Такое впечатление складывается благодаря публикациям в социальных сетях фото и видео материалов из боевых частей российского Министерства обороны. Причем судя по характеру аварий, в первую очередь напрашивается вывод о крайне слабой подготовке механиков-водителей. Вот совсем недавние фото из 19 отдельной мотострелковой бригады, стоящей во Владикавказе. Как видим, механик-водитель не справился с управлением на мосту, в результате чего новенький танк Т-90А, стоимостью около 70 миллионов рублей, оказался вот в таком, очень неприглядном состоянии.
|
Танк Т-90А из состава 19 ОМСБр, попавший в ДТП по вине механика-водителя. Экипаж получил травмы, но остался жив, танк, несомненно, будет отремонтирован, но вот во сколько этот ремонт обойдется налогоплательщикам? |
Ну что ж... это закономерный итог реформирования Вооруженных сил РФ. Благодаря сократившемся срокам службы, сократилось время и на подготовку специалистов. При этом необходимо признать, что интеллектуальный уровень и уровень образования призывников оставляет желать много лучшего (производная от реформы образования), даже не смотря на отмену отсрочек и призыв выпускников ВУЗов (в большинстве из которых были сокращены военные кафедры). МО РФ неоднократно хвасталось успехами по оснащению частей компьютерными тренажерами. Однако ни один, даже самый реалистичный симулятор не дает, как мы видим, опыта и навыков вождения тяжелых боевых машин.
Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать использование зарубежного опыта. Наши генералы любят стращать отечественную промышленность угрозами закупок импортной боевой техники. Однако, видимо, им не известно, что, например, в той же Германии, для получения навыков вождения танков "Леопард" используются специализированные машины - так называемые Fahrschulepanzer, что в дословном переводе означает "Автошкольный танк" или "Танк для обучения вождению" .
|
Немецкий Fahrschulepanzer II на базе танка Leopard II |
На этих машинах вместо башни установлена кабина инструктора по вождению. Для того что бы будущий механик-водитель танка привык к массе и габаритам машины, вес отсутствующей башни компенсирован дополнительным грузом балласта, а для обозначения габаритов - вместо пушки установлен фальшь-ствол в виде трубы. Отсутствие дорогостоящей системы управления огнем и вооружения существенно снижает стоимость Fahrschulepanzer, снижает риск материальных и финансовых потерь при ДТП с участием начинающих механиков-водителей.
В прочем, о создании таких машин подумывали и в СССР. В конце 1980-х - самом начале1990-х годов, в 482-м Конструкторско-технологическом центре бронетанковой техники в Киеве были разработаны аналогичные машины, которые могли бы выпускаться в больших количествах путем конверсии устаревающих модификаций танков, стоящих на вооружении.
Так на базе танка Т-55 был создан ХТВ -55 (ходовой тренажер вождения), а на базе Т-72, соответственно, ХТВ-72. В отличие от немцев, конструкторы из Киева не стали производить демонтаж башни. Со старых танков убиралось только вооружение. Амбразура пушки либо наглухо заваривалась, либо в ней устанавливалось окно с дворником и омывателем, а в башне оборудовалось дополнительное место для инструктора или пассажира. Штатное место инструктора по проекту оборудовалось в люке командира и представляло собой высоко расположенный "стеклянный павильон" с круговым обзором. На практике, при изготовлении опытных образцов, от него отказались как от излишества.
|
Ходовой тренажер вождения ХТВ-72 на базе танка Т-72А. Фото с сайта http://armor.kiev.ua |
Недостатком проекта было отсутствие имитатора пушечного ствола - курсант не ощущал габарит машины и не получал соответствующий навык. Эти машины были приняты на вооружение, однако дальше выпуска нескольких образцов на танкоремонтных заводах Украины дело не пошло. Так же силами БТРЗ были созданы ходовые тренажеры танков Т-64 и Т-80 (ХТВ-64 и ХТВ-80), однако от ХТВ-55 и ХТВ-72 их отличал демонтаж башни (без компенсации веса) и установка просторной кабины, аналогичной по конструкции
ГДРовскому Т-72 FAP .
|
Ходовой тренажер вождения ХТВ-64 на базе танка Т-64А. Башня заменена на специальную рубку. Фото с сайта http://armor.kiev.ua |
|
Ходовой тренажер вождения ХТВ-80 на базе танка Т-80Б. Башня заменена на специальную бронированную рубку, частично компенсирующую вес снятой башни . |
При наличии громадного количества устаревших танков, руководство МО решило не тратиться на их конверсию, и использовать в учебно-боевых группах без каких либо переделок, комплектуя полки сверхштатными единицами. В современной Российской армии такой фокус уже не проходит. В условиях тотального сокращения и экономии, вся старая техника изымается из боевых частей, и идет либо на утилизацию, либо на базы хранения. Более того, характеристики новых машин, поступающих на вооружение, уже достаточно сильно отличаются от старых образцов, что так же делает их использование для учебных целей или конверсию в ХТВ не целесообразной. Напрашивается логичный вывод -
для экономии ресурса и сбережения штатной современной боевой техники, для более быстрого и качественного обучения механиков-водителей необходимо разместить заказ на проектирование и выпуск специализированных учебных машин - ходовых тренажеров вождения, соответствующих современным базовым образцам БТТ. Сколько еще новеньких танков надо раздолбать, что бы до руководства российского МО дошло такое простое решение?