Специальный фоторепортаж
Кирилла Колесниченко
для сайта
Хабаровск
неоднократно получал статус самого благоустроенного города России –
порядок, ухоженность и чистота центральной части города приятно удивляют
всех, кто приехал сюда впервые. Это в полной мере относиться и к
культуре – в городе много хороших и действительно интересных музеев, в
том числе и военных. При этом основные музеи города компактно
сосредоточены в одном районе – рядом с набережной Амура в центральной
части города.
С точки зрения военной истории наиболее
интересен музей Восточного военного округа (бывший музей
Краснознаменного Дальневосточного военного округа). Музей расположен в
отдельном здании и имеет небольшую прилегающую территорию с выставкой
вооружения и техники.
Сама экспозиция организованна в
хронологическом порядке – от истории освоения Дальнего Востока до
современности. Внутри много интересных и уникальных экспонатов – образцы
вооружения, униформы, различные диорамы, модели техники, фото и
документы. Из наиболее интересных обновлений – экспозиция, посвященная
Квантунской армии и вооруженным силам Японии в годы Второй Мировой, а
также японским военнопленным на Дальнем Востоке и в Сибири в
послевоенные годы.
Цитирую информацию с одного из стендов,
посвященному японским танкам: «на танках видны бревна для
самовытаскивания и мешки с углем. Уголь требовался для японской жаровни
«хибати», с помощью которой в ночное время прогревали корпус под
двигателем танка для его оперативного пуска».
Еще один интересный стенд посвящен
вкладу военных в экономическое и социальное освоение региона –
оторванность от центра страны и нехватка демографических ресурсов делали
армию и флот важнейшим ресурсом для развития экономики и социальной
сферы региона: «Большой вклад в развитие народного хозяйства Дальнего
востока внес личный состав Особых колхозного и строительного корпусов и
железнодорожных войск.
35 тысяч военнослужащих ОКДВА, уволенных
в запас в период с 1932 по 1939, остались жить на Дальнем Востоке. Они
приняли активное участие в строительстве промышленных предприятий,
создании совхозов и колхозов.
Солдаты и офицеры, строившие
Байкало-Амурскую магистраль, эту дорогу не выбирали, а восприняли ее как
приказ Отечества. И построили весь восточный БАМ – от станции Тында до
города Комсомольска-на-Амуре.
Военные железнодорожники за 10 лет
отсыпали более 220000000 кубометров грунта; построили 1277 мостов, в том
числе 50 больших и 526 средних и малых, уложили 1149 километров
главного пути и 332 километра – станционных, проложили более 1800
километров кабельных линий связи.
Вот информация со стенда, посвященного
дальневосточной военной промышленности в годы войны. Цитирую: «На смену
тех, кто ушел на войну, в цеха заводов пришли домохозяйки, служащие и
подростки. Работы велись круглосуточно, по часовому графику, день и
ночь. Норму выполняли на 200-300 процентов. Заработанные на них деньги
перечислялись в фонд обороны. На средства трудящихся и воинов Дальнего
Востока были построены эскадрильи и звенья боевых самолетов «Хабаровский
комсомол», «Хабаровский пионер», «Комсомольск», «Советское Приморье»,
«Советский Сахалин», танковые колонны «Амурский рыбак», «Хабаровский
комсомол» и многие другие.
В Хабаровском крае многие предприятия
уже в августе-декабре 1941 года поставляли фронту мины, минометы, а
также продовольственные товары и многое другое, в чем нуждалась
действующая армия. Только в хабаровском крае за годы войны были
построены 20новых промышленных предприятий и транспортных сооружений.
Был досрочно пущен металлический завод «Амурсталь» в
Комсомольске-на-Амуре. В целом за 1941-1945 гг. объем валовой продукции
только в Хабаровском крае возрос в 1,5 раза, в т.ч. по предприятиям
машиностроения в 2.5 раза. Оборонная промышленность Дальнего Востока за
период войны выросла в 5 раз.
Одной жизнью с народом, жизнью трудной,
напряженной, полной самоотверженности и неброской героики жил в годы
Великой Отечественной войны Дальневосточный фронт – фронт невоюющий.
Фронт приграничья, фронт – часовой. Фронт-строитель и пахарь.
Подразделения ДВФ участвовали в
строительстве железнодорожных линий Хабаровск–Ургал и
Комсомольск–Советская Гавань, в прокладке нефтепровода Оха–Комсомольск.
Были введены в действие шоссейные дороги общим протяжением 417 км,
построены 492 км гравийных и улучшенных грунтовых дорог. Тысячи солдат,
сержантов и офицеров в период весенней страды и на уборке урожая
работали в колхозах и совхозах.
На полях и в мастерских трудились по
1500–2000 воинов. Значительно расширялась и улучшалась хозяйственная
деятельность военных совхозов Дальнего Востока. Лишь за три месяца 1943
года на плановое снабжение войск поступило 179 480 центнеров картофеля,
сами справлялись с заготовкой сена, ежегодно заготавливали 40-60 тысяч
тонн. Трудовой подвиг дальневосточников высоко оценила Родина. За
доблестный труд в годы великой Отечественной войны тысячи рабочих,
колхозников, инженерно-технических работников были награждены орденами и
медалями. Среди них были и воины-дальневосточники».
В наружной экспозиции представлена
бронетехника, артиллерия, автомобили. Наиболее интересными экспонатами
являются два танка МС-1,в разное время восстановленные и доставленные в
музей,– четко видна совершенно разная ходовая часть этих машин и
различная имитация вооружения. Кроме того, тут можно увидеть довольно
редкий БТ-7, а также в целом стандартный для окружных военных музеев
набор танков – ИС-3, Т-34-85, Т-54, Т-62М, Т-80БВ и БМП-1.
«Пятьдесятчеверка» довольно редкой
модификации – образца 1946 года с т.н. «заманами» в передней и задней
частях башни. (Кстати, фото этой машины попало в монографию М.Б.
Барятинского о Т-54 в журнале «Бронеколлекция»).
Из орудий интересна 203 мм гаубица Б-4
на гусеничном ходу – ее размеры особенно хорошо видны при сравнении со
стоящим рядом МС-1, а также 152 мм гаубица-пушка Мл-20 и гаубица Д-20.
Полковая РСЗО «Град-1» на базе ЗИЛ-131 также довольно редко встречается в
музейных экспозициях.
Кроме того, тут же экспонируется
истребитель МиГ-19 и зенитная ракета комплекса С-75. Самый необычный
экспонат – штабной вагон постройки начала века. В годы гражданской войны
на Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. он находился в распоряжении Военного
министерства и Главнокомандующего Народно-революционной армией
Дальневосточной республики. В 30-е годы вагон был в распоряжении
командующего Краснознамённой Дальневосточной армией Маршала Советского
Союза В.К. Блюхера.
Прямо напротив военного музея находятся
краеведческий музей и музей искусства. Нельзя обойти вниманием тот факт,
что для первого из них в дополнение к старому зданию был построен новый
корпус-событие, очень нечасто встречающееся в современной России, и
свидетельствующий об ответственном отношении местных властей к истории и
культуре.
Рядом с краеведческим музеем выставлены
несколько орудий периода освоения Дальнего Востока Российской империей, а
в самом музее помимо разнообразной информации о геологии, флоре, фауне,
истории и культуре можно узнать много интересного о военной истории
региона, в особенности о периоде революции и Гражданской войны. В музее
находится панорама, показывающая бои под Волочаевкой.
Неподалеку от краеведческого музея
расположен памятник генерал– губернатору Муравьеву-Амурскому (это
памятник хорошо известен россиянам, поскольку именно он изображен на
пятитысячной купюре), чуть ниже находится памятник капитану Якову
Дъяченко – одному из тех, кто осваивал эти земли. 31 мая 1858 года
солдаты 13-го Сибирского линейного батальона под командованием Дъяченко
высадились на берегу Амура, начав строительство военного поста
Хабаровка, который стал городом Хабаровском. Памятник был открыт 30мая
2008 года в честь 150-летия со дня образования города. Четырёхметровый
монумент изготовил московский скульптор Александр Рукавишников.
Поскольку портрет Якова Дьяченко до нас не дошел, автор памятника создал
собирательный образ военного-первопроходца XIX века. На месте высадки
солдат тоже установлен памятный монумент. Немного дальше – небольшой
обелиск в честь солдат и офицеров, погибших в локальных войнах и
конфликтах.
У штаба Восточного военного округа по
улице Серышева на постаменте установлен еще один МС-1, а чуть дальше –
два 45-мм противотанковых орудия.
Напротив здания штаба располагается, как
гласит вывеска «Офицерский клуб 9 граммов». Что-ж, можно добавить –
хорошо, что его не назвали 9 граммов в сердце!
Комментариев нет:
Отправить комментарий