понедельник, 20 августа 2012 г.

Нижний Тагил испытывает командирский танк. Впереди "Кавказ-2012"

   В Нижнем Тагиле проходит испытания командирский танк. Об этом сообщается в электронной версии газеты "Связист" на сайте Концерна "Созвездие".
 Как известно, на базе основного боевого танка Т-90А создана модификация АК, оснащенная  дополнительным связным и навигационным оборудованием, средствами отображения тактической обстановки программно-технического комплекса управления танковым батальоном, интегрированного в единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ).
 
 Это машина во много раз превосходит более раннюю версию Т-90К, принятую на вооружение в июне 1994 года.
 Также на сайте концерна сообщается, что скоро 5-я отдельная мотострелковая бригада, где несколько лет находится в опытной войсковой эксплуатации ЕСУ ТЗ,  примет участие в стратегических командно-штабных учениях "Кавказ-2012".
 Одной из главных задач учений является отработка применяемых в современных войнах сетецентрических видов боевых действий с использованием новых автоматизированных систем управления (с привлечением средств электронной и космической разведки и связи, беспилотных летательных аппаратов, высокоточного оружия и т.п.).
 "Уже в августе большая часть подразделений 5 омсбр будет отправлена в Ашулук, - рассказывает Виталий Ветер, руководитель НТУ, работающий в составе научно-технического центра "Оперативное и тактическое звено". - Сегодня наши сотрудники проводят окончательную дефектовку изделий. Главная задача - оказать помощь в подготовке машин к проведению учений".
 
 На сегодняшний день большая часть недостатков системы управления тактического звена, выявленных в ходе проведения межведомственной комиссии (МВК), устранена, однако остались замечания, работа по которым завершается.
 Разработанная в Концерне "Созвездие" ЕСУ ТЗ вышла на этап завершающей проверки МВК - заключительный перед принятием окончательного решения по дальнейшей судьбе системы и изделий, из которых она состоит. 

воскресенье, 19 августа 2012 г.

Противодесантная операция

Перевооружение ВДВ приостановлено

2012-07-27 / Николай Александрович Брагин - полковник запаса; Константин Валентинович Ращепкин - полковник запаса.
 
  Михаил Левшунов, Владимир Шаманов и Николай Макаров на полигоне под Новороссийском в 2009 году, когда у военачальников был общий взгляд на проблемы.
Фото предоставлено авторами

Ближайшая осень, похоже, станет поворотным моментом в судьбе ВДВ – именно в эти сроки должна наконец окончательно определиться судьба боевой машины десанта четвертого поколения БМД-4М, ставшей причиной серьезных разногласий между командованием ВДВ и Генштабом. Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров, как известно, категорически против этой машины, а командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов настаивает, что альтернативы ей нет. При этом конфликт уже вышел за рамки Минобороны. Поддержавший десантников вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин проинформировал о ситуации президента России Владимира Путина, и реакция Верховного Главнокомандующего не заставила себя ждать. На прошедшем в Сочи совещании, посвященном перевооружению Сухопутных и Воздушно-десантных войск, президент России отметил, что задержка с принятием на вооружение новой боевой машины десанта недопустимо тормозит развитие всех подсистем вооружения ВДВ, и потребовал объяснить, «почему не выполнено задание госпрограммы в части касающейся разработки и поставок бронетехники ВДВ».
Действительно, почему машина, которую десантники уже второй год должны получать по «Государственной программе вооружений до 2020 года», пока даже не прошла государственных испытаний?

«ВОЕВАТЬ УЖЕ НЕЧЕМ…»

Начнем с того, почему эта боевая машина так необходима Воздушно-десантным войскам.
Так уж сложилось, что наиболее сложные боевые задачи на любой войне поручают десантникам. Они, считается, и более подготовлены, и справятся лучше пехоты. Даже ощутимо уступая ей в огневой мощи. У ВДВ ведь ни танков, ни серьезной артиллерии, ни «залпового огня». И придают им все это лишь во время позиционных боев. Когда же требуется стремительный бросок к месту боя, десантура воюет тем, что имеет. А имеет она боевые машины БМД-1 и БМД-2, 120-мм самоходное орудие «Нона» и гусеничный БТР-РД с противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). При этом в десантном полку лишь шесть противотанковых БТРов, а стреляющая на 8 км «Нона» не сравнится с сухопутными «Гвоздикой» (15 км), «Мстой» (30 км) и «Акацией (17 км). Поэтому роль боевой машины в ВДВ значительно выше, чем в располагающей арсеналом более мощных огневых средств пехоте. Только «алюминиевые танки», как десантники зовут свои боевые машины, уже не по одному разу выработали ресурс, прошли по два-три капитальных ремонта и, самое главное, давно не соответствуют требованиям современной войны.
Так, БМД-1 приняли на вооружение еще в 1969 году. Ее недостаточная бронезащищенность и обитаемость (внутри очень тесно) прогнозировались уже на стадии конструирования, но создание машины под самолет Ан-12 ограничивало по весу и габаритам. Отсюда и езда «на броне». В тесном корпусе долго не высидишь, а наверху и свободно, и при подрыве уцелеть больше шансов. Ну, а в современной экипировке в эти машины уже не влезть. И как хочешь, так и воюй – либо без нее на машинах, либо пешими, но в новых бронежилетах и касках. Или как в Чечне: скарб внутрь, а сами на броню под пули.
Еще один недостаток «копейки» проявился в Афганистане, где огневой мощи БМД-1, вооруженной 73-мм орудием, двумя ПТУР «Малютка» и тремя 7,62-мм пулеметами, не хватало даже для поражения сидящих в глиняных дувалах афганцев. Из-за чего десантников в Афганистане пересадили даже на БМП-2 – боевую машину пехоты с 30-мм автоматической пушкой.
В 1985-м появилась вооруженная этой пушкой, но сохранившая прежнюю базу БМД-2. Высокая скорострельность, автоматическое заряжание, боекомплект из 300 снарядов и более мощные противотанковые ракеты выгодно отличали «двойку» от предыдущей машины. Однако оба захода в Чечню показали, что и ее вооружения маловато. Для увеличения дальности и эффективности поражения живой силы противника требовался больший калибр, а высокие поражающие возможности ПТУР «Фагот» и «Конкурс» нивелировались необходимостью остановки машины для их установки на башне и пуска. Ну а ко второй чеченской кампании эти пролежавшие на складах по 15 и более лет ракеты еще советского производства начали все чаще отказывать. Они или вообще не сходили с направляющих, или падали, не пролетев и 100 метров. Другие же ПТУР на БМД-1 и БМД-2 не поставишь. В результате в Грузии огневая немощь ВДВ предстала явнее некуда. И хотя судьбу пятидневной войны решили десантники, блицкриг им удался не благодаря, а вопреки технической оснащенности. Победили, что называется, за счет репутации. Потому что крепко поприжавшие поначалу нашу пехоту грузины разбежались при появлении десантуры.
– А могли бы нанести нам существенный урон еще на марше, – признается командир дивизии полковник Владимир Кочетков, без боя взявший городок грузинской мотопехотной бригады в Сенаки.
В общем, здорово, конечно, что легенды о ВДВ живут и побеждают, но вернемся к реалиям. А они таковы:
– С 30-мм пушкой и одним через раз срабатывающим ПТУРом на башне наша машина не конкурентоспособна в современной войне. И в случае конфликта серьезнее чеченских кампаний воевать, по большому счету, нам нечем, – не скрывает проблему командующий ВДВ Герой России генерал-полковник Владимир Шаманов.
И приводит в одной из газет пример: «Во время пятидневной войны в местечке Подгорье в засаде стояла российская рота. Мимо нее шла колонна грузинских Т-72. У наших на направляющих четыре ПТУР, за пусковыми установками – офицеры. Но ни один не нажал на спуск. Вспомнив, как на полигоне из пяти таких установок не срабатывали четыре, они просто не решились атаковать».
Понять офицеров можно: не сработай пара ракет, и грузинские танки испепелили бы огрызнувшуюся по ним зеленку. А если бы не мы, а противник бил из засады? Или десантники столкнулись с грузинской танковой ротой лоб в лоб? Наши бы остановились, вынули установки ПТУР из машин, установили их на башнях… А вот целиться бы уже не пришлось. Потому что одному танку с подготовленным экипажем достаточно пары минут, чтобы разнести все 10 машин парашютно-десантной роты.
Отсюда и тревога командующего ВДВ, войска которого традиционно первыми бросают реагировать на любую угрозу. А всем БМД-1 и БМД-2 помимо их огневой немощи еще и по 35–40 лет…
Есть, правда, в ВДВ еще два батальона на БМД-3 постройки 1990-х годов. Только из-за развала СССР эту машину с ненадежным шасси не довели до ума и поэтому не брали ни на одну войну. Не делают погоды и два десятка 125-мм самоходных противотанковых пушек «Спрут», производство которых в прошлом году «зарубил» Генштаб.
Словом, встреться завтра голубым беретам действительно серьезный противник – кроме десантного клича «Никто, кроме нас!» противопоставить ему будет нечего. Поэтому как воздух нужна новая боевая машина.
И такая машина есть.

БМД С ТАНКОВОЙ ОГНЕВОЙ МОЩЬЮ
Новейшая боевая машина десанта БМД-4М с дополнительной бронезащитой.
Фото предоставлено авторами

Идея создать десантируемую машину с высокой огневой мощью появилась еще во время афганской войны, но реализована была в 2004 году с принятием на вооружение БМД-4.
А до этого, в 1990-м, появилась БМД-3 с 30-мм пушкой, но более габаритной, чем у ранних моделей базой, позволявшей уже и свободно в ней размещаться, и десантироваться с расчетом внутри. Это было прорывом: БМД-1 и БМД-2 «бросали» только с двумя десантниками. Остальные прыгали сами и уже на земле искали машины. «Тройка» же могла вступать в бой или начинать марш сразу после приземления. В общем, машина была оптимальной для рейдов в тылу противника, но для общевойскового боя ей по-прежнему не хватало огневой мощи. А ВДВ из войск для действий в тылу врага с каждой новой войной все очевиднее превращались в главную ударную силу Российской армии. Но даже когда пятидневная война с Грузией показала слабость десантной техники, Минобороны по-прежнему игнорировало БМД-4. Потому что ее первая версия представляла собой новый боевой модуль, установленный на «сырую» базу БМД-3.
Да, ее вооружение впечатляло. К 30-мм пушке добавилось 100-мм орудие с дальностью стрельбы осколочно-фугасным снарядом до 7 км и возможностью стрелять из закрытых огневых позиций. Ночной прицел обеспечивал работу в тумане и ночью, а выстреливаемые на ходу через ствол управляемые противотанковые ракеты поражали любые бронеобъекты на расстояниях до 5,5 км, что позволяло уничтожать танки, не входя в зону поражения их оружием! Однако из-за ненадежности шасси машина так и не пошла в серию.
А десант пошел в Грузию на стареньких «двойках».
Но история БМД-4 на этом не закончилась. Ставший в 2007 году ее новым головным производителем, Курганмашзавод провел глубокую модернизацию этой машины. Для большей защищенности ей сделали новый корпус, а для улучшения шасси и унификации с машинами Сухопутных войск поставили ряд агрегатов боевой машины пехоты. Так появилась БМД-4М, сочетающая в себе сильнейший комплекс вооружения и надежность шасси давно эксплуатируемой БМП-3.
– БМД-4М нас абсолютно устраивает, и перевооружение на нее надо начинать как можно скорее, – говорит командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов.
Однако против модернизированной «четверки» выступил начальник Генерального штаба.
НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ
Но из-за чего вошедшая в «Государственную программу вооружения до 2020 года» с одобрения НГШ машина была потом им отвергнута?
Прокомментировать ситуацию мы попросили представителей сокращенной в 2011 году службы вооружения ВДВ Михаила Левшунова и Андрея Бернгардта.
В 2006 году полковник Левшунов стал заместителем командующего ВДВ по вооружению, а в 2008-м – единственным, кого за победу в Грузии министр обороны удостоил генеральского звания. Потому что бронетехника ВДВ отработала на войне без сбоев, в то время как 58-я армия растеряла едва ли не половину своей по пути к Цхинвалу. Но не меньше звания Левшунова радовало решение о перевооружении ВДВ. Ведь на старых «копейках» и «двойках» воевать было все сложнее. Но лед тронулся! «Четверку» доводили до нужных кондиций, начались работы по созданию на ее базе семейства специальных машин. С начальником Генштаба, утвердившим «Концепцию развития техники и вооружения ВДВ до 2025 года», было абсолютное понимание...
Пока в Генштабе не появилась другая концепция – создания тяжелых, средних и легких общевойсковых бригад, различающихся и техникой, и решаемыми задачами.
– В 2010-м, – рассказывает Левшунов, – нам предложили отказаться от БМД-4М в пользу одной из перспективных машин. Но мы убедили начальника Генерального штаба, что 25-тонная БМП «Курганец» подойдет пехоте, но не Воздушно-десантным войскам. Во-первых, не имеющим тяжелого вооружения ВДВ нужна машина с более высокой огневой мощью (а «Курганец» вооружат 30-мм пушкой. – Прим. авт.), а во-вторых, наша «четверка» весит 13,8 тонны, и это предел, позволяющий самолету брать на борт три машины.
В результате начальник Генштаба и министр обороны подписали утвержденную затем президентом РФ «ГПВ-2020», предусматривающую полное перевооружение ВДВ на БМД-4М и созданную на ее базе специальную технику. Всего десантники за 10 лет должны были получить порядка 1700 единиц бронетехники. Но вместо первой партии новых машин прошлым летом получили решение Генштаба об отказе от серийных поставок БМД-4М из-за ее «недостаточной защищенности».
– Это известие, – рассказывает бывший руководитель военно-научного комитета ВДВ полковник запаса Андрей Бернгардт, – грянуло для нас громом среди ясного неба. Ведь модернизацию БМД-4 в БМД-4М, которую Курганмашзаводу предложили провести за свой счет, в 2007 году утвердил не кто-нибудь, а генерал армии Николай Макаров! Он же, будучи замминистра по вооружению, определил и параметры обновленной машины, в том числе по защищенности на обстрел и подрыв. Все они были достигнуты, и при модернизации обошлись предприятию в 200 миллионов рублей.
Теперь же эти параметры задирались до нереальных, казалось бы, величин. И хотя концепция применения десантируемой и легкой БМД-4М предполагала брать не защищенностью, а «длинной рукой», командующий ВДВ предложил промышленности выполнить новые требования Генерального штаба.
И промышленность справилась! Сумев увеличить защищенность машины за счет вручную прикрепляемых к корпусу дополнительных бронелистов. Дело в том, что техника ВДВ должна ездить и даже плавать со средствами десантирования. А это почти 2 тонны, вместо которых машину снабдили навесными защитными модулями. В результате у БМД-4М стало два варианта бронирования: обычный – для выброски с парашютом, и усиленный – для участия в наземных операциях и десантирования посадочным способом. Проведенные испытания новой бронезащиты показали, что увеличенные параметры защищенности машины на обстрел и подрыв достигнуты. Так, например, заключение Научно-исследовательского испытательного центра бронетанковой техники 3-го ЦНИИ МО РФ констатировало увеличение противоминной защиты днища с 0,7 до 3 кг в тротиловом эквиваленте, а лоб корпуса и башню, державшие выстрел 23-мм пушки с 500 метров, было теперь не пробить уже и со 100 метров.
Однако, когда командующий ВДВ представил в Генштаб результаты испытаний дополнительной бронезащиты «четверки», НГШ сказал, что все равно считает БМД-4М недостаточно защищенной машиной и никакого перевооружения на нее не будет.

АРГУМЕНТЫ ГЕНШТАБА И ТЕХ, КТО ВОЮЕТ

Но в чем причины подобного отношения начальника Генерального штаба к новой боевой машине десанта? Если дело в защищенности, то ее уже дважды доводили до заданных им параметров. И как тогда объяснить проводимую вместо покупки новой техники модернизацию БМД-1, при которой эти давно отбегавшие свое машины оснащают башней БМД-2? Только в 2012–2013 годах так «модернизируют» более 250 БМД-1, защищенность которых втрое ниже, чем у «четверки». Но Генштаб не против такого перевооружения ВДВ. Получается, дело не в защищенности. Но тогда в чем?
– БМД-4М не примут на вооружение, потому что она не вписывается в концепцию создания перспективной техники для тяжелых, легких и средних бригад, – пояснил наш источник в Минобороны. – Легкие соединения однозначно посадят на колеса, базовой машиной для средних бригад станет перспективный колесный БТР «Бумеранг» или перспективная гусеничная БМП «Курганец», а тяжелые получат технику на танковой базе «Армата». Пока эта техника будет создаваться, никакая другая приобретаться не будет. Армия «доносит» то, что имеется. Десантникам же модернизируют их старые боевые машины, в придачу к которым позднее поставят еще и бронеавтомобили «Рысь», для чего Министерством обороны уже подана заявка о дополнительном включении в гособоронзаказ на 2013–2015 годы 2,5 тыс. этих бронеавтомобилей.
«Рысь», или Ivecco LMV M 65, – это выпускаемый на одном из бывших заводов Минобороны по итальянской лицензии и из итальянских комплектующих бронеавтомобиль с пулеметом на крыше. Эта способная перевозить до четырех человек 7-тонная машина не плавает, развивает скорость до 130 км/ч и имеет такой же запас хода, как БМД-4М (500 км).
– Наверное, это хорошая машина для патрулирования, но не для боя. В Грузии и Чечне нам не хватало даже нашей 30-мм пушки, а теперь нам предлагают вместо нее пулемет? – недоумевает один из командиров полков ВДВ, прошедший все три войны на Кавказе.
– Ни «Рысь», ни «Тигр», ни БТР-90 для ВДВ не подходят, потому что войскам нужна десантируемая машина с мощным вооружением, – поясняет командующий ВДВ генерал-полковник Шаманов. – Не патрульная, а боевая машина для современного общевойскового боя.
Но почему тогда не подождать несколько лет появления еще более вооруженных и защищенных машин, как это предлагает Генштаб?
– Потому что в отличие от пехоты нам, кроме боевых машин, воевать просто нечем, – поясняет начальник штаба ВДВ Герой России генерал-лейтенант Николай Игнатов. – Потому что мы ориентированы на действия в отрыве от основных сил, на действия на чужой территории. И там нам никто ничем не поможет. С чем летим, на том и воюем. А вся наша техника скоро встанет колом! Создавать единую машину для ВДВ и Сухопутных войск не будут из-за ограничений по весу, накладываемых на нас десантированием. Бронезащита пехотных машин всегда будет выше. Наша БМД-4М с людьми и боеприпасами весит меньше 14 тонн, а американская «Брэдли» и немецкая «Пума» – 37 и 43 тонны. По весу это практически танки. Будем наращивать защиту БМД – тоже получим танк. Но танк нам не нужен! Наша машина десантируется и плавает. При этом она ориентирована на уничтожение бронеобъектов противника на расстояниях, превышающих дальность их стрельбы. А пробивается сегодня любая броня. Наверное, в будущем сделают машину и лучше, но до 2020 года ничего лучшего нам не предложат. Воевать же нам уже не на чем! И никто лучше нас не знает, какой должна быть наша боевая машина.
Остается лишь добавить, что с минной угрозой можно бороться не только наращиванием защищенности, но и развитием инженерной разведки. Может быть, именно в этом направлении Генштабу активизировать нашу промышленность?..
А теперь посмотрим на проблему в экономическом ракурсе. Одна БМД-4М со 100-мм орудием при серийном производстве обойдется Минобороны в 64 млн. руб. Стоимость «Рыси», для сравнения, 20 млн. 300 тыс. руб., а «модернизация» 35–40-летних БМД-1 до уровня чуть менее устаревшей БМД-2 обходится в 16 млн. руб. При этом бронетехнику ВДВ сейчас автоматизируют: боевые машины оснащают цифровыми радиостанциями, системой навигации и бортовыми компьютерами, позволяющими командирам машин видеть на компьютерном мониторе свое местоположение и соседей, а также обмениваться с ними текстовыми и графическими сообщениями. Дело, конечно, нужное. Только в этих старых машинах и так было негде сидеть! А после автоматизации в БМД-2 не влезает уже и один из семи десантников. При этом стоимость одного такого комплекта – 15 млн. руб.! А значит, переделка двух БМД-1 в БМД-2 вместе с их автоматизацией тянет на 62 млн. руб., то есть практически на стоимость одной современной машины. А теперь спросите любого офицера с боевым опытом, что он выберет на войне: 10 неспособных поразить противника, но укомплектованных электронными картами БМД-2 или пять машин с современным вооружением? Ответ очевиден даже для невоенного человека. Однако, отказывая десантникам в современной технике, ВДВ продолжают автоматизировать и перевооружать на БМД-2. И к концу 2013 года Воздушно-десантные войска будут полностью обеспечены боевой машиной образца 1985 года!

НУЖНЫ ЛИ ВДВ?

– Если в ближайшей перспективе не получим БМД-4М, в современной войне сможем рассчитывать лишь на роль партизан-диверсантов, – категоричен в оценке командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов.
Вникнув в ситуацию, понимаешь, что он не сгущает краски. Ведь в зависимости от перевооружения на современную технику прогнозируется и будущее ВДВ. Пересев на БМД-4М, десантники останутся главной ударной компонентой сил общего назначения, их по-прежнему будут бросать реагировать на любую угрозу, поручая самые сложные боевые задачи. Если же десантникам в придачу к боевым машинам времен афганской войны добавят лишь новые бронеавтомобили, а пехоту вооружат современной бронетехникой, неминуемо разделение труда: Сухопутные войска – для общевойскового боя, ВДВ – для диверсионных и противодиверсионных задач. Сохранять их родом войск тогда не имеет смысла, и на их основе в округах скорее всего сформируют по паре мобильных бригад. И хотя такой вариант еще никем не озвучивался, похоже, именно он читается в отношении Генштаба к перевооружению ВДВ.
Логика в разделении задач между Сухопутными и Воздушно-десантными войсками, безусловно, присутствует. Но не будем забывать, что мотострелки у нас и раньше были вооружены серьезнее десантуры. Только вот задачи при этом почему-то решали «слабо вооруженные» голубые береты. Ну как тут не вспомнить, например, что 1 января 1995-го из штурмующих Грозный частей в город прорвались только два батальона ВДВ, а 131-я мотострелковая бригада и 81-й мотострелковый полк потеряли на городских улицах почти всю свою бронетехнику? А кто в августе 1999-го остановил в Ботлихском районе Дагестана Басаева и Хаттаба? Почему это сделали не «Грады» и «семьдесятдвойки» стоящей в Буйнакске 136-й мотострелковой бригады, а десантники новороссийской дивизии? Именно голубые береты первыми подоспели тогда к Ботлиху на своих стареньких немощных боевых машинах. И что с того, что 58-я армия в августе 2008-го имела арсеналы самых мощных огневых средств, если судьбу кампании все равно решила прилетевшая десантура? Нелогично, но факт: за счет какой-то особой «психологии победителей» ВДВ, ощутимо уступая пехоте в вооружении, за 30 последних лет превратились в самую сильную, ударную когорту сил общего назначения. Так стоит ли ее убивать?
А какой военачальник сравнится по боевому опыту с героем трех войн на Кавказе Шамановым? И кто лучше него может знать, какая техника нужна вверенным ему Воздушно-десантным войскам?
– Вопрос, получим ли мы БМД-4М, – это вопрос будущего войск, вопрос, который звучит так: нужны завтра ВДВ или нет? А по этому поводу требуется уже не военное, а политическое решение, – сказал недавно в одном из своих интервью командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов.
И такое решение, похоже, не за горами. Потому что, выслушав на совещании в Сочи аргументы начальника Генерального штаба о нецелесообразности принятия на вооружение БМД-4М, президент России Владимир Путин поручил проработать этот вопрос межведомственной комиссии во главе с Дмитрием Рогозиным. И доложить ему по завершении ее работы все доводы за и против новой боевой машины десанта. А значит, окончательное решение по БМД-4М, по логике событий, останется за самим Главковерхом. Так что, хоть Генштаб и приостановил перевооружение ВДВ, последнюю точку в этой истории ставить пока еще рано.
Источник


пятница, 17 августа 2012 г.

Международное тактическое учение Кол­лективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона «Рубеж-2012»

текст и фото: Владислав Белогруд
 На прошедшем совместном тактическом учении с подразделениями из состава Кол­лективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР) «Рубеж-2012» (полигон Чебаркуль, Челябинская область) приняло участие более тысячи военнослужащих и около 100 единиц военной техники.
  Впервые на практике была отработана переброска Кол­лективных сил быстрого развертывания с одновременным выходом в заданный район подразделений. Так, мотострелковое подразделение ЦВО, совершив 300 километровый марш по дорогам общего пользования, в течение светового дня вышло в базовый район, сразу приступив к выполнению учебной задачи. В то же время подразделения от Вооружённых Сил Кыргызской республики и республики Таджикистан, переброшенные военно-транспортной авиацией России, соединившись с нашими войсками, составили группировку КСБР ЦАР. 
Нововведением стала оперативная переброска подразделений дружественных войск без вооружения с получением военной техники и стрелкового вооружения на месте с последующей ее пристрелкой и проверкой навыков ее использования принимающей стороной. С технической стороны новшеством стала обкатка тактических действий недавно полученной ЦВО батареи 120-мм самоходных артиллерийских установок 2С23 «Нона-СВК» и перспективного автономного полевого лагеря, технологичная оснащённость которого в состоянии обеспечить всестороннюю комфортность пребывания личного состава в нестационарных условиях.
В частности, в полевом лагере военнослужащим предоставлена возможность проживать в палатках, оснащенных системой автоматической регулировки температурного режима; питаться в полевой столовой, по внутреннему антуражу и оснащению не отличающейся от образцовых стационарных мест коллективного приёма пищи; поддерживать потребности личной гигиены в изолированных местах, располагающих системой разнотемпературного водоснабжения. 
Новая прачечная имеет на входе контейнер для белья на стирку, на выходе – контейнеры с уже выстиранным бельем. В период подготовки к строевому смотру на учении использовали это оборудование. За 3 часа – у солдат сухая форма, под утюг отправляется 25 кг белья. За один заход в стиральной машине можно постирать форму более двух артиллерийских дивизионов. Офисные модули-контейнеры оснащены соответствующим комплектом рабочей мебели. На палатки командного состава установлены кондиционеры, для личного состава – печки. Имеется двухмодульный медицинский контейнер для организации приема больных. Все пневмокаркасы заземлены, что исключает случаи поражения молнией личного состава. Лагерь также полностью автономен в плане энергоснабжения и т.д.
 В ходе проведения определённой замыслом учения совместной антитер­рористической операции в рамках розыгрыша практических действий с боевой стрельбой по блокированному условному базовому району НВФ нанесено огневое поражение с уничтожением материально-технической базы боевиков. На отряды НВФ численностью до 250 человек каждый, предпринявшие антиблокирующие действия, ударами авиации, огневыми налетами артиллерии, огнём танковой роты с рубежа, а также в ходе высадки тактического десанта, было оказано огневое воздействие. Затем состоялась высадка тактического воздушного десанта для захвата господствующей высоты и не допущения деблокирования бандгрупп. В дальнейшем подразделения КСБР ЦАР вели наступательные действия.
На завершающем этапе учения подразделения КСБР ЦАР согласно легенде разыграли два тактических эпизода. Блокирование и ликвидация базового района вооруженных бандформирований. Выдвижение и преследование отходящих групп противника, а также ликвидация разрозненных групп с применением воздушного тактического десанта в ходе преследования.
 После обнаружения разведкой автомобильной колонны бандформирования, насчитывающей более 20 машин, был нанесен бомбовый удар звеном самолетов Су-24 и парой вертолетов Ми-24. Боевики, в свою очередь, закрепились в заброшенном населенном пункте «Ветрово», превратив его в укрепленный базовый лагерь. КСБР ЦАР провели блокирование района. Во избежание бессмысленных потерь с предложением сдаться вертолетом Ми-8МТ были сброшены листовки, с этой же целью под прикрытием БТР-80 в действие вступила звуковещательная станция БРДМ-2-ЗС. Артиллерийская батарея СГ 2С3М «Акация» произвела залп по возможным путям отхода боевиков. В дальнейшем артиллеристы работали в интересах атакующих подразделений по выявляемым ими целям. Под прикрытием дымовых завес подразделения батальонной тактической группы Вооруженных сил России вышли на рубеж штурма базового лагеря «Ветрово». Следующим шагом стала задача под прикрытием огня танков Т-72 и БТР-80 ворваться в лагерь боевиков и вступить с ними в ближний бой. Используя штурмовые группы, мотострелки ворвались в лагерь боевиков, завязался бой в застройке городского типа. 
По резервам бандформирований, пытающихся прорваться к блокированному «Ветрову», звено самолетов Су-24 нанесло бомбовый удар. На пути выдвижения бандитов под прикрытием пары Ми-24 вертолетами Ми-8 на высоту «Полигонная» высажены подразделения тактического десанта вооруженных сил Кыргызстана и Таджикистана. Для уничтожения отходящих боевиков вместе с мотострелковыми подразделениями на БМП-2 с левого фланга на огневую позицию была выдвинута батарея 120-мм самоходно-артиллерийских установок Нона-СВК. Под прикрытием артиллерийского огня танковая рота на танках Т-72 совместно с мотострелками и тактическим десантом осуществила преследование и уничтожение отходящего противника.
В розыгрыше практических действий с боевой стрельбой приняли участие подразделения от Вооружённых Сил Кыргызской республики и республики Таджикистан на БМП-2, от Вооружённых Сил России мотострелковый батальон на БТР-80 с танковой ротой на Т-72Б, артиллерийская батарея «Нона-СВК» и дивизион СГ 2С3М2 «Акация», 6 вертолётов Ми-24 и Ми-8, 4 самолёта Су-24.

Военный музей в Венском арсенале

Фоторепортаж Кирилла Колесниченко
  Недалеко от центра австрийской столицы находится интереснейший культурно-исторический объект – Венский арсенал, в одном из корпусов которого располагается военный музей.
Здесь очень хорошо чувствуется дух былого имперского величия и грозной военной мощи Австро-Венгерской империи – и в архитектуре зданий, и в скульптурах героев и полководцев в главном вестибюле музея, и в самих залах, и даже в массивных дверях на входе. Конечно же, в таком музее множество интересных экспонатов и экспозиций, включая уникальные образцы.
Организационно музей состоит из внутренней экспозиции и небольшой выставки В и ВТ снаружи. Внутренняя экспозиция разделена на тематические залы и весьма подробно и обстоятельно рассказывает о различных периодах военной истории Австрии.
 Очень интересен зал, посвященный военно-морской тематике. Хотя Австрия выхода к морю не имеет, но перед началом Первой Мировой войны австро-венгерский флот был одним из сильнейших в мире. В экспозиции представлены модели кораблей различного периода. Особенно впечатляет огромная разрезная модель линкора «Вирибус Унитис» в масштабе 1:25 – здесь можно в деталях увидеть все отсеки корабля, орудийные элеваторы, машинное отделение, убранство кубриков и кают и т.д. Постройка модели, в которой были задействованы восемь специалистов судоверфи СТТ в Триесте, заняла три года – с октября 1914 по октябрь 1917 г.
 Ровно через год после окончания постройки модели – 1 ноября 1918 г. ее «прототип» – линкор «Вирибус Унитис» был потоплен итальянскими боевыми пловцами в главной базе Австро-Венгерского флота в Поле. При этом вместе с кораблем погибло 400 членов экипажа. Можно добавить, что итальянцы потопили корабль, находившийся в подчинении Югославского национального совета, поскольку 31 октября австро-венгерский флот перешел в его распоряжение.
В центре зала установлено ограждение рубки подводной лодки австро-венгерского флота U-20, погибшей в Первую Мировую – 2 июля 1918 года она была торпедирована итальянской подлодкой F-12, весь экипаж погиб. В начале 1960-х гг. ХХ века лодка была обнаружена, и 21 июня 1962 поднята, останки экипажа перезахоронили со всеми подобающими воинскими почестями, а рубка лодки и ряд приборов, документов и личных вещей экипажа заняли почетное место в музее.
 В военно-морской экспозиции также представлены планы и схемы морских сражений, картины на морскую тематику, образцы морской униформы различного периода, и, конечно же, десятки моделей боевых кораблей.
Очень подробно и наглядно показана и рассказана история Первой Мировой войны и роль в ней Австро-Венгрии. На мой взгляд, данная экспозиция может по праву считаться одной из самых подробных и интересных в мире – здесь, например, выставлен автомобиль, в котором был застрелен эрцгерцог Франц-Фердинанд, а также его костюм, бывший на нем в день убийства – глядя на него, ясно видишь повод к жестокой войне с миллионами жертв. В залах экспозиции можно увидеть форму и оружие всех стран-участниц конфликта, включая Россию, много орудий различного калибра и назначения, включая тяжелые гаубицы, аэроплан, грузовик, бронеколпаки из крепостей со следами снарядных попаданий –в общем, здесь можно узнать о Первой мировой если не все, то почти все.
 Отдельный зал посвящен Второй Мировой войне, в которой австрийцы приняли активное участие – и вновь ощутили на себе все ужасы той войны. Но видимо особенно запомнился Сталинград – часть военнослужащих австрийского происхождения, призванных в Вермахт, попала в самое пекло боев, и то, что они там пережили, ощущается даже со стендов – из писем, фотографий и воспоминаний.
Здесь, помимо стрелкового оружия, формы, документов и плакатов, личных вещей и наград стран Антигитлеровской коалиции и Оси выставлен немецкий гусеничный тягач RSO, противотанковые орудия – германская противотанковая пушка РаК-40 и 88-мм зенитка FLaK-36, югославская М-42 (советская ЗиС-3), американский джип «Виллис», немецкий легкий автомобиль «Кюбельваген», полугусеничный мотоцикл и радиоуправляемая танкетка «Голиаф», под потолком подвешен немецкий легкий связной самолет «Физлер-Шторьх» Fi-156 и т.д.
 Переходя к наружной экспозиции, нельзя не упомянуть старинные пушки – трофеи различных войн, рядами выстроенные вдоль стен арсенала. Перед входом в музей экспонируются два самолета шведского производства, состоявшие на вооружении ВВС Австрии – истребители Сааб J-29 «Tunnan» и Сааб J-35 «Draken».
В экспозиции автомобильной, бронетанковой техники и артиллерии на заднем дворике можно увидеть практически все образцы БТТ, состоявшей на вооружении австрийской армии после Второй Мировой, а также технику стран НАТО и ОВД.
Самым интересным экспонатом можно назвать опытный экземпляр легкого танка «Кирасир» австрийской разработки, а также его серийный образец и эвакуационную машину на его базе. Последняя представляет собой обычный танк с демонтированной башней и установленным крановым оборудованием и используется для обслуживания наружных экспозиций музея.
 В серийном образце «Кирасира» обращает на себя внимание покрытие горизонтальных поверхностей корпуса в местах, где перемещается экипаж, специальным резиновым составом – чтобы танкистам не поскользнуться на гладких и ровных поверхностях.
Сам танк представляет собой скорее мобильную самоходку, и в силу достаточно удачного сочетания боевых качеств – хорошей проходимости, достаточно совершенной СУО и высокой огневой мощи пользовался определенным успехом на международном рынке вооружений.
«Кирасир» поставил и своеобразный рекорд по длительности серийного производства для легких танков стран Запада – машина, разработанная в конце 60-х годов, выпускалась до конца века – с 1971 по 2001 год. Для сравнения британский «Скорпион» выпускался в 1971-1996, французский АМХ-13 в 1952-1985.
 Здесь же можно увидеть довольно редкий танк-истребитель английского производства «Чариотер», также состоявший на вооружении австрийской армии, «Центурион» и целый ряд машин на его базе, американские М-24 «Чаффи» и М-47, немецкий истребитель танков –носитель ПТУР «Ягдпанцер», Т-34-85 польского производства и Су-100 – чехословацкого.
В общем, посещение военного музея Вены очень интересное и полезное дело, а магазин военных сувениров, кафе и удобное расположение делает его еще и очень приятным!

"Арсенал Отечества"

Как ни странно, в России, имеющей мощнейший военно-промышленный комплекс, не так уж и много профессиональных изданий, объективно освящающих данную тематику. В этой связи, мы приветствуем выход в свет первый номер нового журнала - "Арсенал Отечества".  Поздравляем редакцию с этим знаменательным событием. Надеемся, что самыми ударными темпами "Арсенал Отечества" выйдет в лидеры российских печатных изданий, работающих в тематике ВПК.

Уважаемые читатели, коллеги и друзья!

Имею честь представить Вам первый номер журнала «Арсенал Отечества», учрежденный с целью поддержки развития оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных сил, формирования патриотического общественного мнения. Реформирование оборонно-промышленного комплекса и военной организации государства нуждаются в обеспечении этих мероприятий в информационном пространстве. Мы намерены осуществлять информационно-аналитическую поддержку государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса, военного строительства, предприятий и организаций, заинтересованных в реформировании ОПК, инновационном развитии промышленности. Мы считаем, что патриотическая позиция в деле укрепления военной безопасности России должна в равной мере учитывать интересы силовых ведомств, оборонно-промышленного комплекса и гражданского общества. Только триединство армии, ОПК и общества обеспечит  
успешное решение сложных задач. Замысел проекта сформировался среди военачальников Вооруженных сил и ветеранов оборонно-промышленного комплекса, действующих руководителей и специалистов ОПК, а также в сообществе журналистов и экспертов, которые хорошо знают ситуацию в ОПК и ВС РФ, стоят на твердых патриотических позициях.Редакционный совет журнала объединяет известных военачальников, ученых и специалистов, обладающих глубокими знаниями и огромным практическим опытом. Редакционный коллектив журнала укомплектован профессиональными журналистами и экспертами. Мы ждем от читателей заинтересованного и квалифицированного участия в формировании редакционной политики, мы всегда открыты для предложений и дискуссий.Тематический профиль журнала включает три
блока: оборонно-промышленный комплекс; Вооруженные силы; военная история, военные знания, геополитика и стратегия.
Имея многолетний опыт работы с предприятиями оборонно-промышленного комплекса и других отраслей промышленности, обладая глубоким пониманием их проблем и задач, имея фундаментальные знания в области вооружения, военной техники, промышленного производства и экономики, профессионально владея полным спектром инструментов и методов работы в отечественном и мировом медиа-пространстве, мы планируем занять достойное место среди профильных средств массовой информации и завоевать доверие читателей.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор МУРАХОВСКИЙ
 Журнал «Арсенал Отечества» зарегистрирован в Государственном комитете по печати Российской Федерации. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-49162 от 27 марта 2012 г.

Распространение: рассылка в профильные органы власти и госуправления; предприятия ОПК; посольства и торгпредства; зарубежные и отечественные выставки ВВТ; индивидуальная подписка по ближнему и дальнему зарубежью

четверг, 16 августа 2012 г.

Индийский танк Арджун Мк.2


 Индия является крупнейшим партнером России в области военно-технического сотрудничества. Однако что мы знаем о индийских планах и перспективах? Есть ли в них место России? Об этом рассказал очень интересный материал индийского блога LIVEFIST. Сегодня мы предлагаем русскоязычному читателю его перевод. Честно сказать, по прочтении есть над чем задуматься не только простому обывателю, но и российским официальным лицам, принимающим решения в области ВТС, разработки и производства сухопутных вооружений.
Индийский танк Арджун Мк.2
Автор: Atul Chadra для журнала FORCE
Ченнаи, Авади. После трех десятилетии разработок, Индийский ОБТ "Арджун" буквально возродился как Финикс из пепла, удивив даже самых скептических наблюдателей. В прошлом году Арджун обошел Т-72 и Т-90 состоящие на вооружении Индийской армии, в испытаниях, в которых участвовали лучшие экипажи и технический персонал.
Журнал FORCE посетил Управление Исследований и Разработок Боевых Машин (CVRDE) для эксклюзивного детального обзора проекта. Мы узнали, что Арджун Мк.2 существенно улучшенный и более боеспособный танк, чем Арджун Мк-1, но одновременно с этим он слишком тяжел, и таким образом ограничивает регионы где он может быть развернут Армией. И это делает его непригодным следуя операционным требованиям Индийской Армии к ОБТ. По словам P.Sivakumar, директора CVRDE, "вес Арджун мешает ему быть развернутым во всех регионах, требуемых Армией".
Имея это в виду, улучшенные возможности Арджун Мк.2 все же, кажется, поставили Армию в затруднительно положение. Что делать с танком, который быстр, метко стреляет в движении, относительно хорошо защищен, но слишком тяжел, чтобы быть развернутым в пустыне недалеко от границы с Пакистаном в качестве замены Т-72 или Т-90? Как ни парадоксально, в то время как сам танк продемонстрировал высокую скорость и мобильность, его вес не позволяет ему служить там, где этого захочет Армия. Арджун Mk.2 будет весить около 67 тонн, и это фатально ограничивает оперативную эффективность танка в Индийской Армии.
Танк слишком тяжел, чтобы быть развернутым вдоль границы с Пакистаном. Он не в состоянии эффективно проходить по  местности, заполненной природными и/или искусственными препятствиями или регионами пересеченными реками и каналами. Это исключает большинство мест в штате Раджастан, Пенджаб и гористой местности сектора J&K.
Это вынудило Армию определить области, где Арджун может быть безопасно развернут и области, где оперативные части смогут базироваться. Это, вероятно, означает, что Арджун не будут сражаться вместе с Т-90 и Т-72. Так же он, конечно же, не будет частью ударных корпусов Индийской Армии, так как может легко увязнуть на незнакомой местности. Это противоречит философии танковых соединений, которые планировались для проведения мобильных наступательных операций в глубине вражеской территории. В отличие от Т-шек, которые были переброшены по воздуху на большие высоты, например Лех, и даже за границу, Арджун не могут быть переброшены по воздуху транспортными самолетами Ил-76 и C-130 J Индийских Военно-Воздушных Сил. C-17 Globemaster, который будет внедрен в ВВС Индии (IAF) имеет максимальную грузоподъемность 75 тонн, которая недостаточна для перевозки 67-тонного Арджун Mk.2 с сопутствующим вспомогательным оборудованием.
Во время визита корреспондента в CVRDE в Авади в штате Тамилнад, было очевидно, что несмотря на все усилия весьма преданной команды конструкторов и ученых, Арджун вряд ли когда-либо будет заказан в значительных количествах Индийской Армией - которой по операционным планам нужно около 3500 танков. Общие заказы на Арджуны на сегодняшний день составляют 240 машин (124 Mk.1 и 116 Mk.2). Больший заказ будет означать необходимость выделения дополнительных ресурсов - что, по всей видимости, этого Армии делать не хотелось бы.
По состоянию дел на текущий момент, первые Арджун Mk.2 начнут сходить с конвейера на заводе Тяжелых Транспортных Средств (НVF) в Авади, через два с половиной года (30 месяцев) после размещения заказа. Сам заказ, вероятно, будет оформлен к концу года, и первые танки Mk.2 поступят на службу в 2016 году. HVF Авади планирует производство 30 танков в год. Таким образом, все 116 танков будут доставлены до 2020 года. Если работы по производству ОБТ Будущего (FMBT) начнутся прямо сейчас, то первые танки могли бы быть готовы к службе примерно в 2025 году. До тех пор Армия, будет выполнять свои задачи танками Т-90 и модернизированными Т-72, которые в любом случае имеют необходимую инфраструктуру для подготовки кадров, производства и ремонта.
 Основные улучшением в Арджун Mk.2, является его способность запуска ракет из ствола орудия. Это было продемонстрировано в 2004 году, ПТУРом LAHAT от компании Israel Aerospace Industries (IAI). Но танк на тот момент не имел встроенную систему Лазерного Слежения за Целью - Laser Target Tracker (LTT). Эта система находится в настоящее время в завершающей стадии проверок и демонстрируется оператору. Армия также попросила больше типов боеприпасов для Mk.2. Номенклатура включает снаряды с термобарической боеголовкой, которые будут разработаны в Индии. Термобарические боеголовки создают устойчиво высокое и интенсивное давление и могут быть использованы против бункеров и фортификационных сооружений, в то же время, нанося минимальный ущерб окружающей местности. Армия также попросила два типа практических снарядов, а так же холостые снаряды для церемониальных нужд. Эти снаряды уменьшат износ ствола во время учений. В плане защиты, Mk.2 будет иметь полную фронтальную Динамическую Защиту (ДЗ) и так как совместимость была желательна, то ДЗ будет иметь такую же структуру как на Т-шках. Организация Оборонных Исследований и Разработок (DRDO) новое взрывчатое вещество для снаряжения элементов динамической защиты, взамен российского, что делается с целью получения лучших показателей защищённости. Новая начинка для элементов ДЗ разрабатывается в Исследовательской Лаборатории Высоко-Энергетичных Материалов (HEMRL). Эти ВВ будут использоваться в ДЗ для танков Арджун, Т-90 и Т-72. Системы Активной Защиты (APS), которые помогут избежать атаки, как путем обмана датчиков противника (soft-kill), так и путем  физического разрушения подлетающих боеголовок (hard-kill) - также будут интегрированы в Арджун Mk.2.
В этом направлении для размещения на Арджун Мк.2 рассматривается израильская система «Трофи». Также танк будет оснащаться плугом(тралящими средствами –GKh) для подрыва мин нажимного и кантатного действия. Сиденье водителя на Арджун Mk.2 в настоящее время подвешено к крыше. По сравнению с прикреплённым к полу как на Mk.1 - это обеспечивает лучшую противоминную защиту. Вместе с ДЗ, с противоминным плугом весом 3 тонны и другими ожидаемыми дополнениями, вес MK.2 увеличится с 62 до 67 тонн. Подвеска была вновь переработана чтобы выдерживать нагрузку до 70 тонн. Для удовлетворения жалоб по быстрому износу траков гусениц, новые пересмотренные траки будет иметь увеличенную длину зацепов (19 мм), а катки стали немного больше. Траки импортируются из Германии, но все остальное отечественного производства. Двигатель на Мк.2 останется прежним. С оригинальной силовой установкой с Mk.1, была достигнута максимальная скоростью 72 км/ч. Для Mk.2  конечная передача была изменена за счет увеличения передаточного числа от 4,4 до 5,3, а максимальная скорость теперь снизилась до 58,5 км/ч, но крутящий момент и тяга доступная между треком и поверхностью были увеличены и теперь могут справляться с  повышенным весом. Несмотря на увеличение веса, CVRDE утверждает, что ускорение лучше, чем у Mk.1, при одинаковом потреблении топлива.
Проект Арджун Mk.2 также перенес серьезный удар в связи с несчастной кончиной Главного конструктора GK Kumaravel несколько месяцев назад. Kumaravel погиб в дорожно-транспортном происшествии, в Покхран где он находился для испытаний Арджун Mk.2. Он управлял проектом Арджун и планировалось, что в будущем он займет пост директора CVRDE. Он сыграл ключевую роль в развитии и интеграции систем на  ОБТ Arjun Mk II. Проект Арджун теперь будет вести V. Balamurugan. Самой большой проблемой, с которой сталкиваются Арджун и почти все другие отечественные проекты, является заказ на небольшое количество - что мешает инвестициям в производство и необходимое станочное оборудование. Sivakumar сказал FORCE, что: "Большее количество имеет важное значение для снижения цен, установления процесса, хороших механизмов контроля качества и последовательности в производстве". Это также причины из-за которых, как он говорит, заказы обязательно должны существовать. Завод НVF не производил ОБТ Арджун в течение двух лет и многие ноу-хау были просто потеряны.
В то время как официальные лица в CVRDE говорят, что Армия удовлетворена возможностями Mk.1, журнал FORCE узнал, что отсутствие запасных частей является постоянной проблемой – расход и потребности в запчастях оказались большими, чем ожидалось. Были жалобы на износ траков, хотя официальные лица CVRDE заявляют, что это было вызвано неопытными водителями, привыкшими к Т-72 и Т-90. 120-мм танковая пушка доказала свою надежность на танках серии Mk.1, и сегодня ствол Арджун имеет больший ресурс по сравнению с T-шками. Были некоторые проблемы со стволами на нескольких танках по словам должностных лиц CVRDE, комитет рассматривает это дело.
Процесс получения запасных частей занимает много времени, так как подключается ряд ведомств. Производство ограниченными количествами еще больше усугубляет проблему. Директор Sivakumar рассказал журналу FORCE, что предпринимаются шаги для решения этой проблемы и "в отличие от Mk.1, где заказы на сами танки и Пакеты Инженерной Поддержки (ESP) были обработаны по отдельности, в Арджун Mk.2 это будет сделано одновременно. Это позволит сократить время, необходимое для доставки необходимых запчастей". По его словам, производство значительно улучшилось, и Израильская компания сейчас работает над компьютеризацией линии производства.
Между тем, Индийская Армия старается содержать стареющий парк Т-72. В то время как Т-72 был признан одной из лучших конструкций Русских танков, стареющий танковый парк теперь все труднее и труднее поддерживать. Небольшие размеры и тесная башня Т-72 делает интеграцию новейших технологий - таких например как Система Управления Огнем, приборы ночного видения и другой электроники - очень трудным предприятием. К сожалению, для армии, Т-90 не оказался такой же блистательной звездой, как его предшественник. Большое количество сбоев вышли на первый план, а производство на HVF наращивалось очень медленными темпами до полномасштабного серийного производства. Россия также отказался передавать HVF металлургические технологии, связанные с производством стволов и брони для Т-90С.
Несмотря на все это, победа Арджун над Т-90 и Т-72 в сравнительных испытаниях, сродни победе легкого истребителя "Tejas" над F-16 в воздушном бою! Части, которые принимали участие в испытаниях, представили свои лучшие танки и экипажи. Арджун удалось показать себя очень даже хорошо. Армейские источники свободно говорят журналу FORCE, что у тех, кто служит на Т-шках есть сереотипы по отношению к Арджун. Но они также признают, что Арджун заметно более современный, по сравнению с Т-72 и Т-90, во многих отношениях. Например, Арджун может стрелять почти в два раза больше количество снарядов своего главного калибра, чем  Т-шки.
Арджун Mk.2 во многом является тем, чем Арджун Mk.1, вероятно, должен был быть. Трагично то, что общее количество заказов на Арджун в течение следующего десятилетия, вряд ли превысит 400- 500 единиц, включая 240 уже заказанные, а также другие варианты, такие как Бронированная Ремонтно-Эвакуационная Машина (ARRV), 130 мм самоходное орудие "Катапульта" и шасси к самоходке SP-155. Последний проект относится к гусеничной базе, которая должна была быть скрещена со Словацким орудием, в сотрудничестве с Bharat Earth Movers Limited (BEML). Это предложение уже столкнулось со своим 9-ым валом. Остается только узнать примет ли Армия такие отечественные предложения или предпочтет обратиться за рубеж для закупки проверенной системы, которая может быть введена в строй быстро и в значительном количестве, чтобы остановить тревожный спад в своем бронетанковом и артиллерийском потенциале.
Что, однако, ясно, так это то, что производство и развития Арджун должно быть продолжено, только в этом случае критически-важные разработки и производственные ноу-хау не будут разбазариваться. Важно также сохранить функционирующую производственную линию  путем заказов на производство, ремонт, капитальный ремонт и модернизации, пока проект ОБТ Будущего (FMBT) набирает обороты. Имея это в виду, вполне вероятно, что DRDO смогут убедить Армию на размещение нескольких заказов, что позволит продолжить мелкосерийное производство. Крайне важно, чтобы DRDO и Армия подстегивала проект FMBT, чтобы гарантировать, что его плоды поспеют к моменту замены танков Т-72.
В целом, Бронетанковые Войска Индийской Армии в период 2015-2020 могут состоять из примерно 1700 Т-90С, 1800-2000 модернизированных Т-72М1 и 250-500 Арджун. Конечно, потенциальные заказы на FMBT, которых как минимум могло бы быть на 1000-1500 танков, являются достаточным стимулом для того, чтобы воспринимать Арджун как национальный проект. Этот футуристический танк вряд ли будет стоить меньше 10.3 миллионов долларов за штуку  - а общее количество заказов стоило бы от 10 до 15 миллиардов долларов.
Кулаки из Железа: Индийский Основной Боевой Танк Будущего
Если мы хотим, чтобы проект разработки отечественного ОБТ Будущего (FMBT) от DRDO был увенчан успехом, ему нужно придать статус национального проекта. Успех может быть выражен в минимальном заказе на 1000 танков, чтобы начать замену Т-72 Индийской Армии с 2022.
Хотя более вероятно, что FMBT будут готовы к службе лишь около 2025 года. DRDO потребуется не менее десяти лет, чтобы подготовить первые образцы для испытаний, а затем развернуть производство рабочих версий несколько лет спустя. В то время как расчетная стоимость развития в 1 миллиард долларов может показаться большой, инвестиции будут окуплены многократно. Заказ на 1000 FMBT стоил бы 10 миллиардов долларов (при стоимости 10.3 миллиона за один танк) в течение двух-трех десятилетий. Это даст сильный толчок отечественным предприятиям 1го и 2го уровня кооперации, участвующих в программе.
В настоящее время ожидается, что FMBT будет очень мобильным ОБТ в классе 50-55 тонн. Он будет содержать новейшие технологии, современные материалы, для уменьшения веса, гладкоствольную 120мм пушку, способную запускать ракеты и самыми передовыми боеприпасами, двигатель высокой мощности (1800 л.с.) с современной трансмиссией, подвеской и ходовой частью. Он будет включать в себя высокий уровень защиты экипажа, за счет использования нового поколения систем Активной Защиты (APS) в дополнение к его броневой защите. А также обеспечит высокий уровень ситуационной осведомленности экипажам, благодаря датчикам, каналам передачи данных и возможности работать в сетевом поле боя.
Несмотря на то, что Армия обратилась в CVRDE с просьбой воздерживаться от разговоров о проект, стало известно, что уже начата работа по разработке двигателей. А это хороший знак для всего проекта. Интересно, что такие компании как Renk и AVL отказались предоставить консультации по разработке двигателя. Разработка 120мм гладкоствольной пушки также предоставит свои собственные проблемы, с точки зрения конструкции и веса. Имея в виду Израильское участие в проекте Арджун, вполне вероятно, что Израильские компании будут играть ключевую роль в развитии FMBT.
CVRDE приобрела значительный опыт в проектировании и разработке танков благодаря Арджун и модернизации МК.2. Проектирование 50-тонного танка с характеристиками затребованными Армией, будет крайне сложной задачей. Однако многие из частей FMBT скорее всего будут отечественными, такие, как силовая установка, подвеска и ходовая часть, 120мм гладкоствольное орудие, панели встроенной Динамической Защиты, оборудование связи и передачи данных. Предпосылки либо для совместного производства, либо для лицензионного выпуска ночных прицелов, целеуказания и систем управления огнем и т.д. также будут уже созданы к тому времени.
Интервью с директором CVRDE, доктором Sivakumar
«В настоящее время армия решила закупить 118 Арджун Mk.2 танков вместо 124»
- Каков статус проекта Арджун Mk.2 в настоящее время?
Арджун Мк.1 получил в общей сложности 89 улучшений и Армией было решено назвать его Арджун Mk.2. Эти 89 усовершенствований были сделаны не только с учетом проблем, с которыми мы столкнулись на Арджун Mk.1 танк, но и для удовлетворения будущих потребностей Армии. В настоящее время армия решила закупить 118 Арджун Mk.2 танка, а не 124. Это является результатом политики, которая предусматривает будущее сокращение Бронетанков Полков резерва на три танка. Таким образом, два Полка Арджун Mk.2 будет иметь на шесть танков меньше. Окончательное решение о 118 танках находится почти в завершающей стадии. Армия заявила, что она примет решение о том, удовлетворяет ли их Арджун Mk.2 или нет, только после того как испытания, которые начались в прошлом месяце и как ожидается продолжатся в два-три месяца, будут завершены. Заводу OFB потребуется 30 месяцев (2,5 года) с момента размещения заказа, до первой партии Арджун Mk.2, которая будет поставлена в Армию. Мк.2 внедрит в себя все то, что мы узнали, борясь с проблемами на Арджун Mk.1, в вопросах производства, боевой эффективности, качества и т.д. CVRDE стремится обеспечить решение всех проблем, с которыми сталкивались на Mk.1 и заявляет о том, что они не будет повторяться на Мк.2. На основе проекта Mk.2, мы сформировали Комитет  под названием Центральный Комитет Арджун, который будет ежемесячно следить за прогрессом в проекте Арджун Mk.2. Все заинтересованные стороны, начиная с DRDO, Генеральный Директорат по Обеспечению Качества (DGQA), Корпус Электроники и Инженеров-Механиков (EME), а также пользователи, присутствуют в Комитете, и мы получили отличную поддержку со стороны всех заинтересованных сторон.
-Каковы основные изменения в Арджун Mk.2?
 Арджун Mk.2 в результате выполнения новых дополнительных требований со стороны заказчика, будет иметь увеличенную с 62 до 67 тонн массу. Это произойдет в основном из-за увеличения ширины гусеницы, комплектации противоминным плугом, установкой на лобовой части корпуса и на башне Динамической Защиты. Только эти два требования уже добавят три тонны на вес Арджун Mk.1. Наряду с другими дополнениями ожидается, что Мк.2 достигнет 67 тонн. После изучения силовой установки (двигатель MTU с трансмисией RENK) мы решили, что она прекрасно подходит для условий Индийской пустыни. Наряду с улучшением системы очистки воздуха и системы охлаждения, мы постепенно делали этот двигатель и коробку передач все более и более прочными в течение последних лет. Таким образом, мы убедили заказчика,  что та же силовая установка, с помощью более высокого передаточного числа в трансмиссии, может быть использована и для Арджун Mk.2. Это было доказано Армии в прошлом году, когда мы проехали 1350км с модифицированным двигателем и моделированием веса до 66 тонн. Для демонстрации заказчику, путем модернизации и внедрения 53 улучшений, мы создали Р-1 - прототип Арджун Мк.2. Этот танк принимал участие в испытаниях летом прошлого года, которые длились почти две недели, в условиях 46 градусной жары. Мы улучшили и подвеску - чтобы обеспечить такой же ресурс всех компонентов, несмотря на увеличение веса танка. Для внедрения этой новой подвески, мы спроектировали новый корпус для Арджун Mк.2.
Версия Mk.2 теперь может стрелять ракетами, что не было возможным на Mk.1. Мы уже доказали возможность модернизации танков ракетами ЛАХАТ. Сейчас мы ее интегрируем на Mk.2. Кроме того, Мк.2 будет обладать дистанционно управляемым вооружением на  башне. В Mk.1, для управления этим вооружением требуется чтобы заряжающий покинул бронированное пространство. Мк.2 будет иметь улучшенный панорамный прицел командира с ночным видением, возможности "охотник-убийца" способность у командира, наводчика и заряжающего. Так же у Мк.2 будет Вспомогательная Силовая Установка (ВСУ), которая отсутствует у T-шек. Ее мощность была повышена с 4,5 кВт до более 8 кВт на Mk.2. Так же у нас есть цифровые системы связи, современные навигационные системы и т.д. Мы увеличили ширину колеи, чтобы убедиться, что давление на грунт останется неизменным, несмотря на увеличение массы.
-Каков статус Арджун Mk.1 в настоящее время?
Арджун Mk.1 получил заказ на 124 машин. Два Полка оснащены 45 танками Арджун каждый. Это 43-ий бронетанковый полк и 75-й бронетанковый полк в Джайсалмер. На данный момент Арджун состоит на службе в полном объеме в частях этих двух полков. Баланс в 34 танка будет использоваться для удовлетворения требований Армий БРИК и они разбросаны между Корпусом Электроники и Инженеров-Механиков (EME), Военного Резерва, Учебных Центров, DRDO / DGQA и т.д. Завод HVF Авади отправил 116 Арджун Mk.1 танков. Остальные восемь танков будут доставлены в течение ближайших пяти-шести месяцев. Большинство запчастей для ОБТ Арджун были израсходованы в ходе различных испытаний. В настоящее время мы работаем над обеспечением доступности новых запчастей. Есть и другая часть Пакета Инженерной Поддержки (ESP) для Арджун, которая включает в себя запасные части, обучение и учебные пособия. Это делается параллельно. Если говорить о проекте Арджун Mk.1, то можно сказать, что он завершен примерно на 90 процентов .
-Какова стоимость программы до настоящего времени?
Каждый Арджун Mk.1 стоит чуть больше 4.1 миллиона долларов. Каждый Арджун Mk.2 со всеми улучшениями будет стоить примерно 7 миллионов долларов. Стоимость всей программы Арджун Mk.1 оценивается примерно в 74 миллиона долларов. На эти деньги, мы сделали 11 прототипов и 15 опытных серий танков и необходимых запасных частей. Это включает затраты на создание производственной линии. Так же мы рассматриваем несколько вариантов на базе платформы Арджун, таких например как Бронированная Ремонтно-Эвакуационная Машина (ARRV), которая близка к завершению. Также мы рассматриваем идею использования шасси Арджуна для установки на него Российского 130мм орудия "Катапульта", который был ранее смонтирован на шасси Vijayanta. Мы также будем бороться в тендере Индийской Армии на самоходные, гусеничные орудия. Вместе с компанией Bharat Earth Movers Limited (BEML) мы предлагаем установку Словацкой 155мм гаубицы на шасси Арджуна. Еще мы изготовили Мостоукладчик на базе танка Арджун (BLT), но Армия говорит, что он может не потребоваться. Стоимость танка безусловно пойдет вниз если мы получим больше заказов. Это также поможет сократить импортные составляющие. Mk.1 состоит почти на 60 процентов из импортируемых комплектующих и хотя много было сделано для повышения качеств танка, доля импорта в версии Мк.2 останется такой же. Поскольку заказ невелик, ни одна иностранная компания не готова предложить передачу технологии (ToT). Я чувствую, что если Mk.2 получит заказ на 4 Полка, то процент импортных комплектующих может снизиться до 43 процентов и дальше может спуститься и до 25 процентов, если заказы в общей сложности будут размещены на укомплектование 6 Полков. Расходы на жизненный цикл танка Арджун будут намного дешевле, чем у других танков. Проект также может предложить многочисленные усовершенствования в качестве отечественных программ модернизации остальной бронетехники на вооружении Армии.
(Журналист Атул Чандра является корреспондент журнала FORCE в Бангалоре в Оборонной и Аэро-Космической областях. Этот материал появится в Августе 2012 и используется с разрешения издания. Все тексты и фотографии любезно предоставленны FORCE).
Перевод  Bitnik