среда, 9 ноября 2011 г.

Юбилей УКБТМ

Сегодня
УРАЛЬСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ  празднует свой  юбилей. 


     Славный трудовой путь  предприятия начался 9 ноября 1941 года, когда приказом директора Уральского танкового завода (УТЗ) №117 (ныне - ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод") был создан отдел 520 на базе эвакуированного из Харькова танкового КБ. Первым руководителем отдела 520 становится А.А.Морозов - один из создателей легендарного танка Т-34. В годы второй мировой войны конструкция этого танка непрерывно совершенствовалась. В 1944 г. был принят на вооружение танк Т-34-85, а коллектив конструкторского бюро был награжден орденом Ленина.
А.А.Морозов. Главный конструктор 1941-51гг
      Уже в ходе войны конструкторское бюро развернуло работы по созданию следующего поколения танков. В 1944 г. принимается на вооружение новый танк Т-44. Его компоновка становится на долгие годы определяющей для советских танков.
А.В.Колесников. И.о.главного конструктора 1951-53гг
      В послевоенные годы КБ были разработаны танки Т-54, Т-55, Т-62, тягач БТС-2, истребитель танков ИТ-1.
     В 1961-1967 гг. разработаны, изготовлены и испытаны опытные образцы танков с газотурбинным двигателем - "объект 167Т" и "объект 166ТМ".
Л.Н. Карцев. Главный конструктор 1953-69 гг
      В соответствии с приказом Министра оборонной промышленности №479с от 13.11.71 г. отдел 520 выделяется из состава УВЗ и получает наименование "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения".
     В 1973г. принимается на вооружение танк Т-72, который выпускается УВЗ на протяжении последующих девятнадцати лет в различных модификациях и является самым массовым танком конца ХХ века.
В.Н.Венедиктов. Главный конструктор 1969-87гг
За его разработку конструкторское бюро награждается орденом Октябрьской Революции. Танк Т-72 и его модификации состоят на вооружении около 30 государств и производился по лицензии в 6 иностранных государствах. На базе шасси танка конструкторским бюро разработаны и переданы в серийное производство военные гусеничные машины технического и инженерного обеспечения - бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, инженерные машины разграждения ИМР-2МА, ИМР-3, ИМР-3М, бронированная машина разминирования БМР-3.
В.И.Поткин. Главный конструктор 1987-99г
      С 1990 года предприятие активно приступило к разработке гражданской техники. В настоящее время гражданская техника представлена линейкой универсальных малогабаритных погрузчиков различной грузоподъемности, колесными и гусеничными экскаваторами с широкой номенклатурой рабочего оборудования.
     В 1992 году принят на вооружение танк Т-90, в конструкции которого реализованы все лучшие технические решения. Большой модернизационный потенциал танка позволяет сегодня реализовывать в его конструкции передовые технические разработки, что поддерживает его боевые характеристики на уровне лучших мировых образцов.
В.Б.Домнин. Главный конструктор 1999-2011гг
     В настоящее время ОАО "УКБТМ" - многопрофильное предприятие, выполняющее научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по военным и гражданским темам, обладающее высококвалифицированным персоналом, мощной конструкторской и производственной базой.
А.Л.Терликов. Главный конструктор 2011-многие лета!


УВЗ поменял состав совета директоров

Независимым директором УВЗ стал бывший замминистра внутренних дел РФ
Акционеры «УВЗ» приняли решение о смене состава совета директоров научно-производственной корпорации. Акционеры на внеочередном общем собрании утвердили новый состав совета директоров, в который вошли сразу 4 новых человека. Так, в состав совета директоров вошли первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Юрий Борисов, заместитель директора департамента Минобороны Николай Архипов, председатель общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Сергей Маев и независимый директор Евгений Школов. Ранее Евгений Школов занимал должность замминистра внутренних дел России и курировал работу Департамента экономической безопасности. 11 июня 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал Указ об освобождении Евгения Школова от занимаемой должности.
В настоящее время совет директоров УВЗ выглядит следующим образом:
  • Бирюлин К.Н. - заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству;
  • Борисов Ю.И. – первый заместитель Председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации;
  • Архипов Н.Ф. – заместитель директора департамента Минобороны России;
  • Маев С.А. – председатель Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»;
  • Мантуров Д.В. – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации;
  • Никитин Г.С. – заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
  • Севастьянов И.О. – заместитель генерального директора открытого акционерного общества «Рособоронэкспорт»;
  • Сиенко О.В. – генеральный директор открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»;
  • Силуанов А.Г. – и.о. министра финансов;
  • Школов Е.М. – профессиональный поверенный;
  • Пугинский С.Б. – партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Кадровые изменения произошли и в руководстве ОАО "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения". Решением совета директоров генеральный директор-главный конструктор В.Б.Домнин с1 ноября сего года отстранен от должности в связи с уходом на пенсию. Новым генеральным директором назначен Терликов Андрей Леонидович.
А.Л.Терликов ведет доклад В.В.Путину по танку Т-90МС . REA-2011

Опытный основной боевой танк «Объект 172-2М» (ОКР «Буйвол»)


     Параллельно с работами по доработке и постановке в серийное производство танка Т-72 «Урал» (объект 172М), КБ Уралвагонзавода с 1971 по 1975 год вело опытно-конструкторские работы по теме «Буйвол», направленные на дальнейшее совершенствование об.172М. Первый опытный образец машины был построен уже в 1972 году. Его получили путем коренной конверсии одного их опытных объектов 172. Всего в рамках этой работы были построены семь опытных образцов машины в трех конструктивных исполнениях, получивших шифр «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». Второй, третий и четвертый опытные образцы уже имели в своей основе конструкцию об.172М. Образец №1 успел вместе с 15-ю опытными танками об.172М принять участие масштабных испытаниях, проводившихся в летне-осенний период 1972 года под руководством генерала Ю.М.Потапова. Следующие три экземпляра прошли обкатку в период 1973-74 гг. в разных регионах страны. Все изготовленные к тому времени образцы в период с июня 1972 по июнь 1974 года выполнили испытания при различных климатических и дорожных условиях и прошли не менее 15000 км каждый, при этом двигатели отработали от 538 до 664 часов каждый и оставались в исправном состоянии.
Основной задачей при проведении работ было резкое повышение уровня ТТХ машины. Реализация идей привела к увеличению веса до 42 тонн по сравнению с 41 т объекта 172М. Однако увеличение массы машины не повлекло за собой ухудшение динамических характеристик. Установка форсированного до 840 л.с. двигателя В-46Ф (он же позднее В-67) производства ЧТЗ позволило не только компенсировать рост массы, но и поднять удельную мощность до 20 л.с. на тонну веса. Форсирование двигателя было осуществлено минимальными средствами – переработкой конструкции нагнетателя. При этом расход топлива практически не изменился. Так на режиме максимальной мощности В-67 потреблял 175 г на 1 л.с./ч против 172 г на том же режиме у В-46, установленном на об.172М. Вкупе с существенно увеличенным объемом топливных баков (дополнительные наружные на левой надгусеничной полке), это позволило не только сохранить, но и увеличить запас хода. В результате он достиг рекордной величины – 750 км по шоссе. Увеличение удельной мощности также положительно сказалось на повышении средней скорости движения, особенно по пересеченной местности. Этому же способствовало введение подвески с увеличенным динамическим ходом катков, гидроамортизаторов повышенной энергоемкости, проводились эксперименты по изменению схемы установки торсионных валов и балансиров с целью более рационального перераспределения нагрузки. Были усилены БКП, повышено давление рабочей жидкости в системе гидроуправления.
Смещение моторной перегородки в сторону кормы, что было достигнуто благодаря некоторому уплотнению компоновки МТО, позволило изменить расположение укладок БК в БО, увеличить боекомплект с 39 выстрелов до 45, сделать укладку более удобной. Более удобная укладка позволила производить при ручном заряжании прицельную стрельбу со скоростью до 2 выстрелов в минуту против 1 м. 44 сек. на объекте 172М (по данным испытаний 15 танков об.172М в 1972 г.).
Серьезные мероприятия было проведены в плане улучшения броневой и конструктивной защиты.
По корпусу: была улучшена стойкость ВЛД путем изменения пропорций составляющих комбинированной защиты (увеличена толщина тыльного стального листа). Установка сверху дополнительного стального листа увеличенной твердости клиновидного сечения, позволила увеличить физический габарит защиты в лобовой проекции и увеличить угол наклона ВЛД с 68 до 70 градусов, что в свою очередь создало больше предпосылок для рикошета современных БПС. В итоге схема пакета ВЛД выглядела следующим образом: 70-мм сталь + 105-мм СТБ + 40-мм сталь под углом 70° . Вдоль бортов корпуса устанавливались стальные взводные экраны (кормовые секции экранов выполнены резинометаллическими), прикрывающие борт почти на всем протяжении до уровня опорных катков вниз и внешние топливные баки на всю их высоту вверх. Разнесенная схема защиты борта выглядела так: 70-мм борт +16-мм стальной экран (район БО) и 70-мм борт + 5-мм стальной экран (район МТО). Кроме того, оставлена возможность установки стандартных откидных экранов – «лопухов», перекрывающих бортовую проекцию с носовых курсовых углов.
По башне: совершенствование защиты проводилось в два этапа. На первом этапе монолитная цельнолитая башня имела стальные взводные экраны в ракурсе +/- 30 град. Бортовая проекция башни имела внешнюю конструктивную защиту в виде объемного ящика ЗиП и установленного перед ним стального взводного экрана. Кормовые проекции башни экранировались также ящиками ЗиПа и внешней обвеской (труба ОПВТ, скатка брезентового чехла, ветровой щиток, пенал под банник пушки). На втором этапе предусматривалось устанавливать литую башню с комбинированным наполнителем. В целом, лобовая проекция объекта 172-2М обеспечивала защиту от 125-мм подкалиберного снаряда с карбид-вольфрамовым наконечником, имеющего скорость в момент встречи с целью 1600 м/сек. Броня обычного Т-72 спасала только от 115-мм снаряда со скоростью 1400 м/сек. Защита от кумулятивных средств поражения по лобовой части корпуса и башни выросла примерно на 10-15% и была эквивалентна 500…520 мм броневой стали средней твердости. У стандартного Т-72 (башня с «корундовыми шарами» - 1975г.) этот показатель составлял только 450 мм.
Все машины оснащались зенитной пулеметной установкой. Первый образец имел пулеметную установку закрытого типа от танка Т-64А, остальные оснащались стандартной для Т-72 открытой зенитной установкой ЗУ-72.
В середине 1974 года начались испытания еще более могущественного варианта танка «Объект 172М-2М», с усовершенствованными приборами наблюдения за полем боя и новым прицельным комплексом. На 6-м и 7-м экземплярах машины были установлены лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел «Буран-ПА», новые приборы наблюдения командира и наводчика, стабилизатор пушки «Жасмин-2» с электроприводом в горизонтальной плоскости (обычный стабилизатор 2Э28М имел только гидропривод). По мере готовности, на машину должен был устанавливаться командирский наблюдательный прибор «Агат-Т». Кроме того, усовершенствованная 125-мм пушка 2А46М (Д-81ТМ) отличалась более высокой точностью за счет уменьшенной разностенности ствола и установки термозащитного кожуха на нем. Проведенные мероприятия позволили увеличить количество попаданий при стрельбе с ходу на дальностях 1600…1800 м по целям типа «танк» до 80-100% (по результатам на испытаний 15 танков об.172М в 1972 году количество попаданий при стрельбе с ходу составляло 50,4%). Отклонение средней точки попадания по высоте на дальности в 1 км в условиях дождя термозащитный кожух уменьшил до 15 см – против 3,6 м без него. Дополнительные приборы увеличили статический угол обзорности командира со 144 до 288 градусов, наводчика – соответственно с 60 до 150 градусов. В целях тактической маскировки в дополнение к ТДА на машине была установлена система постановки дымовых завес 902А «Туча».
Параллельно, в 1973-75 годах в тагильском КБ прорабатывался вариант танка с нарезной 130-мм пушкой 2А50 (ЛП-36) разработки КБ Мотовилихинских заводов (г.Пермь, гл.конструктор Калачников Ю.Н.) и ее гладкоствольным вариантом ЛП-36В под 130-мм управляемую ракету (совместное предложение НИИ-6 (в посл.НИМИ) и КБ Нудельмана).
Однако двигатели на танках №5-7 работали не слишком надежно. В отличие от первых четырех они отработали в среднем всего по 200 с небольшим часов. Основные неполадки были связаны с выбросом масла из маслоотделителя и потерей охлаждающей жидкости. В 1975 году конструкторами ЧТЗ дизель В-67 (ранее называвшийся В-46Ф) был срочно доработан, выявленные дефекты устранены. В 1976 году предполагалось провести войсковые испытания уже десяти танков «Объект 172-2М» и «Объект 172М-2М». В процессе четырехгодичной интенсивной эксплуатации об.172-2М и об. 172М-2М в различных дорожно-климатических условиях узлы, механизмы и системы танков показали высокую надежность и долговечность, обеспечив проведение испытаний и движение танка без ограничения скорости при имевших место, в процессе испытаний, температуре окружающей среды от -38°С до +40°С.
Испытания показали, что ресурс дизеля В-46Ф/В-67 составляет более 500 моточасов; усиленных коробок передач, гитары, приводов к вентилятору, стартер-генератору и компрессору, вентилятора системы охлаждения, поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес, торсионных валов, гидроамортизаторов – 15 тыс.км; гусеничных лент – 6,5 тыс.км летом и 10 тыс.км на мерзлом грунте. Коэффициент унификации по отношению к «Объекту 172М» составлял около 88%, так что переход к производству более мощной модели не требовал переоснащения производственных цехов. В ближайшие два-три года можно было ожидать принятия на вооружение танка «Объект 172М-2М» – усовершенствованного варианта Т-72.
Однако этого не произошло по целому ряду причин носящих скорее административный и политический характер. Тем не менее, кое-что с «Объекта 172М-2М» уже в 1975 году было перенесено на серийные машины: например, усиленные коробки передач, дополнительные смотровые приборы. Все остальное не было востребовано, и вместо начала производства «Объекта 172М-2М» Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1043-361 от 16 декабря 1976 года предписывалось провести работы по созданию «танка Т-72 с повышенными характеристиками». Последние либо повторяли уже существующие ТТХ «Объекта 172М-2М» (двигатель мощностью 840 л.с., лазерный прицел-дальномер, боекомплект 44 выстрелов), либо даже уступали ему. В частности, предлагалось оставить стабилизатор пушки 2Э28М, ночной прицел ТПН-3-49.
 
Как курьез следует упомянуть две расхожие легенды, связанные с работами по объекту 172-2М. Первая легенда гласит, что «Буйвол» (так по шифру ОКР неофициально называли опытные машины) был прототипом Т-72 «Урал», что в корне неверно хотя бы из-за того, что об.172-2М создавался именно уже как модернизация объекта 172М, т.е. Т-72 «Урал». По второй легенде именем «Буйвол» предлагалось назвать в серии танк Т-72 (об.172М). Предложение якобы поступило от главного конструктора Венедиктова В.Н. к руководству страны, но было отвергнуто по причине своего «звериного» происхождения, что вызывало морально неприятные ассоциации с названиями зарубежных танков (подразумевались, видимо немецкие машины), и было заменено нейтральным и патриотичным – «Урал». Однако и это не соответствует действительности, так как опять подразумевается, что «Буйвол» был прототипом «Урала». Вероятной причиной возникновения обеих легенд является то, что хронологически работы над объектом 172-2М проводились одновременно с работами по об.172М и соответствующим образом наложились друг на друга в памяти ветеранов. Следует также добавить, что в разговорах, воспоминаниях, а иногда и в литературе, исключительно ассоциативно, бывает «Буйвола» ошибочно именуют «Бизоном» – путают зверушек.
 
В настоящее время первый опытный образец «Объект 172-2М» находится в запасниках музея бронетанковой техники в Кубинке, фактически гниет на свалке. На настойчивые просьбы передать его в музей Уралвагонзавода, ГАБТУ отвечает категорическими отказами.
 
МОДИФИКАЦИИ
Объект 172-2М первый опытный образец – выполнен путем конверсии опытного образца об.172, в свою очередь полученного путем переделки танка Т-64А
Объект 172-2М второй, третий и четвертый опытные образцы – выполнены на основе конструкции об.172М
Объект 172-2М пятый опытный образец – выполнены на основе конструкции об.172М с установкой двигателя В-67
Объект 172М-2М шестой и седьмой опытные образцы – выполнены на основе конструкции об.172-2М. Существенно улучшены СУО, вооружение, установлена система 902А, двигатель В-67
Объект 172-3М - проект на основе конструкции об.172-2М с установкой нарезной 130-мм пушки 2А50 (ЛП-36).
 Подробные ТТХ и фотодетализацию смотрите на сайте "ОТВАГА"

воскресенье, 6 ноября 2011 г.

С днем Великой Октябрьской социалистической революции!


Товарищи! Камрады! Други!
94 года минуло с тех  пор как залп "Авроры" призвал народ на свержение власти кровопийц и эксплуататоров. Под звуки канонады началось строительство Нового, Свободного, Светлого будущего для всех без исключения. Путь сей был тяжел, труден и тернист, но в результате его к концу XX века наша Страна стала мощнейшей мировой Державой. Сейчас, наследники и последыши гадов,  угробивших СССР, пытаются вытравить из народа память о том счастливом времени.  
НЕ ПОЗВОЛИМ ИЗВРАТИТЬ НАШУ ИСТОРИЮ !!!

РЕБЯТА БУДЕМ ДОСТОЙНЫ И ВЕРНЫ ПОДВИГУ НАШИХ ОТЦОВ, ДЕДОВ, ПРАДЕДОВ, КОТОРЫЕ ПОСТРОИЛИ СОЦИАЛЬНО - СПРАВЕДЛИВОЕ ОБЩЕСТВО !!!

Т-64Е: новая жизнь старого танка

Танк Т-64, разработанный в 1960-х годах в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению под руководством А.А.Морозова, выпускался на Харьковском машиностроительном заводе имени Малышева в различных модификациях с 1963 по 1987 год. Темпы его выпуска были не слишком высоки, но за более чем 20 летний срок выпуска на территории СССР было накоплено довольно значительное количество этих не очень удачных, но, тем не менее, грозных боевых машин. С развалом Советского Союза, его производственная база осталась в оказавшейся вдруг "независимой" Украине. Не нужный российским Вооруженным силам "иностранный" танк долгое время "добивался" в учебках, однако в этом, 2011 году, руководством российского МО было принято решение окончательно избавиться от этого "танка-лузера", отправив все что осталось на переплавку в мартены. В тоже время, большое количество Т-64-х в наследство от СССР осталось в Украине - части укомплектованные Т-64-ми "жались" ближе к его ремонтной и производственной базе. Сотни и тысячи "шестьдесятчетверок", скопившиеся на украинских базах оказались никому не нужными - Украинская Армия просто не имеет потребности в столь значительном количестве боевых машин. Но и отправить на переплавку, воспользовавшись российским опытом, эти, в общем-то еще годные машины, было жалко. Выход нашли специалисты Харьковского бронетанкового ремонтного завода. Было решено провести апгрейд машины с целью дальнейшего ее продвижения на экспорт в небогатые страны. При модернизации, в первую очередь будет меняться старый и ужасно плохой двигатель 5ТДФ. В место него устанавливается дизель 5ТДФЕ.
Казалось бы, отличие по маркировке только в одной букве, но....! За этой буковкой стоят десятилетия упорного труда по совершенствованию этого дизеля ХКБД под руководством талантливых двигателистов Н.К.Рязанцева и С.А.Алехина, применение целого комплекса новейших конструкторских и технологических разработок. Внедрение всех этих наработок позволило не только значительно поднять мощность двигателя ( с 700 до 850л.с. - 21,4%), но радикально повысить его надежность. Главной "фишкой" Т-64Е является оснащение боевого модуля (башни танка) широким ассортиментом дополнительного вооружения. Теперь в распоряжении экипажа танка кроме основного 125мм орудия, способного вести огонь управляемыми ракетами "Комбат" и "Рефлекс" и вспомогательного спаренного 7,62мм пулемета, имеются два дистанционно-управляемых модуля с 12,7мм пулеметом НСВТ (БК 600 патронов), 7,62мм пулеметом ПКТ (БК 1200 патронов), 23мм двухствольной автоматической пушкой ГШ-23Л (БК 900 патронов) и 30мм автоматическим гранатометом АГ-17 (БК 100 гранат). Модули устанавливаются  в специальных цилиндрических шахтах, т.е. являются быстросъёмными. И, если после выхода из города, к примеру, машине предстоит работать в гористо-холмистой местности, или прорывать рубеж обороны с большим количеством полевых укреплений: окопов и траншей, словом, там где кроме настильного огня, требуется навесной, то  вместо модуля с пушками ГШ-23Л за очень непродолжительный промежуток времени можно поставить модуль с АГ-17. Можно ставить практически любые модули, подходящие по массогабаритным характеристикам и величине отдачи. Получается своего рода "бронеконструктор LEGO".  Опять же, модульность позволяет, при необходимости устанавливать и западные образцы вооружений - на машину без проблем можно поставить "Ма Дьюс" (М-2НВ) или Мк-19. Точно  также облегчается ремонт и восстановление повреждённых модулей. Таким образом, комплекс вооружения  модернизированного танка обеспечивает эффективную борьбу с практически любым типом угроз в любой тактической обстановке, максимально гибко и избирательно, что позволяет существенно экономить расход боезапаса к основному орудию. Защита танка улучшена за счет применения "фирменной" украинской разработки - ДЗ "Нож" или ее улучшенного варианта "Дуплет". СУО танка так же приводится в соответствие к современным требованиям. Его основу теперь составляет тепловизионный панорамный прицел. Его модель, как и марка ТПВ-матрицы пока не разглашаются. Вообще в настоящее время руководство ХБТРЗ старается пока не афишировать свой вариант модернизации Т-64. Работы по его доводке еще продолжаются и далеко не все задуманные мероприятия внедрены в "железо", тем не менее Т-64Е в силу своей относительно невысокой стоимости, но потрясающей боевой эффективности, становится весьма притягателен как для зарубежных потенциальных заказчиков, так и создает реальную конкуренцию Т-64БМ "Булат" от ХКБМ и завода им.Малышева в части оснащения Сухопутных войск Украины. Первый публичный показ машины состоялся 9 мая 2011года в Харькове на выставке боевой техники, посвященной Дню Победы. В дальнейшем мы будем продолжать отслеживать ход работ по совершенствованию Т-64Е и, надеюсь, еще не раз вернемся к данной теме.

Семь БТРов и четыре "Рогатки"...

5 ноября 2011, 18:03
В Южный военный округ прибыла новая военная техника

В Южный военный округ прибыла новая военная техника. В Грозном встретили семь БТРов и четыре танка Т-72Б «Рогатка». Они оснащены усовершенствованным двигателем и маскировочным комплектом «Накидка», который делает машину неуязвимой для современных средств высокоточного оружия. Кроме того, на танках установлена специальная система электромагнитной защиты, которая обеспечивает преждевременный подрыв магнитных мин. В ближайшее время «Рогатки» пополнят все соединения России.
ТВ "Звезда"

четверг, 3 ноября 2011 г.

СССР - родина боевых "мехов"

45 лет назад в Советском Союзе конструировали двуногие военные шагоходы.
В первой половине 60-х годов советские конструкторы выступили с предложением создать для наших пехотинцев одноместные, передвигающиеся на двух ногах, боевые машины.  

Одеть в индивидуальную броню людей предложили сотрудники известного всем, кто имел хоть какое-то отношение к танковой тематике, научно-исследовательского института НИИ-100 (впоследствии в 1966 году он был переименован в НИИ "Трансмаш").
Читай подробности в "Вестнике Мордовии"