пятница, 6 октября 2017 г.

Цена танка

25 лет назад был принят на вооружение основной боевой танк России Т-90. В различных модификациях этот танк находится в войсковых частях Вооружённых Сил нашей страны, поступает на экспорт, изготавливается в Индии, участвует в танковых биатлонах, воюет в Сирии…
 
Танк был разработан в «Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения» - УКБТМ (г. Нижний Тагил), возглавляемым в то время главным конструктором В. И. Поткиным.
В самые тяжёлые годы нашей страны на исходе XX столетия, из-за отсутствия государственного финансирования сотни предприятий ОПК перестали существовать, танковые заводы (ленинградский, челябинский и омский) прекратили выпуск боевых машин. Танковое производство на могучем в прошлом Уралвагонзаводе – УВЗ тоже умирало из-за отсутствия госзаказа. Владимир Иванович сумел в условиях полного безденежья добиться создания новой модификации танка Т-90С, в котором были учтены все пожелания военных Индии по внедрению в базовый танк новейших комплексов и систем. По результатам испытаний трёх опытных танков в экстремальных условиях индийской пустыни, эти боевые машины были закуплены Индией и стали поступать крупными партиями на вооружение национальной армии. С заключения крупного контракта с Индией на поставку 310 танков Т-90С началось возрождение умиравшей танковой промышленности России. В день отправки трёх танков в Индию В.И. Поткин был сражён вторым инфарктом в своём рабочем кабинете. К сожалению, выдающиеся заслуги Поткина в деле сохранения и развития отечественного танкостроения не нашли должной оценки со стороны государственных органов и должностных лиц. Его обошли стороной государственные награды и премии, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени его наградили посмертно. Письма ветеранов УКБТМ о присвоении звания «Герой России» (посмертно), адресованные высшим должностным лицам страны, отбивались второстепенными чиновниками, не доходя до первых лиц.

Друзья, коллеги, сотрудники УКБТМ и славного Уралвагонзавода! В опубликованном коротком очерке «Под завесой строгой секретности» в газетах «Тагильский вариант» от 28 сентября и 05 октября я рассказал о малоизвестной большинству людей работе на секретных предприятиях оборонной промышленности. Сколько будет сил, буду продолжать это патриотическое дело.
Судьба сложилась так, что за полвека трудовой деятельности я успел поработать в КБ авиационной, ракетной и танковой промышленности.
Особенно длительной инжеНервной работой оказалось моё служение в танковом КБ Нижнего Тагила. Большая часть этого немалого отрезка времени связана у меня с разработкой и созданием силовых установок (СУ) многих опытных и серийных образцов бронетанковой и инженерной техники с традиционными дизелями и опытными газотурбинными двигателями, в т.ч. самыми мощными в СССР. На пути создания силовой установки основного боевого танка происходило много драматических событий, требовавших от нас для их преодоления огромных усилий. Идеология облика моторно-трансмиссионного отделения в отечественном танкостроении определялась в результате жарких споров и столкновений мнений с оппонентами по выбору единого двигателя для основного танка и присоединённых к нему танковых систем. Это требовало от сотрудников отдела СУ кроме обычных конструкторских работ просматривать и изучать горы различных документов, отчётов, участвовать в отрыве от дома в длительных испытаниях боевых машин в экстремальных климатических и дорожных условиях без бытовых удобств.
И, кроме всего прочего, обслуживать серийное производство гигантского предприятия «Уралвагонзавод». Конвейер этого завода безостановочно гнал на внешний рынок и в войсковые части нашей страны танки и инженерные машины в количествах, превышающих суммарно выпуски танков всеми странами мира. Остановка конвейера в сборочном цехе завода была равносильна приговору к расстрелу виновника «аритмии» конвейера. Для решения вопроса «оживления» конвейера в любое время суток экстренно создавались бригады специалистов разных профилей от УВЗ и УКБТМ. После бессонных ночей нервы были на пределе истощения. А утром надо снова быть в КБ…
Публикуемый короткий очерк рассказывает о безвременном уходе из жизни моих начальников и сотрудников, с которыми я работал в тесном контакте в УКБТМ.
Все они – герои, не отмеченные наградами, высокими премиями, учёными званиями …
Единственная возможность оставить память о них, - это рассказать об их подвиге на типографских листах бумаги…
Я приношу извинения другим сотрудникам УКБТМ и специалистам УВЗ за то, что в рамках этого короткого очерка я не смог рассказать о героической работе их товарищей, также безвестно ушедшим из жизни, отдав все силы производству. Будем сообща бороться за увековечивание их имён в названиях улиц, площадей, учебных заведений, полигонов, а также присвоении почётных званий и наград (посмертно).
Э.Б.Вавилонский
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий