Узбекистан понял, какой российской продукцией хочет усилить свою армию
Как стало
известно “Ъ”, Узбекистан определился с типами вооружений и военной
техники, которую хотел бы приобрести в России. Интерес касается как
бронетехники и боеприпасов, так и истребителей Су-30СМ. Однако, по
данным “Ъ”, запросы Узбекистана не соответствуют его финансовым
возможностям — несмотря даже на «беспрецедентное для страны — не члена
ОДКБ» право расплачиваться за оружие и технику по внутрироссийским
ценам.
О том, что Узбекистан определился с основными
типами вооружений и военной техники, которую хотел бы приобрести в
России, “Ъ” рассказали источники в сфере военно-технического
сотрудничества (ВТС). По их словам, в список вошли, в частности, боевые и
военно-транспортные вертолеты, бронетехника, стрелковое оружие и
боеприпасы. Есть интерес и к многофункциональным истребителям Су-30СМ.
«В августе делегация высокопоставленных узбекских силовиков посетила
Иркутский авиастроительный завод, где ознакомилась с его
производственными мощностями,— говорит один из собеседников “Ъ”.—
Увиденным они остались довольны». А 20 сентября секретарь Совбеза
Николай Патрушев обсуждал перспективы ВТС на встрече с секретарем
Совбеза при президенте Узбекистана Виктором Махмудовым. Подробности
встречи не разглашались, однако, по данным “Ъ”, стороны коснулись
вопроса ремонта военной техники, доставшейся Ташкенту после распада СССР
и нуждающейся в нем (например, танков Т-62 и Т-72 до уровня Т-62М и
Т-72Б3 или вертолетов типа «Ми»).
Сотрудничество Москвы и Ташкента в оружейной
сфере достаточно скромное: по словам источника “Ъ”, близкого к
Минобороны РФ, до 2005 года велись отдельные поставки БТР-80, вертолетов
Ми-8, минометов различного калибра, гранатометов с боеприпасами, а
также снайперского оружия. Впоследствии интерес узбекских силовиков
ограничился поставками боеприпасов (как стрелковых, так и
артиллерийских), а также взрывчатых веществ, продолжает собеседник “Ъ”:
«Они (взрывчатые вещества.— “Ъ”) были нужны для спецподразделений
органов госбезопасности, которым нужно было проникать в помещения для
ликвидации потенциальной угрозы». Более крупных контрактов Россия и
Узбекистан не заключали.
Ситуация изменилась после смерти президента
Узбекистана Ислама Каримова. Уже при его преемнике Шавкате Мирзиёеве
военные ведомства двух стран подписали 29 ноября 2016 года договор о
развитии ВТС. В апреле 2017 года стороны ратифицировали договор: во
время международной конференции по безопасности министр обороны РФ
Сергей Шойгу обменялся со своим узбекским коллегой Кабулом Бердиевым
соответствующими грамотами.
Условия этого договора «беспрецедентны»,
говорят источники “Ъ” в сфере ВТС: де-факто Узбекистан получает
одинаковые привилегии с партнерами России по ОДКБ. В частности,
узбекские военные и иные силовики получили право покупать вооружения и
спецтехнику не по коммерческим, а по внутрироссийским ценам (например,
по такой схеме Казахстан приобретает российские истребители Су-30СМ).
«Это было сделано, потому что Москва хотела привлечь Ташкент именно по
геополитическим соображениям и решила дать льготы, равные тем, что есть у
стран—членов ОДКБ»,— говорит один из собеседников. Другой источник
уточняет, что вкупе с угрозой, исходящей из Афганистана, российские
переговорщики рассчитывали, что Узбекистан станет «более сговорчивым».
Однако этого пока не произошло: по его словам, до заключения контрактов
даже по такой схеме «еще очень далеко». «Сейчас у них довольно большой
список желаний, он сильно превышает их возможности и нужды, но нет
никаких гарантий, что хоть что-то из этого будет приобретено»,— считает
источник “Ъ”.
Напомним, что в апреле заместитель директора
Федеральной службы по ВТС Владимир Дрожжов сообщал, что Москва и Ташкент
обсуждают вопрос о создании в Узбекистане сервисных центров по
обслуживанию военной техники и вооружений. По сведениям “Ъ”, Россия
рассчитывала, что ожидавшие ремонта узбекские штурмовики Су-25 (восемь
единиц) и истребители МиГ-29 (восемь машин) будут модернизированы на
предприятиях российского авиапрома. Однако, по данным “Ъ”, уже после
подписания договора узбекские военные предпочли первые партии машин (по
четыре каждого типа) отправить не в Россию, а в Белоруссию — на 558-й
авиаремонтный завод (Барановичи). Этот шаг вызвал «некое недоумение у
российской стороны», говорит собеседник в сфере ВТС: «Мы сделали
огромный шаг навстречу, ответной реакции пока не почувствовали».
Вчера в Федеральной службе по ВТС от комментариев “Ъ” воздержались.
Комментариев нет:
Отправить комментарий