четверг, 14 июня 2012 г.

«Клим Ворошилов» – триумф железного воина

...Эта идея оказалась настолько жизненной и на редкость своевременной, что определила генеральную линию развития отечественного, да и мирового танкостроения, на многие годы. В группу проектировщиков однобашенного танка КВ (Клим Ворошилов) входили Н.Л. Духов, молодые инженеры-конструкторы Е.П. Дедов, В.А. Козловский, П.С. Тарапатин, В.И. Торотько. В целом КВ получился короче СМК на 2 м и весил 47 тонн. Не менее важно, что был установлен дизельный двигатель В-2, мощностью 500 л.с. Это был непревзойденный по огневой мощи, защите и подвижности тяжелый танк, не имеющий равных.
Первый образец танка КВ был изготовлен 1 сентября 1939 г. Начались всесторонние испытания. Лучшие заводские водители К.И. Ковш, В.Н. Ляшко водили машины по 12 часов в сутки. Но началась война с белофинами, и опытные образцы танков СМК и КВ были направлены на Северо-Западный фронт, для участия в боевых действиях по прорыву «линии Манненгейма».
Танки вступили в бой 17 декабря 1939 г., а уже 19 декабря тяжелый танк «Клим Ворошилов» был принят на вооружение Красной Армии. ЛКЗ приступил к серийному производству.
Еще до вероломного нападения фашистской Германии было принято решение об организации массового производства тяжелых танков КВ на Челябинском тракторном заводе. Был выбран Урал с его энергетическими ресурсами и удаленностью от западных границ. За год до ВОВ вышел приказ Наркома машиностроения СССР «Об организации производства танков КВ на ЧТЗ имени Сталина»:
«Директору завода т. Соломонову:
а) организовать в 1940 г. на ЧТЗ производство танка по чертежам ЛКЗ;
б) в 1940 году выпустить опытную партию – 5 шт».
К концу 1941 г. из блокированного города было переправлено более 15 тыс. рабочих Ленинградского Кировского завода и членов их семей. Объединившись с коллективами других заводов, они стали единым коллективом. И танки пошли на фронт. С первых дней был задан такой темп работы, что порой казалось – для них не существует ничего невозможного. Только в четвертом квартале 1941 г. Танкоград дал фронту 441 танк КВ.
Великая Отечественная война вступила в новую стадию – победить теперь мог лишь тот, у кого инженерная мысль вернее, конструкторский расчет точнее. И те, у кого вооружение было лучше, надежнее, у того было больше шансов на победу. Начался интенсивный поиск путей совершенствования и модернизации танков КВ, война наших конструкторских умов с конструкторской мыслью проектировщиков тяжелых танков в Германии, возглавляемых Эви Андерсоном и Фердинандом Порше.
Одновременно разрабатывались две модели танков, получивших наименование КВ-13 и КВ-1С. Сроки создания были установлены небывалые. Люди не знали выходных дней, работали круглосуточно, отдавая все силы святому делу – победе над фашистскими захватчиками.
Ходовая часть КВ-13 с пятью катками приспосабливалась для применения гусениц как КВ, так и Т-34 – такая унификация для разных классов танков вводилась впервые. При испытаниях КВ-13 показал скорость более 50 км/час, но недоработки в конструкции, недостаточная надежность позволили, в общем то неплохой машине, остаться только опытным образцом.
Другая машина стала модернизированным вариантом «Клима Ворошилова» – КВ-1С. Весом в 42,5 тонны и частично сниженным по высоте корпусом, с облегченной (суженой до 608 мм) гусеницей. Скорость выросла с 34 до 42 км/час, за что и стала с буквой «С» – «скоростной».
Во время работы над моделью КВ-1С столкнулись с труднейшей технической проблемой – прекратились поставки алюминиевого листа для изготовления радиаторов системы охлаждения. Конструкторы немедленно предложили изготавливать радиаторы из тонкого железа, а так как оно подвержено коррозии, то химики рекомендовали заправлять систему охлаждения танка водой с ингибитором хромпик. Разумеется это надо было проверить, причем испытания провести при отрицательных температурах, близких к минус 400 С.
Стояло жаркое лето. Вот, что пишет в своих воспоминаниях Н.М. Синев – бывший тогда заместителем главного конструктора Опытного завода ЧКЗ.
«Появилась идея – провести испытания танка КВ-1С, оснащенного железным радиатором в Челябинском городском холодильнике, в котором имелась крупногабаритная холодильная камера. Нужно было около недели, чтобы провести несколько циклов испытаний. Едем к руководству города с Жозефом Яковлевичем Котиным. Разговор был трудный». Однако взаимопонимание достигнуть удалось. Испытания, проведенные инженером Г. Бутырским, прошли успешно...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.