Фоторепортаж Кирилла Колесниченко
Недалеко от центра австрийской столицы
находится интереснейший культурно-исторический объект – Венский арсенал,
в одном из корпусов которого располагается военный музей.
Здесь очень хорошо чувствуется дух
былого имперского величия и грозной военной мощи Австро-Венгерской
империи – и в архитектуре зданий, и в скульптурах героев и полководцев в
главном вестибюле музея, и в самих залах, и даже в массивных дверях на
входе. Конечно же, в таком музее множество интересных экспонатов и
экспозиций, включая уникальные образцы.
Организационно музей состоит из
внутренней экспозиции и небольшой выставки В и ВТ снаружи. Внутренняя
экспозиция разделена на тематические залы и весьма подробно и
обстоятельно рассказывает о различных периодах военной истории Австрии.
Очень интересен зал, посвященный
военно-морской тематике. Хотя Австрия выхода к морю не имеет, но перед
началом Первой Мировой войны австро-венгерский флот был одним из
сильнейших в мире. В экспозиции представлены модели кораблей различного
периода. Особенно впечатляет огромная разрезная модель линкора «Вирибус
Унитис» в масштабе 1:25 – здесь можно в деталях увидеть все отсеки
корабля, орудийные элеваторы, машинное отделение, убранство кубриков и
кают и т.д. Постройка модели, в которой были задействованы восемь
специалистов судоверфи СТТ в Триесте, заняла три года – с октября 1914
по октябрь 1917 г.
Ровно через год после окончания
постройки модели – 1 ноября 1918 г. ее «прототип» – линкор «Вирибус
Унитис» был потоплен итальянскими боевыми пловцами в главной базе
Австро-Венгерского флота в Поле. При этом вместе с кораблем погибло 400
членов экипажа. Можно добавить, что итальянцы потопили корабль,
находившийся в подчинении Югославского национального совета, поскольку
31 октября австро-венгерский флот перешел в его распоряжение.
В центре зала установлено ограждение
рубки подводной лодки австро-венгерского флота U-20, погибшей в Первую
Мировую – 2 июля 1918 года она была торпедирована итальянской подлодкой
F-12, весь экипаж погиб. В начале 1960-х гг. ХХ века лодка была
обнаружена, и 21 июня 1962 поднята, останки экипажа перезахоронили со
всеми подобающими воинскими почестями, а рубка лодки и ряд приборов,
документов и личных вещей экипажа заняли почетное место в музее.
В военно-морской экспозиции также
представлены планы и схемы морских сражений, картины на морскую
тематику, образцы морской униформы различного периода, и, конечно же,
десятки моделей боевых кораблей.
Очень подробно и наглядно показана и
рассказана история Первой Мировой войны и роль в ней Австро-Венгрии. На
мой взгляд, данная экспозиция может по праву считаться одной из самых
подробных и интересных в мире – здесь, например, выставлен автомобиль, в
котором был застрелен эрцгерцог Франц-Фердинанд, а также его костюм,
бывший на нем в день убийства – глядя на него, ясно видишь повод к
жестокой войне с миллионами жертв. В залах экспозиции можно увидеть
форму и оружие всех стран-участниц конфликта, включая Россию, много
орудий различного калибра и назначения, включая тяжелые гаубицы,
аэроплан, грузовик, бронеколпаки из крепостей со следами снарядных
попаданий –в общем, здесь можно узнать о Первой мировой если не все, то
почти все.
Отдельный зал посвящен Второй Мировой
войне, в которой австрийцы приняли активное участие – и вновь ощутили на
себе все ужасы той войны. Но видимо особенно запомнился Сталинград –
часть военнослужащих австрийского происхождения, призванных в Вермахт,
попала в самое пекло боев, и то, что они там пережили, ощущается даже со
стендов – из писем, фотографий и воспоминаний.
Здесь, помимо стрелкового оружия, формы,
документов и плакатов, личных вещей и наград стран Антигитлеровской
коалиции и Оси выставлен немецкий гусеничный тягач RSO, противотанковые
орудия – германская противотанковая пушка РаК-40 и 88-мм зенитка
FLaK-36, югославская М-42 (советская ЗиС-3), американский джип «Виллис»,
немецкий легкий автомобиль «Кюбельваген», полугусеничный мотоцикл и
радиоуправляемая танкетка «Голиаф», под потолком подвешен немецкий
легкий связной самолет «Физлер-Шторьх» Fi-156 и т.д.
Переходя к наружной экспозиции, нельзя
не упомянуть старинные пушки – трофеи различных войн, рядами выстроенные
вдоль стен арсенала. Перед входом в музей экспонируются два самолета
шведского производства, состоявшие на вооружении ВВС Австрии –
истребители Сааб J-29 «Tunnan» и Сааб J-35 «Draken».
В экспозиции автомобильной,
бронетанковой техники и артиллерии на заднем дворике можно увидеть
практически все образцы БТТ, состоявшей на вооружении австрийской армии
после Второй Мировой, а также технику стран НАТО и ОВД.
Самым интересным экспонатом можно
назвать опытный экземпляр легкого танка «Кирасир» австрийской
разработки, а также его серийный образец и эвакуационную машину на его
базе. Последняя представляет собой обычный танк с демонтированной башней
и установленным крановым оборудованием и используется для обслуживания
наружных экспозиций музея.
В серийном образце «Кирасира» обращает
на себя внимание покрытие горизонтальных поверхностей корпуса в местах,
где перемещается экипаж, специальным резиновым составом – чтобы
танкистам не поскользнуться на гладких и ровных поверхностях.
Сам танк представляет собой скорее
мобильную самоходку, и в силу достаточно удачного сочетания боевых
качеств – хорошей проходимости, достаточно совершенной СУО и высокой
огневой мощи пользовался определенным успехом на международном рынке
вооружений.
«Кирасир» поставил и своеобразный рекорд
по длительности серийного производства для легких танков стран Запада –
машина, разработанная в конце 60-х годов, выпускалась до конца века – с
1971 по 2001 год. Для сравнения британский «Скорпион» выпускался в
1971-1996, французский АМХ-13 в 1952-1985.
Здесь же можно увидеть довольно редкий
танк-истребитель английского производства «Чариотер», также состоявший
на вооружении австрийской армии, «Центурион» и целый ряд машин на его
базе, американские М-24 «Чаффи» и М-47, немецкий истребитель танков
–носитель ПТУР «Ягдпанцер», Т-34-85 польского производства и Су-100 –
чехословацкого.
В общем, посещение военного музея Вены
очень интересное и полезное дело, а магазин военных сувениров, кафе и
удобное расположение делает его еще и очень приятным!
Комментариев нет:
Отправить комментарий