Интервью генерального директора ООО «Военно-промышленная компания» Дмитрия
Галкина в программе «Генеральный план» Телеканала «Эксперт-ТВ». Ведущий Вячеслав Прунов.
Ведущий: Дмитрий Александрович! Одной из жертв иракской
компании стала американская боевая
машина пехоты М2 «Бредли », как ни старались пентагоновские конструкторы
как они не наворачивали ее, все
равно не смогли обеспечить достаточную
защиту от придорожных мин. И в результате, пересадили солдат на колесную
технику. Вы можете объяснить почему?
Есть
несколько причин, почему военные всего мира начинают склоняться к колесной
боевой технике и отказываться от гусеничной.
Сейчас за, последние десятилетия,
война приобрела несколько другой характер, она стала очаговой, высоко
мобильной, разделенной между собой. Нет
сплошных фронтов, а колесная техника
имеет большую мобильность и подвижность, имеет больший ресурс, что очень
важно, и позволяет перебрасывать в очень
короткие сроки людей на большие
расстояния. Гусеничная техника, как Вы
знаете, этими вещами не обладает.
Кроме
того, очень много локальных конфликтов происходит в городских условиях.
А мы понимаем, что в городских условиях, гусеничная техника проигрывает
колесной. А «Бредли», вообще не
очень удачный продукт, поэтому
американцы и сели сейчас на «Страйкеры». «Страйкер» - это колесная техника и
это хороший БТР.
Ведущий: Как правильно называют специальные бронеавтомобили,
которые защищены от подрывов и атак из засад?
Они
называются МРАР, английская
аббревиатура, а у нас они называются
«автомобиль с повышенной минной стойкостью и баллистической защитой»
Ведущий: Но ведь раньше задачу
транспортировки личного состава
выполняли БТРы еще со времен второй мировой войны? Где проходит граница боевого
применения БТР и МРАП?
БТР,
на сегодняшний момент, в боевом уставе,
это самостоятельная единица для ведения боевых действий. Раньше она такой не была. А МРАП – это
бронированное такси для личного состава. Будем так говорить. А БТР это машина,
которая выполняет полноценно боевые действия, решает огневые задачи, кроме того
- доставляет личный состав.
Ведущий:
Это сходящиеся
ветви развития или расходящиеся?
Это параллельные ветви развития. Эти машины
существуют рядом, параллельно. По задачам можно понять, кто заказчик главный.
Вот у МРАПА у нас главный заказчик
Министерство внутренних дел. А все - таки БТР- это Министерство обороны.
Потому, что МРАП это еще и участник
дорожного движения полноценный. У него есть номера. Есть ОСАГО. БТР не может по
нашему законодательству ездить по дорогам общего пользования без сопровождения.
А МРАП – может.
Кроме
того у всех МРАПов, все же, такой не боевой
вид. И МВД ставило нам одну из главных задач, что - бы она не пугала людей эта
машина. Все-таки если заедет куда- то в село при решении, каких- то
внутренних задач министерства внутренних дел БТР со своей пушкой или
пулеметом, и заедет наш БТР ВВ, который МРАП. Это разные вещи.
Ведущий: психологическая составляющая так же
имеет значение.
Да,
конечно. Все-таки для решения внутренних
задач пускать боевую технику, наверное, не совсем правильно.
Ведущий: А что дороже, БТР или МРАП?
Конечно
с учетом вооружения и тех систем,
которые в нем находятся, это системы управления огнем,
система прицеливания, тепловидения. Конечно БТР дороже. МРАП - дешевле. Только
вот за счет элементов боевого модуля, который стоит на БТРе.
Ведущий: Все ваши автомобили носят звериные
имена. Какой из автомобилей звериной
серии получился самым удачным?
Конечно,
начну с «Тигра». «Тигр»- машина, разрабатываемая в инициативном порядке, была в 2000 году представлена силовым
структурам. Мы ее делали, как сами понимали, и она получилась, но получилась с
очень большими замечаниями.
С
тех пор прошло много времени и министерство внутренних, дел совместно с нами, а
также Главное управление Министерства обороны, вместе с нами,
проработали очень много вопросов, недостатков. Прошли большой этап
испытаний, в том числе в боевых условиях, и на сегодняшний день, я считаю, что
машина получилась. Т. е. машина 2012 года, которая выпускается серийно, это не
машина 2000 года. Это совершенно другой автомобиль.
Очень
большой успех на экспорт у этой машины. На сегодняшний день более чем в 10
странах эта машина несет службу, как в полиции, так и в вооруженных силах.
Ведущий: Насколько защищены люди, которые
находятся внутри «Тигра»?
Люди
внутри «Тигра» защищены по третьему или пятому классу. У нас есть две
модификации «Тигров». Для МВД мы
поставляем по пятому классу защиты, для
Министерства обороны по третьему классу защиты и от ручной гранаты под днищем или колесом. Это имеется, в виду 0,6 кг в тротиловом
эквиваленте.
Ведущий:
поясните, что
такое третий и пятый класс.
Третий класс это
автоматная пуля. Пятый класс – это пуля СВД. Когда нас упрекают, что мы меньше
защищены, чем аналоги зарубежные, мы всем объясняем, что мы седлали машины
четко под заказ заказчика. Т. е. вот нам Министерство обороны выставило
техническое условие – мы по нему сделали.
На
сегодняшний день, мы в инициативном
порядке, сделали машину «Тигр 6 А». Эта машина позволяет защитить личный состав
по уровню защиты «6А». Это третий
уровень «Станага» натовского и позволяет защитить экипаж от подрыва под колесом
до 5 кг
в тротиловом эквиваленте. Подрыва не было. На сегодняшний день это
математические исследования. Но мы
обязательно подорвем эту машину, что бы удостовериться, что это так и есть.
Мы
готовы работать защищать и работать в увеличении защищенности экипажа.
Но у нас есть заказчик. Он нам должен официально выставить эти требования. Мы
работаем совместно с Министерством обороны, и я думаю, мы придем в ближайшее
время к пониманию этого вопроса.
Я
Вам скажу, что у нас два «Тигра» попали в засаду в Чечне в свое время. Причем
они перевозили важных людей, и попали в засаду. Были обстреляны из автоматов и
подствольных гранатометов. Обстреляны были с разных точек. У меня были фотографии этих машин. Просто
живого места на них не было. Обе машины ушли своим ходом и не был ранен даже не
один человек. Это показатель того что наши машины умеют воевать и умеют
защищать людей.
На
испытаниях, после подрыва гранат под колесом, «Тигр» всегда уходил своим ходом.
Если мы говорим о минах, то это уже другой разговор но здесь уже и цель другая.
Цель защитить людей. Машина, конечно,
останется недвижима, но люди будут жить.
Ведущий: «Волк» это что такое это дальнейшее развитие «Тигра» или это
другая машина?
«Волк»-
это машина, которая делалась не в инициативном порядке, а по заказу
Министерства обороны. Была открыта опытно конструкторская работа. Это машина
другого поколения. Это настоящий автомобиль. Если как мы сами это понимаем
«Тигр» это маленький БТР, и по
эргономике, и по поведению на дороге, то «Волк»- это полноценный автомобиль, с
защитой на уровне мировых стандартов, с эргономикой на уровне мировых
стандартов.
Здесь
есть одна проблема. «Тигр»- это серийно выпускаемый автомобиль, а «Волк», о нем
еще говорить рано потому что мы сделали
только первые три образца. Они прошли предварительные испытания. Получили мы
предварительные замечания. Эти замечания сейчас отрабатываются. Делаем мы
вторые образцы. И надеемся, что в течение года, мы закончим государственные
испытания.
Вот
когда мы закончим государственные
испытания, когда определится облик этой машины, тогда мы можем сказать,
получилась она или не получилась. Но нам кажется, что мы на правильном пути. И
те, образцы, которые были сделаны, они конечно, гораздо лучше, чем «Тигр». Мы
его у себя в компании называем «убийца «Тигра».
Но
вы понимаете, у нас вообще рынок наш он специфический. Потому, что машина, чем
лучше, тем дороже. Не все себе могут позволить. То же самое что происходит на
рынке БТРов. Не все могут позволить
купить БТР- 82, покупают БТР -80. Здесь
будет то же самое. У нас есть рынок и «Волка» и «Тигра». Будет, я имею, ввиду.
Что
касается «Медведя»- это первая машина в стране, которая подходит под категорию МРАП. Это первая
машина в стране, которая имеет, по уровню защиты «6А» и 11 кубов пространства. По ходовым
характеристикам, по защищенности, по эргономике, таких машин в стране не было.
Мы сделали первыми и министру внутренних дел и главкому внутренних войск, в
интересах кого мы делали эту машину, она очень нравится.
На сегодня мы
заканчиваем государственные испытания, и я думаю, что в следующем году, уже
будет опытно- промышленная партия. Как только возьмут на снабжение в
Министерство внутренних дел эту машину,
Министерство
обороны то же принимает косвенно участие в этом, оно тоже заинтересовано в этой
машине. Смотрит с осторожностью, потому что есть некая ревность ведомств,
но машина нравится, и они обещали тоже
посмотреть, после того как мы закончим
государственные испытания, посмотреть на ее судьбу в интересах Министерства
обороны. Очень много заказчиков интересуются этой машиной. Машина как
самолет, если она красивая - значит она хорошая, если нет- то можно делать все
что угодно.
Ведущий: Начальник Генштаба вооруженных сил
генерал армии Николай Макаров подчеркнул что, цитирую, «российский «Тигр» не
устраивает Министерство обороны по показателям защищенности экипажа. Сейчас
разрабатывается новая версия-« Волк». Но и она
пока не показывает нужных нам характеристик». И поэтому, в России, будет
производиться «Ивеко», в русской транскрипции, «Рысь». Кто сильнее русский
«Тигр» или итальянская «Рысь»? Вы как
военный человек, и как оборонщик, можете
объективно сравнить две этих машины?
Тот
же начальник Генерального штаба признает,
что мы по подвижности лучше, по проходимости лучше, по защищенности мы хуже.
Я это признаю. Это правда. Но еще раз повторю.
Мы делали машину строго по заказу Министерства обороны. Есть четкое ТТЗ. Вот мы и работали в рамках этого ТТЗ…. Ну и была выставка в Нижнем Тагиле и по
проходимости был «Тигр», за ним пошла «Рысь»
и всем было видно, включая Владимира Владимировича Путина, что там, где
проходит «Тигр», «Рысь» даже не пытается
пройти. По нашему мнению, все - таки, по
проходимости мы на первом месте.
Ведущий:
Есть известные ролики в
Интернете. По снежной целине.
Есть.
Но я сразу хочу сказать. Нечестно ругать чужую технику. Честно продвигать свою.
Ведущий: Я не предлагаю вам ругать. Я
предлагаю вам сравнить.
Сравнительные
характеристики того что мне известно. Первое. В «Тигре» может уместиться 10
человек. Это полноценное отделение. В LMV «Рысь»- с
трудом – пять в полной экипировке.
Но
как мне сказал один уважаемый человек: «Слушай ну машина хорошая в ней хорошо сидеть удобно все. Я, правда, не знаю,
как воевать. Наверное, в «Тигре» воевать
лучше». По моему мнению, воевать лучше на «Тигре»….
Министерство
обороны вправе выбирать. На сегодняшний день политика Министерства обороны:
«Ребята делайте! Если не можете, мы будем закупать альтернативу!» Наверное, как
простой заказчик, они правы. Это больше нас подстегивает делать лучше. Сегодня
не секрет, мы стали привлекать различные конструкторские бюро как внутри
страны, так и за границей. Вы знаете,
сейчас более, менее, все открылись. И
даже в области вооружений и военной
техники, мы имеем возможность смотреть, что у них есть. У них, конечно, есть
много преимуществ. Которых у нас, к сожалению пока нет.
Ведущий: Где мы сильнее, где мы
проигрываем?
Если
брать наших основных конкурентов в производстве
БТРов…
Ведущий: Как вы выглядите на их фоне?
Ведь
лучше всего показывает количество проданных машин на экспорт. Я сейчас не
говорю про внутренний рынок. Внутренний
рынок это специфическая вещь. Вот мы уже несколько лет подряд уверенно
держим второе - третье место на экспорт
среди всех производителей всего мира.
Мы все- таки не
проигрываем, а выигрываем.
Понимаете,
опять же не каждый может себе позволить «Мерседес». Да, конечно, машина
«Страйкер», «Пиранья». Опять же говорю, по эргономике, по оптике, по средствам
связи, они, наверное, лучше. «Подвижность- защищенность», у нас в БТРах, не хуже чем у них. Простота. Потому что мы
понимаем, что воюют - то солдаты. Это люди, которые обучались короткий срок.
Есть
рынки, куда до сих пор, не может попасть ни один из западных производителей.
Потому что цена - качество и те требования,
которые предъявляются к этим машинам, мы выходим вперед.
Ведущий: Значит на рынке легкой
бронетехники Соединенные Штаты, мы
уверенно занимаем второе место, там уже,
где то подбирается Китай, Но есть и феномен Украины. Посмотрите, что
происходит. Опять же, последние сообщения: «Завод имени Малышева получил
контракт на поставку 420 БТР-4 для армии Ирака, 121 БТР 3Е1 для армии Таиланда, а Николаевский
ремонтно-механический завод - основной претендент на поставку 600(!) БТР- 7 в
Арабские Эмираты! Как Вы оцениваете
харьковские изделия, и чем грозит России, украинская оружейная экспансия?
Мы
не видим украинской экспансии, при всем
моем уважении к КБ им. Малышева. И БТР- 3 и БТР -4, у них разная аббревиатура, это все-таки глубокая
модернизация БТР -80. Изначально, то количество «восьмидесятых», которые у них
были, они просто взяли и стали
модернизировать эти машины. Откуда появился БТР- 3 ,потом появился
БТР- 7.
У
них есть достоинства, у них есть боевое отделение «Шквал», так называемое, оно очень не плохое.
У них есть недостатки. Мы видим их. У них вот этот знаменитый иракский контракт
пролоббирован американцами. К сожалению, они его заваливают. Я бы так сказал.
Ведущий: Ну, вот было сообщение, что они отгрузили 62
БТРа.
Да. Они отгрузили.
Только на год позже. …. Мы не говорим, что их БТР плохой. Мы говорим, что их
БТР, что- то вторичное, я не говорю, что контрафакт, от нашего БТРа. А все вторичное – хуже. Все -
таки хуже. При этом мы тоже работаем с ними, в том числе. Мы общаемся с их конструкторами. Мы делимся. Вы знаете, ну не
конкуренты!
Китай,
с их машиной, которую выпускает корпорация « Норинко», наверное, может стать.
Не за счет своих технических характеристик, потому что они еще слабые, а за
счет подхода. У них подход к захвату рынка очень серьезный. Был сейчас тендер в одной из стран азиатских,
в который они вышли с таким предложением:
«Вы покупаете БТР, мы обозначаем
эту цены, но деньги вы не платите, мы вам поставляем бесплатно, а вы, в течение
5 лет, нам их отдаете траншем». Мы себе, к сожалению, такого позволить не
можем.
Ведущий:
А Китай может себе это позволить
А
Китай может себе это позволить. Это экспансия. Мы, за счет других качеств, все
- таки выиграли этот тендер. Но это такой звонок серьезный. Это серьезный
звонок. Почему? Потому, что те западные производители и конструктора, которые я
перечислил, это не совсем наш рынок.
Рынок - то в мире поделен. В том числе и по БТРам. Кто себе может позволить
это. Кто, по политическим соображениям, может купить у этого. А Китай- это как
раз наш рынок.
Ведущий:
Мы не заслуженно
оставили в стороне БТР-82 А. Расскажите об этой машине. Потому, что если
говорить о модернизации - это как раз удачный образец модернизации.
Министерство
обороны в конце девятого года сказало, что они с одиннадцатого года перестанут покупать
БТР-80, потому что он их уже не устраивает, что машина старая. Они правы
совершенно. Машина легендарная. Если вы
возьмете на рынке вооружений, то бренд
«восьмидесятого» не хуже чем
бренд автомата Калашникова. Это самый
воюющий БТР в мире. Но, тем не менее, все - таки восьмидесятого года машина. 30 лет. Ну,
сколько уже можно использовать и ездить на этом заделе. И мы приняли решение в
компании, в инициативном порядке, за
свой счет, но совместно с Министерством
обороны, потому что их нужно ТЗ.
Ведущий:
Но деньги были
ваши?
Деньги были наши. Это
полностью инициативная была работа. Мы провели вот эту глубокую модернизацию.
Машина внешне по корпусу не изменилась. Она изменилась по боевому отделению. Но
внутренне это другая машина совершенно.
Была
глубокая модернизация ходовой части. Был поставлен другой силовой агрегат более
мощный. Была серьезная модернизация проведена по защищенности личного состава,
по улучшению эргономики внутри. Но самое главное, это появилось новое боевое
отделение. Так называемый боевой модуль стабилизированный, с ночным видением, что повысило боевой коэффициент этой машины сразу в два
раза.
Ведущий. Вы говорите, что самое главное там
новый боевой модуль. Почему возникла необходимость поставить новый боевой модуль. Что он собой
представляет и какие у него возможности?
Это
современный боевой модуль. Начнем с того, что мы поставили 30
мм пушку. В БТР е
«восьмидесятом» это был пулемет. С
ручным управлением, без стабилизации,
без прицела ночного видения. Совершенно простое …бронированное такси, но на всякий случай, еще 2 пулемета, для того что бы отстреляться.
Конечно, по новым задачам, которые сухопутные войска ставят для себя, эта
машина не устраивала. Поэтому, этот боевой модуль, уже кроме того, что там стоят
30 мм
пушка, спаренный с ней пулемет, гранатомет, там самое главное, система
управления огнем, система прицеливания, система стабилизации современные,
новые. Это позволит экипажу выполнять те задачи, которые ставятся сейчас перед
ним Министерством обороны и сухопутных войск.
Ведущий: Ну, это военным языком. А по
простому. Могут ли они, например,
бороться с легкобронированной
техникой с вертолетами противника?
Конечно. Они могут
бороться с как с живой силой, так и с
легкобронированной техникой, так и с вертолетами, с низколетящими целями, будем
так говорить. Знаете, как рисуют машину и круги ее задач. То есть мы их
расширили, и машина стала гораздо
сильнее.
У
нас подписан государственный контракт на поставку этих машин.
Ведущий: на 2012 год есть Госконтракт?
На
2012 год есть Госконтракт, который подписан и мы эти машины производим. У нас
уже есть несколько контрактов на поставку этих машин на экспорт. Мало того. Мы
в прошлом году и в этом году в одну из стран поставили партию этих машин. Что
вообще беспрецедентно. Фактически с
первым заказом министерства обороны у нас был заказ для поставки этих машин на
экспорт.
Ведущий: То есть, Ваше предприятие
загружено?
На сегодняшний момент,
производственная программа на 2012 год
перегружена, я бы сказал.
Мы
занимаемся тем, что без увеличения количества людей, мы пытаемся увеличить
производительность, качество и я, поэтому, на ближайшее время за заводы
спокоен.
Ведущий: Давайте вернемся к
военно-техническому сотрудничеству. Путин
заявил, что, опять цитирую, «российские власти будут «аккуратненько
допускать инвесторов к приватизации предприятий ВПК. Ну, понятно, что Ваше
предприятие частное. Но, тем не менее, Вы бы хотели видеть в своем совете директоров американца
или китайца?
Не зависимо от того частные мы или не частные,
мы работаем по законам Российской федерации.
У нас заводы режимные. У нас есть Первый отдел. Мы допущены к
документам, содержащим государственную тайну. Здесь не зависит от владельца.
Есть закон. Американец может быть у меня в совете директоров или в любом руководстве, если у него есть
форма допуска. Но мы знаем, что американец
ее не получит, пока не станет российским гражданином. Они могут стать
акционерами. Но хотели бы Вы стать акционером, которого не допускают к
операционному управлению. Наверное, нет.
«Аккуратненько»,
я думаю, имелось в виду, следующее. Уже
говорил, что у нас нет некоторых компетенций. К сожалению. Что говорить? Нет
коробки автомата в стране. Весь мир ездит на коробках автоматах, хотя у нас
есть мнение пятьдесят на пятьдесят, что
для ведения боевых действий по
бездорожью нужна ручная коробка. Но, тем
не менее, все БТРы в мире на автомате. У нас нет такого автомата.
Необходимо
создать СП с известными производителями «Эллисон», «Катерпиллер», « Зэтеф», которые, в нашем
типоразмере имеют коробку эту автомат. И это СП, в интересах оборонного
предприятия, на территории Российской Федерации будет собирать коробку какого- то западного производителя.
Вот
что значит « аккуратно допускать». Конечно, это не то, что мы закупаем западную
технику и полностью ей заменяем нашу технику. Это ошибка. Это не про
государственному. Это не правильно. Но в нашей
технике, выпускаемой на нашей территории, иметь элементы совместных
производств. Мы «за», мы работаем с этим. Мы продвинулись в этом отношении.
Это, наверное, и есть «осторожненько».
Я Вам могу сказать, что есть пример, не хочу называть фамилии и фирмы, как один
иностранный акционер стал гражданином
России.
Ведущий: Специально?
Специально. Я знаю
этого человека лично . Что бы работать
полноценно, он известный очень человек. Он стал гражданином России. Вот сейчас
завершаются все бюрократические процедуры. Как вариант. Почему бы нет? Сейчас
российский рынок очень интересен. Люди, которые занимаются делом, это понимают.
У нас огромные объемы, у нас территории.
Ведущий:
Курирующий
оборонку вице- премьер Дмитрий Рогозин
сообщил, что военные и оборонщики, никак не могут договориться о формуле
цены. В чем причина разногласий? Как
синхронизировать армейский и заводской калькуляторы?
Здесь
нам все понятно. Мы хотим продать подороже. Мы продавцы. Покупатель хочет
купить по - дешевле. Это очень грубо.
Ведущий: Чудо за умеренные деньги
Да.
Ну, это грубо. Все оборонщики, все
держаться одной позиции: «Ребята дайте нам заработать до 25 процентов рентабельности, как записано
в законе. И мы вам будем давать и модернизацию производства, и мы вам будем
давать новые продукты. И мы вам будем повышение качества давать!» А что сейчас
происходит? Министерство обороны жестко контролирует головных исполнителей.
Тех, кто собирает финальный образец, а вторая и третья кооперация, она на
свободном коммерческом поле.
И
поэтому, когда мне Министерство обороны жестко фиксирует цены и говорит: «Я
подпишу с тобой контракт. Но эскалация цены у тебя не должна быть выше дефлятора, а зарабатывать
ты не должен больше вот стольки, мы вынуждены принимать эти условия иначе мы не
получим госзаказ. Но при этом, я с
поставщиками второй - третьей кооперации так разговаривать не могу. Они
коммерсанты.
Ведущий: а дальше эффект домино.
А
дальше эффект домино. Но понимает в чем проблема, ведь есть рычаги. Не надо
изобретать велосипед все это раньше работало. Контролировались все поставщики
до пятого уровня кооперации. Все это выстраивалось по порядку. Просто надо
договориться, и прийти к общему знаменателю.
Ведущий: На Красной площади, 9 мая ежегодно,
мы, на протяжении многих лет,
видим привычную технику: Т-90, БТР-
80, БМП-3. Но ведь в 2020 году, по брусчатке должна будет пройти совсем другая
техника. Так? Вот эти три платформы: тяжелая средняя и легкая. Том числе и колесная ваша легкая платформа. И
вы разрабатываете эту платформу. На
какие деньги ведутся научно-
конструкторские разработки?
Эта
опытно-конструкторская работа проходит за деньги государства. Заказчик -
Министерство обороны. Вообще, тенденция последних лет, что любые ОКРы проходят где – то, пятьдесят на
пятьдесят. Пятьдесят- инициативно вкладываем мы. Пятьдесят
дает государство. Эта работа
пока, что 100 процентов финансируется государством. Так как работа закрытая, к сожалению, я много о ней
рассказывать не могу.
Ведущий: Главнокомандующий сухопутными
войсками российской федерации Александр постников заявил, что уже в будущем
году российские вооруженные силы
получат первые образцы новейшего БТРа «Бумеранг». «Бумеранг»- это и есть та
самая легкая боевая платформа?
Это
не легкая. Это можно говорить. Есть три работы, которые распределены между
тремя производителями: «Армата», «Курганец» и «Бумеранг». Одна из главных задач - максимальная унификация в этих трех
платформах. Если мы говорим о «Бумеранге»- это не машина и это не БТР. Это
платформа. Это семейство машин, в котором будет: тяжелая машина, танк на колесах, в котором будет боевая машина
пехоты с соответствующим вооружением, в которой будет БТР. Это я вам все говорю про «Бумеранг». И
всякие машины технического и тылового обеспечения. Тоже, самое будет в
«Курганце» и то же самое будет в «Армате». Это не легкая платформа, а средняя, что «Курганец», что «Бумеранг»- это
средняя платформа. Это будет целое семейство.
И
действительно, первые образцы, опытные, к концу следующего года должны появиться. У нас у первых ,
«Курганец»- чуть позже, «Армата» – чуть позже. Они позже подписали контракт.
Ведущий: Про «Армату» мы, что- то знаем,
немного знаем про «Курганец», а про «Бумеранг»- ничего не известно. Чем вы напугаете врагов и удивите союзников?
Если
вы немного знаете. Хоть это колесная машина, с предыдущими БТРами у нее будет
сходство только колесной формулой
8 х 8. Все остальное, это будет
современнейшая машина, с совершенно другими принципами, с совершенно другим
боевым отделением. Наконец- то мы решим
задачу, которую нам поставил министр: сделать
как во всем мире выход десанта сзади, то есть, аппарель.
Это
будет машина с дистанционным боевым управлением, с выносным, т.е. без экипажа. Т.е это будет современный, современный боевой
автомобиль.
Ведущий: Сохранит ли БТР «Бумеранг»
характерные для советских БТРов обводы
корпуса, углы наклона брони? Или это будет совсем другая техника?
Это
будет совсем другая техника. Сохранит
только колесную формулу 8 х 8. Все
обводы, весь внешний облик будет совсем
другой, чем у легендарных БТРов, которые мы выпускали раньше.
Ведущий: Все
с ноля?
Все
с ноля. Это совершенно новый, это не модернизация, ни какие- то повторения, это
даже не использование тех наработок,
которые были наработаны в БТР 90. Это
новая машина.
Ведущий: Я знаю, что названия опытно- конструкторским работам даются довольно странно. Но, тем не
менее, почему «Бумеранг»? Потому что днище V-образное?
Нет!
Раньше, не открою большой тайны, эта работа называлась «Гильза». В своем первом
варианте. Но потом мы подумали гильза - то, холостая какая- то. А «Бумеранг»
потому, что «Гильза» закрылась, а
«Бумеранг», потому - что вернулись.
Ведущий: Конструкторам предстоит совместить
несовместимое. БТР должен быть
легким, для того что бы плавать, и быть
авиатранспортабельным. Он должен быть тяжелым, чтобы нести мощное вооружение и
чтобы защищать солдат….. Что придумали конструкторы, что бы разрешить эти
неразрешимые задачи.
Не
конструкторы здесь изначально. Здесь изначально военные должны сказать то, что
им надо….
Ведущий: А что военные сказали? Какую
машину они попросили Вас сделать?
Они
попросили сделать машину плавающую, за что с министром у них идет внутренний
конфликт. В машине обязательно должны быть бойницы. Потому, что если машина
плавающая, и у нее есть бойницы, это сразу, на порядок, уменьшает защищенность
экипажа….
Могу
открыть, не государственная это тайна, в части защищенности, мы в этой работе
собираемся использовать новые материалы. Это, так называемая, керамическая
броня, которая с металлической броней имеет коэффициент 05- 06, при той же
защищенности. Применение новых материалов внутренних для защищенности от
осколков. Это применение новых металлов и сплавов. Это сейчас тоже
прорабатывается…
Что
касается веса и защищенности и применяемости -
придумана съемная броня. Т.е. это три модификации машины в нашей
платформе – это легкая, средняя и тяжелая. Вот если конструктора находят
возможность, что бы средняя машина плавала, то тяжелая, конечно, плавать уже не
будет. Но зато у нее будет супер защищенность, танковая пушка и эта машина
будет решать немного другие задачи.
Ведущий: Вот еще один важный момент, на
который бы я хотел обратить Ваше
внимание. Тенденция последних лет вот какая. Большими оборонно-промышленными
комплексами руководят не кадровые оборонщики, а например гражданские финансисты, банковские деятели.
Вы вообще из армии пришли. Как Вы считаете, кто должен руководить оборонными
предприятиями?
Я
не знаю такого вуза, который бы выпускал руководителей оборонных предприятий.
Тот опыт, который приобретен мной за 16 лет в оборонке, он мне позволяет
сказать, для себя хотя бы, что я стал оборонщиком, а уж там пусть судят другие.
Поэтому,
в принципе… человек должен болеть за дело человек должен быть обучаемым человек
должен иметь организаторские способности и человек должен создать команду
профессионалов, которая бы закрывала все направления в его работе.
Ведущий: Какие цели Вы ставите для себя как генеральный директор?
Какая у вас программа- максимум?
Если
взять с точки зрения заработка для компании, то зарабатывать те деньги, которые
позволят компании процветать. Если брать с точки зрения производственной
программы, то у нас есть цель, есть понимание. Мы должны выйти на производство
тех тысяч специальных автомобилей в год, как это было при советской власти. Но
качественно это должны быть другие машины.
С
точки зрения человека, который участвует в создании новых боевых машин –
создать такие боевые машины, что бы они были конкурентоспособны не только по
цене, но и по совсем другим качествам
любым мировым лидерам в этом сегменте.
Ведущий: Дмитрий Александрович, а Вы
верите, что мы сможем за ближайшие 8 -10
лет, действительно, перевооружится и стать сильной страной, в плане армии, и
экономически?
Мы
можем. Потому что западные партнеры, когда приезжают на завод, они первый час ходят, молча, с открытым ртом. Они
никогда не думали, что в России, за такой короткий срок, машиностроение, а
машиностроение одна из самых тяжелых отраслей, которые нужно было поднять из
тех руин, в которых мы были, так поднялась. Мы реально вышли уже на европейский
уровень. Теперь нам компетенций инжиниринговых добавить и я считаю, мы в
состоянии.
Ведущий: А,
в страну Вы верите? Вы верите, что
за 8- 10 лет оборонщики смогут
обеспечить армию современной и сверхсовременной
техникой?
Я
верю. В «сухопутную» промышленность, верю точно. Просто мне тяжело рассуждать
про «стратегов». Я их не очень хорошо
знаю, потому, что там все - таки,
приборостроение. Я, в этом, не очень разбираюсь. А по машиностроению я считаю,
что да. Если мы пойдем вместе. …Я вам
скажу, при выборах Президента, это же не
просто так Путина поддерживало именно
машиностроение. Он же реально очень многое сделал для развития машиностроения.
Причем лично. Он ездил по заводам,… он знает директоров почти всех в лицо. Если
так будет продолжаться, то думаю да. Мы сможем.