21
июля исполняется 90 лет Леониду Николаевичу Карцеву — легендарному
советскому конструктору танков. Под его непосредственным руководством
отечественное танкостроение в послевоенные годы обеспечивало нашей
стране в условиях «холодной» войны международный военный паритет.
При разработке танков он чутко реагировал на веление времени и военных угроз со стороны вероятных противников, последовательно внедряя передовые конструктивные решения. К ним относятся противоатомная защита танков, стабилизация вооружения, ночные приборы наблюдения и прицеливания, оборудование для преодоления водных преград по дну и ряд других прогрессивных технологий и конструкций, которые значительно опережали технические решения зарубежного танкостроения.
Им был положен научно-технический задел в создании одного из самых массовых за всю историю танкостроения танка Т-72, признанного лучшим танком мира второй половины XX века.
Справочно
Леонид Николаевич Карцев родился в селе Скомово Гаврилово-Посадского района Ивановской области в крестьянской семье.
По окончании средней школы в 1939 г. он поступил в Ивановский энергетический институт. После окончания второго курса института Леонид Николаевич был призван в армию и в августе 1941 г. стал курсантом танкового училища в г. Саратове. В 1942-м году он с отличием оканчивает Саратовское танковое училище, затем работает в военной приемке на Горьковском автозаводе. Вскоре Карцев был направлен на фронт, где воевал в составе 45-й гвардейской танковой бригады 1-й танковой армии под командованием М. Катукова, которая принимала участие в Проскурово-Черновицкой, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях
Войну Леонид Карцев прошел в должности помощника командира танковой роты по технической части, а окончание войны Л.Н. Карцев встретил под Берлином в качестве командира роты технического обеспечения, где проявил себя как перспективный инженер.
Боевые заслуги Карцева были отмечены орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина» и другими.
В военные годы Леонид Николаевич досконально изучил устройство отечественных танков и танков наших союзников, ознакомился с конструкцией боевых машин Германии. В это же время он приобрел бесценный опыт по эксплуатации, ремонту и восстановлению танков в условиях войны, что в дальнейшем позволило ему успешно решать сложные задачи по созданию образцов бронетанковой техники, обладающих высокой надежностью и ремонтопригодностью.
В августе 1945 г. он поступает на инженерный факультет Военной академии бронетанковых и механизированных войск, где под руководством высококвалифицированных специалистов изучает дисциплины по теории, конструкции и расчету танков и их механизмов. В1949 году, окончив академию с золотой медалью, Леонид Николаевич в составе группы из пятнадцати выпускников получает назначение в конструкторское бюро (КБ) Уральского танкового завода в Нижнем Тагиле (завод № 183). Он попадает в группу трансмиссии, руководителем которой тогда был один из основных разработчиков трансмиссии танка Т-34, лауреат Сталинской премии Абрам Иосифович Шпайхлер, а главным конструктором завода — один из создателей легендарного танка Т-34 Герой Социалистического труда А.А. Морозов.
В марте 1953 года Карцев назначается главным конструктором Уральского танкового завода. Леониду Николаевичу в это время был всего 30 лет. Он становится самым молодым среди танковых главных конструкторов.
Под его руководством был создан ряд образцов отечественной бронетанковой техники, а именно танки Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, ракетный истребитель танков ИТ-1, а также получен научно-технический задел по созданию танка Т-72, получившего признание не только в нашей стране, но и за ее пределами. Все перечисленные работы, как правило, начинались Карцевым в инициативном порядке.
Отметим, что первая серия танков Т-54 была выпущена еще в 1946 году и направлена в части 5-й гвардейской танковой армии. Однако вскоре из войск начали поступать рекламации на машину. Учитывая это, Иосиф Сталин дал указание остановить производство танка с сохранением выплаты заработной платы рабочим и инженерам, и в двухлетний срок провести работы по улучшению конструкции и повышению технологичности производства танка. Благодаря этому производство танков Т-54 не только возобновилось, а стало нарастать с каждым месяцем, и Советская Армия получила на вооружение танк, верой и правдой прослуживший целых 40 лет!
Танк Т-54 образца 1951 года получил распространение за пределами СССР и производился по лицензии в Польше, Чехословакии и Китае.
Создавая танк Т-55, Карцев впервые в мире подошел к созданию танка как к комплексной многофункциональной боевой машине. Ему удалось найти «золотое сечение» в связке: двигатель, силовая передача, ходовая часть. Это обстоятельство сыграло важнейшую роль в развитии советских танковых войск на десятилетия вперед. Поэтому, несмотря на солидный возраст, и в настоящее время танки Т-55 состоят на вооружении Вооруженных Сил России Украины, а также Израиля, КНДР, Индии и еще многих стран Восточной Европы, Азии и Африки.
Леонид Николаевич всегда старался быть на самых передовых рубежах науки и техники. Это он выступил инициатором создания 115-мм гладкоствольной танковой пушки и установки ее в танк Т-62.
Следует отметить, что в 1962 году на одном из опытных танков вместо дизеля в КБ Уралвагонзавода был применен газотурбинный двигатель. Это был первый в мире танк с такой моторно-трансмиссионной установкой, позволивший практически оценить некоторые свойства этого типа двигателей при их установке в танк. Опытный образец танка получил обозначение «Объект 167Т», ставший прообразом хорошо известного сегодня танка Т-80.
Глубокое понимание основных тенденций развития и творческий подход к разработке позволили. Карцеву за короткий срок создать семейство танков с высокими боевыми и техническими характеристиками, находящимися на уровне того времени, и подготовить предпосылки для создания танков нового поколения.
Если оценивать по критерию «эффективность-стоимость», то танк Т-72 сравнить не с чем. В настоящее время советской танк Т-72 остается лидером по числу вариантов модернизации и является «знаковым» для танкостроения последней четверти XX столетия.
Имя Леонида Николаевича Карцева вписано в когорту замечательных советских танковых конструкторов. Его имя известно во всем мире, а дела его являются гордостью страны.
При разработке танков он чутко реагировал на веление времени и военных угроз со стороны вероятных противников, последовательно внедряя передовые конструктивные решения. К ним относятся противоатомная защита танков, стабилизация вооружения, ночные приборы наблюдения и прицеливания, оборудование для преодоления водных преград по дну и ряд других прогрессивных технологий и конструкций, которые значительно опережали технические решения зарубежного танкостроения.
Им был положен научно-технический задел в создании одного из самых массовых за всю историю танкостроения танка Т-72, признанного лучшим танком мира второй половины XX века.
Справочно
Леонид Николаевич Карцев родился в селе Скомово Гаврилово-Посадского района Ивановской области в крестьянской семье.
По окончании средней школы в 1939 г. он поступил в Ивановский энергетический институт. После окончания второго курса института Леонид Николаевич был призван в армию и в августе 1941 г. стал курсантом танкового училища в г. Саратове. В 1942-м году он с отличием оканчивает Саратовское танковое училище, затем работает в военной приемке на Горьковском автозаводе. Вскоре Карцев был направлен на фронт, где воевал в составе 45-й гвардейской танковой бригады 1-й танковой армии под командованием М. Катукова, которая принимала участие в Проскурово-Черновицкой, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях
Войну Леонид Карцев прошел в должности помощника командира танковой роты по технической части, а окончание войны Л.Н. Карцев встретил под Берлином в качестве командира роты технического обеспечения, где проявил себя как перспективный инженер.
Боевые заслуги Карцева были отмечены орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина» и другими.
В военные годы Леонид Николаевич досконально изучил устройство отечественных танков и танков наших союзников, ознакомился с конструкцией боевых машин Германии. В это же время он приобрел бесценный опыт по эксплуатации, ремонту и восстановлению танков в условиях войны, что в дальнейшем позволило ему успешно решать сложные задачи по созданию образцов бронетанковой техники, обладающих высокой надежностью и ремонтопригодностью.
В августе 1945 г. он поступает на инженерный факультет Военной академии бронетанковых и механизированных войск, где под руководством высококвалифицированных специалистов изучает дисциплины по теории, конструкции и расчету танков и их механизмов. В1949 году, окончив академию с золотой медалью, Леонид Николаевич в составе группы из пятнадцати выпускников получает назначение в конструкторское бюро (КБ) Уральского танкового завода в Нижнем Тагиле (завод № 183). Он попадает в группу трансмиссии, руководителем которой тогда был один из основных разработчиков трансмиссии танка Т-34, лауреат Сталинской премии Абрам Иосифович Шпайхлер, а главным конструктором завода — один из создателей легендарного танка Т-34 Герой Социалистического труда А.А. Морозов.
В марте 1953 года Карцев назначается главным конструктором Уральского танкового завода. Леониду Николаевичу в это время был всего 30 лет. Он становится самым молодым среди танковых главных конструкторов.
Под его руководством был создан ряд образцов отечественной бронетанковой техники, а именно танки Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62, Т-62А, ракетный истребитель танков ИТ-1, а также получен научно-технический задел по созданию танка Т-72, получившего признание не только в нашей стране, но и за ее пределами. Все перечисленные работы, как правило, начинались Карцевым в инициативном порядке.
Отметим, что первая серия танков Т-54 была выпущена еще в 1946 году и направлена в части 5-й гвардейской танковой армии. Однако вскоре из войск начали поступать рекламации на машину. Учитывая это, Иосиф Сталин дал указание остановить производство танка с сохранением выплаты заработной платы рабочим и инженерам, и в двухлетний срок провести работы по улучшению конструкции и повышению технологичности производства танка. Благодаря этому производство танков Т-54 не только возобновилось, а стало нарастать с каждым месяцем, и Советская Армия получила на вооружение танк, верой и правдой прослуживший целых 40 лет!
Танк Т-54 образца 1951 года получил распространение за пределами СССР и производился по лицензии в Польше, Чехословакии и Китае.
Создавая танк Т-55, Карцев впервые в мире подошел к созданию танка как к комплексной многофункциональной боевой машине. Ему удалось найти «золотое сечение» в связке: двигатель, силовая передача, ходовая часть. Это обстоятельство сыграло важнейшую роль в развитии советских танковых войск на десятилетия вперед. Поэтому, несмотря на солидный возраст, и в настоящее время танки Т-55 состоят на вооружении Вооруженных Сил России Украины, а также Израиля, КНДР, Индии и еще многих стран Восточной Европы, Азии и Африки.
Леонид Николаевич всегда старался быть на самых передовых рубежах науки и техники. Это он выступил инициатором создания 115-мм гладкоствольной танковой пушки и установки ее в танк Т-62.
Следует отметить, что в 1962 году на одном из опытных танков вместо дизеля в КБ Уралвагонзавода был применен газотурбинный двигатель. Это был первый в мире танк с такой моторно-трансмиссионной установкой, позволивший практически оценить некоторые свойства этого типа двигателей при их установке в танк. Опытный образец танка получил обозначение «Объект 167Т», ставший прообразом хорошо известного сегодня танка Т-80.
Глубокое понимание основных тенденций развития и творческий подход к разработке позволили. Карцеву за короткий срок создать семейство танков с высокими боевыми и техническими характеристиками, находящимися на уровне того времени, и подготовить предпосылки для создания танков нового поколения.
Если оценивать по критерию «эффективность-стоимость», то танк Т-72 сравнить не с чем. В настоящее время советской танк Т-72 остается лидером по числу вариантов модернизации и является «знаковым» для танкостроения последней четверти XX столетия.
Имя Леонида Николаевича Карцева вписано в когорту замечательных советских танковых конструкторов. Его имя известно во всем мире, а дела его являются гордостью страны.