...Эта идея
оказалась настолько жизненной и на редкость своевременной, что
определила генеральную линию развития отечественного, да и мирового
танкостроения, на многие годы. В группу проектировщиков однобашенного
танка КВ (Клим Ворошилов) входили Н.Л. Духов, молодые
инженеры-конструкторы Е.П. Дедов, В.А. Козловский, П.С. Тарапатин, В.И.
Торотько. В целом КВ получился короче СМК на 2 м и весил 47 тонн. Не
менее важно, что был установлен дизельный двигатель В-2, мощностью 500
л.с. Это был непревзойденный по огневой мощи, защите и подвижности
тяжелый танк, не имеющий равных.
Первый образец танка КВ был изготовлен 1
сентября 1939 г. Начались всесторонние испытания. Лучшие заводские
водители К.И. Ковш, В.Н. Ляшко водили машины по 12 часов в сутки. Но
началась война с белофинами, и опытные образцы танков СМК и КВ были
направлены на Северо-Западный фронт, для участия в боевых действиях по
прорыву «линии Манненгейма».
Танки вступили в бой 17 декабря 1939 г., а уже 19 декабря тяжелый танк «Клим Ворошилов» был принят на вооружение Красной Армии. ЛКЗ приступил к серийному производству.
Танки вступили в бой 17 декабря 1939 г., а уже 19 декабря тяжелый танк «Клим Ворошилов» был принят на вооружение Красной Армии. ЛКЗ приступил к серийному производству.
Еще до вероломного нападения фашистской
Германии было принято решение об организации массового производства
тяжелых танков КВ на Челябинском тракторном заводе. Был выбран Урал с
его энергетическими ресурсами и удаленностью от западных границ. За год
до ВОВ вышел приказ Наркома машиностроения СССР «Об организации
производства танков КВ на ЧТЗ имени Сталина»:
«Директору завода т. Соломонову:
а) организовать в 1940 г. на ЧТЗ производство танка по чертежам ЛКЗ;
б) в 1940 году выпустить опытную партию – 5 шт».
К концу 1941 г. из блокированного города
было переправлено более 15 тыс. рабочих Ленинградского Кировского
завода и членов их семей. Объединившись с коллективами других заводов,
они стали единым коллективом. И танки пошли на фронт. С первых дней был
задан такой темп работы, что порой казалось – для них не существует
ничего невозможного. Только в четвертом квартале 1941 г. Танкоград дал
фронту 441 танк КВ.
Великая Отечественная война вступила в
новую стадию – победить теперь мог лишь тот, у кого инженерная мысль
вернее, конструкторский расчет точнее. И те, у кого вооружение было
лучше, надежнее, у того было больше шансов на победу. Начался
интенсивный поиск путей совершенствования и модернизации танков КВ,
война наших конструкторских умов с конструкторской мыслью
проектировщиков тяжелых танков в Германии, возглавляемых Эви Андерсоном и
Фердинандом Порше.
Одновременно разрабатывались две модели
танков, получивших наименование КВ-13 и КВ-1С. Сроки создания были
установлены небывалые. Люди не знали выходных дней, работали
круглосуточно, отдавая все силы святому делу – победе над фашистскими
захватчиками.
Ходовая
часть КВ-13 с пятью катками приспосабливалась для применения гусениц
как КВ, так и Т-34 – такая унификация для разных классов танков
вводилась впервые. При испытаниях КВ-13 показал скорость более 50
км/час, но недоработки в конструкции, недостаточная надежность
позволили, в общем то неплохой машине, остаться только опытным образцом.
Другая машина стала модернизированным
вариантом «Клима Ворошилова» – КВ-1С. Весом в 42,5 тонны и частично
сниженным по высоте корпусом, с облегченной (суженой до 608 мм)
гусеницей. Скорость выросла с 34 до 42 км/час, за что и стала с буквой
«С» – «скоростной».
Во время работы над моделью КВ-1С
столкнулись с труднейшей технической проблемой – прекратились поставки
алюминиевого листа для изготовления радиаторов системы охлаждения.
Конструкторы немедленно предложили изготавливать радиаторы из тонкого
железа, а так как оно подвержено коррозии, то химики рекомендовали
заправлять систему охлаждения танка водой с ингибитором хромпик.
Разумеется это надо было проверить, причем испытания провести при
отрицательных температурах, близких к минус 400 С.
Стояло жаркое лето. Вот, что пишет в
своих воспоминаниях Н.М. Синев – бывший тогда заместителем главного
конструктора Опытного завода ЧКЗ.
«Появилась идея – провести испытания
танка КВ-1С, оснащенного железным радиатором в Челябинском городском
холодильнике, в котором имелась крупногабаритная холодильная камера.
Нужно было около недели, чтобы провести несколько циклов испытаний. Едем
к руководству города с Жозефом Яковлевичем Котиным. Разговор был
трудный». Однако взаимопонимание достигнуть удалось. Испытания,
проведенные инженером Г. Бутырским, прошли успешно...
Комментариев нет:
Отправить комментарий