четверг, 14 июня 2012 г.

Старший брат "Молота" и Т-95 был создан конструкторами из Свердловска




 
В 70-е годы в СССР создавали новое самоходное орудие, которое по оригинальности и сейчас может поспорить со многими новинками мировой оборонной промышленности. Долгие годы об этой боевой машине ходили настоящие легенды, некоторые считали ее прообразом другой таинственной отечественной разработки – Т-95, а кто-то, далекий от темы, вообще путал их, принимая эту САУ за новейший основной боевой танк из Нижнего Тагила. 
 Но это произошло гораздо позже, когда занавеса таинственности немного спала и когда работы над САУ были давно прекращены.
 В середине 70-х годов начались работы по созданию новых машин, которые сначала должны были дополнить, а потом сменить еще не такие старые на то время самоходки 2С3 "Акация". Работы над диковинной, невиданной до сих пор конструкцией проводились под руководством начотдела специального оборудования ЦКБ Николая Тупицына.
 Внешность машины вызывает восхищение даже спустя три с лишним десятка лет после воплощения конструкции в металл. Рассказывают, что зарубежные эксперты впадали в прострацию, когда узнавали, что эта машина была сконструирована во второй половине 70-х годов.
 В некоторых источниках указывается, что данная самоходка одинакова по ходовой части с САУ 2С19 "Мста". Но это ошибка. В качестве базы было выбрано уже хорошо зарекомендовавшее себя шасси танка Т-72. Конечно, были проведены определенные доработки, приспособление "семьдесятдвоечной" ходовой под самоходно-артиллерийские нужды. В частности,  существенно изменили расположение катков. Они были сгруппированы по три штуки с каждого борта к корме и носу машины. Была доработана подвеска.
 Мы уже неоднократно писали о том, что отечественные конструкторы еще с конца 50-х годов работали у нас над нетрадиционными схемами размещения вооружения в танках, к таким работам возвращались в 70-е годы, но первыми стали самоходчики из Свердловска. Они поместили экипаж и смонтировали автомат заряжания отдельно от орудия, которое находилось изолированно от людей и боекомплекта на крыше рубки. За скругленную форму ее окрестили "шайбой", вскоре это прозвище "приклеилось" ко всей машине. 

«Клим Ворошилов» – триумф железного воина

...Эта идея оказалась настолько жизненной и на редкость своевременной, что определила генеральную линию развития отечественного, да и мирового танкостроения, на многие годы. В группу проектировщиков однобашенного танка КВ (Клим Ворошилов) входили Н.Л. Духов, молодые инженеры-конструкторы Е.П. Дедов, В.А. Козловский, П.С. Тарапатин, В.И. Торотько. В целом КВ получился короче СМК на 2 м и весил 47 тонн. Не менее важно, что был установлен дизельный двигатель В-2, мощностью 500 л.с. Это был непревзойденный по огневой мощи, защите и подвижности тяжелый танк, не имеющий равных.
Первый образец танка КВ был изготовлен 1 сентября 1939 г. Начались всесторонние испытания. Лучшие заводские водители К.И. Ковш, В.Н. Ляшко водили машины по 12 часов в сутки. Но началась война с белофинами, и опытные образцы танков СМК и КВ были направлены на Северо-Западный фронт, для участия в боевых действиях по прорыву «линии Манненгейма».
Танки вступили в бой 17 декабря 1939 г., а уже 19 декабря тяжелый танк «Клим Ворошилов» был принят на вооружение Красной Армии. ЛКЗ приступил к серийному производству.
Еще до вероломного нападения фашистской Германии было принято решение об организации массового производства тяжелых танков КВ на Челябинском тракторном заводе. Был выбран Урал с его энергетическими ресурсами и удаленностью от западных границ. За год до ВОВ вышел приказ Наркома машиностроения СССР «Об организации производства танков КВ на ЧТЗ имени Сталина»:
«Директору завода т. Соломонову:
а) организовать в 1940 г. на ЧТЗ производство танка по чертежам ЛКЗ;
б) в 1940 году выпустить опытную партию – 5 шт».
К концу 1941 г. из блокированного города было переправлено более 15 тыс. рабочих Ленинградского Кировского завода и членов их семей. Объединившись с коллективами других заводов, они стали единым коллективом. И танки пошли на фронт. С первых дней был задан такой темп работы, что порой казалось – для них не существует ничего невозможного. Только в четвертом квартале 1941 г. Танкоград дал фронту 441 танк КВ.
Великая Отечественная война вступила в новую стадию – победить теперь мог лишь тот, у кого инженерная мысль вернее, конструкторский расчет точнее. И те, у кого вооружение было лучше, надежнее, у того было больше шансов на победу. Начался интенсивный поиск путей совершенствования и модернизации танков КВ, война наших конструкторских умов с конструкторской мыслью проектировщиков тяжелых танков в Германии, возглавляемых Эви Андерсоном и Фердинандом Порше.
Одновременно разрабатывались две модели танков, получивших наименование КВ-13 и КВ-1С. Сроки создания были установлены небывалые. Люди не знали выходных дней, работали круглосуточно, отдавая все силы святому делу – победе над фашистскими захватчиками.
Ходовая часть КВ-13 с пятью катками приспосабливалась для применения гусениц как КВ, так и Т-34 – такая унификация для разных классов танков вводилась впервые. При испытаниях КВ-13 показал скорость более 50 км/час, но недоработки в конструкции, недостаточная надежность позволили, в общем то неплохой машине, остаться только опытным образцом.
Другая машина стала модернизированным вариантом «Клима Ворошилова» – КВ-1С. Весом в 42,5 тонны и частично сниженным по высоте корпусом, с облегченной (суженой до 608 мм) гусеницей. Скорость выросла с 34 до 42 км/час, за что и стала с буквой «С» – «скоростной».
Во время работы над моделью КВ-1С столкнулись с труднейшей технической проблемой – прекратились поставки алюминиевого листа для изготовления радиаторов системы охлаждения. Конструкторы немедленно предложили изготавливать радиаторы из тонкого железа, а так как оно подвержено коррозии, то химики рекомендовали заправлять систему охлаждения танка водой с ингибитором хромпик. Разумеется это надо было проверить, причем испытания провести при отрицательных температурах, близких к минус 400 С.
Стояло жаркое лето. Вот, что пишет в своих воспоминаниях Н.М. Синев – бывший тогда заместителем главного конструктора Опытного завода ЧКЗ.
«Появилась идея – провести испытания танка КВ-1С, оснащенного железным радиатором в Челябинском городском холодильнике, в котором имелась крупногабаритная холодильная камера. Нужно было около недели, чтобы провести несколько циклов испытаний. Едем к руководству города с Жозефом Яковлевичем Котиным. Разговор был трудный». Однако взаимопонимание достигнуть удалось. Испытания, проведенные инженером Г. Бутырским, прошли успешно...

Знаменитый Т-95 с газовой турбиной мог стать реальностью

 В начале 90-х годов над перспективной бронетанковой техникой работали в Ленинграде, Нижнем Тагиле и Харькове. В Нижнем Тагиле, например, создавали новый танк, получивший обозначение Объект 187. Кроме традиционного для Нижнего Тагила четырехтактного дизеля, на одном из опытных изделий была установлена газовая турбина мощностью в 1500 л.с. По мощности силовой установки советский танк, что называется, догнал западные машины. А если учесть, что 187-й по массе был меньше, чем зарубежные машины третьего поколения, то преимущество по удельной мощности (лошадиные силы на тонну веса) уже было за уральским танком.
 Если сравнивать с имевшимися тогда отечественными дизельмоторами, то самые лучшие были способны выдать лишь 1200 л.с. Разница в 300 "лошадок", естественно, не мелочь, просто так от нее не отмахнешься.
 ГТД в 1500 л.с. успешно испытывался и на ленинградских Т-80. Новая турбина разгоняла танк до таких скоростей, что если бы не секретность, то рекорды, поставленные этим танком, наверняка попали бы в книгу рекордов Гиннеса.
 И казалось, что эта перспективная силовая установка должна была прописаться на новых танках, но гибель Советского Союза и жесточайший экономический кризис обвалили большинство работ по оборонной тематике. Не минула чаша сия разработчиков и производителей бронетанковой техники. Оставшись без заказов своей армии, танкостроители старались элементарно выжить. Так продолжалось несколько лет.
 Но даже в самые нелегкие времена есть люди, которые глядели в будущее, и вот в самый разгар кризиса было решено делать совершенно новую машину, в которой было решено воплотить все самое лучшее, что имелось в отечественном танкостроении. И, наверное, поэтому наряду с дизельным вариантом планировалось создать вариант с газовой турбиной.
 Логика в этом, несомненно, была. Ведь даже в настоящее время соединения на Севере, вокруг Москвы и на Дальнем Востоке продолжают эксплуатировать модификации Т-80. Для условий с низкими температурами лучше танка с газовой турбиной не найти. Даже в самый суровый мороз ГТД идеально заводится, чего не скажешь о дизеле. Поэтому в бригадах бывшего Ленинградского военного округа так держатся за свои старенькие "восьмидесятки". В разговорах с танкистами те сетуют, в основном, на устаревшие приборы ночного видения и средства связи, остальное их, в целом, устраивает.
 А ведь кроме имевшегося уже в начале 90-х ГТД в 1500 л.с. планировалось создать силовую установку с совсем фантастическими характеристиками - до 2000 л.с. Да, новые турбины были бы дороги, но и у дизелей цены также стремительно растут, и разрыв с ценами на ГТД стремительно сокращается. Что касается экономичности, то новые турбины потребляли столько же топлива, сколько и дизельные моторы.
 К сожалению, работы по газотурбинному варианту перспективного танка были прекращены, в то время просто не было денег, чтобы "тащить" две параллельные программы по новым двигателям. Тем более, создание одного дизельного варианта требовало много усилий. Поначалу были серьезные проблемы, которые титаническими усилиями были преодолены. Если у страны было бы чуть больше денег, то и новая турбина продемонстрировала на реальной машине все свои лучшие качества. 

Еще раз о музее ОАО Завод №9 в Екатеринбурге


Фоторепортаж Ю.В.Зарубина специально для сайта "ОТВАГА"

На сайте «Отвага» уже публиковалась информация о недавно открытом музее Артиллерийского завода №9 (см. фоторепортаж Под индексом «Д»). Я посетил этот музей 30 мая с. г. Представляю вашему вниманию дополнительные фотографии с площадки серийных и экспериментальных образцов артиллерийских орудий.
Музей небольшой, но экспонаты там действительно уникальные, экспозиция очень интересная. В ходе небольшой экскурсии мы услышали увлекательный рассказ и получили исчерпывающую информацию о выставленных изделиях, а также услышали ответы на наши многочисленные вопросы. Особую благодарность в связи с этим хотелось бы высказать нашему экскурсоводу – сотруднику конструкторского бюро завода № 9 Михаилу Владимировичу.
Пользуясь случаем сообщаю, что музей соседнего Уралмашзавода (ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения») находится в стадии переезда в новое помещение (рядом с заводоуправлением). В связи с этим музей фактически закрыт. Однако директор музея, Сергей Степанович, не только принял нас, но и любезно согласился рассказать об истории завода, а также продемонстрировать те экспонаты, которые уже разместились в новых залах.
Я посетил немало подобных заводских музеев и у меня сложилось вполне определенное мнение об их сотрудниках. Это – энтузиасты своего дела, патриоты своих предприятий. Всяческих им успехов!

среда, 13 июня 2012 г.

Новейший бронированный "Урал" представлен на "Eurosatory-2012"

На выставке "Eurosatory-2012", которая проходит с 11 по 15 июня во Франции, представлен перспективный защищенный "Урал" с бронированным корпусом. Об этом сообщает официальный сайт автомобильного завода "Урал".
 Это перспективный бронированный автомобиль (колесная формула 6х6) с усиленной защитой пассажиров, перевозимого груза, основных узлов и агрегатов от пуль стрелкового оружия и мин. Машина рассчитана на перевозку 12 человек или 5 т груза.
 Автомобиль предназначен для решения различных транспортных задач, перевозки специальных грузов и буксировки прицепов по всем видам местности: новый "Урал" может преодолевать перевалы высотой до 4650 м и работать при температуре воздуха от –50°С до +50°С.
 Автомобиль оснащен электронной системой управления, которая выводит на экран водителя информацию о состоянии агрегатов и может автоматически подключиться к внешним системам управления. 
 

Улучшенный вариант БТР-4 поступит на вооружение украинской армии

В настоящее время БТР-4 является одним из самых продаваемых бронетранспортеров в мире, счет заказанных машин идет на сотни. Конкуренты до сих пор не могут прийти в себя после ошеломительного успеха харьковской машины на рынке Казахстана.
 
Машина для украинской армии будет отличаться от тех, что идут на экспорт
 
В Сети уже появились восторженные отклики казахских военных, которые сравнивают БТР-4 с имеющимися у них моделями и отмечают, что украинская машина выигрывает по всем характеристикам, так как по настоящему "является техникой XXI века".
 
И не исключено, что в ближайшее время последуют новые заказы на данную машину. Отрадно, что  БТРом снова заинтересовалось руководство украинской армии.  По некоторым данным в войска пойдет модернизированный вариант данной машины. О том, что и как будет модернизировано, разумеется, пока не известно. Однако, по всей видимости,  будет переделана  носовая часть машины.
 
Вполне возможно будет произведена некоторая перекомпоновка внутренностей БТРа, повышена противоминная защита. Двигатель отечественного производства 3ТД вероятно будет заменен на импортный. У иностранных силовых установок значительно больший ресурс, а этот показатель в современных условиях считается одним из наиболее важных.
 
Машина огневой поддержки МОП-4
Вполне вероятно, что собственно кроме самих БТРов, на вооружение со временем поступят и другие, сделанные на его базе машины, в том числе колесные танки. По мнению многих военных экспертов такая техника сейчас все более актуально для современных армий. И если у России по разным причинам, у себя, практически не из чего выбирать, кроме импортной техники, то на под такой вид техники украинские конструкторы сделали прекрасную базу. Правда, не надо особенно увлекаться, горячие головы начали утверждать, что колесные танки способны заменить танки основные. Это ошибка. У тех и других своя ниша.

Читать полностью

Забытая легенда

Безалаберное и неуважительное отношение к собственной истории – это, увы, не редкость для России. Все мурманчане помнят, как несколько лет назад рубку подводной лодки «Курск» нашли на свалке. А сегодня гниет под открытым небом настоящая легенда первая атомная субмарина К-3. Гордость советских инженеров и объект зависти других держав.

Все обещания областных чиновников и представителей флота сделать из «Ленинского Комсомола» музей оказались пустым звуком. Журналисты ТВ-21 увидели то, что осталось от субмарины. И были поражены ее величием, несмотря на плачевное состояние.

Как не бывает бывших командиров, не бывает и бывших субмарин. К-3 сейчас в плачевном состоянии. Даже у легенды есть срок годности. Она стоит на судоремонтном заводе «Нерпа», открытая соленому ветру и дождю. Хлопьями отлетает ржавчина, но даже сейчас она поражает воображение.

К-3 заложили на заводе "Севмаш" в Северодвинске. Спустили на воду в 1957. Всего 350 предприятий и организаций «по кирпичикам» соорудили чудо-корабль. Ее историческая значимость не меньше, чем у "Авроры" или, например, у космического корабля "Восток".

Почему К-3 была объектом зависти всех морских держав? Это первая атомная субмарина. Такой современной боевой техники на тот момент кроме как у Советского Союза не было ни у кого. Ничего более совершенного мир не знал.

«Ленинский Комсомол» - первая подводная лодка, которая прошла точку Северного полюса Земли. А потом всплыла. Экипаж водружал флаг на снежных торосах. Попутно подводниками были сделаны и научные открытия.

В 2006 году уже нежизнеспособную лодку на понтонах из Гремихи доставили в Снежногорск. С тех пор К-3 стояла в крытом эллинге. На ней еще был экипаж из 18 человек. Каждый день они приходили на свою лодку. Три года назад мы виделись с командиром Андреем Тищенко, как раз перед тем как моряки должны были навсегда покинуть «Ленинский Комсомол».

А сегодня очень трудно говорить в эфире, что легендарная лодка никому не нужна. Ее будущее все также туманно. Есть официальный приказ Министерства обороны: К-3 под нож не пускать. Но бумажку подписать не сложно. Этим все и закончилось. Денег на то, чтобы сделать из лодки музей никто не дает. Не выделяют ни копейки даже для того, чтобы ее сохранить. За то, что она занимает место, расходы несет завод.

Сегодня лодку вывели на хранение под открытое небо, чтобы не занимала дефицитное место. Но и здесь она мешает ремонту судов. Чтобы спустить К-3 на воду, а это значит сварить все три ее части, нужно около 30 миллионов рублей. На переоборудование лодки в музей - около 500. Государство за это платить, видимо, не готово.

Лодка по-прежнему принадлежит Северному флоту. Уже сменились командующие, два губернатора, а слова сделать из «Ленинского комсомола» музей так и остались пустым звуком. Ее хотели поставить у ледокола «Ленин», говорили о морском фасаде Мурманска, были планы отправить в Санкт-Петербург на вечную стоянку у крейсера «Аврора». Но и эти обещания остались обещаниями.

Для кого-то К-3 - душа моря, нулевой километр, первая страница истории всего атомного флота. Но у них нет средств для того, чтобы ее сохранить. А для чинов гражданских и военных «Ленинский Комсомол» остается объектом саморекламы. О ней вспоминали и будут вспоминать по праздникам и к выборам, рассказывая о патриотизме и воспитании молодого поколения. А есть ли будущее у нации, которая забывает о собственной истории?
ТВ21