Государственный
оборонный заказ — основа бизнеса Уралвагонзавода (УВЗ). Корпорация
успешно обеспечивает российские вооруженные силы современной
бронетехникой и наращивает ее поставку на экспорт. О том, как компания
видит свое развитие и как сегодняшние военные конфликты в мире
определяют спрос на российское оружие, BUSINESS GUIDE поговорил с
генеральным директором Уралвагонзавода ОЛЕГОМ СИЕНКО.
BUSINESS GUIDE: Как корпорация
"Уралвагонзавод" справляется с выполнением ответственной государственной
задачи — оснащением российской армии вооружением по государственному
оборонному заказу?
ОЛЕГ СИЕНКО: На протяжении последних
шести лет государственный оборонный заказ (ГОЗ) выполнялся своевременно,
а по некоторой номенклатуре и досрочно. Объемы поставок в рамках ГОЗ
растут, растут требования к исполнителям, к поставляемой продукции и
услугам. Все это, конечно, усложняет наши задачи, но качественное и
своевременное выполнение ГОЗ для нас всегда было делом принципа.
В 2016 году в интересах
Министерства обороны предприятиями корпорации поставлено в войска более
1 тыс. новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники.
Специалистами предприятий корпорации проведено сервисное обслуживание
более 800 единиц вооружения и военной техники непосредственно в войсках.
В рамках государственного оборонного заказа текущего года УВЗ исполняет
92 государственных контракта. Из них 43 — на промышленных предприятиях,
49 — на ремонтных. Важно то, что 65 контрактов — долгосрочные. Это
позволяет выстраивать экономику предприятий на перспективу.
Важная часть нашей работы по государственным
контрактам — разработка и освоение принципиально новых видов вооружений.
Успешное выполнение этой работы — залог обороноспособности страны,
конкурентоспособности российского вооружения на внешних рынках.
BG: Что касается внешних рынков, как развивается ситуация с поставками вооружения на экспорт?
О. С.: 2016 год принес стабильный рост
поступлений от реализации на экспорт продукции военного назначения. По
сравнению с показателями предыдущего года он составил порядка 25%.
Корпорация на протяжении последних лет
стабильно входит в топ-100 ведущих мировых производителей вооружения и
военной техники по версии Стокгольмского института проблем мира,
поднявшись за эти годы до 61-го места.
Помимо увеличения объемов экспортных поставок
расширяется и их география, растет номенклатура поставляемой продукции и
услуг. Мы планомерно реализуем стратегию обеспечения обслуживания и
ремонта наших изделий на протяжении всего жизненного цикла.
Все это наряду с непрекращающейся работой по
созданию новой и модернизации ранее разработанной продукции позволяет
нам с уверенностью смотреть в завтрашний день и рассчитывать на новые
контракты.
BG: Но многие говорят сейчас о том,
что эпоха танковых баталий прошла и, соответственно, потребность в
бронетехнике сведется к нулю. Как вы прокомментируете эти рассуждения?
О. С.: Сейчас в Сирии и других странах
Ближнего Востока идут вооруженные конфликты, которые на деле показывают
значимость российской бронетанковой техники. Как бы ни были точны и
эффективны удары по противнику с воздуха, неизбежно наступает момент,
когда на отвоеванную территорию приходят техника, люди, и здесь без
танков не обойтись.
Кроме того, Россия уже заявила о размещении
своих военных баз на территории Сирии на постоянной основе. В качестве
охраны баз тоже используется бронетехника.
Наверное, все военные специалисты в мире
посмотрели кадры, когда боевики, имея на вооружении в Сирии один из
новейших американских современных противотанковых ракетных комплексов,
использовали его для поражения сирийского танка Т-90 и получилось, что
хваленый американский ПТРК новейшего поколения не смог поразить ни танк,
ни экипаж. Это вызвало недоумение и массу восхищенных отзывов.
Безусловно, это стало отличной рекламой нашей продукции и стимулировало
интерес потенциальных заказчиков. Сегодня УВЗ — это наш российский
бренд, наша марка. Мы этим гордимся, мы это развиваем и бережем.
Сирийская кампания показала надежность и качество техники, выпускаемой
корпорацией "Уралвагонзавод".
BG: Как успехи УВЗ в выполнении ГОЗ и зарубежных контрактов отразились на финансово-экономических показателях корпорации?
О. С.: Начиная с 2010 года корпорация
"Уралвагонзавод" всегда показывала чистую прибыль, расплатилась по
кредитам прошлых лет, досрочно вернула госгарантии в казну. Исключением
стали только 2014 и 2015 годы. Стагнация на рынке вагоностроения в этот
период резко снизила значение показателей деятельности корпорации. К
сожалению, нам не удалось в короткие сроки победить лоббистов тех
перевозчиков, которые использовали старый подвижной состав. Вторая
причина — введение санкций Евросоюза и США конкретно против
Уралвагонзавода. Это остановило все наши международные проекты,
партнерство с мировыми лидерами в области машиностроения, крайне
ограничило наши возможности в привлечении финансирования. Представьте
себе прыгуна, который прыгает с вышки в воду и в это время видит, как
воду быстро сливают из бассейна: чтобы не разбиться, ему приходится за
секунды принимать решения. Ситуация с Уралвагонзаводом очень похожа.
Тем не менее нам удалось достаточно быстро
среагировать на негативные изменения конъюнктуры и оперативно
перестроиться, нарастив экспортную составляющую не только военной, но и
гражданской продукции. В итоге уже в 2016 году мы снова планируем выйти
на чистую прибыль в размере порядка 500 млн руб.
BG: В ноябре текущего года советом
директоров корпорации была утверждена новая Стратегия развития
корпорации до 2025 года. В чем ее суть и какого эффекта вы ожидаете от
реализации ее положений?
О. С.: Нами пройден сложнейший этап
формирования корпорации из разрозненных активов. Сегодня это единый
организм с высоким уровнем внутренней кооперации, в котором
синхронизированы производственные процессы, финансово-экономическая
политика, кадровая политика, инвестиции, снабжение и сбыт.
На этом пути возникали трудности, были
отдельные ошибки, но задача по построению бронетанкового
государственного холдинга была успешно выполнена, а значит, завершен
важнейший этап работы.
Разработанная стратегия — это переход к
следующему этапу развития корпорации уже как диверсифицированного
интегрированного холдинга. Нам необходимо повышать операционную
эффективность, в частности сокращать накладные расходы, закрывать
избыточные и дублирующие производства, осуществлять продажу непрофильных
активов, повышать производительность труда.
В стратегии мы зафиксировали цели
деятельности корпорации и механизмы их достижения. Задачи, мероприятия и
ответственность за их выполнение четко прописаны в "дорожной карте",
содержащей более 600 мероприятий, большую часть из которых планируется
реализовать в ближайшие два года.
Реализация стратегии позволит достичь к 2025
году выручки в размере 282 млрд руб. при рентабельности по EBITDA в
19,7% и чистой прибыли в 24,5 млрд руб.
BG: Корпорация вошла в состав "Ростеха". Как вы видите дальнейшую судьбу Уралвагонзавода?
О.С. Подобные решения принимает
собственник, и мы, как менеджеры, будем исполнять любое решение. Сегодня
Корпорация Уралвагонзавод представляет собой мощный
оборонно-промышленный комплекс с высоким потенциалом наращивания выпуска
высокотехнологичной гражданской продукции, которая является
конкурентоспособной не только на отечественном, но и на зарубежных
рынках. За последние несколько лет нами инициативно, и в партнерстве с
Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством обороны РФ
разработано более 20 новейших образцов военной продукции, с 2010 года
сертифицировано 10 новых моделей вагонов для российских и зарубежных
потребителей. В том числе, мы первые, кто перешли на серийное
производство инновационных вагонов с увеличенной нагрузкой на ось. Мы
высоко подняли планку общественного электротранспорта, создав концепт
трамвая будущего R1. Все эти заделы говорят о том, что мы безусловно
выполним поручение Президента РФ о наращивании выпуска гражданской
продукции до 50%.
Формирование Объединенной бронетанковой корпорации на платформе Ростеха станет следующим этапом развития УВЗ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий