четверг, 21 февраля 2013 г.

Т-72Б3 как зеркало российской действительности

 Сегодня в газете "Известия", которая стремительно поднимает уровень своих публикаций на темы обороны, появилась интересная статья, под заголовком "Войска отказались от модернизированного танка Т-72" . Статья, еще раз, интересная, но не без ошибок и не бесспорная. Попробуем разобраться.
Модернизированный танк Т-72Б3
 1. "так что пока в округа поступают танки со старыми моторами" - установка В-92С2 в этой комплектации не планировалась изначально;
2. "По информации ГАБТУ, срыв поставок Т-72Б-3"  - о каком срыве поставок идет речь, если УВЗ, по просьбе все того же ГАБТУ в 2012 году отгрузило партию танков с опережением - из задела уже 2013 года? Смотрим отчет УВЗ о выполнении ГОЗ-2012;
3. "В войсках удивляются, что модель Т-72М1, предназначенная для Алжира по цене тоже 50 млн" - с каких это пор в войсках известна стоимость модернизации экспортного образца? Это первое что смущает в заявлении. Второе - Алжир не разбирает свой танк "до винтика". Собственно работы по "капиталке" проводятся местными специалистами на своем местном ТРЗ. Российская сторона лишь поставляет комплектующие и проводит работы непосредственно по их монтажу и настройке-наладке. При этом не стоит забывать, что с точки зрения производства, трудозатраты на, собственно, ремонт, что у Т-72М1, что у Т-72Б не многим разнятся. Причем, у Т-72Б они будут повыше в силу его несколько большей сложности. Вот отсюда и цена. Ясно ведь сказано, что 30млн. из 52млн. руб - это собственно "капиталка". Модернизационный пакет, получается, стоит лишь 22 млн. руб. Хотите АСЦ, кондиционер, закрытую ЗПУ - платите как алжирцы (а датчики между прочим и там и там одинаковые);
Модернизированный танк Т-72М1 Сухопутных войск Алжира
 4. "Полный набор модернизационных опций делает Т-72 почти таким же, как Т-90, а по некоторым параметрам и лучше. Однако стоимость такой модернизации сравнима с постройкой нового Т-90. При этом остаточный ресурс и модернизационный потенциал новой машины намного больше, чем у отремонтированной" - поскольку немного разбираюсь в экономике ВПК, ровно о том же самом я неоднократно говорил и  на форуме ГСПО и на форуме "Сила России". Но, так же, как и представителей УВЗ, меня никто не слушал. Твердили ровно обратное - что "глубокая модернизация экономически оправдана и целесообразна". Особенно в том преуспевала консолидированная украинская фракция. Почему? Да потому что имела четкий заказ на пропаганду этого тупикового и на самом деле очень невыгодного, затратного пути;
Модернизированный танк Т-72Б3 в войсках
 5. "Он отметил, что тогдашнее руководство Минобороны посчитало, что выбранная комплектация является идеальной с точки зрения соотношения цены и качества" - и это тоже правда. Выбранная комплектация действительно оптимальна. Особенно если абстрагироваться от чистой техники и подумать об экономике. Т-72Б, но с прицелом "Сосна-У" вполне адекватен в современной ситуации. Или не названный офицер всерьез считает, что  "17 марта 2013 года "Абрамсы" окажутся в Химках"? По-моему, заявления о недовольстве этого офицера, замечу, всего лишь бригадного уровня, не более чем "плачь Ярославны" по поводу отнятой любимой "восьмидесятки". И чем больше "газотурбинщиков" мы будем ссаживать на дизеля - тем подобных воплей будет только больше;
6. "Он добавил, что кроме Т-90 УВЗ выпускает и модернизированный вариант этого танка — Т-90С." - похоже, тут при публикации просто переврали слова. Представитель УВЗ не мог так сказать, если он, конечно, не полный олух. Дело в том что Т-90С - это экспортный вариант "внутрироссийского" Т-90А. По своему уровню, они практически одинаковы, с некоторыми опциональными различиями. Так, к примеру, тот же Алжир заказывает АСЦ и кондиционер, но отказывается от ОТШУ "Штора", а МО РФ наоборот - берет комплектацию со "Шторой" в полном объеме, но без кондиционера и все того же АСЦ, но опять же с новой пушкой 2А46М5 и автоматом заряжания под новые и более мощные боеприпасы, которые на экспорт Россия пока просто не поставляет. А вот Индия, берет вообще самую скромную комплектацию - пушка 2А46М, без АСЦ, без кондиционера, совсем без "Шторы", но у индийской "Бишмы" повышен уровень защиты от радиации. Словом, современный Т-90, это как большой конструктор "Лего" - что закажите, за что заплатите, то и получите. Что до "модернизированного варианта", который "на голову выше" - тут речь не о Т-90 или Т-90С, а о Т-90МС, который в эти дни во всей красе демонстрируется на выставке в ОАЭ. При этом необходимо помнить, что Т-90МС - это опять таки экспортная версия! МО РФ выдвигает свои собственные требования по модернизации Т-90. В результате, да, УВЗ может предложить в родную российскую армию нечто похожее на Т-90МС, но еще более совершенное и мощное. Как этот танк будет называться - не важно. Может Т-90АМ, может (что было бы логичней) Т-90МА. Важно иное - за что именно МО РФ готово платить и сколько?
Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ
 А теперь несколько слов без конкретной привязки к вопросам, просто по теме.
Заказ вооружений - это дело по большей частью политическое, даже внутри страны. В частности, у нас давно не прекращаются (хотя ныне несколько поутихли) войны между промышленностью и армией. Промышленность хочет получить гарантированный ГОЗ, причем долгосрочный и с гарантиями оплаты. При этом, ей, промышленности, по большому счету "по барабану" что выпускать: новые ли танки, или модернизировать старые - лишь бы деньги шли в карман. Армия естественно хочет получить что-то качеством и характеристиками по лучше, но ценою подешевле. А вообще прекрасно было бы, чтоб новая техника шла, но как-то так, задаром - министр обороны всегда найдет на что потратить "высвободившиеся" при этом деньги ;) . Более того, при теперь уже прежнем министре - Анатолии Сердюкове, наша армия стала коммерциализироваться. При МО была создана, теперь уже всем известная, "черная дыра" под названием "Оборонсервис". Тут и вовсе пошла драка за заказы и деньги. К примеру, "Оборонсервис" сумел вырвать себе кусок экспортной модернизации Т-72Б (контракт на поставку танков Венесуэле), а УВЗ оторвало модернизацию для МО, хотя логичнее было бы все сделать наоборот. В прежнее, относительно стабильные, или еще в советские времена, как было? Практически все, что касалось экспорта, шло через заводы промышленности, даже то, что поставлялось "из наличия МО", все-равно проходило через заводы промышленности. При этом внутренняя модернизация и капиталка, разрабатывалась оборонпромом, оборонпромом же выпускались комплектующие, но работы производились на специализированных предприятиях МО - БТРЗ. При этом все были довольны. Хороший кусок (иногда такой что не могли переварить) перепадал ОПК, и МО было довольно - и уровнем работ и ценами, благо они производились на собственных военных ремонтных заводах. Все поменялось в начале 2000-х (до этого как раньше дружно жили, так же все дружно и помирали), когда в стране появились ДЕНЬГИ. Изголодавшийся ОПК, начал тянуть одеяло на себя (оно и понятно - рабочие кушать хотят, вокруг заводов целые города стоят). Военные прекрасно понимали ситуацию и "входили в положение" подкармливая  КБ НИОКРами в т.ч. на модернизацию, а промышленность заказами на ремонты, с частичной модернизацией. На закупку новой техники или полноценную модернизацию, денег все равно не было. Так у нас появились такие "шедевры" как модернизированный танк Т-72БА (серийной модернизации) и Т-72Б2 (опытная машина). Первый был до убогого прост, но кормил и танковое КБ с заводом, и двигателистов - в общем поддерживал промышленность, чтоб окончательно не сдохла. Второй - был великолепен и по замыслу и по исполнению, но... дорог. 
Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ
 Когда с появлением на министерском олимпе А.Сердюкова, на цели обороны  рекой полились деньги, про всякую модернизацию тот час забыли - совершенно логично, пусть и по немного, но стали закупать новые машины. Тот же Т-90А, а потом и Т-90А с ПТК. В этот же момент возник "Оборонсервис", который подтянул под себя все БТРЗ. Если до этого БТРЗ, будучи по сути бюджетными предприятиями на балансе МО, худо-бедно, но жили, то теперь часть в порядке "оптимизации" затрат пустили под нож. Оставшуюся часть стали использовать как насос для перекачки денег из бюджета МО в частные карманы руководителей ОАО "Оборонсервис". Благо ОАО решением совета директоров (где все свои) вольнО самостоятельно распоряжаться доходами как заблагорассудится - это вам не ФКП и даже не ФГУП, где тоже воруют, но уже с оглядкой на казначейство и счетную палату. Естественно "выжившие" БТРЗ начали получать заказы. Например, на капитальный ремонт "по состоянию" Т-80, которые по идее должны были эксплуатироваться до выработки ресурса, а потом списываться. А тут их вдруг зачем-то начали капиталить в товарных количествах, причем без модернизации, ибо документация на нее и комплектующие оставались в руках предприятий ОПК, с которыми делиться уже не хотелось. Естественно, ремонт на ставших вдруг "коммерческими" БТРЗ  уже не был так дешев, как раньше - ОАО нужно "закалачивать" прибыль, "рубить бабло". Дошло до того, что "Оборонсервис" начал хапать и валютную выручку, которая ранее законно шла в ОПК. Пишут что в Венесуэлу поставлялись модернизированные танки. Ага! Вся их "модернизация" заключалась в замене радиостанции и гусеничной ленты. А все остальное - посредственная "капиталка", ибо Атамановский БТРЗ - исполнитель работ, никогда не отличался качеством ремонта (по некоторым данным еще как отличался, но в обратную сторону). Этого же порядка заказ все той же Атамановке на конверсию списанных Т-72Б в минные тральщики БМР-3. Это при том, что БМР-3 не выдержал в свое время государственных испытаний, как раз по критерию противоминной стойкости днища. Тогда - в 1990-е, на УВЗ была создана аналогичная машина, по полностью в соответствии с ТТЗ - БМР-3М. Об этом  я писал в "сериале " "Минно-тральные страдания". И вот МО заказывает и оплачивает машину, но не на УВЗ, а в "Оборонсервисе", и чихать там все хотели на то, что БМР-3 не обеспечивает защиты и безопасности - деньги "не пахнут".  Не буду рассказывать о планах закупок через "Оборонсервис" импортной боевой техники и ее лицензионной сборки на "своих" предприятиях - этим делом сейчас в прокуратуре занимаются. Естественно предприятия ОПК подняли "визг-писк". В ответ, МО вознамерилось их окончательно "прижать", "перекрыть кислород", зарубив целый ряд важнейших НИОКР, и сократив номенклатуру ГОЗа. Так, все тот же УВЗ лишился заказа на новые Т-90, хотя на конвейере уже серийно шел вариант с ПТК (т.е. оснащенный всеми этими ДжиПиЭсами, о чем сейчас так стонут "офицеры", интегрированный в автоматизированную систему управления тактического звена). Разозленный ОПК, воспользовавшись предвыборной ситуацией,  нанес "ответный удар" - создал "партию человеков труда", заявившую о себе так, что МО ничего не осталось делать, как возобновить ГОЗ, хотя бы по статье "модернизация" (закупка новой техники уже была вычеркнута из принятой и утвержденной к тому времени ГПВ). Предварительно, для пущей убедительности, ОПК призвал на помощь "науку" - если помните, было несколько статей за подписью руководителя ВНИИТМ, о том, как хорошо было бы, если не новые танки выпускать, то хотя бы старые модернизировать. Вот так у нас появился вначале "модернизированный Т-72Б обр.2011года", а затем, после формального прохождения оным ГИ, "Т-72Б3". Как вы думаете, кто-то в МО при таком раскладе задумывался о "рациональности", "эффективности" или думали прежде всего о том как "усидеть", а потом о "стоимости"? Ведь по логике, на УВЗ следовало бы в первую очередь вернуть ранее отмодернизированные Т-72БА, которые уже не нуждались в капитальном ремонте, имели новые 1000-сильные двигатели и новые ходовые части, но не имели нормальных прицелов, да и защита, как бы уже была на грани. Сэкономив 30млн.рублей на "капиталке" - эти деньги можно было бы направить на установку современного СУО, ДЗ "Реликт", ПТК, а может быть даже и КАЗ. Но я не зря пишу о том, что в МО в первую очередь думали о том как усидеть в своих креслах, ибо президентского плана по перевооружению с них никто не снимал. А отчет за  его выполнение пишется в % и единицах, прошедших модернизацию - о том, что это за модернизация, и какова ее реальная эффективность, в таких отчетах как правило не указывается. Вот потому и говорят те, кто заказывал и принимал Т-72Б3, что машина "сбалансирована" по критериям "стоимости-эффективности". Оно действительно получается что так, только еще необходимо принять во внимание критерии "бюрократоусидчивости" и "количественной массовости".
Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ
 Вообще в этом деле, стоит отметить еще и большую роль"независимых экспертов" и СМИ. Во всем "цивилизованном и демократическом" мире, большинство решений принимается правительством с оглядкой на реакцию масс, руководят которыми в последнее время не "гегемоны", а "медиамагнаты", или, как парадокс, иногда рядовые блогеры. Смотрите какая сейчас идет волна наката на Т-72Б3. О том что это "плохо" твердят все кому не лень, а отдельные СМИ, или точнее скажем - отдельные персоналии, вооруженные клавиатурами и сидящие за мониторами, руководят и направляют процесс в нужное русло. В критике Т-72Б3 совпадает вектор приложения усилий и патриотов российских вооруженных сил, самих военных, интересов "Уралвагонзавода" (который тут самый заинтересованный и которому эта "волна" выступлений катит просто на халяву), и даже конкурентов-русофобов, громко визжащих про "отсталость российских танков", "корявой защиты" и т.д. и т.п. Как результат - заявления руководства МО и членов Правительства РФ о том, что, вероятно, с 2014 года возобновляется закупка Т-90А, возможно даже в продвинутом модернизированном варианте Т-90МА (или как-то там еще). Ну не чудно ли это? :)

Войска отказались от модернизированного танка Т-72

Военные недовольны, что машины для Российской армии хуже экспортного варианта

Войска отказались от модернизированного танка Т-72
Фото: Глеб Щелкунов
Командование Западного военного округа (ЗВО) подготовило доклад Сергею Шойгу и Главному автобронетанковому управлению (ГАБТУ) Минобороны с просьбой отказаться от закупки модернизированных танков Т-72Б-3. Источник в ЗВО сообщил «Известиям», что в документе подводятся итоги войсковой эксплуатации этих машин, в том числе на учениях и во время повседневной боевой подготовки.
— Начальнику ГАБТУ генералу Александру Шевченко результаты войсковой эксплуатации уже доведены, а нынешний доклад дополнен развернутым обоснованием для отказа от Т-72Б-3. Надеемся, что министерство примет меры и предпочтет новые Т-90А, — сказал он.
Модификация Т-72Б-3 идет на смену танков Т-80. Первой их получила 138-я отдельная мотострелковая бригада в поселке Каменка Ленинградской области и почти сразу обнаружила недостатки при ходовой эксплуатации, особенно на стрельбах.
Собеседник в ЗВО говорит, что Т-72Б-3 не оправдывает свою стоимость с учетом дополнительного оборудования на 52 млн рублей, что в бригаде надеялись увидеть более мощную и совершенную машину. Танк может бороться с противником образца начала 1990-х годов, а современная бронетехника, в том числе грузинские модификации Т-72, которые доводили до ума израильтяне, просто разорвет его на части, считает офицер.
— Из всех новшеств в танке появились только хороший белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, все остальное от базовой модели, то есть 30-летней давности, — добавил он.
По его словам, в «новых» танках нет приемников ГЛОНАСС/GPS, по которым танкисты могли бы определять свое местоположение в условиях визуальной слепоты (у танка очень ограниченный обзор). Также нет практически обязательной в современных условиях системы автоматического сопровождения цели, которая автоматически держит машину или танк противника на мушке, даже во время движения. Кроме того, у танка старые метеодатчики, датчики износа ствола и другие важные механизмы. 
В частности, вместо новых двигателей В-92С2 мощностью 1 тыс. л.с. стоят «откапиталенные» старые моторы В-84 на 840 л.с., а вместо современного комплекса динамической защиты «Реликт» — старый «Контакт-5», не спасающий от тандемных боеприпасов. 
Представитель «Уралвагонзавода» пояснил «Известиям», что военные сами выбрали комплектацию, которой теперь недовольны. 
— У нас более 15 опций модернизации — можно поменять практически всё, от ходовой части до вооружения и защиты. Российские военные выбрали далеко не всё. Всё, что они выбрали, мы установили. Решение принимал еще Владимир Поповкин, когда был начальником вооружения, и Николай Макаров, экс-глава Генштаба, — пояснил представитель единственного производителя танков. 
Он отметил, что тогдашнее руководство Минобороны посчитало, что выбранная комплектация является идеальной с точки зрения соотношения цены и качества. Теперь выясняется, что офицеры этим недовольны. 
Представитель УВЗ подчеркнул, что из 52 млн рублей, которые стоит модернизация Т-72Б-3, около 30 млн уходят на капитальный ремонт танка — машины полностью разбирают, обследуют все детали и меняют устаревшие на новые. Остальные деньги тратят на модернизацию — закупку и установку нового оборудования и других комплексов, которые выбрал заказчик. 
Полный набор модернизационных опций делает Т-72 почти таким же, как Т-90, а по некоторым параметрам и лучше. Однако стоимость такой модернизации сравнима с постройкой нового Т-90. При этом остаточный ресурс и модернизационный потенциал новой машины намного больше, чем у отремонтированной. 
— Мы еще два года назад убеждали военных, что если они хотят качественно новый танк, то им нужно покупать Т-90, а не модернизировать 20–30-летние Т-72. Но нас никто не слушал, считали, что мы пытаемся продать старый танк за новые деньги, хотя, подчеркиваю, Т-90 — это другой танк, довести до его уровня Т-72 стоит ненамного дешевле по объективным причинам, — пояснил представитель УВЗ. 
Он добавил, что кроме Т-90 УВЗ выпускает и модернизированный вариант этого танка — Т-90С. Этот танк, по словам производителя, «на голову выше и Т-90, и модернизированного Т-72». 
— В 2014 году мы сможем начать его серийное производство. Будем надеяться, что новое руководство Минобороны пересмотрит решение своих предшественников. Мы готовы выполнять заказ военных и на производство, и на их модернизацию, — отметил представитель УВЗ. 
По информации ГАБТУ, срыв поставок Т-72Б-3 с новыми двигателями произошел из-за позднего заключения контракта с «Уралвагонзаводом», так что пока в округа поступают танки со старыми моторами.
В войсках удивляются, что модель Т-72М1, предназначенная для Алжира по цене тоже 50 млн, оснащена системой автоматического сопровождения цели, цифровыми датчиками поправок и метеоусловий, дистанционной зенитной установкой и кондиционером. В российских же моделях электроника «на уровне прошлого века».
Источник

Gur Khan: интересная статья, но комментарий у меня на нее получился слишком велик и потому оформлю его отдельным сообщением выше.

среда, 20 февраля 2013 г.

Вышел свежий номер журнала "Арсенал Отечества"

 Вышел третий по счету и первый в этом году номер журнала "Арсенал Отечества".
В номере материалы, освещающие работу Президента и Правительства РФ, аналитические статьи о нынешнем состоянии вооруженных сил, исторические материалы, посвященные юбилеям знаменитых полководцев и другим памятным датам, статьи о технических новинках и многое другое. 
 
Содержание номера №1 2013 г.
На государственном уровне
  • Президент Российской Федерации
  • О результатах работы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в сфере законодательного обеспечения военной безопасности в 2012 г.
Вооруженные Силы
  • Надежная защита в воздушно-космической сфере
  • Заместитель министра обороны Юрий Борисов: «Нужно засучив рукава приступить к серьезной, планомерной, системной работе»
  • «Краповые береты» — 35 лет на службе Отечеству!
  • Задачи хранения и утилизации боеприпасов решаются планомерно
Воинская слава России
  • Рокоссовский Константин Константинович
    Дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза
  • Победа на Волге
  • Полководец Победы — Маршал Советского Союза И.С. Конев
    К 115-летию со дня рождения
  • Женское лицо войны
  • 180 лет ведущему военному учебному заведению России
  • Любовь к Отечеству — показатель здоровья нации
Оборонно-промышленный комплекс
  • Военно-промышленная комиссия: страницы истории
  • Проблема импорта вооружений в РФ: анализ эффективности закупок, международная кооперация и трансферт технологий в обронно-промышленном комплексе
  • Информационный потенциал СПРН
  • Мемориал в честь главного конструктора Леонида Карцева
Техника и вооружение
  • Броня без металла
Геополитика и стратегия
  • Центрально-азиатское стратегическое направление: вопросы военной безопасности
Зарубежный опыт
  • Пограничная полиция Израиля — аналог российских внутренних войск
  • Памяти генерального конструктора
По вопросам сотрудничества обращайтесь по телефону:
или по электронной почте
+7 (495) 545 32 61


УВЗ и Renault Trucks DEFENSE договорились о сотрудничестве

 В ходе работы международной оборонной выставки IDEX-2013, где научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» представляет свои самые современные разработки в области вооружения, состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между УВЗ и Renault Trucks DEFENSE.
В подписании приняли участие генеральный директор российской корпорации Олег Сиенко и генеральный директор и президент французской компании Жерар Амьель.
 Renault Trucks Defense - собственник Acmat и Panhard - один из лидеров по производству широкого спектра тактических транспортных средств, колесных бронированных машин и силовых агрегатов для бронетанковой техники на международной арене.  Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» - производитель одних из лучших в мире танков - лидер по производству наземной тяжелой техники в России и заявляет о своих мировых амбициях.
Соглашение стало результатом длительных переговоров, проводимых на фоне усиления российско-французской кооперации в оборонной промышленности и желания Правительства Российской Федерации способствовать «умеренному» сотрудничеству с Западом и динамичного развития двух компаний.
В рамках сотрудничества двух компаний будет создана рабочая группа, которая объединит экспертов разных дисциплин. Речь идет в основном об инженерах и конструкторах, специализирующихся на разработке и производстве бронированной техники, а также и о специалистах по промышленному маркетингу, праву и сотрудничеству компаний разных культур.

вторник, 19 февраля 2013 г.

IDEX по-нашему, по-уральски...




"А каждому участнику - подносы! Прощай оружие!"


Со своим танком в чужой Абу-Даби: прокол Канделаки, дуэт Носова и Сиенко, промашки арабов. Фоторепортаж

19.02.2013 14:38
Михаил Вьюгин, © «URA.Ru»

Сенсационная сделка на IDEX-2013

По итогам выставки вооружений и военной техники IDEX-2013, проходящей в Абу-Даби (ОАЭ), может быть заключена сенсационно крупная сделка, прямо касающаяся и российских производителей. Так армия ОАЭ заявила о потребности в закупке 700 тяжелых колесных БТР с формулой 8х8. При этом наилучшие шансы на закупку имеют бронемашины VBCI от французской фирмы Nexter.  
БТР VBCI от NEXTER на IDEX-2013
VBCI уже проверен в боевых действиях в Афганистане, Ливане и в последнее время в Мали, где показал себя  безупречно, как с точки зрения защиты, подвижности и выносливости (переход от Дакара на север Мали был осуществлен в рекордно короткие сроки). Однако армия ОАЭ предъявило условие оснащения VBCI боевым модулем от российской БМП-3. Так же высокоэффективным и хорошо проверенным в условиях ОАЭ.
Модель VBCI с боевым модулем от БМП-3 на стенде NEXTER

Поскольку башня БМП-3 гораздо тяжелее, чем оригинальные французские боевые модули, то потребовалось провести работу по адаптации машины под российский комплекс вооружения. Корпус VBCI получил соответствующие усиления. В целом представители Nexter заявили о своей уверенности в осуществимости этого проекта и представили модели модернизированной боевой машины. 
Модель VBCI с боевым модулем от БМП-3 на стенде NEXTER
Единственным рассматриваемым конкурентом VBCI в ОАЭ считается финская боевая машина Patria AMV. Однако Nexter сумел  сделать все же более конкурентоспособное предложение, в то время как финны, не проявляют особой активности в продвижении своего БТР. В случае успешного заключения контракта с  Nexter, значительную выгоду получит и Российская Федерация. При этом имеются два пути взаимовыгодного сотрудничества. Первый - это продажа Nexter лицензии на боевой модуль БМП-3, на что в прочем наши разработчики и производители вряд ли согласятся, второй - непосредственное участие в производстве с кооперации с Nexter.