пятница, 31 августа 2012 г.

Проект «ЭТА»

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
К.т.н., доцент НТУ «ХПИ»  Владимир Чернышев


Инициаторами проекта «ЭТА» были начальник отдела электрооборудования Вдадимир Иванович Кудрик и его подчиненные Анатолий Сарьянов, Михаил Зиненко, Николай Голенищев. Они предложили танковую электро-механическую силовую передачу на электрических машинах постоянного тока и реализовали ее на ходовом макете «Трамвай». Результаты превзошли все ожидания…
Работы по электро-механической трансмиссии велись в лучших традициях морозовской школы танкостроения: оригинальность конструкции, получение новых качеств – выход на танковую электромагнитную пушку. Закладывались высокие технические характеристики, которые отсутствовали в мировой практике.
Высочайшая оперативность и организация работ, исключающие утечку информации как внутри ХКБМ, так и у наших смежников. Общее руководство проектом осуществлял Главный инженер ХКБМ Александр Викторович Бершов.

Главный инженер ХКБМ
Александр Викторович Бершов.
  Спустя почти 30 лет, Вам впервые предоставляются материалы по электро-механической трансмиссии танка «Молот» изд. 477, последнего перспективного танка СССР. Так получилось, что на данный момент времени осталось в живых только два непосредственных участника этого проекта Владимир Кононенко,  бывший начальник отдела расчетов ХКБМ имени А.А. Морозова и я …
Назначение в марте 1990 году на должность главного конструктора М.Д. Борисюка и последовавший в августе 1991 года развал СССР поставили крест на проектах «ЭТА» и «Молот». Сегодня это уже история советского танкостроения. Современные Украина и Россия к нему не имеют никакого отношения, Это наглядный пример профессиональной некомпетентности  руководства и упущенных возможностей…
Инициаторами проекта «ЭТА» были начальник отдела электрооборудования Вдадимир Иванович Кудрик и его подчиненные Анатолий Сарьянов, Михаил Зиненко, Николай Голенищев. Они предложили танковую электро-механическую силовую передачу на электрических машинах постоянного тока и реализовали ее на ходовом макете «Трамвай». Результаты превзошли все ожидания…
Конструктор-трансмиссионщик Алексей Сакун обеспечивал проектирование механической ветви трансмиссии. В.А. Кононенко и я осуществляли научно-информационное обеспечение проекта, в котором важное место отводилось ИТ «Gill», о возможностях которой Вы получили некоторые представления.
Наши консультации с ведущими специалистами по электрическим машинам из МЭИ (к.т.н. Владимир Иванович Трофименко) показали, что наиболее перспективным направлением являются электрические машины переменного тока и они готовы участвовать в их создании. Так начались работы по электроблоку, уникальной электрической машине по функциональному назначению, габаритам и ТТХ. Уникальность электроблока проявлялась  в его удельных показателях и возможности одновременной работы как в режиме электродвигателя, так и  в режиме генератора.
 Работы по электро-механической трансмиссии велись в лучших традициях морозовской школы танкостроения: оригинальность конструкции, получение новых качеств – выход на  танковую электромагнитную пушку. Закладывались высокие технические характеристики,  которые отсутствовали в мировой практике. Одновременно с нами, в этом направлении, работал наш  основной конкурент: американская фирма FMC, разработчик тягача М113.
Разработка  ЭМТ позволяло перейти к созданию танков следующего поколения, работающего на новых физических принципах…
Высочайшая оперативность и организация работ, исключающие утечку информации как внутри ХКБМ, так и у наших смежников. Общее руководство проектом осуществлял Главный инженер ХКБМ Александр Викторович Бершов.
Составные этапы проекта «ЭТА»:
1.      Обоснование и выбор кинематической схемы.
2.      Формулировка ТТТ к электроблоку по оборотам и крутящему моменту.
3.      Расчеты планетарных передач и фрикционных устройств.
4.      Компоновка трансмиссии и определение моментов инерции ее деталей и узлов.
5.      Определение ТТТ к электроблоку по габаритам.
6.      Моделирование динамики переходных процессов в силовой передаче с помощью ИТ «Gill».
7.      Формулировка ТТТ к электроблоку по системам управления и охлаждения.

Кинематическая и структурная схемы ЭМТ представлены на рис. 1 и рис. 2.
На рис. 3 показаны режимы работы ЭМТ  в зависимости от скоростного интервала. На рис. 4… 7 показаны режимы работы электроблока по передачам. Эти материалы позволили нам сформулировать ТТТ к электроблоку в квазистационарном режиме
Максимальная частота вращения                                       -7000 об/мин
Максимальная выходная мощность  одного электроблока  - 450 кВт.
По предварительным  расчетам для производства выстрела из электромагнитной пушки требовалась мощность около 2000 кВт. 2 МВТ – это солидная мощность. 1100 кВт нам давал дизель и 900 кВт – два электроблока, преобразующие кинетическую энергию движущегося танка в электрическую.
К началу 1989 года, с помощью ИТ «Gill»  были получены результаты динамики ЭМТ, которые позволили сформулировать ТТТ к электроблоку по системам управления  и охлаждения и передать их в МЭИ и Киевский институт теплотехники, который разрабатывал систему охлаждения электрических машин.
В начале 1990 года был завершен технический проект ЭМТ и получено согласие московского завода «Большевик» на изготовление двух опытных образцов электроблока.
В марте 1990 года замминистра оборонной промышленности И.Е. Захаров представил нам М.Д. Борисюка в качестве нового начальника ХКБМ имени А.А. Морозова. Работы по ЭМТ были названы утопией. Это поставило крест на проекте «ЭТА». Все договора со смежниками были аннулированы, а рабочая группа была расформирована. Крохи, которые вы сегодня увидели – это часть того, что удалось спасти и сохранить... 
В 1996 году мне посчастливилось наблюдать работу лабораторного образца электромагнитной пушки, выстреливающей снаряд со скоростью 5000 м/с. Руководитель проекта д.т.н., профессор В. Н. Шостко. Работы проводились в центре Харькова, на площади Свободы,  в  здании ХВУ (ВИРТА имени Л.А. Говорова)….
 Утопия становилась реальностью…

Кинематическая и структурная схемы ЭМТ
рис. 1
Кинематическая и структурная схемы ЭМТ
рис. 2
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 3
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 4
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 5
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
рис. 6
Проект «ЭТА». 

Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477
                                                                          рис. 7

 Gur Khan: в кои то веки очень интересная и содержательная статья на сайте БТВТ.народ.ру. Могу добавить к сказанному то, что в рамках создания перспективного танка по темам "Бунтарь"-"Боксер"-"Молот" параллельно прорабатывались две "концепции". В основе первой лежал более консервативный подход с ясно видимой перспективой. Вторая - по сути стратегический задел на будущее. Вот в рамках этой концепции и шла работа над "электрическим" танком. Успеху дела способствовал статус ХКБМ как головного КБ отрасли, что подкреплялось солидными финансовыми вливаниями в научную и опытно-эксперементальную базу предприятия. Однако с развалом СССР, "золотой ручей" иссяк естественным образом. Так что зря автор винит М.Д.Борисюка в закрытии проекта "ЭТА"- Михаилу Демьяновичу приходилось спасать ХКБМ от полного краха, разорения, банкротства. Такие перспективные разработки как проект "ЭТА" были не по карману предприятия, а "самостийное" украинское правительство тогда было занято больше укреплением своих кресел,  да дележом советского наследства - с их стороны никакой помощи ждать не приходилось. Собственно и сейчас, возобновись эти работы каким-нибудь чудесным образом, Украина не потянет такой проект. А вот в России, напротив, такие работы были продолжены. Уже в настоящее время челябинское ОАО "Электромашина" разработала и изготовила опытные образцы электротрансмиссии для ВГМ. Сейчас силами екатеринбургского КБ "Уралтрансмаш" выполняется работа по установке этой электротрансмиссии в опытный образец нового шасси. Правда, предназначено оно, в первую очередь не для танков, а для комплексов ПВО и РЭБ. Ведется работа и по направлению создания новых пушек с нетрадиционными способами метания. Или, как говаривал наш Президент: "оружие на новых физических принципах". Тут работа идет сразу по нескольким направлениям - электромагнитная пушка, электро-химическая (плазменная), пушка с ЖМВ. Россия продолжает работы и над боевыми лазерами (в т.ч. сухопутными), ведутся работы и над "микроволновым оружием". О последнем, наверное, очень скоро расскажу подробнее, тем более это весьма топично - разработка предложена специалистами УКБТМ...

2 комментария:

  1. >> По предварительным расчетам для производства выстрела из электромагнитной пушки требовалась мощность около 2000 кВт. 2 МВТ – это солидная мощность. 1100 кВт нам давал дизель и 900 кВт – два электроблока, преобразующие кинетическую энергию движущегося танка в электрическую.
    Преобразование кинетической энергии танка в электрическую подразумевает торможение, при чем резкое (900 кВт!). И стрельба - только на достаточно большой скорости...

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно, для запуска электромагнитной пушки не требуется отобрать энергию у танка ахти какую, но рывок торможения составит порядка 0,1g (десятая часть свободного ускорения), и доли секунды по всей видимости.

    ОтветитьУдалить