суббота, 25 февраля 2012 г.

Как создаются танки...

Представляю вашему вниманию нарезочку из фильма "Войны Пентагона" 1998г - история создания БМП "Брэдли". Не поленитесь - скачайте этот замечательный фильм с торрентов (он есть там) и посмотрите целиком - он достоин целостного восприятия.
И не смотря на то, что этот фильм сплошной гэг, не смейтесь - создание боевой техники во всем мире, в том числе и у нас в России, происходит примерно так же, лично мне это очень напоминает историю БМПТ или Т-95...

пятница, 24 февраля 2012 г.

Универсальное шасси из Екатеринбурга

От САУ до зенитного ракетного комплекса - на универсальном шасси из Екатеринбурга
Впервые универсальное шасси от ОАО "Уралтрансмаш" было показано на оружейном салоне "RUSSIAN EXPO ARMS 2009". Заводское обозначение новой машины – "Э300".

 
В качестве базовой машины для платформы был выбран основной боевой танк Т-90С. Легкий корпус, обладает высокими несущими характеристиками, дает возможность нести до 25-28 тонн полезной нагрузки при общей массе машины до 50 тонн.
В зависимости от типа и вида нагрузки корпус будет меняться. На нем могут монтироваться различные системы вооружения и оборудования, такие, как пункт управления ПВО, РЛС, пусковые установки зенитных ракет, гусеничные минные заградители и других.
 
Разумеется, предполагалось и создание самоходно-артиллерийской установки, в том числе и с 155-мм дальнобойной гаубицей M-388 (разработчик "Завод №9").  
Кстати, если говорить о САУ, то здесь не применимы танковые лопастные амортизаторы. Для САУ и пусковых установок ЗРК они обязательно должны быть управляемыми и, как минимум, двухрежимными. По этой причине лопастные амортизаторы танка Т-90 были заменены на телескопические.
 
Моторно-трансмиссионное отделение шасси Э300 полностью идентично МТО ОБТ Т-90А и, в зависимости от вида предполагаемой нагрузки, может быть выполнено с передним либо задним расположением.
Тысячесильный турбонаддувный четырехтактный дизельный двигатель В-92С2 производства ЧТЗ обеспечивает новому шасси удельную мощность от 20 до 35 л.с./т в зависимости от конечной массы машины, и разгоняет ее до 65 км/ч.
Трансмиссия и автомат переключения передач также заимствованы у Т-90А. Удобству управления помимо автоматического переключения передач служит штурвал.
 
Шасси Э300 оборудовано новейшим комплектом цифрового бортового оборудования производства челябинской "Электромашины", благодаря цифровым технологиям сокращено количество блоков управления и межблочных соединений, в результате масса кабельного комплекта была сокращена в 15 раз.
Водитель имеет в своем распоряжении жидкокристаллический дисплей, компактную и удобную панель управления, реализовано отображение информации на дополнительной панели, размещенной прямо посреди штурвальной колонки управления.
По требованию заказчика могут быть установлены кресла повышенной комфортности.
Предусмотрена установка комплекта оборудования для кондиционирования и поддержания микроклимата, как для мест размещения экипажа, так и для целей охлаждения радиоэлектронного оборудования.
По мнению специалистов, использование единой платформы позволит оптимизировать производство, внедрить систему комплексного обслуживания, сервиса и ремонта.

Основные характеристики шасси Э300
Масса шасси, т
24,5
Масса машины с полезной нагрузкой, т
от 28 до 50
Расположение МТО
заднее
или
переднее
Мощность двигателя, л.с.
1000
Максимальная скорость, км/ч
60-65
Подвеска
торсионная
Клиренс, мм
440-470
Запас хода, км
500
Удельная мощность, л.с/т (при массе от 50 до 28 т)
от 20 до 35
Самоходно-артиллерийская установка
Транспортно-загрузочная машина
Самоходная огневая установка
Радиолокационная станция обнаружения и сопровождения
Пускозаряжающая установка
Командный пункт управления
Радиолокационная станция обнаружения и сопровождения
Машина управления
Гусеничный минный заградитель

Т-80: «острие меча» затупилось?


Кто не знает «ВОСЬМИДЕСЯТКУ»? Кажется, таких нет. Долгое время этот мощный танк олицетворял самый передовой технологический уровень Советского Союза, был «острием меча» танковых группировок нацеленных на НАТО. О нем слагались легенды…
Однако, в силу целого ряда обстоятельств, с распадом СССР было прекращено и производство этого замечательного танка. Тем не менее, он никуда не делся, не исчез «по взмаху волшебной палочки». До сих пор танки типа Т-80 исправно несут службу в Вооружённых силах России. В войсках, на ЦБРТ и БТРЗ сейчас находятся примерно 5000 этих танков. Из этих пяти тысяч, самой массовой является модификация Т-80БВ – сейчас их у нас примерно 3000 единиц со сроком эксплуатации - 20 – 25 лет. Принятой и утверждённой программой развития БТВТ предписывается эксплуатация этих машин до выработки ресурса, с последующей сдачей в утиль. Но правильно ли это? Ведь не смотря на отсутствие серийного производства, «восьмидесятка» не была брошена своими «родителями». Вот уже порядка 15 лет, питерское КБ «Спецмаш» ведёт непрерывные работы по разработке самых различных вариантов модернизации  этого танка. Ведь даже если Т-80 уже не в вписывается в новый облик Российской армии,  то наверняка можно найти зарубежного покупателя на эти машины. После проведения капитального ремонта с модернизацией, стоимость этих танков будет примерно  в 2 - 2,5 раза меньше стоимости любых новых. А интерес к таким машинам уже начинает появляться. Тут следует вспомнить контракт на поставку в 2011 году Республике Кипр модернизированных Т-80УА и продажу Белоруссией  Йемену капитально отремонтированных Т-80БВ. Очевидно, что не смотря на наличие наработок и огромного потенциала, не смотря на то, что сейчас все производство, и почти вся модернизация танков сконцентрирована в одних руках – руках Корпорации «Уралвагонзавод», заниматься продажами модернизированных и капитально отремонтированных Т-80 просто никто не хочет. Проблема, граничащая с элементарной бесхозяйственностью.

Модернизация танка Т-80У за счёт установки КАЗ «Арена-Э»
(объект 219АМ2)
Модернизированный танк Т-80У с КАЗ "Арена-Э" (объект 219АМ2)
 Модернизированный танк Т-80У, оснащённый комплексом активной защиты (КАЗ) «Арена-Э» - боевая гусеничная машина, имеющая мощное вооружение, надёжную броневую защиту, высокую маневренность и современную систему управления огнём.
Комплекс активной защиты автоматически обнаруживает и поражает с места и при движении танка противотанковые гранаты и управляемые ракеты во всех условиях боевого  применения  в любое время года и суток.

Основные характеристики комплекта:
Диапазон скоростей перехватываемых целей, м/с.............................................. 70-700
Сектор защиты, град.:
            по углу места....................................................................................... от -6 до +15
            по азимуту......................................................................... вправо 127;  влево 135
Количество защитных боеприпасов ............................................................................ 31
Вероятность поражения подлетающего снаряда, % ............................................. 70-80

Стадия отработки – опытный образец, проходил Государственные испытания.

 Танк Т-80УА
(модернизированный танк Т-80У)
Модернизированный танк Т-80УА (объект 219АМ-1)
 При модернизации на танк устанавливается:
- Система 2А46М-4;
- Модернизированный комплекс управления огнём (КУО) 1А45-1;
- Устройство учёта изгиба ствола УУИ-2;
- Дневно-ночной прицельный комплекс командира ТО1-КО4;
- Ночной прицельный комплекс наводчика ТО1-КО5 (как вариант устанавливается тепловизионный прицел «Плиса»);
- Комплекс оптико-электронного подавления «Штора».

Основные преимущества по сравнению с танком Т-80У:
- Увеличена ДДС:
            - наводчика на 300-600 м
            - командира на 700-1000 м;
- Сокращено время подготовки выстрела командиром в 1,8-2 раза;
- Увеличена до 40 град/сек максимальная скорость разворота танка, при которой обеспечивается прицельная стрельба (вместо 16-24 град/сек);
- Установка УУИ-2 обеспечила стабильность точности стрельбы независимо от влияния климатических условий, вызывающих изгиб ствола и количества произведённых выстрелов;
-  Сокращено, примерно в 2-3 раза, время на техническое обслуживание и настройку КУО за счёт применения переносного пульта.

Стадия отработки – принят на вооружение в 2005 году.
  
Танк Т-80У-Е1
(вариант модернизации танка Т-80БВ, при капитальном ремонте)

Модернизированный танк Т-80У-Е1 (объект 219АС-1)
 При модернизации на танк устанавливается:
- Боевое отделение танка Т-80УД;
- Газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.;
- Воздухозаборное устройство, позволяющее преодолевать без подготовки брод глубиной до 1,8 м;
- Автономный энергоагрегат мощностью 18 кВт;
- Устройство ввода поправок УВП 1В216М для 15 типов баллистик;
- Встроенная динамическая защита на ВЛД и бортах;
- Введены мероприятия по уменьшению расхода топлива.

Основные характеристики - на уровне танка Т-80У.
Стадия отработки – танк принят на вооружение в 2005 году.

Танк «Объект 219М»
(вариант комплексной модернизации танка Т-80БВ, при капитальном ремонте)
Танк Т-80БВ (объект 219М) комплексной модернизации
Танк Т-80БВ (объект 219М) комплексной модернизации

ИЗ ОПЫТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ТАНКОВ В ХОДЕ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА


М. В. ВЕРХОВЕЦКИИ, В. В. ПОЛИКАРПОВ
Журнал "Вестник бронетанковой техники" №1/1980г.
     Составляющий 25-30 лет цикл производства и эксплуатации современного танка связан с физическим и моральным его старением. Если физическое восстановление машин производится по специальной программе их технического обслуживания, то некоторая компенсация морального старения осуществляется частичной заменой старых систем, узлов и агрегатов новыми, с улучшенными техническими характеристиками. В отечественном танкостроении модернизации уделялось большое внимание. В период Великой Отечественной войны советские танки своевременно модернизировались на основе опыта их боевого применения. Так, на Т-34 вместо 76-мм пушки была установлена 85-мм пушка образца 1944 г., повысившая огневую мощь этого танка.
     Основные задачи модернизации и выбор её технических направлений полезно рассмотреть на основе опыта модернизации послевоенных танков Т-54, Т-55 и Т-62. В конце Великой Отечественной войны был создан новый основной танк, который в 1946 г. был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-54. В его конструкции с учётом богатейшего военного опыта был воплощён основной принцип отечественного танкостроения - органическое сочетание могущества вооружения с мощным бронированием и высокой подвижностью. По своим тактико-техническим характеристикам этот танк намного превосходил зарубежные танки конца 40-х - начала 50-х гг.
    Однако требование борьбы с танками и противотанковыми средствами противника при возросших темпах боевых действий вызвало необходимость в прицельном огне при движении танка, что могло быть достигнуто стабилизацией пушки. Ядерное оружие потребовало защиты танков от различных видов его поражающего воздействия. Насыщение пехоты ПТУРСами также потребовало совершенствования броневой защиты танков. Поэтому за время серийного производства с 1947 по 1955 гг. Т-54 претерпел три крупные модернизации. Первый выпуск танков был осуществлён в 1947-1949 гг. Танки второго выпуска (1949-1951 гг.)
отличались от первого конфигурацией башни, установкой курсового 7,62-мм пулемёта СГМ и зенитного 12,7-мм пулемёта ДШК-М. На этих танках впервые было установлено оборудование для преодоления водных преград по дну. Танки третьего выпуска (1952-1955 гг.) отличались башней с улучшенным уплотнением погона для движения под водой и 1,5-кВт генератором.
   Следующей крупной модернизацией танка Т-54 было принятие в серийное производство (1954 г.) танка Т-54А. Среди его конструктивных особенностей необходимо отметить следующие:
—        установка стабилизатора пушки в вертикальной плоскости, позволившая увеличить эффективность ведения огня с ходу;
—        внедрение электрического привода для поворота башни, который совместно со стабилизатором существенно улучшил точность горизонтального наведения башни и облегчил условия работы наводчика;
—        применение эжектора отсоса пороховых га-
зов из пушки Д-10ТС, улучшившее условия работы экипажа;
—        оснащение новой радиостанцией Р-113 и танковым переговорным устройством Р-120;
—        установка генератора Г-74 мощностью 3 кВт;
—        внедрение ночного прибора наблюдения водителя ТВН-1.
    Следующим этапом развития Т-54 явился танк Т-54Б, который был принят на вооружение в 1956 г. и производился серийно в 1957-1959 гг. Улучшения машины касались в основном повышения эффективности стрельбы с ходу и ведения боевых действий ночью, при этом были внедрены:
—        двухплоскостной стабилизатор, значительно повысивший эффективность огня с ходу по сравнению с танком Т-54;
—        погон башни повышенной работоспособности;
—        вращающийся пол в боевом отделении со сдающим звеном для безопасности членов экипажа;
—        5-кВт генератор для питания стабилизатора;
—        ночной прицел наводчика (ТПН-1), ночные приборы наблюдения командира (ТКН-1) и водителя (ТВН-2).

   Размещение новых узлов и приборов в танке было выполнено с минимальными изменениями рабочих постов экипажа. Максимальная преемственность и взаимозаменяемость узлов позволили в дальнейшем модернизировать все ранее выпущенные танки по мере их поступления в капитальный ремонт.
   Развитие оружия массового поражения привело к существенному изменению взглядов на тактическое использование танков. Особую важность приобрело требование защиты от поражающих факторов атомного взрыва. Решению этих вопросов и было уделено внимание при следующей крупной модернизации танка Т-54, в результате которой -появился танк Т-55. Танк Т-55 был принят на вооружение в 1958 г. и изготавливался до 1962 г.
    Т-55 отличался системой противоатомной защиты от затекания в танк ударной волны и защищающей экипаж от радиоактивной пыли автоматической системой .противопожарного оборудования, а также термической дымовой аппаратурой многократного действия для маскировки танков на поле боя. Новая укладка боеприпасов танка Т-55 увеличила боекомплект на 9 выстрелов. Боеукладка позволила также на 20% повысить объем забронированного топлива, а следовательно, и запас хода танка. Было существенно улучшено шасси танка. Увеличение мощности двигателя (на 60 л. е.), динамического хода катков (со 120 до 142 мм) за счёт установки торсионов с повышенными рабочими напряжениями улучшили подвижность машины по дорогам и местности. Инерционная очистка масла повысила долговечность и облегчила обслуживание двигателя В-55. Его конструкция ускорила разогрев и подготовку к движению машины зимой.
    Танк Т-55 был оборудован воздушной системой, состоящей из компрессора с рабочим давлением 150 кгс/см2, автомата регулировки давления в системе, воздушных баллонов и трубопроводов. Система обеспечивала воздушный запуск двигателя, пневмоочистку смотровых приборов водителя и питание гидропневматического привода главного фрикциона. Усовершенствование танка было выполнено почти без изменения его полной массы и объёма.
     Все возрастающие требования по повышению уровня защиты танков от оружия массового поражения и новые достижения в этой области обусловили модернизацию танка Т-55. Следующий танк Т-55А, принятый па вооружение в 1961 г., отличался от танка Т-55 в основном противорадиационным подбоем и гусеницами с резинометаллическими шарнирами. Кроме того, в последние годы выпуска (с 1975 г.) был установлен лазерный дальномер КДТ-1, который обеспечивал:
—        измерение дальности до 4 000 ±10 м;
—        повышение дальности действительной стрельбы бронебойным подкалиберным снарядом на 10 и кумулятивным — на 15%;
—        ускорение подготовки первого выстрела на 10%.
   Основные этапы и конструктивные направления модернизации танков Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55 и Т-55А были осуществлены в ходе серийного выпуска Т-54 и в подавляющем большинстве реализованы при капитальном ремонте старых машин на военных ремонтных заводах. Так, с появлением двухплоскостных стабилизаторов, новых средств связи, оборудования подводного вождения и других систем был модернизирован весь парк танков Т-54 (кроме первого выпуска) и Т-54А до уровня Т-54Б. Затем были приняты меры для расширения модернизации при капитальном ремонте. После этого на всех марках Т-54 стали устанавливать: боеукладку на 9 выстрелов, двигатель В-55 мощностью 580 л. е., двухплоскостной стабилизатор «Циклон», новые средства радиосвязи, ночные приборы прицеливания и наблюдения, модернизированную систему подводного вождения, воздушную систему, гусеницу с РМШ.
  Такая модернизация в течение длительного периода позволила поддерживать танки на достаточном уровне боевой эффективности, обеспечивая им превосходство над зарубежными танками М-46, М-47, М-48 (США), «Центурион» (Великобритания) и др.
   Конец 50-х и начало 60-х гг. были отмечены качественным скачком в развитии артиллерийских систем: в СССР в этот период были разработаны новые танковые гладкоствольные пушки калибра 115 и 125 мм, за рубежом — 105-мм нарезная пушка. Это привело к появлению танка Т-62 с мощной 115-мм гладкоствольной пушкой У-5ТС. Он был принят на вооружение Советской Армии в 1961 г. и серийно производился в 1962—1974 гг. Установка пушки У-5ТС и более точного двухплоскостного стабилизатора обеспечила значительное повышение огневой мощи танка за счет увеличения дальности действительной стрельбы, дальности прямого выстрела и могущества боеприпасов.
  Необходимость размещения новой пушки и боеприпасов к ней привела к удлинению корпуса Т-62 по сравнению с Т-55 на 386 мм. К другим изменениям корпуса Т-62 относятся:
—        увеличение бортовых защитных планок для размещения погона с диаметром «в свету» 2245 мм (у танка Т-55 - 1816 мм);
—        наклон подбашенного листа вперед на 30', а крыши МТО назад на 3°15' от горизонтальной плоскости;
—        наклон кормового листа под углом 2° к вертикали.
На танке установлена новая цельнолитая башня, обеспечивающая при больших внутренних объёмах и равной массе большую бронестойкость, чем башня танка Т-55.
            Краткие технические характеристики послевоенных танков         
 
Параметры
Краткие технические характеристики танков
Т-54
Т-54А
Т-54Б
Т-55
Т-55А
Т-62
выпуск
I
II
III
Серийное производство, годы
1947-1949
1949-1951
1952— 1955
1955—1957
1957—1959
1958—1962
1963- 1977
1962-1974
Масса, т
36+1%
36+1%
36+1%
36+1%
36+1,5%
36+1,5%
36+1,5% без ДШК*
36+1,5% без ДШК*
Экипаж, чел.
4
4
4
4
4
4
4
4
Пушка:
марка
Д-10Т
Д-10Т
Д-10Т
Д-10ТГ
Д10-Т2С
Д10-Т2С
Д10-Т2С
У-5ТС
Калибр,мм
100
100
100
100
100
100
100
115
привод наведения 
ЭПБ-4 (ручной)
Пушка стабил. в одной плоскости
Пушка стабилизирована в двух плоскостях
Пулеметы, шт.

калибра 7,62 мм:

курсовой
-
1 (СГМ)
1(ГСМ)
1(ГСМ)
1(СГМТ)
1(СГМТ)
-
-
спаренный
1 (СГМ)
1 (СГМ)
1 (СГМ)
1 (СГМ)
1(СГМТ)
1(СГМТ)
1 (ПКТ)
1(СГМТ)
калибра 12,7 мм

(зенитный ДШК-М)
-
1
1
1
1
-
1
1
Боекомплект:

к пушке, выстр.
34
34
34
34
34
43
43
40
к пулеметам, патронов:

калибра 7,62 мм
3500
3500
3500
3500
3500
3500
2750
2500
» 12,7 мм
-
200
200
200
200
-
300
300
Прицелы

дневной
ТШ2-22
ТШ2-22
ТШ2-22
ТШ2А-22
ТШ2А-22
ТШ2А-22
ТШС-32ПВ
ТШ2Б-41
ночной
-
-
-
-
ТПН-1
ТПН-1-22-1
ТПН-1-22-11
ТПН-1-41-11
Двигатель:

марка
В-54
В-54
В-54
В-54
В-54Б
В-55
В-55
В-55
мощность, л. с.
520
520
520
520
520
580
580
580
Бортовой редуктор
Однополюсный цилиндрический
Планетарный
Удельная мощность, л. с./т
14,4
14,4
14,4
14,4
14,4
16,0
15,9
15,9
Клиренс, мм
425
425
425
425
425
425
425
430
Противорадиационная защита, кратность ослабления:
проникающей радиации
2,5
2,5
2,5
2,8
2,8
2,8
9,0
2,8
радиации зараженной местности
14
14
14
14
14
14
14
14
Генератор:

марка
Г-731
Г-731
Г-731
Г-74
Г-5
Г-5
Г-5
Г-6,5
мощность, кВт
1,5
1,5
1,5
3,0
5,0
5,0
5,0
6,5
Гарантийная наработка,  км
1 000
1 000
1 000
1 000
1 000
2 000
2 000
2 000
*При установке зенитного пулемёта и гусениц с РМШ масса танков Т-55А и Т-62 составляет 38т

 Впервые в танкостроении был установлен механизм автоматического удаления стреляных гильз при любых углах возвышения пушки. Были усовершенствованы узлы и агрегаты, заимствованные с танка Т-55: прибор наблюдения командира ТКН-2, форсуночный предпусковой подогреватель, генератор Г-6,5 с принудительным воздушным охлаждением. В трансмиссии были усилены приводы вентилятора и компрессора, а также шестерни III передачи. Динамический ход опорных катков танка был увеличен до 162 мм. Уровень унификации танка Т-62 составил 65% от номенклатуры деталей и узлов, заимствованных с танка Т-55. Все узлы и агрегаты трансмиссии и ходовой части сохранили «полную взаимозаменяемость, полностью были унифицированы агрегаты моторной установки, воздушного пуска, смотровые  приборы и средства связи (таблица). Все это существенно облегчило освоение этого танка в производстве и эксплуатации.

Вывод:
 Опыт совершенствования танков Т-54, Т-55 и Т-62 показал возможность повышения боевой эффективности танков в ходе их серийного производства.

Поступила в редакцию 15.08.79.