четверг, 16 августа 2012 г.

Индивидуальный защитный комплект танкиста


В связи с началом поставок индивидуальных защитных комплектов "Ковбой" в войска, к этим предметам экипировки начал проявятся повышенный интерес. Восполним информационный пробел статьей о нем от непосредственных разработчиков.
РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН ВС РФ

Е.Ф. Харченко, В.А. Анискович, И.В, Клепиков
(Армоком, в/ч 64176)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды десятой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2007г., C.87-91

  Одной из ведущих мировых тенденций в области создания современных средств индивидуальной защиты является разработка эффективной, легкой и относительно недорогой экипировки военнослужащих для защиты от осколочных и термических поражений. Это объясняется тем, что в условиях современных локальных войн до 80% ранений приходится на осколки со сравнительно низкой энергией. Особое внимание уделяется созданию эффектной защиты головы военнослужащих, на долю которой приходится до 45% поражений.
  В последние годы стало очевидным, что имеется значительное отставание в деле обеспечения индивидуальной защиты экипажей боевых машин по сравнению с военнослужащими общевойсковых подразделений российской армии.
  При анализе характера поражений бронетехники и личного состава в Чеченской войне 1994-1996 г.г. специалистами Главного автобронетанкового управления Минобороны России были установлены факты, когда танки сохраняли боеспособность, имея по 2-3 пробития ручными противотанковыми гранатометами (в одном случае до 11 пробитий), однако экипажи были полностью выведены из строя в результате множественных осколочных ранений иожогов, так как они были экипированы лишь штатными танковыми костюмами из хлопчатобумажной ткани.
  Важнейшими особенностями боевой работы экипажей бронированных машин Сухопутных войск, определяющими необходимость разработки средств индивидуальной бронезащиты, являются следующие:
-небольшой объем боевого отделения и отделения управления (заброневого пространства) бронированной машины Сухопутных войск, а также ограниченность площади сечения (диаметра) люков;
-наличие большого количества рычагов, переключателей, рукояток, кронштейнов и других узлов и деталей, которые могут стать причиной ушибов и травм при движении боевой машины по пересеченной местности, а также затруднить как посадку-высадку, так и работу экипажа внутри боевой машины;
-необходимость сохранения высокой подвижности членов экипажа внутри и вне машины;
-преимущественное использование средств индивидуальной бронезащиты в положении «сидя»;
-загрязнение элементов экипировки горюче-смазочными материалами;
-повышенная пожарная опасность внутри боевой машины, особенно в случае боевых повреждений (из свидетельств участников военных действий на Северном Кавказе: «...неподалеку сожжённый танк, а рядом сгоревший танкист...» - «Комсомольская Правда», 1 февраля 2000г., с.6);
-специфические характеристики осколочного поля внутри заброневого пространства боевой машины, возникающего как при пробитии, так и при непробитии брони.
  Как показал анализ, проведенный специалистами Министерства Обороны РФ, характер распространения осколков в обитаемых отделениях бронеобъектов зависит от многих причин (тип снаряда, угол встречи с броней, наличие ограждений на рабочих местах экипажа и др.). Однако, в подавляющем большинстве случаев поток поражающих элементов может быть представлен двумя неравнозначными частями:
  первую - малочисленную, группу осколков образуют крупные осколки брони и куски агрегатов большой массы. Индивидуальная защита от них в условиях заброневого пространства в настоящее время неразрешима;
  вторую - основную, представляют осколки небольшой массы (1-2 г), составляющие 70% всей массы осколков. Существует большая вероятность поражения незащищенных членов экипажа осколками этой группы вследствие «насыщенности» их потока и широкого ноля разлета.
  Таким образом, защита экипажей боевых машин от различных поражающих факторов является на сегодняшний день одной из самых актуальных задач в деле повышения боеспособности ударных частей Вооруженных Сил РФ, поскольку кроме сохранения жизни и здоровья военнослужащих имеет место и важный экономический аспект - подготовка и обучение классных специалистов для управления боевой машиной на поле боя требует очень значительных финансовых затрат.
   Существует два основных способа защиты экипажей бронированных машин от осколочного поражения внутри бронетехники: индивидуальные средства защиты и противоосколочный подбой (футеровка) брони. Наиболее эффективными средствами защиты от осколков являются индивидуальные защитные комплекты для членов экипажей бронированных машин, которые защищают военнослужащих не только внутри боевой машины, но и на поле боя. По зарубежным данным при использовании экипажами средств индивидуальной защиты безвозвратные боевые потери снижаются в 2-2,5 раза. Поэтому в армиях развитых стран средства индивидуальной защиты являются обязательным элементом экипировки членов экипажей бронированных машин. Защитные комплекты для экипажей бронированных машин обычно состоят из трех элементов: защитного композитного шлема, противоосколочного бронежилета из арамидных тканей (в Великобритании он выполнен в виде легкого нательного жилета с защитой от осколков со скоростью 300—340 м/сек) и огнестойкого комбинезона.
   Созданный в ОАО «ЦНИИСМ» защитный комплект 6Б15 является первым в истории Российских Вооруженных Сил комплексным средством индивидуальной защиты для членов экипажа боевых машин. С учетом сформированных в последние годы тенденций в области создания средств индивидуальной защиты для Вооруженных Сил в качестве основополагающей идеи создания защитного комплекта для члена экипажа боевой машины типа 6Б15 отечественного производства от различных видов поражающих факторов была принята концепция полной дифференцированной защиты.
  В этом изделии за счет применения самых современных технологий и новейших материалов удалось решить задачу высокой степени защиты членов экипажей без применения стальных, металлических и других твердых бронеэлементов, недопустимых в экипировке танкистов, самоходных артиллеристов и подобных воинских специальностей - защитный комплект 6Б15 содержит в себе 100% неметаллических волоконных и композитных материалов. При разработке изделия 6Б15 были впервые разработаны и применены трансверсально-анизотропные текстильные бронематериалы на основе некрученых нитей Армос и Русар, трехслойная волоконно-композитная конструкция шлемов, гибридные оксалон-арамидные огнестойкие ткани, специальная термохимическая обработка фторкарбоновым соединением для придания материалам водо-масло-бензостойкости и обеспечения гарантийного срока эксплуатации до 12 лет (ранее подобные изделия могли эксплуатироваться 4-6 лет) (рис. 1).
    Защитный комплект для экипажей боевых машин прошел эксплуатационные испытания на всех видах бронетехники, эргономические испытания в температурном диапазоне от -40° до +40°С, ускоренные климатические испытания, имитирующие хранение и эксплуатацию в течении 12 лет, и целый ряд других тестов с положительными результатами. В процессе испытаний члены экипажа выполняли все функциональные действия при посадке-высадке, на марше, при стрельбе, дегазации-дезактивации и т.д.; обязательным условием являлось выполнение действующих нормативов. С 2000 года начата серийная массовая поставка комплекта в Российские Вооруженные Силы. По оценкам военных медиков применение защитных комплектов 6Б15 позволяет снизить боевые потери в живой силе до 2,5 раз. При этом повышается психофизическая устойчивость и боевой дух военнослужащих, уверенных в надежности своей защиты.
 В результате проведения сравнительных исследований защитного комплекта танкиста армии США и защитного комплекта для члена экипажа бронированной машины 6Б15 Российских Вооруженных Сил (рис. 2) было выявлено следующее:
-противоосколочная стойкость бронежилета для члена экипажа бронированной машины инд. 6Б15 на 32% выше по скорости V50 в сравнении с бронежилетом танкиста армии США;
-противоосколочная стойкость накладки на штатный шлемофон для члена экипажа бронированной машины инд. 6Б15 на 54% выше по скорости V50 в сравнении со шлемом танкиста армии США;
-площадь защиты бронежилета и защитного комбинезона для члена экипажа инд. 6Б15 несколько выше, чем у танкиста армии США; площадь противоосколочной накладки 6Б15-2 превышает аналогичную характеристику американского шлема на 17%;
-огнестойкость защитного комбинезона для члена экипажа инд. 6Б15 по времени воздействия открытого пламени на 30% выше по сравнению с комбинезоном танкиста армии США, в том числе и после имитации 12 лет старения;
-конструктивно защитный комбинезон танкиста армии США, в отличие от комбинезона для члена экипажа бронированной машины инд.6Б15, выполнен как единое целое, что является препятствием для ежедневной жизнедеятельности;
-в отличие от противоосколочной накладки 6Б15-2 шлем танкиста армии США не имеет камуфлирующей окраски, что является существенным недостатком при нахождении военнослужащего вне техники;
-защитный комбинезон танкиста армии США, в отличие от комбинезона для члена экипажа бронированной машины инд.6Б15, не имеет в своей конструкции вентиляционных клапанов, что может приводить к перегреву танкиста в условиях жаркого климата;
-к недостатку комбинезона танкиста армии США следует отнести также отсутствие усиленных накладок в зонах, подвергающихся наибольшему истиранию;
-защитный комбинезон для члена экипажа бронированной машины инд. 6Б15 в отличие от комбинезона танкиста армии США, оснащен множеством карманов различного функционального назначения для дополнительных элементов экипировки военнослужащего, что является преимуществом при ведении боевых действий.
-стойкость к истиранию по плоскости огнестойкой ткани арт.5356 ЗК для члена экипажа БМ инд.6Б15 в 1,6 2,2 раза выше, в том числе и после имитации 12 лет старения, огнестойкой ткани ЗК танкиста армии США.
  Таким образом, защитный комплект для члена экипажа бронированной машины 6Б15, разработанный авторским коллективом, по основным тактико-техническим характеристикам значительно превосходит защитный комплект танкиста армии США, в том числе по противоосколочной стойкости на 32-54 % и по огнестойкости - на 30 % при практически равных массах.
  Разработка защитного комплекта 6Б15 явилась значительным этапом в развитии средств индивидуальной защиты для военнослужащих технических родов войск Российской Армии, требующих значительных финансовых вложений на их подготовку.
  На основе научно-технических решений, полученных при разработке базового защитного комплекта 6Б15, в настоящее время закончена разработка защитного комплекта типа 6Б25 для членов экипажей бронированных машин Ракетных войск и артиллерии, который успешно прошел Государственные испытания.
  Таким образом, защитный комплект 6Б15, спроектированный по принципу «полной многофакторной дифференцированной утилитарной защиты», обладает следующими эксплуатационными характеристиками:
-защищает от осколков массой 2 г со скоростью до 470 м/с — жизненно-важные органы грудной клетки и шею;
-защищает от осколков массой 1г со скоростьюV50 до 480 м/с - голову;
-защищает от воздействия открытого пламени в течение более 20 секунд - всю поверхность тела, кроме лица и кистей рук;
-защищает от воздействия бензина, масел, воды;
-сохраняет свою работоспособность после 4-х кратной дегазации, деактивации, дезинсекции и стирки;
-за счет камуфлирующей окраски маскирует военнослужащих при нахождении вне боевой техники;
-позволяет размещать и переносить необходимые в бою вооружение, боеприпасы, медицинскую аптечку и т. д.;
-стоек к воздействию температурного диапазона от -40°С до +40°С и не препятствует выполнению членами экипажа боевых нормативов.
Gur Khan: единственное, что до меня так и не дошло, так это пассаж о "массовых поставках с 2000г." Что тут имеют ввиду авторы я так и не понял... Хотя ясно одно - сей комплект не является новейшей разработкой, а пришел к нам, пусть из недалекого, но все же прошлого, хоть и был модернизирован перед началом нынешних поставок. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий