ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНУ
Уважаемый Владимир Владимирович!
Прошло более 20 лет с момента принятия
на вооружение Российской армии основного боевого танка Т-90. С появлением этого
танка и, особенно, его экспортной модификации Т-90С, в смутные и тяжёлые годы массовой
гибели предприятий ОПК, удалось сохранить в Нижнем Тагиле танковое КБ и единственный завод по производству танков,
а, следовательно, и всю танковую отрасль
России.
Главная заслуга в этом принадлежит талантливому конструктору и выдающемуся руководителю орденов «Ленина» и «Октябрьской Революции» «Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения» (УКБТМ, г. Нижний Тагил, Свердловской обл.), полковнику-инженеру Владимиру Ивановичу Поткину. Ему в этом году исполнилось бы 75 лет со дня рождения. Он не только организовал при поддержке Генерального директора производственного объединения «Уралвагонзавод» Малых Н.А. (1997-2003) и начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны, Почётного гражданина г. Нижнего Тагила генерал-полковника Маева С.А. (1996-2006) в кратчайшие сроки разработку конструкторской документации экспортной модификации «Т-90С», но и воссоздал всю цепочку кооперации заново, убедив некоторых поставщиков возродить производство вновь.
Главная заслуга в этом принадлежит талантливому конструктору и выдающемуся руководителю орденов «Ленина» и «Октябрьской Революции» «Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения» (УКБТМ, г. Нижний Тагил, Свердловской обл.), полковнику-инженеру Владимиру Ивановичу Поткину. Ему в этом году исполнилось бы 75 лет со дня рождения. Он не только организовал при поддержке Генерального директора производственного объединения «Уралвагонзавод» Малых Н.А. (1997-2003) и начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны, Почётного гражданина г. Нижнего Тагила генерал-полковника Маева С.А. (1996-2006) в кратчайшие сроки разработку конструкторской документации экспортной модификации «Т-90С», но и воссоздал всю цепочку кооперации заново, убедив некоторых поставщиков возродить производство вновь.
Кроме того, Поткин заложил фундамент по
созданию новых перспективных российских боевых машин и другой сложной техники.
13 мая 1999 года Владимир Иванович,
отказавшись лечь в больницу, скончался
на своём рабочем месте от второго инфаркта, после тяжелейшей подготовки к экстремальным испытаниям
танков Т-90С в Индии в канун их отправки в аэропорт.
После этого был заключен ряд выгодных
контрактов на поставку танков Т-90С за
рубеж. По настоящее время танк Т-90С является
самым востребованным основным танком на международном рынке вооружений, принося
государству существенную прибыль.
Принимая
во внимание исключительный вклад главного конструктора ОАО «Уральское
конструкторское бюро транспортного машиностроения» Поткина В.И. в развитие отечественного
танкового производства, его выдающиеся достижения в создании образцов
бронетанковой, инженерной, дорожно-строительной техники, не получившие достойной
оценки на государственном уровне,
ветераны ОАО «УКБТМ» вносят
предложение о присвоении Поткину Владимиру Ивановичу звания «Герой Российской
Федерации», или, как вариант, «Герой Труда
Российской Федерации» (посмертно).
Мотивация наших предложений была
признана убедительной и поддержана сотрудниками аппарата Полпреда Президента
РФ в УРФО. Состоялись консультации сотрудников со специалистами Комиссии при
Президенте РФ по государственным наградам (в дальнейшем «Комиссия»).
Специалисты Комиссии указали на ряд
требований к присуждению высших наград, препятствующих присвоению Поткину В.И.
звания «Герой России» или «Герой Труда» (посмертно). Суть их сводится к
следующему:
1. Заслуги Поткина В.И. за создание танка Т-90
(Т-90С) отмечены награждением его орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (посмертно) Указом
Президента РФ № 796 от 18.06.99 г.
Дважды
государственные награды за одни и те же заслуги не присваиваются.
Вынуждены констатировать, что это
требование высшие руководители стран в обоснованных случаях не учитывали:
Например: «За разработку конструкции
нового среднего танка» Т-34 главному конструктору Кошкину М.И. была присуждена
10 апреля 1942 г. Сталинская премия (посмертно), а через 50
лет после его кончины за ту же работу ему было присвоено посмертно звание «Героя
Социалистического Труда» (аналог звания «Герой Труда»).
По совокупности всех спортивных
достижений звания «Герой Социалистического Труда» был удостоен 18.03.1990 г.
знаменитый футбольный вратарь Лев Яшин, имевший к этому времени 4 другие
государственные награды.
В США за выдающиеся спортивные
достижения на Всемирной олимпиаде в 1936
г. выдающийся легкоатлет Джесси Оуэнс
был дважды награждён в разные годы Президентской медалью Свободы и Золотой
Медалью Конгресса.
2. Звание
«Герой Труда Российской Федерации» посмертно не присваивается. Основание: пункт
8 «Положения о государственных наградах Российской Федерации» (Указ Президента
РФ от 07.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной
системы Российской Федерации»).
В качестве контраргументов можно
привести примеры о присвоении посмертно Кошкину М.И. звания «Героя
Социалистического Труда» и присвоении Звания «Героя Социалистического
Труда» (посмертно) шести создателям
отечественного реактивного оружия (Указ Президента СССР № УП-2120 от 21.06.1991
г.) и др.
Таким
образом, высшие руководители стран в обоснованных случаях не учитывают
различные ограничения в присвоении высших наград за выдающиеся заслуги и подвиги своим гражданам.
При этом, по нашему мнению, для присвоения Поткину В.И. высшего звания
страны Президенту России даже не требуется искать какие-либо исключения из
сложившегося на государственном уровне порядка награждения.
Владимир
Иванович Поткин был награждён орденом
«За заслуги перед Отечеством» III степени только за конкретные заслуги
по руководству работами по созданию танка Т-90 (Т-90С) образца 1999 года и они априори
оценены достойно. (Как и главный конструктор Кошкин М.И.,
Владимир Иванович не дожил до триумфа своего «детища»).
Через несколько дней после трагической
кончины Поткина начались испытания 3-х танков Т-90С в сложнейших климатических
условиях индийской пустыни Тар, по результатам которых был заключён первый выгодный
контракт России на поставку Индии большой партии этих танков. С этого момента
начал подниматься «с колен» погибающий
от безденежья Уралвагонзавод и ещё более двухсот предприятий - поставщиков составных частей и комплектующих танка. Была спасена
танковая отрасль России!
Но и этим не
исчерпываются заслуги Поткина перед страной!
Вопреки массовому крушению промышленных
предприятий и деградации научных центров в «лихие» 90-е годы, в УКБТМ под
руководством Поткина в это время невиданными
до этого темпами
было осуществлено техническое
перевооружение предприятия, запущен уникальный комплексный стенд, позволяющий
снимать нагрузочные характеристики танка при экстремально высоких температурах
окружающего воздуха, проведена 100-процентная компьютеризация на всех рабочих
местах ИТР и вспомогательных служб,
создан громадный технический задел новаций, внедренных в опытные образцы
танков, инженерные и специальные сложные машины.
Среди них:
– Боевая машина огневой поддержки - БМПТ («Терминатор»),
не имеющая аналогов по своим боевым характеристикам в мировом
танкостроении;
–
«Объекты 187» – шесть (!)
совершенно разных модификаций танков;
–
Перспективный «Объект 195» с уникальными
техническими характеристиками.
Многие технические решения этого танка,
по мнению экспертов, заимствованы при создании широко известного ныне опытного
образца танка «Армата»;
–
Погрузчик универсальный малогабаритный ПУМ-500;
–
Экскаватор на гусеничном
ходу ЭО-5126;
–
Экскаватор на колёсном
ходу ЭО-33211.
Кроме того, на базе «Т-90» были разработаны:
–
усовершенствованная инженерная машина разграждения ИМР-2МА;
–
модернизированная инженерная машина разграждения ИМР-3;
–
бронированная машина разминирования БМР-3М) и др.
Всего за период работы в должности главного конструктора с
01.12.87 по 13.05.99 Владимир Иванович руководил разработкой и созданием 55
видов конструкций бронетанковой техники, инженерных машин на базе танковых
шасси, дорожно-строительной техники и других образцов сложной техники.
В период его руководства предприятием работа
цехов УКБТМ была переведена на 3-х
сменную работу, а все сотрудники регулярно и вовремя получали зарплату.
Это позволило УКБТМ занять лидирующее
положение в отечественном танкостроении.
По
своему значению для укрепления обороноспособности России, перечисленные заслуги
Поткина В.И. по совокупности должны быть оценены отдельно и удостоены самой
высшей награды страны (посмертно).
Для примера: только за поставку Украиной
по заключённому контракту 320 танков в Пакистан, бывший главный конструктор
харьковского танкового КБ (ХКБМ) Борисюк М.Д. был удостоен звания «Герой
Украины».
Вновь напомним о том, что гениальный
конструктор танка Т-34 Кошкин М.И., не доживший
до начала серийного производства своего танка из-за тяжёлой болезни, полученной
им во время исторического пробега двух танков по маршруту Харьков – Москва –
Харьков, всё-таки через 50 лет был удостоен давно заслуженного звания Героя (посмертно).
Как и Кошкин М.И. Поткин В.И. совершил
подвиг самопожертвования при внедрении новых танков в производство.
По нашему глубокому убеждению вся деятельность Владимира
Ивановича Поткина на посту главного конструктора УКБТМ в труднейшие 90-е годы
нашей страны за выживание КБ, Уралвагонзавода, танковой отрасли, да и сама
красная смерть его, похожая на гибель солдата в бою по защите Отечества, должны
быть увековечены присуждением ему звания «Герой Российской Федерации»
(посмертно).
Уважаемый
Владимир Владимирович!
Мы
– ветераны УКБТМ, участники всех работ, проводимых под руководством Владимира
Ивановича Поткина, ходатайствуем о
присвоении ему звания «Герой Российской
Федерации».
Просим поддержать наше ходатайство присуждением
этого высшего звания России человеку, который всей своей жизнью дал пример
молодёжи, как надо любить свою Родину.
Неотложное решение этого вопроса
необходимо для увековечивания памяти выдающегося танкового
конструктора России Владимира Ивановича Поткина в годовщину его 75-летия.
С глубоким уважением,
ветераны ОАО «УКБТМ»
(Всего 160 подписей. Список прилагается.
Оригинал хранится в архивах Совета ветеранов ОАО «УКБТМ»)
Публикуется по просьбе Совета ветеранов УКБТМ