Параллельно с разработкой новых боевых машин десанта велась
разработка новых десантируемых бронетранспортеров на их базе, которые
должны были заменить стоящие на вооружении ВДВ БТР-Д. В конструкторском
бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) на базе боевой машины
десанта БМД-3 в середине 90-х был создан новый бронетранспортер для ВДВ
БТР-МД (бронетранспортер многоцелевой десантный)«Ракушка». Новый БТР-МД
имел лучшие, чем у состоящих на вооружении десантников БТР-Д
эксплуатационные характеристики, а конструкция отвечала всем современным
требованиям, в том числе по эргономике размещения перевозимого личного
состава и его защите.
Габариты
корпуса обеспечили требования по необходимому запасу плавучести и
грузоподъемности, авиатранспортабельности самолетами военно-транспортной
авиации и вертолетами армейской авиации с сохранением характеристик
высокой подвижности и проходимости. Однако широкомасштабного
производства БТР-МД на ВгТЗ наладить так и не удалось, по причине
банкротства предприятия.
После отработки БМД-4М, конструкторский коллектив курганского СКБМ
приступил к разработке на базе ее шасси нового бронетранспортера для ВДВ
– БТР-МДМ(бронетранспортер многоцелевой десантный модернизированный)
«Ракушка-М». Разработка машины велась под руководством главного
конструктора СКБМ Сергея Сальникова (к сожалению, Сергей Сергеевич 18
октября 2014 г. ушел из жизни). Модернизация БТР-МД была проделана с
целью повышения основных тактико-технических характеристик, надёжности
машины и ее унификации с новыми БМД.
Что внутри БТР-МДМ?
На
БТР-МДМ «Ракушка-М» установлены заимствованные с боевой машины пехоты
БМП-3 двигатель и трансмиссия, ходовая часть, водомётные движители,
водооткачивающие средства, системы управления, электрооборудование,
пневмооборудование, приборы наблюдения, средства коллективной защиты,
противопожарное оборудование, средства маскировки, оборудование для
установки средств десантирования. Еще одной особенностью
модернизированного бронетранспортера БТР-МДМ является наличие на машине
современной информационно-управляющей системы шасси.
БТР-МДМ имеет сварной корпус рубочного типа с высокими бортами и
плоской крышей, выполненный из листов алюминиевой брони. В носовой и
средней частях корпуса размещается экипаж и десант бронетранспортёра.
Над гусеницами имеются специальные ниши. В кормовой части машины
располагается моторно-трансмиссионное отделение. Для посадки в машину и
спешивания десанта имеются люк в кормовой части рубки и два
прямоугольных люка в крыше рубки ближе к ее кормовой части.
Механик-водитель
размещается в носовой части по центру машины, слева от него расположено
рабочее место командира машины, справа – установлено сиденье для одного
из членов десанта – он же стрелок из установленного там курсового
пулемета ПКТМ. Для наблюдения за местностью и дорожными условиями перед
люком механика-водителя имеются три перископических прибора наблюдения.
Для вождения ночью центральный прибор наблюдения меняется на прибор
ночного видения. В крыше рубки корпуса над местами командира,
механика-водителя и стрелка из курсового пулемета имеются три люка для
их посадки и выхода из машины. Для наблюдения и прицельной стрельбы из
курсового пулемета установлен прибор ТНП3ВЭ01-01. Питание патронами
курсового пулемета осуществляется из двух магазин-коробок на 1000
патронов каждая, соединенных единым трактом питания.
Над рабочим местом командира на крыше смонтирована командирская
башенка, дистанционно управляемой пулеметной установкой с 7,62-мм
пулеметом ПКТМ. Прицельный комплекс командира-наводчика обеспечивает
наблюдение за местностью и ведение стрельбы.
В средней части машины по бортам расположены двухместные кресла для
десанта, по три с каждого борта. Кроме того по бортам закреплены
кронштейны для размещения носилок с ранеными. Моторно-трансмиссионное
отделение находится в кормовой части машины.
В БТР-МДМ
установлен безнаддувный многотопливный дизель УТД-29 с
эжекторно-вентиляторной системой охлаждения. В едином блоке с двигателем
размещена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемной передачей.
Ходовая часть машины состоит из пяти опорных и четырёх поддерживающих
катков с каждого борта. Опорные катки закреплены на пневматических
рессорах. Гусеничные ленты мелкозвенчатыес резинометаллическими
шарнирами.Клиренс бронетранспортёра переменный и имеет три положения:
минимальный (70-100 мм), рабочий (420 мм) и максимальный (500-510 мм).
При
массе 13,5 тонн машина остается авиатранспортабельной и амфибийной.
Максимальная скорость по шоссе составляет 70 км/ч, на плаву – 10 км/ч,
запас хода по шоссе – до 500 км.
Конструкция
БТР-МДМ «Ракушка-М» обеспечивает возможность ее комплектации различным
сменным оборудованием и использования в качестве базовой машины при
разработке семейства образцов вооружения и военной техники ВДВ –
командно-штабных, машин связи и управления, медицинских, тылового
обеспечения и других.
БТР-МДМ «Ракушка-М» прошел все испытания и соответствуют заданным
характеристикам (техническому заданию) и принят на вооружение Российской
армии. В марте 2015 года первая серийная партия таких машин в
количестве 12 машин, которые поставлены в одно из подразделений ВДВ
Западного военного округа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий