Сегодня мой вечный оппонент, Андрей Тарасенко, в своем ЖЖ
выложил цитаты из отчета курганского СКБМ и опять запел свои мантры про мнимое «отставание
России» в области создания перспективных сухопутных боевых систем. Там же у
него была упомянута и перспективная курганская БМП «Рыцарь» - БМП с ГТД и
электротрансмиссией. Причем с не очень понятной оценкой сего факта. По
Тарасенко выходит, что Россия отстает в области создания современных боевых
машин и от Европы (видимо сюда же он причисляет Украину, ибо его коллега по
перу и мысли kotobog в
своем блоге, не постеснялся «нарисовать» украинский «Оплот» на вершине топ-10 мирового
рейтинга ОБТ), но и от Китая, намекая
что разрабатываемый сейчас «Курганец-25» есть суть повторение китайского WZ502G. Не стану спорить – сам не вижу в «Курганце»
особого "креатива" и желательного отрыва. Но, в этом случае, начало работ по «Рыцарю»
нужно только приветствовать! Однако, Тарасенко физически не имеет права хвалить
и «приветствовать» что либо из российских разработок, потому он и
вынужден ограничился оценкой: «видимо, с БМП «Курганец» уже все идиально, больше заняться
нечем». Оставим ее на его совести – работа такая у человека. А вот что до выводов
относительно перспектив ГТД, то тут он совершенно прав, как прав и в отношении
с ситуацией на российских БТРЗ (но об этом
поговорим позже - в другой раз). Единственно
в чем он заблуждается, так это в необходимости скорейшего возобновления работ
по танкам с ГТД. В обозримые 20-30 лет у танков с ГТД в России нет перспектив. Чем нам стоит серьезно заниматься, так это сбережением и
модернизацией имеющегося парка танков Т-80 для их последующей реализации на
экспорт. А так же поддержанием и
дальнейшим накоплением научно-технического задела по ГТД на будущее. Необходимо вести НИР и ОКР по
созданию транспортных ГТД большой мощности – от 2000 – 2500л.с. и выше. Зачем
такая мощность? Все дело в том, что наши военные, а вместе с ними и некоторые
конструкторы «старой закалки» по сути своей весьма консервативны и находятся в
плену иллюзии относительно перспектив роста массы боевых машин. Не знаю как на
этот счет мыслят действующие конструкторы, но вот в беседах с ветеранами Танкопрома
не раз пытался высказывать мысль по поводу перспектив увеличения массы и
габаритов бронетехники, абсолютно не находя никакой поддержки. Сейчас в России,
как в прочем и ранее в СССР, наблюдается тенденция всячески сдерживать рост этого параметра. Приводятся множество аргументов в пользу удержания
массы ОБТ в пределах 50 тонн. Но большинство из них можно так или иначе оспорить.
Вообще мой прогноз заключается в том,
что рано или поздно мы придём к созданию тяжелых или даже сверх тяжелых
боевых машин (язык не поворачивается называть их танками в обычном понимании) с
массой в 100, 200 и более тонн.
Вот тогда ГТД и станет тем единственным и не
заменимым источником энергии для них.
Естественно, как опять же правильно пишет Тарасенко, единственно
возможным приводом для таких монстров
будет электротрансмиссия. Кроме того, на увеличение энергопотребления
будет влиять и система вооружения – «жидкий порох» скорей всего просуществует
не долго и останется в истории лишь как проходной этап – будущее за
электромагнитными ускорителями (рельсотронами), плазменным и лучевым оружием.
Вот тогда и наступит время ГТД. Ибо в устойчивом
режиме «ГТД-генератор», можно добиться минимального расхода топлива и, в то же
время, ГТД даст ощутимый выигрыш в массо-габаритных характеристиках по сравнению
с дизель-генераторной установкой. Более того, если говорить о такой большой мощности, то ГТД в данном случае реально может оказаться более экономичным двигателем, нежели дизель по удельным параметрам расхода топлива. Вопрос
заключается в том, насколько фантастичен прогноз по столь значительному росту
массы. Конечно, возможно Gur Khan начитался фантастических творений Федора Березина (романы "Огромный черный корабль", "Экипаж черного корабля"), но... Тут стоит взглянуть и трезво
оценить реалии – танки «Меркава» и «Абрамс» давно перевалили за 60 тонн и
приближаются к 70 тоннам по своей массе. До сотни осталось совсем чуть-чуть. В качестве
перспективного направления в развитии БМП для армии США по программе GCV выбрана
БМП с расчетной массой 63,5 тонны. В случае успеха программы, не стоит
сомневаться, что машина так же будет постепенно набирать массу. Несомненно будет набирать массу и наше "все" - "Армата" - так некоторые эксперты предрекают ей в будущем массу около 60-65 тонн. Так что 100
тонн – это объективная реальность уже не такого далекого будущего. И совершенно
правильно, что у нас уже во всю ведут работы по машинам с электротрансмиссиям и «Уралтрансмаш»
и, как сейчас выясняется, «Курганмаш». Ну а ГТД на БМП у нас пытались «прописать» еще в советские времена... В данный конкретный момент времени необходимо
только определиться со степенью приоритетности такой работы и соответственно
с объемами финансирования. Спешить и гнать
тут абсолютно не стоит – нужно постепенно, методично накапливать задел на
будущее. В этом смысле параллельные работы СКБМ и над модернизацией БМП-3 и по «Курганцу»
и по «Рыцарю» считаю совершенно оправданными.
Если же Украина не может позволить себе подобной роскоши – вести перспективные
разработки с прицелом на длительную перспективу, то это ее проблемы – пускай изобретает
модули вооружения для модернизации бэушных БМП-1, тут Тарасенко стоило бы вообще заткнуться и молчать «в тряпочку».