-либо конструктивной доработки существующих буксируемых орудий, методы работы боевого расчета орудия аналогичны принятым в настоящее время, в частности, наведение орудия по азимуту в основное направление или на цель с использованием оптического пеленгатора АСУ БО соответствует способу наведения орудия с использованием буссоли, при этой операции тягач с АСУ БО должен находиться вблизи (20.. .30 м) от орудия.
   В закрытом фургоне тягача орудия предусматривается наличие трех отсеков:
—командирский, с аппаратурой АСУ БО и зоной ее обслуживания общей площадью 1,5...2 м2;
—жилой, с системой жизнеобеспечения для размещения на марше и отдыха боевого расчета с личным оружием;
—грузовой, для перевозки возимого боекомплекта.
   Размещение АСУ БО в закрытом фургоне тягача обеспечивает комфортные условия для работы приборов по температуре и механическим нагрузкам, по сравнению с компоновкой их на орудии, и отсутствие необходимости дорабатывать большой парк буксируемых орудий. Аппаратура АСУ БО в данном варианте размещения универсальна для БО любого калибра, специфика БО может учитываться только сменой числового материала в вычислителе и использованием его по признаку, вводимому с клавиатуры.
   Система жизнеобеспечения жилого отсека включает в себя, в частности, обогреватель и кондиционер. Для защиты от стрелкового оружия фургон тягача может быть защищен легкой броней.
   В грузовом отсеке штатного тягача типа «Урал» размещается возимый боекомплект БО, что позволяет использовать комплекс «БО - тягач - АСУ БО» в режиме «кочующего» орудия.
   Определенный интерес может представлять также десантируемый комплекс в составе БО и АСУ БО, размещаемой в отдельном контейнере, исходя из того, что суммарный вес АСУ БО с аккумуляторами и мотор-генератором мощностью 1 КВт не превышает 80 кг.
  По мнению авторов, внедрение АСУ БО превращает БО в автоматизированный артиллерийский комплекс в составе «БО - тягач - АСУ БО», повышает эффективность применения имеющихся и вновь создаваемых БО, давая им новые качества, реализация которых возможна при капитальном ремонте БО.
Демонстрация штурмового орудия М-392 и модернизированной гаубицы Д-30А на выставке "REA-2004"
    Предлагаемый состав АСУ БО имеет большой потенциал для дальнейшего совершенствования АСУ БО, направленного на существенное повышение точности стрельбы, для сокращения расхода снарядов и времени на поражение цели, и разработку системы блокировок неправильных действий операторов и отбраковки ошибочной информации в контуре управления огнем буксируемых орудий для выполнения требований по ограничениям на ведение боевых действий и снижению потерь.
  Таким образом, применение АСУ БО в составе буксируемого артиллерийского комплекса обеспечивает его автономность в обеспечении стрельбы, повышает эффективность дальнего огневого поражения противника в локальных вооруженных конфликтах, а при определенных конструктивных доработках АСУ БО - в штурмовых и десантных операциях.
   Использование таких автоматизированных артиллерийских комплексов при ведении широкомасштабных боевых действий освобождает верхние уровни управления огнем от рутинных задач обеспечения стрельбы для создания командирам дополнительного резерва времени в решении задач целеуказания и целераспределения.
  Оборудование тягачей БО закрытым фургоном, кроме размещения АСУ БО, улучшает условия обитания для боевого расчета в виде крыши над головой, обогревателя, кондиционера, защиты от поражающих факторов в виде легкой брони и практически герметического кузова с фильтровентиляционной установкой.
  Таким образом, внедрение АСУ БО приближает эффективность БО в составе буксируемого артиллерийского комплекса (БАРК) к эффективности САО.
  При этом, если допустить, что стоимость АСУ БО составляет половину стоимости БО, а известно, что стоимость САО на порядок выше стоимости БО, то значит внедрением АСУ БО мы достигаем за счет модернизации эффективности БО, близкой к эффективности САО, но при наличии уже готовых БО с себестоимостью в 20 раз меньшей, чем изготовление новых САО.
  Внедрение и продажа АСУ БО в представленном виде может дать техническую возможность и финансовые средства для дальнейшей модернизации этой АСУ БО для существенного повышения точности стрельбы обычными снарядами, а после решения и этой задачи - к созданию артиллерийских высокоточных боеприпасов для поражения точечных целей.
  Характеристики штурмового буксируемого артиллерийского комплекса на основе создаваемого ФГУП «Заводом № 9» штурмового орудия представлены в таблице 1.
 Состав предприятий - потенциальных соисполнителей подсистем АСУ БО и степень готовности их к этой разработке приведены в таблице 2.
   Анализ состояния дел показывает возможность создания комплекса БАРК, в основном силами   предприятий Уральского региона, через 1...2 года после получения утвержденного технического задания.
  По мнению НПОА, слабым звеном в предлагаемых ранее АСУ было использование для азимутального ориентирования орудия механического гирокомпаса, имеющего недостаточную точность и неприемлемые условия для эксплуатации. В разрабатываемых в настоящее время АСУ буксируемых орудий, в частности в разработке фирмы «Корунд» (г. Москва), азимут стрельбы определяется по магнитной стрелке артиллерийской буссоли, что дает повышенную ошибку в азимутальном наведении орудия. Если использовать в АСУ штурмового орудия создаваемый в настоящее время в НПОА гирокомпас на базе волоконно-оптического гироскопа, будем иметь действительно высокоточную автономную оперативную систему управления огнем для реализации дальнего огневого поражения в локальных вооруженных конфликтах.
  Особо следует отметить, что внедрение такого высокоточного волоконно-оптического гирокомпаса (ВОГК) позволит значительно повысить точность определения координат цели существующими оптическими и радиотехническими средствами, имеющими весьма высокую точность определения дальности, но неприемлемую для точного целеуказания ошибку азимутальной привязки. Использование на КНП сокращенного комплекса АСУ БО с АСН и ВОГК позволит решить и эту задачу, тем самым сделать возможным оперативное поражение целей при дальнем огневом поражении без предварительной пристрелки.

К 80-летнему юбилею НИМИ

В ноябре 2012 года Научно-исследовательский машиностроительный институт отметил свое 80-летие. С 1932 года институт создает самые разные виды артиллерийских боеприпасов и является одним из старейших в мире их разработчиков. В этом фильме показана и богатая история предприятия и сегодняшний его день.
Приятного просмотра.

Двое высокопоставленных сотрудников "Укрспецэкспорта" арестованы в Казахстане

  Укрспецэспорт может оказаться втянутым в коррупционный скандал за пределами Украины. Около недели назад казахские власти арестовали сотрудников компании, которые, как считают местные силовики простимулировали важного чиновника.
  В Казахстане по подозрению в даче крупной взятки задержаны двое высокопоставленных сотрудника "Укрспецэкспорта". По данным источника ZN.UA оба сотрудника украинской компании Х. и Ш. являются руководителями департаментов.
Задержание украинцев было проведено еще шесть дней назад в международном аэропорту в тот момент, когда они собирались вылететь домой. Как рассказал источник, до этого представители "Укрспецэкспорта" провели встречу с должностным лицом представлявшим казахскую власть и передали ему "благодарность" за содействие в реализации контрактов.
Процесс передачи денег был задокументирован казахскими спецслужбами. Во время задержания чиновника были получены имена людей передавших ему деньги, после чего украинцы были задержаны в аэропорту, а потом решением суда и арестованы, так как речь идет о взятке должностному лицу.
По информации из разных источников сумма взятки составила 200 тысяч долларов.
Одновременно с этим казахское телевидение со ссылкой на высокопоставленный источник в силовых структурах страны распространило заявление о задержании  начальника Главного управления вооружений Министерства обороны Казахстана Алмаза Асенова по подозрению в получении крупной взятки. Асенов подозревается в получении 200 тысяч долларов. В Министерстве обороны генерал-майор Асенов отвечал за закупку, модернизацию и утилизацию различных видов вооружений. Отмечается, что все крупные контракты проходили именно через его управление.
Как сообщают местные СМИ, оперативную разработку предполагаемого коррупционера и спецоперацию по его задержанию проводили сотрудники Комитета национальной безопасности.
Со своей стороны отметим, что  в Казахстане у "Укрспецэкспорта" все контракты заключены с министерстов обороны этой страны.
Компания "Укрспецэкспорт" - уполномоченный государством посредник, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность в сфере экспорта и импорта продукции и услуг военного и специального назначения, а также товаров, содержащих сведения, которые представляют государственную тайну.
Источник

Gur Khan: уже неоднократно писал о том, что Украина в сфере ВТС откровенно беспредельничает: воровство, взятки, мошенничество, откровенное нарушение контрактных обязательств... можно продолжать долго. И это только что касается ВТС. Про воровство энергоресурсов, работорговлю и прочие "прелести" уже просто молчу. И вот вопрос - доколе в цивилизованной Европе будут терпеть эту варварско-воровскую "малину"? Не пора ли поднимать вопрос о лишении Украины статуса независимого государства и переводе ее под протекторат , прямое управление ООН ?