Электро-механическая
трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
К.т.н., доцент НТУ «ХПИ» Владимир Чернышев
Источник: сайт БТВТ.народ.ру
Инициаторами
проекта «ЭТА» были начальник отдела электрооборудования Вдадимир
Иванович Кудрик и его подчиненные Анатолий Сарьянов, Михаил Зиненко,
Николай Голенищев. Они предложили танковую электро-механическую силовую передачу на
электрических машинах постоянного тока и реализовали ее на ходовом макете
«Трамвай». Результаты превзошли все ожидания…
Работы
по электро-механической
трансмиссии велись в лучших традициях морозовской
школы танкостроения: оригинальность конструкции, получение новых качеств –
выход на танковую электромагнитную пушку. Закладывались высокие технические
характеристики, которые отсутствовали в мировой практике.
Высочайшая
оперативность и организация работ, исключающие утечку информации как внутри
ХКБМ, так и у наших смежников. Общее руководство проектом осуществлял
Главный инженер ХКБМ Александр Викторович Бершов.
Главный инженер
ХКБМ
Александр
Викторович Бершов.
|
Спустя
почти 30 лет, Вам впервые предоставляются материалы по электро-механической трансмиссии танка «Молот» изд.
477, последнего перспективного танка СССР. Так получилось, что на данный
момент времени осталось в живых только два непосредственных участника этого
проекта Владимир Кононенко, бывший
начальник отдела расчетов ХКБМ имени А.А. Морозова и я …
Назначение
в марте 1990 году на должность главного конструктора М.Д. Борисюка
и последовавший в августе 1991 года развал СССР поставили крест на проектах
«ЭТА» и «Молот». Сегодня это уже история
советского танкостроения. Современные
Украина и Россия к нему не имеют никакого отношения, Это наглядный пример
профессиональной некомпетентности
руководства и упущенных возможностей…
Инициаторами
проекта «ЭТА» были начальник отдела электрооборудования Вдадимир
Иванович Кудрик и его подчиненные Анатолий Сарьянов, Михаил Зиненко,
Николай Голенищев. Они предложили танковую электро-механическую силовую передачу на
электрических машинах постоянного тока и реализовали ее на ходовом макете
«Трамвай». Результаты превзошли все ожидания…
Конструктор-трансмиссионщик Алексей Сакун
обеспечивал проектирование механической ветви трансмиссии. В.А. Кононенко и я
осуществляли научно-информационное обеспечение проекта, в котором важное
место отводилось ИТ «Gill»,
о возможностях которой Вы получили некоторые представления.
Наши консультации
с ведущими специалистами по электрическим машинам из МЭИ (к.т.н. Владимир
Иванович Трофименко) показали, что наиболее
перспективным направлением являются электрические машины переменного тока и они готовы участвовать в их создании. Так начались
работы по электроблоку, уникальной электрической
машине по функциональному назначению, габаритам и ТТХ. Уникальность электроблока проявлялась
в его удельных показателях и возможности одновременной работы как в режиме электродвигателя, так и в режиме генератора.
Работы по электро-механической трансмиссии велись в лучших
традициях морозовской школы танкостроения:
оригинальность конструкции, получение новых качеств – выход на танковую электромагнитную пушку.
Закладывались высокие технические характеристики, которые отсутствовали в мировой практике.
Одновременно с нами, в этом направлении, работал наш основной конкурент: американская фирма FMC, разработчик тягача М113.
Разработка ЭМТ позволяло перейти к созданию танков
следующего поколения, работающего на новых физических принципах…
Высочайшая
оперативность и организация работ, исключающие утечку информации как внутри
ХКБМ, так и у наших смежников. Общее руководство проектом осуществлял Главный
инженер ХКБМ Александр Викторович Бершов.
Составные
этапы проекта «ЭТА»:
1.
Обоснование и выбор кинематической схемы.
2.
Формулировка ТТТ к электроблоку по оборотам
и крутящему моменту.
3.
Расчеты планетарных передач и фрикционных устройств.
4.
Компоновка трансмиссии и определение моментов инерции ее деталей и
узлов.
5.
Определение ТТТ к электроблоку по габаритам.
6.
Моделирование динамики переходных процессов в силовой передаче с
помощью ИТ «Gill».
7.
Формулировка ТТТ к электроблоку по системам
управления и охлаждения.
Кинематическая и структурная схемы ЭМТ представлены на
рис. 1 и рис. 2.
На рис.
3 показаны режимы работы ЭМТ в
зависимости от скоростного интервала. На рис. 4… 7 показаны режимы работы электроблока по передачам. Эти материалы позволили нам
сформулировать ТТТ к электроблоку в квазистационарном режиме
Максимальная частота вращения
-7000 об/мин
Максимальная выходная мощность одного электроблока - 450 кВт.
По
предварительным расчетам для
производства выстрела из электромагнитной пушки требовалась мощность около
2000 кВт. 2 МВТ – это солидная мощность. 1100 кВт нам давал дизель и 900 кВт
– два электроблока, преобразующие кинетическую
энергию движущегося танка в электрическую.
К
началу 1989 года, с помощью ИТ «Gill»
были получены результаты динамики ЭМТ, которые позволили
сформулировать ТТТ к электроблоку по системам
управления и охлаждения и передать их
в МЭИ и Киевский институт теплотехники, который разрабатывал систему
охлаждения электрических машин.
В
начале 1990 года был завершен технический проект ЭМТ и получено согласие
московского завода «Большевик» на изготовление двух опытных образцов электроблока.
В марте
1990 года замминистра оборонной промышленности И.Е. Захаров представил нам
М.Д. Борисюка в качестве нового начальника ХКБМ
имени А.А. Морозова. Работы по ЭМТ были названы утопией. Это поставило крест
на проекте «ЭТА». Все договора со смежниками были аннулированы, а рабочая
группа была расформирована. Крохи, которые вы сегодня увидели – это часть
того, что удалось спасти и сохранить...
В 1996
году мне посчастливилось наблюдать работу лабораторного образца
электромагнитной пушки, выстреливающей снаряд со скоростью 5000 м/с. Руководитель проекта д.т.н.,
профессор В. Н. Шостко.
Работы проводились в центре Харькова, на площади Свободы, в
здании ХВУ (ВИРТА имени Л.А. Говорова)….
Утопия становилась
реальностью…
рис. 1
рис. 2
рис. 3
рис. 4
рис. 5
рис. 6
Gur Khan: в кои то веки очень интересная и содержательная статья на сайте БТВТ.народ.ру. Могу добавить к сказанному то, что в рамках создания перспективного танка по темам "Бунтарь"-"Боксер"-"Молот" параллельно прорабатывались две "концепции". В основе первой лежал более консервативный подход с ясно видимой перспективой. Вторая - по сути стратегический задел на будущее. Вот в рамках этой концепции и шла работа над "электрическим" танком. Успеху дела способствовал статус ХКБМ как головного КБ отрасли, что подкреплялось солидными финансовыми вливаниями в научную и опытно-эксперементальную базу предприятия. Однако с развалом СССР, "золотой ручей" иссяк естественным образом. Так что зря автор винит М.Д.Борисюка в закрытии проекта "ЭТА"- Михаилу Демьяновичу приходилось спасать ХКБМ от полного краха, разорения, банкротства. Такие перспективные разработки как проект "ЭТА" были не по карману предприятия, а "самостийное" украинское правительство тогда было занято больше укреплением своих кресел, да дележом советского наследства - с их стороны никакой помощи ждать не приходилось. Собственно и сейчас, возобновись эти работы каким-нибудь чудесным образом, Украина не потянет такой проект. А вот в России, напротив, такие работы были продолжены. Уже в настоящее время челябинское ОАО "Электромашина" разработала и изготовила опытные образцы электротрансмиссии для ВГМ. Сейчас силами екатеринбургского КБ "Уралтрансмаш" выполняется работа по установке этой электротрансмиссии в опытный образец нового шасси. Правда, предназначено оно, в первую очередь не для танков, а для комплексов ПВО и РЭБ. Ведется работа и по направлению создания новых пушек с нетрадиционными способами метания. Или, как говаривал наш Президент: "оружие на новых физических принципах". Тут работа идет сразу по нескольким направлениям - электромагнитная пушка, электро-химическая (плазменная), пушка с ЖМВ. Россия продолжает работы и над боевыми лазерами (в т.ч. сухопутными), ведутся работы и над "микроволновым оружием". О последнем, наверное, очень скоро расскажу подробнее, тем более это весьма топично - разработка предложена специалистами УКБТМ...
>> По предварительным расчетам для производства выстрела из электромагнитной пушки требовалась мощность около 2000 кВт. 2 МВТ – это солидная мощность. 1100 кВт нам давал дизель и 900 кВт – два электроблока, преобразующие кинетическую энергию движущегося танка в электрическую.
ОтветитьУдалитьПреобразование кинетической энергии танка в электрическую подразумевает торможение, при чем резкое (900 кВт!). И стрельба - только на достаточно большой скорости...
Конечно, для запуска электромагнитной пушки не требуется отобрать энергию у танка ахти какую, но рывок торможения составит порядка 0,1g (десятая часть свободного ускорения), и доли секунды по всей видимости.
ОтветитьУдалить