Противотанковые мины являются одним из многих видов противотанковых
средств. Низкая стоимость и простота использования сделали их
незаменимым оружием против бронемашин в локальных военных конфликтах,
особенно в горно-лесистой местности. Для разминирования дорог в
российской армии принята на вооружение уникальная бронированная машина
разминирования БМР-3МА, созданная на базе танка Т-90. Военный
эксперт, кандидат военных наук Сергей Суворов в материале для сайта
телеканала «Звезда» рассказал, как работает новейший уничтожитель мин.
При ведении боевых действий в
Афганистане, когда на дорогах и путях против советских войск
массированно применялись мины и фугасы, для обеспечения движения колонн
стали использовать танки с неисправным вооружением с навешенными на них
катковыми минными тралами (КМТ). Для снижения воздействия взрывной волны
и защиты экипажа при подрыве на минах на дно машины укладывали канистры
с водой. Так появились первые прототипы бронированных машин
разминирования (БМР). Их применение позволило значительно снизить потери
боевой техники и, главное, личного состава. Позже конструкторы получили
задачу создать специальные машины для нейтрализации мин с помощью КМТ.
К концу 80-х годов в СССР на базе танка
Т-55 была разработана специальная БРМ. Их изготавливали на одном из
бронетанковых ремонтных заводов (БТРЗ). Машины получили наименование
БМР-2 и направлялись в Афганистан, где показали высокую эффективность в
боевых условиях.
Рождение «Вепря»
Полученный опыт и анализ боевого
применения БМР-2 показал необходимость дальнейшего совершенствования
БМР. В Уральском КБ транспортного машиностроения (УКБТМ) в г. Нижнем
Тагиле под руководством главного конструктора Владимира Поткина на базе
танка Т-72 была разработана БМР-3, которая выпускалась единичными
образцами. На выведенных из эксплуатации танков Т-72 демонтировалась
башня с вооружением, а на корпусе оборудовалась броневая надстройка –
рубка. На рубку устанавливался крупнокалиберный пулемет и стреловой кран
с ручным приводом для монтажа и демонтажа КМТ.
Программа дальнейшего совершенствования
бронированных машин разминирования, получившая условное наименование
«Вепрь», предусматривала модернизацию БМР-3 с целью повышения защитных
характеристик машины и улучшения условий обитаемости экипажа. Внедренные
технические решения позволили существенно повысить баллистическую и
особенно противоминную защиту за счет установки дополнительного
наружного равнопрочного днища. С учетом динамических колебаний элементов
корпуса машины при подрыве на минах и взрывных устройствах было
изменено размещение оборудования. Модернизированная машина, получившая
наименование БМР-3М, после испытаний в 1997 г. была рекомендована к
серийному производству.
В 2001 году в УКБТМ с целью унификации
бронетанковой техники под руководством главного конструктора Владимира
Домнина была начата разработка БМР на базе основного танка Т-90.
Созданная в начале 2007 г. модернизированная машина БМР-3МА обладает
повышенным уровнем защиты экипажа и размещаемого в ней десанта саперов, а
также оборудована креплениями и системами для применения различного
тралящего оборудования, в том числе и перспективного. Был создан и
экспортный вариант этой машины, получивший обозначение БМР-3МС.
Бронированная машина разминирования
БМР-3МА обеспечивает траление основных типов противотанковых,
противогусеничных и противоднищевых мин с контактными механическими,
неконтактными магнитными взрывателями и деятельность саперного десанта
по ручному разминированию местности вне машины.
В сварной из броневых листов рубке БМР-ЗМА размещаются два члена экипажа и три человека инженерного десанта.
На крыше рубки размещена командирская
башенка с дистанционно управляемой зенитно-пулеметной установкой с
12,7-мм пулеметом «КОРД», способным вести прицельную стрельбу по
воздушным и наземным целям на дальностях до 2000 м. В распоряжении
командира имеется прицельно-наблюдательный комплекс с комбинированным
командирским прибором наблюдения со стабилизацией поля зрения в
вертикальной плоскости.
Для
повышения уровня защищенности от кумулятивных реактивных гранат и ПТУР
на рубке и корпусе БМР-3МА установлены элементы динамической защиты и
пусковые установки дымовых гранатометов.
Конструктивные решения по защите экипажа
от подрыва мин и взрывных устройств, а также технические решения по
противоминной защите, обеспечивают безопасность экипажа при подрыве под
днищем машины противотанковой мины с эквивалентом до 7,5 кг ТНТ. Для
этого днище и борта корпуса по всей площади и периметру обитаемого
отделения изготовлены многослойными, с применением дополнительных
броневых плит на специальных распорках. Пространство между бронеплитами
заполнено наполнителем, обладающим противокумулятивным и
противорадиационным свойствами. Торсионы ходовой части защищены
дополнительными ограждениями коробчатой формы, что в целом повысило
жёсткость днища машины.
Сзади на рубке установлена грузовая
платформа грузоподъемностью 5 т для транспортировки катковых секций
колейного минного трала и стреловой краном с ручным приводом для их
монтажа и демонтажа.
На БМР-3МА устанавливается
комбинированный колейный минный трал КМТ-7 с катковыми и ножевыми
секциями, а также откидными штангами для траления противоднищевых
контактных мин. Применяемая с тралом электромагнитная приставка
предназначена для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.
Она обеспечивает траление мин с электромагнитными взрывателями в радиусе
до 4 м от БМР-3МА.
БМР-3МА оснащена средствами
противодействия взрывным устройствам с дистанционным управлением
подрывом. Для постановки помех каналам управления радиовзрывателям в
машине установлен генератор радиопомех, излучающий помеховый сигнал в
нескольких диапазонах.
При проведении работ по разминированию саперный десант использует переносной генератор широкополосных помех.
Средства жизнеобеспечения: рацион питания
и воды на 5 суток, устройство для кипячения воды и разогрева пищи,
индивидуальные санитарно-гигиенические наборы, устройство для сбора и
хранения продуктов жизнедеятельности экипажа и десанта позволяют экипажу
и десанту находиться в закрытой машине до 2-х суток.
От простого трала к роботам
На международной выставке АРМИЯ-2016 на
полигоне Алабино был продемонстрирован созданный на базе БМР-3МА
конструкторами ковровского СКБМ и Уральского КБТМ роботизированный
комплекс разминирования «Проход-1». Машина оборудована новым тралом
ТМТ-С, обеспечивающим проделывание сплошного, а не колейного, как ранее,
прохода шириной 4,5 м. Трал оснащен устройством для уничтожения
противобортовых мин и аппаратурой для глушения радиоуправляемых фугасов.
Роботизированный комплекс разминирования
«Проход-1» управляется либо дистанционно с мобильного командного пункта,
либо по заранее введенной программе и следует по заданному маршруту. В
этих случаях все три члена экипажа и десант покидают БМР-3МА и находятся
на мобильном командном пункте. Каналы передачи команд управления
надежно защищены от помех и воздействия средств радиоэлектронной борьбы.
Как сообщалось ранее, роботизированный комплекс разминирования
«Проход-1» успешно прошел государственные испытания.
Автор: Сергей Суворов
Фото: Сергей Суворов
Эх, на Менговскую модель бы ТМТ...Пусть даже отдельным набором бы выпустили ;)
ОтветитьУдалитьБрэм бы кто выпустил)))
ОтветитьУдалить