Необычная модернизация: гибридный танк T-55-64 из Харькова (фото и видео)
Сергей Березуцкий, маркетолог ГП "Харьковский БТРЗ"
Танки семейства
Т-55 являются самыми распространенными танками мира. Не будет
преувеличением заявление, что танк Т-55 принимал участие во всех войнах и
сколько-нибудь значимых вооружённых конфликтах второй половины ХХ в.
Действительно, машина, состоящая на
вооружении почти 70 стран мира, заслужила любовь и уважение танкистов
своей надёжностью, неприхотливостью, простотой управления и живучестью.
Эти качества обусловили широкое
распространение машины – в общей сложности их было выпущено более 70
000 (по другим данным – 80000) единиц - число выпущенных Т-55 (с учётом
копий и клонов) сравнимо с числом всех остальных танков, выпущенных в
мире после второй мировой войны. В настоящее время на вооружении
состоят около 40 000 танков, 20 000 из которых в рабочем состоянии.
Танк Т-55 является неофициальным
чемпионом мира по способности к ремонту в полевых условиях. Простота
конструкции обуславливает низкую стоимость машины и высокую боевую
эффективность. Кроме экономических и технических аспектов, существуют
также психологические моменты, связанные с танком Т-55. Среди них –
традиции, опыт подготовки не одного поколения специалистов, знающих
этот танк, привычка и очень большое количество (в ряде стран - до
нескольких миллионов) снарядов для 100 мм пушки Д-10Т2С, запасов
которых хватит ещё на долгие годы.
Но вечных машин не бывает. Танк,
созданный в 1956 году, на сегодняшний день не соответствует требованиям
подвижности и защищённости. Шасси практически исчерпало свой
модернизационный потенциал и не позволяет сколько-нибудь серьёзно
усилить бронезащиту, двигатель В-55 мощностью 580 л.с. не обеспечивает
необходимых динамических характеристик.
Естественно, для повышения боевых
характеристик машины и продления срока эксплуатации в ряде стран
осуществляется её модернизация.
В настоящее время наблюдается
устойчивая тенденция обращения заказчика к экономичным вариантам
модернизации Т-55. Основными направлениями модернизации являются
апгрейд башни, модернизация шасси с целью увеличения защиты, улучшения
динамических характеристик (путем установки более мощного двигателя,
модернизации трансмиссии и подвески).
Одним из примеров может служить
проводившаяся в рамках египетской программы "RAMSES-2" установка на Т-55
американского дизеля AVDS-1790-5A мощностью 620 л.с. и
гидродинамической трансмиссии TSM-304 (немецкая лицензионная RK 304).
Следует отметить, что простая замена силового блока не является
комплексным решением проблемы.
Возросший поток мощности,
пропускаемый через бортовые передачи и ходовую часть, не рассчитанные на
такие нагрузки, привёл к их поломкам.
Для бортпередачи это выкрашивание и
срезание зубьев шестерён, разрушение подшипников. В ходовой части
происходит срезание зубьев ведущего колеса, разрушение пальцев траков,
перегрев и разрушение резинового массива опорных катков, поломка
торсионных валов, выход из строя подшипников ведущих колёс, опорных
катков и направляющих колёс, вследствие перегрева нарушается работа
гидравлических амортизаторов. Замена всех этих узлов на усиленные
приведёт к увеличению стоимости модернизации машины до суммы,
сопоставимой со стоимостью современного танка.