понедельник, 6 февраля 2012 г.

Уралвагонзавод приобретает пакет акций Мотовилихи

Белоусов Алексей 
"Эксперт-Урал"
   Залп из двух орудий
 Корпорация «Уралвагонзавод» стала акционером «Мотовилихинских заводов». Цель УВЗ как головного предприятия государственной машиностроительной корпорации - добиться синергии и в гражданском, и в военном производстве.
    Первые сообщения о сделке между УВЗ (покупателем выступила ее «дочка» - компания «Уральская большегрузная техника - УВЗ», далее УБТ) и Мотовилихой появились 27 января, но официальных комментариев ее участники не давали. Лишь пять дней спустя о покупке 15% акций сообщил генеральный директор УВЗ Олег Сиенко, добавив, что долю планируется довести до 50%. Детали сделки по-прежнему не разглашаются. По оценке «Инвесткафе», стоимость 15-процентного пакета, исходя из рыночных котировок, составляет 312,5 млн рублей.
    Судя по всему, решение о покупке было принято гораздо раньше: УБТ обратилась к МЗ с требованием о созыве внеочередного общего собрания акционеров еще 23 декабря 2011 года. Заочное заседание совета директоров МЗ состоялось 30 января 2012-го (возможно, руководство не хотело объявлять о покупке до этого момента), но требование удовлетворено не было. Названная причина - отсутствие документов, подтверждающих владение УБТ минимум 10% акций предприятия. Известно, что заявитель предоставил выписку об остатке ценных бумаг на счете депо брокерского дома «Открытие», но у регистратора Мотовилихи информации о том, что УБТ является владельцем акций, не оказалось. По мнению старшего партнера ГК «Интеллект-С» Романа Речкина, проблема, скорее всего, техническая: «Как вариант, УБТ просто придется показать документы о цепочке номинальных держателей, чтобы подтвердить реальность сделки. Сейчас в реестре в качестве акционера вместо УБТ может быть указан один из номинальных держателей ценных бумаг».
    Пикантность ситуации состоит в том, что государство в лице УВЗ уже почти десять лет подбирается к Мотовилихе. Представители и нижнетагильского завода, и российского правительства неоднократно заявляли о желании создать в России бронетанковый холдинг, включив в него не только государственные предприятия, но и частные. Однако основные акционеры Мотовилихи еще в 2007 году (тогда государству принадлежало всего 10% акций) наотрез отказались в нем участвовать. Принятое частными собственниками решение оказалось правильным: МЗ удалось сохранить хорошие позиции на рынках как вооружений, так и гражданского машиностроения и металлургии, провести модернизацию и разработать новое вооружение, ориентированное в том числе на мировой рынок.
     Но УВЗ, как выяснилось, от намерений установить контроль над Мотовилихой не отступил. И теперь его шансы очень высоки. Вопрос лишь в цене. Олег Сиенко, говоря о планах покупки еще 35% акций, уточнял, что сделал акционерам оферту, но их не устраивает цена, соответствующая той, по которой был выкуплен 15-процентный пакет.
     Зачем корпорация УВЗ так настойчиво добивается пермского предприятия?

Бери что хочешь

- УВЗ и «Мотовилихинские заводы» обладают легко интегрируемым и взаимодополняющим ассортиментом. Приобретение контроля над МЗ в краткосрочной перспективе целесообразно в первую очередь с точки зрения производства дорожно-строительной техники, - рассуждает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
    Структура выручки "Мотовилихинских заводов" по направлениям деятельностиОпыт работы УВЗ на этом рынке пока сложно назвать удачным. Как указано в годовом отчете, доля компании с 2006 по 2010 год сократилась в сегменте гусеничных экскаваторов массой 28 - 32 тонны с 28 до 13%, погрузчиков - с 32 до 17%, тракторов - с 1% до нуля. Позиции на рынке колесных экскаваторов массой 18 - 23 тонны улучшились (с 11,4% до 17% рынка), но остаются крайне нестабильными (в 2009 году доля 5%). УВЗ производит всего две модели колесных экскаваторов и один гусеничный, одну модель универсального трактора в трех модификациях и единственный погрузчик. Мотовилиха позволит как минимум расширить перечень продукции за счет автомобильных кранов, многофункциональных экскаваторов-планировщиков, автомобилей для обслуживания дорог. Кроме того, она, вероятно, сможет повысить конкурентоспособность продукции УВЗ за счет ее доработки. Интерес корпорации к дорожно-строительной технике подтверждает ее приобретение в 2011 году Челябинского тракторного завода (ЧТЗ - «Уралтрак»), в который планируется вложить в этом году до 10 млрд рублей.
- В среднесрочной перспективе синергия будет весьма существенной и в сегменте государственного оборонного заказа, так как УВЗ поставляет для министерства обороны танки, а Мотовилиха - самоходные орудия и ряд артиллерийских систем. Некоторые из них могут быть использованы для новых разработок нижнетагильских танков, - продолжает Бурмистров.
   ВПК - опорное направление для «Мотовилихинских заводов», на него приходится почти половина выручки холдинга. Так, по предварительным итогам 2011 года объем продаж составил 13,2 млрд рублей (на 58% больше, чем в 2010-м), при этом выручка от реализации военной техники выросла почти втрое. Гособоронзаказ и экспортные контракты принесли предприятию более 5 млрд рублей. Кроме того, в конце декабря состоялась отгрузка на сумму более 1,3 млрд рублей, которая не отразилась в годовой финансовой отчетности.
Выручка "Мотовилихинских заводов" в 2007 - 2011 годах     А вот гособоронзаказ УВЗ в 2011-м сравним с предыдущим годом: общая сумма по корпорации составила 8,2 млрд рублей, это 30% в выручке. (Подробнее о стратегиях и перспективах работы с гособоронзаказом МЗ и УВЗ см. «Крыльями работай», «Э-У» № 35 от 05.09.11 .)
      Помимо гражданской техники и ВПК, Мотовилиха интересна нижнетагильской корпорации еще рядом направлений: это выпуск металлургической продукции, вагонных и локомотивных осей, нефтепромыслового оборудования. Всем перечисленным сегодня занимаются оба предприятия. Причем это не первый актив такого профиля, приобретенный УВЗ. В частности в 2010 году корпорация купила контрольный пакет акций французского производителя вагонного литья Sambre et Meuse. А в 2011-м принято решение о строительстве сталелитейного предприятия для вагоностроения в Балаково (Саратовская область).
     - Взаимодействие УВЗ и Мотовилихи будет нацелено на синергию развития направления ВПК, гражданской спецтехники, железнодорожных вагонов и прочего, - говорит аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. - Какой-то одной конкретной цели нет, поскольку сфера деятельности заводов не ограничивается жесткими рамками. Такой подход позволит проводить более гибкую стратегию на рынке и, следовательно, диверсифицировать риски производственной деятельности.
     - Развивать и военное, и гражданское направление логично не только по причине того, что это делает компанию устойчивее, - соглашается с коллегой ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - При всестороннем развитии лучше сохраняются технологии производства, опыт и компетенции персонала, сам трудовой коллектив. К тому же такая стратегия позволяет каждому из направлений использовать технологические и производственные наработки другого. Это укрепит их конкурентоспособность.

Под крылом государства

         Покупка Уралвагонзаводом 15% акций уже привела к тому, что «Мотовилихинские заводы» перешли под контроль государства. В состав акционеров МЗ входят ФГУП «Сплав» и компания «РТ-Авто» (100% «дочка» Ростехнологий), которые владеют 10% и 25% акций соответственно. Выходит, что госпакет в МЗ вырос до 50%.
        - Целью, скорее всего, является создание на основе УВЗ вертикально структурированного холдинга по производству во­оружения и техники сухопутных войск, важным элементом которого должна стать Мотовилиха, - считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. - Такой холдинг в нынешних российских условиях его организаторам видится как сугубо государственный. Думается, что положение Мотовилихи принципиально не изменится - предприятие как было головным отечественным заводом по выпуску артвооружения, так им и останется.
         - Госкорпорация «Ростехнологии» создавалась с той целью, чтобы консолидировать профильные активы. Таким образом, теперь «Мотовилихинские заводы» получают возможность более уверенного и активного развития. А это напрямую найдет отражение в финансовых результатах компании, - пытается быть оптимистичным Кирилл Маркин.
         Частные акционеры МЗ причины выхода из бизнеса не называют. Но прежде оборонщики намекали: убедить частных инвесторов передать свои пакеты в госкорпорацию можно, если у Мотовилихи появятся господдержка, перспективы увеличения госзаказа и средств на НИОКР. Что мы за последние два года и увидели.
           В ближайшее время руководство Уралвагонзавода, скорее всего, попытается внести изменения в состав совета директоров и топ-менеджмента «Мотовилихинских заводов», чтобы получить рычаги управления компанией.             

Дополнительные материалы:
ОАО «Мотовилихинские заводы» - одно из крупнейших машиностроительных предприятий Большого Урала. По объему реализации в 2010 году занимает седьмую позицию среди машиностроительных компаний региона (8,4 млрд рублей, данные рейтинга «Эксперт-Урал-400»). Основные направления деятельности: ВПК (реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган», «Смерч», самоходные артиллерийские орудия «Нона» и «Вена», ряд моделей гаубиц, пушек, минометов); металлургия (сортовой и листовой прокат, штамповки, поковки и др.); нефтепромысловое оборудование и дорожно-строительная техника.      

ОАО «Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"» объединяет более 20 промышленных предприятий, НИИ и конструкторских бюро в России и Европе. Занимает первое место среди машиностроительных компаний в рейтинге «Эксперт-Урал-400» (объем реализации в 2010 году 55 млрд рублей). По итогам 2011 года, 68% выручки сформировал дивизион железнодорожной техники, 30% - спецтехники (в основном танки); 2% приходится на тракторы, дорожно-строительную технику и установки для ремонта и освоения скважин.               

Комментариев нет:

Отправить комментарий