Сегодня в газете "Известия", которая стремительно поднимает уровень своих публикаций на темы обороны, появилась интересная статья, под заголовком "Войска отказались от модернизированного танка Т-72" . Статья, еще раз, интересная, но не без ошибок и не бесспорная. Попробуем разобраться.
Модернизированный танк Т-72Б3 |
1. "так
что пока в округа поступают танки со старыми моторами" - установка В-92С2 в этой комплектации не планировалась изначально;
2.
"По информации ГАБТУ, срыв поставок Т-72Б-3" - о каком срыве поставок
идет речь, если УВЗ, по просьбе все того же ГАБТУ в 2012 году отгрузило
партию танков с опережением - из задела уже 2013 года? Смотрим отчет УВЗ о выполнении ГОЗ-2012;
3.
"В
войсках удивляются, что модель Т-72М1, предназначенная для Алжира по
цене тоже 50 млн" - с каких это пор в войсках известна стоимость
модернизации экспортного образца? Это первое что смущает в заявлении.
Второе - Алжир не разбирает свой танк "до винтика". Собственно работы по
"капиталке" проводятся местными специалистами на своем местном ТРЗ. Российская сторона лишь поставляет
комплектующие и проводит работы непосредственно по их монтажу и
настройке-наладке. При этом не стоит забывать, что с точки зрения
производства, трудозатраты на, собственно, ремонт, что у Т-72М1, что у
Т-72Б не многим разнятся. Причем, у Т-72Б они будут повыше в силу его
несколько большей сложности. Вот отсюда и цена. Ясно ведь сказано, что
30млн. из 52млн. руб - это собственно "капиталка". Модернизационный пакет, получается,
стоит лишь 22 млн. руб. Хотите АСЦ, кондиционер, закрытую ЗПУ - платите как
алжирцы (а датчики между прочим и там и там одинаковые);
Модернизированный танк Т-72М1 Сухопутных войск Алжира |
4.
"Полный набор
модернизационных опций делает Т-72 почти таким же, как Т-90, а по
некоторым параметрам и лучше. Однако стоимость такой модернизации
сравнима с постройкой нового Т-90. При этом остаточный ресурс и
модернизационный потенциал новой машины намного больше, чем у
отремонтированной" - поскольку немного разбираюсь в экономике ВПК, ровно
о том же самом я неоднократно говорил и на форуме ГСПО и на форуме "Сила России".
Но, так же, как и представителей УВЗ, меня никто не слушал. Твердили ровно
обратное - что "глубокая модернизация экономически оправдана и
целесообразна". Особенно в том преуспевала консолидированная украинская
фракция. Почему? Да потому что имела четкий заказ на пропаганду этого
тупикового и на самом деле очень невыгодного, затратного пути;
Модернизированный танк Т-72Б3 в войсках |
5.
"Он отметил, что тогдашнее руководство Минобороны
посчитало, что выбранная комплектация является идеальной с точки зрения
соотношения цены и качества" - и это тоже правда. Выбранная комплектация
действительно оптимальна. Особенно если абстрагироваться от чистой
техники и подумать об экономике. Т-72Б, но с прицелом "Сосна-У" вполне
адекватен в современной ситуации. Или не названный офицер всерьез
считает, что "17 марта 2013 года "Абрамсы" окажутся в Химках"?
По-моему, заявления о недовольстве этого офицера, замечу, всего лишь
бригадного уровня, не более чем "плачь Ярославны" по поводу отнятой
любимой "восьмидесятки". И чем больше "газотурбинщиков" мы будем
ссаживать на дизеля - тем подобных воплей будет только больше;
6.
"Он
добавил, что кроме Т-90 УВЗ выпускает и модернизированный вариант этого
танка — Т-90С." - похоже, тут при публикации просто переврали слова.
Представитель УВЗ не мог так сказать, если он, конечно, не полный олух.
Дело в том что Т-90С - это экспортный вариант "внутрироссийского" Т-90А.
По своему уровню, они практически одинаковы, с некоторыми опциональными
различиями. Так, к примеру, тот же Алжир заказывает АСЦ и кондиционер,
но отказывается от ОТШУ "Штора", а МО РФ наоборот - берет комплектацию
со "Шторой" в полном объеме, но без кондиционера и все того же АСЦ, но
опять же с новой пушкой 2А46М5 и автоматом заряжания под новые и более
мощные боеприпасы, которые на экспорт Россия пока просто не поставляет. А
вот Индия, берет вообще самую скромную комплектацию - пушка 2А46М, без
АСЦ, без кондиционера, совсем без "Шторы", но у индийской "Бишмы"
повышен уровень защиты от радиации. Словом, современный Т-90, это как
большой конструктор "Лего" - что закажите, за что заплатите, то и
получите. Что до "модернизированного варианта", который "на голову выше"
- тут речь не о Т-90 или Т-90С, а о Т-90МС, который в эти дни во всей
красе демонстрируется на выставке в ОАЭ. При этом необходимо помнить,
что Т-90МС - это опять таки экспортная версия! МО РФ выдвигает свои собственные требования по модернизации Т-90. В
результате, да, УВЗ может предложить в родную российскую армию нечто
похожее на Т-90МС, но еще более совершенное и мощное. Как этот танк
будет называться - не важно. Может Т-90АМ, может (что было бы логичней)
Т-90МА. Важно иное - за что именно МО РФ готово платить и сколько?
Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ |
А теперь несколько слов без конкретной привязки к вопросам, просто по теме.
Заказ
вооружений - это дело по большей частью политическое, даже внутри
страны. В частности, у нас давно не прекращаются (хотя ныне несколько поутихли) войны
между промышленностью и армией. Промышленность хочет получить
гарантированный ГОЗ, причем долгосрочный и с гарантиями оплаты. При
этом, ей, промышленности, по большому счету "по барабану" что выпускать:
новые ли танки, или модернизировать старые - лишь бы деньги шли в
карман. Армия естественно хочет получить что-то качеством и
характеристиками по лучше, но ценою подешевле. А вообще прекрасно было
бы, чтоб новая техника шла, но как-то так, задаром - министр обороны
всегда найдет на что потратить "высвободившиеся" при этом деньги ;) . Более
того, при теперь уже прежнем министре - Анатолии Сердюкове, наша армия
стала коммерциализироваться. При МО была создана, теперь уже всем
известная, "черная дыра" под названием "Оборонсервис". Тут и вовсе пошла
драка за заказы и деньги. К примеру, "Оборонсервис" сумел вырвать себе
кусок экспортной модернизации Т-72Б (контракт на поставку танков
Венесуэле), а УВЗ оторвало модернизацию для МО, хотя логичнее было бы
все сделать наоборот. В прежнее, относительно стабильные, или еще в
советские времена, как было? Практически все, что касалось экспорта, шло
через заводы промышленности, даже то, что поставлялось "из наличия МО", все-равно проходило через заводы промышленности. При этом внутренняя модернизация и капиталка,
разрабатывалась оборонпромом, оборонпромом же выпускались комплектующие,
но работы производились на специализированных предприятиях МО - БТРЗ. При этом
все были довольны. Хороший кусок (иногда такой что не могли переварить)
перепадал ОПК, и МО было довольно - и уровнем работ и ценами, благо они
производились на собственных военных ремонтных заводах. Все поменялось в
начале 2000-х (до этого как раньше дружно жили, так же все дружно и
помирали), когда в стране появились ДЕНЬГИ. Изголодавшийся ОПК, начал
тянуть одеяло на себя (оно и понятно - рабочие кушать хотят, вокруг заводов целые города стоят). Военные
прекрасно понимали ситуацию и "входили в положение" подкармливая КБ
НИОКРами в т.ч. на модернизацию, а промышленность заказами на ремонты, с
частичной модернизацией. На закупку новой техники или полноценную
модернизацию, денег все равно не было. Так у нас появились такие
"шедевры" как модернизированный танк Т-72БА (серийной модернизации) и
Т-72Б2 (опытная машина). Первый был до убогого прост, но кормил и
танковое КБ с заводом, и двигателистов - в общем поддерживал
промышленность, чтоб окончательно не сдохла. Второй - был великолепен и
по замыслу и по исполнению, но... дорог.
Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ |
Когда
с появлением на министерском олимпе А.Сердюкова, на цели обороны рекой
полились деньги, про всякую модернизацию тот час забыли - совершенно
логично, пусть и по немного, но стали закупать новые машины. Тот же
Т-90А, а потом и Т-90А с ПТК. В этот же момент возник "Оборонсервис",
который подтянул под себя все БТРЗ. Если до этого БТРЗ, будучи по сути
бюджетными предприятиями на балансе МО, худо-бедно, но жили, то теперь
часть в порядке "оптимизации" затрат пустили под нож. Оставшуюся часть
стали использовать как насос для перекачки денег из бюджета МО в частные карманы
руководителей ОАО "Оборонсервис". Благо ОАО решением совета
директоров (где все свои) вольнО самостоятельно распоряжаться доходами
как заблагорассудится - это вам не ФКП и даже не ФГУП, где тоже воруют,
но уже с оглядкой на казначейство и счетную палату. Естественно
"выжившие" БТРЗ начали получать заказы. Например, на капитальный ремонт
"по состоянию" Т-80, которые по идее должны были эксплуатироваться до
выработки ресурса, а потом списываться. А тут их вдруг зачем-то начали
капиталить в товарных количествах, причем без модернизации, ибо
документация на нее и комплектующие оставались в руках предприятий ОПК, с
которыми делиться уже не хотелось. Естественно, ремонт на ставших вдруг
"коммерческими" БТРЗ уже не был так дешев, как раньше - ОАО нужно
"закалачивать" прибыль, "рубить бабло". Дошло до того, что
"Оборонсервис" начал хапать и валютную выручку, которая ранее законно
шла в ОПК. Пишут что в Венесуэлу поставлялись модернизированные танки.
Ага! Вся их "модернизация" заключалась в замене радиостанции и
гусеничной ленты. А все остальное - посредственная "капиталка", ибо
Атамановский БТРЗ - исполнитель работ, никогда не отличался качеством
ремонта (по некоторым данным еще как отличался, но в обратную сторону).
Этого же порядка заказ все той же Атамановке на конверсию списанных
Т-72Б в минные тральщики БМР-3. Это при том, что БМР-3 не выдержал в
свое время государственных испытаний, как раз по критерию противоминной
стойкости днища. Тогда - в 1990-е, на УВЗ была создана аналогичная
машина, по полностью в соответствии с ТТЗ - БМР-3М. Об этом я писал в
"сериале " "Минно-тральные страдания". И вот МО заказывает и оплачивает
машину, но не на УВЗ, а в "Оборонсервисе", и чихать там все хотели на
то, что БМР-3 не обеспечивает защиты и безопасности - деньги "не пахнут". Не буду рассказывать о планах закупок через "Оборонсервис"
импортной боевой техники и ее лицензионной сборки на "своих" предприятиях
- этим делом сейчас в прокуратуре занимаются. Естественно предприятия
ОПК подняли "визг-писк". В ответ, МО вознамерилось их окончательно
"прижать", "перекрыть кислород", зарубив целый ряд важнейших НИОКР, и
сократив номенклатуру ГОЗа. Так, все тот же УВЗ лишился заказа на новые
Т-90, хотя на конвейере уже серийно шел вариант с ПТК (т.е. оснащенный
всеми этими ДжиПиЭсами, о чем сейчас так стонут "офицеры",
интегрированный в автоматизированную систему управления тактического
звена). Разозленный ОПК, воспользовавшись предвыборной ситуацией, нанес
"ответный удар" - создал "партию человеков труда", заявившую о себе
так, что МО ничего не осталось делать, как возобновить ГОЗ, хотя бы по
статье "модернизация" (закупка новой техники уже была вычеркнута из
принятой и утвержденной к тому времени ГПВ). Предварительно, для пущей
убедительности, ОПК призвал на помощь "науку" - если помните, было
несколько статей за подписью руководителя ВНИИТМ, о том, как хорошо было
бы, если не новые танки выпускать, то хотя бы старые модернизировать.
Вот так у нас появился вначале "модернизированный Т-72Б обр.2011года", а
затем, после формального прохождения оным ГИ, "Т-72Б3". Как вы думаете,
кто-то в МО при таком раскладе задумывался о "рациональности",
"эффективности" или думали прежде всего о том как "усидеть", а потом о
"стоимости"? Ведь по логике, на УВЗ следовало бы в первую очередь
вернуть ранее отмодернизированные Т-72БА, которые уже не нуждались в
капитальном ремонте, имели новые 1000-сильные двигатели и новые ходовые
части, но не имели нормальных прицелов, да и защита, как бы уже была на
грани. Сэкономив 30млн.рублей на "капиталке" - эти деньги можно было бы
направить на установку современного СУО, ДЗ "Реликт", ПТК, а может быть
даже и КАЗ. Но я не зря пишу о том, что в МО в первую очередь думали о
том как усидеть в своих креслах, ибо президентского плана по
перевооружению с них никто не снимал. А отчет за его выполнение пишется в
% и единицах, прошедших модернизацию - о том, что это за модернизация, и
какова ее реальная эффективность, в таких отчетах как правило не
указывается. Вот потому и говорят те, кто заказывал и принимал Т-72Б3,
что машина "сбалансирована" по критериям "стоимости-эффективности". Оно
действительно получается что так, только еще необходимо принять во
внимание критерии "бюрократоусидчивости" и "количественной массовости".
Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ |
Вообще
в этом деле, стоит отметить еще и большую роль"независимых экспертов" и СМИ. Во
всем "цивилизованном и демократическом" мире, большинство решений
принимается правительством с оглядкой на реакцию масс, руководят
которыми в последнее время не "гегемоны", а "медиамагнаты", или, как парадокс, иногда рядовые блогеры.
Смотрите какая сейчас идет волна наката на Т-72Б3. О том что это
"плохо" твердят все кому не лень, а отдельные СМИ, или точнее скажем -
отдельные персоналии, вооруженные клавиатурами и сидящие за мониторами,
руководят и направляют процесс в нужное русло. В критике Т-72Б3
совпадает вектор приложения усилий и патриотов российских вооруженных
сил, самих военных, интересов "Уралвагонзавода" (который тут самый
заинтересованный и которому эта "волна" выступлений катит просто на
халяву), и даже конкурентов-русофобов, громко визжащих про "отсталость российских танков", "корявой защиты" и
т.д. и т.п. Как результат - заявления руководства МО и членов Правительства РФ о том, что, вероятно, с 2014 года
возобновляется закупка Т-90А, возможно даже в продвинутом
модернизированном варианте Т-90МА (или как-то там еще). Ну не чудно ли
это? :)