пятница, 21 октября 2011 г.

Каддафи мертв? Нет, он вечно будет жив!

Позор НАТО - убийцам и кровавым маньякам! Позор натовским лицемерным приспешникам!

Вечная память павшим героям ливийской народной джамахирии, борцам за истинную демократию и свободу независимой Ливии!
Муамма́р бен Мухаммад Абу Менья́р Абде́ль Саля́м бен Хами́д аль-Кадда́фи 
- святой мученик -
имена твоих убийц скоро забудут, их кости сгниют, и души будут гореть в аду 
твое гордое имя будет жить вечно, мощи твои станут нетленными, а душа вознесется к райским кущам и будет хранить народ Ливии притязаний от варваров-неоколонизаторов!




Каддафи пообещал биться"до последней капли крови" и он сдержал свое слово!



ПТК АСУ ТЗ "Созвездие-2М"


    На выставке вооружения, военной техники и боеприпасов "RUSSIAN EXPO ARMS" , прошедшей с 8 по 11 сентября в танковой столице России - городе Нижний Тагил, на крупнейшем в России артиллерийско-боеприпасном полигоне  "Старатель", который принадлежит ФКП "Нижнетагильский институт испытания металлов" среди прочих новинок демонстрировались новейшие разработки Концерна "Созвездие" - програмно-технические комплексы для обеспечения автоматизированного управлениявоинскими формированиями в тактическом звене.
     
  ОАО «Концерн «Созвездие» - крупнейшее российское предприятие радиоэлектронной промышленности. В него входят 20 ведущих научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов отрасли. Концерн является разработчиком Единой системы управления войсками и оружием в тактическом звене Вооруженных Сил Российской Федерации. ОАО «Концерн «Созвездие» специализируется на разработке и создании систем, комплексов и средств связи для Вооруженных Сил, иных воинских формирований, ведомств и силовых структур, а также для отраслей промышленности.
Основные направления производственной деятельности Концерна:
-           автоматизированные системы управления и связи стратегического звена;
-           автоматизированные системы управления и связи тактического звена;
-           системы телекодовой, речевой и проводной связи для комплексов ПВО-ПРО;
-           автоматизированные системы связи и управления специального назначения;
-           автоматизированные системы и средства радиоэлектронной борьбы;
-           профессиональные (корпоративные) системы и средства связи;
-           системы и средства связи общего пользования;
-           радиорелейное оборудование с повышенной помехозащищенностью.
Начиная с середины 90-х годов до 2007 года предприятие работало над созданием автоматизированных систем управления и гибкопро-граммируемых систем многофункциональных средств радиосвязи с адаптацией к внешним воздействиям. В 2007 году завершены работы по второму этапу создания систем управления и связи для тактического звена. Организовано промышленное производство базового комплекса АСУ ТЗ Сегодня осуществляются поставки комплекта в Сухопутные войска для опытной войсковой эксплуатации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Концерн "СОЗВЕЗДИЕ"


Представляем еще одного участника выставки вооружения, военной техники и боеприпасов "RUSSIAN EXPO ARMS - 2011" 
по материалам журнала "Обозрение Армии и Флота" №4/2011
Концерн «Созвездие» объединяет 20 предприятий радиоэлектроники, работающие в 11 регионах России. Технологическим лидером является воронежское предприятие ОАО «Концерн «Созвездие», правопреемник известного в стране НИИ связи, история которого берет начало в 1958 году. Сегодня концерн принимает участие в разработке и изготовлении различных систем связи и управления в интересах Министерства обороны РФ. В частности, для сухопутных войск создается Единая система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). О том, как «Созвездие» выполняет возложенную на него задачу, рассказывает первый заместитель генерального директора Николай Михайлович РАДЬКО:

- Сегодня предприятия концерна проводят комплекс опытно-конструкторских работ по созданию автоматизированных систем управления в интересах отдельных видов и родов российских войск, и в частности, в тактическом звене управления. Основная цель этого комплекса работ - повышение эффективности боевого применения тактических воинских формирований. Это можно осуществить за счет повышения управляемости, мобильности средств связи и автоматизации. В связи с этим ОАО «Концерн «Созвездие» проводит целый комплекс системообразующих опытно-конструкторских работ при широком взаимодействии с предприятиями промышленности. Эти работы имеют почти десятилетнюю историю.

- Какова предыстория этих работ, которые проводились воронежским концерном?

- Начнем с того, что ОАО «Концерн «Созвездие» было создано Указом Президента РФ№993 от 29 июля 2004 года целенаправленно для разработки, производства и обслуживания единой системы и средств управления войсками в тактическом звене, а также комплексов автоматизации управления и связи. Для этого под руководством материнской компании - Воронежского НИИ связи - были объединены Го предприятий радиоэлектронной промышленности: НИИ, КБ, заводы из различных регионов России. В состав концерна вошли и ведущие предприятия РЭП Воронежского региона, где традиционно была сильна радиоэлектроника. Сделать концерн головным предприятием по разработке и созданию российской ЕСУ ТЗ было решено после получения положительных результатов НИОКР, проведенных в период с 2000 по 2004 годы по широкой номенклатуре техники. Кстати, в период развертывания комплекса работ по ЕСУ ТЗ в 2000 году существовало несколько предприятий, имеющих технологический, научный итехнический заделы в области автоматизации управления и связи. Результаты показали, что Воронежский НИИ связи, правопреемником которого является ОАО «Концерн «Созвездие», имеет более существенные наработки для реализации поставленных задач. Кроме того, у нас всегда была сильная научная подготовка специалистов. Для работы, на которую был определен десятилетний срок, это существенное преимущество. Естественно, все последующие годы предприятие раз-вивалось. К примеру, сегодня у нас трудятся 1 член-корреспондент РАН, 34 доктора наук, 68 лауреатов Государственных премий РФ и премии Правительства РФ. Средний возраст разработчиков составляет 40 лет.

- В чем заключаются особенности создаваемой концерном ЕСУ ТЗ? Какие технологические новшества используются в этой системе?

- На сегодняшний день разработка ЕСУ ТЗ уникальна и для предприятий радиоэлектронной промышленности Воронежской области, и для России в целом. Несмотря на существующий к 2000 году задел в данной области, многое пришлось строить с нуля. Для объединения всех существующих наработок потребовалось произвести сложную работу по созданию подсистем управления, средств и устройств нового поколения, специальных операционных систем, защищенных средств вычислительной техники, а также модернизации средств радиосвязи и множества других. В ЕСУ ТЗ реализованы современные инфокоммуникационные технологии. Раньше военные технологии становились основой для создания гражданских. Но сегодня динамика развития гражданских технологий существенно превышает динамику развития военных. Поэтому была проведена трансформация ряда перспективных телекоммуникационных и информационных технологий с учетом требований тактического звена управления. Примерами могут служить создание серии радиостанций Р-168, использующих СВЧ-диапазон и технологии WiFi и WiMAX с адаптацией к военным требованиям, создание платформонезависимых программно-информационных изделий с сервисориентированной архитектурой. Их реализация позволила получить уникальные результаты, обеспечивающие командирам обмен информацией на высоких скоростях, в том числе и в условиях воздействия противника.
 Сейчас можно сказать, что система, созданная с применением этих новых телекоммуникационных и информационных технологий, получила новые, ранее не присущие ей свойства. Причем ЕСУ ТЗ создана как «открытая» система, позволяющая осуществлять ее даль-нейшее развитие в соответствии с развитием информационных и телекоммуникационных технологий. Даже несмотря на то, что объемы финансовых средств, выделенные на решение задачи создания ЕСУ ТЗ, на порядки меньше, чем объемы, выделяемые зарубежными государствами на аналогичные проекты, можно считать, что система состоялась.

- Как происходит внедрение ЕСУ ТЗ в войска?

- Это очень важный вопрос - внедрение системы в войска и обучение личного состава обращению с ней. Ведь с появлением ЕСУТЗ меняется философия ведения боевых действий. И здесь промышленности без обратной связи с военными очень сложно.

Отмечу, что уже третий год проводится опытно-войсковая эксплуатация системы. Ее цель - проверить эксплуатационные характеристики системы в войсках, дать возможность разработчику на последующих этапах проводить ее последовательную модернизацию. Для этого осуществляются периодические батальонные и ротные тактические учения с применением системы.

Для эффективного применения системы необходима комплексная подготовка должностных лиц всех уровней управления в тактическом звене, начиная от отдельного военнослужащего и заканчивая командиром бригады, к работе на средствах управления. В МО РФ развернут комплекс работ по организации обучения личного состава. Для этого задействованы специалисты и подготовлены учебные классы, где на реальных средствах автоматизации можно обучить должностных лиц решению тактических задач с последующим выходом на практику на реальных боевых объектах. Концерн, помимо прочего, проводит комплекс работ по созданию в вузах Минобороны обучающей базы.

- Каков потенциал продвижения нашей системы на мировом рынке вооружений?

- За рубежом созданию систем такого класса уделяется особое внимание. Сегодня на мировом рынке даже сформировался новый специализированный сегмент вооружения и военной техники. Условно этот сегмент рынка можно назвать «Автоматизированные системы управления тактического звена» (АСУ).
Созданием таких систем занимаются не во всех странах, а только в тех, которые обладают соответствующей научной и производственной базой, высокотехнологичным производством и имеют собственные разработки в области создания АСУ. Это США, Израиль, Великобритания, Франция, Турция. Последние мировые выставки позволяют сделать вывод о том, что и Австралия, и Норвегия, и Китай, и другие страны, ранее не замеченные в разработках АСУ, теперь активно развивают это направление и выходят на мировой рынок. Среди бывших республик СССР только Украина и Белоруссия имеют потенциал по разработке таких систем, в том числе и для тактического звена. Все они - наши конкуренты на внешнем рынке высокотехнологичной продукции, и эти конкуренты активны и агрессивны. Россия обладает и знаниями, и технологическим потенциалом для создания систем такого класса. Поэтому продвижению разработанной системы на внешний рынок в концерне уделяется особое внимание и уже есть положительные результаты.
 Кстати говоря, в настоящее время и внутренний рынок - конкурентная среда, в которой присутствуют зарубежные компании. И они не всегда «честны» в предложениях. Для примера: некоторые радиосредства, продвигаемые в России, при ближайшем рассмотрении оказались средствами предыдущего поколения с современным «обвесом». По характеристикам они существенно хуже, несмотря на современный внешний вид, по сравнению с радиосредствами производства нашего концерна. Запад никогда не будет продавать современную технику России, это надо понимать.

- Каковы дальнейшие перспективы развития российской ЕСУ ТЗ?

- Современный этап развития вооружений и военной техники армий ведущих зарубежных государств и у нас в России характеризуется созданием интегрированных разведывательно-информационно-ударных систем. Они ориентированы на широкое применение средств разведки, информационного обеспечения, управления оружием и войсками по единому замыслу, в едином информационном пространстве. При этом уделяется большое внимание информационно-телекоммуникационной сфере. Важно отметить, что наши разработки не уступают зарубежным, а по некоторым характеристикам и превосходят их. У нас есть базис для их создания - комплекс инновационных технических, телекоммуникационных и информационных решений, знания и, что очень важно, опыт создания крупных систем, а также стратегия развития системы в дальнейшем. Их реализация на уровне, отвечающем современным способам ведения боевых действий с применением принципиально новых технологий XXI века, позволяет изменить философию боевых действий. Поэтому концерн «Созвездие» смотрит в будущее с оптимизмом.

Танк Т-72 «УРАЛ»

 
В июле 1969 года состоялись полигонные испытания опытных образцов танков «Объект 172», «Объект 173» (по две машины каждого образца) и серийного танка Т-64А. Предъявленные машины соответствовали характеристикам танка Т-64А, а по надежности работы силовой установки и автомата заряжания «Объект 172» явно превзошел все остальные образцы. Кроме того, он обеспечивал более комфортные условия работы экипажа: лучшую вентиляцию боевого отделения, возможность речевой и зрительной связи. Двигатель мог работать на различных сортах горючего: дизельном топливе, авиационном керосине Т-1, ТС, Т-2, автомобильном бензине А-66 и А-72. Установка и монтаж оборудования ОПВТ требовали в три раза меньше времени. В начале 1970 года были построены еще три танка «Объект 172». Во время их полигонных испытаний в период с 11 июля по 25 августа 1970 года наибольшее количество неисправностей и отказов пришлось на слабую ходовую часть: приблизительно 30% отказов и 53% неисправностей. Одновременно поток рекламаций на 5ТДФ и ходовую часть Т-64, уже эксплуатировавшихся в войсках, достиг критической массы. Военные, так долго ждавшие «шестьдесятчетверку» взвыли мольбами к А.А.Морозову о срочной доработке ходовой части машины. С просьбой доработать ходовую часть Т-64 к Морозову обратился зам. командующего бронетанковых войск Ю.А. Рябов. В подтверждение своей аргументации он прилагал отчеты войсковых испытателей с перечнями недостатков Т-64. Но А.А. Морозов явным образом отказался от этой работы, написав на одном из отчетов: «Если вы такие умные, то делайте танки сами!» Рябову ничего не оставалось, как в обход руководства министерства оборонной промышленности обратиться напрямую в Нижний Тагил. Невзирая на позицию МОП, он добился заключения с тагильским КБ договора о разработке усовершенствованного танка, на базе тагильского «Объекта 172».
К этому времени уже многие в Министерстве обороны, МОПе, ВПК стали обращать внимание на недостатки харьковской машины. Однако, маховик постановки в серийное производство на крупнейшем заводе отрасли негодного для службы в Армии танка Т-64А, запущенный в августе 1967 года Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, набирал обороты. Требовалась координация усилий всех здравомыслящих сил и заинтересованных сторон, по предотвращению ошибки, совершенной в свое время руководством Министерства обороны с подачи заинтересованных руководителей МОПа.
Для этого лучшей кандидатуры, чем Леонид Николаевич Карцев просто не было. В августе 1969 года он оставляет должность главного конструктора завода, передает дела КБ в надежные руки своего друга и соратника В.Н. Венедиктова, а сам принимает должность заместителя председателя научно-технического комитета ГБТУ. Уже 4-5 ноября 1969 года совместным решением МО и МОП состоялось оформление решения о продолжении работ по об.172. Вспоминает Л.Н.Карцев: «До нового года я практические все время был в Тагиле, настраивая Венедиктова на нужный лад, хотя он и сопротивлялся. Так, после испытания первой партии «Объектов 172», как я и предполагал, ненадежной оказалась харьковская ходовая часть. Мне с Вайсбурдом пришлось потратить много энергии и нервов, чтобы уговорить Венедиктова войти с предложением об установке на этот танк ходовой части с нашего «Объекта 167». Он все твердил, что против этого Зверев, с которым не хочет ссориться. В конце концов, это предложение Венедиктов вынес на обсуждение, и все его одобрили». 12 мая 1970 года это решение было окончательно утверждено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №326-113 «О проведении работ по дальнейшему совершенствованию танка «Объект 172». Данный документ открывал дорогу работам совершенствованию машины и по внедрению на нее ходовой части отработанной на опытных экземплярах «Объекта 167».
При разработке «Объекта 172М» преследовалась цель выполнения следующих основных задач:
- устранение недостатков по ходовой части и корпусу;
- повышение надежности работы узлов ходовой части с учетом перспективного развития танка.
 
 
Под руководством нового главного конструктора, Валерия Николаевича Венедиктова, вступившего в должность 7 января 1970 года, уже к концу года были построены три усовершенствованных танка получивших обозначение «Объект 172М». Эти машины были оснащены новой ходовой частью и двигателем В-46 в 780 л.с. Увеличение веса об.172М до 41 т по сравнению с 39 т «Объекта 172» и 38 т танка Т-64А компенсировалось увеличением мощности на 80 л.с., емкости топливных баков на 100литров и ширины гусеницы на 40 мм. В соответствии с запросами армии была проведена работа по совершенствованию трансмиссии. С ноября 1970-го по апрель 1971года эти танки прошли полный цикл заводских испытаний, а затем 6 мая 1971года были представлены министрам обороны А.А.Гречко и оборонной промышленности С.А.Звереву. К началу лета 1972года была выпущена опытная партия из 15 машин, которые пошли на беспрецедентные по масштабам совместные с Т-80 испытания. В первой половине 1973 года прошли еще одни успешные контрольные испытания установочной партии об.172М. За этот период были устранены недостатки, выявленные в предыдущих. Это дало все основания для принятия танка на вооружение, что и было оформлено Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 7 августа 1973 года. По этому Постановлению танк получил наименование – «Т-72». А в 1975 году и собственное имя – «Урал». Серийное производство машины было начато в 1974 году. За этот год Уралвагонзаводом было выпущено 220 танков Т-72. Его серийное производство продолжалось по 1979 год включительно.

МОДИФИКАЦИИ
• Объект 172М опытной и войсковой серии – башня выполнена путем конверсии башни танка Т-64А
Т-72К (Объект 172МК) «Урал-К» – командирский вариант линейного танка Т-72 (об.172М), на котором дополнительно была установлена коротковолновая радиостанция, навигационная аппаратура, зарядное устройство, но уменьшен боекомплект
Т-72 (Объект 172М) образца 1975 года
Т-72 (Объект 172М) образца 1976 года
Т-72 (Объект 172М) образца 1978 года
Т-72 (Объект 172М) образца 1979 года
Т-72 (Объект 172М-Э) – экспортная модификация
Т-72 (Объект 172М-Э1) – экспортная модификация
Т-72 (Объект 172М-Э2) – экспортная модификация
Т-72К (Объект 172МК-Э) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка
Т-72К (Объект 172МК-Э1) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка
Т-72К (Объект 172МК-Э2) – экспортная модификация командирского вариант а линейного танка
 
Объект 172МН – опытный образец танка Т-72 (об.172М) , на котором была установлена 130 мм нарезная пушка 2А50 (ЛП-36Е). Проходил испытания в 1972-1974 гг. В середине октября 1975 года демонстрировался маршалу Гречко А.А. во время его посещения НИИ в Кубинке. На вооружение не принимался
Объект 172МД – опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125 мм гладкоствольной пушкой повышенного могущества 2А49 (Д-89Т). На вооружение не принимался
Объект 172МП – опытный образец танка Т-72 (об.172М) со 125 мм гладкоствольной пушкой 2А46М. Изготовлен в мае-июле 1977 года с целью проведения приемосдаточных испытаний системы. По результатам этих испытаний пушка 2А46М была признана соответствующей заданным тактико-техническим требованиям и рекомендована для проведения дальнейших испытаний.
Объект 175 – результат работ проводившихся в 1970-75 гг по усовершенствованию об.172М. На вооружение не принимался, опытный образец не изготавливался. Отдельные наработки по машине данной спецификации, как и по об.172-2М были использованы в совершенствовании конструкции серийных машин об.172М (Т-72)
 
 
ОЦЕНКА, СРАВНЕНИЕ
(по материалам обобщенного отчета по испытаниям объектов 172 и 172М и подготовке производства. 1971 г.)
Три заводских образца объекта 172М (с новой ходовой частью и двигателем В-46 мощностью 780 л.с.) в период с ноября 1970 г. по апрель 1971 г. прошли интенсивные испытания в различных климатических условиях (район Н.Тагила, ЗабВО,в/ч 68054) с целью проверки надежности узлов и механизмов танка.
Испытания этих образцов в объеме 10000+13004 км (двигатели отработали 414+685,7 часов) показали эффективность доработок, введенных в процессе испытаний, надежную работу узлов ходовой части, двигателя и его систем, силовой передачи и автомата заряжания, что позволило во 2 квартале 1971 г. предъявить образцы 172М на полигонные испытания.
Проведенные полигонные испытания танков 172М в различных условиях эксплуатации (БВО, МВО, и ТуркВО) в объеме 8458 + 11662 км (двигатели наработали 393,7 + 510,7 часов), так же показали надежную работу двигателя В-45, силовой передачи, ходовой части и танка в целом.
По замечаниям, выявленным при полигонных испытаниях и, в частности, при испытаниях в высокогорных условиях ЗакВО, заводом внедрены, а так же разрабатываются мероприятия, которые будут реализованы в процессе подготовки серийного производства объекта 172М, проводимой заводом в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №326-113 от 12 мая 1970 г.
Танк «Объект 172М» №1 прошел I этап испытаний в соответствии с программой, согласованной с ВП №47, в период с 26.11. по 06.12.70 г. Испытания проводились на танкодроме завода по кольцевой сильно пересеченной трасе с мерзлым грунтом, частыми выбоинами и ухабами. Ходовые испытания проводились интенсивно с наработкой за сутки 19,8 часов и протяженностью суточных переходов до 418 км на максимально возможных для данных дорожных условий скоростях. За первый этап испытаний танк прошел 3000 км, двигатель отработал 154 часа. Испытания показали следующие результаты:
двигатель В-46 работал надежно, параметры его находились в пределах ТУ и практически не изменились;
агрегаты силовой передачи работали надежно.
После проведения ТО №2 и устранения замечаний танк «объект 172М» №1 был подвергнут II-му, III-му и IV-му (дополнительному) этапам испытаний.
Перед началом II-го этапа испытаний были установлены опытные гусеничные ленты 613.44.22сб, ведущие колеса 175.54сб – 1 с венцами под траки гусеничных лент 613.44.22сб, приварные кронштейны 175.01.148-1 крепления поддерживающих роликов из спецстали и болты крепления поддерживающих роликов с резьбой М30х2, а перед IV-м этапом (после 10004 км) – измененный привод вентилятора. Ходовые испытания III-го и IV-го этапов проводились в период с 09.12.1970 г. по 16.04.1971 г. на танкодроме завода в тех же условиях, что и на I-м этапе.
За весь период испытаний танк прошел 13004 км, двигатель отработал 685,7 часа, произведено 1027 заряжаний пушки автоматом заряжания, в том числе 170 выстрелов. В результате проведенных испытаний выявлено:
двигатель и его системы работали надежно. В процессе испытаний имели место а) незначительные подтекания масла через уплотнения крышек головки блоков; б) незначительный выброс паров масла через суфлер двигателя; в) образование трещин на левом выхлопном коллекторе (отработано 441,9 час.); г) из-за разрушения привода вентилятора системы охлаждения на 451,2 часа двигатель был перегрет, в связи с этим на нем были заменены уплотнительные резинки водяных каналов и дюралевые прокладки в разъеме головок блоков.
гитара и коробки передач с бортовыми передачами работали надежно и замечаний не имели. Угловой редуктор привода вентилятора работал ненадежно из-за разрушения зубчатого ведомого узла конического редуктора привода вентилятора и подшипника фрикциона вентилятора, вызванного значительной расцентровкой привода. Установленный после 10004 км доработанный привод, допускающий повышенные расцентровки, при испытаниях на протяжении 3000 км с заведомо выставленными повышенными расцентровками замечаний не имел и остался в работоспособном состоянии.
узлы ходовой части показали следующие результаты:
а) имевшие место разрушения торсионов связаны с загрязненностью стали неметаллическими включениями и неотработанностью технологии; установленные после 7053 км торсионы из стали электрошлакового переплава до конца испытаний замечаний не имели;
б) разрушение втулок балансиров вызвано недостаточной их прочностью; установленные после 7053 км усиленные втулки замечания не имели и остались в работоспособном состоянии;
в) в процессе испытаний отрабатывалась конструкция уплотнения по разъему гидроамортизатора, подбирались рабочая жидкость и рабочее давление в гидроамортизаторе; проверенные на дистанции 3000 км (установленные после 10004 км) гидроамортизаторы с доработанной конструкцией уплотнения корпуса, перегородки и крышки, а так же измененное стопорение пальцев в соединении тяги с рычагом гидроамортизатора, замечаний не имели;
г) в процессе испытаний имели место случаи выпадения колец стопорения шин и разрушение колец стопорения ступиц поддерживающих роликов; введенные после 3868 км доработанные кольца обеспечили проведение испытаний в заданном объеме;
д) опорные катки шестых подвесок после 7971 км были заменены из-за разрушения резиновых массивов, остальные опорные катки испытывались до конца испытаний; после изменения выставки торсионов по углу закрутки вновь установленные катки передних и задних подвесок работали на дистанции 5033 км без разрушения резинового массива;
е) гусеничные ленты 613.44.22сб (без технологических и конструктивных улучшений) обеспечили работоспособность до 3972км; серийные гусеничные ленты 166.44сб-1В с открытым шарниром отработали 3000 км и остались пригодными к дальнейшей эксплуатации;
в) диски ленивцев и ступицы ведущих колес имели трещины по ребрам; в дальнейшем на последующих образцах устанавливались доработанной конструкции.
автомат заряжания в объеме 1027 заряжания, в том чтсле 170 выстрелов, имел 4 отказа и 2 задержки.
прицел ТПД-2 и стабилизатор 2Э28 отработали 54,3 часа и замечаний не имели.
По замечаниям, выявленным в процессе испытаний «Объекта 172М» №1, заводом были разработаны конструктивные мероприятия, которые внедрялись на заводские образцы №2 и №3 до начала испытаний или в процессе испытаний по мере разработки.
Испытания «Объекта 172М» №2 и №3 проводились в период с 14.01. по 17.04.1971г. тремя этапами в объеме 3000км – I этап, 4000 км – II этап, 3000 км – III этап в соответствии с программой согласованной с ВП №47.
I этап испытаний проводился на танкодроме завода в период с 14.01. по 29.01.1971г. по той же трассе и в таких же условиях, как проводились испытания контрольных полигонных образцов №8 и №9 «Обекта 172».
II этап испытаний проводился в ЗабВО (ст.Мирная) в период с 16.02. по 26.02.1971г.
III этап испытаний проводился на танкодроме завода с 30.03. по 17.04.1971 г.
Целью испытаний явилась проверка надежности и работоспособности агрегатов и узлов ходовой части, систем моторно-трансмиссионного отделения и танка в целом, а так же эффективности проведенных конструктивных мероприятий.
На «Объектах 172М» №2 и №3 были внедрены следующие конструктивные мероприятия:
А. до начала испытаний:
1. Усиленные ведущие колеса 175.54сб-2;
2. Торсионные валы из стали 45ХНМФА-Ш;
3. Поддерживающие ролики 175.53сб-1 с измененным стопором шин на ступице, заправленные смазкой ЦНАТИМ-203;
4. Усиленные втулки балансиров;
5. Гидроамортизаторы с улучшенным стопорением тяги 175.52.012, заправленные маслом МСЗП-5;
6. Ленивцы с усиленными дисками.
Б. перед II этапом испытаний:
1. Гусеничные ленты 613.44.22сб
- на танке №2 – с технологическими улучшениями (2 технологических прибыли);
- на танке №3 – с усиленными поперечными ребрами траков (с 8 мм до 10 мм – по толщине и с 16 мм до 20 мм – по высоте).
В. перед III этапом испытаний:
1. Изменена выставка торсионных валов по углу закрутки с целью разгрузки первых и шестых опорных катков;
2. Литые диски направляющих колес из спецстали с усиленными ребрами;
3. Серийные (танка Т-62) стальные горловины направляющих колес – на танк №3;
4. В связи с измененной выставкой торсионов установлены новые опорные катки в первых и шестых подвесках.
В процессе испытаний за три этапа танки прошли:
- танк №2 – 10000 км;
- танк №3 – 10012 км;
двигатели отработали соответственно 419,1 и 414 часов.
Испытания проводились интенсивно с наработкой за сутки до 20,7 часов и протяженностью суточных проходов до 732 км. Ходовые испытания в объеме 10000 км выполнены за 31 календарный день (по 9-11 дней на этап). Средние скорости при испытаниях на танкодроме завода составили 20,8 км/час, а при испытаниях в ЗабВО – 40,3 км/час.
За время испытаний доработанные узлы и механизмы работали надежно, подтвердили эффективность конструктивных и технологических мероприятий и обеспечили выполнение программы в объеме 10000 км.
В дальнейшем для наработки двигателями моторесурса до 500 часов, а так же проверки опытных мероприятий танк №3 в соответствии с совместным решением организации п/я В-2968 и в/ч 52682 от 08.05.1971 г. продолжал испытания на трассе в/ч 68054, а танк №2 на основании письма 562/3/005085 от 16.04.1971г. в/ч 52682 – в ТуркВО (учебный центр «Келята»). С учетом дополнительных испытаний танк №2 прошел 13686 км, а танк №3 – 11388 км; двигатели отработали 572 и 536 часов соответственно. Танки находятся в работоспособном состоянии.
Проведенные в различных климатических и географических условиях испытания объектов 172М №1, №2 и №3 показали высокие динамические и маневренные качества и эксплуатационно-технические характеристики, достаточную надежность работы агрегатов, узлов, механизмов и систем моторно-трансмиссионного отделения, ходовой части и управления в пределах пройденных 11388+13686 км. Двигатели этих танков надежно отработали 697,7 (танк №1), 572 (танк №2) и 536 (танк №3) часов. Автомат заряжания в доработанном виде на контрольных образцах 172 №8 и №9 показал так же высокую надежность – 448 заряжания на один отказ. Полученная степень доработки узлов, механизмов, агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, ходовой части и автомата заряжания, наряду с доработками проведенными соисполнителями по вооружению и ТПД-2, позволили представить образцы на полигонные испытания.
Проведенные испытания полигонных образцов объекта 172М в различных эксплуатационных условиях (БВО, ТуркВО, МВО) подтвердили высокую степень конструктивной отработки объектов 172М, при наработке 8458 + 11662 км, двигателями 393,7 + 510,7 часов и автоматом заряжания 619+2000 заряжаний пушки.
Двигатель, гитара, коробки передач и другие узлы и механизмы силовой передачи показали надежную работу в пределах выполненной танками наработки.
Имевшая место на двигателе объекта 172М №5 течь воды из зарубашечного пространства пятой гильзы правого блока была вызвана производственным дефектом – при сборке не установлено одно из трех резиновых колец уплотнения нижнего пояса гильзы. После установка резинового кольца двигатель обеспечил выполнение танком программы в заданном объеме.
Автомат заряжания показал надежную работу в пределах 377 + 539 заряжаний на один отказ.
Узлы ходовой части показали следующую работоспособность:
1. Торсионные валы - 8458 + 11662 км
2. Балансиры - 8458 + 11662 км
3. Направляющие колеса – 6000 км
4. Гусеничные ленты - 5000 + 8096 км
5. Диски ведущих колес – 8458 + 11662 км
6. Венцы ведущих колес – 5000 + 10004 км
7. Амортизаторы - 8458 км
8. Поддерживающие катки – 5890 км (доработанная конструкция в ТуркВО)
9. Опорные катки – 4237 + 11662 км
 
По замечаниям и дефектам, выявленным в процессе испытаний полигонных образцов, заводом оперативно проводились конструктивные доработки, эффективность которых проверялась испытаниями в тех же условиях. Ненадежно работавшие на I этапе испытаний в ТуркВО поддерживающие катки были доработаны и проверены на объекте 172М №7 при проведении II этапа испытаний в тех же условиях. Поддерживающие катки отработали 5890 км (до наработки танком 10004 км) и остались в работоспособном состоянии. На II этапе испытаний объекта 172М №7 в ТуркВО была так же проверена эффективность новой выставки опорных катков при измененной закрутке торсионов. Опорные катки отработали 6387 км и остались в работоспособном состоянии, кроме 4-го левого, который был заменен после указанного километража из-за разрушения резинового массива. По ряду замечаний проводятся конструктивные доработки, мероприятия по которым будут внедряться в процессе дальнейшего производства объекта 172М.

 
Приведенные выше практически без купюр и смысловых изменений цитаты из обобщенного отчета от 1971 года, наглядно показывают высокую степень отработки и надежности даже самых первых опытных образцов танка «Объект 172М» – будущего Т-72 «Урал». Используя эти данные, читатель лично, не прибегая к помощи новоявленных экспертов и историков от танкостроения, может проанализировать факт необходимости и целесообразности создания танка Т-72. К сожалению, по вполне понятным причинам, мы не увидим подобных отчетов по танкам Т-64, Т-64А и Т-64Б - самым неудачным танкам созданным в СССР. Их публикация может поставить крест на репутации главного конструктора А.А.Морозова с соответствующими негативными последствиями для современного танкостроения Украины. Однако, да же если вчитаться в его опубликованные дневники и сравнить изложенные в них факты с приведенными здесь данными, со всей очевидностью становится ясно ошибочность пути по которому вело отечественное танкостроение ХКБМ – головное КБ отрасли в то время.

Фотодетализацию и чертежи танка Т-72 "Урал"  - лучшего танка второй половины XX века - смотрите на сайте "ОТВАГА"