Автомобильный завод «Урал» перешел сегодня, 20 августа, на четырехдневную рабочую неделю. По словам генерального директора автозавода «Урал» Виктора Кормана,
на это решение повлияло отсутствие контракта с министерством обороны на
2012 год и общее падение спроса на грузовую полноприводную автотехнику.
Объемы производства на автозаводе в первом полугодии снизились уже
почти на 30 процентов. Эксперты Chel.ru считают, что ускорить процесс
подписания госконтракта между заводом и минобороны страны может
вмешательство кого-либо из высших представителей власти. Они указывают
также, что столь сильная зависимость от госзаказа говорит о довольно
низкой конкурентоспособности предприятия.
Переход
на четырехдневную рабочую неделю руководство автозавода «Урал» начало
рассматривать еще в конце июля. Спустя почти месяц необходимый
предприятию контракт с минобороны заключить не удалось. На совещании в
Москве, прошедшем на прошлой неделе, было решено все же перевести АЗ
«Урал» на сокращенную рабочую неделю. И в субботу в корпоративной газете
предприятия Виктор Корман выступил с официальным обращением к
коллективу. «Сегодня нам жизненно важно остаться на плаву, сохранить
производственный и кадровый потенциал предприятия, его
конкурентоспособность, – заметил господин Корман. – Добиться этого мы
сможем за счет введения жестких антикризисных мер на предприятии. Первый
шаг в этом направлении – гибкая, заточенная под потребности рынка
система планирования производства». В связи с этим с 20 августа АЗ
«Урал» перешел на четырехдневную рабочую неделю с равномерной загрузкой
мощностей и сотрудников. «Это решение принято руководством завода
совместно с профсоюзной организацией и позволит избежать массовых
сокращений, обеспечит персонал нашего завода стабильным, предсказуемым
графиком работы», – уточнил гендиректор. Виктор Корман заявил также, что
«масштабных сокращений персонала допущено не будет».
Невозможность
заключить госконтракт на автозаводе связывают с европейским кризисом,
который затронул все сферы российской экономики, а также с дефицитом
госбюджета. По словам Виктора Кормана, отсутствие контракта с
министерством обороны и общее падение спроса на грузовую полноприводную
автомобильную технику привело к снижению объемов производства автозавода
в первом полугодии текущего года почти на 30 процентов.
На
автозаводе надеются, что сокращение затрат, повышение
производительности труда, высочайшая активность на рынке и качественное
сервисное обслуживание готовой техники позволят предприятию выйти из
создавшейся ситуации. «Руководство делает все возможное для преодоления
создавшейся ситуации, ведет переговоры с Министерством обороны РФ,
рассматривает возможности освоения новых сегментов рынка и активно ищет
новых покупателей продукции автозавода», – дополнил господин Корман.
Ежегодная
потребность российской армии в продукции автозавода «Урал» составляет
2,3 тысячи автомобилей, – сообщает «Ъ» со ссылкой на источник в
минобороны страны. В прошлом году в армию было поставлено более 3000
внедорожных полноприводных автомобилей.
По
мнению экспертов Chel.ru, сокращение рабочей недели на АЗ «Урал»
позволит предприятию понизить обязательные расходы на персонал. Первый заместитель генерального директора по финансово-экономическому планированию завода «Полет» Леонид Орлов рассмотрел
ситуацию на примере своего предприятия. «Мы вводили четырехдневную
рабочую неделю чисто из экономических соображений, – рассказал он. –
Этот шаг позволил нам сэкономить и остаться в рамках бюджета,
сформированного на год. При этом неделю мы сократили исключительно у
работников вспомогательного производства. Мера действовала в течение
полугода, с начала сентября все наши сотрудники снова будут работать по
полному графику». «Это сокращение позволит снизить расходы на персонал, а
также ряд других расходов», – соглашается аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
В
целом же респонденты сайта отказались давать какие-либо комментарии
относительно дальнейшего сотрудничества минобороны страны с автозаводом
«Урал». Они отметили, что кризиса как такового в стране нет, а серьезная
зависимость от госзаказа значительно понижает дальнейшие возможности
предприятия на быстрое восстановление производства.
«На
данный момент трудно предсказать, когда и в каком виде контракт с
минобороны будет заключен, – комментирует Андрей Шенк. – На мой взгляд,
сейчас происходит оптимизация бюджетных расходов, в том числе и расходов
на ВПК, что естественно заставляет минобороны тянуть с заключением
подобных контрактов». По его словам, кризиса в стране пока еще нет,
однако есть опасения обострения проблем. «Существуют негативные
сценарии, вероятность которых достаточно высока, и в связи с этим
предсказать, когда будет подписан контакт, невозможно, – продолжает он. –
Ускорить процесс в данной ситуации может вмешательство кого-либо из
высших представителей власти, однако это произойдет только при очень
серьезном ухудшении финансового состояния завода».
«Работа
с министерством обороны у каждого предприятия индивидуальна, поэтому
сложно давать какие-либо прогнозы», – заявил Леонид Орлов. Он отметил,
что завод «Полет» работает с заказывающим управлением минобороны
круглогодично. Зная потребности минобороны, «Полет» изготовил
необходимую продукцию заранее. «В этом году из-за политических событий в
стране – выборов президента, изменения в структуре правительства,
передела в сферах влияния – заказ гособороны для нас был затянут, –
рассказал господин Орлов. – Последний договор на текущий год заключен
только две недели назад. При этом уже сейчас мы уже получили
100-процентную предоплату. Осталось лишь отправить готовую продукцию по
адресу». Он уточнил при этом, что такое сотрудничество возможно не на
каждом предприятии. «Просто без нашей продукции авиации не обойтись, –
заметил он. – Кстати, в следующем году на «Полете» планируется рост
объемов производства на 35 процентов по сравнению с 2011 годом – весьма
значимым годом по большинству показателей».
Схожая ситуация наблюдается и на Златоустовском машиностроительном заводе. По словам генерального директора ОАО «Златмаш» Сергея Лемешевского,
предприятие ежегодно, равно как и в текущем году, заключает с
минобороны долгосрочные трехлетние контракты. «Поэтому у нас все идет в
плановом порядке, – уточнил он. – Это связано с тем, что цикл
изготовления наших изделий чрезвычайно длительный».
«Такая
сильная зависимость от госзаказа говорит о довольно низкой
конкурентоспособности предприятия, что также снижает шансы на скорое
восстановление производства на приемлемый уровень», – заключил господин
Шенк.
Фото с сайта Uralaz.ru