пятница, 27 января 2012 г.

Что такое "минная война"... -5

Подрыв на фугасе, заложенном на обочине дороги частично бронированного автомобиля "Урал" из состава 664 оспн. Шали, 15.07.2005г.


Что такое "минная война"... -4

Подрыв на фугасе БТР-80 348 обон, 01.09.2006г.

Что такое "минная война"... -3

Подрыв на фугасе БМП-2 из состава 71-го мсп. 06.04.2005г.

Что такое "минная война"... -2

В post scriptum предыдущего сообщения была вынесена заметка о потерях бронеавтомобилей "Ивеко" из состава ISAF. Пытливый читатель, пытаясь перепроверить эту информацию может наткнуться на сообщения о том, что мощность взрывного устройства, которое сработало под броневичком составляла 22-30 кг. Я сознательно убрал эту информацию, дабы она не вносила смятение в умы. На самом деле "осетра следует урезать" раз в десять. Хотя тенденция к увеличению мощности взрывных устройств действительно прослеживается, причем во всем мире. Рискну предположить, что чем больше побед будут одерживать "силы добра" в борьбе с мировым терроризмом, тем все более мощными взрывами будут отвечать нам НВФ. На мой взгляд это связано со все ограничивающимися ресурсами у террористов, вынужденными во первых искать замену стандартным армейским образцам минного оружия ибо они все чаще становятся лишенными подпитки ими из вне, а во вторых, бандиты стараются бить наверняка, пытаясь наносить максимальный урон одним единственным взрывом. Все это хорошо заметно если углубиться в историю и проанализировать чем и как пользовались наши противники на протяжении последних 20-30 лет. Так, активная минная война велась против нас в Афганистане. Душманы не испытывали недостатка в минном оружии, которое получали со всего света. Наиболее распространенными образцами мин тут были PRB M3 (Бельгия, ВВ=6кг, до 40% общего кол-ва) ТС-6,1(Италия, ВВ=6,15кг, до 30% общего кол-ва); Mk.7 (Англия, ВВ= 9кг, до 25% общего кол-ва); ТС-2,6 (Италия, ВВ=2,6 кг, до 5% общего кол-ва). Кроме этих образцов встречались также М19(США, ВВ=9,5кг), Тип72(Китай, 6,8-7,5кг). По большей части это были мины либо в тонких металлических, либо в пластмассовых корпусах, где корпус по сути не оказывал влияния на поражающие характеристики. В Таджикистане российские миротворцы столкнулись с теми же образцами, поступавшими "из-за речки", но в добавок к ним, прибавились мины советского производства - в основном типа ТМ-62. В период проведения Первой Чеченской компании, преобладали исключительно советские образцы минного оружия. Однако ближе к ее окончанию, по мере истощения запасов стандартных армейских мин, начались "фокусы" с усилением взрывных устройств. Мина укладывалась на дополнительный заряд безоболоченного ВВ, а иногда на связку артиллерийских боеприпасов. инициирование происходило от взрывателя нажимного типа. Во Вторую Чеченскую компанию начали преобладать самодельные фугасы, состоящие из большого количества безоболоченного ВВ, артиллерийских боеприпасов и их связок. Типичными взрывными устройствами стали 152мм ОФС с накладной тротиловой шашкой, связки по 2 и более 122мм (125мм) ОФС, связки по 2-4 120мм-82мм минометных мин.
Взрывание происходило дистанционно по проводам, либо радиоканалу. Такие фугасы имея мощность от 7,5 до 30 и более кг в тротиловом эквиваленте наносили тяжелейшие повреждения бронетехнике. БТР-80 таким взрывным устройством мог быть разорван на клочки. В следующих сообщениях мы покажем примеры подобных подрывов. Они очень показательны в плане осознания мощности применяемых в настоящее время взрывных устройств. В Ираке и Афганистане международные миротворческие контингенты так же сейчас все чаще стали сталкиваться с подобными взрывными устройствами. Однако они там распространены в несколько меньшей степени, так как еще имеются запасы стандартных мин, оставшиеся со времен Саддама и "Талибана". К чести наших союзников на ниве борьбы с мировым терроризмом, они практически мгновенно среагировали на возникшую минную угрозу, быстро разработав и отправив в войска новый класс транспортных средств - так называемые MRAPы. В России конструкция такого бронеавтомобиля еще не отработана не смотря на богатый опыт. Да же те образцы что имеются и выпускаются промышленностью закупаются в основном Внутренними войсками МВД, но не Министерством обороны. Конечно, "не убиваемой" техники нет. Те же MRAPы несут потери - противостоять современным мощным фугасам зачастую не способна и танковая броня и об этом следует помнить принимая решение о закупках того или иного образца. Главное при этом четко представлять что же тебе требуется в итоге. Ведь если взять туже "Ивеко" и, допустим, поверить в заверения фирмы о ее исключительной защите, нужно помнить, что фугас на основе 122-152мм ОФС просто разнесет этот броневик на молекулы - шанс такого подрыва в современных условиях много выше шанса подрыва на обычной 6-7кг мине. Конечно я не призываю отказываться вовсе от закупок легких броневиков - такая техника все же позволяет снизить потери личного состава. Я лишь хочу сказать, что при выборе конкретного образца, все же следует провести всесторонние испытания согласна отечественным стандартам, сделать оценку комплексу эксплуатационных характеристик, провести технико-экономическую экспертизу, оценку стоимости эксплуатации, а не вестись на рекламную "лапшу" как ихних, так и доморощенных "фирмачей", не следует возводить в фетиш какую-то одну характеристику - в случае с "Ивеко" - мнимую "высокую" защиту. Как видим, этот показатель весьма относителен.

Что такое "минная война"... -1

        Публикация сообщений на тему бронеавтомобилей "Тигр" vs "Ивеко" вызывает бурную дискуссию, которая упирается в якобы лучшие защитные свойства "Ивеко" при минных подрывах.  Сие заключение абсолютно умозрительно, т.к. испытаний на подрыв этой машины в РФ не проводились. Для иллюстрации "надежности" машины, представители "Ивеко" демонстрировали видеоролики, на которых были запечатлены подрывы, производимые в Германии. При этом заявлялось, что при первом демонстрационном подрыве применялось взрывное устройство, мощностью 6,4 кг в ТНТ-эквиваленте. Вот собственно этот ролик:
А теперь давайте внимательно поглядим, как проводятся испытания. Для этого я сделаю скриншот и простенькую схемку:
 что мы на них видим и на что стоит обратить внимание? Ну, наверное, первое что бросается в глаза, это точка подрыва. Взрыв фактически происходит даже не под колесом, а перед ним - не то под левым концом бампера, не то перед началом арки. На практике взрывы гремят либо непосредственно под колесом, от срабатывания нажимного взрывателя, либо под днищем - от неконтактного. Это гарантированный каюк "бронекапсуле" "Ивеко", судя по тем разрушениям, которые нанес машине взрыв, произведенный перед машиной. Рекламируя "Ивеко" Денис Мокрушин в своем блоге пишет: "Люк намеренно сделан так, чтобы распахиваться при взрыве и тем самым защищать экипаж от избыточного давления" - простите, но что это за бронекапсула, в которую затекает взрывная волна, при подрыве перед капотом? Все в той же статье Мокрушина пишется и о том, что второй подрыв был произведен под днищем, однако, его результаты общественности почему-то никто показать не решается. Что скрывают представители "Ивеко"? Второе, на что хочется обратить внимание - на силу взрыва. Декларируется подрыв 6,4 кг ВВ, однако смотрим на заряд и понимаем, что даже просто по своему физическому объему он на такую массу никак не тянет. Вспышка и сила взрыва в ролике производят впечатления на зрителя, но уж больно "киношный" эффект получается. Но опять таки при всем при этом, любой профессионал скажет, что на 6,4 кг этот взрыв никак не тянет - максимум на 0,6-1кг. Чего-чего, а взрывов самой разной мощности я в своей бурной юности нагляделся вдоволь, и не просто глядел, но и сам этим увлекательным делом занимался. Впрочем, я не настаиваю на своей правоте, просто очень хотелось бы чтоб такие ответственные испытания как на обстрел и на подрыв были проведены российскими специалистами.
P.S. 26.06.2011 года в северной провинции республики Афганистан Бадгис, в 20 км севернее ее административного центра Калайн-Нау была подорвана миной бронемашина марки LMV(M65E), которая находилась в составе воинской колонны испанского контингента, входящего в группу международных сил ISAF.
Военная колонна состояла из трех таких бронемашин, которые в армии Испании обозначаются как Lince, и четырех бронированных колесных машин RG-31. Вследствие взрыва трое военнослужащих были ранены, еще двое военных, находящихся в момент взрыва в машине, погибли. Пострадавшие являются военнослужащими девятого пехотного полка «Soria», постоянное место дислокации которого находится на Канарских островах.Испанский контингент за короткий промежуток времени потерял вторую бронированную машину марки Lince. Первая такая бронемашина была взорвана 17 июня этого года. Тогда, в результате взрыва, четыре испанских военных и гражданский переводчик получили тяжелые ранения.
 А если еще пошерстить Интернет, то можно выудить и вот такую информацию годичной давности: "22 of 30 killed Italian troops in Afgan were in Iveco LMV M65. Such a good armor..." ( перевод: "22 из 30 убитых итальянских войск в Afgan были в Iveco LMV M65.  Такая хорошая броня..."

среда, 25 января 2012 г.

Бронированные автомобили "УРАЛ" на выставке REA-2009г

Серия бронированных автомобилей "Урал", созданная в рамках ОКР "Медведь" на базе семейства "Мотовоз-1" была в первые представлена публике на выставке вооружений и военной техники "RUSSIAN EXPO ARMS-2009" в Нижнем Тагиле. Машины вызвали большой интерес у специалистов, однако никаких официальных комментариев или рекламных материалам по ним представлено не было. Всю информацию, что удалось тогда по ним собрать, мы опубликовали в специальном репортаже на сайте "ОТВАГА"  .
Более подробную фотодетализацию можно посмотреть на сайте "ОТВАГА"

ОКР "Медведь": создание семейства бронеавтомобилей

СОЗДАНИЕ СЕМЕЙСТВА БРОНИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ НА БАЗЕ УНИФИЦИРОВАННЫХ СЕМЕЙСТВ АРМЕЙСКИХ МНОГОЦЕЛЕВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
А. И. Егоров, М.О. Алексеев, М.В. Хохлов (ОАО «НИИстали»)
Сборник "Актуальные проблемы защиты и безопасности. Бронетанковая техника и вооружение. Труды двенадцатой Всероссийской научно-практической конференции" Том 3. НПО "Специальных материалов" СПб.2009г. С.295-304

       Модернизация образцов автомобильной техники признана во всем мире одним из наиболее экономичных путей ее совершенствования, к тому же позволяет создать научно- технический задел для разработки техники нового поколения.
       По уровню тактико-технических характеристик и эксплуатационных свойств семейства АМН «Мустанг» и «Мотовоз-1», в основном, удовлетворяют требованиям ВС. Однако опыт вооруженных конфликтов последнего времени, поставил целый ряд специальных требований к ВАТ, важнейшим из которых является обеспечение защищенности от поражающих факторов обычного оружия. Эта проблема является актуальной и жизненно важной. Анализ опыта использования образцов колесной ВАТ с локальной броневой защитой в боевых условиях Афганистана и Чеченской республики показал их эффективность и необходимость дальнейшего повышения ее живучести при воздействии обычных средств поражения.
        Установлено, что наибольшую опасность для ВАТ представляют мины, фугасы и стрелковое оружие. При этом наибольшая часть потерь приходится на экипаж, находящийся в кабине бронированного автомобиля. Вторую по значимости долю потерь следует отнести на потерю подвижности автомобиля от боевого воздействия.
        Образцы ВАТ выходят из строя по следующим причинам:
- от стрелкового оружия 36 - 48%;
- от подрыва на минах 25 - 38%;
- от обстрела РПГ и PC 22 - 30%.
        До 80 % личного состава экипажей машин поражались пулями и осколками. Обычные средства поражения наносят механические повреждения конструкции образцов ВАТ, могут привести к возгоранию конструкционных и эксплуатационных материалов, а также поражать экипажи и перевозимый личный состав. Основными элементами конструкции, которые определяют уровень стойкости и защитных свойств ВАТ при воздействии ПФ обычного оружия (ОО) являются кабина, двигатель и его системы (в том числе топливные баки), ходовая часть (в особенности колеса), трансмиссия, система управления и электрооборудование (главным образом аккумуляторные батареи). Количественные соотношения повреждений основных узлов и агрегатов конструкции автомобиля, полученные в результате испытаний и обобщения данных по выходу ВАТ в ходе боевых действий в Афганистане и Чеченской республике, приведены в табл. 1.
       Бронированная автомобильная техника относится к особому классу ВАТ и при ее создании возникают проблемы, связанные со следующими основными причинами:
   во-первых, при разработке указанной техники в рамках ОКР руководствовались общепринятыми ОТТ, стремясь сохранить уровень основных эксплуатационных свойств как у незащищенных автомобилей. Но, как оказалось, созданные образцы бронеавтомобилей по целому ряду параметров уступали базовым автомобилям в незащищенном варианте. Таким как: грузоподъемность, распределение массы по осям, эргономическим параметрам (размещение водителя и экипажа, обитаемость, обзорность, удобство посадки и высадки), безопасность, эксплуатационная технологичность, ремонтопригодность, малозаметность, технологичность изготовления и др.;
   во-вторых, до настоящего времени не уточнены место и роль бронеавтомобилей в системе ВВТ ВС РФ, необходимый класс защиты для выполнения различных задач и условия использования;
    в-третьих, известные в настоящее время конструктивно-компоновочные схемы бронеавтомобилей, приемлемые по весовым и стоимостным характеристикам материалы для их изготовления, а также комплектующие и технологии не позволяют в достаточной степени приблизить показатели основных эксплуатационных свойств бронеавтомобилей к современным требованиям, указанным в ОТТ к обычным армейским автомобилям. При этом следует отметить, что научно обоснованных и общепризнанных ОТТ к бронированным автомобилям пока не существует.
      Проблема сводится к созданию бронезащищенных конструкций при приемлемых показателях стоимости, с незначительным снижением грузоподъемности, обзорности, эргономики, обитаемости, долговечности автомобиля.
     На современном этапе минимальным уровнем защищенности образца АМН следует считать стойкость к воздействию поражающих факторов стрелкового оружия уровня 6а класса защиты по ГОСТ Р 50963-96 (обстрел из винтовки СВД 7,62 мм бронебойной пулей Б-32 с дистанции 5-10 м), а также защиту от осколков мин и снарядов массой до 3 г при скорости встречи с преградой 800-1000 м/с.
     В целях повышения защищенности конструкции и экипажа от поражающих факторов обычного оружия, на базе семейств АМН «Мустанг» и «Мотовоз-1» разработаны бронированные автомобили с различными классами защиты по ГОСТ Р 50963-96, представленные в табл. 2.
     Основными подходами по защите экипажей ВАТ от поражающих факторов обычного оружия (пуль и осколков) являются локальное бронирование обитаемых отделений (кабин, кузовов и т.п.) серийных образцов и объемное бронирование, заключающееся в установке специально разработанных бронированных кабин, корпусов и других обитаемых отделений. Для бронирования, как правило, используются традиционные, гомогенные броневые стали типа «1», «44», «77» и их разновидности.
      Опыт бронирования практически всех образцов ВАТ показал, что при таком бронировании максимально достижимым является 3-5 класс защиты в зависимости от класса грузоподъемности образца. Более эффективным с точки зрения массовых показателей броневой защиты является установка бронекабин и бронекорпусов, так как цельносварная стальная оболочка является одновременно несущей и защитной конструкцией.
Существенным недостатком локального бронирования является необходимость разборки и усиления конструкции кабины для установки бронеэкранов, невозможность забронировать всю площадь кабины, наличие большого числа ослабленных мест в стыках и со¬единениях защитных элементов.
      Возможным способом локального бронирования может быть наружная установка комплекта бронезащиты на специально разработанную и приспособленную для этого конструкцию кабины. Приспособленность конструкции кабины заключается в придании её наружным поверхностям простых форм, обеспечении достаточной несущей способности, установке на кабине деталей крепления комплекта бронезащиты.
      Таким образом, дальнейшее развитие защищенности ВАТ сводится к созданию семейства бронированных автомобилей в составе унифицированных семейств армейских многоцелевых автомобилей различных классов грузоподъемности и наибольшим уровнем защиты (6а).
       Для решения задачи создания семейства высокозащищенных автомобилей многоцелевого назначения на базе семейств «Мотовоз-1» и «Мустанг» Заказчиком в 2006г. была открыта ОКР «Медведь», головным исполнителем определен ОАО «НИИ Стали». Основными целями при создании семейства являются:
-    создание высокозащищенных автомобилей на шасси 4x4, 6x6 и 8x8;
-    максимальный уровень унификации по бронированным кабинам, функциональным модулям и комплектам защиты узлов и агрегатов;
-    полный учет современных эргономических требований для а/м;
-    создание комфортных условий для экипажа и десанта.
      Надо отметить, что это первый положительный опыт по унификации а/м на шасси семейств «Мотовоз-1» и «Мустанг» (рис. 1). Бронированные кабины различаются только элементами днища, функциональные модули полностью унифицированы. Кроме того достигнут высокий уровень унификации по узлам и агрегатам наполнения кабин: остекление, системы очистки стекол, рулевые колонки, педальные узлы, приборы и оборудование (отопители, кондиционеры), сиденья, элементы интерьера (рис. 2).
Кабина состоит из 2-х основных частей: собственно кабины и оперения. Кабина полностью унифицирована (кроме элементов пола) как между семействами АМН. так и по а/м капотной и бескапотной компоновки. Оперения из броневой стали также унифицированы по семействам АМН.
    Функциональные модули разработаны двух видов: устанавливаемые в стандартную грузовую платформу (рис. 3) и непосредственно на раму автомобиля (рис. 4 и 5). Функцио-нальные модули устанавливаемые на раму имеют повышенную противоминную стойкость за счет V-образной формы днища.
       

            В связи с условием использования серийных шасси (нагрузка на оси в первую очередь) и необходимостью достигнуть необходимый уровень защиты остро встал вопрос по весу кабин и ФМ. Расчет показал, что использование традиционных подходов к созданию бронекорпусов из серийных специальных сталей не позволит создать а/м с характеристиками подвижности, аналогичным небронированным серийным автомобилям. А именно это является одной из целей работы. Были рассмотрены различные материалы и защитные схемы, позволяющие достичь снижения массы. При этом необходимо заметить, что вопрос «цена – результат» является наиболее значимым в данном случае, т.к. АМН является серийным автомобилем массового производства и широкого применения, соответственно материалы ис-пользуемые при его бронировании также должны быть широко освоены в производстве и цена комплекта бронирования должна быть соизмерима с ценой шасси автомобиля. Исходя из этого, в качестве основных материалов были выбраны специальные стали высокой твердости марок «44» и «77». Специальная сталь марки «77» использована в деталях, имеющих ограничения по габаритам и выполняемых из листа необходимой толщины. Детали из спе¬циальной стали марки «77» составляют порядка 5% массы броневых деталей и встроены в несущий каркас кабины. Специальная сталь высокой твердости марки «44» используется в разнесенных комбинированных структурах. Эквивалентная толщина данной структуры - 9,5 мм стали. Структура имеет габарит по толщине 80мм и обеспечивает стойкость как в нормаль, так и в диапазоне углов места 20 от горизонта. Данная структура позволяет легко проводить модернизацию с целью повышения уровня ее стойкости, в т.ч. и заменой материалов. Проведенные натурные испытания показали, что такая панель выдерживает без разрушения тыльного листа брони фугасное нагружение и осколочный поток при подрыве заряда 4кг ВВ начиненного готовыми ПЭ на дальности 1,5м.
         Конструктивная универсальность защитной панели указанной структуры состоит в том, что она может устанавливаться как на раму с помощью крепежных элементов, так и сама являться элементом рамы, что облегчает вес всей конструкции в целом. Кроме того, тыльный противоосколочный подбой является теплоизолятором.
        Вопрос целесообразности применения брони на основе керамического слоя для защиты ВАТ требует комплексного подхода к оценке стоимости затрат на разработку и изготовление ВАТ с такой защитой с учетом их боевого предназначения и важности решаемых ими задач, и на наш взгляд требует взвешенного подхода с учетом возможности получения необходимого для серийного производства количества материала со стабильными свойствами (как внутри партии бронеплиток, так и между партиями).
         На а/м семейства «Медведь» устанавливаются протектированные топливные баки с самозатягивающемся покрытием производства ОАО «НИИ Стали». Преимущество таких баков состоит в том, что они по месту установки и элементам крепления взаимозаменяемы с серийными баками, а масса покрытия значительно ниже, нежели броневая защита от этих же средств поражения.
         Для повышения противоминной стойкости установлены экраны на уровне мостов шасси и двойные днища кабин и функциональных модулей. При этом «чистый» пол не имеет механической связи с основным полом. Рамы сидений экипажа и десанта крепятся на боковые стенки (рис. 6), сиденья экипажа подресорены; разработаны и установлены в функциональном модуле индивидуальные сиденья для десанта. На всех сиденьях установлены ремни безопасности. В моторных отсеках а/м капотной компоновки установлена система автоматического пожаротушения.
        Уровень комфорта экипажа и десанта обеспечивается установкой кондиционеров, независимых отопителей, систем принудительной вентиляции и ФВУ как в кабинах, так и в функциональных модулях. Внутренняя облицовка кабин и функциональных модулей выполнена из материала «деколин».
        Грузоподъемность бронированных а/м по сравнению с базовыми уменьшилась в основном за счет ограничения нагрузки на переднюю ось, что обусловлено необходимостью использования определенного набора шин. При этом грузоподъемность обеспечивает возможность перевозки десанта с необходимым снаряжением в количестве, определяемым раз¬мерами функциональных модулей.
         Разработан небронированный вариант кабины со специальными мероприятиями, позволяющими устанавливать комплект локальной защиты (рис. 7). Как и следовало ожидать, в связи с наличием паразитной массы в виде наружной облицовки, масса кабины с установленным комплектом защиты оказалась больше, чем масса цельнобронированной кабины. В связи с этим пришлось пойти на снижение площади перекрытия моторного отсека, защита обитаемой части кабины сохранена на уровне цельносварной кабины.
         Для бронированных автомобилей семейства «Медведь» разработаны комплекты средств снижения заметности. Для кабин используется материал «Накидка», для функциональных модулей материал «Волчица», для шасси материал «РТП». Комплекты средств снижения заметности имеют варианты «стояночный» и «в движении».
        В данный момент 6 опытных образцов бронированных автомобилей семейства «Медведь» проходят предварительные испытания. В составе образцов бронированные автомобили:
-    на шасси а/м «Урал» 4x4 с каркасно-панельной кабиной и установленным комплектом локальной защиты;
-    на шасси а/м «Урал» 6x6 с цельносварной бронированной кабиной и бронированным ФМ в грузовой платформе;
-    на шасси а/м «Урал» 6x6 с цельносварной бронированной кабиной и бронированным ФМ на раме автомобиля;
-    на шасси а/м «Урал» 8x8 с цельносварной бронированной кабиной и бронированным ФМ на раме автомобиля;
-    на шасси а/м «КамАЗ» 6x6 с цельносварной бронированной кабиной и бронированным ФМ в грузовой платформе;
-    на шасси а/м «КамАЗ» 8x8 с цельносварной бронированной кабиной и бронированным ФМ в грузовой платформе.