После вывода в 2014 году войск США и НАТО
из Афганистана американская военная техника может остаться в
государствах Средней Азии. Как стало известно "Ъ", Пентагон ведет на
этот счет закрытые переговоры с Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном.
Реализация этого плана позволит США усилить военное сотрудничество с
членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) за
спиной Москвы. Источник "Ъ" в российских дипломатических кругах заявил,
что "для России такой сценарий абсолютно неприемлем".
По словам информированных источников "Ъ",
близких к военным ведомствам центральноазиатских республик, Пентагон
прорабатывает вопрос о передаче после 2014 года Киргизии, Таджикистану и
Узбекистану военной техники и оборудования, используемых Международными
силами содействия безопасности (International Security Assistance
Force, ISAF) в Афганистане. Часть предполагается передать безвозмездно, а
часть — на ответственное хранение. Как сообщили собеседники "Ъ", речь
идет о бронемашинах, а также о трейлерах для перевозки танков, тягачах,
заправщиках, специализированных грейдерах, бульдозерах и водовозах.
Кроме того, в Пентагоне готовы передать соседям Афганистана медицинское
оборудование, средства связи, пожаротушения и даже передвижные
тренажерные залы и прочие устройства для обеспечения быта военных.
В Минобороны Киргизии "Ъ" подтвердили факт
переговоров с Пентагоном. По словам собеседника "Ъ", впервые эта тема
была поднята во время визита министра обороны США Леона Панетты 13 марта
в Бишкек: тогда на встрече с министром обороны Талайбеком Омуралиевым
представители Пентагона предложили рассмотреть вопрос об оснащении
киргизской армии боевой техникой после вывода американских подразделений
из Афганистана.
В настоящее время силы ISAF в Афганистане
используют 6900 колесных бронетранспортеров M-ATV, 8000 бронемашин с
противоминной защитой MRAP, более 10 тыс. джипов HMMWV Hamvee и
вспомогательную технику. В Пентагоне пришли к выводу: возвращать домой
большую часть техники, как, впрочем, и оставлять ее в Афганистане,
нецелесообразно. Во-первых, США опасаются, что в случае прихода к власти
в Афганистане движения "Талибан" оружие окажется в руках непримиримых
врагов Америки. Во-вторых, часть техники не стоит транспортных расходов,
особенно с учетом до сих пор неурегулированного вопроса о пакистанском
транзите: Исламабад взвинтил расценки в 20 раз, с $250 до $5000 за
контейнер. В-третьих, США исходят из того, что используемое в
Афганистане военное имущество не следует выводить слишком далеко из
региона: оно может снова понадобиться в Афганистане, Центральной Азии
или Пакистане.
По словам собеседника "Ъ" в администрации
президента Афганистана, Кабул стремится убедить американское
командование оставить для нужд национальной армии и полиции максимальное
количество техники и военного имущества. Впрочем, американской техники в
Афганистане в любом случае гораздо больше, чем может понадобиться
национальным силам безопасности. На этом и могут сыграть
довольствующиеся скромными бюджетами военные центральноазиатских
республик. Со своей стороны, в ходе торга с соседями Афганистана США
могут получить преференции при согласовании условий транзита грузов и
пребывания своих сил на военных базах в регионе.
Именно поэтому США предпочитают обсуждать эти
вопросы в рамках двусторонних отношений, без вовлечения региональных
организаций — таких как ОДКБ. Ведь 20 декабря 2011 года на саммите ОДКБ
президенты стран-участниц договорились, что размещение на их территории
объектов военной инфраструктуры иностранных государств должно проходить
обязательное согласование со всеми союзниками.
Источник "Ъ" в российских дипломатических
кругах воспринял информацию о планах США передать свою технику
центральноазиатским республикам "с крайним недоумением". "Для России
такой сценарий абсолютно неприемлем, так как он противоречит
договоренностям с нашими партнерами в Центральной Азии и явно вступает в
противоречие с соглашениями в рамках ОДКБ",— заявил собеседник "Ъ".
Для Москвы реализация такого сценария будет
означать, что на центральноазиатском рынке вооружений, ориентированном
на советскую и российскую технику, возникнет заметный американский
сегмент. Это повлечет за собой потребность в обучении специалистов,
поставке запчастей, модернизации, а в итоге может привести к привыканию
партнеров Москвы по ОДКБ к военной технике из-за океана. Неизбежно
встанет вопрос и о развертывании ремонтных мощностей в цехах, где ранее
обслуживались российские танки и бронетранспортеры.
Впрочем, как считают эксперты, члены ОДКБ
вполне могут возразить, что они имеют полное право договариваться о
получении американской военной техники без оглядки на Россию. И при этом
сослаться на принятое недавно Москвой без согласования с ОДКБ решение
сделать Ульяновск перевалочным пунктом для грузов НАТО, вывозимых из
Афганистана.
Gur Khan: вот здорово американцы придумали - после вывода войск из Ирака и в предверии вывода контингента из Афганистана, они крепко задумались: а куда собственно девать огромное количество техники, причем техники хоть и вспомогательной, но адаптированной для работы в условиях партизанской войны. И вот придумали - сдают ее на ответхранение в наши среднеазиатские республики, а в качестве платы за него часть передают в постоянное пользование. Убиваются сразу несколько "зайцев":
1. резко падают расходы на вывод войск
2. отпадает проблема хранения техники на территории США и связанные с ней расходы
3. решается вопрос "ликвидации" "излишков" и при этом не тратятся "живые" деньги
4. создается резерв вспомогательной техники непосредственно у границ с Россией, что при случае ускорит и облегчит их развертывание (как известно обозы и тылы сильно уменьшают мобильность, а тут уже все будет готово).
Так что нечего сказать, американцы молодцы! Не сомневаюсь что русский "медведь" по-бурчит - по-ворчит для виду, но таки проглотит эту "горькую пилюлю". И еще, не менее замечательно, - если в России массовых закупок высокозащищенной транспортной техники (тех же MRAPов) как не было, так и нет - не смотря на массу разработок, то США и НАТО уже не знают куда ее девать... показательно, однако!