воскресенье, 29 декабря 2013 г.

Альтернативная боевая машина поддержки танков БМПТ-72А

Денис Моторный, г. Киев
Специально для сайта «Отвага»
2013 г.



1. Введение

В данной статье предложен авторский альтернативный вариант модернизации танков Т-64, Т-72, Т-80 с целью их переоборудования в современные боевые машины поддержки танков (БМПТ).
Основное отличие предлагаемой альтернативной БМПТ-72А от существующей БМПТ «Терминатор» и новой БМПТ-72 «Терминатор-2» состоит в комплексе вооружения. Эскиз альтернативной БМПТ-72А нарисован на базе проекций танка Т-72МП.
Наверное, правильно будет начать статью с вопроса «Зачем нужна альтернативная БМПТ, если и так есть новая БМПТ-72?»
Попробуем найти ответ на этот вопрос, сравнивая новую БМПТ-72 с другими машинами поддержки танков (включая их прототипы) по нескольким отдельным критериям, актуальными для БМПТ:
• количество одновременно поражаемых целей;
• наличие вспомогательного противопехотного вооружения;
• эффективность основного артиллерийского вооружения.

1.1. Количество одновременно поражаемых целей

БМПТ «Терминатор» (см. подробнее >>>). Есть достаточно информации в Интернете о преимуществах и недостатках первой серийной БМПТ созданной на базе танка Т-90 по теме «Рамка-99», с которой можно ознакомиться и проанализировать преимущества и недостатки этой машины. Очевидно что, основная задумка БМПТ «Рамка-99» состояла именно в экипаже из 5 человек, 4 из которых наблюдают за полем боя через индивидуальные приборы наблюдения и способны независимо друг от друга поражать 3 разные цели одновременно. Это компоновочное решение и позволяет (по официальной информации) одной такой БМПТ эффективно заменять на поле боя несколько БМП. В ходе эксплуатации и испытаний этой машины были выявлены различные недостатки ее вооружения и компоновки с экипажем из 5 человек. Масса машины – 48 тонн. Важным преимуществом данной БМПТ является малый радиус обметания стволов, обеспечивающий вращение башни на 360 градусов даже в тесных улицах городов, что позволяет практически в упор вести огонь по противнику, находящемуся в зданиях.

БМПТ-72 «Терминатор-2» (см. подробнее >>>– новая (2013 год), более простая и более бюджетная машина, предназначенная для массовой переделки старых моделей танков Т-72 в современные БМПТ. Экипаж новой машины – стандартный танковый, 3 человека. Комплекс вооружения БМПТ-72 аналогичен предшествующей БМПТ «Рамка-99», но с некоторыми изменениями – были исключены два автоматических гранатомета АГС-17Д. В результате, новая машина способна поражать одновременно только 1 цель. Насколько это «урезание» вооружения критично утверждать трудно так как машина только появилась. Масса новой БМПТ уменьшилась до 44 тонны, что расширяет диапазон модернизации старых танков Т-72 с двигателями мощностью 780 и 840 л.с. Также, БМПТ-72 выигрывает у своей предшественницы по площади ослабленных зон в верхней проекции корпуса – эта площадь заметно уменьшилась (уже нет трех люков в передней части корпуса, не прикрытых габаритом башни, которые уязвимы для выстрелов РПГ сверху).

Прототипы БМПТ разработанные в 1980-х годах (см. подробнее >>>):
Вариант №1. База – танк Т-72. Вооружение – 2 автоматические 30-мм пушки 2А72 с синхронизированным наведением + 2 боковые пусковые установки 2 х 6 НАР С-8 (кумулятивно-осколочная ракета калибра 80 мм). Экипаж – 3 человека.
Количество одновременно поражаемых целей – 1.
• Вариант №2. База – шасси на базе Т-72. Вооружение – 2 независимые автоматические 30-мм пушки 2А72 + спаренные 7,62 мм пулеметы, 2 автоматических 40-мм гранатомета, 2 ПУ ПТУР, 2 х12,7 мм независимые пулеметные установки НСВТ. Экипаж – 7 человек.
Количество одновременно поражаемых целей – 6.
• Вариант №3. База – шасси на базе Т-72. Вооружение – спаренные 100 мм пушка 2А70 +30 мм пушка 2А72 +7,62 мм пулемет ПКТ, 2 независимых 40-мм автоматических гранатометов спаренных с 7,62-мм пулеметами, 2 автономные пулеметные установки с 7,62 мм пулеметами по бокам корпуса и одна установка с 40-мм гранатометом на башне. Экипаж – 5+2 человека.
Количество одновременно поражаемых целей – 6.

Основные боевые танки – ОБТ.
Большинство современных танков имеют дистанционно управляемую пулеметную установку (управляемую командиром), что позволяет танку одновременно вести огонь по 2 целям.

Возможно, количество одновременно поражаемых целей и не столь значительно для современной БМПТ, но учитывая заявленную многофункциональность этой машины – этот критерий должен быть далеко не последним.


1.2. Наличие вспомогательного противопехотного вооружения

БМПТ – машина поддержки танков, то есть эта машина должна надежно поражать те цели, которые сложно поражать танку – пехота, расчеты ПТУР, высокоманевренные легкие машины и низколетящие воздушные цели. Следовательно, основной акцент вооружения БМПТ должен делаться на противопехотное и отчасти зенитное вооружение.

Рис.1. БМПТ «Терминатор». Вооружение – 2х30-мм пушки 2А42, 1х7,62-мм пулемет, 2 независимых гранатомета АГ-17Д, 4 ПУ ПТУР «Атака-Т».

В состав вооружения БМПТ «Терминатор» входит 2 независимых 30-мм гранатомета АГС-17Д. Два из трех опытных прототипов БМПТ созданных еще в 1980-х годах тоже имели автоматические противопехотные гранатометы (2 и 3 гранатомета).
Прототип БМПТ не имевший гранатометы был вооружен двумя пусковыми установками с 12 авиационными ракетами С-8, каждая такая ракета имеет кумулятивно-осколочную БЧ (бронепрбиваемость 400 мм + 500 готовых осколков).
Наличие двух гранатометов в БМПТ «Терминатор», как известно, вызвало много противоречивых мнений. Очевидно, что проблема не в самих гранатометах, а в довольно ограниченных углах их наведения на этой БМПТ и отсутствие систем их стабилизации. Дополнительно, была выявлена непрактичность использования машин с нестандартным экипажем из 5-ти человек (3 человека стандартного экипажа + 2 оператора гранатометов).
В состав вооружения новой БМПТ-72, как было отмечено выше, автоматические гранатометы АГС-17 не входят, что ограничивает ее боевые возможности по сравнению с другими БМПТ.

Рис.2. Прототип БМПТ вариант 2. Вооружение – 2х30-мм пушки 2А72, 2х7,62-мм пулемета ПКТ, 2х40-мм автоматических гранатомета, 2х12,7-мм пулемета НСВТ, 2 ПУ ПТУР.

Рис.3. БМПТ-72 (2013 г). Вооружение – 2х30-мм пушки 2А42, 1х7,62-мм пулемет, 4 ПУ ПТУР «Атака-Т».

Логичным получается что, наличие противопехотного автоматического гранатомета калибра 30 или 40 мм желательно для современной БМПТ.

1.3. Эффективность основного артиллерийского вооружения

В состав артиллерийского вооружения всех вышеуказанных БМПТ входит 30-мм автоматическая пушка 2А42 (две или одна). На тему эффективности этой пушки в составе комплекса вооружения БМПТ очень много различной информации и мнений, которые, в большинстве своем, аргументируют малую эффективность применения пушки такого калибра на современной БМПТ.
Посмотрим на этот вопрос с другой стороны: «какие есть преимущества в вооружении у БМПТ-72 перед танком с вспомогательной автоматической пушкой калибра 30 мм?»
Для сравнения возьмем Словацкий танк Т-72М2 «Модерна-2».

Рис.4. Словацкий танк Т-72М2 «Модерна 2». На правой задней части башни установка 30-мм автоматической пушки 2А42.

Модель
БМПТ-72
Т-72М2
«Модерна-2»
Шасси
Т-72
Т-72
Основная пушка
-
125 мм 2А46
Боекомплект
-
40 выстр.
Автоматическая пушка
2х30-мм
2А42
1х30-мм
2А42
Количество одновременно стреляющих
30 мм пушек

1

1
Бокомплект, 30-мм выстрелы
850
до 300
Спаренный пулемет
1х7,62-мм
1х7,62-мм
Боекомплект
2500
2000
Автоматический гранатомет
х
х
Пусковые установки ПТУР
4 ПУ
1 ПУ
Боекомплект ПТУР
4 шт
4….22
Количество одновременно поражаемых целей

1

1

Приведенная выше сравнительная информация показывает что, БМПТ-72 не имеет значительных преимуществ в вооружении перед танком типа Т-72 «Модерна-2». Основные преимущества БМПТ-72А в вооружении:
• минимальный радиус обметания стволов;
• возможность переключения типа снаряда, благодаря двух-ленточному питанию пушек (на «Модерне-2» одноленточное питание 30-мм пушки);
• больший возимый боекомплект 30-мм выстрелов (850 шт);
• больший угол вертикального наведения пушек (45 (60) град против 35 град);
• больший боекомплект 7,62-мм патронов (2500 шт);
• ПТУР «Атака» превосходит ТУР по бронепробиваемости и дальности пуска.

Сравнение этих двух машин, в принципе разных по назначению, не является объективным, но на первый взгляд, модернизация танков Т-72 в танки-БМПТ по подобию «Модерны-2» выглядит проще и дешевле чем переделка в БМПТ-72, которая не имеет значительных преимуществ в вооружении перед Т-72 «Модерна-2».

Рис.5. Танк Т-64Е. С целью исключения ослабленной зоны башни справа от пушки (в районе установки спаренного пулемета на предыдущих модификациях Т-64) спаренный пулемет перенесен на левую заднюю часть башни танка. За люком командира танка установлена автоматическая 23-мм пушка ГШ-23.

Похожая ситуация и с модернизированным танком Т-64Е. Если этот танк переоснастить 30-мм пушкой (вместо установленной на его башне вращающейся 23-мм пушки ГШ-23), он тоже становится танком-БМПТ, еще и способным поражать две цели одновременно.

Очевидно – современная БМПТ должна иметь заметные преимущества перед танком при борьбе с «танкоопасным» противником, так как это есть ее основная задача.

Приоритетной артиллерийской системой для БМПТ может быть зенитная пушка. Известно, что ЗСУ-2-57, ЗСУ «Шилка» и ЗСУ «Тунгуска» эффективно применялись в различных конфликтах именно для поражения наземных целей, однако применять их полноценно в качестве БМПТ было невозможно из-за слабой броневой защиты.
Основные зенитные пушки, разработанные в СССР, которые могут быть использованы для БМПТ:
• 23-мм зенитная счетверенная пушка (ЗСУ «Шилка»), скорострельность – 850 выстрелов/мин. на ствол;
• 30-мм двухствольная пушка 2А38 (ЗСУ «Тунгуска»), скорострельность – 2500 выстрелов/мин.
• 37-мм зенитный автомат 2А11 (опытная ЗСУ «Енисей»), скорострельность – 524 выстрелов/мин. на ствол;
• 57-мм зенитная пушка С-60 (ЗСУ-2-57, ПТ-76Б с БМ «Буревестник»), скорострельность – 120 выстрелов/мин на ствол.

Целесообразность использования пушек:
• 23–30-мм пушки считаются недостаточно мощными для БМПТ, патроны этого калибра проблематично оснащать дистанционными взрывателями.
• 37-мм автомат имеет ленточное питание и скорострельность практически не уступающую скорострельности 30-мм пушки 2А42, его можно оснастить снарядами с дистанционным взрывателем, однако, 37-мм снаряды практически не используется в войсках, и имеют относительно небольшое преимущество в бронепробиваемости перед 30-мм снарядом.
• 57-мм пушка является наиболее перспективной для БМПТ – высокая баллистика, большая дальность стрельбы, мощный снаряд, широкая номенклатура выстрелов. Одним из важных вопросов является автомат заряжания для этой пушки, который должен обеспечивать скорострельность 100-120 выстр/минуту, необходимое количество возимого боекомплекта и быстрое переключение типа снарядов, (количество которых в боеукладке может составлять 3-5 шт и более).

Рис.6. ЗСУ-57-2. Вооружение 2х57-мм пушки С-60. Скорострельность – 240 выстрелов/минуту. Полный боекомплект – 300 выстрелов. ЗСУ эффективно зарекомендовала себя в различных конфликтах и войнах как мощное средство поражения различных наземных целей.

1.2. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ БМПТ-72А

Эскизная модель БМПТ-72А сделана с учетом вышеприведенных обоснований выбора комплекса вооружения, который скомпонован на основе трех описанных в разделе 1 критериев:
количество одновременно поражаемых целей – одновременно 2 разные цели;
 наличие вспомогательного противопехотного вооружения – автоматический гранатомет;
 эффективность основного артиллерийского вооружения – 57 мм зенитная пушка С-60.

Рис.7. Альтернативная БМПТ-72А. Эскиз сделан на базе проекций танка Т-72МП.

Краткое описание машины:
БМПТ-72А – машина поддержки танков на базе танка Т-72. Корпус танка при переделке в БМПТ остается неизменным. Изменениям подвергается башня танка – видоизменяется амбразура под установку 57-мм пушки С-60 и спаренного 7,62-мм пулемета ПКТ. К задней части башни прикреплен бронированный контейнер с автоматической боеукладкой на 76 выстрелов. На правой части контейнера находится дистанционно управляемая установка, вооруженная 30-мм автоматическим гранатометом и двумя мортирами для дымовых или осветительных гранат. По бокам башни расположены выдвижные пусковые установки ПТУР «Атака-Т», которые в походном положении защищены бронеэкраном с навесной динамической защитой.

Рис.8. БМПТ-72А в боевом положении. Перед пуском блоки с ПТУР поднимаются вверх. В случае необходимости пусковые установки ПТУР «Атака-Т» могут меняться на пусковые установки НАР С-8 калибра 80 мм.

В зависимости от поставленной задачи, комплекс вооружения БМПТ-72А может варьироваться в различных комбинациях вооружения. Все модули вооружения БМПТ унифицированы по креплениям и системе наведения, что позволяет практически в полевых условиях переоснащать машины различным вооружением силами их экипажей.

Номенклатура вспомогательного вооружения:
• ДУ с 30-мм гранатометом АГС-17Д;
• ДУ с 12,7-мм пулеметом НСВТ;
• ДУ с 7,62-мм пулеметом ПКТ;
• ДУ с 23-мм пушкой ГШ-23 (альтернативная комплектация);
• ДУ с 40-мм гранатометом УАГ-40 (альтернативная комплектация).
Дистанционно управляемая установка (ДУ) управляется командиром БМПТ и имеет независимую стабилизацию в 2-х плоскостях. Боекомплект (гранаты, патроны или снаряды) находится в нижней части установки (тумбе). Лента с боеприпасами скручена «улиткой», выстрелы в ней находятся в вертикальном положении, они занимают практически весь объем «тумбы». В нижней части питателя имеется специальный переход ленты с выстрелами из вертикального положения в горизонтальное. Электропривод, вращающий всю дистанционную установку в горизонтальной плоскости на 360 градусов, находится в промежутке между контейнером с 57-мм выстрелами, правой пусковой установкой ПТУР «Атака-Т» и задней правой частью башни.
Дистанционная установка – универсальная, для смены вида вооружения необходимо поменять только сам пулемет, гранатомет или пушку, не меняя «тумбу».

Номенклатура пусковых установок:
• 2 х 2 ПУ ПТУР «Атака-Т»;
• 2 х 6 ПУ НАР С-8 (АР-8);
• 2 х 2 ПУ ПЗРК «Игла-С/Игла-В» (альтернативная комплектация);
• комбинации вышеперечисленных комплексов.
Пусковые установки (ПУ) в походном положении спрятаны в специальные ниши по бокам башни. Ниши защищены бронеэкранами с навесной динамической защитой. Перед выстрелом блоки с ПУ поднимаются вверх и на необходимый вертикальный угол прицеливания в диапазоне от 0 до 30 градусов. Возможно оснащение ПУ системой стабилизации в вертикальной плоскости для стрельбы неуправляемыми ракетами С-8 (АР-8) с ходу.

Несколько вариантов комплектации дистанционного модуля БМПТ-72А:
Рис.9. Варианты вооружения БМПТ-72А.


3. Сравнительные характеристики БМПТ


пп
Технические
характеристики
БМПТ-72А
БМПТ-72
БМПТ
«Терминатор»
Основные данные
1 Экипаж
3 чел.
3 чел.
5 чел.
2 Боевой вес
~47 тонн
44 тонны
48 тонн
3 Шасси
Стандартное
Т-72
Стандартное
Т-72
Модерниз.
Т-90
4 Башня
Модерниз.
башня Т-72
Новая
башня
Новая
башня
5 Двигатель
Дизель
6ТД-1
(6ТД-2)
Дизель
В84МС
(В92С2)
Дизель
В92С2
6 Мощность двигателя
1000
(1200)
л.с.
840
(1000)
л.с.
1000
л.с.
7 Удельная мощность
21,3
(25,5)
л.с./т
19
(22,7)
л.с./т
20,83
л.с./т
8 Максимальная скорость по твердому покрытию
65
км/ч
60
км/ч
65
км/ч
9 Скорость заднего хода
30
км/ч
5
км/ч
5
км/ч
10 Запас хода по твердому покрытию
500 км
700 км
550 км
Вооружение
11 Количество одновременно поражаемых целей

2

1

3
10 Автоматическая пушка, марка
С-60
2А42
2А42
11 Количество и калибр
1х57 мм
2х30 мм
2х30 мм
12 Боекомплект общий
182 шт
850 шт
900 шт
13 Из них в автомате заряжания
130 шт
850 шт
900 шт
14 Количество типов используемых боеприпасов
в автомате заряжания

1-5
и более

1-2

1-2
15 Углы вертикального наведения
-5…+60
град.
-5…+45
(60?) град.
-5…+45
град.
16 Углы горизонтального наведения
360 град.
360 град.
360 град.
17 Спаренный пулемет
ПКТ
ПКТ
ПКТ
18 Количество и калибр
1х7,62 мм
1х7,62 мм
1х7,62 мм
19 Боекомплект
2500 шт
2500 шт
2000 шт
20 Автоматический гранатомет
АГС-17Д
-
АГС-17Д
21 Количество и калибр
1 х 30 мм
-
2 х 30 мм
22 Боекомплект и количество лент
1 х 120 шт
-
2 х 300 шт
23 Дальность стрельбы
1700 м
-
1700 м
24 Углы вертикального наведения
-5…+45
град.
-
-5…+25
град.
25 Углы горизонтального наведения
360 град.
-
-6…+28
град.
26 Стабилизация гранатомета
В 2-х
плоскостях
-
нет
27 Опциональное вооружение
1х7,62-мм
ПКТ
-
-
1х12,7-мм
НСВТ
-
-
2х6 шт.
НАР С-8
-
-
28 Управляемое оружие
ПТУР
«Атака-Т»
ПТУР
«Атака-Т»
ПТУР
«Атака-Т»
29 Калибр ракеты
130 мм
130 мм
130 мм
30 Дальность пуска
6000 м
6000 м
6000 м
31 Тип БЧ
Тандемная
кумулятивная
Тандемная
кумулятивная
Тандемная
кумулятивная
32 Бронепробиваемость
ДЗ +950 мм
ДЗ +950 мм
ДЗ +950 мм
33 Боекомплект
4 шт
4 шт
4 шт
34 Защита ПТУР от пуль и осколков Спрятаны
за 20-мм
бронеэкран
+ ДЗ
Стальной
кожух
(крепление
снаружи)
Нет
(крепление
снаружи)
35 Радиус обметания ствола/стволов на 1600 мм
меньше, чем
у танка Т-72
мини-
мальный
мини-
мальный

Бронезащита БМПТ-72А:
Бронезащита альтернативной БМПТ, в данном случае, находится на уровне защиты танка Т-72МП. Борта башни дополнительно защищены бронеэкранами, толщиной 20 мм, с навесной ДЗ. Находящиеся внутри блоки с ПУ создают дополнительную преграду для кумулятивной струи или кинетического боеприпаса.
Таким образом, габарит боковой брони башни составляет: ДЗ + 20 мм + 400….800 мм (отсек с ПУ и приводами ПУ) + 80 мм основная броня + подбой башни.
Задняя часть башни дополнительно защищена контейнером с автоматической боеукладкой и противокумулятивной решеткой. Контейнер – герметичный и имеет закрываемый шлюз для подачи выстрелов в БО. В случае поражения контейнера в верхней его части имеются крышки для выхода энергии взрыва. Также, этот контейнер делает стандартную башню Т-72 более уравновешенной.
Габарит задней части башни составляет: Решетка + 400 мм (ящики с ЗИП) + 650 мм (габарит контейнера) + 60 мм основная броня + подбой.
Дополнительно, из БО и отделения управления удалены все баки-стеллажи, они заменены на более безопасные протектированные топливные баки. Наружные топливные баки – на надгусеничных полках, аналогично как на танке Т-72МП.
Предусматривается установка вспомогательного дизель-генератора (в задней части левой надгусеничной полки) и кондиционера.
Оборудование ОПВТ – штатное танка Т-72, глубина преодолеваемого брода – до5 метров. Крепление труба ОПВТ (на эскизе не показана) предполагается сверху на контейнере с выстрелами в горизонтальном положении, перпендикулярно продольной оси БМПТ.


4. Сравнительные характеристики автоматических пушек.

пп
Технические
характеристики
С-60
БМПТ-72А
ПТ-76Б
2А42
БМПТ
БМПТ-72
Основные данные
1 Калибр пушки
57 мм
30 мм
2 Длина ствола
76,6 клб
80 клб
3 Длина выстрела (снаряд с гильзой)
535 мм
291 мм
4 Носители пушек
ЗСУ-57-2,
ПТ-76Б
БМП-2,
БМД-2,
Ка-50
Ка-52,
Ми-28,
Т-72
«Модерна-2»
5 Начальная скорость снаряда
1000 м/с
960 м/с
6 Скорострельность пушки
100-120
выстр./мин
200-300/550
выстр./мин
7 Масса снаряда
2,8 кг
0,4 кг
8 Возможность применения снарядов
с дистанционным подрывом

Да

Нет
9 Питание пушки
Автомат
заряжания
или обоймы
по 5
выстрелов
Ленточное
10 Дальность стрельбы по наземным целям
8000 м
4000 м
11 Наклонная дальность стрельбы по возд. целям
6000 м
2500 м
12 Высота поражения цели
4000 м
2000 м
Бронепробиваемость мм/60 град.
13 Марка снаряда
УБР281
(У; СП)
БП
3УБР8
14 На дальности 100 м
Нет данных
45 мм
15 На дальности 300 м
Нет данных
40 мм
16 На дальности 500 м
90 мм
(106 мм
при 90
град.)
33 мм
17 На дальности 1000 м
80 мм
(96 мм
при 90
град.)
28 мм
18 На дальности 1500 м
70 мм
25 мм
19 На дальности 2000 м
60 мм
22 мм

Абсолютно очевидно, что сравнение этих двух артсистем не может быть справедливым – 30-мм пушка не конкурент 57-мм по мощности снаряда и дальности стрельбы, соответственно – 57-мм уступает 30-мм по скорострельности и количеству возимого боекомплекта.
Установить сразу две пушки (57-мм и 30-мм) в довольно ограниченное БО танка Т-72 не получилось. Соответственно, выбор сделан в сторону зенитной пушки С-60, которая имеет более широкий диапазон поражаемых целей, чем 30-мм пушка:

Рис.10. Поражаемые БМПТ-72А цели

Важным преимуществом 57-мм пушек является возможность использования дистанционно взрываемых ОФ и осколочных снарядов, применение новых зенитных и кумулятивных снарядов.
Эскизные углы вертикального наведения пушки -5…+60 град. Пушка и пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Предусматривается установка модернизированных прицелов наводчика и командира, обеспечивающих наведение пушки на цель в вертикальном диапазоне -5…+60 град.
Боекомплект пушки состоит из 182 выстрелов, расположенных в автомате заряжания и дополнительных отсеках.

5. Автомат заряжания для 57-мм пушки БМПТ-72А

Рис.11. Автомат заряжания БМПТ-72А

На рисунке 11 представлен один из возможных вариантов автомата заряжания для 57-мм выстрелов. Одним из главных ограничений при моделировании автомата заряжания является высота боевого отделения Т-72 (если посмотреть на фотографии ПТ-76Б с БМ «Буревестник» – его башня выше стандартной башни ПТ-76 с 76-мм пушкой), так как казенная часть пушки С-60 довольно габаритная и необходимо предусмотреть ее нормальное опускание вниз при максимальном угле возвышения пушки. Синим цветом показан ориентатор выстрелов – он жестко закреплен в башне и обеспечивает транспортировку выстрела к пушке в любом ее вертикальном положении. Учитывая увеличенное количество операций заряжания пушки, ее скорострельность, предположительно, снизится до 100 выстрелов в минуту.

Сравнительные характеристики автоматов заряжания:

пп
Технические характеристики
ПТ-76Б
БМПТ-72А
Основные данные
1 Пушка
Зенитная С-60
2
Скорострельность пушки, выстр./мин
100-120
100
3 Тип автомата заряжания
Автоматич.
транспортер
на 20 выстр.
Карусельный
автомат на
54 выстр. +
цепной
питающий
автомат на
76 выстр.
4 Полный боекомплект, выстр.
90
182
5 Из них в автомате заряжания, выстр.
20
54 + 76
6 Максимальная длина непрерывной очереди
пушки (техническая), выстрелов

30
7 Максимальная длина непрерывной
очереди (фактическая), выстрелов

20

30
8 Режимы стрельбы
одиночный,
очередь
по 2-5 выстр.,
непрерыв.
одиночный
очередь
по 2, 3, 5 и 7
выстр.,
непрерыв.
9 Пополнение автомата заряжания
ручное
(70 выстр.)
ручное
(52 выстр.)
10 Заряжающий
наводчик
наводчик
или
командир

Автомат заряжания БМПТ-72А состоит из 2-х частей:
1) Карусельный механизм, вместимостью 54 выстрела;
2) Контейнер с цепным механизмом на 76 выстрелов.

Принцип работы карусельного механизма:
Полностью снаряженная карусель (54 выстрела) прокручивается на один полный оборот для автоматической идентификации выстрелов при помощи специального считывающего устройства (показано на схеме). Данные по количеству выстрелов каждого типа и их последовательности вносятся в компьютер СУО.
 После выбора наводчиком типа выстрела и режима стрельбы (рассмотрим на примере очереди из 3-х выстрелов), карусель прокручивается до необходимого выстрела, который выталкивается из нее (внутрь) в подъемный механизм, после выталкивания выстрела №1 карусель подводит выстрел №2 (такого же типа) и ожидает освобождения подъемного механизма.
 Заряжание пушки происходит при любом ее вертикальном положении в диапазоне углов наведения -5…+60 град. Ориентатор выстрела (показан синим цветом на рисунке 11) принимает выстрел №1 от подъемного механизма, разворачивает его на нужный угол и подает в пушку. В этот момент, из карусели подается выстрел №2 в подъемный механизм, далее карусель подводит к подъемнику выстрел №3 и останавливается в режиме ожидания.
 Залп. Гильза №1 выбрасывается наружу через отверстие возле спаренного пулемета. В этот момент происходит подача выстрела №2 в ориентатор выстрела и заряжание пушки. Параллельно, выстрел №3 выталкивается из карусели в подъемный механизм и идет следом за выстрелом №2.

Очевидно, что данный карусельный автомат на порядок сложнее автомата заряжания боевого модуля «Буревестник» для ПТ-76Б, предусматривает большее количество электроприводов и имеет большее количество операций. Это обусловлено невозможностью (по крайней мере, на эскизе в масштабе это не получилось сделать) размещения транспортера с выстрелами (как на «Буревестнике») жестко связанного с пушкой, так как танк Т-72 изначально имеет БО ограниченное по объему и высоте + большие углы наведения пушки -5…+60 градусов.
Предварительно, карусельный автомат заряжания имеет следующие приводы:
– реверсивный электропривод, вращающий карусель;
– электромеханический выталкиватель выстрела из карусели;
– электромеханический подъемник выстрела;
– электромеханический привод ориентатора выстрелов.
Все привода электромеханические, что снижает пожароопасность БМПТ в целом.

Пополнение карусельного механизма в автоматическом режиме:
Наводчик включает режим «пополнение карусели» и задает тип необходимого выстрела. Цепь перематывается до нахождения нужного типа выстрела, который при помощи толкателя подается в башню в специальную кассету питателя. После подачи – цепь перемещается на один выстрел и ожидает освобождения кассеты.
 Карусель прокручивается и подводит пустую ячейку под кассету питателя. Питатель опускается вниз на 90 градусов, дно кассеты открывается, и выстрел соскальзывает вниз в пустую ячейку.
 Карусель подводит следующую пустую ячейку, и весь цикл повторяется.
 После заполнения карусели выстрелами она прокручивается на один полный оборот для идентификации выстрелов и внесения новых данных в СУО.

Цепной питающий механизм работает независимо от карусели. Он имеет свой собственный прибор идентификации выстрелов. Повреждение, детонация или заклинивание цепного питающего механизма не влияет на работоспособность СУО и карусельного автомата заряжания. В некотором роде, контейнер с цепным питателем дополнительно защищает заднюю часть башни от РПГ и ПТУР, так как его габарит примерно 650 мм.
В состав цепного питающего механизма входит три основных привода:
 реверсивный электропривод с редуктором, перематывающий цепь с выстрелами;
 электромеханический толкатель выстрела;
 привод опрокидывателя кассеты.

Пополнение карусельного автомата из ручной боеукладки (52 выстрела):
 Наводчик или командир включает режим «ручное пополнение», в этом режиме карусель автоматически подводит пустые ячейки к наводчику или командиру (в зависимости от того, кто включил режим ручного пополнения).
 Заряжающий (им может быть как командир, так и наводчик) вручную достает выстрелы из боеукладки и устанавливает их вертикально в пустые ячейки карусели. После чего, карусель подводит следующую пустую ячейку.
 После завершения всей операции и выключения режима «ручное пополнение» – карусель делает полный оборот для идентификации выстрелов и передачи этой информации в СУО.

Заряжание пушки в ручном «аварийном» режиме:
 В случае выхода из строя или повреждения какого-либо механизма карусельного автомата заряжания предусмотрен режим «ручное заряжание».
 В ручном режиме пушку может заряжать только наводчик. В ориентаторе выстрелов предусмотрен специальный шлюз для ручного заряжания, вход в который доступен при крайнем вертикальном угле склонения пушки – (минус) 5 градусов.
 После включения наводчиком режима «ручное заряжание». Пушка выходит на линию заряжания – 5 градусов. Наводчик вкладывает нужный выстрел в открывшееся окно камеры заряжания.
 Далее пушка выходит на нужный угол прицеливания. Выстрел. Пушка возвращается на линию ручного заряжания.
 Цикл повторяется.

Недостатки альтернативной БМПТ-72А:
• большой радиус обметания ствола 57-мм пушки, который выходит за габариты корпуса при развороте башни на 360 градусов, что делает практически невозможным разворот башни на очень тесной улице города – результат чисто танковой компоновки БМПТ-72А (однако ее ствол короче штатной 125-мм пушки примерно на 1600 мм);
• большая масса БМПТ-72А – 47 тонн, что значительно снижает удельную мощность и подвижность машины, в случае переоборудования устаревших танков Т-72 с двигателями мощностью 780 и 840 л.с. Таким образом, при переоборудовании старых танков в БМПТ, необходимо устанавливать еще и новые двигатели (мощностью 1000 л.с. и более), что увеличит стоимость альтернативной БМПТ;
• довольно сложный автомат заряжания, состоящий из двух раздельных механизмов заряжания, снижающий скорострельность (ориентировочно) до 100 выстрелов в минуту;
• для экстренного перехода механика-водителя в БО ему необходимо достать из карусели 4-5 выстрелов (проблема, аналогичная для танков типа Т-64 и Т-80, только в БМПТ-72А выстрелы может доставать сам механик-водитель). Запасной люк – в днище корпуса за креслом механика-водителя;
• данная «танковая» компоновка не позволяет обеспечить угол вертикального подъема пушки С-60 более +55…60 градусов.



P.SПредлагаемая альтернативная БМПТ-72А является лишь эскизной авторской работой, которая не претендует на какое-либо точное техническое соответствие.
 


"Зиммеринг" - прадедушка движка "Арматы"

"Второе дыхание" для "Королевского тигра" - дизельный двигатель Simmering Sla 16.

 

В отечественной военно-исторической и военно-технической литературе нередко можно встретить утверждение, что в ходе Второй мировой войны германской промышленности не удалось ни создать мощный танковый дизельный двигатель, ни скопировать советский дизель типа В-2. Действительно, в ходе войны Вермахт не получил серийного танкового дизельного двигателя (хотя дизели «Татра» устанавливались на четырёхосные бронеавтомобили серии Sd.Kfz. 234). Причины этого были, скорее, организационные и экономические, чем технические - ибо в то время конструкторами Рейха были созданы опытные образцы танковых дизелей, превосходящие по своим параметрам танковые двигатели стран антигитлеровской коалиции.

Одним из таких германских двигателей был 16-ти цилиндровый Х-образный дизель воздушного охлаждения с турбонаддувом Sla 16.
Разработка этого двигателя началась в 1942 году конструкторским бюро Фердинанда Порше (Porsche AG). Главным конструктором мотора выступал сам Порше; ряд расчётов провёл профессор Камм (Kamm) из Штутгарта. В КБ Порше двигатель имел обозначение «Porsche Тур 212». Он предназначался для использования на тяжёлом танке, проектировавшемся тогда же Порше в рамках конкурса на новый тяжёлый танк (впоследствии Pz.Kpfw. VI Ausf.B; известен также как «Тигр-II» и «Королевский Тигр»), Хотя проект танка Порше VK.4502(P) и проиграл конкурс проекту фирмы «Хеншель». Разработка дизеля «Porsche Тур 212» была продолжена.

Танк Порше VK.4502(P)
Дело в том, что карбюраторный двигатель HL 230 фирмы «Майбах», устанавливавшийся на серийном «Королевском Тигре», имел недостаточную для этого танка мощность и высокий расход топлива, что предопределило низкую подвижность машины и недопустимо малый запас хода (всего несколько десятков километров - до сотни - по местности). Кроме того, надёжность этого мотора в объектовых условиях была неудовлетворительна вследствие его частого перегрева.
Королевский тигр
"Королевский тигр"
Таким образом. Порше продолжил работы по созданию нового танкового двигателя уже применительно к принятому на вооружение вариант}7 «Королевского Тигра» фирмы «Хеншель», решая при этом следующие задачи:
-           повышение мощности двигателя;
-           снижение удельного расхода топлива;
-           обеспечение удовлетворительного теплового режима двигателя в объектовых условиях;
-           обеспечение возможности установки нового силового агрегата в существующий корпус танка и его сопряжение с существующей трансмиссией таким образом, чтобы исключить принципиальные изменения в конструкции танка и дать возможность переоснастить ранее выпущенные машины новым двигателем без производства трудоёмких работ.

Так как КБ Порше не располагало собственной производственной базой, то работы по постройке опытных образцов двигателя осуществляла венская фирма «Simmermg-Graz-Pauker AG». Это машиностроительное предприятие имело производственные возможности по изготовлению двигателей мощностью до 1500 л.с. и ранее уже работало с Порше - двигателями этой фирмы оснащались машины Tiger (Р). Согласно номенклатуре фирмы-изготовителя, двигатель «Porsche Тур 212» получил обозначение «Sla 16».
В процессе отработки нового мотора фирма «Зиммеринг» провела большую работу по технологическому оснащению - ею были спроектированы все необходимые испытательные стенды и оснастка для последующего производства дизеля.
Опытные работы начались с постройки и отработки одноцилиндрового макета, обозначаемого в КБ Порше как «Porsche Тур 192». После того, как этот макет дал на стенде мощность 47 л.с. (при 2100 об/мин) и проработал 100 часов, были построены новые макеты в виде четырёх- и восьми цилиндровых блоков. Наконец, был изготовлен двигатель в полном 16-ти цилиндровом варианте.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 16-ЦИЛИНДРОВОГО ТАНКОВОГО ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ SIMMERING Sla 16 (Porsche Тур 212) (Техническое описание и технические характеристики приведены по источнику - «Машиностроение.
Энциклопедический справочник в 15 томах (том 10). Под главной редакцией академика Е.А. Чудакова. Москва, Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1948.»)
Дизель 81ттепп§-Сгаг-Раикег 81а 16 предназначался для тяжёлого танка «Тигр В», взамен ранее применявшегося бензинового двигателя «Майбах». В двигателе применён наддув по схеме Бюхи с использованием двух турбокомпрессоров «Брауи-Бовери».
Картер двигателя сварной из стальных плит, состоит из двух половин, с горизонтальной плоскостью разъёма по оси коленчатого вала. Угол развала между рядами цилиндров - 135° и 45°. Так как этот двигатель предназначался для замены высокооборотного бензинового двигателя «Майбах» (птах = 3200 об/мин), то для оставления стандартной трансмиссии при использовании более тихоходного двигателя дизеля (птах = 2000 об/мин) пришлось применить повышающий редуктор поз.15. Корпус редуктора представляет собой общую деталь с передней частью нижней половины картера. На задней торцевой плоскости картера монтируются приводы распределительного механизма, топливных насосов и вспомогательных механизмов.
Цилиндр двигателя стальной, с точёными рёбрами охлаждения; крепится к картеру с помощью двенадцати шпилек, воспринимающих всю нагрузку от давления газов при вспышке. Для уплотнения и для регулировки степени сжатия под фланцы цилиндров кладутся прокладки из бумаги и тонкой листовой стали.
Головка цилиндров вместе с рёбрами охлаждения отлита из силумина. Цилиндр в верхней своей части имеет резьбу, при помощи которой он соединяется с головкой. Натяг в резьбовом соединении обеспечивается навёртыванием головки в горячем состоянии. Предкамера представляет собой отдельный блок, крепящийся к головке на трёх шпильках.
Корпус предкамеры вместе с оребре-нием отлит из силумина. В корпус поз.1 предкамеры ввёрнуты стакан поз.2 и втулка поз.З, в которых устанавливаются стандартная штифтовая форсунка «Бош» и спираль накаливания. Предкамера имеет две полости, сообщающиеся друг с другом при помощи горловины ПОЗ.4, имеющей форму диффузора. Распылитель предкамеры имеет прорезь, через которую направляется поток смеси газов и распылённого топлива плоским веером в камеру сгорания, размещённую в днище поршня. Форма камеры сгорания в поршне соответствует форме веера смеси, вырывающейся из предкамеры.

Поршень отлит из силумина. На поршне устанавливаются четыре уплот-нительных и два маслосъёмных кольца. Уплотнительные кольца дня лучшей приработки снабжены кольцевыми вставками из меди, которая запрессовывается в выточку на рабочей поверхности кольца.
Коленчатый вал лежит на пяти коренных подшипниках; выполнен составным из трёх частей. С очленение частей вала осуществляется посредством торцевого гребенчатого соединения типа Хирт. Кривошипы повёрнуты: первый относительно второго и третьего на 90° и на 180° относительно четвёртого. Такое расположение кривошипов обеспечивает равномерное чередование вспышек при принятых углах развала между рядами цилиндров в 45° и 135°. Принятая в конструкции Х-образная схема обеспечивает минимальные габариты двигателя по высоте, сохраняет равномерное чередование вспышек; следовательно, и пульсация крутящего момента будет минимальной. На конце вала сидит на фланце динамический демпфер маятникового типа, вьшолняющий одновременно и функции маховика двигателя.
Узел шатунов состоит из главного и трёх припепных шатунов. Вкладыш нижней головки главного шатуна имеет заливку из свинцовистой бронзы. Пальцы прицепных шатунов работают в бронзовых втулках.
Газораспределение осуществляется при помощи четырёх кулачковых валиков, штанг и коромысел, монтируемых на головках цилиндров. Фазы газораспределения: открытие всасьшающего клапана 62° до в. м. т., закрытие 35° после н. м. т., открытие выпускного кпапана 45° до н. м. т., закрытие 72° после в. м. т. Таким образом, имеется значительная
фаза перекрытия клапанов (134°), которая служит, по-видимому, дня того, чтобы за счёт имеющейся продувки цилиндра обеспечить охлаждение головки, клапанов и поршня, что дтя форсированного дизеля воздушного охлаждения является существенно необходимым.
Наддув двигателя производится при помощи двух турбокомпрессоров ПОЗ.6 с общей производительностью 68 м3/мин при давлешш наддува 1,5 кг/см2. Максимальное число оборотов турбокомпрессора - 28000 об/мин. Выхлопные газы от каждой пары цилиндров по отдельному рукаву подходят к кожуху турбины. Таким образом, к каждой турбине подходят четыре рукава поз.5.
На всех режимах весь объём выхлопных газов проходит через турбин). Параллельного перепуска нет. Конструкция турбокомпрессора - упрощённая по сравнению с конструкцией авиационных турбокомпрессоров. Ротор турбины и нагнетателя вращается на двух шариковых подшипниках обычной конструкции, заключённых в специальные упругие обоймы, что позволяет ротору самоустанавливаться по оси инерции системы. Турбокомпрессор смонтирован вертикально. Всасывающие патрубки поз.7, подводящие воздух к правому и левому нагнетателям, присоединяются к общему воздухоочистителю            инерционно-масляного типа. Трубопровод поз.8 подводит сжатый воздух от нагнетателя к всасывающим каналам, выведенным к верхней плоскости головки цилиндра. На режиме максимальной мощности двигатель работает с большим избытком воздуха а = 1,70.
Топливоподающая система состоит из четырёх стандартных четырёхплунжерных насосов и штифтовых форсунок «Бош».
На двигателе, работающем с весьма большой нагрузкой (удельная мощность при установке двигателя в тяжёлом танке - 11 л.с./т), применён двухрежимный регулятор. Всережимный регулятор в этом случае смог бы улучшить динамику машины.
Система смазки. Двигатель имеет масляный резервуар поз. 16, расположенный на самом картере двигателя. Таким образом, специальных масляных баков в системе нет. Масло интенсивно охлаждается в четырёх масляных радиаторах. Очистка масла производится четырьмя фильтрами поз.9 типа Куно, соединёнными последовательно. Масло помимо своей основной роли - работы в качестве смазочного материала, выполняет также функции и охлаждающей жидкости. Элементы системы смазки (масляные радиаторы, насос и фильтры) имеют размеры, значительно большие по сравнению с двигателями жидкостного охлаждения.
Система охлаждения. Воздух, охлаждающий цилиндры и головки, просасывается через их оребрение при помощи двух осевых вентиляторов поз. 10 с диаметром крыльчатки 520 мм. Вентиляторы, расположенные по бокам двигателя, получают вращение от коленчатого вала через конические шестерни поз. 11 и карданные валы поз. 12. Охлаждающий воздух, пройдя оребрение цилиндров двигателя, попадает в каждую из двух полостей, образованных в 45-градусных развалах между верхним и нижним рядами цилиндров, и по специальным кожухам поз. 13 подводится к вентиляторам. Горячий воздух выбрасывается вентиляторами наружу. Над оребрением цилиндров устанавливаются специальные дефлекторы, направляющие поток охлаждающего воздуха.

Запуск холодного двигателя осуществляется двумя электростартёрами поз. 14, а горячего двигателя - одним. За одну-две минуты до запуска даётся ток в спирали накаливания. Система запуска питается током от двух 12-вольтовых аккумуляторов, соединённых последовательно. Дублирующей системы запуска нет.
Особенности охлаждения дизеля Зим-меринг: а) эффективный обдув оребрения цилиндров и головок; б) больший угол перекрытия всасывающего и выпускного клапанов усиливает охлаждение клапанов, поршня и головки воздухом, продуваемым через полость камеры сгорания; в) интенсивное охлаждение масла в мощных масляных радиаторах, установленных в масляной системе.
Подвеска. Двигатель монтируется на четырёх упругих опорах. Передние опоры образованы двумя лапами, привёрнутыми к картеру. Задние опоры образованы поперечиной, жёстко соединённой с картером. Амортизаторами служат толстые рези неметаллические пластины, зажатые между опорами двигателя и подмоторной рамой. Наличие упругих опор в значительной мере снижает передачу вибраций от двигателя на корпус танка, предохраняя тем самым экипаж танка от неприятного воздействия высокочастотных вибраций на организм.
Технические характеристики танкового дизеля Simmering Sla 16 в сравнении с характеристиками некоторых других танковых двигателей Второй мировой войны приведены в таблице.

Заводские стендовые испытания мотора в полной комплектации окончились успешно ориентировочно осенью 1944-го года. После их завершения Порше начинает продвижение нового двигателя на самом высоком уровне - вероятно, пользуясь своими неформальными отношениями с Гитлером, он выходит напрямую на фюрера. Очевидно, Порше не пришлось долго убеждать Гитлера в нужности и прогрессивности своего дизеля, ибо фюрер, по свидетельству Гудериана, уже летом 1942-го года «...желал ускорить выпуск танковых дизельных моторов с воздушным охлаждением...». Как бы то ни было, 5-го января 1945 г. Гитлер обращается с письмом, касающимся дизеля Порше, к соответствующим руководителям, занимающимся вопросами танкостроения.
В соответствии с пожеланиями фюрера, военные приступили к собственным испытаниям нового двигателя. После того, как испытания на стенде закончились успехом, двигатель был установлен фирмой «Nibelungenwerke» в танк «Королевский Тигр» вместо штатного мотора «Майбах» НЬ 230Р30. При этом наружная конфигурация корпуса и крыша моторного отделения изменений не претерпели; внутри же моторного отделения были демонтированы стенки отсеков вентиляторов с радиаторами и
смонтирована новая подмоторная рама, а также произведены другие необходимые изменения. Данная переделка показала, что любой ранее выпущенный «Королевский Тигр» (и «Ягдтигр») может быть без большого труда переоснащён новым дизелем.
Опыт первого опробования дизеля в объектовых условиях выявил плохое охлаждение цилиндров нижних рядов. Для устранения этого явления были переконструированы вентиляторы системы охлаждение - их перепроектирование и изготовление отняли около четырёх недель; на этот период испытания были приостановлены.

После замены вентиляторов охлаждение двигателя стало удовлетворительным, что позволило с успехом закончить испытания (правда, по самой ускоренной программе) мотора в танке.
Боевая масса танка «Королевский Тигр» с дизелем 81а 16 составила 68,2 тонны. С точки зрения кинематики грансмиссии, скорость машины должна была оставаться прежней, так как благодаря наличию повышающего редуктора на двигателе частота вращения входного вала КПП не изменилась; практически вследствие заметного увеличения мощности мотора скорость танка на местности возросла. Сокращённая программа испытаний не позволила полностью оценить запас хода в различных условиях движения; судя по достигнутому удельному расходу (160-200 г/л. с. в час) и учитывая, что, вследствие более высокого удельного веса дизельного топлива при прежнем объёме топливных баков танк мог принять больше горючего по весу, можно предположить, что запас хода должен был составить 160-200 км (вторая цифра относится к условиям движения по дороге с твёрдым покрытием).

Таким образом, испытания показали, что Порше сумел решить задачи, стоящие перед ним при конструировании нового мотора.
Мощность двигателя была повышена по сравнению с существующим с 675 л.с. до 750 л.с. (на 11 процентов). Удельная мощность танка «Королевский Тигр», оснащённого дизелем 81а 16, составила 11 л.с./т, что сравнимо с удельной мощностью таких танков, использовавшихся в Красной Армии, как «Валентайн» Мк-1Х (10 л.с./т) или ИС-2 (11,3 л.с/т).
Значительно снижен удельный расход топлива, что обеспечило доведение запаса хода танка до приемлемого значения без увеличения объёмов возимого горючего.
Обеспечен удовлетворительный тепловой режим двигателя - по оценкам, обеспечивалась удовлетворительная эксплуатация мотора в интервале температур -30...+50 °С.
Обеспечена возможность быстрого переоснащения ранее выпущенных машин с двигателя «Майбах» на новый дизель.
По итогам испытаний был выдан заказ на первые сто дизелей так называемой «нулевой серии» фирме «Stеуr-Daimlеr-Puch», так как фирма «Зиммеринг» не была в состоянии осуществлять крупносерийную постройку подобных моторов. Однако серийное изготовление новых двигателей так и не началось, ибо решение о нём нашло немало противников в германском военно-промышленном руководстве. Они указывали, что, во-первых, фирма «Штейр» серийно производит двигатели «Татра», не унифицированные с мотором «Зиммеринг», и развёртывание нового производства может идти только за счёт существующего; и во-вторых - что новый двигатель прошёл испытания лишь по крайне сокращённой программе (впрочем, в известных условиях зимы 1945-го года нельзя было ожидать иного), что не позволяло произвести полную его оценку и приводило к непредсказуемости последствий серийного производства Эти сомнения были обобщены в меморандуме, направленном рейхсминистру Шпееру, и заказ в конечном итоге был отменён.

Кстати, двигатель $1а 16 стоил в два раза дороже, чем «Майбах» НL 230 - но это и неудивительно, так как опытное изделие сравнивалось с серийным; нет сомнений, что в серии стоимость нового дизеля упала бы - хотя, он всё же оставался бы дороже «Майбаха». Чудес не бывает, и за улучшение технических характеристик пришлось платить...
Таким образом, общее количество произведённых двигателей Sla 16 составило лишь две единицы (по другим данным пять) в полной комплектации и некоторое количество испытательных макетов с тем или иным количеством цилиндров.
По итогам опытно-конструкторских работ с этими макетами было предпринято проектирование на основе 16-ти цилиндрового двигателя унифицированных с ним по деталям и узлам Х-образных двигателей -четырёхцилиндрового мощностью 150 л.с. для использования на грузовых автомобилях и восьмицилиндрового мощностью 320 л.с. для применения на бронеавтомобилях и бронетранспортёрах. Также на базе двигателя Sla 16 (Porsche Typ 212) создавался его вариант «Porsche Тур 213», отличающийся увеличением объёма цилиндра до 3 л. (соответственно, общего объёма двигателя до 48 л.) и повышением частоты вращения коленчатого вала до 2500 об/мин. За счёт этих изменений (и, вероятно, увеличения параметров наддува) для дизеля «Туре 213» планировалось получить мощность 1500 л.с. - он предлагался к использованию на новых, ещё более тяжёлых танках, в том числе «Maus» и проектируемых машинах серии «Е». Впрочем, работы по всем этим двигателям так и остались в стадии проекта.
Двигатель же Sla 16 планировался к установке (как один из вариантов), кроме «Королевского Тигра», ещё и на танке «Пантера-II», во многом унифицированном с «Тигром-II». Этот проект также не был осуществлён. Кроме того, в принципе, этот дизель мог быть установлен и на обычную «Пантеру», но для этой машины мощности существующего «Майбаха» хватало, и такие варианты (насколько известно автору) не рассматривались.
Вероятно, двигатель 81а 16 и/или его документация попали и к нашим специалистам - во всяком случае, в советских источниках имеются его весьма подробные описания и характеристики; вообще, этот мотор вызвал в СССР значительный интерес. Оценка двигателя 81а 16 звучала следующим образом:
«Выбор Х-образной схемы для 16-цилиндрового двигателя обеспечивает минимальные габариты двигателя по высоте и равномерное чередование вспышек. Интересно отметить, что двигатель воздушного охлаждения успешно вписывается в габариты, ранее занимаемые двигателем жидкостного охлаждения вместе с радиаторами и вентиляторами. Однако в целом конструкция является мало надёжной, так как наряду с деталями, имеющими весьма большой запас прочности (например коленчатый вал, картер), ряд деталей сделаны весьма ненадёжными и сложными (например конструкция привода к вентиляторам и топливным насосам, крепление маховика и т. п.)».
Возможно, опыт изучения дизеля «Зиммеринг» использовался нашими инженерами при создании опытных Х-образных танковых дизельных двигателей в послевоенном периоде.
Исходя из известных характеристик двигателя 81а 16 и его технического описания, можно сделать вывод, что этот мотор по своему техническому уровню (как по прогрессивности конструкторских решений, так и по показателям совершенства конструкции) превосходил как германские танковые двигатели, так и двигатели танков стран антигитлеровской коалиции.
К счастью для нас, Германия не успела довести новый дизель и организовать его серийное производство. Разумеется, повлиять на исход вооружённой борьбы он не мог, но нет сомнений, что оснащённый мотором 81а 16 танк «Королевский Тигр» превращался в качественно новую машину и причинил бы немало неприятностей нашей армии и армиям наших союзников.
Автор – Кирилл Ромасёв
Источник


Первоисточник: журнал "Броня" «Ромб»

Александр Зорич в Нижнем Тагиле

 В октябре с.г. авторский дуэт Дмитрия Гордевского и Яны Боцман, широко известный среди любителей современной отечественной фантастики под литературным псевдонимом "Александр Зорич" побывал в Екатеринбурге и моем родном Нижнем Тагиле. Эх! Жалко вовремя не узнал о данном мероприятии...

"При Стругацких такого не было!" (моя поездка в Екатеринбург и Тагил + фото)

Побывал в Екатеринбурге, на писательской конференции, приуроченной к 400-летию Дома Романовых. Сделал там доклад, и не один, а целых два. Выпил роскошного душистого кальвадосу. Посетил, средь сизых лесных сумерек и метафизической жути, Ганину Яму (кто знает, тот поймет, а кто не знает, тому, поди, и не нужно) и монастырь при ней. Сходил с экскурсией на "Уралвагонзавод" (ангар с танками! детский восторг! музей! советская живопись! коричневые, в драгоценной патине времени, фотографии!) и осмотрел легендарные фрески с горящим Рейхстагом в храме при нем.

Также был гостем Екатеринбургского и Верхотурского владыки Кирилла и Нижнетагильского и Серовского владыки Иннокентия, где чувствовалось, что нам, писателям, уж извините, рады. А еще побывал на концерте московского хора Сретенского Монастыря (вот это был хор! вот это была "вдольпопитеерскай!"), а еще гулял, разъезжал, пил вино в баре ухоженного "Паркотеля", где все мы жили, принимал участие в массовых драках и теологических спорах... Неплохо для трех-то дней, да?

Когда в литературно-фантастических кругах было широко объявлено, что грядет, де, конференция про "патриотическую литературу", что иные писатели туда званы, в нескольких знакомых мне ЖЖ началось привычное беснование "нерабов", "гордых атеистов" и "космополитов". Мол, как это так, кто-то не плюет слюной на христианство, которое запрещает нам такие нужные нам гей-браки и пуссирайотов? Как хватает наглости всяким гадам (например Зоричу) с теплым чувством относиться к почившей монархии, которая ай-яй-яй, гнобила трудовой пролетариат, не то, что английская монархия, такая мимимишная всегда-везде! Как вообще не стыдно людям называть себя "русскими", когда в Эрэфии давно отменили главу "национальность"? Кульминацией этого гомона и бестолковой хулы для меня стала фраза "При Стругацких такого не было!". В те дискуссии я, конечно, не влазил, потому что здоровье у меня не железное.

Да и что мне "при Стругацких"? Я-то внутри себя живу не "при Стругацких", а при Тредиаковском, при фон Визене и Карамзине, как это свойственно недалекому русскому быдлу, традиционно путающему всё со всем и решительно не разбирающемуся ни в чем, кроме водки и погромов. В общем, Зорич взял да и поехал "к попам", тем более что попов он с самого детства обожает. Поехал - и не пожалел.








Чем порадовала поездка? Екатеринбургом и Нижним Тагилом - могучими красивейшинами. Это крупные, с узнаваемой статью русские города, наполненные мерцающей потаенностью бажовских сказок. Они невозмутимые. Непрошибаемые. Это - тыл. Настоящий. Я часто вспоминал знаменитый ютубовский ролик, в котором челябинский водитель, во время весенней метеоритной атаки, с вызывающей невозмутимостью загораживается от нестерпимого сияния противосолнечным козырьком. Экая, типа, невидаль ваши импакты. Загораживается и продолжает жевать резинку. Так вот там, в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, кажется, что "все такие".

Порадовали танки. "Лазить по танчеку" - это детское счастье, доступное, по чьему-то недосмотру, даже в уверенно зрелом возрасте (в отличие от счастья лизать леденец, который теперь кажется слишком сладким, или счастья пить лимонад, который теперь весь из химии).

Приятно удивило состояние храмов и монастырей - моей дорогой Москве есть чему поучиться (вспомнить хотя бы ужас недолюбленной старинной русской улицы Варварки, по которой я нагулял сотни вздыхательных человеко-часов). Ну и наконец порадовал конференцией! Было неожиданно здорово. Прослушал все доклады, задал два десятка вопросов, как будто на машине времени вернулся в родной Универ...

Ну и главное: мероприятие порадовало людьми! Духовенством, дорогим моим "писательём". Нет для меня большей радости, чем мчаться сквозь море древесных вершин, под непроницаемым бело-серым небом навстречу невиданному какому-нибудь месту, в натопленном микроавтобусе, сквозь жаркие споры о книжках. Там острое словцо, здесь сплетенка, там о гонорарах, вдруг кто-то многозначительно умолкает, и всем ясно, что тема важная. Общество образованных людей, обращенных к высокому, я бесконечно ценю, и ради него готов даже на перелеты с тремя коннекшенами...

Вот так вот, по автобусам и кулуарам, я узнал людей, которых раньше знал только шапочно - необычайного Павла Корнева, чей доклад мне показался очень близким к тому, "что я сам думаю", степенного и настоящего Ивана Наумова, гулливера среди нас, лилипутов (как удобно было ориентироваться на него в людской толпе!), невозможную, неукротимую Елену Чудинову, с которой в два ночи пили мы на брудершафт, спокойного как удав и галантного как персидский вельможа Тимура Алиева... Был просто рад видеть старых друзей - Владимира Сергеича Березина, Лёнечку Каганова, Ромочку Злотникова, Димочку Володихина, Юру Бурносова, Сергея Волкова, Эрика Брегиса (спасибо за розу, Эрик!), Вадима и Наташу Пановых, и ежели кого здесь забыл, так это я не специально...

Отдельный реверанс - в сторону духовенства, что узнал я благодаря конференции. Я очень благодарен за содержательные и по-хорошему ехидные беседы отцу Никону (среди прочего, известного евангельской выходкой во время рок-концерта - якобы во время выступления некоей сатанинской рок-группы, отец, раскидав охрану, выбрался на сцену и изгнал со сцены солиста, побивая его стойкой от микрофона!).

Я говорю спасибо за рассказ о летающей тарелке, за остроумные шутки и милые научения (отец научил нас, писателей, громко кричать "Таги-и-и-л!", смешно вздымая руки) владыке Нижнетагильскому Иннокентию... Я благодарен отцу Георгию (в миру Юрию Максимову) за подаренные им книги, а отцу Павлу из Санкт-Петербурга я говорю спасибское спасибо за рассказ о духовном окормлении игроков "Вархаммера" и пивную вечеринку в мексиканском ресторане. А еще я благодарю монахиню Нину, которая занималась организацией нашего путешествия и сестер из Ново-Тихвинского монастыря, которые допоздна трудились над нашими ужинами. Если бы не они - даже и не знаю, наверное, пропали бы... Еще раз повторюсь, что, по моим наблюдениям, духовенство, как и во времена Тредиаковского, было и остается самой интеллектуально отзывчивой стратой общества. Здорово, что так!

А еще хотелось бы поблагодарить Романа Силантьева и Сергея Чекмаева, несгибаемый дуэт, благодаря которому все это мероприятие состоялось, и при том - в наилучшем, наикомфортнейшем для участников конференции виде. И желаю красивому сборнику рассказов "Империум" хороших продаж и доброй рецензионной судьбы... Все прошедшие вспоминаю берег Нижнетагильского озера - дымчатый день, асфальтового цвета волны набегают на черные булыжники, кругом бродят с коньяком разгоряченные экскурсией по Демидовской Даче коллеги, а я, молодежь в неопределенных летах, хожу и гляжу во все глаза на горы и холмы, прячущие в себе ценные руды и каменья...

А вот тут, поглядите, фотографии: http://fotki.yandex.ru/users/bestinshow/album/212825/

И теперь, после поездки, я уже совсем-совсем не переношу, когда Екатеринбург называют Екатом. А вы? 
 

По вопросу БТР-4 в Ираке

И снова о БТР-4 от Андрея Тарасенко.... (GKh.- все выделения мои)

БТР-4 в Ираке
На ряд вопросов по эксплуатации БТР-4 в Ираке ответил полковник (Lt.Col) Мухтана Фалих (Muthanna F.S).


1. Как вы оцениваете вооружение БТР-4?

Очень хорошее и мощное вооружение,  но с 30 мм пушкой ЗТМ-1 был ряд проблем. Кроме того, процесс снаряжения боевого модуля боекомплектом для 30 мм пушки достаточно сложный. Рукав подачи ленты требует более качественного изготовления с более гладкой поверхностью. Хорошей оценки заслуживает наличие противотанковых управляемых ракет.

2. Как вы оцениваете СУО БТР-4?

В сравнении с другими российскими и украинскими образцами это очень хорошее СУО, но уступает ряду европейских систем.

3.  Как вы оцениваете подвижность БТР-4 и двигатель 3ТД-3А в условиях повышенной температуры (до + 55 °С).

В моем батальоне в ходе эксплуатации в мае температура охлаждающей жидкости двигателя была достаточно высокой, более 80 °С.
Затем мы заменили охлаждающую жидкость на применяемую в Ираке, и температура составляла менее 80 °С.
Во время эксплуатации в МТО многие из трубопроводов давали течь, причины которой нам не удалось обнаружить. Поэтому результаты пока что нельзя назвать хорошими. Стоит отметить, что май не самый жаркий месяц в Ираке,  в июне-августе температура часто достигает 55 °С. Кроме того эксплуатация проводилась на качественных дорогах без повышенной нагрузки на двигатель.

Примечание: Рабочий диапазон температур ОЖ двигателя 3ТД-3А 75…120 °С. Допускается кратковременная работа (1 час) при температуре ОЖ до 130 °С.
Сказывается опыт эксплуатации БТР-80, где диапазон температур ОЖ значительно ниже.

4. Как вы оцениваете компоновку БТР-4 и по сравнению с другими БТР имеющимися на вооружении в Ираке? Какие основные угрозы для БТР-4 в Ираке?

Компоновка, по моему мнению, хорошая. БТР-80 более простая машина по сравнению с БТР-4, но ему не хватает современного комплекса вооружения. В то же время БТР-4 проще в эксплуатации, чем американские и европейские машины.
Основные угрозы для БТР-4 в Ираке это РПГ и фугасы. Мы считаем, что установка решетчатых экранов позволит обеспечить защиту от РПГ.

5. Как вы оцениваете обучение, которое вы проходили на Украине?

Инструктора, по моему мнению, были недостаточно компетентными. Когда мы задавали вопросы, они пытались от них уклониться, отвечая, что это не ваша специализация или же обещая дать ответ на следующем занятии. Хотя они видимо не знали, что у нас есть большой опыт работы с вооружением, которое мы применяли в ходе постоянных войн. В целом уровень подготовки был достаточно слабым.

БТР-4 в Ираке

БТР-4 в Ираке

БТР-4 в Ираке 

суббота, 28 декабря 2013 г.

"Президентский" броневик

ЗИЛ для президента: первый экземпляр готов

Как сообщает Авторевю, в начале января в Кремле состоится небольшая автомобильная выставка, в рамках которой первым лицам государства будут показаны наработки по нашумевшему проекту Кортеж. В частности, высокопоставленная публика увидит концепты президентского лимузина, внедорожника и микроавтобуса.
ЗИЛ для президента: первый экземпляр готов - Фото 1

Все три прототипа подготовлены силами НАМИ, причём для лимузина детально проработаны как внешность, так и интерьер, а сам концепт может передвигаться своим ходом, поскольку под него временно «подкатили» платформу подходящей по габаритам иномарки. Остальные же машины — лишь статичные полноразмерные макеты, не способные ездить.
«Лейтмотив нового президентского ЗИЛа — вертикальный щит решетки радиатора и два расходящихся от нее горизонтальных молдинга: в точности как у сталинского ЗИСа-110, который генералиссимус использовал с 1945 года. Но фары — прямоугольные», — описывает внешность будущего лимузина корреспондент Авторевю Сергей Знаемский, основываясь на дизайнерских эскизах.
Также издание отмечает, что правительственный ЗИЛ будет немного длиннее, чем Mercedes S 600 Guard Pullman (6356 мм), на котором сейчас передвигается глава государства, получит бензиновый двигатель V12 и броню класса В6/В7. Стоить каждая из машин будет не меньше 20 млн рублей, что является нормой для машин подобного класса — например, небронированный Mercedes-Benz S 65 AMG продаётся у нас за 12 млн рублей.
Координировать и контролировать проект будут инженеры немецкой компании Porsche, проектированием кузова займётся инжиниринговое ателье EDAG, а вот зарубежный партнёр для создания двигателя пока не выбран. В списке возможных претендентов значатся известные своими наработками в области двигателестроения фирмы FEV, AVL и Ricardo.
Пока работы над Кортежем идут по графику. Две недели назад министр промышленности РФ Денис Мантуров заявил, что первый автомобиль проекта должен быть показан уже в начале следующего года, и вот уже известны даты показа концептов. Но пока — только для ограниченного круга лиц, хотя со временем «ЗИЛ для президента» сможет купить любой.