Т-80: на улицах южнокорейских городов, полигонах острова Афродиты и в йеменской пустыне
Южная Корея продолжает эксплуатировать российские боевые танки Т-80У. Об этом свидетельствует относительно недавно размещенный на ролик.
Судя по видео, танки в прекрасном состоянии и даже прошли
некоторую доработку, в частности, за башней появились корзины для
имущества, которые также могут служить, как экраны против легких
противотанковых боеприпасов, установлены стоп-сигналы и указатели
поворотов.
Южная Корея продолжает эксплуатировать российские боевые танки Т-80У. Об этом свидетельствует относительно недавно размещенный на ролик.
Т-80У вооруженных сил Южной Кореи
Поставка танков в Южную Корею
началась в 1996 году в счет погашения советского государственного долга.
Всего было передано около трех десятков боевых машин. Южнокорейским
военным танк понравился, они отмечали его прекрасную маневренность и
надежность.
Машины интенсивно
эксплуатировались, и в свое время были сообщения, что южнокорейская
сторона даже испытывает некоторые трудности с запасными частями, в
результате часть поставленных танков, якобы, просто стояли в парках. Но
потом эти проблемы были решены, и эксплуатация Т-80У продолжена.
Т-80У вооруженных сил Южной Кореи
Время от времени появлялись
сообщения, что Южная Корея намерена докупить Т-80. И вот в 2005 году
были приобретены 2 командирских танка Т-80УК, с тепловизорами "Агава-2" и
комплексами оптикоэлектронного противодействия "Штора". Называлась даже
сумма контракта - 6 млн. долларов.
Вернемся к видео: сообщалось, что
данные машины используются южнокорейской армией в ходе боевой подготовки
для обозначения техники противника (интересно, какого, у КНДР и КНР
Т-80 нет), на видео танки в характерном для южнокорейской бронетехники
камуфляже.
Т-80У вооруженных сил Южной Кореи
Что еще любопытно, Россия поставила
корейцам 70 БМП-3 и 33 БТР-80А, однако колонну сопровождает
южнокорейская бронемашина KIFV, а также БРЭМ на шасси южнокорейского
танка К1.
Следует отметить, что именно с
танком Т-80У в начале 90-х годов связывались экспортные надежды
российских оборонщиков. Предполагалось, что именно он станет основой
танкового экспорта молодого российского государства. И поэтому поначалу
все выпущенные Т-80У, кроме нескольких десятков, успевших попасть в
войска до распада Союза, ориентировались на экспорт. В начале 1993 года
недавно рассекреченный российский танк блеснул на выставке в ОАЭ. Успех
был большим, танком заинтересовались Индия, Швеция и Китай.
И вот в 1993 году Т-80У наряду с
более "простым" нижнетагильским Т-72С проходил испытания в Индии. Там
обнаружились некоторые проблемы с эксплуатацией газотурбинного
двигателя. По некоторым данным, во время одного из этапов испытаний не
был включен режим "пустыня", и произошло расплавление лессовой пыли на
элементах проточной части двигателя. Кроме этого, индийцев не устроил
повышенный аппетит газовой турбины.
К тому же, в режиме "пустыня"
происходило падение мощности двигателя и "восьмидесятка" теряла
преимущество в подвижности по сравнению с тем же Т-72С. В результате
индусы потеряли интерес к омскому танку.
И вскоре все надежды с модернизацией танковых войск они стали связывать исключительно с Нижним Тагилом, с его Т-90С.
В холодных шведских условиях
восьмидесятка показала себя гораздо лучше, чем в 50-градусной жаре
пустыни Тар. Но для рослых шведских танкистов не подошел, по их мнению,
ограниченный внутренний объем танка, и они выбрали "Леопард-2".
Успокаивало, что вместе с Т-80У скандинавы "прокатили" новейшую версию
"Абрамса" и самый совершенный на то время французский "Леклерк".
В 1995 году Т-80У демонстрировался в
КНР. Но, как сообщали, здесь произошла не совсем красивая история. Дело
в том, что российская боевая техника, привезенная в Поднебесную, ночью
охранялась…китайской стороной. И когда утром российские специалисты
пришли, то обнаружили, что китайцы заводили бронемашины, в том числе
Т-80У, и проверяли их на ходу.
Китайцы очень хорошо отозвались о
танке, но закупать не стали. Мало того, изучение Т-80У подтолкнуло их к
ускоренной разработке своей боевой машины нового поколения, которая, в
конце концов, превратилась в танк Тип 99.
Неудачи Т-80У на международных
рынках оружия танка стали связывать с тем, что в 1992 году один танк
через либерийскую фирму был продан Великобритании. Сделка была очень
сомнительной, хотя бы тем, что продажа танков данной модели на то время
вообще была запрещена.
"И кто в здравом уме станет толкать
за рубеж новейшую боевую машину своим потенциальным конкурентам для
изучения. Заработали несколько миллионов долларов, а потом потеряли
сотни миллионов", - писали возмущенные специалисты в области экспорта
вооружений.
И вот провалы Т-80У стали объяснять не особенностями "восьмидесятки", а тем, что "англичанка гадит".
В 1995 году ориентированные на
экспорт Т-80У( как и экспортные Т-72С) приняли участие в юбилейном
военном параде в Москве. Танки поступили на вооружение Кантемировской
дивизии, где потеснили своих дизельных собратьев харьковского
производства Т-80УД.
Но 1996 год стал настоящим прорывом для омичей. Сразу две страну заинтересовались газотурбинными танками - Южная Корея и Кипр.
Т-80У вооруженных сил Республики Кипр
Небольшое островное государство в
апреле 1996 года подписало контракт в 172 млн. долларов на поставку 41
танка. Танки стали прибывать на остров уже летом 1996 года. Поставка
завершилась в июне 1997 года тремя партиями: по 27, 14 и 18 машин. Всего
Кипр получил 27 Т-80У и 14 командирских танков Т-80УК.
Наверное, получив хорошую оценку
российских танков от киприотов, греки пригласили Т-80У поучаствовать в
тендере на приобретение танков для национальной армии.
Т-80У вооруженных сил Республики Кипр
Представлять России в стране Эллады
стала специально доработанная версия танка Т-80УЕ (экспортная), на
которой установили гидрообъемную передачу, были изменены органы
управления, вместо рычагов - штурвал, установили тепловизор "Агава-2".
На данных конкурсных испытаниях
танк превзошел некоторые заявленные параметры. Так, машиной была
достигнута максимальная скорость в 80 км/ч, хотя по тактико-техническим
характеристикам (ТТХ) -70 км/ч. Расход топлива по асфальту составил 4
литра на километр, а по ТТХ-5-7 литров. Тендерный комитет отметил
надежную работу двигателя, трансмиссии и механизма заряжания. Кроме
того, "восьмидесятка" оказалась самой легкой в освоении экипажами.
Т-80У вооруженных сил Республики Кипр
Но выявились и недостатки, это,
прежде всего, отставание в системе управления огнем, недостаточная
мощность стабилизатора вооружения, а также то, что отечественный
тепловизор значительно уступал западным разработкам в этой области.
Возникли также проблемы с надежностью гидрообъемной передачи, выход из
строя которой не позволил полностью выполнить программу испытаний.
Несмотря на то, что греки не
закупили Т-80УЕ, участие в данном тендере следует оценивать
положительно. В результате следующие варианты Т-80У уже избавились от
выявленных недостатков.
С началом нового века, в связи с
тем, что Россия стала ориентироваться, в основном, на экспорт Т-90С,
интерес к Т-80У несколько упал. Но, тем не менее, машиной продолжали
интересоваться. Например, омские танки возжелал купить Иран. Однако завод уже был в состоянии банкротства, и сделка развития не получила.
В середине 2000-х Кипр
модернизировал свои Т-80У установкой тепловизионных прицелов
"Плиса".Сделка была заключена в 2004 году на 12,1 млн. долларов.
В 2009 году на выставке вооружений в
Омске было объявлено, что Кипр намерен приобрести новую партию в 41
танк Т-80У, общей стоимостью в 115 млн. евро. Танки были подержанными,
их ремонтом и модернизацией занимались в Омске.
Завершение поставок ожидалось в
середине прошлого года. Как и во время первого контракта, 14 танков
должны были быть в командирской версии. В настоящее время сделка
выполнена, и эти танки заменили собой 52 устаревших французских AMX-30,
состоявших на вооружении 20-й танковой бригады Национальной гвардии. Т-80БВ вооруженных сил Йемена
А относительно недавно стало
известно еще об одной, почти невероятной сделке. Но обо всем по порядку.
Вооруженным силам Белоруссии после вывода советских войск из Германии
достались 92 Т-80БВ. В войсках союзной республики они почти не
эксплуатировались, а были выведены на базы хранения.
Т-80БВ вооруженных сил Йемена
Танки записали в так называемую
"экспортную группу" и надеялись продать куда-нибудь за рубеж. Несколько
доработанных в Белоруссии Т-80БВ даже демонстрировали на выставках
оружия в Минске, но долгое время желающих приобрести турбо-танк не
находилось. И вот в прошлом году стало известно, что 66 Т-80БВ нашли
нового хозяина.
Т-80У вооруженных сил Йемена
Ими оказались йеменские военные.
Танки ремонтировались на 140-м танкоремонтном заводе, а газовые турбины
восстанавливали в Харькове, на тамошнем танкоремонтном предприятии,
которое в советское время как раз и специализировалось, в том числе, на
газотурбинных танках.
Т-80У вооруженных сил Йемена
Фото и видеоматериалов из Йемена, к
сожалению, до сих пор не поступило, и как там "поживают" танки,
предназначавшиеся для ответного марш-броска к Ла-Маншу, пока неизвестно.
Но в век Интернета, надо полагать, такие информационный пробелы
устраняются быстро, и мы еще увидим йеменские турбо-танки.