О пожарных танках мы писали неоднократно и, в частности, вспоминали о них совсем недавно, как реакцию на гибель пожарных-десантников в огне лесного пожара в Туве.
Сегодняшняя лента новостей дала повод в очередной раз напомнить о необходимости широкомасштабных закупок подобной техники.
Сегодняшняя лента новостей дала повод в очередной раз напомнить о необходимости широкомасштабных закупок подобной техники.
Почти 300 жителей Оренбургской и Самарской областей были эвакуированы
из-за пожара и взрывов на артскладе Минобороны РФ. В результате ЧП
пострадали три человека, сейчас они находятся в больнице.
Пожар на складе с боеприпасами,
расположенном в 14 километрах от поселка Колтубановский в Бузулукском
районе Оренбургской области, произошел в 15.15 мск понедельника.
Как
уточнили в ГУМЧС России по Оренбургской области, на железобетонных
складах подземного и наземного хранения общей площадью 83 гектара
хранились артиллерийские снаряды. Всего 11 июня было
эвакуировано 295 человек, из низ 185 человек — в Оренбургской области и
110 — в Самарской. В пунктах временного размещения находятся 192
человека, в Оренбургской области - 107, в Самарской - 85 человек. В ликвидации пожара участвуют 758 человек, в борьбе с огнем задействованы девять единиц авиатехники, в том числе
пять вертолетов Минобороны, а также вертолеты и самолеты МЧС РФ.
Склады с боеприпасами горят у нас с завидной регулярностью. Это само собой наводит на определенные мысли относительно причин возникновения таких пожаров. Но не об этом сейчас речь, а речь о том, что пожары на складах вооружения и боеприпасов это еще одна ниша, где как никогда нужен пожарный танк. В настоящее время, для тушения этих объектов применяются пожарные танки ГПМ-54, выпуска еще 60-х годов. Их мало, ресурс этих машин практически исчерпан, они морально и физически устарели, а замены им по прежнему нет! Точнее, она есть - конструкции таких машин разработаны, выпущены даже опытные образцы, однако массовых закупок нет и не предвидится. Ответит ли кто-нибудь у нас за такие просчеты? Ответит ли кто-нибудь за гибель или угрозу жизни мирного населения? Ответит ли кто-нибудь за многомиллионный материальный ущерб? Не сомневаюсь - "стрелочника" найдут и накажут, после чего все будут пребывать в благодушии до очередного такого пожара. Все это вместо того чтоб закупить сразу на всю страну штук 100 современных пожарных танков, например типа ГПМ-64, созданного на харьковском танко-ремонтном заводе и учитывающем в своей конструкции все самые современные требования к машинам подобного класса.
Некоторые даже считают, что танк-робот из Харькова - это идеальная пожарная машина будущего. И, надо сказать, не без основания!
Изготовленная с
использованием узлов танка Т-64 машина имеет модульную конструкцию, что
позволяет не только выпускать широкую гамму вариантов исполнения в пределах
семейства, но и на отдельно взятой машине, при необходимости производить монтаж
оборудования под выполнение конкретной задачи, например, демонтировать
пеногенератор для того чтобы произвести эвакуацию пострадавших из очага пожара.
Машина выполнена по
капотной схеме – кроме удобства доступа к двигателю, такое решение обеспечивает
дополнительную защиту экипажа: в случае подрыва машины на взрывоопасном предмете
двигатель прикрывает собой экипаж. Впрочем, эта мера безопасности не является
единственной – бронированный корпус пожарной машины защищает экипаж и
оборудование, как от осколков рвущихся боеприпасов, так и от теплового излучения
пожара.
В машине используется
танковый двигатель 5ТДФ-А, при необходимости предусматривается возможность
дополнительного охлаждения радиаторов водой из цистерны. В трансмиссии применён
редуктор, снижающий обороты на ведущих колёсах по сравнению с танковым шасси
вдвое, но, во столько же раз повышающий крутящий момент. Машина несколько теряет
в скорости, но, значительно выигрывает в проходимости и способности
транспортировать тяжёлый груз.
«Изюминкой» машины
является негорючая ходовая часть. Обычный танковый каток начинает обгорать уже
при двухстах шестидесяти градусах – это температура тления дерева. В катке
«шестьдесятчетвёрки» резиновый массив прикрыт металлом, вследствие чего, для его
повреждения требуется греть его до температуры шестьсот градусов на протяжении
часа. Но и в этом случае резина будет не гореть, а лишь разлагаться, постепенно
утрачивая свои свойства. А при включеной системе орошения ходовой части (на
машине предусматривается и такое решение) – опасная температура возрастает до
семисот градусов. Другим плюсом такой конструкции катка является защищённость
резины от механических повреждений – на обычных катках она режется и вырывается
при попадании камней и металлических предметов на беговую дорожку гусеницы.
«Военное происхождение»
ходовой части обуславливает её стойкость к подрыву, в случае её наезда на
взрывоопасный предмет. Ажурная гусеница – её трак не монолитен, а собран из
составных частей, к тому же снабжённых отверстиями, при подрыве пропускает часть
образовавшихся при взрыве газов через себя, снижая тем самым их разрушительную
силу. Опорный каток малой массы при подрыве на устройстве большой мощности (от 5
кг тротилового эквивалента) просто отрывает с блоком подвески, при этом на
корпус передаётся лишь незначительная часть энергии взрыва. Кроме того, в
конструкции ходовой части заложена способность к самоочищаемости при работе в
грязи – весьма нелишняя способность для работы в районах, не избалованных
хорошими дорогами.
Низко расположенная в
корпусе цистерна позволяет взять на борт 26 тонн воды – на сегодняшний день это
мировой рекорд. Такая ёмкость цистерны – не самоцель: мощный водомёт
«выстреливает» сто литров воды в секунду на расстояние до ста метров. Машина
оснащена бульдозерным отвалом, позволяющим проделывать проходы в завалах и т.п.,
осуществлять проводку к месту работы специализированной техники.
Отдельно следует упомянуть
разрабатывающуюся систему дистанционного управления пожарной машиной. В случае
возникновения условий с высоким уровнем риска (высокий уровень радиации,
возможность взрыва значительной мощности, в условиях мощного теплового излучения
и т.п.) машина в состоянии выполнять штатные задачи без экипажа на борту.
Управление производится с пункта дистанционного управления, находящегося на
безопасном расстоянии.
Когда же в России руководители научатся думать? Когда у нас прекратиться бесхозяйственность? Когда мы начнем считать деньги и считаться с жизнями людей?
Комментариев нет:
Отправить комментарий